Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Люди-легенды: комбриг Валерий Павлович Чкалов (1904-1938)  (Прочитано 744 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 538
  • Ржевцев Юрий Петрович

Валерий Павлович Чкалов в период службы в авиации Союза Осоавихим.

С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Валерий Павлович Чкалов (1904-1938), будучи уволенным из ВВС РККА, являлся представителем командно-строевого состава авиации Союза Осоавиахима: в Ленинградском аэроклубе состоял в должности начальника лётной части Дудергофской планерной школы и одновременно по совместительству – пилота четырёхместного пассажирского цельнометаллического самолёте F-13 немецкой компании «Юнкерс», на котором, по собственному горькому признанию, «катал» пассажиров.


В.П. Чкалов как пилот осоавиахимовского F-13.


В.П. Чкалов (он впереди) вместе со своими воспитанниками по школе планеристов переносит планер из ангара к месту старта.


Лето 1929 года, Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) среди своих коллег и воспитанников из Дудергофской планерной школы Ленинградского аэроклуба. Судя по всему, снимок сделан в ходе субботника по благоустройству территории  планерной станции.

« Последнее редактирование: 21 Января 2020, 17:04:15 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 538
  • Ржевцев Юрий Петрович

Не ранее 1938 года, Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов (1904-1938). К сожалению, кто автор этого портретного рисунка установить, увы, пока не смог.

Оказывается, в 2015 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Секреты петербуржских архивов. Рассказы о забытых, скрытых и сфальсифицированных страницах истории Санкт-Петербурга». Её автор – Александр Борисович Соловьёв, известный российский летописец отечественной авиации. Лично меня в том издании привлекла глава, которая называется «Дудергофская планерная школа», поскольку в ней содержится историческая правда о статусе Валерия Павловича Чкалова как представителя командно-строевого состава авиации Осоавиахима. Скажу, что проделанная многоуважаемым коллегой архивно-исследовательская работа избавляет меня от насущной необходимости ехать в город на Неве, чтобы посредством посещения тамошних госархивов реконструировать осоавиахимовской период в жизни озвученного выше выдающего советского лётчика. Вместе с тем категорически не могу согласиться с некоторой неуместной, на мой взгляд, риторикой, которая содержится в той самой главе. Как мне видится, автор в ряде случаев недопустимо попутал, увы, Божий дар с яичницей. И разглядеть истину ему помешала какая-то необузданная и ничем по сути не мотивированная антисимпатия к личности В.П. Чкалова, которой, к горькому разочарованию меня как читателя, буквально пропитан весь текст главы.
А теперь по существу: если Чкалов состоял в должности завхоза планерной станции, то причём здесь тогда должность заведующего лётной частью?! Это две совершенно разные категории ответственных работников! Завхоз на военном языке – начальник службы тыла, то есть главный по вопросам материально-технического обучения и плюс – сохранности стоящего на балансе имущества. А заведующий лётной часть он «в одном флаконе» и организатор учебного процесса, и руководитель полётов. Де-факто заведующие лётной частью всегда являлись первыми по статусу заместителями начальников в «своих» учебных заведениях лётного профиля!
И летать на планерах В.П. Чкалов всё-таки имел право. Ну хотя бы уже как обучающийся, а вот официально обучать безмоторному парению без наличия инструкторских «корочек», по своевременным меркам, конечно же, нет. Но кто и когда на Руси соблюдал инструкции?! Это – во-первых! А, во-вторых, в те времена «корочки» инструктора планерного спорта было получить не так-то просто в силу отсутствия на государственном уровне стройного института подготовки такого рода специалистов. Так, по состоянию на конец 1920-х гг. напомню, звание парителей присваивалось участникам ежегодных Всесоюзных планерных состязаниях, проводимых в крымском Коктебеле, а также выпускникам Московской планерной школы. Однако поездка в Коктебель – удача сугубо для избранных, причём она преимущественно выпадала на долю самодеятельных конструкторов планеров. А что касается Московской планерной школы, то в ней практиковалась только вечерняя форма обучения, при этом в роли преподавателей выступали добровольцы из числа военлётов, которые в свою очередь работали без права на денежное вознаграждение. И потому обучались там преимущественно столичные студенты, среди которых, к слову сказать, был и Сергей Павлович Королёв. В общем, набор курсантов с мест по разнарядкам сюда не производился, как, впрочем, и не проводилось распределение выпускников на службу в авиацию оборонного общества.
Так что по всей стране юных планеристов обучали чаще всего энтузиасты из числа действующих или отставных (и, например, Чкалов) военлётов и только в редчайших случаях – парители-профи. И никто у первых из них «корочек» парителей не спрашивал, были бы только у кандидатов на руках «корочки» профессионально подготовленных лётчиков!
Насколько можно понять, Валерию Павловичу в Дудергофской планерной школе был доверен всё-таки пост начальника лётной части, а отнюдь не завхоза! И в силу занимаемой должности он просто обязан был руководить и процессом теоретического обучения юных планеристов, и процессом их же практического обучения!
И что, скажите, плохого в том, что В.П. Чкалов был трудоустроен в аэроклуб по протекции другого авторитетного лётчика?! Это же общепринятая практика рекомендаций и поручительств, когда речь идёт о подборе кандидатов на работу с повышенным за жизнь других людей уровнем ответственности!..
Однако в любом случае огромное спасибо автору книги за то, что он приоткрыл сотканную из расхожих мифов завесу тайны, кем же в действительности в стенах Ленинградского аэроклуба был такой человек-легенда мирового масштаба, как Валерий Павлович Чкалов! И мне видится странным то обстоятельство, что эти отнюдь нерядовые по своим итогам архивные изыскания многоуважаемого Александра Борисовича Соловьёва до сих пор никак не отмечены на уровне ЦК ДОСААФ России!
Юрий РЖЕВЦЕВ.

     
« Последнее редактирование: 20 Января 2020, 23:40:57 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 538
  • Ржевцев Юрий Петрович
«Драмкружок при ТШ ВВС, Егорьевск, февраль 1923 г.». Речь идёт об Егорьевской военно-теоретической авиационной школе Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. В самом низу второй справа – курсант Валерий Павлович Чкалов. Сканировано мною с архивного подлинника:
 

1923 год, Валерий Павлович Чкалов (крайний справа) как курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Сканировано мною с архивного подлинника:


Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) как авиационный краском:

« Последнее редактирование: 21 Января 2020, 15:58:55 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 538
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из моей почты:
- Юрий Петрович, здравия желаю! Разрешите представиться: Сигаев Владимир Александрович, выпускник 1977 года Серпуховского АСК ДОСААФ, а 1981 года – Борисоглебского ВВАУЛ, майор запаса, по совместительству Администратор форума Борисоглебского ВВАУЛ имени В.П. Чкалова: http://www.bvvaul.ru/forum/viewtopic.php?p=12131#12131
На училищном сайте мы обновляем биографию В.П. Чкалова. Я сейчас пишу о нём статью, и проверяю информацию об аварии Чкалова на самолёте Ш-1 весной 1930 года, когда он работал в Ленинградском Осоавиахиме. Попытался добыть информацию в РГАЭ, но оттуда ответили, что у них срочный госзаказ и на быстрый ответ чтобы не рассчитывал. Александр Борисович Соловьёв подсказал, что эти документы находятся в фондах Осоавиахима, а Вас рекомендовал как специалиста по этим вопросам. Александр подсказал, что Вас можно найти на Героико-патриотическом форуме России…
Мой ответ:
- Владимир, моё почтение! К сожалению, о В.П. Чкалове как о работнике авиации Осоавиахима известен только сам этот факт, но без подробностей. Сведения за тот период следует искать в госархивах Санкт-Петербург, а я туда до сих пор так и не сумел выбраться.
В архивном же фонде Осоавиахима, который хранится в ГАРФ, сведений о В.П. Чкалове не встречал…

От летописца БВВАУЛ майора запаса Владимира СИГАЕВА из подмосковного Серпухова:
- Интересная фотография егорьевского драмкружка. Второй справа лежит Валерий Чкалов, а третья справа там же – Лидия Андреева, ставшая с 20 октября 1922 года первой супругой Валерия Павловича. В некоторых источниках Лидию Андрееву почему-то окрестили Крыловой по девичьей фамилии, а не Андреевой.

От летописца БВВАУЛ майора запаса Владимира СИГАЕВА из подмосковного Серпухова:
- Полагаю, что вот эти два фото они всё-таки за период учёбы В.П Чкалова в Егорьевске, а не в Борисоглебске. На это указывает не только дата съёмки – 1922 год, – но и обложенная кафельной плиткой печь, на фоне которой съёмка, собственно, и произведена. Таких печей, по заверению Борисоглебских краеведов, в военном городке Борисоглебской школы никогда не было!
 
« Последнее редактирование: 21 Января 2020, 15:59:22 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »