65-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог
Сформирован на основании приказа ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю № 100/26 от 22 мая 1932 года как 3-й Томский железнодорожный полк войск ОГПУ СССР.
Управление – в г. Томске.
Приказом ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю № 1027/с от 28 декабря 1932 года полк переименован в 7-й Томский железнодорожный полк войск ОГПУ СССР.
Приказом УНКВД по Западно-Сибирскому краю № 51/5 от 08 августа 1934 года полк переименован в 65-й Томский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
В январе 1935 года управление, службы полка передислоцированы в г. Новосибирск(РГВА, ф.38289, оп.1, предисловие, л.2) (г. Новосибирск ул. Железнодорожной, 3)?
В апреле 1939 года на основании приказа Главного Управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений №11/с от 10 апреля 1939 года во исполнения приказа НКВД СССР № 00206 от 08 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 2 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» полк включен в состав вновь сформированной 7-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В январе 1940 года на основании приказа НКВД СССР № 0418 от 21 декабря 1939 года «О выделении 65 полку и 12 отдельному батальону войск НКВД катеров» в состав полка включён патрульный катер МК-2 с экипажем – 5 военнослужащих (ГАРФ: ф. 9401, оп. 1, д. 533, лл. 459 и 460).
Приказом НКВД СССР № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД» 7-я бригада переименована в 27-ю отдельную стрелковую бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
По состоянию на 1 июня 1941 года дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Новосибирск
1 рота – г. Новосибирск
2 рота – ж.д.ст.Тайга
3 рота – ж.д.ст. Барнаул
4 рота – ж.д.ст. Кривощеково охрана промышленных объектов
резервная рота – г. Новосибирск
полковая школа МНС – г. Новосибирск
патрульный катер – г. Новосибирск
численность полка 1189 военнослужащих (РГВА, ф. 38261, оп. 1, д. 255).
С началом Великой Отечественной войны, в период 23-26 июня 1941 года полк развернулся по штатам военного времени.
В ноябре 1941 года полк лишен наименования «Томский» (РГВА, ф. 38329, оп. 1, д. 11, л. 1).
12 января 1942 года на основании приказа НКВД СССР/НКПС СССР № 001717/с-713/ц от 25 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в состав полка включен личный состав 1-го Новосибирского отряда военизированной охраны Томской железной дороги.
В период с 26 марта по апрель 1942 года 1-й батальон 62-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог подразделения дислоцированные в г. Барнауле, согласно приказу НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года, изданного в свою очередь во исполнения приказа НКВД СССР/НКПС СССР №001717/с-713/ц от 25 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог», переформированы в 12-й отдельный батальон войск НКВД СССР по охране железных дорог(2 форм.).
Приказом НКВД СССР № 001245 от 17 июля 1943 года в состав полка введены две команды патрульных катеров.
В феврале 1946 года на основании приказа НКВД СССР №00133 от 19 февраля 1946 года полк включен в состав 29-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог (РГВА, ф. 38289, оп. 1, предисловие, л. 2).
В январе 1947 года на основании приказа МВД СССР № 001083 от 7 декабря 1946 года «О реорганизации Управления войск по охране особо важных предприятий промышленности и Управления войск по охране железных дорог» (РГВА, ф. 38281, предисловие, л. 1) полк включен в состав 85-й дивизии стрелковой дивизии войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог (РГВА, ф. 38289, оп. 1, предисловие, л. 2).
Приказом МВД СССР № 00248 от 15 мая 1951 года объявлено Постановление Совета Министров СССР № 1483-749 сс от 5 мая 1951 года «Вопросы МВД СССР» о том, что войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог будут расформированы(РГВА, ф. 38329, оп.2, д.332, л.208).
25 декабря 1951 года на основании приказа МВД СССР № 00665 от 17 сентября 1951 года во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс 05 мая 1951 года «Вопросы МВД СССР» дивизия расформирована (РГВА, ф. 38329, оп. 2, д. 326, л. 64об).
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка:Полк выполнял задачи по охране железнодорожных сооружений Томской ж.д.
Примеры и результаты боевой, оперативно служебной деятельности полка:21 августа 1936 года часовые гарнизона по охране ж.д.моста на р. Яя у ж.д. станции Яя Томской ж.д. задержали шпиона-диверсанта иностранной разведки
В апреле 1939 года часовые гарнизона по охране ж.д.моста на р. Томь-Кемерово задержали шпиона-диверсанта иностранной разведки.
Архив полка – в РГВА: ф. 38329.