Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: НКПС – Народный комиссариат путей сообщения  (Прочитано 8660 раз)

poltergeist

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Здравствуйте!
Прошу помощи уважаемых экспертов: мой дед, Герасимов Владимир Николаевич, согласно полученным сведениям из РГАЭ (фонд МПС 1884), до июня 1943 года был младшим стрелочником РЗД Туркестано-Сибирской железной дороги, затем был отправлен на пятимесячные курсы при технической школе станции Аягуз той же ТСжелдор. Через месяц направлен на ст. Выгоничи Белорусской железной дороги дежурным по станции, а с декабря 1944 года по октябрь 1945 года он – начальник станции Баркалабово Белорусской железной дороги. Возникает вопрос: относились ли упомянутые места службы моего дедушки к каким-либо военным частям? Из ЦАМО ответа нет давненько, а хочется найти сослуживцев деда! Спасибо всем заранее!

НКПС на тот момент времени было военизированным ведомством, но к армии, тем не менее, не относилось, за исключением обслуживавших фронт паровозных колонн...
« Последнее редактирование: 18 Декабря 2017, 15:28:39 от Sobkor »
Записан

PUH

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Уважаемая Poltergeist!Я не эксперт,но хочу Вам помочь. :)
Эксплуатацию фронтовых и прифронтовых ж.д.дорог осуществляли: линейные ж.д.предприятия,военно-эксплуатационные формирования НКПС(первые созданы уже в конце 1941г и в ходе войны) и железнодорожные эсплуатационные полки.Последние-это РККА.
Ваш дедушка работал на линейном ж.д.предприятии младшим стрелочником РЗД (РЗД-вероятно -разъезд) службы ..Д,,(движения).Весной 1943 ГКО СССР принял решение и НКПС стал военизированной организацией.Затем был отправлен на 5-ти месячные курсы при технической школе(предположительно ускоренные курсы при ШКОЛЕ ВОЕННЫХ ТЕХНИКОВ)и может быть даже получил ведомственное звание техник-мл.лейтенант(звание в прямой зависимости от должности-дежурный по станции).Началось освобождение Белоруруссии,и в составе Военно Эксплуатационного Отделения (ВЭО №...)Ваш дедушка начал работать на станции Выгоничи. ВЭО№...-это большой состав с вагонами,где жил комсостав(иногда с семьей-чесно легально),просто личный состав,различные мастерские(сапожная,кузница,....),клуб,банно-прачечные дела(не путать с банно-прачечными поездами-ВОСО),гауптическая вахта и тд. и т.п.Несколько ВЭО входили в состав Военно Эксплуатационного Управления(ВЭУ№...),которое занималось эксплуатацией железной дороги(в данном случае наверное части Белорусской ж.д.)В составе ВЭУ были службы:Д(движения),Т(тяги),П(пути),Ш(СВЯЗЬ-никто не знает почему Ш),В(вагоны),насчет Э(электроснабжение)не знаю,политотдел(обычно с газетой),1-й отдел точно и многое другое.В ВЭО были уже отделы и 1-й сектор,а линейные предприятия назывались ДС(станция)ПЧ(путейцы-не путать с тупейшим сериалом на одном из тв-каналов),ТЧ(локомотивное депо),ШЧ(дом связи),ВРД(вагоноремонтное депо-осмотрщики вагонов тогда входили в их состав).Еще были колонны паровозов особого резерва ОРКП№... ,ВагоноРемонтные Колонны ВРК№...,ВОДРЕМ№..(ремонт водоснабжения),ГОРЕМ№..(головной рем.-восстановительный поезд),ПОДРЕМ№..(поезд по ремонту подвижного состава) и УВВР№...(управление военно-восстановительных работ)-единственные.которые шли сразу за войсками ,,с винтовкой за спиной и путейским молотком в руках ,,-хотя были в составе НКПС.
Станции Баркалабово по атласу 1943 г. в составе Белорусской ж.д. пока не нашел . :)
Хоть сейчас ОАО РЖД переходит на работу без отделений,но есть ,,отделенческие,, и ,,дорожный,, ведомственные архивы с прекрасными фондами.Например архив ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ж.д. ОАО РЖД-Фонд НКПС-есть ВЭО№6,16,19;ОРКП№5,13,49;ВРК№28;ВОДРЕМ№4;УВВР№5;ПОРЕМ№20;ГОРЕМ№39;-годы с 1942 до расформирования.;архив Забайкальской(в части дороги им.Молотова)-ВЭО№31-в апреле.мае 1944 в Гомеле; июль 1944 в Слуцке;в 1946 вернулось на место формирования в Читу.Если дедушка вместе со своим ВЭО вернулся на Туркестано-Сибирскую ж. д.- то все в Казахстане.Если остался в Белоруссии-это уже лучше-структура организации ж.дорог почти такая же как в России.
НЕ все архивы имеют ,,мыло,,но лучше работать на бумаге(четыре раза приходилось делать запросы-минимум 18(Чита)максимум 32(Воронеж) дня с учетом доставки почты),продублировав запрос через Совет ветеранов(на каждой дороге есть).Мне попадались только отзывчивые люди.(За МЖД говорить не буду -не знаю).
Теперь за американца.По ленд-лизу к нам шло не только вооружение и еда,но и средства связи для железных дорог(например декадно-шаговые АТС системы Строуджера),паровозы,станки...Нужны были переводчки,монтажники,наладчики и т.д..В 35 км от Выгоничей Брянск-крупный промышленный город-восстановление полным ходом.Можно написать письмо в посольство и в ..Контору,,(наши полюбому вели иностранцев),желательно одинакого содержания.
Предлагаю Вам еще две версии про иностранцев в Белоруссии и на железной дороге.
По линии КОМИНТЕРНА в СССР жили люди разных национальностей- ,,от испанцев до китайцев,, :)
Некоторые воевали,а почему бы некоторым и не поработать в НКПС.Как насчет гражданства у них-не знаю.
Вторая.В Белоруссии,в партизанском движении,принимали участие МОРРИС ШУЛЬМАН и его жена ФЕЙ(,,Она является единственным известным еврейским партизанским фотографом-www.waralbum.ru/27270/ ,,) В 1948 году они иммигрировали в Канаду.
Может знакомый Вашего дедушки  имел подобное имя и фамилию,был гражданином СССР,работал в НКПС и потом иммигрировал.Успехов Вам и удачи! С уважением, Повстяной Дмитрий Валериевич.
« Последнее редактирование: 18 Декабря 2017, 15:31:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович
Первый лист приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года о награждении боевыми орденами и медалями большой группы смоленских и белорусских железнодорожников из системы НКПС СССР: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000004.jpg&id=36505489&id=36505489&id1=3add05de5e3ce61430389624a20926cd

Начальник штаба МПВО станции Вязьма Западной железной дороги Антон Иванович Кучинский:
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000333.jpg&id=36505993&id=36505993&id1=d7f7441927ce337388c8de26da243764
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000334.jpg&id=36505994&id=36505994&id1=a61cdccda39368f3cb7724af69152586



Начальник штаба МПВО Смоленского узла Западной железной дороги Николай Яковлевич Перепечко.
Был ранен на боевом посту:

http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000179.jpg&id=36505839&id=36505839&id1=80e80a1d2d7a54d76b0b2650f144a48a
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000180.jpg&id=36505840&id=36505840&id1=d2a3208959065f8d62f4cd255499a54e



Иван Иванович Репов – кавалер именных часов от ОГПУ. По состоянию на лето 1944 года – ревизор движения Смоленского отделения Западной железной дороги. Приказом по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года удостоен медали «За боевые заслуги»:
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000347.jpg&id=36506007&id=36506007&id1=f5824e6d1b37982fc5c769e45c674f85
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000348.jpg&id=36506008&id=36506008&id1=9e90a15351619d66719f66150b07f29a



Сущенко Тимофей Никитович – погибший на боевом посту под вражескими бомбами советский железнодорожник. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977528, д. 116, л. 11. http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/010/058-0977528-0116/00000014.JPG&id=72479129&id=72479129&id1=e7668527ddcd38ea111e753aab988955

ХОРОШЕНКОВ Кузьма Тихонович (1904-1973), заслуженный ветеран системы путей сообщения.
Родился в 1904 году. Русский. Партийность: к лету 1944 года – член ВКП(б).
Военную службу не проходил. С довоенного периода и до выхода на заслуженный отдых – профессиональный железнодорожник.
С осени (предположительно, с конца сентября) 1943 года – начальник Рославльского отделения движения Западной железной дороги, персонального звания не имел, не имел также наград, ранений и контузий.
11 августа 1944 года начальником Западной железной дороги генерал-директором тяги II ранга В.П. Егоровым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «После освобождения Рославльского отделения от немецких захватчиков в короткий срок сумел восстановить разрушенное хозяйство, обеспечив движение поездов по всему отделению.
В трудные моменты при неоднократных налётах вражеской авиации лично руководил движением поездов, рассредоточением на станции грузов, х быстрейшим отправлением оперативно-важных транспортов и своевременным продвижением их по отделению». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, л. 124.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, лл. 2, 8 и 124об.
Впоследствии за трудовую доблесть был удостоен ещё двух орденов – Ленина и Трудового Красного Знамени.
Скончался в 1973 году.
Похоронен в городе Рославле Смоленской области: могила расположена на Вознесенском кладбище, справа от входа на мемориал жертвам фашизма.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Памятник на могиле К.Т. Хорошенкова на Воскресенском кладбище смоленского Рославля. Фото сделано 9 ноября 2013 года, его автор – шумячский поисковик Николай СЕМЁНОВ:


Наградные документы на К.Т. Хорошенкова, на основании которых он был удостоен ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, лл. 2, 8, 124 и 124об.
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000004.jpg&id=36505489&id=36505489&id1=3add05de5e3ce61430389624a20926cd


http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000011.jpg&id=36505594&id=36505594&id1=79d6bdc361f0fffbe4029dbd21a35a5a


http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000239.jpg&id=36505899&id=36505899&id1=cd555cecbff814d6284eb60d0e8c8da4
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000240.jpg&id=36505900&id=36505900&id1=de9a8ea2ca2c4ad4d8498e4c50952901



« Последнее редактирование: 27 Марта 2020, 11:23:15 от Sobkor »
Записан

DOBROVOLEZ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Здравствуйте!
Прошу помощи! Разыскиваем информацию о жене солдата Великой Отечественной – Абрамовой Тамаре Ивановне. Работала она во время войны по адресу: 1-я дис. служба пути, восстановительная поездная колонна № 2, 90-№ 38, вагон № 9.
Писали в архив РЖД – и в Москву, и в Каширу. Ответы гласят, что для поиска нужна более полная информация…

DOBROVOLEZ, здравствуйте!
Поиск и вправду невозможен, поскольку в адресе отсутствует главная составляющая – название железной дороги...
Добрый вечер!
В донесении указано, что это Западная железная дорога (ныне Московская). Проживала разыскиваемая по адресу: город Москва, улица Большой Грузинский вал, 35. Это недалеко от Белорусского вокзала. К сожалению, дом снесён, а домовая книга утеряна..

В таком случае Вам лично надо «лопатить» в архивах фонды Западной железной дороги, ибо по запросу архивисты этим заниматься не станут.
« Последнее редактирование: 19 Марта 2018, 06:58:02 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович
Эдуард Навогонский продолжает придерживаться мнения, что бригада «черного» паровоза «Щ» была оршанская. Возможно.

От белорусского кинодокументалиста Эдуарда НАВОГОНСКОГО:
- 23 февраля 2019 года Олег Автушенко, директор музея локомотивного депо г. Орша, нашёл среди различных материалов и записи о судьбе работников депо в годы войны, сделанные неизвестно, когда и кем. Но, вероятно, со слов еще живых работников предприятия. В этом скорбном списке значится Пётр Иосифович Севрук. Напртив его фамилии пометка: «Машинист, погиб на бронепоезде на ст. Приямино при исполнении служебных обязанностей».
Да, это не архивное подтверждение, но это весомое косвенное свидетельство в пользу того, что бригада машинистов 76-го учебного бронепоезда войск НКВД СССР была укомплектована работниками Оршанского паровозного депо! И, вероятнее всего, мы нашли ещё одного героя боя БЕПО-76 с фашистской танковой колонной.
А буквально уже на следующий день,24 февраля, Олег Автушенко, прислал уточнения по Севруку такого содержания: «Составлялись списки в 1982-1986 гг. При сборе информации для нового музея депо опрашивались почти все наши ведомственные ветераны их числа участников Великой Отечественной войны. Пометка в отношении машиниста П.И. Севрука сделана рукой Владимира Ивановича Блюма – первого общественного директора музея депо. Как видно из документа, сведения в отношении машиниста Севрука Петра Иосифовича сообщили Канунов, Колдушко и Совицкий.
Документ этот завизирован подписями десяти членов комиссии по установлению погибших в годы войны работников паровозного депо г. Орша. А вот по Ковалеву почему-то сведений в этом списке нет. Но, возможно, он упоминался в одной из довоенных публикациях газеты. Правда без имени и отчества»


Сканы с озвученных выше документов:


Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович

Лето 1943 года, группа железнодорожных служащих из Читы. Сидит крайним справа Михаил Иванович Прохоров 1919 г.р., уроженец деревни Снегирёвка Шумячского района Смоленской области. Предположительно, это сотрудники одного из представительств НКПС СССР в Маньчжоу-го и соответственно снимок, как надо полагать, сделан в Китае. Фото из материалов домашнего архива Николая Семёнова (пгт Шумячи Смоленской области).

 
Неизвестный техник-лейтенант (условно равно армейском младшему лейтенанту), предположительно, службы движения (на фото плохо различимы эмблемки на погонах).

 
Неизвестный техник-лейтенант (условно равно армейском младшему лейтенанту) службы тяги.


Михаил Иванович Прохоров 1919 г.р., уроженец деревни Снегирёвка Шумячского района Смоленской области. На завершающем этапе 2-й Мировой – военнослужащий Красной Армии, был награждён, при этом воинское звание, место службы и статус награды, которой был удостоен, почему-то не указаны: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_kartoteka1378257278/
В послевоенный период жил и трудился в Чите.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович
Со страниц мартовской  (№ 3) за 1936 год книжки журнала Центрального совета Осоавиахима СССР «Химия и оборона»:

1939 год.

Не позднее лета-осени 1940 года, рядовой боец Красной Армии Григорий Иванович Куприй 1918 г.р. и его сестра, Куприй Анна Ивановна, – рядовой по своему служебному статусу работник железнодорожного транспорта (трудилась проводницей вагона пассажирского поезда). На девушке форменная тужурка образца 1932-1934 гг. НКПС СССР:

Слева – образец петлицы образца 1932-1934 гг. представителей рядового состава НКПС СССР.

Один из малоизвестных героев лета-осени 1941 года – советский железнодорожный служащий А.И. Отто. К сожалению, дополнительных сведений о нём, как не старался, не отыскал, увы. Текстовка же гласит: «Железнодорожники прифронтовой полосы. Дежурный по депо Н-ской станции А.И. Отто, организовавший под обстрелом фашистов бесперебойную отправку паровозов».


Начало 1950-х, посёлок Лобва Новолялинского района Свердловской области, работник железнодорожного транспорта инженер-старший лейтенант службы движения А.М. Суслопарова в закрытом кителе образца 1943 года и при трудовых наградах – ордене Трудового Красного Знамени и медали «За трудовую доблесть». Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры Новолялинского городского округа «Историко-краеведческий музей» Свердловской области: номер в Госкаталоге – 13594085; номер по ГИК (КП) – ЛИКМ ОФ-3374.


Не ранее лета 1951 года, старший сержант в отставке Иван Петрович Макаров (1902-1962) в летней повседневной форме НКПС-МПС СССР образца 1943 года, украшенной погонами техника-тяги 2 ранга (условно соответствовало армейскому старшему сержанту), и при государственных наградах – ордене Ленина, ордене Славы 3-й степени (награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 209/853 от 30 мая 1951 года), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
« Последнее редактирование: 27 Марта 2020, 10:06:35 от Sobkor »
Записан

alex1960

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 64
1936 год, дальневосточный город Свободный, руководство Амурской железной дороги в группе передовиков Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская, при этом: в первом ряду вторым слева – начальник Амурской железной дороги Аркадий Михайлович Рутенбург, в первом ряду третим слева – начальник политотдела Амурской железной дороги Фёдор Григорьевич Вдовин, а в первом ряду четвёртым слева – заместитель начальника Амурской железной дороги Дмитрий Алексеевич Александров:


1936 год, дальневосточный город Свободный, Евсей Семёнович Никонов [1905-1938] – орденоносец, начальник Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская:[/b]


1936 год, дальневосточный город Свободный, Иван Васильевич Сосунов [1909-1938] – почётный железнодорожник, начальник стахановского вагоно-сборочного цеха Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская:


1946 год, сотрудник Транспортного отдела МГБ СССР по Амурской железной дороге М.П. Лобанов (он стоит крайним справа) в группе работников станции Свободный:
« Последнее редактирование: 27 Марта 2020, 10:18:46 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович
Плакат, который ниже, с высоты нашего времени ценен тем, что на нём хорошо прорисованы особенности зимней формы одежды НКПС-МПС СССР образца 1943 года. В данном конкретном случае на железнодорожнике (а это, вероятней всего, машинист) знаки различия инженер-лейтенанта тяги:
Записан

Л.В.Логинов

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Ищу любую информацию о своем дедушке – Федоткине (Федотко) Кузьме Алексеевиче 1900 г.р., уроженце Место рождения посёлка Лебедевский Боготольского района Красноярского края. Его супруга (и соответственно моя бабушка) – Варвара Максимовна, урожденная Мишута. До войны работал на железной дороге на станциях Шира, Июс, Копьево, Учум и Ужур. Во время Великой Отечественной направлен в путевую колонну, призванную восстанавливать в прифронтовой полосе железнодорожные пути. По детской памяти припоминаю рассказы о строительстве рокады около Сталинграда, польский Краков и Германию. Потом его колонную передислоцировали на Восток, но в конце 1945 года вернулся к мирному труду.
Являлся кавалером орденом Трудового Красного Знамени за № 162456 (с 1951 года) и наградного знака «Отличный путеец». На пенсию вышел в 1968 году с должности мастера пути Ужурской дистанции пути.
« Последнее редактирование: 30 Марта 2020, 21:19:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 20 462
  • Ржевцев Юрий Петрович
Л.В.Логинов, здравствуйте!
В Вашем случае следует сделать запрос в архив Красноярской железной дороги!
Записан

alex1960

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 64
15 ноября 1949 года, город Свободный Амурской области, руководители, преподаватели и выпускники школы паровозных машинистов станции Михайло-Чесноковская Амурской железной дороги. Представители кадрового состава железнодорожного ведомства облачены в форму НКПС-МПС СССР образца 1943 года:
« Последнее редактирование: 09 Апреля 2020, 11:47:32 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »