Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Железнодорожные» полки за номером «78»  (Прочитано 1829 раз)

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 010
78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог (довоенного формирования)
Сформирован в октябре 1932 года в г. Гомель на основании приказа ПП ОГПУ Московской области за № 962/с от 3 октября 1932 года и приказа ПП ОГПУ Московской области за № 982/с за октябрь 1932 года в составе ново сформированной 9-й железнодорожной бригады войск ОГПУ Московской области из военнослужащих Красной Армии, младшего и среднего начсостава стрелковой охраны Западной железной дороги, пограничной охраны и войск ОГПУ СССР как 29-й Западный железнодорожный полк войск ОГПУ Московской области.
Боевой состав: управление части, команда связи, команда служебных собак, хозкоманда, бронедивизион, 1-й стрелковый дивизион (г. Гомель), 2-й стрелковый дивизион (станция Конотоп), 3-й стрелковый дивизион (станция Унеча), 4-й стрелковый дивизион (станция Льгов), 15-й дивизион ПВО (мост через р. Днепр у станции Речица), 16-й дивизион ПВО (станция Белынковичи), 17-й дивизион ПВО (станция Кричев), 18-й дивизион ПВО (мост через р. Сож у Гомеля).
Боевая задача – охрана участка Западной железной дороги.
1 января 1933 года на основании директивы командира-военного комиссара 4-й железнодорожной бригады войск ОГПУ Московской области № 2/353/с от 31 декабря 1932 года в составе полка сформирована Школа МНС.
В январе 1933 года на основании приказа ПП ОГПУ Московской области № 1266 от 21 декабря 1932 года полк переформирован в 20-й Западный железнодорожный полк войск ОГПУ Московской области, при этом 2-й стрелковый дивизион (на станции Конотоп), 3-й стрелковый дивизион (на станции Унеча), 4-й стрелковый дивизион (на станции Льгов), 16-й дивизион ПВО (на станции Белынковичи), 17-й дивизион ПВО (на станции Кричев) ыбли переданы в состав формирующего 21-го Западного железнодорожного полка войск ОГПУ Московской области, а в состав 78-го полка включены 1-й, 2-й, 3-й и 4-й стрелковые дивизионы, 9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й и 14-й дивизионы ПВО расформированного 28-го железнодорожного полка войск ОГПУ Московской области.
Приказом ПП ОГПУ № 93 от 19 января 1933 года объявлено о сформировании полка и о переформировании 9-й железнодорожной бригады войск ОГПУ Московской области в 4-ю железнодорожную бригаду войск ОГПУ Московской области, одновременно полк включён в состав бригады.
Боевой состав полка: управление части, команда связи, команда служебных собак, хозкоманда, бронедивизион, 1-й стрелковый дивизион (в Гомеле), 2 стрелковый дивизион (на станции Жлобин), 3-й стрелковый дивизион (на станции Березина), 4-й стрелковый дивизион (на станции Осиповичи), 5-й стрелковый дивизион (в Могилёве), 9-й дивизион ПВО (на станции Осиповичи), 10-й дивизион ПВО (на станции Березина), 11-й дивизион ПВО (мост через р. Березина у станции Шацилки), 12-й дивизион ПВО (на станции Могилёв-II), 13-й дивизион ПВО (мост через р. Днепр у станции Орша), 14-й дивизион (на станции Жлобин), 15-й дивизион (мост через р. Днепр у станции Речица), 18-й дивизион ПВО (мост через р. Сож у Гомеля).
В апреле 1933 года на основании приказа ПП ОГПУ Московской области № 492 от 15 апреля 1933 года в составе полка сформирован медицинский приёмный покой (санчасть) на 16 коек.
7 мая 1933 года на основании приказа ОГПУ СССР №046 от 11 апреля 1941 года, изданного во исполнение Постановления ЦИК СССР от 1933 года, полку вручено Революционное Красное Знамя и к последнему – Грамота ЦИК СССР за № 217.
В мае 1933 года на основании приказа ПП ОГПУ Московской области № 623сс от 7 мая 1933 года 3-й стрелковый дивизион переформирован в Резервный дивизион с дислокацией в Гомеле.
Приказом ПП ОГПУ Московской области № 1350с от 8 октября 1933 года 13-й дивизион ПВО передан в состав 18-го Московско-Белорусско-Балтийского железнодорожного полка войск ОГПУ Московской области.
В феврале 1934 года на основании приказа ПП ОГПУ Московской области № 176/сс от 16 февраля 1934 года бронедивизион полка переформирован в Учебный бронедивизион.
Приказом Управления НКВД по Московской области № 115/с 2 августа 1934 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР №0015 от 28 июля 1934 года, полк переименован в 78-й Западный железнодорожный полк внутренней охраны УНКВД по Московской области.
Приказом НКВД СССР № 00164 от 5 апреля 1937 года «О переформировании железнодорожного полка № 80» полк в составе бригады передан в состав внутренней охраны НКВД Белорусской ССР.
Приказом по 55-му железнодорожному полку внутренней охраны НКВД УССР № 08 от 28 февраля 1937 года, изданным во исполнение приказа НКВД Белорусской ССР № 0018 от 15 февраля 1938 года и распоряжения Управления ПВО НКВД Украинской ССР № 275725 от 14 февраля 1938 года, в состав полка переданы 6-й стрелковый дивизион, 28-й зенитный пулемётный дивизион 55-го железнодорожного полка внутренней охраны НКВД Украинской ССР.
В мае 1938 года бронедивизион полка на основании предписания Управления ПВВ НКВД БССР № 272327 от 9 мая 1938 года передан в распоряжение в Управление ПВВ НКВД Дальневосточного округа.
15 июня 1938 года бронедивизион 59-го Сталинградского железнодорожного полка на основании приказания Управления ПВВ Северо-Кавказского округа № 30452/10 от 3 июня 1938 года, изданного во исполнение распоряжения ГУПВО НКВД СССР № 695131 от 9 мая 1938 года, передан в состав 78-го полка.
В июне 1938 года на основании приказов НКВД Белорусской ССР №0049 от 7 мая 1938 и №0050 от 7 мая 1938 года, изданных во исполнения приказа НКВД СССР № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД», 4-й и 5-й стрелковые дивизионы, 9-й, 10-й и 12-й дивизионы ПВО переданы в состав 73-го Белорусского железнодорожного полка внутренних войск НКВД Белорусской ССР, а в состав полка приняты 2-й стрелковый дивизион, 7-й, 9-й, 16-й и 17-й дивизионы ПВО, бронедивизион 79-го железнодорожного полка внутренних войск Управления ВВ НКВД Московского округа, при этом управление части передислоцировано в г. Могилев, стрелковые же дивизионы полка переформированы в батальоны, а дивизионы ПВО – в пулемётные роты ПВО.
Новый боевой состав:
- управление части, взвод связи, сапёрный взвод, химвзвод, автовзвод, школа МНС, санчасть, управление 2-го батальона, 2-я стрелковая рота, 7-я зенитная пулемётная рота – в Гомеле;
- управление 1-го батальона, 1-я стрелковая рота, 2-я зенитная пулемётная рота, 3-я зенитная пулемётная рота – в Мозыре;
- 4-я зенитная пулемётная рота – в деревне Новики, что вблизи Мозыря, 1-я зенитная пулемётная рота – на станции Шацилки, 5-я зенитная пулемётная рота, рота мотоброневагонов – в Жлобине;
- 6-я зенитная пулемётная рота – на станции Речица, 8-я зенитная пулемётная рота – на станции Макошино, 9-я зенитная пулемётная рота – на станции Кричев;
- управление 3-го батальона, 3-я стрелковая рота, 4-я стрелковая рота – на станции Унеча.
Приказом НКВД Белорусской ССР № 0021 от 30 октября 1938 года 4-я зенитная пулемётная рота 55-го железнодорожного полка внутренних войск НКВД СССР, дислоцировавшаяся в деревне Довляды, включена в состав полка, где переименована в 10-ю зенитную пулемётную роту 1-го батальона, а приказом по 55-му железнодорожному полку № 311 от 31 октября 1938 года, изданным во исполнение распоряжения Управления ПВВ НКВД Киевского округа № 001883 от 17 октября 1938 года, 4-я зенитная пулемётная рота передана в состав полка.
Приказом НКВД СССР № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», изданным во исполнение Постановления СНК СССР № 154-16сс от 2 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками», полк включён в состав войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Приказом Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 11сс от 10 апреля 1939 года включён в состав формирующейся 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (ранее это 4-я отдельная железнодорожная бригада внутренних войск НКВД СССР).
Приказом Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 072 от июня 1939 года, изданным во исполнение приказа НКВД СССР № 0164 от 13 июня 1939 года «Об укомплектовании гарнизонов по охране железнодорожных сооружений средним начсоставом», 9-я зенитная пулемётная рота полка, дислоцировавшаяся на станции Кричев, передана в состав 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Дислокация подразделений:
- в Гомеле – управление части (Технический тупик д. 6), взвод связи, сапёрный взвод, автотранспортный взвод, школа МНС, 4-я резервная рота, 2-я стрелковая рота;
- в Жлобине – рота мотоброневаганов;
- в Мозыре – 1-й батальон;
- мост через р. Припять у станции Мозырь – 1-я зенитная пулемётная рота;
- мост через р. Припять у станции Мозырь – 2-я зенитная пулемётная рота;
– мост через р. Припять у деревни Новики– 2-я зенитная пулемётная рота;
- мост через р. Припять у деревни Довляды – 4-я зенитная пулемётная рота;
- в Жлобине – управление 2-го батальона и 1-я стрелковая рота;
- мост через р. Березина у станции Шацилки – 5-я зенитная пулемётная рота;
- мост через р. Днепр у Жлобина – 6-я зенитная пулемётная рота;
- в Унече – управление 3-го батальона и 3-я стрелковая рота;
- мост через р. Днепр у станции Речица – 7-я зенитная пулемётная рота;
- мост через р. Сож у Гомеля – 8-я зенитная пулемётная рота;
- мост через р. Днепр у станции Макошино – 9-я зенитная пулемётная рота;
11 сентября 1939 года школа МНС на основании предписания штаба дивизии № 1865с от 11 сентября 1939 года убыла в распоряжение Управления ПВ НКВД Белорусской ССР.
17 сентября 1939 года на основании директивы Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № БД00105 от 17 сентября 1939 года выделил часть личного состава на формирование 87-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, а сам 78-й полк переведен на штаты военного времени.
1 ноября 1939 года полк перешёл на штаты мирного времени.
В мае 1940 года на основании приказа НКВД СССР № 00501 от 26 апреля 1940 года «Об изменении дислокации зенитно-артиллерийских дивизионов и рот для организации противовоздушной обороны Беломоро-Балтийского канала, Юго-Западной, Сталинской, Одесской и железной дороги имени Берия» 2-я и 4-я зенитные пулемётные роты переданы в состав 6-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
1 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны», изданным во исполнение Постановления СНК СССР № 198-97сс от 25 января 1941 года «Об организации противовоздушной обороны», 1-я, 3-я, 5-я, 6-я, 7-я, 8-я и 9-я зенитно-пулемётные роты переданы в состав ПВО Красной Армии.
Приказом по полку № 0019 от 19 мая 1941 года «Об окончании расформирования 78 полка войск НКВД», изданным во исполнение предписания Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/0013139 от 24 апреля 1941 года, приказа НКВД СССР № 00423 от 18 апреля 1941 года «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности», полк 15 мая 1941 года расформирован, а личный состав обращён на формирование 1-го линейного батальона (1-я рота – в Унече, 2-я рота – в Гомеле, 3-я рота – в Жлобине) 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, дислоцировавшегося в Гомеле.

78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог (фронтового формирования)
23-26 июня 1941 года на основании мобплана НКВД СССР «МП-41», утверждённого приказом НКВД СССР № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности», дислоцировавшийся в Гомеле 1-й линейный батальон 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений развёрнут по штату военного времени в 78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
27 июня 1941 года полк в составе 3-й дивизии на основании директивы Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/69640 от 27 июня 1941 года «О подчинении частей войск начальникам охраны войскового тыла фронтов», изданной во исполнение приказания НКВД СССР № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии, перешёл в оперативное подчинение начальника войск НКВД по охране войскового тыла Западного направления.
Приказом по войскам Западного фронта за № 013 от 13 июля 1941 года полк выведен временно из подчинения 3-й дивизии и подчинён начальнику войск НКВД по охране тыла 21-й армии (I ф).
Управление полка несколько раз передислоцировалось: 22 августа 1941 года – на станцию Макошино, 6 сентября 1941 года – в местечко Курень, 14 сентября 1941 года – в село Бильмачёвка, 16 сентября 1941 года – в местечко Иванница, 18 сентября 1941 года – в город Пиратин., в декабре 1941 года – в город Мичуринск.
Приказом НКВД СССР № 00292 от 11 февраля 1942 года «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе дивизии включён в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года 3-я дивизия переименована в 24-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
С 23 июня 1941 года по 1 ноября 1942 года полк в ходе боевых действиях потерял убитыми 18, ранеными 29, пропавшими без вести 168 военнослужащих, общие потери полка составили 215 военнослужащих.
23 ноября 1942 года на основании приказа по дивизии № 00141 от 3 ноября 1942 года, изданным во исполнение приказа НКВД СССР № 002344 от 21 октября 1942 года, полк расформирован.
« Последнее редактирование: 12 Апреля 2018, 08:29:41 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 776
  • Ржевцев Юрий Петрович
Военнослужащий 78-го полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений Воронцов Григорий Степанович. По одним источникам (РГВА: ф. 38261, оп. 1, дд.304 и 495; ф. 38650, оп. 1, д. 856) проходит как не имеющий воинского звания и занимающий должность политического руководителя гарнизона. По другим (РГВА: ф. 38261, оп. 1, дд. 381 и 433) – как младший лейтенант и командир стрелкового взвода.
Согласно советским источникам, значится пропавшим без вести в сентябре 1941 года в районе города Пирятин Полтавской области Украины. Однако, согласно лагерной персональной карте советского военнопленного, 21 сентября 1941 года в районе некоего населённого пункта Городище (очевидно, имеется в виду одноименный город современной Черкасской области Украины) попал в плен.
Содержался нацистами:
- с 01.11.1941 года – в лагере Stalag 358;
- с 04.08.1942 года – в лагере Oflag XIII D;
- с 11.08.1942 года – в лагере Oflag XIII C.
21 августа 1944 года «бежал и не был пойман», что означает, что был пойман и казнён.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 776
  • Ржевцев Юрий Петрович
Помощник командира роты 78-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог старший лейтенант Тимофей Семёнович Кузьмичёв 1904 г.р., уроженец Орловского района Орловской области, официально был объявлен пропавшим без вести в августе 1941 года под Гомелем. Источники – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 263, л. 230об; ф. 38261, оп. 1, д. 303, л. 15; ф. 38261, оп. 1, д. 381, л. 40; ф. 38261, оп. 1, д. 433, л. 38об; ф. 38275, оп. 1, д. 27, л. 15; ф. 38275, оп. 1, д. 34, л. 38.
В действительности 22 августа 1941 года был пленён противником под белорусским Рогачёвом. В аду нацистских лагерей чудом, но выжил. Из плена освобождён в 1944 году войсками 48-й армии (II ф).

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 599, л. 19об. https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=72390863&id1=6b03dec821a6e730c9addd2568cee8af&path=Z/011/033-0011458-0599/00000038.jpg – под № 105:


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18002, д. 1608, л. 78об. https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=78661301&id1=62d5558cfb421f830da922e62112132f&path=Z/013/058-0018002-1608/00000155.jpg – под № 88:

ТИТОВ Михаил Иванович (1897-1943), командир 3-го стрелкового батальона 78-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (II ф), узник нацистских лагерей, майор.
Родился 1 ноября 1897 года в селе Загоскино Игнатовского сельского поселения Майнского района Ульяновской области. Русский. Православный. Железнодорожный контролёр по гражданской специальности.
Родители: Титовы Иван и Ксения (в девичестве – Суркова) – отчества обоих неизвестны; к началу Великой Отечественной – уже усопшие.
Был женат: супруга, Титова Мария Ильинична, по состоянию на 1942 год проживала в селе Аверьяновка Богатовского района на тот момент времени Куйбышевской, а ныне современной Самарской области.
Родственники по состоянию на осень 1941 года: очевидно, брат – Титов Дмитрий Иванович, проживал по месту рождения майора М.И. Титова.
К началу Великой Отечественной войны – представитель кадрового состава войск НКВД СССР.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, пропал без вести 10 октября 1941 года в «районе гор. Брянска». Источники – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 263, л. 229об; ф. 38261, оп. 1, д. 303, л. 18; ф. 38261, оп. 1, д. 433, л. 70; ф. 38275, оп. 1, д. 27, л. 12; ф. 38275, оп. 1, д. 34, л. 88.
В связи с этим:
- из списков войск правопорядка и безопасности исключён приказом начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог за № 192 от 7 июля 1943 года – как пропавший без вести 10 октября 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 303, л. 18;
- супруге офицера, М.И. Титовой, с 1 сентября 1942 года Финансовым отделом УНКВД по Куйбышевской области было начато ежемесячное социальное пособие за пропавшего без вести мужа в размере 298 рублей. Источник – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 303, л. 18; ф. 38275, оп. 1, д. 34, л. 88.
В действительности 15 октября 1941 года пленён противником в Вяземском «котле». При этом в плену учтён нацистами как офицер мифического 78-го железнодорожного полка Красной Армии. Источник – ЦАМО: Картотека пленённых советских офицеров, ящ. № 220, лл. 1002-1004об.
С 31 октября 1941 года и, в том числе, по состоянию на начало июня 1942 года содержался в лагере офлаг-57, находившемся в польском городе Остроленка (но на тот период времени – в составе Восточно-Прусской провинции 3-го рейха). Присвоенный здесь лагерный номер – «307». Здесь же в мае 1942 года подвергся насильственной вакцинации против тифа.
Предположительно, с лета 1942 года – узник лагеря шталаг-1Б, находившемся в восточнопрусском городе Хохенштайн (ныне – польский Ольштынек), при этом с 17 декабря 1942 года – на госпитализации в лагерном лазарете.
С 10 февраля 1943 года – якобы на рабских работах в составе рабочей команды № 5/218 в польском городе Хорощ (10 км западнее города Белостока), но в действительности на госпитализации в польском городе Хорощ в стенах госпиталя для военнопленных, который принадлежал шталагу-316 (г. Белосток). Здесь и умер 24 апреля 1943 года от истощения и болезней, в связи с чем 18 мая 1943 года вычеркнут нацистами из списка живых узников шталага-1Б.
В Книгах Памяти Ульяновской и Самарской областей не увековечен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 20 Мая 2021, 14:25:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 776
  • Ржевцев Юрий Петрович
Октябрь 1941 года о судьбе бронепоездов 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений:
- бепо-53 – в статус отдельного с передачей в боевой состав 31-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений;
- бепо-73: из 73-го полка – в 78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений;
- бепо-76: из 76-го полка – в 79-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.


Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »