Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 53-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5282)  (Прочитано 3760 раз)

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 023
53-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений

53-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности

53-й полк внутренних войск НКВД СССР
См. 53-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5282).


53-й стрелковый полк войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5282)
Сформирован в октябре 1932 года в городе Великие Луки в составе только что созданной 4-й отдельной железнодорожной бригады войск ОГПУ на основании приказа ПП ОГПУ по Московской области № 962/с от 3 октября 1932 года как 27-й Великолукский железнодорожный полк войск ОГПУ. Формирование полка произведено на базе 6-го отряда ВОХР Октябрьской ж.д. НКПС СССР. Источник – РГВА: ф. 38342, оп. 1, д. 15, л. 64.
Приказом ПП ОГПУ по Московской области № 1266/с от 12 декабря 1932 года полк переименован в 19-й Великолукский железнодорожный полк войск ОГПУ СССР.
Приказом Управления ВО НКВД по Московской области № 115/с от 02 августа 1934 года во исполнения приказа НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года полк переименован в 77-й Великолукский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
В июле 1936 года полк в связи с образованием 01 июля 1936 года на основании приказа НКПС СССР № 62Ц от 14 мая 1936 года во исполнения  Постановления СНК СССР/ЦК ВКП(б) № 858 от 13 мая 1936 года на основе Великолукского, Московского, Ржевского, Медведевского отделений Октябрьской ж.д. НКПС СССР Калининской ж.д. (Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.А. Введенский, 2-е изд. Т. 19. Историзм — Канди. 1953. 608 стр.), получил наименование «Калининский».
В мае 1938 года на основании приказа НКВД БССР № 0049 от 7 мая 1938 во исполнения приказа НКВД СССР № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД» полк переформирован в 7-й отдельный Калининский железнодорожный батальон внутренней охраны НКВД СССР.
На основании приказа НКВД СССР № 00206 от 08 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс от 02 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» батальон включен в состав 2-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (ЦМ ВВ МВД РФ, от. 3, д. 8, п. 16, л. 5 «История 53-го Калининского полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. 1932-1941 гг.»).
10 июля 1939 года батальон приказом НКВД СССР № 00780 от 08 июля 1939 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» переформирован в 53-й Калининский полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 520, лл. 352-354).
В апреле 1940 года на основании приказа НКВД СССР №00449 от 13 апреля 1940 года  «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД»  полк включен в состав 3-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
По состоянию на 01 января 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения(1)
1 рота – ж.д. ст.  Великие Луки
гарнизон Торопец
2 рота – ж.д. ст.  Ржев
гарнизон Межа
гарнизон Вазуза
гарнизон ж.д.мост р. Тверца
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст.  Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст.  Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки (РГВА, ф. 38621, оп. 1, д. 255, лл. 146-190
1 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения Постановления СНК СССР № 198-97 сс от 25 января 1941 года «Об организации противоздушной обороны» (ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 588, лл. 359-364), отдельная зенитно-пулеметная рота передана в состав Красной Армии.
По состоянию на 01 июня 1941 года, дислокация, оргштатная структура полка:
управление, штаб, часть политической пропаганды – г. Великие Луки, Торопецкое шоссе, здание службы движения(1)
взвод связи
1 рота – ж.д. ст.  Великие Луки
2 рота – ж.д. ст.  Ржев
3 рота – ж.д. ст. Старая Русса
резервная рота – ж.д. ст.  Великие Луки
полковая школа МНС – ж.д. ст.  Великие Луки
бронепоезд № 53 – ж.д. ст. Великие Луки
автотранспортный взвод
автомашин – 9 шт.
автодрезин – 8 шт.
мотодрезин – 11 шт.
трактор – 1 шт. (РГВА, ф. 38342, оп. 1, д. 15, л. 1).
По состоянии на 22 июня 1941 года резервная рота численностью 32 военнослужащих находилась в оперативной командировки (РГВА, ф. 38342, оп. 1, д. 15, л. 5).
В период с 23 по 26 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны с объявлением всеобщей мобилизации в стране, согласно схемы мобилизационного развертывания войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности(мобплан НКВД СССР «МП-41») утвержденной приказом НКВД СССР №00480 от 25 апреля 1941 года «С объявлением штатного расписания военного времени войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» на формирование 33-го отдельного резервного батальона полк выделил 99 военнослужащих, 1-я, 2-я и 3-я роты полка переформированы 1-й, 2-й и 3-й батальоны полка(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.7).
По состоянию на 01 июля 1941 года дислокация полка:
Управление – г. Великие Луки, условный номер – войсковая часть НКВД п/я №
отдельный химический взвод
отдельный взвод связи
отдельный саперный взвод
1-й батальон
Управление – ж.д. ст. Осташов, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/8
1 рота – ж.д. ст. Старая Русса
2 рота – ж.д. ст. Осташов
3 рота – ж.д. ст. Торопец
2-й батальон
Управление – ж.д. ст. Новосокольники, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5/1
4 рота – ж.д. ст. Сущево
5 рота – ж.д. ст. Новосокольники
3-й батальон
Управление – ж.д. ст. Ржев – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 53/5
6 рота – ж.д. ст. Ржев – 2
7 рота – ж.д. ст. Волокаламск
бронепоезд – бепо № 53 – ж.д. ст. Великие Луки – 2 
резервная рота – ж.д. ст. Великие Луки – 2, условный номер – войсковая часть НКВД п/я № 5
На основании указания НКВД СССР № 31 от 26 июня 1941 года «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» во исполнения Постановления СНК СССР №1756-762 от 25 июня 1941 года «Об охране тыла фронтов» дивизия вошла в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Северо-Западного фронта.
В период 23 – 29 июня 1941 года призванный по мобилизации рядовой  и младший начсостав запаса в количестве 1080 человек, средний и старший командноначальствующий состав запаса в количестве 118 человек зачислены в списки полка, приказы по полку № 9 от 29 июня 1941 года, № 10 от 30 июня 1941 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л.16-17).
01 июля 1941 года полк вошёл в оперативное подчинение начальника охраны войскового тыла 22А Северо-Западного фронта.
5 рота 58-го полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности при отходе из места дислокации присоединилась к полку(РГВА, ф.38344, оп.1, д.14, л.104)
16 июля 1941 года приказом по полку №26 от 16 июля 1941 года на основании приказа начальника охраны тыла 22-й армии в полку сформирована истребительная группа для охраны тыла 22-й армии, управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев(РГВА, ф. 38342, оп.1, д. 15, л.77).
20 июля 1941 года согласно приказа начальника войск НКВД охраны войскового тыла Северо-Западного фронта от 20 июля 1941 года 2 батальон полка переформирован в 88-й отдельный батальон войск НКВД.
22 июля 1941 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в м. Строево(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.15, л. 83).
26 июля на формирование отдельного взвода ОО НКВД 62-го стрелкового корпуса Красной Армии во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941 года «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» полк выделил 40 военнослужащих из 2 батальона, приказом по полку №146 от 02 ноября 1941 года данный личный состав исключен из списков полка(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.243).
В полку вновь сформирован 2-й батальон.
В октябре 1941 года полк перешел в прямое подчинение начальника войск НКВД охраны тыла Западного фронта(РГВА, ф.38261, оп.1, д.263, л.168).
11 октября 1941 года управление, службы полка передислоцирован в г. Истра (РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.216).
15 октября 1941 года управление, службы полка передислоцированы в м. Иваново-Октябрьское (РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.218).
01 ноября 1941 года 1 и 2 батальоны на основании боевого приказа по войскам НКВД охраны тыла Западного фронта №1/оп от 23 октября 1941 года(РГВА; ф.32924, оп.1, д.277, л.224, копия), приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №00183 от 28 октября 1941 года исключены из списков полка в связи с откомандированием на Калининский фронт(приказ по полку №145 от 01.11.1941)( (РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.242).
01 ноября 1941 года полковой бронепоезд №53 на основании приказа по войскам НКВД по охране тыла Западного фронта №0176 от 05 ноября 1941 года исключен из состава полка в связи с откомандированием в состав Действующей Красной Армии, приказ по полку № 154 от 10 ноября 1941 года(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.256)
03 ноября 1941 года 3 батальон полка исключен из списков полка как пропавший без вести, приказ по полку № 147 от 03 ноября 1941 года(РГВА ф. 38342. оп.1 д 15, л.245)
22 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д. ст. Нахабино(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.269).
29 ноября 1941 года на основании устного распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы в г. Москва, пос. Щукино(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.269).
24 декабря 1941 года на основании распоряжения начальника охраны тыла Западного фронта управление, службы полка передислоцированы на ж.д.ст. Нахабино(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.312).
В период 07 - 25 января 1942 года на основании приказа НКВД СССР/НКПС СССР  №№ 001711/с/713/Ц от 25 декабря 1941 года во исполнения Постановления ГКО СССР № 1024-сс от 14 декабря 1941 года «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» в состав полка включен личный состав 1-го отряда ВОХР Калининской ж.д. численностью 228 служащих(РГВА, ф. 38342, оп.1 д.25, л.7, 24,31).
Восстановлены 1 и 2 батальоны полка.
19 января 1942 года на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015506 от 17 января 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав вновь формируемой 8-й мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.24, ф.38261, оп.1, д.263, л.173).
21 января 1942 года на основании разрешения начальника охраны тыла Западного фронта №1579/1 от 17 января 1942 года управление, спецподразделения полка передислоцированы в г. Красногорск(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 25, л.26).
22 января 1942 года 385 военнослужащих полка на основании распоряжения начальника ГУВВ НКВД СССР № 19/0015130 от 17 января 1942 года откомандированы в состав 69-й отдельной бригады внутренних войск НКВД СССР, приказом по полку №36 от 30 января 1942 года исключены из списков полка(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.44).
Приказом НКВД СССР № 00292 от 11 февраля 1942 года «Перечень соединений и частей войск НКВД СССР по охране железных дорог» полк в составе дивизии включен в состав войск НКВД СССР по охране железных дорог (РГВА; ф.38621, оп.1, д.277, л.86-88).
Приказом НКВД СССР №  00293 от 11 февраля 1942 года 3-я дивизия переименована в 24-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог.
24 февраля 1942 года приказом по полку № 63 от 24 февраля 1942 года в состав 1 батальона полка зачислены 16 служащих 3-го отряда ВОХР Калининской ж.д. НКПС (РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.80-81).
22  марта 1942 года в состав полка зачислены 206 военнослужащих прибывших из Бологовского военно-пересыльного пункта,  Бежецкого военно-пересыльного пункта, Калининского военно-пересыльного пункта,  95-го запасного стрелкового полка Красной армии, приказ по полку № 93 от 22 марта 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.103 - 106).
27 марта 1942 года в состав полка зачислены 540 военнослужащих прибывших из военно-пересыльных пунктов, приказ по полку № 98 от 27 марта 1942 года (РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.111).
29 марта 1942 года на основании телефонограммы командира дивизии от 28 марта 1942 года 200 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.138).
01 апреля 1942 года 3 батальон полка переформирован по штату №028(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.232).
01-02 апреля 1942 года на основании телефонограммы начальника штаба дивизии №46 от 28 марта 1942 года 112 военнослужащих полка откомандированы в состав 73-го полка, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.138).
06 апреля 1942 года в состав полка зачислены прибывшие из пересыльных пунктов, райвоенкоматов 209 военнослужащих, приказ по полку № 115 от 06 апреля 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.138).
В апреле 1942 года сформирован 2 батальон полка(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.155).
Управление – г. Красногорск
взвод связи
саперный взвод
автотранспортный взвод
химический взвод
резервная рота
1 батальон
Управление – ж.д.ст. Бологое 2
1 рота – ж.д.ст. Медведево
3 рота – ж.д.ст. Бологое 2

2 батальон
Управление
4 рота – ж.д.ст. Торжок, ж.д.ст. Соблаго
5 рота – ж.д.ст. Великие Луки
6 рота – ж.д.ст. Новосокольники
3 батальон
Управление – ж.д.ст. Москва - Ржевская
7 рота – ж.д.ст. Москва – Ржевская – Товарная. Ж.д.ст. Подмосковная
9 рота – ж.д.ст. Ржев - Белорусский
В период 15 апреля – 08 мая 1942 года личный состав 4-й, 5-й роты вновь сформированного 2 батальона полка проходил первый период обучения(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.217).
15 мая 1942 года личный состав 4 роты прошедший первоначальный курс обучения направлен для несения службы на участок ж.д. Торжок-Соблаго, 100 военнослужащих 5 роты прошедший первоначальный курс обучения откомандированы в состав 1 батальона, 99 военнослужащих 5 роты не прошедшие первоначальный курс обучения откомандированы в состав 6 роты для дальнейшего обучения(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.217).
26 мая 1942 года приказом по полку № 193 от 26 мая 1942 года в состав полка зачислены 597 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 22-26 мая 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.237).
31 мая 1942 года приказом по полку № 202 от 31 мая 1942 года в состав полка зачислены 164 военнообязанных запаса, призванные на службу райвоенкоматами и городским военкоматом г. Москва, прибывшие в полк в период 27-31 мая 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1, д.25, л.255).
01 июня 1942 года 320 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №203 от 01 июня 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.259).
26 июня 1942 года в состав полка зачислены 300 военнослужащих прибывших из 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №250 от 28 июня 1942 года(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.344).
29 июня 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии № 4/01715 от 19 июня 1942 года 369 военнослужащих полка откомандированы в состав 308-го стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.360).
02, 04 июля 1942 года на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР №23/0016701 от 19 июня 1942 года, 5 военнослужащих полка откомандированы в состав отдельной мотострелковой бригады войск НКВД СССР(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.368, 381).
04 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 146 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Волховского фронта(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.381).
05 июля 1942 года на основании распоряжения штаба дивизии №4/01715 от 19 июня 1942 года 273 военнослужащих полка откомандированы в распоряжение начальника войск НКВД по охране тыла Юго-Западного фронта(РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.381).
01 августа 1942 года на основании устного распоряжения 24-й дивизии войск НКВД от 28 июля 1942 года 506 военнослужащих полка откомандированы в состав 21-й гв. стрелковой дивизии Красной Армии, приказ по полку № 316 от 02 августа 1942 года (РГВА, ф. 38342, оп.1 д. 25, л.456-457).
06 декабря 1942 года 240 военнослужащих полка переданы в состав 79-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по 79-му  полку №435 от 08 декабря 1942 года(РГВА, ф.38344, оп.1, д.4, л. 539).
1943 год. Дислокация, оргштатная структура полка:
Управление – г. Красногорск
1 батальон – г. Бологое
3 рота – ж.д. ст. Осташков
2 батальон – ж.д.ст. Селижарово
3 батальон
В июле 1943 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Торжок(РГВА, ф.38342, оп.1, предисловие, л.1).
В ноябре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» полк принял под охрану Калининскую ж.д.(ГАРФ, д.9401, оп.1, д.138, л.265).
В июне 1945 года на основании приказа НКВД СССР №00593 от 30 мая 1945 года полк включен в состав 31-й стрелковый дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог(РГВА, ф.38342, оп.1, предисловие, л.1).
04 октября 1945 года на основании распоряжения командира 31-й дивизии №4/002803 от 24 сентября 1945 года, №4/002805 от 24 сентября 1945 года 32 военнослужащих полка откомандированы в состав оперативного батальона 214-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №410 от 05 октября 1945 года(РГВА, ф.38342, оп.1, д.62, л.32)
В апреле 1946 года управление, штаб, политчасть, службы, спецподразделения полка передислоцированы в г. Ржев(РГВА, ф.38342, оп.1, предисловие, л.1).
18 июля 1947 года приказом по полку №005 от 18 июля 1947 года во исполнения приказа МВД СССР № 00489 от 25 мая 1946 года, Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР» объявлено о расформировании управления, штаба, служб полка(РГВА, ф.38342, оп.1, д.75, л.51), личный состав полка обращен на формирование 3 батальона 51-го стрелкового полка войск МВД СССР по охране железных дорог(РГВА, ф.38342, оп.1, предисловие, л.1).
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка:
Батальон/полк  выполнял задачу по  охране железнодорожных сооружений Калининской ж.д.
С 17 сентября по 12 октября 1939 года в период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину и Западную Украину, во исполнения Постановления Комитета Обороны СССР № 338сс от 17 сентября 1939 года полк переведен на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог", полковая школа МНС  на основании приказа НКВД СССР № 001064 от 08 сентября 1939 года «Об оперативных мероприятиях в связи с проводимыми учебными сборами» в составе оперативного батальона Управления ПВ НКВД Белорусского округа приняла участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию(архив ЦМ ВВ МВД РФ, от.3,д.8,п.16, л.11) 
В ноябре 1939 года более 400 военнослужащих полка посланы в оперативную командировку для несения службы в полосе 52-го полка войск НКВД(69. стр.157). Отдельные подразделения полка: мотобронерота № 53, резервная рота, зенитно-пулеметная рота приняли участие в Советско-Финляндской войне(30.11.1939-13.03.1940) (архив ЦМ ВВ МВД РФ, от.3, д.8, п.16, л.14) 
В период  Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. полк по месту дислокации выполнял следующие задачи:
а)охрана Калининской ж.д.;
б)охрана войскового тыла Западного, Брянского, Калининского, 1-го Прибалтийского, 2-го Прибалтийского фронтов;
в)участие в борьбе с  разведывательно-диверсионными группами противника, с уголовным бандитизмом
д)создание диверсионных групп для действий в тылу противника
23 июня 1941 года с началом Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., полк на Калининской ж.д. дополнительно принял под охрану 85 объектов.
С 26 июня 1941 года по 15 января 1942 года полк входил в состав Действующей Красной Армии, в первый период войны принимал участие в оборонительных боях.
В период 11 – 29 октября 1941 года резервная рота полка охраняла командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.216, 238).
Приказом по войскам Западного фронта №0312 от 24 ноября 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 16 военнослужащих полка награждены правительственными наградами в т.ч.:
орденом «Красного Знамени» – 3 военнослужащих
орденом «Красной Звезды» – 9 военнослужащих
медалью «За отвагу» – 3 военнослужащих
медалью «За боевые заслуги» – 1 военнослужащий(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 15, л.283).
Приказом по войскам охраны тыла Западного фронта № 404 от 20 декабря 1941 года за образцовое выполнение заданий командования, в честь 24-й годовщины органов ВЧК – НКВД командир, военный комиссар полка награждены именными часами(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 25, л.1).
Приказом по войскам Брянского фронта №6 от 29 декабря 1941 года от имени Президиума Верховного Совета СССР 2 военнослужащих полка награждены орденом «Красной Звезды»(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 25, л.6).
Результаты боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
С 01 июля 1941 года по 01 января 1942 года 3 батальон полка задержал:
Шпионов – 5
заключенных совершивших побег из мест лишения свободы – 8
дезертиров из Красной Армии – 216
мародеров – 6
подозрительных граждан – 11,
контрреволюционного элемента – 4,
военнослужащих потерявших свои части – 6144, вместе с задержанными возвращено в частям Красной Армии:
винтовок – 4780
револьверов – 137
ручных пулеметов – 34
станковых пулеметов – 28
пушек – 2
минометов – 2
автомашин – 66
лошадей – 275
повозок – 57
на местах боев собрано вооружения и снаряжения отечественного производства:
винтовок – 186
револьверов – 4
автоматов – 2
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 17
магазинов к ним - 52
станковых пулеметов – 3
коробок к ним – 7
лент к ним – 32
патронов винтовочных – 32000
мины разные – 3500
артснаряды – 122
вооружения и снаряжения зарубежного производства:
винтовок – 76
револьверов – 14
автоматов – 3
ручных пулеметов – 3
коробок к ним – 36
станковых пулеметов – 2
минометов – 3
патронов винтовочных – 718000
патронов пистолетных – 30000
патронов крупнокалиберных – 12000
мины разные – 3500
артснаряды – 6500(РГВА, ф. 38342, оп.1 д.5 л. 59 оборот)
В апреле 1943 года команда снайперов в составе 48 военнослужащих в полосе 1190-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии в районе Ново-Сокольники вывела из строя 531 гитлеровцев, 17 снайперов представлены к награждению правительственным наградам(РГВА, ф.38342 оп.1, д.38 л.46).
С 09 – 31 августа 1943 года команда снайперов в количестве 52 военнослужащих в полосе 1188-го стрелкового полка и 1192-го полка 357-й стрелковой дивизии Красной Армии вывела из строя 661 гитлеровцев, 17 снайперов награждены медалью «За отвагу»(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.46).
По состоянию 01 октября 1943 года 51 снайперов награждены государственными наградами СССР(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.51).
В 1943 году 2 батальон полка задержал 8 агентов гитлеровской разведки(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.94об).
В октябре 1943 года снайперская команда полка проходила практическую стажировку в полосе 357-й стрелковой дивизии Красной Армии(РГВА ф.38342 оп.1, д.38 л.46).
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
30 июня 1941 года гарнизон ж.д. ст. Великие Луки спас от уничтожения загоревшиеся в результате бомбардировки авиации противника 2 эшелона со снарядами, 1 эшелон с ГСМ, 1 эшелон с продовольствием, 1 эшелон с автомашинами, 1 эшелон с обмундированием, 4 платформы с авиамоторами, 5 платформ с самолётами.
08 июля 1941 года истребительная группа полка в районе ж.д.ст. Мартисово ликвидировала диверсионную группу противника, уничтожила 5 и взяла в плен 1 парашютистов.
10 июля 1941 года экипаж мотоброневагона бронепоезда № 53 находясь в окружении в р-не ж.д.ст. Дретунь обстрелял танковую часть, на аэродроме приземлившиеся самолеты противника, в результате обстрела уничтожил 7 танков и 4 самолета, с зенитной установки мотоброневагона сбил 2 самолета, израсходовав весь боезапас личный состав взорвал и сжег мотоброневагон.
09 сентября 1941 года гарнизон ж.д. моста р. Полометь – 405 км  отбил атаку прорвавшегося противника на ж.д.мост.
С 16 по 18 октября до 14.00 часов 1941 года резервная рота полка в р-не дер. Янов охранявшая командный пункт командующего Калининского фронта генерал-полковника Конева отражала нападение противника на КП командующего.
31 марта 1942 года гарнизон «Допша» 1 батальона задержал экипаж немецкого транспортного самолета совершившего вынужденную посадку(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 25, л.250).
03 мая 1942 года военнослужащие гарнизона Медведево Калининской ж.д. задержали вооруженную уголовную группу численностью 16 человек, совершавших хищения грузов из вагонов под видом вооруженного караула по охране вагонов(РГВА ф. 38342. оп.1 д. 25, л.220).
17 октября 1942 года гарнизон 3 роты в р-не ж.д.станции Фирово Калининской ж.д. задержал 8 диверсантов.
30 октября, 05 ноября 1942 года  5 рота полка задержала 7 диверсантов, при задержании изъяла 100 кг толу, 6 пистолетов, 2 револьвера, 100000 рублей, приказом по войскам НКВД по охране железных дорог № ?? от 24.11.1942 «О поощрении военнослужащих 53 полка за поимку парашютистов – диверсантов» 4 военнослужащим роты объявлена «Благодарность»(4 стр.574).
23 апреля 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Грустенка задержал агента немецкой разведки (РГВА, ф.38342 оп.1, д.38 л.94)
09 июня 1943 года гарнизон ж.д.моста р. Жукона задержал агента немецкой разведки (РГВА, ф.38342 оп.1, д.38 л.94)
18 февраля 1944 года гарнизон по охране водокачки на ж.д.ст. Фирово (50 км Калининской ж.д.) 3 роты сбил 1 немецкий самолет.
1. (РГВА: ф. 38621 оп. 1 д. 255 лл. 9-14, копия).
Архив полка – в РГВА: ф. 38342.
« Последнее редактирование: 22 Августа 2020, 15:47:22 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
КУДРЯВЦЕВ Василий Иванович (1905-1941), военнослужащий 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений де-юре 3-й дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, но де-факто – Отдела по охране войскового тыла 22-й армии Западного фронта, красноармеец.
Родился 12 апреля 1905 года в деревне Плоское Мяксинского сельского поселения Череповецкого района Вологодской области. Русский. Православный. Колхозник из крестьян. Был женат: супруга, Кудрявцева Александра Ф. (инициал отчества в документе не расшифрован), по состоянию на лето 1941-лето 1946 гг. проживала по месту рождения мужа.
В армию призван по мобилизации в июне 1941 года Мяксинским РВК Вологодской области как приписник 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
Согласно лагерной персональной карте советского военнопленного (ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1813, л. 58), 10 июля 1941 года пленён противником у Пскова. В плену учтён нацистами как военнослужащий мифического 53-го стрелкового полка Красной Армии.
Содержался в лагере шталаг-1Б, находившемся в восточнопрусском городе Хохенштайн (ныне – польский Ольштынек). Присвоенный здесь лагерный номер - «15018».
Умер 21 декабря 1941 года от истощения и болезней в лазарете шталага-1Б.
Прах, вероятней всего, покоится на интернациональном кладбище военнопленных, расположенном в окрестной к польскому городу Ольштынек деревне Судва.
17 июля 1946 года на основании материалов подворового опроса, представленных за Исходящим № 0286 от 11 июля 1946 года, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в декабре 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 339, л. 5.
Увековечен в:
- Книге Памяти Вологодской области – том «Череповецкий район», запись № 2761/1ч(бв), но с двумя искажениями: 1) как якобы рядовой, а не красноармеец по воинскому званию; и 2) как якобы пропавший без вести в декабре 1941 года, а не погибший в немецко-фашистском плену 21 декабря 1941 года;
- Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» – дважды: т. 10 стр. 487 и т. 13 стр. 185, но в обоих случаях с двумя искажениями: 1) как якобы военнослужащий мифического «53 сп [стрелковый полк]» Красной Армии, а не 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений; и 2) почему-то как подлежащий занесению на скрижали не существующего воинского мемориала посёлка Краснополье Правдинского района.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 567
  • Роман Никитин
Все вроде так. Да не так. Впрочем, не столь удивительно: у нас как ни МБВ, так загадка. Действительно, под Дретунью, как пишут, сразу за озером у железной дороги, был аэродром. Но противоречия видны даже в приведенных документах. В награждении Ляпина говорится о безупречно организованном огневом налёте. Только, с поправкой на другие сведения, это был налёт... отрезанного мотоброневагона. При этом «за кадром» остается фигура его командира, а им был явно не Ляпин. И почему, спрашивается, история умалчивает о втором МБВ, ведь их указано два?
Немецкие фото разбитых и оставленных советских БЕПО давно являются объектами коллекционирования. Целые альбомы иногда попадаются. Нам повезло – есть такой и у 53-го, назовем его «Дретуньским»(там и фото станции присутствует). Не тот ли самый загадочный второй МБВ перед нами, о судьбе которого нигде не слова? Да ещё и паровозом и платформами. Источник: http://photo.qip.ru/users/coast70/151120604/?mode=large&sort=date








P.S. Многоуважаемый Юрий Петрович, отчётов «а-ля» 76-й, я так понимаю, никаких?
Многоуважаемый Роман Михайлович, такие отчёты надо искать в фонде 53-го полка, а я туда, увы, ещё не заглядывал. Однако благодаря великой удаче в фондах Центрального архива ДОСААФ России мне посчастливилось отыскать личное дело старшего лейтенанта запаса В.Н. Ляпина как номенклатурного работника системы Осоавиахима в 1937-1939 гг. Оказывается, он – бывший пограничник-дальневосточник! Сейчас выставлю на Форуме только что сработанную энциклопедическую статью об этом доблестном офицере.
Погибшим на станции Дретунь мотоброневагоном всё-таки явно что командовал командир роты. Недаром ведь он был объявлен командованием полка пропавшим без вести 15 июля 1941 года, то есть безвозвратно выбывшим в день налёта на станцию Дретунь! Плюс – он же выбыл в госпиталь по причине полученных в бою пяти ранений и двух контузий...

Из исторической летописи 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Цитата из документов РГВА с сохранением стилистики документа: «26.6.41 г. МБР в составе двух МБВ вышла на прикрытие Полоцкого ж.д. узла. 10.7.41 г. один МБВ был отрезан противником на перегоне ст. Полота – Дретунь. Противник частью взорвал и минировал ж.д. путь. Личный состав МБВ, подойдя к ст. Дретунь, установил находившиеся на аэродроме танковую часть противника и приземлившиеся самолёты. По танкам и самолётам противника был открыт артиллерийский и пулемётный огонь. В результате было уничтожено 7 танков и 4 самолёта противника. МБВ подвергся бомбардировке противника с воздуха. В результате ответного огня МБВ с зенитных установок было сбито 2 самолёта противника. Израсходовав весь запас боекомплекта и не имея возможности прорваться, МБВ был взорван и сожжён. Личный состав штыковой атакой прорвав окружение противника, соединился с частями Красной Армии.
Возможно, историческая летопись забывает добавить, что вместе с ж.д. путём противнику удалось взорвать почти целый бронепоезд, правда, без одного МБВ, действовавшего самостоятельно и эффективно. Его успехами, видимо, прикрыли все остальное. То-то и странно, что на фото немцы в каких-то ямах у полотна ковыряются. А сам второй МБВ, судя по фото, еще очень ничего: ни пробоин, ни сорванных башен, как это видно, например, на фото 76-го. Да, чуток подкопчен вход, но ведь и летопись говорит, что сожжен своими же.
Многоуважаемый Юрий Петрович, кланяться велел наш коллега Копыл Сергей Петрович из Полоцка (с ним мы познакомились на конференции в Витебске в 2014-м). В своем письме он приводит ряд неизвестных нам сведений из разных источников, в т.ч. немецких. В документах 57-го АК(mot.) Сергею Петровичу попадалось упоминание захваченного на ст. Дретунь 19-й тд мотоброневагона... Немцы описывают его, как некоего монстра, вооруженного... 8-ю огнеметами!  ???
«В последних числах июня в Полоцк пришли два мотоброневагона. Один быстро ушел. Думаю, в сторону Двинска, т.к. с каким-то бронепоездом бойцы полоцкой роты ВНОС отступали от ст. Бигосово.
В ЦАМО мне попался документ о судьбе второго МБВ. Это приказ, написанный военным комендантом ж.д. участка и ст. Полоцк Западной ж.д. майором Ивановым после выхода из окружения. Приказ № 30 от 20.07.1941 г. В нём он пишет, что утром 15.07.1941 г. проводил разведку в направлении ст. Дретунь под прикрытием бронеплощадки 53-го полка со стороны Полоцка. Ст. л-та Мухина он именует начальником бронеплощадки, а ст. л-та Ляпина – командиром роты. В 22.30 пытались атаковать противника, но встреченные сильным огнём ввязались в бой, который продолжался до 11.00 17.07.1941 г. Окончания боя м-р Иванов вряд ли видел, скорее всего это информация с чьих-то слов, т.к. его с его л.с. сменил отряд пехоты и артдивизион. Он же 17.07.1941 г. благополучно прибыл в г. Великие Луки, где представился ЗА-22.
Есть ещё один интересный момент: в документах 57 МАК мне попадалось описание захваченного 19-й немецкой танковой дивизией мотоброневагона на ст. Дретунь. Они его описывают, как некого монстра, вооружённого 8 огнемётами. Возможно, в районе Дретуни погибли два МБВ. Но огнемёты? Даже и не знаю, что думать? Маловероятно, что танкисты могли написать ересь, придуманную в горячке событий. Будет возможность, обсудите с товарищами. А от меня им низкий поклон. С уважением, Сергей Петрович».
« Последнее редактирование: 31 Мая 2018, 17:12:58 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович

1938 год, Василий Николаевич Ляпин со знаками различия инструктора Осоавиахима – в пехотных малиновых петлицах по две звёздочки.

ЛЯПИН Василий Николаевич (1905-не ранее конца апреля 1942), герой Отечества из числа воспитанников войск правопорядка и безопасности и Осоавиахима, старший лейтенант.
Родился 16 декабря 1905 года в деревне Комарово Майского сельского поселения Вологодского района Вологодской области. Русский. Служащий из крестьян.
Партийность:
- в 1926-1930 гг. – член ВЛКСМ, выбыл «механически как переросток»;
- предположительно, с 1931 года – кандидат в члены ВКП(б);
- с августа (по другим данным – с сентября) 1932 года – член ВКП(б): партбилет образца 1936 года № 1154124.
Был женат с довоенного периода: супруга – Котрасова Вера Александровна; дети – сын 1931 года рождения и дочь 1940 года рождения. Адрес семь:
- к лету 1941 года: Калининская область, город Велики Луки (ныне – райцентр современной Псковской области), Торопецкое шоссе, 101, квартира 30;
- с июня 1941 года и, в том числе по состоянию на ноябрь 1944 года: город Вологда, Мало-Архангельский переулок, 10, квартира 2.
Образование:
- общее – среднее: в 1925 году – неполные девять классов, а в 1933 году – в городе Хабаровске неполные два курса вечернего коммунистического вуза;
- военное: в январе 1932 года закончил 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу имени Красного Октября по специальности «Командир взвода конной артиллерии».
В 1915-1925 гг. – учащийся общеобразовательных учебных заведений на родине:
- в 1915-1919 гг. – церковно-приходской школы;
- в 1919-1920 гг. – пятого (он же – выпускной) класса Гоголевского училища в городе Вологда;
- в 1920-1925 гг. – Успенского училища в городе Вологда.
Был вынужден бросить учёбу в школе «чтобы прокормиться».
С весны 1925 года и по ноябрь 1927 года – возчик молока Вологодского маслодельного завода.
В ноябре 1927 года Вологодским уездным военкоматом Вологодской губернии призван в армию.
Первое место службы – дислоцировавшейся в Вологде 10-го артиллерийский полк. Здесь в ноябре 1927-сентябре 1928 гг. – последовательно курсант Школы младшего комсостава (она же – полковая школа) и командир отделения разведчиков.
С октября 1928 года и по январь 1932 года – курсант 2-й конной батареи 1-го Ленинградской артиллерийской школы имени Красного Октября: сначала рядовой курсанта, а на выпускном курсе – помощник командира взвода. Одновременно в 1930-1931 гг. – депутат Московского районного Совета депутатов трудящихся города Ленинграда.
Выпущен из военной школы был досрочно с откомандированием в распоряжение Полпредства ОГПУ (с 1934 года – НКВД СССР) по Дальневосточному краю:
- в феврале-июле 1932 года – в городе Никольске-Уссурийске (с 1935 года – Ворошилов, а с 1957 года – Уссурийск) как командир бронепоезда Уссурийской отдельной бригады войск ОГПУ;
- с июля 1932 года и по апрель 1937 года – представитель комначсостава 60-го Хабаровского пограничного отряда: сначала командир учебного взвода, а с сентября 1934 года – командир отдельной конно-горной артиллерийской батареи манёвренной группы и одновременно с 1935 года и по октябрь 1936 года на общественных началах – секретарь партбюро мангруппы.
В период службы в войсках пограничной охраны ОГПУ-НКВД СССР неоднократно поощрялся командованием и, в частности:
- дважды – начальником Управления Краснознамённой пограничной охраны и внутренней охраны Дальневосточного края и оба раза награждён наручными часами: в 1934 году – «за успешное выполнение боевого задания», а в 1935 году – как командир передового подразделения;
- дважды – начальником погранотряда и оба раза как командир передового подразделения: в 1932 году награждён кожаным костюмом, а в 1933 году – нарезным ружьём системы «Винчестер»;
- кроме того, в разное время начальником отряда и начальником мангруппы десять раз был премирован как командир передового подразделения.
В апреле 1937 года уволился в запас «по состоянию здоровья – ослабление слуха на оба уха», после чего вернулся в родную для себя Вологду, где вместе с семьёй поселился по адресу: Мало-Архангельский переулок, 10, квартира 2.
На момент увольнения в запас состоял в воинском звании «старший лейтенант».
С мая 1937 года – представитель строевого состава системы Осоавиахима:
- в мае-октябре 1937 года – начальник штаба лагеря Вологодского городского совета Осоавиахима. Одновременно с августа 1937 года – член президиума Вологодского городского совета Осоавиахима;
- в октябре-ноябре 1937 года – начальник отдела боевой подготовки Вологодского городского совета Осоавиахима. Одновременно с октября 1937 года – член президиума Вологодского областного совета Осоавиахима;
- с ноября 1937 и по 2 февраля 1938 года – начальник отдела боевой подготовки Вологодского областного совета Осоавиахима;
- со 2 февраля 1938 года – председатель Вологодского областного совета Осоавиахима: избран был тайным голосованием большинством голосов членов президиума Вологодского областного совета Осоавиахима.
По состоянию на 1938 год являлся кавалером не менее двух нагрудных знаков Осоавиахима, в том числе «Ворошиловский стрелок».
Зимой 1939/1940 гг. Кубино-Озёрским РВК Вологодской области призван на военную службу в войска НКВД СССР с направлением в состав действующей армии советско-финляндской войны.
К лету 1941 года – командир мотобронероты (два мотоброневагона марки «Д-2» в сцепке с «чёрными» паровозами плюс – бронебаза) 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (управление части – в городе Великие Луки) 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, по-прежнему старший лейтенант.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года.
Из исторической летописи 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Цитата из документов РГВА с сохранением стилистики оригинала: «26.6.41 г. МБР в составе двух МБВ вышла на прикрытие Полоцкого ж.д. узла. 10.7.41 г. один МБВ был отрезан противником на перегоне ст. Полота – Дретунь. Противник частью взорвал и минировал ж.д. путь. Личный состав МБВ, подойдя к ст. Дретунь, установил находившиеся на аэродроме танковую часть противника и приземлившиеся самолёты. По танкам и самолётам противника был открыт артиллерийский и пулемётный огонь. В результате было уничтожено 7 танков и 4 самолёта противника. МБВ подвергся бомбардировке противника с воздуха. В результате ответного огня МБВ с зенитных установок было сбито 2 самолёта противника. Израсходовав весь запас боекомплекта и не имея возможности прорваться, МБВ был взорван и сожжён. Личный состав штыковой атакой прорвав окружение противника, соединился с частями Красной Армии.
Командир МБР старший лейтенант ЛЯПИН на шоссе Невель – В. Луки организовал службу заграждения, собрав из отходящего состава частей Красной Армии группу бойцов до батальона, которую неоднократно водил в атаку и нанёс большие потери противнику. За мужество, отвагу и геройство ст. лейтенант ЛЯПИН награждён орденом ЛЕНИНА, а красноармеец КАСАТКИН – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Командованием 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений официально, но при всём ошибочно был объявлен пропавшим без вести 15 июля 1941 года у станции Дретунь Полоцкого района Витебской области Белорусской ССР. Источники – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 263, л. 262об; ф. 38261, оп. 1, д. 433, л. 41; ф. 38342, оп. 1, д. 38, л. 26.
Однако в действительности выбыл после 17 июля 1941 года – на лечение в госпиталь по причине полученных в боях пяти ранений и двух контузий.
В конце июля-начале августа 1941 года командованием 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений представлен к награждению орденом Ленина, но как якобы капитан, а не старший лейтенант по воинскому званию: «В результате правильной, своевременной и инициативной организации огневого налёта бронепоезда на занятую противником ст. Дретунь 15.7.41 г. противник был отброшен.
Героическими усилиями бронепоезда в районе ст. Невель было прорвано кольцо окружения противника, что дало возможность выхода частей КА [Красной Армии] и технике, находившейся в окружении.
Несмотря на полученное ранение не оставил командного пункта, продолжал управлять боем». Источник – РГВА: ф. 39026, оп. 1, д. 36, л. 126.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года.
Вновь в действующей армии с 4 января 1942 года – в боях и сражениях в составе войск 39-й армии (I ф) Калининского фронта, при этом:
- по состоянию на январь 1942 года –представитель среднего комсостава артиллерийского дивизиона 231-го армейского запасного стрелкового полка. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 871438, д. 48, лл. 108 и 198об;
- по состоянию на апрель 1942 года –по-прежнему старший лейтенант по воинскому званию, но по занимаемой должности – командир 1-го дивизиона 923-го артиллерийского полка 357-й стрелковой (впоследствии – ордена Суворова) дивизии.
23 апреля 1942 года командованием 923-го артполка представлен к награждению орденом Красной Звезды: «За время боевых действий огнём дивизиона уничтожено: ручных пулемётов – 4, станковых [пулемётов] – 6, миномётов – 9, пушек – 4, танков – 5, солдат и офицеров – 1460, грузовых автомашин с грузом – 9, транспортов – 3, повозок – 3.
Тов. Ляпин в боях за Родину приобретённым опытом по уничтожению немецких оккупантов, мужеством и отвагой, храбростью всегда направлял волю своих подчинённых на выполнение боевых задач.
Находясь на передовом наблюдательном пункте, т. Ляпин дважды отбил атаку немецких оккупантов, стремившихся захватить НП, уничтожив лично взвод фрицев и гансов.
Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 201, лл. 41 и 41об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Калининского фронта за № 0318 от 30 августа 1942 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 201, лл. 9 и 10.
Вероятней всего, погиб летом 1942 года на территории современной Тверской области в Бельском «котле».
Официально исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР за № 01354/пр. от 21 мая 1945 года – как условно пропавший в июне 1942 года и при этом с одним искажением – как якобы капитан, а не старший лейтенант по воинскому званию. И сделано это было на основании письменного запроса супруги. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 645, л. 269об.
Увековечен в электронной Книге памяти Вологодской области, но с двумя искажениями: 1) как якобы 1912-го, а не 1905 года рождения; и 2) как якобы капитан, а не старший лейтенант по воинскому званию.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Автор – Юрий РЖЕВЦЕВ.
ИЗ КОГОРТЫ ОТВАЖНЫХ
Бесполезно, увы, искать имя Василия Николаевича Ляпина как одного из ярких героев боёв лета сорок первого в обширной библиографии, посвящённой оборонному обществу. И это даже несмотря на то, что за свои подвиги был тогда удостоен Родиной высшей из государственных наград – ордена Ленина. Правда, вряд ли озвученный выше печальный казус из категории забвения. Явно что так сложились обстоятельства и, в частности, можно с высокой долей вероятности предположить, что те, должностные лица Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, с которыми Василий Николаевич плотно взаимодействовал, будучи в 1938-1939 гг. председателем Вологодского областного совета Осоавиахима, уже покинули свои посты, уйдя на фронт по мобилизации, а лицам, их спешно заменившим, его ФИО, озвученное в строках опубликованного во всех центральных советских газетах Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1941 года, уже ни о чём не говорило…
Восстановить же справедливость, как всегда, позволили предельно достоверные архивные подлинники , в том числе и хранящиеся в фондах Центрального архива ДОСААФ России. Итак…
Василий Николаевич Ляпин родился 16 декабря 1905 года в одной из крестьянских семей вологодской деревни Комарово. Согласно современному административно-территориальному делению, его малая родина ныне находится на территории Майского сельского поселения Вологодского района.
В школу пошёл поздно – в десять лет отроду, но к знаниям тянулся жадно: в 1919-м успешно закончил церковно-приходскую школу, в 1920-м – пятый, выпускной, класс Гоголевского училища в городе Вологда, а в 1924-м там же в Вологде – неполные девять классов Успенского училища.
Мечтал продолжить образование в техникуме или институте, но пришлось срочно… трудоустроиться в качестве возчика молока. Причина? Как сам потом указал в автобиографии, «чтобы прокормиться». Формально это сделало его рабочим Вологодского маслодельного завода.
Трудился добросовестно. При этом в 1926 году (пусть во многом уже и переростком!) вступил в комсомол.
В ноябре 1927 года получил повестку и по прибытию в указанные день и час на призывной пункт был направлен Вологодским уездным военкоматом Вологодской губернии в дислоцировавшейся здесь же в Вологде 10-й артиллерийский полк Красной Армии. Командиры сразу заприметили толкового и всесторонне развитого паренька, по причине чего сначала опередили его в ряды курсантов Школы младшего начсостава (она же – полковая школа), где он выучился на командира отделения разведчиков, а в октябре 1928 года его как отличника боевой и политической подготовки направили в 1-ю Ленинградскую артиллерийскую школу имени Красного Октября, где он стал курсантом 2-й конной батареи и одновременно на завершающем этапе учёбы – помощником командира курсантского взвода. Кроме того, в 1930-1931 гг. по причине оказанного ему сослуживцами высокого доверия являлся депутатом Московского районного Совета депутатов трудящихся города Ленинграда.
В январе 1932 года был досрочно выпущен с присвоением звания «Командир взвода конной артиллерии». А назначение же получил на другой конец страны – в распоряжение Полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю. К этому времени уже состоял кандидатом в члены ВКП(б).
Первое место службы – город Никольск-Уссурийский (с 1935 года – Ворошилов, а с 1957 года – Уссурийск), где принял должность командира бронепоезда Уссурийской отдельной бригады войск ОГПУ. Однако уже в июле 1932 года последовал перевод в ряды комначсостава 60-го Хабаровского пограничного отряда – в в/ч, которая едва ли не ежедневно противодействовала бесконечным вооружённым вылазкам с территории марионеточного государства Маньчжоу-го белоказачьих формирований и банд китайских хунхузов: сначала командовал учебным взводом, а с сентября 1934 года – отдельной конно-горной артиллерийской батареей манёвренной группы и одновременно с 1935 года и по октябрь 1936 года на общественных началах возглавлял партбюро этой самой мангруппы.
В период службы в войсках пограничной охраны ОГПУ-НКВД СССР неоднократно поощрялся командованием и, в частности: дважды – начальником Управления Краснознамённой пограничной охраны и внутренней охраны Дальневосточного края, из рук которого дважды удостоился наручных часов: в 1934 году – «за успешное выполнение боевого задания», а в 1935 году – как командир передового подразделения. Также дважды – начальником погранотряда: в 1932 году награждён кожаным костюмом, а в 1933-м – «нарезным ружьём системы «Винчестер». Кроме того, начальником отряда и начальником мангруппы десять раз был премирован.
Вместе с ним все тяготы суровых армейских будней стойко переносила семья – супруга Вера Александровна Котрасова и родившейся ещё в 1931 году в городе на Неве сын.
Несмотря на огромную служебную нагрузку и частые боевые командировки в зоны проведения спецопераций умудрился два года добросовестно посещать в Хабаровске Вечерний коммунистический вуз…
В апреле 1937 года был вынужден уволиться в запас – подкачало здоровье: эскалопы из Военно-врачебной комиссии выявили у него «ослабление слуха на оба уха» и, вопреки ответным просьбам и увещеваниям, непреклонно потребовали незамедлительно сменить климат и найти работу в народном хозяйстве, что называется, поспокойнее. На этот момент времени уже состоял в военном (в современной терминологии – воинское) звании «старший лейтенант» и готовил себя к должности командира артиллерийского дивизиона.
В общем, ничего иного не оставалось как обречённо подчиниться. Вернулся в родную для себя Вологду, где вместе с семьёй поселился по адресу: Мало-Архангельский переулок, 10, квартира 2.
А вот работа, однако, нашла его сама, к тому же она оказалась не просто сродни военной, но и обязывающей повседневно носить форму одежды военного образца: прямо в стенах военкомата, куда прибыл, чтобы встать на воинский учёт, ему вручили соответствующие рекомендации для незамедлительного предъявления их в кадровом аппарате городского совета Осоавиахима.
Как командир-профи и талантливый руководитель проявил себя сразу же. И не мудрено что быстро пошёл «в гору». Так, в мае-октябре 1937 года – начальник штаба лагеря Вологодского городского совета Осоавиахима и одновременно с августа 1937 года – член президиума Вологодского городского совета Осоавиахима. В октябре-ноябре 1937 года – начальник отдела боевой подготовки Вологодского городского совета Осоавиахима и одновременно с октября 1937 года – член президиума Вологодского областного совета Осоавиахима. С ноября 1937 и по 2 февраля 1938 года – начальник отдела боевой подготовки Вологодского областного совета Осоавиахима. А 2 февраля 1938 года в результате тайного голосования большинством голосов членов президиума Вологодского областного совета Осоавиахима был избран председателем данного облсовета!..
По состоянию на 1938 год являлся кавалером не менее двух нагрудных знаков Осоавиахима, в том числе «Ворошиловский стрелок», а также номенклатурных знаков различия «инструктор Осоавиахима» – в пехотных, малинового цвета, петлицах носил по две серебристые звёздочки.
Увы, карьера в оборонном обществе также стремительно оборвалась, как некогда здесь и началась: в самом конце 1939 года Кубино-Озёрским РВК Вологодской области по мобилизации был призван обратно на военную службу в войска правопорядка и безопасности с направлением в состав действующей армии советско-финляндской войны. Только на сей раз носить уже пришлось не будёновку с большой зелёной пограничной звездой в изголовье, а танкистский шлем командира-артиллериста из экипажа бронепоезда войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
После заключения между Финляндией и СССР мирного договора в запас не отпустили по причине, чего старший лейтенант Василий Николаевич Ляпин к лету 1941 года проходил службу в псковском городе Великие Луки в должности командира мотобронероты (два мотоброневагона марки «Д-2», минимум, один бронеавтомобиль плюс – бронебаза в виде железнодорожного состава с казарменным фондом, пищебоком и арсеналом) 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. К этому времени он уже был отцом двоих детей: в 1940 году у них с супругой родилась долгожданная доченька. Жили же в служебной квартире «военного» дома, который находился в Великих Луках по улице Торопецкое шоссе, 101.
С первыми раскатами Великой Отечественной Василий Николаевич поспешил отправить жену с деться подальше от надвигающегося фронта – в родную для всего их семейства Вологду. Больше увидеться с ними ему было уже не суждено…
Из исторической летописи 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (цитата из документов РГВА с сохранением стилистики оригинала): «26.6.41 г. МБР [мотобронерота] в составе двух МБВ [мотобороневагоны] вышла на прикрытие Полоцкого ж.д. узла. 10.7.41 г. [правильно – 15 июля 1941 года] один МБВ был отрезан противником на перегоне ст. Полота – Дретунь. Противник частью взорвал и минировал ж.д. путь. Личный состав МБВ, подойдя к ст. Дретунь, установил находившиеся на аэродроме танковую часть противника и приземлившиеся самолёты. По танкам и самолётам противника был открыт артиллерийский и пулемётный огонь. В результате было уничтожено 7 танков и 4 самолёта противника. МБВ подвергся бомбардировке противника с воздуха. В результате ответного огня МБВ с зенитных установок было сбито 2 самолёта противника. Израсходовав весь запас боекомплекта и не имея возможности прорваться, МБВ был взорван и сожжён. Личный состав штыковой атакой прорвав окружение противника, соединился с частями Красной Армии.
Командир МБР старший лейтенант ЛЯПИН на шоссе Невель – В. Луки организовал службу заграждения, собрав из отходящего состава частей Красной Армии группу бойцов до батальона, которую неоднократно водил в атаку и нанёс большие потери противнику. За мужество, отвагу и геройство ст. лейтенант ЛЯПИН награждён орденом ЛЕНИНА, а красноармеец КАСАТКИН – орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ».
Тем самым мотоброневагоном, который устроил немцам настоящий разгром на станции Дретунь, командовал лично старший лейтенант В.Н. Ляпин. Это следует из Наградного листа: «В результате правильной, своевременной и инициативной организации огневого налёта бронепоезда на занятую противником ст. Дретунь 15.7.41 г. противник был отброшен.
Героическими усилиями бронепоезда в районе ст. Невель было прорвано кольцо окружения противника, что дало возможность выхода частей КА [Красной Армии] и технике, находившейся в окружении.
Несмотря на полученное ранение [В.Н. Ляпин] не оставил командного пункта, продолжал управлять боем».
Самый авторитетный из полоцких краеведов – Сергей Петрович Копыл посредством архивного поиска установил, что обломки погибшего на станции Дретунь советского мотоброневагона стали трофеем 19-й танковой дивизии вермахта. Но даже они, эти самые обломки, продолжали вселять фашистам страх. Так, в своих донесениях, составленных по горячим следам, гитлеровские офицеры описали тот самый изуродованный Д-2, как ужасающего монстра, вооружённого вдобавок восьмью… огнемётами.
На самом же деле огнемётов не имелось ни одного, а только два 76-мм орудия, которые были установлены во вращающихся кормовых башнях, четыре «максима» (по два в каждом борту) да два зенитных пулемёта на верхних люках орудийных башен – «спарка» из «максимов» плюс – снабжённый специальным прицелом «Дегтярёв-пехотный»…
Остаётся лишь сожалеть, что на белорусской станции Дретунь до сих пор не установлен памятник в честь подвига, который здесь 15 июля 1941 года под руководством старшего лейтенанта В.Н. Ляпина совершил экипаж чекистского бронепоезда.
В боях 15-17 июля 1941 года отважный ротный получил в общей сложности пять ранений и две контузии, по причине чего оказался на госпитальной койке, где его потом и отыскала высшая на тот момент награда Родины – орден Ленина. Однако однополчане его посчитали… пропавшим без вести 15 июля 1941 года у станции Дретунь Полоцкого района Витебской области Белорусской ССР. Именно в таком статусе он учтён в документах штаба части.
Вновь в действующей армии с 4 января 1942 года – в боях и сражениях в составе войск 39-й армии (I ф) Калининского фронта, но уже как артиллерийский командир Красной Армии. И очень даже не исключено, что это могло произойти по воле командарма-39 генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Масленникова (впоследствии – генерал армии, Герой Советского Союза). Последний, сохраняя за собой пост заместителя наркома внутренних дел СССР по войскам, не упускал возможности правдами или неправдами, но укомплектовывать возглавляемое объединение лучшими представителями кадрового состава войск правопорядка и безопасности.
Как бы то там ни было, но по состоянию на весну 1942 года старший лейтенант Василий Николаевич Ляпин – командир 1-го дивизиона 923-го артиллерийского полка 357-й стрелковой (впоследствии – ордена Суворова) дивизии уже озвученной выше 39-й армии (I ф). И вновь не жалел себя в боях с фашистскими варварами, лучшим доказательством чему вот этот оформленный на него 23 апреля 1942 года Наградной лист: «За время боевых действий огнём дивизиона уничтожено: ручных пулемётов – 4, станковых [пулемётов] – 6, миномётов – 9, пушек – 4, танков – 5, солдат и офицеров – 1460, грузовых автомашин с грузом – 9, транспортов – 3, повозок – 3.
Тов. Ляпин в боях за Родину приобретённым опытом по уничтожению немецких оккупантов, мужеством и отвагой, храбростью всегда направлял волю своих подчинённых на выполнение боевых задач.
Находясь на передовом наблюдательном пункте, т. Ляпин дважды отбил атаку немецких оккупантов, стремившихся захватить НП, уничтожив лично взвод фрицев и гансов.
Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан…».
К сожалению, лично получить награду в лице столь почётного среди воинов-фронтовиков ордена Красного Знамени не посчастливилось. Так получилось, что награждение в отношении него было произведено де-факто посмертно – спустя около двух месяцев после героической гибели 39-й армии (I ф) в Бельском «котле».
Среди тех немногих воинов триста пятьдесят седьмой стрелковой, которым мелкими группами или в одиночку удалось лесами и болотами просочиться сквозь вражеские заслоны к своим, старшего лейтенанта В.Н. Ляпина не оказалось. Нет его имени и среди попавших в плен. Отсюда единственно возможный вывод: до конца оставаясь верным воинскому долгу и Присяге, сложил свою голову на поле брани. Однако до тех пор, пока не будет «поднят» поисковыми отрядами по месту своей героической гибели и опознан (и, например, по ордену Ленина, который носил на груди), обречён и впредь официально именоваться без вести пропавшим...
Остаётся добавить, что своими земляками-вологжанами Василий Николаевич Ляпин увековечен в электронной версии областной Книги Памяти, однако при этом почему-то с двумя досадными искажениями. Так, во-первых, его сюда внесли как якобы 1912-го, а не 1905 года рождения, а, во-вторых, как якобы капитана, а не старшего лейтенанта по воинскому званию…

Выписка из Прокола об избрании Василия Николаевича Ляпина председателем Вологодского областного совета Осоавиахима:


Источник – РГВА: ф. 39026, оп. 1, д. 36, л. 126.


Не так давно на одном из Интернет-аукционов на продажу был выставлен фотоальбом со снимками, на которых запечатлено как военнослужащие 19-й танковой дивизии вермахта с затаённым ужасом осматривают продолжающей ещё гореть на белорусской станции Дретунь погибший советский мотоброневагон Д-2. Да-да, тот самый которым в бою за станцию Дретунь руководил старший лейтенант Василий Николаевич Ляпин:
       

Скан с 14-й полосы 14-го номера за 26 июля 2020 года газеты «Вести ДОСААФ»:
« Последнее редактирование: 23 Августа 2020, 13:49:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Октябрь 1941 года о судьбе бронепоездов 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений:
- бепо-53 – в статус отдельного с передачей в боевой состав 31-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений;
- бепо-73: из 73-го полка – в 78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений;
- бепо-76: из 76-го полка – в 79-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.


« Последнее редактирование: 21 Мая 2022, 10:55:17 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »