54-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5246)
В декабре 1932 года в Днепропетровске, согласно приказу ГПУ Украинской ССР за № 347 от 4 ноября 1932 года, началось формирование 8-го железнодорожного полка войск ГПУ Украинской ССР, при этом на формирование этой части был обращен средний и младший начсостав стрелковой охраны Екатерининской железной дороги, командиры войск ОГПУ СССР и красноармейцы из полевых войск Красной Армии.
29 декабря 1932 года на основании приказа по части за №1/с от 29 декабря 1932 года полк был переименован в 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР.
1 января 1933 года – дата окончательного сформирования полка.
Боевая задача полка – охрана Екатерининской железной дороги.
15 января 1933 года на основании приказа по части за № 1/с от 29 декабря 1932 года полк был переформирован по новым штатам:
- управление полка, команда связи, хозкоманда, школа по подготовке младшего начсостава, 1-й резервный и 2-й линейный дивизионы – в г. Днепропетровск;
- 3-й линейный дивизион – на станции Знаменка;
- 4-й линейный дивизион – на станции Долгинцево;
- 5 линейный дивизион – станции Яиноватая;
- 6-й линейный дивизион – на станции Запорожье-l;
- 7-й линейный дивизион – на станции Симферополь;
- команда служебных собак – в г. Синельниково.
В 1933 году на основании Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 1933 года полку было вручено Революционное Красное Знамя и к последнему – Грамота ЦИК СССР за №228.
Приказом по полку за № 9/с 11 августа 1934 года объявлен приказ НКВД Украинской ССР за № 67 от 5 августа 1934 года, изданный во исполнение приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года о переименовании полка в 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
Приказом НКВД Украинской ССР за №0041 от 25 февраля 1936 года, изданным во исполнение приказа НКВД СССР за № 0054 от 9 февраля 1936 года «О переименовании Днепропетровского железнодорожного полка № 54 в Сталинский железнодорожный полк № 54», в связи с переименованием с 4 января 1936 года Екатерининской железной дороги в Сталинскую железной дороги полку присвоено наименование «Сталинский».
Приказом НКВД СССР за № 00195 от 19 апреля 1937 года полк включен в состав формирующейся 7-й Днепропетровской бригады внутренних войск НКВД СССР.
В июне 1938 года на основании распоряжения ГУПВВ НКВД СССР за № 277448 от 24 мая 1938 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР за № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД», полк переформирован по новым штатам:
- управление полка, хозкоманда, школа младшего комсостава – в г. Днепропетровск;
- управление 1-го линейного батальона и 1-я рота – на станции Нижнеднепровск-Узел;
- 2-я рота – на станции Синельниково;
- 3-я рота – на станции Долгинцево;
- управление 2-го линейного батальона и 4-я рота – на станции Запорожье-l;
- 5-я рота – на станции Апостолово;
- 6-я рота – на станции Симферополь.
Приказом НКВД СССР за № 00593 от 10 сентября 1938 года «Об образовании Киевского и Харьковского округов пограничных и внутренних войск НКВД» полк включен в состав ново созданного УПВВ НКВД Харьковского округа.
Распоряжением УПВВ НКВД Харьковского округа за № 012066 от 14 апреля 1939 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР за № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», полк включен в состав формирующейся 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В июне 1939 года на основании приказа НКВД СССР за № 00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» полк переформирован по новым штатам:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, школа младшего начсостава, резервная рота – в г. Днепропетровск;
-1-я рота – на станции Нижнеднепровск-Узел;
-2-я рота – на станции Синельниково;
-3-я рота – станции Запорожье-1;
-4-я рота – на станции Апостолово;
-5-я рота – на станции Симферополь.
11 сентября 1939 года на основании распоряжения штаба 5-й дивизии за № 001020 от 11 сентября 1939 года школа младшего начсостава численностью в 91 курсант убыла в распоряжение УПВ НКВД Киевского округа.
17 сентября 1939 года во исполнение Постановления КО СССР за № 338сс от 17 сентября 1939 года полк переведен на положение военного времени «для обеспечения бесперебойной работы железных дорог» в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину 17 сентября – 12 октября 1939 года.
23-26 июня 1941 года, согласно схеме мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, утвержденной приказом НКВД СССР за № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране полк железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности», развернулся по штату военного времени № 021 войск НКВД СССР, при этом в составе полка были сформированы командование и штабы батальонов:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод – в г. Днепропетровск (улица Рабочая, 77-А);
- 1-й 2-й линейные батальоны.
С 26 июня 1941 года полк отнесен к частям Действующей Красной Армии.
27 июня 1941 года на основании приказания НКВД СССР за № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» полк вошел в оперативное подчинение Управление охраны войскового тыла Юго-Западного фронта (I ф).
10-25 июля 1941 года, согласно приказу НКВД СССР за № 00901 от 9 июля 1941 года, полк выделил 300 военнослужащих в 32-й стрелковый полк оперативных войск НКВД СССР.
Приказом по дивизии за № 008 от 15 июля 1941 года объявлено о переформировании полка.
28 августа-2 сентября 1941 года в г. Харьков на основании телеграммы комдива-5 за № 416 от 25 августа 1941 года из личного состава отошедших гарнизонов полка сформирована рота в составе 120 военнослужащих для Особого отдела НКВД СССР N-й армии, после чего эта рота была передислоцирована в г. Конотоп.
2 сентября 1941 года гарнизон железнодорожного моста через р. Самара уничтожил 70 и взял в плен 4 гитлеровцев, пытавшихся захватить мост
В октябре 1941 года 5-я рота полка из Симферополя отступила в г. Севастополь, где приняла под охрану КрымГРЭС, а гарнизон «Белый» » в рйоне железнодорожной станции Инкерман выполнял задачи по охране трех тоннелей – «Белый», «Графский» и «Цыганский».
10 ноября 1941 года 5-я линейная рота полка, отступившая в г. Севастополь, приказом по Приморской армии (I ф) от 10 ноября 1941 года, изданного во исполнение решения Военного совета Приморской армии (I ф) от 10 ноября 1941 года, была включена в состав Сводного пограничного полка НКВД Приморской армии (I ф).
Распоряжением штаба 5-й дивизии за № 4/03589 от 22 декабря 1941 года, отданным во исполнение приказа комдива-5 за № 413 от 17 декабря 1941 года, все крымские подразделения полка переданы в состав 36-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР.
15 января 1942 года полк выведен из состава Действующей Красной Армии.
Приказом НКВД СССР за № 00293 от 11 февраля 1942 года 5-я дивизия переименована в 26-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
4 октября 1942 года в состав полка зачислены 228 военнообязанных, призванных на службу по мобилизации в войска НКВД СССР.
В январе 1943 года во исполнение приказа НКВД СССР за № 826 от 15 декабря 1942 года в полку было создано подсобное хозяйство.
18 февраля 1943 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1942 года полку вручено Революционное Красное Знамя.
На 1 марта 1943 года почтовый адрес полка: ППС-862, часть № 202.
Приказом НКВД СССР за № 00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день полка –«1 января – день сформирования полка».
В 1943 года полку присвоено условное наименование «в/ч «Полевая почта № 51971».
Приказом НКВД СССР за № 001711 от 5 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» на полк возложена боевая задача по охране объектов Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог. Во исполнение данного приказа полк в ноябре того же года был переформирован по штату войск НКВД СССР № 110 и передислоцирован со станции Кондрашевская в г. Ворошиловград.
В период с 22 июня 1941 года и по 1 января 1944 года полк в ходе боевых действий и выполнения боевых задач по охране объектов потерял убитыми 45, ранеными 56 и пропавшими без вести 320 военнослужащих.
Приказом по полку за № 207 от 6 июля 1944 года «О награждении знаком «Отличный минёр»» за отличное выполнения заданий командования полка о разминировании участков местности на объектах охраняемых полком пять военнослужащих саперного взвода полка награждены знаком «Отличный минёр».
Дислокация в 1944 году:
- управление части, резервная рота – в г. Красный Лиман;
- управление 1-го батальона – на станции Ворошиловград;
- 1-я, 2-я и 3-я роты – неизвестно;
-управление 2-го линейного батальона и 5-я рота – на станции Красный Лиман;
- 4-я рота – неизвестно;
- 6-я рота – на станции Купянск;
- управление 3-го линейного батальона. 7-я и 8-я роты – неизвестно;
- 9 рота – на станции Сталино
Дислокация ч января 1945 года:
- управление части – в г. Красный Лиман;
- 1-й линейный батальон – на станции Купянск (?);
- 2-й линейный батальон – на станции Ворошиловград;
- 3-й линейный батальон;
- 4-й линейный батальон – на станции Красный Лиман;
- 5-й линейный батальон – на станции Сталино.
9 июня 1945 года опергруппа полка на станции Дебальцево задержала особо опасного государственного преступника, который разыскивался органами НКГБ СССР.
Полк в период Великой Отечественной войны выполнял боевые задачи по охране железнодорожных сооружений Днепропетровской, Южной, Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог плюс 1941-1942 гг. – войсковой тыл Юго-Западного (I ф) и Южного (I ф) фронтов.
В июне 1945 года 7-я рота полка расформирована, а 9-я рота передана в состав 5-го линейного батальона полка.
В июле 1946 года на основании приказа МВД СССР за № 00489 от 25 мая 1946 года полк был расформирован.