112-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5242)
Сформирован в Москве в период с 1 октября по 5 ноября 1932 года на основании приказа ПП ОГПУ по Московской области № от 1 октября 1932 года как 32-й Северный железнодорожный полк войск ОГПУ Московской области с целью охраны объектов Северной железной дороги.
Формирование производилась из военнослужащих Красной Армии на базе стрелковой охраны Северной железной дороги.
Приказом ОГПУ СССР № 982/с от 7 октября 1932 года командиром-военным комиссаром полка был назначен Константин Александрович Щелоков.
Приказ по полку № 29 от 8 ноября 1932 года объявил о том, что полк сформирован 5 ноября 1932 года.
Боевой состав: управление части – в Москве; 1-й дивизион – в г. Лосиноостровск (ныне – Лосиноостровский район Москвы); 2-й дивизион – в г. Ярославль; 3-й дивизион – в г. Вологда; 4-й дивизион – в г. Вятка (ныне – Киров).
Приказом ПП ОГПУ по Московской области №93 от 19 января 1933 года 32-й полк был переименован в 15-й Северный железнодорожный полк войск ОГПУ Московской области.
В апреле 1933 года на основании приказа ПП ОГПУ по Московской области № 551/с от 25 апреля 1933 года, изданного во исполнение Постановления Центрального Исполнительного Комитета СССР от 11 апреля 1933 года, полку было вручено Революционное Красное Знамя и к последнему – Грамота Центрального исполнительного комитета СССР за № 212.
Приказом ПП ОГПУ по Московской области №1 219/16 от 5 сентября 1933 года командиром-военным комиссаром полка был назначен Кирилл Андреевич Козлов.
Приказом УНКВД по Московской области № 115/с от 2 августа 1934 года, изданного исполнение приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года, переименован в 73-й Северный железнодорожный полк внутренней охраны УНКВД Московской области.
15 июня 1938 года на основании приказа Управления ВВ НКВД Московского округа № 00133 от 9 мая 1938 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД СССР», полк был переформирован в 13-й Ярославский отдельный железнодорожный батальон внутренних войск Управления ВВ НКВД Московского округа с возложением на него обязанностей по охране объектов Ярославской и Северной железной дороги. Дислокация на данный период; управление части и 1-я рота – в Москв4; 2-я рота – в Ярославле, 3-я рота – в Вологде.
Приказом Управления ВВ НКВД Московского округа № 00143 от 13 мая 1938 года командиром батальона был назначен капитан Сергей Алексеевич Второв.
Приказом НКВД СССР № 00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» включён в боевой состав 8-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В июле 1939 года на основании приказа НКВД СССР № 00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» в составе батальона сформированы резервная рота и школа МНС.
Приказом НКВД СССР № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД» 8-я отдельная бригада переименована в 28-ю отдельную стрелковую бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений
Приказом НКВД СССР № 94 от 17 января 1941 года командиром батальона назначен майор Г.П. Михайлов.
23-27 июня 1941 года батальон на основании Мобплана «МП-41» переформирован по штату военного времени № 051 в 112-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности с включением в боевой состав ново сформированной 19-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности. Дислокация на данный период:
- управление части, взвод связи, автовзвод, резервная рота – в Москве (адрес: г. Москва, Почтовый ящик № 147);
- 1-й батальон: управление и 2-я рота– в Ярославле, 1-я рота – в Москве, 6-я рота – на станции Сонково;
- 2-й батальон: управление и 3-я рота – в г. Вологда, место дислокации4-й и 5-й роты пока неизвестно.
На полк дополнительно была возложена охрана 41 железнодорожных мостов и 8 водокачек.
Командир полка - майор Г.П. Михайлов.
Приказом Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 009 от 31 июля 1941 года «О прикомандировании резервной роты 6 отдельного батальона к 112 полку и 176 чел. 66 полка к 21 отдельному батальону» резервная рота 6-го отдельного батальона войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности включена в состав полка.
26 августа 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 001122 от 21 августа 1941 года для охраны правительственной связи «ВЧ» в составе полка сформированы:
- 7 рота – на станции Череповец с участком охраны Вологда – Тихвин;
- 8 рота – на станции Сонково с участком охраны Москва – Бежецк.
Приказом НКВД СССР № 001313 от 20 сентября 1941 года «О формировании 87 полка войск НКВД за счет общей численности войск, установленной правительством на военное время» 2-й батальон полка, дислоцировавшийся в г. Вологда, был обращён на формирование 87-го полка внутренних войск НКВД СССР.
В сентябре 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 001334 от 24 сентября 1941 года взвод связи полка переформирован в роту связи.
В декабря 1941 года дислоцировавшаяся в г. Москва 1-я рота 51-го полка внутренних войск НКВД СССР была передана в оперативное подчинение 112-го полка.
В 1941 году, в ходе боевых действий полк потерял убитыми и умершими от ран – 9, пропавшими без вести – 1, ранеными – 25 военнослужащих.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года 19-я дивизия переименована в 31-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00298 от 11 февраля 1942 года полк выведен из оперативного подчинения Красной Армии.
В апреле 1942 года на основании приказа НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года полк переформирован по штату № 019, при этом управление части, рота связи и автовзвод были передислоцированы в г. Ярославль, при этом:
- 1-й батальон: управление – в г. Иваново, 1-я рота – в г. Ярославль, 2-я рота – на станции Нерехта, 3-я рота – на станции Иваново;
- 2-й батальон: управление, 5-я и 6-я роты – в г. Москва, 4-я рота – в г. Александров;
- 3-й батальон: управление и 7-я рота – в г. Санково, 8-я рота – на станции Свинище.
В данный период полк нёс боевую службу по охране объектов Ярославской и Северной железных дорог.
12 июля 1942 года на основании распоряжения командира дивизии № 4/002050 от 21 мая 1942 года на формирование 17-й отдельной стрелковой бригады внутренних войск НКВД СССР откомандировано 885 военнослужащих полка.
15 июля 1942 года на основании распоряжения командира дивизии № 4/002947 от 11 июля 1942 года на формирование 31-го отдельного бронепоезда войск НКВД СССР по охране железных дорог откомандировал 53 военнослужащих полка.
7 ноября 1942 года на основании приказа 31-й дивизии №125 от 6 ноября 1942 года, изданного во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1942 года полку вручено Революционное Красное Знамя нового образца.
В ноябре 1942 года на основании приказа НКВД СССР №002422 от 14 ноября 1942 года полк переформирован по штату № 66:
- управление части, взвод связи, сапёрный взвод и автовзвод – в г. Ярославль;
- 1-й батальон: управление и 1-я рота – в г. Ярославль, 2-я рота – в г. Иваново;
- 2-й батальон: управление и 5-я рота – в г. Москва, 3-я рота – на станции Александров, 4-я рота – на станции Лось;
- 3-й батальон: управление и 6-я рота – в г. Санково, 7-я рота – на станци Рыбинск.
Как и прежде, полк нёс боевую службу по охране объектов Ярославской и Северной желехных дорог.
За 1942 год служебными нарядами при несении боевой службы ружейно-пулемётным огнем было сбито два немецких самолета, задержано двое немецких лётчиков со сбитых самолётов, два шпиона-диверсанта, 12 заключённых, совершивших побег с мест заключения, 331 уголовник, 111 военнослужащи1-дезертир, 3276 граждан, нарушивших запретную зону на охраняемых объектах, 12668 граждан за незаконное хождение по ж. д. путям, 1990 граждан за незаконный проезд в поездах.
Боевых безвозвратных потерь в личном составе полк не имел.
Приказом НКВД СССР № 00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный праздник, день полка – «27 июня» как день окончания развертывания 13-го отдельного батальона в 112-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
11 октября 1943 года на основании распоряжения Главного Управления войск НКВД СССР по охране железных дорог № 23/3/8579 от 27 сентября 1943 года 7-я рота полка приняла под охрану участок Калининской железной дороги в границах Бежецк – Медведево.
30 мая 1945 года полк был включён в состав 26-й отдельной бригады войск НКВД СССР по охране железных дорог, а приказом НКВД СССР № 00593 от 30 мая 1945 года полк – в состав 26-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД по охране железных дорог.
В июле 1946 года на основании приказа приказом МВД СССР № 00489 от 5 мая 1946 года, изданного во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР», полк был расформирован, а гарнизоны охраняемых объектов переданы в состав 87-го стрелкового полка войск МВД СССР по охране железных дорог.
1935 год, город Москва, краском А.И. Шматов среди подчинённых в лице курсантов полковой школы 73-го Северного железнодорожного полка внутренней охраны НКВД СССР.
Оригинал данного фото хранится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5805000, номер по ГИК (КП) – 38151/3.