Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Калининградская эпопея «Дельфина»: под арестом… «Л-29»  (Прочитано 1557 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 333
  • Ржевцев Юрий Петрович

Снимок из материалов дознания. Но обороте точное время фотосъёмки: «14.35 15.01.1999».

«ДЕЛЬФИН», совместная операция сотрудников УФСБ по Калининградской области, Краснознамённого Калининградского регионального управления ФПС России, Западного УВДТ и Западной транспортной прокуратуры по расследованию факта нарушения 15 января 1998 года иностранным турбореактивным самолётом Л-29 под управлением иностранного экипажа (командир – 40-летний Марк Грэм Джефферес, бортмеханик – 46-летний Клайф Девид Девидсон; оба - подданные Великобритании) воздушного пространства России на территории Калининградской области.
Проверка выяснила следующее. После покупки в Эстонии в качестве авиационного раритета старенького, но ещё годного к эксплуатации турбореактивного самолёта чешского производства Л-29 английский экипаж вылетел на нём на родину, держа курс через территории Польши, ФРГ, Бельгии, Голландии и Франции.
Первый участок маршрута: Тарту (Эстония) – Каунас (Литва) – Гданьск (Польша). Однако при вылете из каунасского аэропорта экипаж опрометчиво не сделал поправку на сильный лобовой ветер, в результате чего уже в воздухе произошёл сильный перерасход горючего. Остававшихся в топливных баках 700 литров никак бы не хватило в этих сложных метеоусловиях, чтобы дотянуть до польского Гданьска.
Именно это стало причиной того, что экипаж Л-29 в целях совершения вынужденной посадки на ближайшем аэродроме в 13.48 по местному времени несанкционированно вошёл в воздушное пространство России.
Факт нарушения иностранным самолётом воздушной границы РФ тут же зафиксировали на своих радарах дежурные смены частей ПВО Балтийского флота и одновременно с ними на территории Озёрского района визуально – наряды 13-й пограничной заставы.
С военного аэродрома «Нивенское» по тревоге на перехват был поднят российский истребитель. Терпящий бедствие самолёт-нарушитель был им обнаружен на подлёте к городу Черняховску. Максимально сблизившись, российский пилот дважды (в первый раз экипаж Л-29 почему-то этот приказ проигнорировал) приказал следовать за собой. Посадка англичанам была обеспечена в международном секторе аэропорта г. Калининграда.
Досмотр, со всей строгостью проведённый пограничниками, сотрудниками областного УФСБ и воздушной милиции на борту Л-29, не выявил ничего недозволенного. Тогда же авиаспециалисты на основании объективных данных подтвердили версию экипажа о перерасходовании им в воздухе топлива.
Проверка всех обстоятельств заняла двое суток. Вывод, сделанный компетентными органами по итогам расследования данного инцидента: «Состава преступления в действиях иностранного экипажа не было. Англичане в любой удобный для них момент могут беспрепятственно покинуть пределы Калининградской области».
В течение этого времени экипаж Л-29 проживал в одной из лучших гостиниц Калининграда. Однако вылететь на запад сразу после окончания проверки он не смог из-за сильных туманов, надвинувшихся на регион с Балтики. Гостеприимный калининградский аэропорт англичане на борту своего самолёта покинули лишь только 20 января 1998 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Шпионский скандал
«ДЕЛЬФИНА» В КАЛИНИНГРАД «ЗАНЕСЛО»… ВЕТРОМ
Этот инцидент, виновником которого стал английский экипаж воздушного судна, в свое время наделал немало шума не только в российской, но зарубежной прессе, поскольку, подобно необузданному пожару, с самого начала разгорался именно как шпионский скандал. Впрочем, обо всем по порядку.
В 13.48 по местному времени 15 января 1998 года в воздушное пространство России, пролегшее над территорией Калининградской области, со стороны стыка литовской и польской границ несанкционированно вторгся иностранный турбореактивный самолет. Это был учебно-тренировочный Л-29 чехословацкого производства, больше известный по критериям западной классификации как «Дельфин».
Этот факт был тут же зафиксирован: визуально – нарядами 13-й пограничной заставы 95-го пограничного Кенигсбергского ордена Ленина и Красной Звезды отряда, а по приборам – дежурными сменами самой мощной у российских моряков группировки сил противовоздушной обороны – наземными частями ПВО дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Позже выяснится, что самолетом-нарушителем управлял экипаж из двух подданных английской короны. Вот их имена: пилот – 40-летний командир Марк Грэм Джефферес, бортмеханик – 46-летний Клайф Девид Девидсон.
«Иностранец», не отвечая ни на какие радиозапросы с земли, упорно держал курс вглубь российского эксклава. При этом он, словно нарочно провоцируя наших военных на излишне решительные силовые действия, все время шел по незримой цепочке от одного особо режимного оборонного объекта к другому…
С военного аэродрома «Нивенское» по тревоге был экстренно поднят на перехват истребитель, который настиг самолет-нарушитель вблизи Черняховска – второго по численности населения и промышленному потенциалу городу Калининградской области. Максимально сблизившись, российский летчик дважды, поскольку в первый раз экипаж Л-29 почему-то этот сигнал проигнорировал, приказал следовать за собой и таким образом довел англичан до гражданского аэропорта «Храброво», где и принудил их произвести посадку.
Военачальниками от войск ПВО ДКБФ, хотя это, подчеркнем, и не их вовсе компетенция, иностранные пилоты немедленно были во всеуслышание объявлены новоиспеченными паурсами. Журналисты наших и европейских СМИ охотно и с молниеносной быстрой растиражировали эти скоропалительные заявления по всему миру. Но, уже спустя несколько часов, и к явному неудовольствию желтой прессы сенсация о новом громком шпионском скандале лопнула, как мыльный пузырь. И «виной» тому, специально уточним, стал должный профессионализм, который в ходе дознания по факту ЧП продемонстрировали сотрудники ЛОВД в аэропорту города Калининграда во главе со своим начальником майором милиции Владимиром Андреенковым. Работая в тесном взаимодействии с представителями органов транспортной прокуратуры и калининградскими чекистами, они докопались до истинных, но при этом отнюдь не шпионско-враждебных, причин происшествия. Вот что, если упускать сугубо технические детали, выяснило объективно проведенное тогда дознание.
После покупки в Эстонии в качестве авиационного раритета старенького, но еще пригодного к дальнейшей безаварийной эксплуатации турбореактивного самолета чешского производства Л-29 английский экипаж вылетел на нем из Тарту на родину в Туманный Альбион. Маршрут изначально был проложен через территории стран Балтии, Польши, Германии, Бельгии, Голландии и Франции, то есть вне янтарного края России.
Первая промежуточная посадка для дозаправки и отдыха – аэропорт литовского Каунаса. Вторую же надлежало совершить в аэропорту польского Гданьска. Однако при вылете из Каунаса англичане совершили непростительную для таких достаточно опытных летчиков, какими представлялись, оплошность: они опрометчиво не сделали поправку на сильный лобовой ветер, в результате чего уже вскоре после взлета произошел сильный перерасход горючего. Тревогу экипаж забил, только когда Л-29 вошел в воздушное пространство Польши. Однако было уже слишком поздно: остававшихся в топливных баках семьсот литров авиационного керосина уже не хватило бы ни на то, чтобы дотянуть до Гданьска, ни на то, чтобы развернуться и пойти обратным курсом в Каунас.
И тогда горе-асы, по их словам, резко взяли вправо, чтобы найти в России место под вынужденную посадку. При этом, почему все-таки не влево – в поисках ближайших польских аэродромов, – ответить обстоятельно затруднялись. Только украдкой пожимали всякий раз плечами: запаниковали, мол…
По версии же калининградских авиаторов-профи, но которая, специально оговоримся, не нашла никакого документального отражения в материалах дознания, экипаж Л-29, похоже, всего лишь банально махнул в Гданьск по кратчайшей прямой – через территорию Калининградской области. Потому-то, скорей всего, и проигнорировали в первый раз англичане сигналы-приказ нашего летчика-истребителя следовать за ним в Калининград. Вот только к чему они не были готовы в ситуации, ими же во многом и инициированной, так это к столь высокому, как вышло на поверку, уровню боевой готовности российских частей ПВО. В общем, в любом случае экипаж Л-29 реально обрек себя смертельной опасности быть сбитым…
Досмотр, со всей строгостью последовательно произведенный пограничниками, сотрудниками областного УФСБ и воздушной милиции, не выявил на борту Л-29 ничего недозволенного, включая какую бы то ни было шпионскую аппаратуру. Одновременно авиаспециалисты на основании объективных технических данных полностью подтвердили версию экипажа о факте неосмотрительно допущенного им в воздухе перерасходования топлива. И это также было незамедлительно приобщено к материалам дознания.
Проверка и документирование всех обстоятельств заняла двое суток. В течение всего этого времени Марк Грэм Джефферес и Клайф Девид Девидсон ожидали окончательного вердикта, проживая в стенах одной из лучших гостиниц Калининграда. Здесь же они общались с официальными лицами, производившими дознание по обстоятельствам малоприятного для обеих сторон инцидента.
Вывод, сделанный компетентными органами по итогам расследования, в том числе и при непосредственном участии должностных лиц ЛОВД в аэропорту города Калининграда, был оглашен непрошенным гостям по-английски. Он, в частности, гласил: «Состава преступления в действиях иностранного экипажа не было. Англичане в любой удобный для них момент могут беспрепятственно покинуть пределы Калининградской области».
Однако немедленно вылететь на запад командир и бортмеханик с «занесенного» по-предательски ветром в Россию «Дельфина» не смогли по причине сильных туманов, которые внезапно надвинулись на Калининградскую область с Балтики. В общем, теперь «добро» на взлет им уже пришлось ждать не от российских «силовиков», а от метеорологов. Этот процесс занял еще около трех суток – вплоть до 20 января 1998 года.
Остается добавить, что в числе тех, кому по долгу службы выпало провожать злополучный Л-29 в небо, помимо дежурных смен из пограничников и таможенников, были и наряды воздушной милиции Западного УВДТ, круглосуточно охраняющие правопорядок в международном секторе Калининградского аэропорта «Храброво»…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 15 Сентябрь 2016, 19:59:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 333
  • Ржевцев Юрий Петрович
Скан с 12-й полосы № 1 за февраль 2017 года газеты ветеранов КГБ-ФСБ Калининградской области «Ветеран янтарных рубежей»:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »