Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 54-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5246)  (Прочитано 2145 раз)

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 012
54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР

54-й Сталинский железнодорожный полк внутренних войск НКВД СССР

54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений

54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности

54-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железных дорог (в/ч – полевая почта № 51971)


См. 54-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5246).
« Последнее редактирование: 11 Июня 2019, 23:47:03 от Москвин Александр Вячеславович »
Записан

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 012
54-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5246)
В декабре 1932 года в Днепропетровске, согласно приказу ГПУ Украинской ССР за № 347 от 4 ноября 1932 года, началось формирование 8-го железнодорожного полка войск ГПУ Украинской ССР, при этом на формирование этой части был обращен средний и младший начсостав стрелковой охраны Екатерининской железной дороги, командиры войск ОГПУ СССР и красноармейцы из полевых войск Красной Армии.
29 декабря 1932 года на основании приказа по части за №1/с от 29 декабря 1932 года полк был переименован в 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР.
1 января 1933 года – дата окончательного сформирования полка.
Боевая задача полка – охрана Екатерининской железной дороги.
15 января 1933 года на основании приказа по части за № 1/с от 29 декабря 1932 года полк был переформирован по новым штатам:
- управление полка, команда связи, хозкоманда, школа по подготовке младшего начсостава, 1-й резервный и 2-й линейный дивизионы – в г. Днепропетровск;
- 3-й линейный дивизион – на станции Знаменка;
- 4-й линейный дивизион – на станции Долгинцево;
- 5 линейный дивизион – станции Яиноватая;
- 6-й линейный дивизион – на станции Запорожье-l;
- 7-й линейный дивизион – на станции Симферополь;
- команда служебных собак – в г. Синельниково.
В 1933 году на основании Постановления Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 1933 года полку было вручено Революционное Красное Знамя и к последнему – Грамота ЦИК СССР за №228.
Приказом по полку за № 9/с 11 августа 1934 года объявлен приказ НКВД Украинской ССР за № 67 от 5 августа 1934 года, изданный во исполнение приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года о переименовании полка в 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
Приказом НКВД Украинской ССР за №0041 от 25 февраля 1936 года, изданным во исполнение приказа НКВД СССР за № 0054 от 9 февраля 1936 года «О переименовании Днепропетровского железнодорожного полка № 54 в Сталинский железнодорожный полк № 54», в связи с переименованием с 4 января 1936 года Екатерининской железной дороги в Сталинскую железной дороги полку присвоено наименование «Сталинский».
Приказом НКВД СССР за № 00195 от 19 апреля 1937 года полк включен в состав формирующейся 7-й Днепропетровской бригады внутренних войск НКВД СССР.
В июне 1938 года на основании распоряжения ГУПВВ НКВД СССР за № 277448 от 24 мая 1938 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР за № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД», полк переформирован по новым штатам:
- управление полка, хозкоманда, школа младшего комсостава – в г. Днепропетровск;
- управление 1-го линейного батальона и 1-я рота – на станции Нижнеднепровск-Узел;
- 2-я рота – на станции Синельниково;
- 3-я рота – на станции Долгинцево;
- управление 2-го линейного батальона и 4-я рота – на станции Запорожье-l;
- 5-я рота – на станции Апостолово;
- 6-я рота – на станции Симферополь.
Приказом НКВД СССР за № 00593 от 10 сентября 1938 года «Об образовании Киевского и Харьковского округов пограничных и внутренних войск НКВД» полк включен в состав ново созданного УПВВ НКВД Харьковского округа.
Распоряжением УПВВ НКВД Харьковского округа за № 012066 от 14 апреля 1939 года, изданного во исполнение приказа НКВД СССР за № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», полк включен в состав формирующейся 5-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
В июне 1939 года на основании приказа НКВД СССР за № 00780 от 8 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» полк переформирован по новым штатам:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод, школа младшего начсостава, резервная рота – в г. Днепропетровск;
-1-я рота – на станции Нижнеднепровск-Узел;
-2-я рота – на станции Синельниково;
-3-я рота – станции Запорожье-1;
-4-я рота – на станции Апостолово;
-5-я рота – на станции Симферополь.
11 сентября 1939 года на основании распоряжения штаба 5-й дивизии за № 001020 от 11 сентября 1939 года школа младшего начсостава численностью в 91 курсант убыла в распоряжение УПВ НКВД Киевского округа.
17 сентября 1939 года во исполнение Постановления КО СССР за № 338сс от 17 сентября 1939 года полк переведен на положение военного времени «для обеспечения бесперебойной работы железных дорог» в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину 17 сентября – 12 октября 1939 года.
23-26 июня 1941 года, согласно схеме мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, утвержденной приказом НКВД СССР за № 00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране полк железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности», развернулся по штату военного времени № 021 войск НКВД СССР, при этом в составе полка были сформированы командование и штабы батальонов:
- управление части, взвод связи, автотранспортный взвод – в г. Днепропетровск (улица Рабочая, 77-А);
- 1-й 2-й линейные батальоны.
С 26 июня 1941 года полк отнесен к частям Действующей Красной Армии.
27 июня 1941 года на основании приказания НКВД СССР за № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» полк вошел в оперативное подчинение Управление охраны войскового тыла Юго-Западного фронта (I ф).
10-25 июля 1941 года, согласно приказу НКВД СССР за № 00901 от 9 июля 1941 года, полк выделил 300 военнослужащих в 32-й стрелковый полк оперативных войск НКВД СССР.
Приказом по дивизии за № 008 от 15 июля 1941 года объявлено о переформировании полка.
28 августа-2 сентября 1941 года в г. Харьков на основании телеграммы комдива-5 за № 416 от 25 августа 1941 года из личного состава отошедших гарнизонов полка сформирована рота в составе 120 военнослужащих для Особого отдела НКВД СССР N-й армии, после чего эта рота была передислоцирована в г. Конотоп.
2 сентября 1941 года гарнизон железнодорожного моста через р. Самара уничтожил 70 и взял в плен 4 гитлеровцев, пытавшихся захватить мост
В октябре 1941 года 5-я рота полка из Симферополя отступила в г. Севастополь, где приняла под охрану КрымГРЭС, а гарнизон «Белый» » в рйоне железнодорожной станции Инкерман выполнял задачи по охране трех тоннелей – «Белый», «Графский» и «Цыганский».
10 ноября 1941 года 5-я линейная рота полка, отступившая в г. Севастополь, приказом по Приморской армии (I ф) от 10 ноября 1941 года, изданного во исполнение решения Военного совета Приморской армии (I ф) от 10 ноября 1941 года, была включена в состав Сводного пограничного полка НКВД Приморской армии (I ф).
Распоряжением штаба 5-й дивизии за № 4/03589 от 22 декабря 1941 года, отданным во исполнение приказа комдива-5 за № 413 от 17 декабря 1941 года, все крымские подразделения полка переданы в состав 36-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР.
15 января 1942 года полк выведен из состава Действующей Красной Армии.
Приказом НКВД СССР за № 00293 от 11 февраля 1942 года 5-я дивизия переименована в 26-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
4 октября 1942 года в состав полка зачислены 228 военнообязанных, призванных на службу по мобилизации в войска НКВД СССР.
В январе 1943 года во исполнение приказа НКВД СССР за № 826 от 15 декабря 1942 года в полку было создано подсобное хозяйство.
18 февраля 1943 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 декабря 1942 года полку вручено Революционное Красное Знамя.
На 1 марта 1943 года почтовый адрес полка: ППС-862, часть № 202.
Приказом НКВД СССР за № 00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день полка –«1 января – день сформирования полка».
В 1943 года полку присвоено условное наименование «в/ч «Полевая почта № 51971».
Приказом НКВД СССР за № 001711 от 5 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» на полк возложена боевая задача по охране объектов Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог. Во исполнение данного приказа полк в ноябре того же года был переформирован по штату войск НКВД СССР № 110 и передислоцирован со станции Кондрашевская в г. Ворошиловград.
В период с 22 июня 1941 года и по 1 января 1944 года полк в ходе боевых действий и выполнения боевых задач по охране объектов потерял убитыми 45, ранеными 56 и пропавшими без вести 320 военнослужащих.
Приказом по полку за № 207 от 6 июля 1944 года «О награждении знаком «Отличный минёр»» за отличное выполнения заданий командования полка о разминировании участков местности на объектах охраняемых полком пять военнослужащих саперного взвода полка награждены знаком «Отличный минёр».
Дислокация в 1944 году:
- управление части, резервная рота – в г. Красный Лиман;
- управление 1-го батальона – на станции Ворошиловград;
- 1-я, 2-я и 3-я роты – неизвестно;
-управление 2-го линейного батальона и 5-я рота – на станции Красный Лиман;
- 4-я рота – неизвестно;
- 6-я рота – на станции Купянск;
 - управление 3-го линейного батальона. 7-я и 8-я роты – неизвестно;
- 9 рота – на станции Сталино
Дислокация ч января 1945 года:
- управление части – в г. Красный Лиман;
- 1-й линейный батальон – на станции Купянск (?);
- 2-й линейный батальон – на станции Ворошиловград;
- 3-й линейный батальон;
- 4-й линейный батальон – на станции Красный Лиман;
- 5-й линейный батальон – на станции Сталино.
9 июня 1945 года опергруппа полка на станции Дебальцево задержала особо опасного государственного преступника, который разыскивался органами НКГБ СССР.
Полк в период Великой Отечественной войны выполнял боевые задачи по охране железнодорожных сооружений Днепропетровской, Южной, Северо-Донецкой и Южно-Донецкой железных дорог плюс 1941-1942 гг. – войсковой тыл Юго-Западного (I ф) и Южного (I ф) фронтов.
В июне 1945 года 7-я рота полка расформирована, а 9-я рота передана в состав 5-го линейного батальона полка.
В июле 1946 года на основании приказа МВД СССР за № 00489 от 25 мая 1946 года полк был расформирован.
« Последнее редактирование: 19 Апреля 2019, 21:46:30 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ветеран 54-го полка войск ОГПУ:


Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей. Это единственное фото офицера, которое имеется в семье его внука Павла Буяновского.

ДИЛИГЕЙ Николай Куприянович (1911-1945), Герой Советского Союза (1944) из числа воспитанников системы отечественного МВД и пограничных войск, участник боёв за Восточную Пруссию, лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса Особого военного округа, гвардии подполковник.
Родился 24 октября (по другим данным – декабря) 1911 года на Украине – в селе Комыны Изяславского района Хмельницкой области. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1941 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: в конце 1920-х закончил школу-семилетку;
- военное; в ноябре 1935 года – два курса 4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск ОГПУ, а в декабре 1937 года – авиационное отделение Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
До призыва в армию трудился на родине сначала лесорубом, а затем в качестве сотрудника милиции в украинском районном городе Изяслав.
В армию призван в октябре 1932 года Изяславским РВК на тот момент времени Винницкой области Украинской ССР, а теперь современной Хмельницкой области Украины с направлением в войска правопорядка и безопасности, при этом в октябре 1932-декабре 1933 года – военнослужащий некоего 54-го полка войск ОГПУ, в том числе с января 1933 года – курсант Школы младшего начсостава (она же – полковая школа). Вероятней всего, речь в данном случае идёт последовательно вот об этой в/ч, сформированной в ноябре-декабре 1932 года в украинском Днепропетровске (ныне – Днепр): с 4 ноября по 29 декабря 1932 года – 8-й железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР; с 29 декабря 1932 года и по 28 июля 1934 года – 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР, а с 28 июля 1934 года и по 23 февраля 1936 года – 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
В декабре 1933-ноябре 1935 года – курсант 4-й (Саратовской) военной школы пограничной охраны и войск ОГПУ/4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР.
В ноябре 1935-декабре 1937 гг. – курсант авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского/Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского. При этом с ноября 1935 года – в статусе сверхсрочника. По выпуску был произведён в лейтенанты.
В январе 1938-феврале 1941 гг. – младший лётчик 3-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Казахской ССР.
С февраля 1941 года – начальник пограничной заставы 20-го Славутского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД ССР Украинской ССР и в данном качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
С конца июня и до осени 1941 года в связи с переформированием 20-го Славутского пограничного Краснознамённого отряда войск НКВД СССР в 20-й мотострелковый Краснознамённый полк войск НКВД СССР – командир роты в последнем. И в данном качестве – в боях по героической обороне столицы Украины города Киева: лейтенант И.К. Дилигей «с 22 июня по 1-е сентября 1941 г. находился в наземных войсках в должности командира стрелковой роты, где показал себя мужественным командиром, героически сражаясь против фашистской армии». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 59 и 60.
1 сентября 1941 года был откомандирован из войск НКВД СССР в распоряжение Отдела кадров ВВС Харьковского военного округа, откуда в свою очередь в 20-х числах всё того же сентября 1941 года был направлен в город Рязань – к месту формирования в авиагарнизоне «Дягилево» ВВС Московского военного округа вооружённого новейшими на тот момент времени самолётами Миг-3 10-го истребительного авиационного полка. Принятая в 10-м полку должность – штурман части и тогда же, как надо полагать, был произведён в старшие лейтенанты.
Вновь в действующей армии с 25 октября 1941 года, в том числе по 16 февраля 1942 года включительно – в рядах однополчан по озвученному выше 10-му авиаполку в составе сил ВВС Калининского фронта. И, в частности, по состоянию на 4 ноября 1941 года уже имел на лицевом счету 18 боевых вылетов общей продолжительностью в 18 часов 30 минут: «Успешно выполнял боевые задания по штурмовке войск противника, прикрытию железнодорожных объектов и сопровождению бомбардировщиков. Отличный лётчик, любит своё дело», – за что на основании приказа по войскам Калининского фронта за № 073 от 29 декабря 1941 года был удостоен ордена Красной Звезды, который в свою очередь стал тогда самой первой по счёту государственной наградой в судьбе этого боевого лётчика. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 6, 8, 59, 60 и 60об.
По состоянию на 24 декабря 1941 года произвёл уже 72 боевых вылета, «из них: на прикрытие железной дороги Рязань – Кашира – 17, на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Лихославль – Калинин – 20, сопровождение бомбардировщиков – 4, разведка войск и техники противника в районах Калинин – Старица – Пушкино – 4 и на штурмовку войск и техники противника на дороге Калинин – Старица – Пушкино – Клин – 27 боевых вылетов». В ходе же всех этих перечисленных выше штурмовых ударов офицер Н.К. Дилигей «лично уничтожил: немецких солдат и офицеров – 125; автомашин с боеприпасами и продовольствием – 34, подвод с разными военными грузами – 7. Провёл один воздушный бой – сбил лично один самолёт противника типа Ме-110».
16 февраля-17 марта 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе и переобучении на машины марки «ЛаГГ-3» на авиагарнизона «Сейма» ВВС Московского военного округа.
С 19 марта по 7 июля 1942 года – в рядах личного состава 10-го истребительного авиационного полка в составе сил ВВС 52-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф), при этом непосредственно в боях – с 8 апреля по 22 июня 1942 года. В данный период «произвёл 65 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск непосредственно на поле боя – 43, сопровождение бомбардировщиков – 8 и на разведку движения войск противника по дорогам Чудово – Любань – 9 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника типа Ю-88 (=2), Хе-113 (=1), которые упали: Ю-88 – в районе северо-западнее 5 км Спасская Полисть, второй Ю-88 – в районе 3 км северо-западнее д. Пятница и Хе-113 – в районе 2 км севернее Финнов Лу, что подтверждают наземные войска ми лётчики, действовавшие в группе [с офицером Н.К. Дилигеем]». Плюс один Ме-109 был им сбит в группе.
С 9 июля 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе в авиагарнизоне «Кинешма», что в Ивановской области. Здесь, начиная с 1 августа 1942 года, на базе 2-го отдельного авиационного полка 6-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московский военного округа происходил процесс переучивания личного состава 10-го авиаполка на американские машины марки «Харрикейн».
В период со 2 по 20 ноября 1942 года офицер-лётчик Н.К. Дилигей – в боях и сражениях на Северо-Западном фронте в составе истребительной авиации 6-й воздушной армии, но занимаемая должность и точное место службы – пока неизвестны. В данный период «произвёл 11 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков – 7, разведка войск противника – 1, прикрытие станции Пола-2 и на штурмовку войск противника – 1 боевой вылет: в результате неожиданного налёта… уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров и 5 машин».
Предположительно, к осени 1943 года – уже в звании «Гвардия».
С 4 октября 1943 года – вновь в составе действующей армии: до 16 апреля 1944 года – штурман 9-го истребительного авиационного Ярославского полка 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 7-го истребительного авиационного (впоследствии – Львовский) корпуса 5-й воздушной армии последовательно Степного и (с 20 октября 1943 года) 2-го Украинского фронтов; по состоянию на январь 1944 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
В данный период воевал в качестве ведущего групп, виртуозно пилотируя американский самолёт Р-39 «Аэрокобра», и как гласят архивные документы, в период с 7 октября 1943 года и по 17 января 1944 года включительно «произвёл 24 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск на поле боя и переправ через реку ДНЕПР – 17, сопровождение бомбардировщиков – 3, разведка войск противника – 3 и вылет на перехват разведчиков – 1 (в результате этого вылета гвардии майор ДИЛИГЕЙ сбил его [то есть вражеский самолёт-разведчик]. Провёл 15 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов типа: 4 – Ме-109, 4 – Ю-88, 2 – ФВ-189, 1 – ФВ-190…».
Приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года был удостоен второго боевого ордена – на сей раз Красного Знамени. Эта награда – «за 4 лично сбитых самолёта противника типа: 1 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 ФВ-189».
Особенно ярко отличился в бою 7 января 1944 года: «8 самолётов «Аэрокобра» под командованием гвардии майора ДИЛИГЕЯ прикрывала наземные войска на поле боя в районе города Кировограда. При подходе к цели было встречено 8 самолётов противника типа Ме-109. Гвардии майор ДИЛИГЕЙ, умело командуя группой, смело и решительно вступил в бой, в результате… сбито 7 самолётов Ме-109; в этом бою гвардии майор ДИЛИГЕЙ лично сбил 1 самолёт противника. Восьмой самолёт гвардии майор ДИЛИГЕЙ загнал на свой аэродром, но получив по радио приказ «Уничтожить», этот самолёт сбил. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром».
1 февраля 1944 года командованием 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии за все подвиги, совершённые в совокупности за период, начиная с 10 октября 1941 года, был представлен к присвоению высокого Звания «Герой Советского Союза». Эти подвиги по состоянию на 1 февраля 1944 года в обобщённом виде выглядят так: произвёл 172 боевых вылета и, в том числе, 23 из них – на штурмовку войск и техники противника. Впечатляют и итоги этих штурмовок: уничтожено до 145 вражеских военнослужащих, 46 единиц транспортных средств (в раскладе – 39 автомашин и 7 подвод) с военными грузами, один склад боеприпасов и два полевых артиллерийских орудия. Кроме того, гвардии майор Н.К. Дилигей провёл 23 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 фашистских самолётов: по четыре каждой из марок – Ме-109 и Ю-87; по два каждой из марок – Ю-88 и ФВ-189; по одному из каждой марок – Ме-110, Хе-113 и ФВ-190. Плюс ещё три самолёта (два Ю-88 и один Ме-109) уничтожены им были в составе группы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года. С этого момента – и кавалер ордена Ленина.
Строки из служебной характеристики на гвардии майора Н.К. Дилигея фронтовой поры: «Беззаветная преданность Родине воспитала у гвардии майора Дилигея лучшие качества воздушного бойца. Смелость и умение принесли ему успех в боях против гитлеровских захватчиков. За образцовое выполнение боевых заданий он награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, за мужество и умение в боях под Кировоградом ему присвоено Звание Героя Советского Союза».
16 апреля 1944-30 января 1945 гг. – командир 508-го (с 27 октября 1944 года – 213-го гвардейский) истребительного авиационного полка 205-й (с 27 октября 1944 года – 22-й гвардейская) истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го (с 27 октября 1944 года – 6-й гвардейский) истребительного авиационного Львовского корпуса, которые последовательно входили в состав сначала 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, а затем 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В качестве справки: на день Победы данная в/ч – 213-й гвардейский истребительный Одерский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
С должности командира полка был снят 30 января 1945 года приказом комкора-6 за упущения в службе, при этом основная мотивация – обвинения в злоупотреблении при сборе трофеев.
С апреля 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В послевоенный период проходил службу в Кёнигсбергском авиагарнизоне, оставаясь по-прежнему в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса.
Трагически погиб 3 октября 1945 года при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы. Однако, согласно явно что ошибочным сведениям, оглашённым в открытой печати в 1970-х гг. Политуправлением пограничных войск КГБ СССР, датой смерти офицера-Героя якобы является 22 августа 1946 года.
Однополчанами был похоронен в Кёнигсберге (ныне – Калининград), на братском воинском кладбище, находившемся по улице Гамер-вег (ныне – Проспект Мира). На могиле была установлена массивная мраморная стела, а по периметру – узорчатая ограда из кованного железа.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале, расположенном в современно городе Калининграде на углу проспекта Мира и улицы Энгельса. Однако на скрижалях почему-то обозначен как майор, а не гвардии подполковник. Дата же гибели вообще отсутствует.
При жизни, помимо медали «Золотая Звезда», являлся также кавалер четырёх орденов и, возможно, нескольких медалей. Вот список известных наград:
- орден Ленина – с 1 июня 1944 года;
- два ордена Красного Знамени, в том числе первым из них награждён на основании приказа по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта за № 057/н от 15 декабря 1943 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года.
Медали, на награждение которых гвардии подполковник Н.К. Дилигей де-юре имел право при жизни, но неизвестно был ли их удостоен: «За боевые заслуги» (не ранее осени 1944 года – за выслугу лет), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1942 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дважды увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо», но оба раза с ошибочным указанием, что на момент якобы гибели являлся военнослужащим некоего мифического 508-го истребительного авиационного полка: 1) т. 3 стр. 34, но почему-то как Делигей Николай Константинович, а не Дилигей Николай Куприянович; и 2) т. 20 стр. 94.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Сканы со страниц 16 и 17 журнала МВД России «Милиция» № 5 за май 2007 года:

Представление к Званию Героя Советского Союза:

Так выглядела могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Николая Куприяновича Дилигея по состоянию на конец 1940-х:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »