Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Аэроклубы Татарстана  (Прочитано 310 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Аэроклубы Татарстана
« : 15 Мая 2019, 13:01:53 »
Аэроклубы Татарской АССР по состоянию на 1939 год:
- Казанский: категория – 2-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 187, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 60; аэродром 1000х1000 м, «аэродром осваивается вновь»; ангаров нет, но имеет девять учебных аудиторий; бензотара – на 75 т; выполнение плана: за 1936 и 1937 годы – в документе не указано, за 1938 год – на 98 %;
- Чистопольский («организован в 1939 году»): категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 0; аэродром 600х600 м; ангаров нет, но имеет шесть учебных аудиторий; бензотара – сведения отсутствуют.

Вот здесь четырёхминутный ролик «Первый полёт» о буднях Казанского аэроклуба из советской кинохроники 1940 года: https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=Казанский%20аэроклуб&l10n=ru&lr=2#/videowiz?filmId=16652107163952711697
Стоп-кадры:
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2019, 09:59:20 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #1 : 15 Мая 2019, 13:12:30 »
Выпускница 1939 года пилотской школы Казанского аэроклуба, а в 1940-1941 гг. – инструктор-лётчик этого же самого Казанского аэроклуба: и она же считается первой женщиной-лётчиком Татарстана: Рашида Халиловна Баирова


Из личного дела выпускницы марта 1940 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР Рашиды Халиловны Баировой 1921 г.р., уроженки столицы Татарстана города Казани. Сканировано с архивных подлинников:













Источник «Газета Республика Татарстан»: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37245/
«27 ноября 2017 18.57 Главная / Рубрики / Общество
«И ЗВОНКОЙ ПЕСНЕЮ ПУСКАЙ ПРОСЛАВЯТСЯ…»
Просматривая архивные документы о героине этих строк, я постоянно вспоминала мелодию и слова популярной песни 30-х годов «…А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна. И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена…». Рашида Баирова из тех самых, кто в то время представлял наиболее динамичную силу общества – молодежь, верящую, что коммунизм на земле и всеобщее счастье уже «за ближайшим поворотом». И эту веру не могли поколебать ни грозные события международной жизни, ни трагедии внутри страны… Эти люди были частью эпохи, противоречивой и контрастной, где доблесть соседствовала с малодушием, а подвиги – со страхом перед собственным строем… Год 1936-й. Тринадцатилетняя Рашида Баирова, ученица 80-й школы Казани, стала ударницей труда «за работу в пионерском отряде по месту жительства». Как ударница труда она получила право «покататься» на самолете, полетать над Казанью, над своим районом, своим домом. И вот полет на «кукурузнике» – У-2. Первый полет в жизни. Вернулась она из него другим человеком. «Я обязательно стану летчиком», – объявила она на пионерском сборе. Тогда многие девчонки заболели небом. Примером для них стали первые женщины Герои Советского Союза – Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко, совершившие в 1938 году беспосадочный перелет из Москвы во Владивосток. Она стала усиленно заниматься спортом. Поступила в планерную школу, прыгала с парашютом. В 16 лет Рашида – член пленума горкома комсомола, ей дают рекомендацию в партию и избирают депутатом Сталинского райсовета. И тут, как будто специально, был объявлен всесоюзный набор в Херсонскую летную школу Осоавиахима, в единственную на всю страну женскую группу. На республику пришла разнарядка на одно место. Из Казани поехали трое. Удача улыбнулась Рашиде. Перед войной в летной школе Херсона готовили будущих воздушных асов, которых в первые же дни Великой Отечественной войны забрали на фронт. Выпускники школы воевали в составе 46-го авиационного полка ночных бомбардировщиков. Среди летчиц легендарного полка была и Герой Советского Союза Магуба Сыртланова, близкая подруга Рашиды Халиловны. А Рашиде «ночной ведьмой» стать не довелось. Направили ее в 1940 году работать преподавателем спецшколы ВВС. Рашида вела не только теоретические дисциплины, но и строевую подготовку. А курсанты были всего-то на год-два моложе. В своих воспоминаниях Рашида Халиловна пишет: «7 ноября 1941 г. занятий в школе не было, но собрались все как один. Глаза у всех счастливые – на Красной площади парад советских войск! Немцы радовались, что Москву уже в подзорную трубу видно. Рано радовались, не видать им Москвы… Об этом говорили курсанты на торжественном митинге в школе, клялись быть достойными защитниками Родины. После торжественного собрания состоялся концерт художественной самодеятельности. Мальчишки с короткими стрижками – будущие генералы, полковники — пели озорные частушки, лихо танцевали, читали стихи…». Кстати, среди этих курсантов был, например, будущий Герой Советского Союза, знаменитый летчик-испытатель Георгий Мосолов и многие другие замечательные люди, внесшие большой вклад в укрепление советских ВВС. В конце 1941 года, согласно постановлению партии о мобилизации коммунистов и комсомольцев на обеспечение работы в тылу, ее, летчицу, отзывают на комсомольскую работу. В январе 1942 года Рашида Баирова приехала в Арскую МТС помощником начальника политотдела по комсомольской работе. Здесь тоже пришлось учить. Организовала подготовку девушек-трактористок, которые должны были заменить механизаторов, ушедших на фронт. В третью смену девчонки работать боялись. Рашида их успокаивала: «Ночью буду с вами». И вот работающие в поле трактора стала объезжать странная фигура – в полном летном костюме, в шлеме, на… колхозной кобыле. А утром, как ни в чем ни бывало, занималась ремонтными работами в МТС. Восхождение по служебной лестнице шло стремительно. За год она стала помощником начальника политсектора Татнаркомзема, затем инструктором обкома ВКП(б), а в начале 1944 года – секретарем Татарского обкома ВЛКСМ по кадрам. Затем, после окончания республиканской партшколы, она становится самым молодым секретарем сельского райкома партии – ей тогда было 25 лет. В 1948 году Баирова избирается председателем обкома профсоюза работников искусства, затем назначается начальником отдела «Союзпечати» г. Казани. Через пять лет обком партии направляет ее на новый горячий участок – она стала директором МТС в Таканышском районе. Было все: и бессонные ночи, и «разборки» с нерадивыми трактористами, и постоянные проверки из райкома… Все это: и хорошее, и плохое — определило ее судьбу, жизнь, отразилось в письмах и документах, недавно переданных Рашидой Халиловной в архив. «В истории нет лишних страниц», — сказал как-то патриарх Алексий II. И сегодня 80-летняя Рашида Халиловна не теряет интереса к жизни, живо реагирует на происходящее вокруг, радуясь хорошему и огорчаясь плохими событиями.
Любовь ХУЗЕЕВА,
зам. директора Центрального госархива
историко-политической документации РТ
».

Отсюда: http://1piar.ru/folio/folio-25957.php
«Земля Татарстана тоже взрастила славных женщин-участниц Великой Отечественной войны, которые преодолевали все тяготы войны наравне с мужчинами.
(На экране портрет Рашиды Баировой.)
Музыка: Бетховен «Лунная соната».
Ученик: Судьба этой женщины удивительна. Имя Рашиды Баировой нельзя произносить без эпитетов «первая и самая».
Судите сами. Баирова – первая женщина-летчик Татарстана. Судьба ее решилась еще в 7 классе. Юная комсомолка за активную работу была награждена путевкой – 10-минутным полетом над Казанью на самолете У-2. Именно эти 10 минут того далекого майского дня 1936 года и определили ее дальнейшую жизнь.
С первых дней войны Рашида Халиловна просилась на фронт, туда, где уже сражался с фашистами «бабий» 46-й полк легких ночных бомбардировщиков. Но стать «ночной ведьмой» – так называли фашисты наших летчиц – Баировой так и не удалось. У нее была бронь. Рашида оставлена в тылу. Где она только не работала в военные годы, но за штурвал самолета так и не села, хотя в душе навсегда оставалась летчицей».
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2019, 09:58:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #2 : 15 Мая 2019, 13:15:42 »
В конце 1950-х гг. – инструктор-лётчик Казанского аэроклуба:

Военный лётчик Анатолий Семёнович Казаков при погонах капитана на парадном мундире советских ВВС образца 1949 года.

КАЗАКОВ Анатолий Семёнович (1923-1986), Герой Советского Союза (1946), в годы Великой Отечественной войны – лётчик-штурмовик, полковник в отставке.
Родился 20 февраля 1923 года в Чувашии – в районном пгт Урмары. Русский. Из крестьян.
Партийность:
- по состоянию на октябрь 1943 года – член ВЛКСМ;
- с конца 1943 года – кандидат в члены ВКП(б), а с 1944 (по другим данным – 1945) года – член партии.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1939 году закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: предположительно, в 1940 году – лётную школу Чебоксарского аэроклуба;
- военное: в 1942 году – Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.
В армию призван 5 декабря 1940 год Урмарским РВК Чувашской АССР (ныне – Чувашская Республика) с направлением на учёбу в военно-авиационную школу.
С 4 января 1943 года и по март 1947 года – военнослужащий 235-го штурмового авиационного Проскуровского полка и в данном качестве с 9 июля 1943 года и по 11 мая 1945 года – в боях и сражениях Великой Отечественной войны. В 235 шап вырос от сержанта до старшего лейтенанта по воинскому званию, а по занимаемой должности – от лётчика до заместителя командира эскадрилья. В частности, с 5 мая 1943 года – в офицерских должностях, при этом очередное воинское звание «старший лейтенант» ему было присвоено приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта за № 04/з от 6 февраля 1945 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за «за 150 произведённых успешных боевых вылетов, за отличную штурмовку техники и живой силы, за умелое руководство в воздушном бою своей группой и проявленные при этом личное мужество, самоотверженность» старший лейтенант Анатолий Казаков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Де-факто с 21 марта, но де-юре с 18 апреля 1947 года – в авиации оборонного общества в лице сначала Осоавиахима, а с 26 июня 1948 года – Добровольного общества содействия авиации: приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 133 от 21 марта 1947 года назначен командиром отряда Саранского аэроклуба и в тот же день получил на руки предписание за № 159 об убытии в распоряжение Центрального совета Осоавиахима Мордовской АССР. В свою очередь (но налицо постфактум!) приказом Главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 0744 от 18 апреля 1947 года «в счёт 1000» передан в оборонное общество.
Приказом Главком ВВС Вооружённых Сил СССР за № 01982 от 21 мая 1948 года удостоен очередного воинского звания – «капитан».
Приказом Главкома ВВС Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 26 июня 1948 года откомандирован в ДОСАВ, но с сохранением за собой своей прежней должности в Саранском аэроклубе, а аналогичным приказом, но за № 03616 от 21 октября 1948 года возвращён в оборонное ведомство с временным зачислением в резерв советских ВВС.
Последнее воинское звание в период прохождения действительной военной службы – майор, но впоследствии в запасе вырос до полковника.
С 1956 года – в запасе с местом постоянного проживания в столице Татарстана в городе Казань, где сначала трудился инструктором-лётчиком Казанского аэроклуба, затем учебным мастером в штате военной кафедры Казанского авиационного института.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- медали «Золотая Звезда»: удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года;
- ордена Ленина: удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года;
- трёх орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам 2-й воздушной армии за № 136/н от 27 октября 1943 года; 2) награждён приказом по войскам 5-й воздушной армии за № 063/н от 31 декабря 1944 года; и 3) награждён приказом по войскам 5-й воздушной армии за № 016/н от 11 февраля 1945 года;
- ордена Александра Невского: награждён приказом по войскам 2-й воздушной армии за № 0237/н ль 5 сентября 1944 года;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: удостоен 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён приказом командира 264-й штурмовой авиационной (впоследствии – Киевская Краснознамённая) дивизии за № ОК/08 от 9 августа 1943 год; 2) предположительно, в 1955 году – за 15 лет выслуги;
- медали «За боевые заслуги»: предположительно весной 1951 года – за 10 и более лет выслуги;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «За взятие Будапешта»;
- медали «За взятие Вены»;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Скончался 8 сентября 1986 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

« Последнее редактирование: 01 Сентября 2019, 09:57:29 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #3 : 15 Мая 2019, 16:05:45 »

12 декабря 1941 года, Романов Николай Александрович, начальник планерной школы Казанского аэроклуба Отдела авиации Центрального совета Осоавиахима Татарской АССР, кавалер нагрудного знака «Активист Осоавиахима». В данной должности с конца 1930-х годов и, как минимум, по вторую половину 1950-х. Автор увидевшего свет в 1954 году учебно-методического пособия «Учись летать на планере»:


1941 год, в парадном строю – постоянный и переменный состав планерной школы Казанского аэроклуба. Во главе строя – начальник школы Николай Александрович Романов. В первой шеренге второй слева – инструктор-планерист Степан Александрович Алексеев (1905-1970). Весь личный состав облачён в тёмно-синие спецовки «под» белую рубашку с галстуком и «при» портупеи. На правах головного убора – повседневная тёмно-синяя пилотка советских ВВС образца 1935 года. Все данные фото любезно предоставлены известным российским журналистом и писателем полковником внутренней службы Игорем АЛЕКСЕЕВЫМ (г. Москва).
« Последнее редактирование: 17 Мая 2019, 13:09:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #4 : 16 Мая 2019, 14:53:57 »
Автор – полковник внутренней службы Игорь АЛЕКСЕЕВ (г. Москва)
«МОЙ ДЕД ГОТОВИЛ СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ
В годы войны за просьбы направить на передовую инструкторов-лётчиков Осоавиахима подвергали… аресту

Мой дед по отцовской линии Алексеев Степан Александрович не был на войне ни дня. На фронт его попусту не пустили, предоставив бронь. Он состоял инструктором при Казанском аэроклубе (в 1943-1946 гг. – Казанский парашютно-планерный клуб), и его навыки в тылу оказались более востребованы, нежели на передовой.

К невесте на планере
Родился дед 26 декабря 1905 года в деревне Кочемирово Верхне-Услонского района Республики Татарстан.
Закончив семь классов общеобразовательной школы в Свияжске, поступил в планерную школу.
Летать тогда мечтали многие. По воспоминаниям современников, создавалось впечатление, что вся молодёжь рвалась в авиаторы. Записываться в планерные школы и клубы шло огромное количество людей. Вот только удовлетворить все просьбы не представлялось возможным, поэтому медики отбирали самых-самых. Деду в этом плане повезло, здоровьем он обладал отменным.
Учёба его прошла успешно. А набравшись необходимых знаний и опыта, он и сам в итоге начал обучать новичков. По крайней мере, с 1936 года он уже числился лётчиком-инструктором в Казанском аэроклубе.
В то время они только начинали встречаться с моей будущей бабушкой – Марией Михайловной. Она вспоминала, что иногда он прилетал к ней на планере. Что, впрочем, было вполне объяснимо – мало того, что с невестой они жили в разных деревнях, но и сам аэроклуб располагался в районном центре – Зеленодольске. Одним словом – не наездишься. Трудно было устоять перед соблазном воспользоваться летательной техникой в личных целях. Зато, как завидовали Маше её подруги!
Расписались Степан и Мария в январе 1937 года. Мария была младше мужа на 10 лет. А вот пережила на целых сорок! Хотя могла и почти на 70…

Упал с неба и остался жив
Согласно лётной книжке деда, в 1936 году он летал на планере УС-6. Это был двухместный вариант одноместного учебного планера УС-4, созданный инженером О.К. Антоновым. По сути он являлся прототипом планера А-2, построенного в 1942 году.
За 1936 год налёт Алексеева на УС-6 составил чуть более 46 часов, из которых на вывозные полёты пришлось 3 часа, а на самостоятельные – 43.
Приблизительно в 1939 году он едва не разбился, совершая очередной учебный полёт. Когда планер неожиданно вошёл в штопор и начал стремительно приближаться к земле, Степан успел сорвать с себя защитные очки, чтобы при столкновении с землёй стёкла не повредили глаза.
Удар был очень сильным, но дед практически не пострадал, только больно ударился грудью. В отличие от него, молодого планериста, входившего в экипаж, выполнявший учебный полёт, были вынуждены доставить в военный госпиталь. Загружая его в карету скорой помощи, врачи поинтересовались и о том, где второй пилот. «Да вон он ходит, – последовал ответ». Они были очень удивлены, что после такой аварии он вообще остался жив.
В семейном архиве сохранилась фотография, демонстрирующая последствия той страшной аварии.

Три месяца учёбы и ты – пилот!
С началом войны Казанский аэроклуб перешёл на ускоренную программу обучения пилотов. Теперь здесь обучали учлётов (сокр. от «учащийся лётной школы») не девять месяцев, как раньше, а три, то есть с отрывом обучаемых от производства. По выпуску учлёты в качестве пилотов запаса убывали в распоряжение советских ВВС.
Планерной школой Казанского аэроклуба в то время руководил Николай Александрович Романов, с которым мой дед был очень дружен. Более того – они дружили семьями и навещали друг друга в свободное от службы время.
Дочь Николая Романова – Нина – прекрасно помнила эти визиты. С ней мне удалось списаться в начале 2000-х, и вот что она рассказала о военном периоде деятельности клуба: «Мой отец был начальником лётной школы, а дядя Стёпа был техником-инструктором. Они готовили лётчиков для фронта…». Тут необходимо оговориться, правильное наименование должности в оборонном обществе «инструктор-лётчик», а не «техник-инструктор», как указано в письме. Кроме лётчиков, планерные школы готовили бойцов-планеристов и бойцов-парашютистов. А сами лётчики уходили не на фронт, как пишет Нина Николаевна, а в военно-авиационные училища Красной Армии или ВМФ. На фронт уходили только представители командно-строевого состава авиации Осоавиахима, и то не сразу, а через курсы тренировок в запасных авиаполках.
Далее Нина Николаевна пишет: «Знаю, что они писали рапорта об отправке на фронт, но вместо фронта их сажали на «губу», на трое суток, и снова отправляли в эту школу, так как кто-то должен был и ковать кадры для фронта...».
И снова не обойтись без уточнений. Кадровых сотрудников Осоавиахима не могли подвергать дисциплинарному аресту, так как этот вид наказания распространялся только на военнослужащих.  Скорее, речь могла идти о домашнем аресте, при котором наказанный продолжал в полном объёме нести службу, но за все дни этого условного домашнего ареста с него удерживали 50 % суточного денежного содержания.
И ещё одна выдержка из письма Нины Николаевны, которая мне особенно дорога: «Я помню, что папа очень ценил Степана Александровича за его порядочность, преданность делу, профессионализм и надёжность. И сама помню его очень простым и интеллигентным человеком. Так что дедом своим можете гордиться…».

Особые меры поощрения
В лётной книжке моего деда кроме налёт-часов в период с 1936 по 1946 годы имеется графа поощрений и взысканий, в которой только перечень благодарностей и наград. В частности, среди наград две медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Среди поощрений фигурирует также Грамота Центрального совета Осоавиахима СССР «За отличную и успешную подготовку авиационных кадров для ВВС РККА».
Но моё внимание привлёк один из пунктов – в марте 1945 года за отличную подготовку курсантов, а также честное и добросовестное выполнение задания Степану Александровичу Алексееву была объявлена благодарность и вручён… отрез на платье. Подобные меры поощрительного характера в те годы были обычным делом. После такой благодарности мужнего руководства Марии Михайловне вероятно на некоторое время довелось стать первой модницей в округе.
С 1 апреля 1947 года, согласно записи в лётной книжке, Степан Александрович был отправлен «в длительный отпуск для лечения и отдыха».

История с плагиатом
Поистине, неприятная история приключилась после войны с другом и соратником деда, уже упомянутым выше Николаем Романовым. Об этой истории так же в своём письме поведала дочь бывшего руководителя Казанского парашютно-планерного клуба.
В 1950-х годах Николай Александрович написал книгу «Учись летать на планере». По сути это был учебник планерного дела, где автор изложил весь свой приобретённый за долгие годы опыт. Издать это пособие можно было только через Центральный комитет ДОСААФ. То есть везти и показывать в Москву. И Романов поехал.
Нина Николаевна Романова пишет: «Там ему некий Сапожников предложил «протолкнуть» побыстрее книгу в печать. Отец, будучи не пробивным для себя лично, согласился. И, вдруг, эта книга вышла под авторством этого самого Сапожникова, а отец значился всего лишь соавтором. При сверке с черновиками он обнаружил полный плагиат, даже предложения не переделаны. А вскоре вышло 2-е издание книги, где фамилии отца уже вовсе не было. Потом была создана комиссия, снявшая отца с работы. За что, так никто и не понял. Поднимать шум, подавать в суд – нужны были деньги. Их не было, мы жили бедно. Да ещё и отец был (я уже писала) не пробивным для себя. Он и дядя Стёпа просто служили Родине».
Позже в Российской Государственной библиотеке им. Ленина мне удалось найти эту книгу. Я надеялся обнаружить в ней воспоминания о своём деде, но нашёл лишь упоминание, хотя и этому тоже был безмерно рад.

Мирная жизнь
После ухода с лётной службы, дед работал слесарем на обувной фабрике. Жили они тогда в Свияжске. Но в 1961 году он перевёз семью в Йошкар-Олу, купив дом на улице Красноармейской. Сегодня на том месте располагается Дом быта.
Свою трудовую деятельность дед продолжил на йошкар-олинском заводе железобетонных изделий. Привожу выдержку из газетной статьи того времени: «У Степана Александровича Алексеева богатая биография. Ещё до Великой Отечественной войны он окончил Казанский аэроклуб и стал лётчиком-инструктором. Во время войны готовил парашютистов. Заслуги его 12-летней службы были отмечены правительством.
В мирное время Алексеев вернулся к своей прежней профессии, перешёл на слесарную работу. Сейчас он трудится в отделе главного механика комбината производственных предприятий Марстройтреста, является примером для молодых рабочих. Его имя занесено на Доску почета треста».
Физически дед, как я уже упоминал, был достаточно сильным человеком. Даже в преклонном возрасте без труда поднимал двухпудовую гирю правой рукой от левой ноги, чего не могли повторить молодые и здоровые мужики.
Умер Степан Александрович 9 декабря 1970 года, не дожив до своего 65-летнего юбилея всего несколько дней. Похоронен на Марковском кладбище г. Йошкар-Олы».

Фото, а также сканы с документов любезно предоставлено известным российским журналистом и писателем полковником внутренней службы Игорем АЛЕКСЕЕВЫМ (г. Москва).

Степан Александрович Алексеев в форме командира авиации Осоавиахима образца 1937 года.


Степан Александрович Алексеев с женой и дочкой. Сам авиатор облачён в форму командира авиации Осоавиахима образца 1937 года.


Степан Александрович Алексеев в форме командира авиации Осоавиахима образца 1937 года при знаках различия инструктора оборонного общества, однако вместо лётных осоавиахимовских эмблемок в петлицах эмблемки советских ВВС.


9 мая 2019 года, столица Республики Марий Эл город Йошкор-Ола, в колонне «Бессмертного полка» известный писатель-сатирик и журналист системы отечественного МВД полковник внутренней службы Игорь Алексеев (г. Москва) с портретом своего деда – авиатора Осоавиахима:
« Последнее редактирование: 17 Мая 2019, 13:38:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #5 : 16 Мая 2019, 15:56:24 »
Не позднее 1940 года, выпускник Казанского аэроклуба Г.П. Шубинкин в форме пилота запаса. Он же по выпуску – инструктор-планерист планерной школы родного для себя Казанского аэроклуба, а по состоянию на весну 1941 года – курсант 1-го Чкаловского военно-авиационного училища лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Дальнейшая его судьба, к сожалению, неизвестна. Сканы с фото любезно предоставлены известным российским журналистом и писателем полковником внутренней службы Игорем АЛЕКСЕЕВЫМ (г. Москва):
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #6 : 24 Мая 2019, 18:45:30 »


С декабря 1952 года и по январь 1955 год начальником Казанского аэроклуба являлся такой прославленный советский ас, как гвардии полковник Степан Никитович Чирва (26.12.1907-02.09.1983). Источник: http://airaces.narod.ru/all9/chirva.htm
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2019, 09:56:41 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #7 : 27 Июля 2019, 18:34:14 »
Воспитанник Казанского аэроклуба, угодивший в 1943 году в штрафники:
Разыскиваю Кусова Василия Васильевича. Это брат деда. Просьба помочь разобраться, что это за в/ч – штрафной батальон (ст. Татищево) 19 озсбр по состоянию на октябрь 1943 года? Последнее письмо от него получено от 14.10.1943 года с пристани города Вольска Саратовской области. О дальнейшей судьбе никакой информации.
Из Архивной справки ЦАМО: «Курсант Ульяновского авиационного училища Кусов Василий Васильевич 1923 г.р., уроженец Актюбинской обл., г. Челкар, призван Казанским аэроклубом, пропал без вести в декабре 1943. Учтен в 1947 г. по материалу Бугульминского РВК, так как сведений о его судьбе из воинской части не поступало. Осн.: ЦАМО, дон. 12824 с 1947 года.
В деле «Переписка по личному составу» за 1943 г. указанной авиашколы имеется отношение за Исх. № 0986 от 06.10.1943 на имя начальника пересыльного пункта Ульяновского гарнизона за подписью вр. начальника штаба майора Степанова: «Направляется курсант Кусов Василий Васильевич 1922 года рождения, отчисленный от обучения, для направления в штрафной батальон – ст. Татищево Рязано-Уральской ж.д. сроком на 1 месяц».
В Алфавитной книге учёта переменного состава, прошедшего через Ульяновский пересыльный пункт за 1943 г., значится: «3202. Кусов Вас. Вас. 1923 г.р. прибыл в часть 8 октября 1943 г. Выбыл в штрафной батальон (даты нет) 19 зсб (Татищево)». Осн.: ЦАМО, оп. 154966, д. 1, л. 66»
.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #8 : 01 Сентября 2019, 09:54:13 »
С одного из Интернет-аукционов:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #9 : 04 Сентября 2019, 15:10:01 »
9 мая 2019 года, столица Республики Марий Эл город Йошкор-Ола, в колонне «Бессмертного полка» известный писатель-сатирик и журналист системы отечественного МВД полковник внутренней службы Игорь Алексеев (г. Москва) с портретом своего деда – авиатора Осоавиахима:

Сканы с 38-41 полос июльской книжки (№ 7) за 2019 года журнала ДОСААФ России «Военные знания». Очерк полковника внутренней службы Игоря Алексеева о своём дедушке-осоавиахимовце:



С Фейсбука:
« Последнее редактирование: 04 Сентября 2019, 15:27:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #10 : 07 Сентября 2019, 19:13:38 »

Удостоверение к нагрудному знаку Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу», которого 15 сентября 1946 года был удостоен начальник Казанского аэроклуба старший лейтенант запаса Александр Леонтьевич Кармин (1910-1988). Оригинал документа хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Республики Татарстан»: номер в Госкаталоге – 17497970; номер по ГИК (КП) – НМРТ КППи-124335/2.

В картотеке кавалеров нагрудного знака Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу», которая хранится в фондах Ценрального архива ДОСААФ России, не значится, поскольку в озвученную выше картотеку почему-то не внесены фамилии лиц, награждённых в период 1943-1946 гг.


На военной службе в Красной Армии трижды: 1) с 5 мая 1921 года и по 10 мая 1924 года; 2) с 11 октября 1932 года и по 3 мая 1935 года; и 3) с 6 мая 1942 года и по 3 января 1945 года.
С мая 1939 года – начальник Чистопольского аэроклуба, к лету 1941 года – Казанского, а с декабря 1941 года – Объединения аэроклубов…
В 1945-1949 гг. – вновь начальник Казанского аэроклуба (до 1946 года – Казанский парашютно-планерный клуб).


1939 год, начальник Чистопольского аэроклуба командир авиации Осоавиахима А.Л. Кармин проверяют выучку учлёта Н. Куцемилов. Оригинал хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры «Национальный музей Республики Татарстан»: номер в Госкаталоге – 17497976; номер по ГИК (КП) – НМРТ КППи-124335/32.


Старший лейтенант запаса Александр Леонтьевич Кармин в статусе начальника Казанского аэроклуба.

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 744808, д. 236. лл. 203 и 203об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/012/033-0744808-0236%2b013-0243/00000382.jpg&id=81980627&id1=3c11f3b9080b9fc343e4ac5c7f1d9a4f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/012/033-0744808-0236%2b013-0243/00000383.jpg&id=81980628&id1=37fa93c3e1881cd9a975d185d9256408




14 февраля 1968 года, столица Татарстана город Казань, проославленный советский ас старший лейтенант в отставке Александр Леонтьевич Кармин при наградах, в том числе на правой стороне кителя – нагрудный знак Осоавиахима СССР и РСФСР «За активную оборонную работу».

« Последнее редактирование: 07 Сентября 2019, 20:12:58 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 24 018
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Аэроклубы Татарстана
« Reply #11 : 30 Сентября 2019, 22:39:45 »

Рубеж 1920-х/1930-х гг., группа планристов из Татарской АССР. Сканировано с архивного подлинника.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »