Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Люди-легенды: лётчик Василий Борисович Копылов (1897-1933)  (Прочитано 139 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 570
  • Ржевцев Юрий Петрович

КОПЫЛОВ Василий Борисович (1897-1933), российский и прославленный советский военный лётчик.
Родился 1 августа (как надо полагать, по старому стилю) 1897 года в калужском городе Козельске, но домашний адрес по состоянию на 1917 года: Петроград, Чернореченская улица, 5.
В Русскую армию (до весны 1917 года – с приставкой «императорская») поступил в добровольцем в статусе вольноопределяющегося (но, возможно, – охотника).
10 июня 1917 года как курсант Русского авиационного корпуса при Военной школе в английском городе Руислипе получил свидетельство на право пилотирования аэропланом марки «Морис-Фарман-Биплан».
В середине 1920-х – как красный военлёт, прикомандированный к авиации последовательно Общества друзей воздушного флота СССР и Авиахима и в данном качестве установил, как минимум, один рекордный, плюс совершил целую серию агитационных облётов по территории СССР.
Скончался в 1933 году, по неофициальным данным, от тяжёлой от неизлечимой болезни.
Из моей рукописи: «Авиаперелёт Москва – Казань – Красноуфимск – Курган – Омск и обратно (но на сей раз с единственной промежуточной посадкой в Казани) 1926 года – он из числа заранее не планировавшихся и вдобавок замешанный на… коммерческой основе. Двое американских журналистов по фамилиям Эванс и Уэльс, почти как в знаменитой книге Жюль Верну «Вокруг света за восемьдесят дней», совершили скоростное кругосветное путешествие «своим ходом», но только с той разницей, что их маршрут в Центральную Азию пролегал не через Балканы и Турцию, а через советскую Россию. Однако, спеша из Европы в Москву, они опоздали на дальневосточный экспресс, на котором планировали к нужному для себя сроку добраться в маньчжурийский Харбин, и иного способа, как только лететь на самолёте, чтобы успеть догнать этот самый поезд уже в Омске, у них не было. На выручку пришёл Авиахим как организация, официально уполномоченная советским правительством опекать такого рода иностранных путешественников, но, само собой, – на договорной основе. Сколько и в какой валюте заплатили Авиахиму заокеанские организаторы этого скоростного кругосветного путешествия, увы, неизвестно: в доступных архивных документах такие сведения выявить пока не удалось. Но зато в изобилии архивные подлинники, на страницах которых отражена напряжённая работа должностных лиц Авиахима по организации этого экстренно назначенного перелёта и обеспечению экипажа всем необходимым, включая бензин и моторное масло в местах промежуточных посадок. Одновременно Авиахим обоих американцев как авиапассажиров застраховал в органах Госстраха.
Снаряжена же была машина отнюдь не советского производства, а немецкая – давно доказавший свою надёжность и неприхотливость в эксплуатации немецкий Юнкерс «F.13» с бортовым именем «Все в Авиахим». Однако ради справедливости надо сказать, что этот выбор был обусловлен, не недоверием к продукции отечественного авиапрома, как то может показаться, а исключительно только тем объективным обстоятельством, что иных пассажирских самолётов, за исключением ПМ-1, отремонтированного после авиакатастрофы 1925 года и подготовленного к перелёту Москва – Париж – Москва, в авиапарке Авиахима попросту не было, как не было ещё и многоопытных лётчиков, получивших бы лётное свидетельство в авиашколах СССР. Пилотировал авиахимовский Юнкерс «F.13» с бортовым именем «Все в Авиахим» военлёт Василий Борисович Копылов (1897-1933) – бывший курсант Русского авиационного корпуса Русской (до марта 1917 года – с приставкой «императорская») армии из числа обучавшихся лётной профессии в Англии в 1916-1917 гг. Второе же место в пилотской кабинет занял Х.С. Клочко – авиамеханик, также ставший авиатором ещё в дореволюционный период.
Взлетели в два ночи 24 июня. Промежуточные посадки: утром – в Казани; днём – в Красноуфимске; ближе к вечеру – в Кургане, где и заночевали. В Омске сели вечером двадцать пятого, в связи с чем страну почти сразу облетела сенсационная новость: «Лётчик Авиахима тов. КОПЫЛОВ с механиком тов. КЛОЧКО на самолёте Ю-13 с мотором 185 л.с. совершил перелёт из Москвы в Омск (2400 км), пробыв в воздухе 20 час. 15 мин. на протяжении 28 час. 24 и 25-го июня».
Руководство Авиахима с напряжением наблюдало за перелётом и, как только из Омска пришла телеграмма с пометкой «Молния», что борт благополучно сюда прибыл, тут же отбило по служебному телеграфу приветствия отважному экипажу. Вот некоторые из них: Уншлихт – Копылову: «Поздравляю с крупным успехом, достигнутым Вами в перелёте Москва – Омск. Ваш успех – лучшее доказательство энергии, выдержки советского лётчика». Фельдман – Копылову: «Ваш перелёт – новая блестяща победа советской авиации. Авиахим гордится своим пилотом. Примите искренние поздравления». Начвоздухсил Баранов – Копылову: «От лица Воздушных сил Союза поздравляю с достигнутым успехом. Ваша победа – залог дальнейшего развития и успеха советской авиации».
Тем же вечером в Москву своим полномочным представителям отправили телеграмму и доставленные в Омск иностранцы: «Встречаем впервые такого пилота, которому по своей практике не знаем равных».
Примечательная деталь: прощаясь с лётчиком В.Б. Копыловым на Омском аэродроме, американцы любезно в знак благодарности протянули ему пять десятидолларовых купюр. Это, однако, оскорбило нашего пилота. И тогда, спохватившись, американцы заменили доллары десятью советскими червонцами, но и их к смятению заокеанских гостей Василий Борисович гордо не принял…
16 августа этот же экипаж в составе пилота В.Б. Копылова и механика Х.С. Клочко совершил обратный перелёт из Омска в Москву, «вылетев из Омска в 12 час. 22 мин. ночи на 16 августа и прибыв в Москву в 6 час. 45 мин. вечера того же дня, те. За 18 часов 23 мин., пробыв в воздухе 17 часов 18 минут, из них без посадки из ОМСКА до КАЗАНИ – 12 час. 8 мин. (1650 километров). Этот перелёт является тройным рекордом: всесоюзным рекордом по продолжительности пролёта без посадки, мировым рекордом продолжительности на самолёте Ю-13, всесоюзным рекордом дальности полёта на пассажирской машине в один день. тт. КОПЫЛОВ и КЛОЧКО награждены ВЦИК орд. Труд. Кр. Знамени, а также им объявлена благодарность РВС СССР».
Кстати, в течение своего полуторамесячного пребывания в Омске отважный экипаж не сидел сложа руки, а осуществлял агитоблёты близлежащих районов, чем, собственно, и была вызвана эта самая полуторамесячная задержка с возвращением в столицу на аэродром приписки. А по прибытию в Москву практически сразу тот же экипаж убыл совершать Северный агитоблёт…».

Юрий РЖЕВЦЕВ.


Василий Борисович Копылов (1897-1933) в 1917 году как проходивший учёбу в Англии курсант Русского авиационного корпуса.


Юнкерс «F.13» с бортовым именем «Лицом к деревне» из состава агитационный эскадрильи Общества друзей воздушного флота РСФСР в ходе одного из агитоблётов северных губерний. Слева на самолёте – военлёт Василий Борисович Копылов.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »