67-й Восточно-Сибирский железнодорожный полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений
См. 67-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог.
67-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране
особо важных предприятий промышленности и железных дорог (в/ч 5216)
Сформирован в г. Иркутск на основании приказа ПП ОГПУ СССР по Восточно-Сибирскому краю № 536 от 16 октября 1932 года в составе вновь сформированной 6-й отдельной Забайкальской железнодорожной бригады войск ОГПУ СССР как 20-й Забайкальский железнодорожный полк войск ОГПУ Восточно-Сибирского края на базе 1 дивизиона 2-го Забайкальского железнодорожного полка войск ОГПУ Восточно-Сибирского края (РГВА, ф. 30929, оп.1, д.8, л.79).
Приказом ПП ОГПУ СССР по Восточно-Сибирскому краю № 671 от 29 декабря 1932 года 6-я бригада переименована во 2-ю Забайкальскую железнодорожную бригаду войск ОГПУ Восточно-Сибирского края, полк в составе бригады переименован в 4-й Забайкальский железнодорожный полк войск ОГПУ Восточно-Сибирского края.
Приказом Управления ПВО НКВД по Восточно-Сибирскому краю № 12/с от 22 августа 1934 во исполнения приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года полк переименован в 67-й Забайкальский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
13 июня 1935 года полк переименован в 67-й Восточно-Сибирский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
В апреле 1939 года на основании приказа Главного Управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений №11/сс от 10 апреля 1939 года во исполнения приказа НКВД СССР № 00206 от 08 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» полк включен в состав вновь сформированной 8-ю стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В ноябре 1939 года личный состав полкой школы переведен в распоряжение начальника погарничных войск.
По состоянию на 1 июня 1941 года дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Иркутск
резервная рота – г. Иркутск
1 батальон
Управление – ж.д.ст. Зима
1 рота – ж.д.ст. Нижнеудинск
2 рота – ж.д.ст. Зима
3 рота – ж.д.ст. Байкал
группа катеров ж.д.ст. Байкал
взвод охраны – г. Иркутск
2 батальон
Управление – ж.д.ст. Маритуй
4 рота – ж.д.ст. Маритуй
5 рота – ж.д.ст. Шарыжалгай
6 рота – ж.д.ст. Култук
полковая школа МНС – ж.д.ст. Иркутск-2
бронепоезд № 67 – ж.д. ст. Слюдянка
численность полка – 2015 военнослужащих(РГВА, ф.38261, оп.1, д.255).
С началом Великой Отечественной войны с объявлением всеобщей мобилизации в стране, согласно схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности(мобплан НКВД СССР «МП-41») утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» в период с 23 по 2? июня 1941 года полк развернулся по штатам военного времени, в составе полка дополнительно сформирован 3 батальон.
В августе 1941 года 2 батальон полка на основании приказа НКВД СССР № 001092 от 15 августа 1941 года «О сформировании в составе 8 дивизии войск НКВД горнострелкового полка» (ГАРФ, ф.9401, оп.1, д. 607, л. 182-183)во исполнения Постановления ГКО СССР № 443 – сс от 09 августа 1941 года «Об усилении охраны тоннельного участка Восточно-Сибирской ж.д.» переформирован в 86-й горнострелковый полк внутренних войск НКВД СССР, Управление полка – ж.д.ст. Маритуй Иркутской обл.
В январе 1942 года на основании приказа НКВД СССР/НКПС СССР №№ 001711/с/713/Ц от 25 декабря 1941 года во исполнения Постановления ГКО СССР № 1024-сс от 14 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в состав полка включен личный состав ВОХР Восточно-Сибирской ж.д.
Приказом НКВД СССР № 00293 от 11 февраля 1942 года 8-я дивизия переименована в 29-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В апреле 1942 года на основании приказа НКВД СССР №00625 от 23 марта 1942 года во исполнения приказа НКВД СССР/НКПС СССР №001717/с- 713/ц от 25 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» 1-й батальон полка переформирован в 7-й отдельный батальон стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог – штаб батальона, ж.д.ст. Нижнеудинск.
В ноябре 1942 года на основании приказа НКВД СССР № 002344 от 21 октября 1942 года полковой бронепоезд №67 выведен из состава полка, переформирован в 41-й отдельный бронепоезд войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Полк имел условный номер – войсковая часть 5216.
15 июля 1946 года на основании приказа НКВД СССР№ № 00645 от 04 июля 1946 года во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 831-341/сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» отдельный взвод мотоброневаганов полка расформирован.
В январе 1947 года на основании приказа НКВД СССР 001083 от 07 декабря 1946 года «О реорганизации Управления войск по охране особо важных предприятий промышленности и Управления войск по охране железных дорог» полк включен в состав 27-й стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог.
30 декабря 1951 года на основании приказа МВД СССР № 00665 от 17 сентября 1951 года во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс 05 мая 1951 года «Вопросы МВД СССР» полк расформирован.
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка: 20 марта 1933 года полк на ж.д. станции Китой организовал совхоз.
Полк выполнял задачи по охране объектов Забайкальской ж.д., Восточно-Сибирской ж.д. Полк в составе 47 гарнизонов охранял 35 ж.д.мостов; 54 тоннелей; 9 водокачек; 6 электроподстанций Восточно-Сибирской ж.д.
01 июня 1944 года на основании приказа НКВД СССР № 00606 от 20 апреля 1944 года полк принял под охрану тоннельный участок Забайкальской петли Восточно-Сибирской ж.д., ранее охранявшийся 86-м горнострелковым полком войск НКВД СССР по охране железных дорог.
В период Советско-Японской войны(09.08.-03.09.1945), с 09 августа по 03 сентября 1945 года входил в состав Действующей Красной Армии.
С 30 ноября 1934 года по 30 апреля 1935 года пять военнослужащих полка совершили лыжной переход по маршруту оз. Байкал (пос. Нижний Ангарск) – г. Мурманск через Сибирь, Салехард, хребет Урала, побережье Белого моря протяженностью около 9000 км., Постановлением ЦИК СССР от 08.05.1935 «О награждении грамотой и ценными подарками команды 67-го полка войск НКВД за лыжный переход Байкал-Мурманск» пять военнослужащих полка совершивших переход награждены грамотой ЦИК СССР и ценными подарками.