Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Военные журналисты  (Прочитано 86553 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #260 : 09 Марта 2015, 16:20:27 »
Номер записи в ОБД – 1051853.
Шмаков Кирилл Алексеевич, уроженец деревни Кокоры Зуевского района Кировской области
Инструктор-литератор редакции газеты 121 сд, старший политрук. Убит 27.06.1941 года в городе Барановичи. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 36, л. 43.

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=VS/001/058-0818884-0036/00000048.JPG&id=1051850&id=1051850&id1=82c0f5d9f9b9ab09d93b67a76dd67636 – под № 3:

Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 43, л. 267.
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=TV/005/056-0012220-0043/00000280.jpg&id=9128170&id=9128170&id1=916ad5b10a3a4eecd69f2b92d4f33357
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #261 : 16 Декабря 2015, 14:52:14 »
Литсотрудник «дивизионки» 210 сд лейтенант Саркис Корхмазович Шавердян 1917 г.р. приказом по войскам 36-й армии за № 026/н от 9 октября 1945 года удостоен медали «За боевые заслуги». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 687572, д. 2450, л. 133.
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/345/033-0687572-2450%2b022-2449/00000249.jpg&id=39702623&id1=3401822432d21e0192e3c14bac52d597
http://podvignaroda.mil.ru/filter/filterimage?path=VS/345/033-0687572-2450%2b022-2449/00000250.jpg&id=39702624&id1=c755b0fba49da23bb8db8bc070ddd5a4
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #262 : 17 Декабря 2015, 09:54:31 »

Ахмет Валеевич Нурьев со знаками различия младшего политрука.

Из моей почты:
Доброго времени суток, Юрий Петрович!
Очень тронула тема о военных журналистах. Хотел бы добавить информацию, но не знаю как эо сделать про родного брата моего деда – Нурьева Ахмета Валеевича 1913 г.р., уроженца села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области. Он был призван в 1936 году Тракторозаводским РВК Челябинска. В 1939-1940 г. проходил подготовку на курсах газетных работников при Московском военно-политическом училище им. В.И. Ленина, доказательством чему сохранившееся в нашей семье удостоверение.
Состоял в воинском звании «политрук» и являлся сотрудником редакции газеты 3-й армии «Боевое знамя» Западного особого военного округа/Западного фронта.
Погиб 29.06.1941 года под белорусским городом Молодечно.
Долгое время оставалась неизвестна судьба его супруги Раисы Фёдоровны, которая работала корректором в редакции той же газеты «Боевое знамя" Только в этом году удалось разыскать внучку Ахмета Валеевича и узнать судьбу Рисы Федоровны.
Документы с Интернет-порталов:
http://bd-chelarhiv.eps74.ru/kniga/nu.html – Книга Памяти Челябинской области (т. 21 стр. 109)
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie50825509/ – опечатка в фамилии: указано Курьев А.В
https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_prikaz9131741/ – допущена опечатка в фамилии.
http://yojo.ru/vov.htm – опечатка: указан как Нурьев Александр, погиб 1943 г. в районе Могилева, но это не достоверная информация, так как операция «Багратион» началась в июне 1944 года на запрос о корректировке администрация сайта предпочла отмолчаться.
Входная группа в Парк Победы г. Челябинск: https://cloud.mail.ru/public/AvZE/CTLdv8vWA
Парк Победы (Тракторозаводской район г. Челябинска): https://cloud.mail.ru/public/6Ucg/KjfousDCX
Стелла с фамилиями погибших: https://cloud.mail.ru/public/8Nyu/poUzyPQ41
Сюжеты передачи «Жди меня». Анонс из Беларуси: https://cloud.mail.ru/public/0f2840f49c8f/%D0%90%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D1%81%20%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C%20%5B%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20(%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5)%5D.mp4
Первый канал: https://cloud.mail.ru/public/43ME/2UFLUj6LB
Очень хотелось бы узнать больше информации о Нурьеве Ахмет(вали) Валеевиче – младшем брате моего дедушки, а также отыскать его могилу! С уважением, Сандыбаев Марат Шарьяхметович.


Нурьев Ахмет Валеевич – инженер опытно-производственного цеха Челябинского тракторного завода.


Политрук А.В. Нурьев с супругой Раисой Федоровной – корректором армейской газеты «Боевое знамя».

Документы из материалов домашнего архива Сабировой Мадины Валиахметовны, Нуреева Валимухамеда Валеевича, Нуреева Валимухамеда Валеевича и внучки А.В. Нурьева – Нурьевой Валентины Анатольевны::










« Последнее редактирование: 23 Июля 2016, 15:56:09 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #263 : 23 Июля 2016, 15:37:46 »
В декабре 1943 года стала выходить газета «Народный мститель», редактором которой являлась Е.В. Мелихова.
После войны Екатерина Васильевна выпустила книгу «В те суровые годы». Сотрудниками газеты были Мосина Е.Н. и Штейнгардт М.С.
Мосина Екатерина Николаевна – жена комиссара 12-й Приморской партизанской бригады; после войны работала сначала учителем, а затем заведующей Кингисеппским гороно.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #264 : 25 Октября 2016, 07:27:07 »
Из свежего номера газеты «Правда». В очерке есть ссылка и на наши с Сергеем Лагодским архивные изыскания, осуществлённые в 2014 году в период работы над книгой «Московские «ястребки»: без грифа секретности»:

Газета «Правда», № 118 (30469)  за 21-24 октября 2016 года, стр. 6
Автор – Виктор КОЖЕМЯКО
ВОЙНУ ОН СНИМАЛ И ПОГИБ НА ВОЙНЕ
Страницы героической битвы за Москву 75 лет назад выразительно запечатлел фотокорреспондент нашей газеты Сергей Струнников
В истории «Правды» и всей отечественной журналистики оба они остались рядом. Потому что один первым написал о подвиге Зои Космодемьянской, а второй сопроводил этот пронзительный очерк, названный тогда по известной причине «Таня», не менее пронзительным снимком.
И каждый раз, когда вспоминаю замечательного правдиста-очеркиста Петра Лидова, думаю и о столь же замечательном фотокорреспонденте нашей газеты Сергее Струнникове. В сознании моём они нераздельны, как нераздельны их имена на мраморной доске у нас в редакции памяти журналистов «Правды», погибших во время Великой Отечественной войны.
Погибли они тоже вместе. Произошло это в день третьей годовщины начала войны, 22 июня 1944-го, на военном аэродроме близ Полтавы. Погибли при исполнении служебных обязанностей – абсолютно точное выражение. Они приехали сюда, чтобы написать о лётчиках и сделать снимки для «Правды», но попали под внезапный налёт вражеской авиации.
ЭТА ИХ СОВМЕСТНАЯ командировка оказалась последней. А до неё было много других. Сошлись они в общем деле на Западном фронте, в труднейшие дни обороны Москвы. Сотрудничество двух журналистов – пишущего и снимающего – не было редкостью на войне. Однако составы таких пар менялись, и даже не всегда бывало, что один хорошо знает другого. В данном же случае, судя по всему, возникла не только профессиональная, но и душевная близость, которая притягивала их друг к другу, побуждая искать возможности ещё и ещё раз поработать вместе.
Так, перенеся в феврале 1942 года тяжёлый сыпной тиф и оказавшись в подмосковном санатории «Архангельское», Сергей Николаевич Струнников пишет Петру Александровичу Лидову следующее: «14 марта 1942 г. Судьба и обстоятельства перебросили меня в санаторий, где я ремонтирую своё здоровье, чтобы вновь вместе с Вами (это моё желание) создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».
Надо же, как чувствовал он необыкновенность этого их журналистского призвания в суровое время Великой войны! Не одни лишь сиюминутные задачи для повседневности, а гораздо больше – для истории, для потомков. И при этом острое ощущение эпохи, которую они отражают и выражают, стремление, как он написал, «отойти от стандарта и брать самую соль жизни». Нелегко? Ещё бы! Но личность творческая этого требует.
А у Лидова – то же самое. Потому и он при встречах, в письмах, дневниках с искренней теплотой и пониманием обращается к Струнникову, видя в нём уже не просто коллегу, а друга. Хотя главным для него тоже остаётся их совместная работа, которая, впрочем, из текущей, повседневной на глазах становится исторической. Об этом я думал, например, читая такую запись в дневнике Петра Александровича от 16 мая 1942 года: «…Он (С.Н. Струнников) показал мне сотню снимков, увеличенных и наклеенных на паспарту. Большинство этих снимков было сделано во время наших совместных поездок: по Минскому шоссе – в начале ноября (1941 г.), в Тулу – 13-15 ноября, в Ступино к генералу Белову – 1 декабря, в Венёв с наступающими частями Белова – 10-11 декабря, в Петрищево – 26 января (1942 г.). К некоторым из этих снимков я сделал надписи, после чего отправился в путь».
Вроде бы буднично: сделал эти самые надписи к фотографиям и отправился по очередным делам. Но меня не оставляет уверенность, что уже тогда, то есть совсем немного времени спустя после того, как Струнников те фотографии напечатал, у Лидова было ощущение их исторической значимости.
Да, Минское шоссе под Москвой в ноябре 1941-го, обороняющаяся Тула, наступающие части генерала Белова в декабре – всё это и многое другое к маю 1942-го стало уже кадрами истории великой битвы за советскую столицу. И, конечно, те снимки, которые Струнников сделал для очерка «Таня» 26 января 1942 года в подмосковной деревне Петрищево…
* * *
О Лидове я в «Правде» уже рассказывал. Однако мне давно была интересна и жизнь Струнникова – этого талантливейшего фотожурналиста и фотохудожника. Но сведения, оставшиеся о нём в нашей редакции, к сожалению, крайне скудны. Даже обычного личного дела нет – всего лишь так называемый листок по учёту кадров. Наверное, потому, что пришёл в «Правду» Сергей Николаевич Струнников в крайне трудном августе 1941-го, когда уже вовсю кипела война, а меньше чем через три года он погибнет.
Не только я – все мы должны быть благодарны ветерану Центрального архива общественно-политической истории Москвы (ЦАОПИМ) Людмиле Ивановне Смирновой, которая, приложив много сил и старания, буквально по крупицам собирала биографический материал о С.Н. Струнникове. На него я и буду в основном опираться.
Кстати, от Людмилы Ивановны впервые узнал, при каких обстоятельствах и как Струнников стал военным фотокорреспондентом «Правды». До этого он был уже известным мастером фотографии, работал в разных местах и печатался во множестве изданий, включая «Правду». В 1940 году в Центральном Доме журналиста состоялась его персональная выставка «Фото С. Струнникова. 1930-1940», получившая высокую оценку профессионалов. А вот начало войны застало его в дальней геологической экспедиции. Выйдя с изыскателями из тайги в маленькую сибирскую деревушку, Сергей Николаевич узнал, что фашистская Германия напала на Советский Союз и уже несколько недель на западе страны идут ожесточённые бои.
Только через месяц он смог добраться до Москвы. Дома его ждали повестка из военкомата и письмо из редакции газеты «Правда». Утром следующего дня по редакционному приглашению он пришёл сюда и был утверждён фотокорреспондентом главной газеты страны. Согласно листку по учёту кадров, произошло это 22 августа 1941 года. А 17 октября он уже официально военный фотокорреспондент.
Приглашение в «Правду» с началом войны говорит о том, что Струнников был замечен здесь раньше, а теперь, в особых обстоятельствах, интерес к молодому одарённому фотомастеру ещё более возрос. Наверное, сказалось и то, что, будучи призванным в 1932 году в Красную Армию, он сдал экзамены на звание командира запаса. И тогда же, находясь на военной службе, Сергей Струнников в течение года работал в красноармейской газете «На боевом посту». На фотоконкурсе, организованном в воинских частях, он даже получил первую премию. «Значит, военная тема уже ему знакома», – рассуждали, видимо, кадровики «Правды».
Не ошиблись в своём выборе!
* * *
Жизнь ему выпала короткая – неполных 37 лет, и делится она чётко на две части: до войны и во время неё.
Родился в 1907-м, в Херсоне. Отец его, Николай Иванович Струнников, был выходцем из бедной провинциальной семьи. Ощутив в себе художественный дар и рано начав рисовать, возможности для учёбы не получил. Образование его ограничилось трёхлетним обучением в приходской школе, а затем был отдан «мальчиком» на мануфактурный склад. Так и сгинул бы его талант, если бы не природное упорство, которое привело подростка в Москву, где он сумел устроиться в мастерскую живописца С.И. Грибкова. Правда, опять-таки «мальчиком»-подмастерьем на побегушках.
О жизни пробивавшегося к любимому делу парня рассказал в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» Владимир Алексеевич Гиляровский, известный журналист и необыкновенно добрый человек, очень поддержавший начинающего художника: «Н.И. Струнников, сын крестьянина, пришёл в город без копейки в кармане и добился своего нелегко. После С.И. Грибкова он поступил в Училище живописи и начал работать по реставрации картин у известного московского парфюмера Брокара, владельца Большой художественной галереи.
За работу Н.И. Струнникову Брокар денег не давал, а только платил за него пятьдесят рублей в Училище и содержал «на всём готовом». А содержал так: отвёл художнику в сторожке койку пополам с рабочим, – так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне».
И всё-таки при помощи Гиляровского, а также Павла Михайловича Третьякова удалось Николаю Струнникову окончить Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Академию художеств в Петербурге по классу И.Е. Репина.
Об отце выдающегося фотомастера нельзя не сказать, потому что от него унаследовал Сергей и художественный талант, и страстную любовь к искусству. Правда, из всех его видов для себя выбрал не живопись, а более современные – кино и фото. Окончив в 1926 году среднюю школу, он успешно сдаёт вступительные экзамены и поступает на операторское отделение Государственного техникума кинематографии.
Его товарищи вспоминали, с каким необычайным увлечением учился он здесь все четыре года. Одновременно работает осветителем на фабрике «Межрабпомфильм», а в 1928 году на страницах московских газет появляются первые снимки Сергея Струнникова.
Кино и фотожурналистика отныне идут в его жизни параллельно. Он занимается одним и другим, видимо, ещё не зная, чему отдать предпочтение. Например, уехав во время каникул в геологическую экспедицию в должности кинофотоработника, он снял свой первый короткометражный фильм «Разведка горючего» и тут же сделал целый ряд фотографий для журналов «Пламя», «Советский экран», «Рост».
После окончания кинотехникума в 1930 году Сергею посчастливилось поработать с одним из крупнейших советских кинорежиссёров Всеволодом Илларионовичем Пудовкиным, будущим автором «Минина и Пожарского», «Адмирала Нахимова» и других прославленных фильмов. Тогда он снимал картину под названием «Очень хорошо живётся», и Струнников стал помощником оператора в его съёмочной группе, параллельно снимая рабочие моменты фильмопроизводства.
Ему было всего 23 года, и роль при Пудовкине, казалось бы, не самая видная, однако мэтр сумел рассмотреть и оценить данные молодого оператора. «Из товарища Струнникова, – написал он, – должен выйти хороший работник кино».
Так, безусловно, и могло быть, но фоторепортаж захватывал его всё сильнее и сильнее. Способствовали этому величайшие созидательные дела, которые разворачивались в стране, и растущий спрос газет, журналов на отражение их в фотографиях. Чувство первопроходца, свидетеля и летописца огромных достижений было главным у него в эти годы. Оно поднимало дух и рождало творческое вдохновение.
Повезло ему, что он стал участником знаменитого арктического рейса ледокола «Красин», где исполнял обязанности секретаря экспедиции Главсевморпути и специального фотокорреспондента газеты «Водный транспорт». Впервые в истории освоения Арктики в 1933 году был отправлен из Архангельска по Северному морскому пути караван судов для доставки грузов в устье реки Лены. «Красин» прокладывал путь этим судам, и после того, как необходимое для жителей северной Якутии было сгружено на месте, ледокол вернулся в Архангельск, а суда на обратном пути зазимовали.
Изумительная это была творческая зарядка для молодого фотожурналиста! Он снимал завораживающие просторы Арктики и экзотическую красоту ледовых ландшафтов, но с наибольшей любовью – людей, которые во имя Родины преодолевали невероятные трудности.
Это будет характерно для всей дальнейшей его работы: искренняя любовь и неостывающий интерес к тем, кто способен на великие свершения ради общего блага. Как и другие его коллеги, Струнников рвался на передний край социалистического строительства, но всматривался больше всего не в индустриальную панораму, а в лица её творцов.
Не случайно и на персональной его фотовыставке 1940 года значительное место заняли портреты: Чкалов перед полётом в США, пианисты Флиер и Гилельс, лётчик-испытатель Коккинаки, писатель Новиков-Прибой… Впрочем, диапазон жанров и тем был чрезвычайно широкий. Объединяло же все работы одно: очень высокая творческая планка. Фоторепортёр и фотохудожник органически слились в нём.
* * *
Война… Всё лучшее, что было в этом человеке от природы и что дало ему воспитание, по максимуму раскрыли военные годы.
Недавно, летом 2014 года, журналисты газеты «Щит и меч» Сергей Лагодский и Юрий Ржевцев, работая над сборником к 70-летию Великой Победы, обнаружили в военном архиве наградные листы Сергея Николаевича Струнникова, датированные 1 июня 1942 года. В них он представлялся к награждению медалью «За боевые заслуги». И вот что отмечалось в кратком изложении личного боевого подвига: «Будучи военным корреспондентом газеты «Правда», принимал участие и производил фотосъёмки похода в тыл врага (декабрь 1941 г., Можайское направление). В процессе похода производил фотосъёмки, часть которых под названием «Партизаны-истребители в тылу врага» были опубликованы в газете «Правда». Указанные съёмки зачастую производились под огнём немецких автоматчиков. В дни боёв под Москвой фотоснимки Струнникова с передовых позиций неоднократно печатались в газете «Правда». Летая на пикирующем бомбардировщике, под ураганным огнём вражеских зениток, заснял момент бомбёжки войск противника. На выставке в ЦДКА представлены 57 лучших фотоснимков Струнникова. Особенно были отмечены снимки: «Москва, 14 декабря», «Таня», «Полёт на бомбёжку». Выдающийся фоторепортёр своими высокохудожественными снимками военных эпизодов внёс ценный вклад в историю Отечественной войны».
Подписали этот документ командир полка майор Сазонов, комиссар полка батальонный комиссар Кузнецов и начальник штаба майор Казначеев. Я обратил внимание: военные люди, не профессионалы фотографического дела, они отметили, что фоторепортёр – выдающийся, а сделанные им снимки – высокохудожественные.
От себя скажу, что в «Правде» во время войны работали действительно выдающиеся советские фотожурналисты – Михаил Калашников (тоже погиб), Александр Устинов, Виктор Тёмин, Сергей Коршунов и другие. Всем им, кроме высоких профессиональных качеств, требовалось проявлять и смелость, мужество, отвагу: нередко они рисковали жизнью, проникая на самые опасные участки фронта.
Струнников рвался туда, где опаснее всего. Потому и летал на бомбёжку, и отправился в тот самый рейд по тылам врага в декабре 1941-го. Вместе с ним там был ещё один журналист «Правды» – Иван Фёдорович Кирюшкин (боец Чапаевской дивизии в годы Гражданской войны). Он свидетельствовал, что многие снимки Струнников делал непосредственно в бою, и были случаи, когда его приходилось вытаскивать из-под огня. Причём съёмка поглощала журналиста настолько, что он не замечал свиста пуль вокруг себя. Однажды, когда он выбежал на опушку леса, немцы открыли огонь, а Сергей, встав на колено, продолжал щёлкать затвором «лейки». К счастью, обошлось: пуля только оцарапала ему висок.
* * *
Он ценил художественную выразительность снимка и всегда стремился к предельной выразительности. Однако не поступаясь достоверностью. «Фотография – это документ, – говорил Сергей Николаевич. – И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов».
Снимая в осаждённой Москве – на сооружении баррикад в городе и противотанковых рвов на окраинах, в подразделениях войск противовоздушной обороны и частях народного ополчения, на призывных пунктах и у метростроевцев, он старался делать своё дело незаметно, не отвлекая людей от напряжённой работы. Из-за этого бывали даже неприятности: фотографа принимали за шпиона и приводили в милицию. Зато фотографии получались правдивые и убедительные – такие, не поверить которым было невозможно.
Итог колоссальной его работы во время Московской битвы подвели участие в выставке «Москва военная», которая состоялась весной 1942 года, и издание альбома «Москва. Ноябрь 1941», куда были включены лучшие его фотографии, сделанные в дни обороны столицы. Но он, едва перенеся тяжёлую болезнь, опять стремится в пекло, на фронт, на передовую. Никто и ничто не может его удержать! Вот он уже на Брянском фронте, вот снимает на берегах Дона, под Воронежем. Настойчиво добивается командировки в блокадный Ленинград.
И в конце 1942 года всё же добился: редакция поручила ему вместе с поэтом Н.С. Тихоновым подготовить журнал-альбом «Ленинград в борьбе». За три недели командировки Сергей Струнников создал такую мощную по силе воздействия серию снимков, что они стали своего рода памятником городу несгибаемой стойкости, впечатляющим свидетельством «будничного» героизма ленинградцев, которые перенесли невозможное, но не сдались.
Он и сам решил тогда работать под девизом: «То, что считается трудным, нельзя назвать невозможным». Он и сам преодолевал всё, ни перед чем не сдаваясь и не опуская руки. Хорошо потом написал об этом Николай Тихонов: «Снимать Ленинград в декабре – это своего рода подвиг. У нас такие короткие дни в это время года, что мы плаваем как рыбы в сумрачной воде. Туманы и ранняя темнота – это такие враги, которые не хуже немецкого обстрела для фотографа.
Кроме того, если фотограф ограничен временем своего пребывания в городе, то он многое не увидит, так как, добравшись без транспорта, на своих ногах до далёкого объекта съёмки, он может только убедиться, что может только идти обратно – снимать уже темно. А дней у него считанное количество.
Пробираться по городу из конца в конец затруднительно. Трамваи капризны, как невские русалки, и так же редки, как последние. Фотограф, лишённый отдыха и сна, в отчаянии. Как быть со съёмками? И вот постепенно он составляет точный план и пускается, несмотря на все препоны природы и казусы пространства, смело выполнять его.
И он снимает с упорством одержимого. Правда, тут город сам начинает идти навстречу. Таких драматических и человеческих контрастов мало где отыщется, как в Ленинграде. 500 дней в бою находится Ленинград, и он не прекращает той огромной работы и жизни, что свойственна такому гиганту-городу. Всё это заснял Сергей Николаевич Струнников, и вы по его снимкам увидите Ленинград в декабре таким, каким он действительно был. Это победа мастера!»
Обстоятельства, видимо, сложились так, что в 1943 году альбом издан не был, а в «Правде» и других изданиях появилась тогда лишь часть снимков. Поэтому следует ещё раз выразить благодарность архивистам Москвы и особенно Людмиле Ивановне Смирновой, которые, обнаружив подготовленный автором материал, издали его в 2005 году под названием «Репортаж из блокадного Ленинграда. Фотографии фронтового корреспондента Сергея Струнникова».
Замечательным дополнением к пронзительным снимкам стали записи из дневников фотожурналиста, сделанные им во время командировки в блокадный Ленинград и опубликованные впервые в нашей редакционной газете «Правдист» в начале 1943 года.
* * *
Что было с ним дальше? Опять война. Поразительно, как успел он за отведённое ему время побывать в стольких местах и в труднейших условиях столько сделать! Западный, Брянский, Ленинградский, Волховский, Северо-Западный, Первый Прибалтийский фронты, Сталинград, Тула, Калинин, Смоленск, Харьков, Одесса, Крым, Севастополь… Да полностью всю географию его полётов и поездок я не берусь воспроизвести. А о том, как это бывало, пусть скажет страничка из его крымского дневника, относящаяся к весне 1944 года: «В двух километрах от противника. Целый день над нами летают «мессеры». Работают артиллерия, миномёты. Снимаю всё, что может отразить войну в Крыму. Бойцы, роющие окопы, говорят, чтобы я немедленно пригнулся, иначе подобьёт вражеский снайпер. Пригибаюсь, иду дальше, ползу, приподымаюсь, в вечерней дымке вижу море, бухту Севастополя. Идёт пулемётная стрельба...
Вечером наша тройка (Л.С. Соболев, И.И. Золин и я) заходим к дежурному. Неожиданно он нам сообщает, что Калашников убит... Не могу себе представить: ведь только вчера утром мы все брели вместе и ночевали в одной комнате. Только вчера утром я снимал его. Оказалось, это было в последний раз...
...Никто не гарантирует, будем мы завтра живы или нет. Мы находимся в самом огне борьбы за Севастополь. Под этим городом почти уже накануне самой победы погиб наш верный товарищ большевик Миша Калашников, самый отзывчивый из среды репортёров, которых я знаю. Он честно отдавал все свои силы газете».
Так написал Сергей Николаевич о своём товарище по «Правде». Но ведь так же можно сказать и о нём самом. Коллеги из газеты «Щит и меч», нашедшие много лет спустя в архиве его наградные листы и проделавшие после этого свою исследовательскую работу, пришли к выводу: «Это был скромный, талантливый, увлечённый человек, фантастически преданный своей профессии и отличавшийся феноменальной работоспособностью».
Согласен с ними. Даже семьи своей Сергей Струнников не создал, поскольку любимое дело захватило его целиком – всю душу и всю жизнь. Но было это дело не для себя, а для людей. Помните, как он однажды выразился в письме своему другу Петру Лидову? «Для потомков, для истории…».
Именно такой работой оказалась и его «Таня». Тот снимок, сделанный в январе 1942 года в Петрищеве, Сергей Николаевич назвал так же, как Лидов свой очерк. Да, вместе они – очерк и фото – вошли в историю и останутся в ней навсегда.
«На фотографии погибшая девушка выглядит так, как будто смерть не тронула её красивого лица, словно только сейчас произнесла она последние смелые и гневные слова, – пишет Людмила Ивановна Смирнова в своей статье о С.Н. Струнникове. – Образ этой юной героической девушки стал национальным символом сопротивления врагу».
Конечно! И препарировать в данном случае работу фотографа с точки зрения техники, то есть как она сделана, представляется невозможным и недопустимым, даже кощунственным. Немыслимой силы взлёт духа произошёл у человека, который увидел свою соотечественницу, совершившую подвиг, замученную и убитую, но величественную и красивую. Чтобы так увидеть и так это передать, сам автор снимка должен был подняться на её духовную высоту и проникнуться её благородными чувствами.
Снова и снова всматриваясь в давно потрясшую меня фотографию, мысленно я говорю: фото скорби и любви. Такой любви и такой скорби, на какие способен не каждый, но они необходимы людям, чтобы оставаться людьми.
В своём блокноте Пётр Александрович Лидов незадолго до гибели записал: «Есть много портретов Зои Космодемьянской. Одни художники добились портретного сходства с оригиналом, другие за сходством не гнались, старались постичь и выразить внутреннюю сущность этого человека, его порыв, его идею. И те и другие портреты хороши, пока на них смотришь. Но когда я закрываю глаза, то представляю себе Зою, какой я видел её в первый и последний раз, — на снегу у разрытой могилы».
Благодаря Сергею Струнникову, соратнику Петра Лидова по «Правде», мы тоже можем видеть Зою, как в тот день. Увидят её и люди будущего.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #265 : 30 Января 2017, 19:32:42 »
Наградной лист на секретаря редакции дивизионной газеты 105 гв. сд гвардии старшего лейтенанта Дениса Нестеровича Зубцова 1914 г.р. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2816, лл. 229 и 229об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/160/033-0686196-2816%2b040-2825/00000447.jpg&id=24464262&id1=3da36b61e8f3bfa6fb62f87efa832c54
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/160/033-0686196-2816%2b040-2825/00000448.jpg&id=24464263&id1=7b293604dfb1a1f01d5baa68f37ec87f
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #266 : 06 Апреля 2017, 08:16:52 »
Начальник типографии многотиражной газеты 8 гв. ВДД «Сын Родины» гвардии красноармеец Симха Иде-Лейбович Файнгольд 1918 г.р. как кавалер медали «За боевые заслуги». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 137, лл. 100 и 100об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/108/033-0686196-0137%2b040-0136/00000196.jpg&id=20148706&id1=f38f6c1b3fee4e5dfd7b7efd507188b0
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/108/033-0686196-0137%2b040-0136/00000197.jpg&id=20148707&id1=7a35aa34e358f9917736ed155f345f19

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #267 : 21 Апреля 2017, 13:09:41 »
На станции Остолопово Калининской (ныне – Тверская) области 30.09.1941 года при бомбардировке воинского эшелона немецкой авиацией были убиты 23 человека, в том числе 21 воин из числа рядового и сержантского состава 248-го отдельного сапёрного батальона 4-й отдельной армии (II ф) и два офицера из штарма-4. Это комендант штаба Полевого управления 4-й отдельной армии (II ф) капитан Иван Петрович Мизин и сотрудник редакции газеты «В бой за Родину» интендант 3 ранга  Александр Иванович Тарасов. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1101557&page=2
Согласно донесению штарма-4 от 6 ноября 1941 года, воины 248 осапб были похоронены на ст. Остолопово. В настоящее время местом их захоронения значится деревня Лихачёво Краснохолмского района Тверской области: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=261479086
Местом захоронения коменданта штаба Полевого управления 4-й отдельной армии (II ф) капитана Ивана Петровича Мизина в донесении значится станция Кабожа современной Новгородской области. Сотрудник редакции газеты «В бой за Родину» интендант 3 ранга  Александр Иванович Тарасов был похоронен на кладбище деревни Горки Хвойнинского района современной Новгородской области. Данные о современном захоронении И.П. Мизина и А.И. Тарасова найти пока не удалось...
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #268 : 25 Апреля 2017, 16:23:01 »
С подлинных фронтовых фотоплёнок советского писателя Льва Прозоровского. Предположительно, лето-осень 1943 года, фотокорреспондент красноармейской газеты 59-й армии Волховского фронта (I ф) «На разгром врага»старшина Лев Пpозоровский у землянки в новгородских болотах. На ремне справа – кобура с табельным наганом:

Из фронтовой лирики старшины Льва Прозоровского:
ПИСЬМО
Когда пройдёт боёв страда
И в руки плуг возьмёт пехота,
Я привезу тебя сюда,
На новгородские болота.
Я, как хозяюшку домой,
Введу тебя в мою землянку,
И дам зажечь тебе самой
Коптилку из консервной банки.
При свете меркнущем её
Увидишь ты во всём убранстве
Моё походное жильё –
Одно из мест военных странствий:
Палатки зелень на стене,
Печурка в копоти и дыме,
Обломком угля на бревне –
Твоё, совсем простое имя.
Не загремит орудий гром,
Не оживут немые доты,
И в Круглой Роще за бугром
Не станут квакать миномёты.
Тем ярче в этой тишине
В сознании воскреснут были,
Как мы когда-то на войне
И умирали, и любили.

С подлинных фронтовых фотоплёнок советского писателя Льва Прозоровского. Весна 1945 года, Нижняя Силезия. Фотокорреспондент красноармейской газеты 59-й армии 1-го Украинского фронта «На разгром врага» старшина Лев Прозоровский:

Старшина Лев Прозоровский.


Старшина Лев Прозоровский с медалью «За оборону Ленинграда» на груди и трофейным пистолетом в правой руке.


Старшина Лев Прозоровский (на месте пассажира) возвращается с редакционного задания. За рулём мотоцикла – штатный мотоциклист редакции в звании красноармейца и с автомобильными эмблемками на полевых погонах.
« Последнее редактирование: 25 Апреля 2017, 17:10:27 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #269 : 25 Апреля 2017, 17:10:41 »
С подлинных фронтовых фотоплёнок советского писателя Льва Прозоровского. Военный журналист красноармейской газеты 59-й армии 1-го Украинского фронта «На разгром врага» капитан Чернышёв. Весна 1945 года, Нижняя Силезия:




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #270 : 11 Июня 2017, 11:16:17 »
Из фотолетописи Великой Отечественной:

Не позднее осени 1942 года, слева представитель среднего начсостава «без звания». Вероятней всего, это или политработник (но в таком случае почему он без нарукавных комиссарских звёзд при наличии цветных петлиц?), или представитель военно-административного состава (но в таком случае почему он без интендантских эмблемок в петлицах?)…

Здесь пишут, что снимок сделан фотографом политотдела 311-й стрелковой дивизии Даниилом Фёдоровичем Онохиным. Автор назвал снимок так: «Встреча с военным корреспондентом».

В таком случае я правильно определил, что перед нами или политработник «без звания», или представитель военно-административного состава «без звания»! Дело в том, что до февраля 1943 года военные журналисты из числа коммунистов и комсомольцев носили звания политсостава, а беспартийные – интендантские звания…
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #271 : 06 Августа 2017, 10:49:11 »
Приказ о награждении сотрудников красноармейской многотиражной газеты 17 сд (II ф) «За Родину, за Сталина».
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 402, л. 284.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/024/033-0682526-0401/00000486.jpg&id=16000603&id1=ee0fbfe9308edceb6a5797e9071525db


1942 год, ответственный секретарь редакции газеты 17 сд (II ф) старший лейтенант А.М. Танальский (но на фото он ещё со знаками различия младшего политрука).
Правильно фамилия звучит так: Танальский-Тестелец. Имя-отчество: Александр Матвеевич. Он 1910 года рождения. Еврей. С 5 июля 1941 года – боец-доброволец в рядах Московского народного ополчения. С 19 октября 1941 года  – литсотрудник красноармейской многотиражной газеты 17 сд (II ф) «За Родину, за Сталина». Как минимум, до 1942 года состоял в звании красноармейца. На фотопортрете, датированном 1942 годом, запечатлён со знаками различия младшего политрука, однако, согласно Наградному листу за весну 1943 год, по состоянию на начало мая 1943 года – по-прежнему красноармеец.
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 402, лл. 286 и 286об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/024/033-0682526-0401/00000488.jpg&id=16000608&id1=0ba7637b843f1127a2c3668973dba9db
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/024/033-0682526-0401/00000489.jpg&id=16000609&id1=4fead94362272ae160ee611e215902e7


К осени 1944 года – по-прежнему военнослужащий редакции 17 сд (II ф), но уже в статусе ответственного секретаря и в воинском звании «старший лейтенант». С 5 сентября 1944 года – кавалер медали «За оборону Москвы».
Источник – ЦАМО: ф. 1082, оп. 2, д. 40, л. 321.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/006/0001082-0000002-0040/00000374.JPG&id=1533032666&id1=6e0bcee5a5c2a2a3b506f8b459a9120f – второй сверху:

Источник – ЦАМО: ф. 1082, оп. 2, д. 40, л. 345.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/006/0001082-0000002-0040/00000362.JPG&id=1533032513&id1=d04b72788f301deb237cdebadf9566d0 – последний на странице:
« Последнее редактирование: 06 Августа 2017, 10:58:48 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #272 : 16 Сентября 2017, 13:30:54 »
По состоянию на лето 1942 года являлся военным журналистом:

ПАРШИН Михаил Иванович, советский офицер-фронтовик.
Родился в 1906 году в деревне Высоково Конаковского района Тверской области. Русский. Рабочий из рабочих. Член ВКП(б) с 1927 года.
Семья: супруга – Паршина Антонина Павловна 1911 года рождения; дети – сын Евгений 1936 года рождения и дочь Эльза 1938 года рождения. Семья по состоянию на 1942-1943 гг. проживала по адресу: Новосибирская область, город Колпашёво (ныне – в составе современной Томской области), Октябрьская улица, 10.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1919 году закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- военное: в 1939 году закончил некие Курсы высшего и среднего политсостава Красной Армии.
На военной службе в Красной Армии с 1939 года, при этом с 1941 года – в должностях политсостава советских ВВС.
Участник советско-финляндской войны (1939-1940 гг.): в действующей армии в период с 1 января по 12 марта 1940 года.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
К осени 1942 года – секретарь красноармейской газеты 50-й армии Западного фронта, батальонный комиссар по воинскому званию, что соответствовало майору.
Предположительно, с сентября 1942 года – военный комиссар (с 13 октября 1942 года – заместитель командира в/ч по политической части) 310-го головного авиационного склада 20-го района авиационного базирования 1-й воздушной армии Западного фронта. Назначенный по этой должности оклад – 1200 рублей в месяц, а по «потолку» данная должность – «старший политрук» (равно капитану).
Приказом по войскам Западного фронта за № 081/к от 30 ноября 1942 года был переаттестован на воинское звание «интендант 2 ранга», что соответствовало майору. В нём пребывал и по состоянию на начало 1943 года. Источники – ЦАМО: ф. 939980, оп. 91588, д. 3, лл. 3 и 19; ф. 939980, оп. 91588, д. 3, лл. 13 и 25.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #273 : 21 Ноября 2017, 21:39:04 »
Военный журналист офицер Михаил Александрович Борисов 1914 г.р. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 744808, д. 377, лл. 178 и 178об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/029/033-0744808-0377%2b020-0384/00000347.jpg&id=83118207&id1=8ae9363d26a1448d87af4d460271f236
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/029/033-0744808-0377%2b020-0384/00000348.jpg&id=83118208&id1=c5bf76072041c970ce74849cff319f1f

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #274 : 13 Июня 2018, 22:57:51 »

Не ранее зимы 1956/1957 гг., главный редактор многотиражной газеты Карагандинского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа МВД СССР майор внутренней службы В. Кожин в зимней форме одежды обрзца 1956 года. Оригинал фото хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 6712467; номер по ГИК (КП) – 43925/112.
Записан

Владимир Байбаков

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 570
Re: Военные журналисты
« Reply #275 : 14 Сентября 2018, 03:41:28 »
МАЙСКИЙ Павел Васильевич (1907-1942), военный корреспондент Ленинградского отдела газеты «Известия», старший политрук.
Родился в 1907 году в городе Нижний Новгород.
Призван 26 июля 1941 года Куйбышевским РВК города Ленинграда.
Умер от болезни 10 ноября 1942 года в ЭГ-1448: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=61899626
Похоронен на Волковском кладбище города Санкт-Петербурга: https://nekropole.info/ru/Pavel-Majskij
« Последнее редактирование: 14 Сентября 2018, 07:38:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #276 : 24 Ноября 2018, 21:51:10 »
Из моей почты от Владимира Мельникова (г. Отрадный Самарской области):
- Среди сканов документов, выявленных в ЦАМО на моего деда, Александра Павловича Макарова, есть и половинка газетной полосы с текстами на узбекском языке. Что это?

Мой ответ:
- Это половинка от лицевой стороны корректорского оттиска узбекской версии дивизионной газеты. Оборотная сторона у таких оттисков – она чистая. И поэтому в редакциях корректорские оттиски всегда использовалась на правах писчей бумаги, но только прежде листы формата А3 разрезались типографским механическим резаком пополам, то есть на две половины формата А4 каждая.
Поскольку «дивизионка» входила в состав политотдела, то соответственно в условиях дефицита писчей бумаги порезанные на формат А4 корректорские оттиски широко использовались также и работниками партполитаппарата дивизии и в данном конкретном случае – секретарём Дивизионный партийной комиссии. То есть именно на таких листках были оформлены политотдельские документы о приёме кандидатом в члены партии красноармейца А.П. Макарова. А представленный конкретный лист, не исключено, выполнял роль обложки. На это указывают карандашные записи!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 26 716
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Военные журналисты
« Reply #277 : 04 Декабря 2018, 19:04:27 »
Из областного города Киров от офицера в отставке Виктора Шишкина:
Записан
Страниц: 1 ... 9 10 11 12 13 [14]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »