Благодаря архивным изысканиям заведующего Нижегородским детским клубом «Юный авиатор» С.В. Мягкова удалось прояснить судьбу известной советской парашютистки Риммы Марковны Скоробогатовой:
АНИКИНА (в девичестве – Скоробогатова) Римма Марковна (1912-1972), воспитанница авиации Осоавиахима, известная советская парашютистка, мастер парашютизма СССР (с 15 ноября 1939 года).
Родилась в 1912 году. С 1928 года состояла в рядах членов ВЛКСМ. С 1939 года замужем за представителем военно-технического состава советских ВВС Николая Михайловича Аникина 1915 г.р. и в данном качестве – мать двоих детей: дочери Эммы 1941 года рождения и сына Владимира 1945 года рождения.
Образование:
- общее – среднее техническое: 1 января 1934 году – Горьковский автомобильно-технический техникум;
- авиационное профессиональное: в конце 1934 года – парашютную секцию при Горьковском областном аэроклубе Осоавиахима, а в январе 1935 года – в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) пилотскую школу Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова Отдела авиации Горьковского краевого совета Осоавиахима.
С осени 1931 года и 1 января 1934 года – учащаяся Горьковского (до 7 октября 1932 года – Нижегородский) автотехнического техникума.
С января 1934 и года и, предположительно, по август 1935 года – техник отделения механики Прессового цеха Горьковского автомобильного завода имени В.М. Молотова. И в данный период без отрыва от производства закончила осоавиахимовскую парашютную секцию (и, в частности, к весне 1935 года имела на лицевом счету четыре прыжка с парашютом, а первый из них совершила 18 сентября 1934 года с борта самолёта У-2, летящего на высоте в 600 метров), а в январе 1935 года – пилотскую школу Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький (ныне – Нижний Новгород): являлась учлётом самого первого набора! Одновременно:
- к августу 1934 года – кавалер двух нагрудных знаков Осоавиахима «Ворошиловский стрелок» – 1-й и 2-й ступени;
- по состоянию на лето 1935 года – инструктор-общественник парашютного спорта Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький и в данном качестве:
- имела на лицевом счету семнадцать прыжком с парашютом;
- подготовила 80 спортсменов-парашютистов.
Предположительно, с августа 1935 года – командир авиации Осоавиахима с местом службы в родном для себя Автозаводском аэроклубе имени М.В. Водопьянова города Горький: сначала – начальник парашютной станции, инструктор-лётчик, а по состоянию на осень 1939 года – командир спортивного отряда при должностных знаках различия инструктора Осоавиахима. И в данном качестве:
- с 5 по 15 августа 1935 года – в городе Москве как член делегации Горьковского краевого совета Осоавиахима на I Всесоюзном слёте парашютистов, в том числе «11 августа 1935 года мы участвовали в военно-спортивной игре. Наша команда совершила прыжок с мощного самолёта АНТ-14 в противогазах и с винтовками с высоты 600 метров. Сразу же после приземления мы сложили парашюты, сдали их судье, и с винтовками и противогазами двинулись в десятикилометровый поход. На пути перехода стояли десятки преград: колючая проволока, канавы, кусты, дважды нам приходилось переходить речку. Несмотря на эти преграды, наша команда прошла 10 километров за 1 час 20 мин. Здесь мы вышли с честью, заняв из 21 команды 4 место.
12 мы совершили групповой прыжок всей командой на точность приземления. Мы показали хорошую кучность в приземлении, но не точность расчёта и в результате заняли 17 место.
13 августа мы участвовали в соревнованиях на точность затяжки 10 сек. при прыжке с 1000 метров. Здесь мы заняли 10 место»;
- к осени 1938 года – «прыгала с самых различных типов самолётов, находящихся в воздухе в разных положениях – в вираже, спирали, пикировании и т.д. Римма совершила также прыжки в лес и в воду», а 31 августа 1938 года совершила свой сотый по счёту прыжок, который «посвятила XXIV Международному юношескому дню».
По состоянию на лето 1935 года – депутат с мандатом за № 281 Автозаводского районного Совета рабочих и крестьянских депутатов II созыва города Горький.
На основании протокола № 43 заседания президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 15 ноября 1939 года как совершившая сто пять прыжков была удостоена звания «Мастер парашютизма СССР».
Всего же на лицевом счету как командира авиации Осоавиахима: парашютных прыжков – 115; налёта за штурвалом самолётов марки «У-2», «П-5», «Г-25», «УТ-1» и «УТ-2» – 245 часов.
В 1939 году в связи с замужеством сменила фамилию на «Аникина» и уехала из города Горький к месту службы супруга в Азербайджан, где затем, по неофициальным данным, некоторое время как командир авиации Осоавиахима проходила службу в местных аэроклубах.
По состоянию на конец 1960-х – в городе Калуга, где и скончалась от тяжёлой и продолжительной болезни 1 июня 1972 года.
Похоронена в Калуге.
Представленные ниже иллюстрации – они из коллекции заведующего Нижегородским детским клубом «Юный авиатор» С.В. Мягкова и музея Горьковского автозавода.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
1935-1939 гг., Римма Марковна Скоробогатова как представитель кадрового состава авиации Осоавиахима:

1934 год, Римма Марковна Скоробогатова (она вторая справа) в составе других учлётов Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький проходит инструктаж перед очередным парашютным прыжком.
Римма Марковна Скоробогатова при должностных знаках различия рядового состава авиации Осоавиахима образца 1936 года.18 августа 1939 года, город Горький, Римма Марковна Скоробогатова наряду с другими лучшими парашютистами Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький как участница воздушного праздника, посвящённого Дню воздушного флота СССР. Автор снимков – Н.Н. Добровольский:
Лаконичным языком личных документов:
Из публикаций Горьковской прессы за 1934 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1935 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1936 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1938 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1939 год: