Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Ташкентский аэроклуб  (Прочитано 346 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 570
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ташкентский аэроклуб
« : 19 Июня 2019, 20:08:07 »
Ташкентский аэроклуб по состоянию на 1939 год: категория – 3-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 121, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 36; аэродром 700х1000 м; ангаров нет, но восемь учебных аудиторий; бензотара – на 200 т; выполнение плана: за 1936 год – на 100 %, за 1937 год – на 50 %, за 1938 год – в документе не указано.
Он же – единственный на тот момент в Узбекистане.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 570
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Ташкентский аэроклуб
« Reply #1 : 19 Июня 2019, 20:08:17 »

Башарат Мирбабаева 1916 г.р., уроженка казахстанского города Алматы, – первая в Узбекистане женщина-машинист паровоза и она же – первая в Узбекистане женщина-машинист тепловоза плюс – первая в Узбекистане активистка парашютного спорта! На представленном снимке, сделанном в 1935 году на ташкентском аэродроме Осоавиахима, Башарат запечатлена рядом со своей бабушкой, которая пришла посмотреть на воздушное шоу, в которым должна принять участие её прославленная внучка. Данное фото в том же 1935 году сначала было опубликовано на страницах газеты «Правда», а затем (причём неоднократно) – в печати оборонного общества.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Предвоенный период, Башарат как новоиспечённый кавалер медали «За трудовую доблесть». Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 16379475; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 31652/2041.


Портрет Башарат Мирбабаева как машиниста тепловоза на обложке 20-го номера за май 1951 года журнала «Огонёк». Башарат облачена в закрытый китель МПС СССР образца 1943 года при погонах инженера-лейтенанта тяги.

Инструктором же Башарат Мирбабаевой на ниве парашютного спорта был другой воспитанник Осоавиахима Узбекистана – Абдусамат Тайметович Тайметов (1909-1981), ставший впоследствии прославленным лётчиком военно-транспортной и гражданской авиации:
« Последнее редактирование: 09 Марта 2020, 20:37:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 570
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Ташкентский аэроклуб
« Reply #2 : 19 Июня 2019, 20:11:49 »

Ноябрь 1939 года, майор Александр Михайлович Забелинский в статусе И.д. начальника Ташкентского аэроклуба.

ЗАБЕЛИНСКИЙ Александр Михайлович, ветеран советских ВВС.
Родился в 1908 году в Латвии – в краевом городе Яунелга (до 1918 года – Фридрихштадт Курляндской губернии). Русский. Происхождением – из крестьян некоей вологодской деревни Жуковка. Был женат.
Партийность (по неполным данным):
- в 1924-1931 гг. – член ВЛКСМ;
- с мая 1931 года – кандидат в члены ВКП(б): кандидатская карточка образца 1936 года за № 0073252. В данном статусе и по состоянию на зиму 1939/1940 гг.
Родители: отец – инвалид 1-й Мировой войны, по состоянию на осень 1939 года – железнодорожник во Пскове, а мать – с 1920 года покойная.
Родственники по состоянию на осень 1939 года: «В Латвии живут бабушка и сестра матери. Чем занимаются и адрес не знаю – связь не держу».
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1925 года – неполный курс обучения во 2-м классе школы 2-й степени (это аналог выпускного класса современной средней школы);
- военное: в 1927 года закончил Ленинградскую военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928 году – 1-ю (Качинскую) военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, а в 1932 году – Курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА.
До 1916 года проживал в городе Фридрихштадт Курляндской губернии, откуда вместе с матерью как беженцы в 1916 году перебрались в город Псков.
В 1918-1925 гг. – учащийся общеобразовательных заведений Пскова. В старших классах сначала состоял в пионерах, а с 1924 года – в комсомоле.
В 1925-1926 гг. – технический секретарь партийной ячейки городской электростанции Пскова.
В 1926 году по комсомольской путёвке направлен в ряды курсантов Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота и с момента зачисления в данное военно-учебное учебное на военной службе в Красной Армии.
В 1927-1928 гг. – в Севастополе как учлёт 1-й (Качинской) военной школы лётчиков имени А.Ф. Мясникова. По выпуску был направлен в город Воронеж, где на правах краскома ВВС принял должность младшего лётчика 34-й отдельной авиационной эскадрильи.
С 1929 года – в столице Узбекистана городе Ташкенте:
- в 1929-1933 гг. – военный лётчик 35-го отдельного авиационного отряда. И в данном качестве в 1930-1931 гг. – в боевых операциях против басмачей на территории Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, за что в 1931 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени Таджикской ССР и Почётной грамотой ЦИК Туркменской ССР;
- в 1933-1936 гг. – «командир н/отряда» 37-й отдельной авиационной эскадрильи. И в данном качестве был дважды награждён: в 1932 году «за достижения в боевой подготовке» – Почётной грамотой ЦК ЛКСМ, а в 1935 году «за высотный перелёт» – Почётной грамотой ЦИК Узбекистана;
- с 1936 года и до июня 1938 года – помощник командующего ВВС Среднеазиатского военного округа-старший инструктор по технике пилотирования УВВС САВО. И в данном качестве в 1937 году «за достижения в боевой подготовке» был награждён Почётной грамотой ЦК ЛКСМ Туркмении. А с 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА». Звание – майор.
3 ноября 1938 года уволен в запас, в связи с чем с декабря 1938 года и по октябрь 1939 года – в столице Таджикистана городе Сталинабаде (ныне – Душанбе), где в данный период трудился в должности начальник транспортного отдела наркомат текстильной промышленности Таджикской ССР.
Приказом НКО СССР от 23 октября 1939 года восстановлен в кадрах Красной Армии с откомандированием «в счёт тысячи» на военную службу в систему Осоавиахима, в связи с чем был назначен И.д. начальника Ташкентского аэроклуба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 38 от 29 февраля 1940 года утверждён в должности начальника Ташкентского аэроклуба.
В Ташкенте по состоянию на осень 1939 года проживал по адресу: улица Сталина, 37.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 686 от 28 июля 1941 года на основании соответствующего требования оборонного ведомства переведён в распоряжение командующего ВВС САВО.
К осени 1945 года – инспектор по подготовке истребительной авиации, уже подполковник по воинскому званию, при этом с 1 сентября 1945 года – кавалер медали «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Источник – ЦАМО: ф. 158, д. 12843, д. 468, л. 171.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Ноябрь 1939 года, майор Александр Михайлович Забелинский в статусе И.д. начальника Ташкентского аэроклуба.





Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »