Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 121-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5283)  (Прочитано 2596 раз)

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 012
121-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5283)
Сформирован в г. Саратов как 37-й Рязанско-Уральский железнодорожный полк войск ОГПУ Средне-Волжского края (приказ ПП ОГПУ Средне-Волжского края № от 26 сентября 1932 года).
29 декабря 1932 года переименован в 13-й Рязанско-Уральский железнодорожный полк войск ОГПУ Средне-Волжского края (приказ по полку № 54 от 29 декабря 1932 года).
8 августа 1934 года переименован в 81-й Рязанско-Уральский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР (приказ Управления НКВД по Средне-Волжскому краю № 39 от 8 августа 1934 года, приказ НКВД СССР № 0015 от 28 июля 1934 года).
В декабре 1934 года дислоцированный на ж.д. ст. Тамбов отдельный взвод полка расформирован (приказ НКВД СССР № 00156 от 3 декабря 1934 года «О расформировании отдельного взвода № 81 Рязанского и Уральского железнодорожного полка». Источник – ГАРФ, ф. 9401, оп. 1, д. 463, л. 434).
В мае 1938 года переформирован в 5-й Рязано-Уральский отдельный железнодорожный батальон внутренней охраны НКВД СССР (приказ НКВД СССР № 00254 от 26 апреля 1938 года «О переформировании железнодорожных частей внутренних войск НКВД»).
В сентябре 1939 года личный состав учебного взвода МНС передан на формирование 84-го отряда пограничных войск НКВД СССР (приказ НКВД СССР № 001121 от 20 сентября 1939 года «О взятии под охрану новых участков границы», Постановление Комитета Обороны СССР № 355 сс от 20 сентября 1939 года, «Об увеличении численности пограничных и оперативных войск»).
В апреле 1939 года включен в состав вновь сформированной 9-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (приказ Главного управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений № 11/с от 10 апреля 1939 года, приказ НКВД СССР № 00206 от 8 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 154-16 сс от 2 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками»).
28 ноября 1940 года 9-я бригада переименована в 29-ю отдельную стрелковую бригаду войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (I ф) (приказ НКВД СССР № 001497 от 28 ноября 1940 года «Об изменении нумерации частей войск НКВД»).
По состоянию на 1 июня 1941 года дислокация некоторых подразделений полка с указанием почтовых адресов:
- управление части – г. Саратов, п/я 1202;
- управление 1-й роты – ж.д. ст. Балашов;
- гарнизон «ж.д. моста р. Хопер 7 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Хопер 68 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Хопер 337 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Хопер 59 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Елань 222 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Савала 315 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Хопер 59/61 км»;
- управление 2-й роты – ж.д. ст. Пенза;
- гарнизон «ж.д. моста р. Колышлей км;
- гарнизон «ж.д. моста р. Сура 712 км»;
- 3 рота – «мост р. Волга 17 км»;
- гарнизон «ж.д. моста р. Еруслан 36 км»;
- управление 4-й роты – ж.д. ст. Астрахань;
- резервный взвод – г. Саратов;
- учебный взвод – ж.д. ст. Ртищево (источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 7, л. 3).
В период 23-25 июня 1941 года (то есть на день М3) переформирован по штату военного времени в 121-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности.
23 июня 1941 года 111 призывников прибывшие из Сталинградского РВК и Макаровского РВК зачислены в штат батальона (приказ по батальону № 2м от 24 июня 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 7, лл. 1и 2).
27 июня 1941 года полк сформирован (приказ по полку №5/м от 27 июня 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 7, лл. 1-16).
Дислокация некот орых подразделений полка с указанием почтового адреса:
- управление части – г. Саратов, п/я 1202;
- взвод связи – г. Саратов, п/я 1202;
- саперный взвод – г. Саратов, п/я 1202;
- автовзвод – г. Саратов, п/я 1202;
- управление 1-го батальона – Пенза;
- гарнизон «мост р. Алтата 156 км»;
- гарнизон «мост р. Большая узень 111 км»;
- гарнизон «мост р. Медведица 87 км»;
- гарнизон «мост р. Нахой 69 км»;
- управление 4-й роты – г. Астрахань;
- гарнизон «мост р. Балтайск»;
- гарнизон «мост р. Гнилуша 638 км»;
- гарнизон «мост р. Углой 647 км»;
- гарнизон «мост р. Ерик Утюпкин 650 км».
В период 10-25 июля 1941 года 300 военнослужащих полка переданы в 32-й кавалерийский полк оперативных войск НКВД СССР (приказ НКВД СССР № 00901 от 9 июля 1941 года. Источник – РГВА; ф. 38650, оп. 1, д. 605, лл. 71-73).
20 ноября 1941 года 78-й отдельный бронепоезд войск НКВД вошел в оперативное подчинение полку (приказ по полку № 165 от 4 декабря 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 7, лл. 335 и 341).
В декабре 1941 года на сформирована 5-я линейная рота, а общая численность полка увеличена на 362 военнослужащих (приказ НКВД СССР № 001680/к от 15 ноября 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 7, л. 351).
Некоторые из гарнизонов полка:
- гарнизон «мост р. Солянка 132 км»;
- гарнизон «мост р. Торгунь 213 км»;
- гарнизон «мост р. Ер. Безымянный 625 км»;
- гарнизон «мост р. Проточный 627 км»;
- гарнизон «мост р. Ессаул 629 км»;
- гарнизон «мост р. Безымян 587 км»;
- резервный гарнизон.
27-30 января 1942 года 427 военнослужащих откомандированы во вновь сформированный 268-й стрелковый полк внутренних войск НКВД СССР (приказы по полку № 30 от 27 января 1942 года, № 32 от 29 января 1942 года, № 33 от 29 января 1942 года, телеграфное распоряжение командира бригады № 4/77 от 15 января 1942 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, лл. 47 и 48, 51-60 и 62).
6 февраля 1942 года личный состав стрелковой охраны Пензенской ж.д. численностью в 331 человек, 1-й и 2-й отряд Рязано-Уральской ж.д. численностью в 320 человек зачислены в состав полка (приказ по полку № 40 от 6 февраля 1942 года, телеграфное распоряжение начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог/зам. наркома НКПС № 4621/3 от 27 января 1942 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, лл. 71-83).
5 марта 1942 года для обучения молодого пополнения при полку сформирован учебный стрелковый батальон (директива командира бригады № 4/01167 от 2 декабря 1941 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, л. 136).
26 марта 1942 года 29-я бригада переформирована в 33-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог (приказ НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, л. 254).
11 апреля 1942 года 78-й отдельный бронепоезд вышел из оперативного подчинения полка (приказ по полку № 100 от 11 апреля 1942 года, распоряжение командира дивизии № 4/01054 от 6 апреля 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, л. 207.
13 апреля 1942 года 1-й батальон, резервная рота переданы в состав вновь сформированного 84-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (приказ по полку № 101 от 13 апреля 1942 года, телеграфное распоряжение начальника ОУВС НКВД Уральского округа № 3702 от 28 марта 1942 года, приказ НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, лл. 208-210).
В апреле 1942 года переформирован по новому штату (приказ НКВД СССР № 00625 от 26 марта 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, л. 252.
7 сентября 1942 года объявлен почтовый адрес подразделений и служб полка:
- МТО – почтовый ящик № 92 «А»;
- санчасть – почтовый ящик № 92 «Б»;
- боепитание – почтовый ящик № 92 «В»;
- автовзвод – почтовый ящик № 92 «Г»;
- хозвзвод – почтовый ящик № 92 «Д»;
- взвод связи – почтовый ящик № 92 «Е»;
- саперный взвод – почтовый ящик № 92 «Ж»;
- штаб полка – почтовый ящик № 92 «Ш»;
- резервная рота – почтовый ящик № 92 «И»;
- 1 рота – почтовый ящик № 92 «К» (приказ по полку № 242 от 7 сентября 1942 года. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, л. 450).
В начале ноября 1942 года полк включен в состав 25-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10.
В 12.00 часов 7 ноября 1942 года полку вручено Боевое знамя части (приказ комдива-25 № 306 от 7 ноября 1942 года. Источник –РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, л. 519).
30 ноября 1942 года 350 военнослужащих переданы в состав 21-й отдельной стрелковой бригады внутренних войск НКВД СССР (приказ по полку за № 328 от 30 ноября 1942 года, распоряжение комдива-25 от 28 ноября 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, лл. 546-549.
Почтовый номер г. Саратов часть 2475 (РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, л. 558).
10 декабря 1942 года в состав полка включены 176 военнослужащих 91-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог. Источник - РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, л.562-563.
20-22 декабря 1942 года в состав полка включены 574 военнослужащих 5-го запасного полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (приказы по 5-му полку № 290 от 21 декабря 1942 года, № 291 от 22 декабря 1942 года, распоряжения комдива-33 № 4/6520 за декабрь 1942 года, № 4/06636 за декабрь 1942 года, распоряжение начальника войск НКВД СССР по охране железных дорог № 23/018286 за декабрь 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 10, лл. 576-579, 587 и 588; ф. 38326, оп. 1, д. 3, лл. 378 и 381.
28 декабря 1942 года 4-я рота передана в состав 55-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (приказ комдива-25 № 0049 от 11 ноября 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 10, лл. 607 и 608.
6 января 1943 года 5 и 6 роты переданы в состав 55-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог(приказ по 25-й дивизии № 0049 от 11 ноября 1942 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 14, лл. 20-21 и 30.
Приказом НКВД СССР № 001245 от 17 июля 1943 года в состав полка введена команда патрульного катера.
Приказом НКВД СССР № 00735 от 9 апреля 1943 года установлен ежегодный день полкового праздника – 27 июня. Источник - РГВА: ф. 38338, оп. 1 д. 14, л.195.
21 ноября 1943 года в состав полка включен батальон 55-го полка численностью в 513 военнослужащих (приказ по полку № 354 от 21 ноября 1943 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 14, лл. 424-429.
28 ноября 1943 года 3-я рота численностью в 161 военнослужащий передана в состав 81-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (приказ по полку № 367 от 28 ноября 1943 года). Источник – РГВА: ф.38338, оп. 1, д. 14, лл. 437-438об.
16-19 декабря 1943 года 225 военнослужащих откомандированы на формирование войсковой части при дивизии под командованием майора Махнева (приказы по полку № 379 от 16 декабря 1943 года, № 383 от 19 декабря 1943 года, распоряжения комдива-25 № 4693 от 12 декабря 1943 года и № 03043 за декабрь 1943 года). Источник – РГВА: ф.38338, оп. 1, д. 14, лл. 465-468.
В январе 1944 года передан в состав 33-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог.
21 января 1945 года военнослужащие полка 1927 года рождения, призыва 1944 года – приняли Военную присягу. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 23, л. 27.
В январе 1945 года переформирован по штату № 215 с местом дислокации управления части, взвода связи, саперного взвода и резервной роты в г. Саратове.
Медпункт (приказ НКВД СССР № 001522 от 23 декабря 1944 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 23, л. 48.
23 февраля 1945 года 77 военнослужащих убыли в распоряжение 117-го полка войск НКВД по охране железных дорог – г. Ровно (приказ по полку № 59 от 23 февраля 1945 года, распоряжение командира 33-й дивизии № ША/0027 от 00 февраля 1945 года). Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 23, лл. 79 и 80.
В январе 1947 года расформирован (приказ МВД СССР № 001156 от 18 декабря 1946 года).
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка:
Батальон/полк выполнял задачи по охране объектов Пензенской ж.д., Рязано-Уральской ж.д.
Приказом начальника Рязано-Уральской ж.д. № 706 от 16 декабря 1944 года «О награждении личного состава полка войск НКВД Саратовского узла» в связи с исполнением 27 лет ВЧК-ОГПУ-НКВД, за добросовестное отношение к охране государственного имущества, предотвращения хищений на железнодорожном транспорте 14 военнослужащих полка награждены нагрудным значком «Ударник Сталинского Призыва», им объявлена благодарность. Источник – РГВА: ф. 38338. оп. 1, д. 23. л. 7.
Приказом начальника Рязано-Уральской ж.д. № 91 от 23 февраля 1945 года «О награждении личного состава полка войск НКВД», в связи с 27 годовщиной Красной Армией, за добросовестное отношение к охране государственного имущества, предотвращения хищений на железнодорожном транспорте 7 военнослужащих полка награждены нагрудным значком «Ударник Сталинского Призыва», 2 военнослужащих – нагрудным значком «Сталинский связист», 5 военнослужащих – значком «Отличный административный работник», 2 военнослужащих – награждены по 100 рублей им объявлена благодарность. Источник – РГВА: ф. 38338, оп. 1, д. 23, л. 91.
В годы Великой Отечественной войны полк для частей войск НКВД и Красной Армии входивших в состав Действующей Красной Армии подготовил и откомандировал 399 офицеров, 593 сержанта и 4592 рядовых, награждено орденами СССР 29 офицеров, 4 сержанта, 19 рядовых. Источник -РГВА: ф. 38338. оп. 1, 23. л. 317.
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:
21 апреля 1942 года на ж.д. ст. Саратов-2 часовым гарнизона задержан агент немецкой разведки. Источник – РГВА: ф. 38342, оп. 1, д. 25, л. 276.
Архивные документа полка хранятся в РГВА как фонд 38338.
« Последнее редактирование: 10 Декабря 2014, 11:57:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 643
  • Ржевцев Юрий Петрович
Дословно на обороте написано: «Снято на семинаре младших командиров 2-го дивизиона 81 РУЖД полка ВО НКВД». Если можно, дешифруйте, пожалуйста, что это за воинская часть и где точно дислоцировалась. Есть исходные данные от внука:
- Насколько мне известно, дед проходил службу в Тамбове. Командовал то ли взводом, то ли отделением по охране Ж/Д мостов на Тамбовском Ж/Д узле. Мосты через реку Цну, первый в районе деревни Перикса, сейчас это район Тамбова, мост на ж/д линии на Саратов и второй мост в районе посёлка Тригуляй, ж/д линия на г. Котовск.
В деревне Перикса он жил, взяв в жёны местную девушку, мою бабушку. В 1936 г. у них родился первый сын, мой дядя.
Не исключено конечно, что деда могли и привлекать к каким нибудь военным операциям в мирное время. Мосты имели стратегическое значение, поскольку линия на Саратов связывала Центральную Россию с Поволжьем, а в районе Тригуляя и г.Котовск, в сосновом лесу, находились военные лагеря, которые и сейчас ещё можно увидеть на снимках с космоса в Яндекс картах. В Тамбове, как перед войной, так и после размещалось несколько военных училищ, в частности пехотное.Так же, в Котовске находилось несколько оборонных заводов, в том числе пороховой.

Вот теперь всё понятно! На снимке запечатлён отделённый командир (в петлицах по два треугольничка) 81-го Рязанско-Уральского железнодорожного полка внутренней охраны НКВД СССР. Этот полк впоследствии стал 121-м стрелковым полком войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений/железных дорог. Его фонд в РГВА под номером «38338».
« Последнее редактирование: 20 Мая 2022, 11:39:26 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 643
  • Ржевцев Юрий Петрович
Отсюда: https://cyberleninka.ru/article/n/121-y-polk-voysk-nkvd-sssr-na-ohrane-ryazano-uralskoy-zheleznoy-dorogi-v-pervyy-period-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1942-gody

«ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «121-й полк войск НКВД СССР на охране Рязано-Уральской железной дороги в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 годы)».
Д. В. Серов. 121-й полк войск НКВД СССР на охране Рязано-Уральской железной дороги.
Нижне-Волжск. ин-та краевед. Т. VI. Саратов, 1936. С. 5.
40 См.: Формозов А. А. Русские археологи в период тоталитаризма. Историографические очерки. 2-е изд., доп. М., 2006. С. 32, 36, 66, 76, 85, 185, 186, 211, 216.
41 Малов Н. М. Советский археолог Павел Сергеевич Рыков. К 125-летию со дня рождения // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). М., 2010. С. 721-733. Илл. 60-63.
42 Рыков П. С. Очерки... С. 3, 150. Ссылка № 103.
43 См.: Мерперт Н. Я., Шилов В. П. Бронзовый век Поволжья: исследования П. С. Рыкова и современное состояние проблемы // Археология Вост.-Евр. степи. Саратов, 1989. С. 24-32; Малов Н. М. Погребения покровской культуры с наконечниками копий из Саратовского Поволжья // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 2001 году. Вып. 5. Саратов, 2003. С. 187-190.
44 Рыков П. С. Очерки. С. 52.

УДК 94(470+571)
121-й ПОЛК ВОЙСК НКВД СССР НА ОХРАНЕ РЯЗАНО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1942 годы)
Д. В. Серов (Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Е-mail: den.shatilo@yandex.ru)
В статье рассматриваются особенности служебно-боевой деятельности войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, дислоцированных на территории Саратовской области в первом периоде Великой Отечественной войны с 1941 по 1942 г. на примере 121-го полка. Показана необходимость и специфика охраны и обороны участков Рязано-Уральской железной дороги, а также железнодорожных сооружений, находящихся на территории области. Ключевые слова: Рязано-Уральская железная дорога, войска НКВД, охрана, оборона, гарнизон.
The 121st Regiment of the USSR NKVD Troops Defending the Ryazan-Ural Railway during the First Period of the Great Patriotic War (1941-1942)
D. V. Serov
The article discusses the features of service and combat activities of the NKVD troops for the protection of railway facilities deployed on the territory of the Saratov region during the first period of the Great patriotic War from 1941 to 1942, on the example of the 121st Regiment. The necessity and the specific areas of protection and defense of the Ryazan-Ural Railway and railway facilities of the region are considered.
Key words: Ryazan-Ural railway, NKVD troops, security, defense, the garrison.
DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-3-351-354
Первый период Великой Отечественной войны (с 22.06.1941 г. по 18.11.1942 г.) явился для Советского государства самым тяжелым, как в военном, так и в экономическом плане. Не обошло это стороной и железнодорожное сообщение на территории страны, которое взяло на себя практически всю тяжесть людских и грузовых перевозок. В сторону фронта шла переброска людских резервов, вооружения, военной тех-
ники и материальных средств. Только за первое полугодие войны были передислоцированы 291 дивизия и 94 бригады. Особое напряжение железная дорога испытала в связи с проведением массовой эвакуации населения и промышленных предприятий из прифронтовых районов вглубь страны. Уже в июле 1941 г. на эвакоперевозках было задействовано более 300 тыс. вагонов, а число переброшенных промышленных предприятий к ноябрю этого года составило 2593 (из них 1523 крупнейшие). По состоянию на февраль 1942 г. на восток страны из западных и центральных районов было отправлено около 10,4 млн человек. С началом наступления немецких войск на юге летом 1942 г. еще было перевезено 150 заводов и около 8 млн человек1.
Немецкое командование в целях дезорганизации деятельности железнодорожных коммуникаций стремилось вывести их из строя путем диверсионных действий. В связи с этим возникла необходимость усиления охраны и обороны путей и объектов на железной дороге, которую обеспечивали войска НКВД СССР. Перед началом войны в составе войск НКВД по охране железнодорожных сооружений было 9 дивизий и 5 бригад, численностью 62 157 человек, которые обеспечивали охрану 1697 объектов2. С начала боевых действий по апрель 1942 г. войсками было принято под охрану более 2500 железнодорожных сооружений, в первую очередь в европейской части СССР3.
14 декабря 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление № 1024/сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог». Войскам НКВД было поручено полностью взять под охрану станционные и линейные сооружения, грузы, денежные кассы и сопровождение важных грузов. Совместным приказом НКВД и НКПС СССР от 12 декабря 1941 г. № 1717/с-713/ц существующая стрелковая охрана НКПС в количестве 33320 человек упразднялась, а ее личный состав призывного возраста, оружие, техника и имущество передавались войскам НКВД4. Таким образом, охрана и оборона железнодорожных коммуникаций на территории СССР стала полностью обеспечиваться войсками НКВД.
К началу войны на территории Саратовской области располагались такие крупные железнодорожные узлы, как станции Саратов-1 и 2, Ртищево, Урбах, Ершов, Балашов. В начале 1930-х гг. в районе Саратова через Волгу был построен один из крупнейших металлических мостов в СССР, длина пролетов которого в отдельных местах составляла более 190 метров5. Мост в годы войны обеспечивал прямое поступление на фронт боевых резервов с Урала и из других восточных районов страны. Железнодорожные сообщения, проходившие через область, позволяли перебрасывать воинские грузы в сторону южного, юго-западного, центрального направлений советско-германского фронта (рисунок)6.
На момент начала войны железнодорожные коммуникации в Саратовской области охранял 5-й отдельный батальон войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, дислоцировавшийся в областном центре. 27 июня 1941 г. согласно мобилизационному плану развертывания войск 5-й батальон был переформирован в 121-й полк, с дислокацией в Саратове по ул. Товарная, строение № 217. Полк входил в подчинение 29-й бригады войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, находящейся в Куйбышеве (впоследствии в октябре 1941 г. был переподчинен 33-й дивизии войск НКВД). С ноября 1942 г. он входил в состав 25-й дивизии (бывшая 4-я дивизия), а в 1944 г. на основании приказа НКВД № 001851 был передан обратно в 33-ю дивизию войск НКВД по охране железных дорог7. Командиром полка с первых дней формирования и до расформирования в конце 1946 г. (на основании распоряжения № 26/4/001701) являлся подполковник А. П. Кирилов 8.
Сформированный полк имел в своем составе командование, штаб и два батальона: 1-й батальон – две линейных роты по охране и обороне участков Пензенской ж/д и роту по охране правительственной связи линии «ВЧ»; 2-й батальон – две линейных роты по охране особо важных сооружений РУЖД. В январе 1942 г. полк был реорганизован: в батальонах были дополнительно сформировано по одной линейной роте.
По состоянию на 30 марта 1942 г. подразделения полка дислоцировались и выполняли свою служебно-боевую деятельность на следующих участках РУЖД:
- участок ж/д от станции Князевка – ст. Баланда (ныне г. Калининск) – ст. Саратов – ст. Вольск – ст. Аткарск – ст. Ртищево – 1-я рота 1-го батальона, рота разведки, 5-й запасной полк (сформирован согласно решению ГКО № 1099/сс и приказу НКВД № 00182 от 24.01.1942 г.) и бронепоезд № 78, с дислокацией в г. Саратове. Количество выделяемых гарнизонов – 12 единиц; под охраной 4 моста через реки Терешка, Аткара (2 ед.) и Медведица; 2 парка груженых вагонов (далее – ПГВ).
- участок ж/д от станции Князевка – ст. Нефтяная 3 – ст. Энгельс (3-я пристань) – ст. Урбах – управление 1-го батальона, 3-я рота, с дислокацией в н.п. Нефтяная-3. Количество выделяемых гарнизонов – 6 ед.; под охраной 2 моста через реки Волга и Нахой; 3 ПГВ.
- участок ж/д от станции Урбах – ст. Ершов – ст. Пугачевск (ныне г. Пугачев) – ст. Илецк Оренбургской ж/д – 4-я рота 2-го батальона, с дислокацией в г. Ершове. Количество выделяемых гарнизонов – 13 ед.; под охраной 7 мостов, через реки Б. Узень, Алтата, Чаган, Урал, Илек и Б. Иргиз; 1 ПГВ;
- участок ж/д от станции Урбах – ст. Красный Кут – ст. Александров Гай – мост через р. Бузань – ст. Бузань Пристань (Астраханской области) – 5-я рота 2-го батальона, с дислокацией в р-не моста через р. Бузань. Количество выделяемых гарнизонов – 9 ед.; под охраной 5 мостов, через реки Еруслан, Торгунь, Солянка, Ахтуба, Бузань; 2 ПГВ;
- участок ж/д от станции Ахтуба – ст. Причальная (Сталинградская область) – 2-я рота 1-го батальона. Количество выделяемых гарнизонов – 9 ед.; под охраной 6 мостов; ПГВ нет;
- участок ж/д от моста через р. Ерик Безымянный до ст. Астрахань – 6-я рота 2-го батальона. Количество выделяемых гарнизонов – 12 ед.; под охраной 10 мостов; 1 ПГВ.
Весной и летом 1942 г. 121-й полк для охраны и обороны выделял: 30 железнодорожных постов для охраны мостов, 9 постов по охране ПГВ и, помимо этого, личный состав для сопровождения важных грузов, охраны денежных касс, водокачек, тоннелей, путепроводов и других станционных объектов. В донесениях командования полка отмечались примеры проявления бдительности личным составом полка при несении службы. Так, в одном из документов говорилось: «21.04.1942 г. красноармеец Алешин В. К. на путях станции Саратов-2 задержал неизвестного без документов, назвавшегося Петровым Иваном Петровичем, который объяснял, что он освобожденный из тюрьмы, но утерял документы об этом. При проверке выяснилось, что это не Петров, а Зякин Иван Васильевич, который добровольно сдался в плен немцам, был завербован и переброшен в советский тыл с диверсионной целью». За проявленную бдительность, приказом по войскам НКВД СССР по охране железных дорог от 29 мая 1942 г. № 51 красноармейцу Алешину была объявлена благодарность и выдана денежная премия. О результативности деятельности личного состава говорит следующий факт: 7 ноября 1942 г. в день празднования 25-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции 121-му полку Саратовским областным комитетом ВКП (б) было вручено боевое революционное Красное знамя9.
Согласно директиве начальника войск НКВД СССР № 23 / 2954 от 11 ноября 1942 г. 121-й полк вошел в состав 25-й дивизии, штаб которой дислоцировался в г. Балашове. В связи с этим полк дополнительно принял новостроящиеся участки ж/д:
- ст. Саратов – ст. Петров Вал;
- ст. Саратов – ст. Вольск10.
К середине ноября 1942 г. под охраной полка находилось 48 железнодорожных объектов по Саратовской области, из них:
- тоннелей, мостов и путепроводов – 29 единиц, к охране привлекались 471 человек;
- водокачек – 7 ед., к охране привлекалось 58 человек;
- парков груженных вагонов – 10 ед., к охране привлекалось 317 человек;
- других ж/д объектов – 2 ед., к охране привлекалось 45 человек.
Самым главным охраняемым объектом являлся железнодорожный мост через реку Волгу, на охрану которого выделялся гарнизон в составе 130 человек. Общая численность полка – 1376 человек, из которых на службе постоянно находился 891 человек11.
Несмотря на самоотверженность большинства военнослужащих при несении службы, имелись факты хищения имущества с охраняемых личным составом полка грузов. Но так как данные по ним содержат личностный характер, они пока не рассекречены для опубликования. Можно лишь привести цифры: за 1-2-й кварталы 1943 г. осуждено 35 чел.; за весь 1944 г. – 31 чел.12
Помимо служебной деятельности, личный состав полка на всем протяжении войны тесно взаимодействовал с местными органами власти. Оно выражалось в участии в массовых воскресниках, оказании помощи РУЖД в подготовке станционных хозяйств и ж/д путей к осенне-зимней эксплуатации. Особенно активно личный состав и члены их семей помогали местным колхозам в уборке урожая. Практиковалась даже временная приписка к колхозам военнослужащих, имеющих права комбайнеров и трактористов, на время посевной и уборочной кампаний13.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны 121-й полк войск НКВД по охране железных дорог выполнил в полном объеме поставленные перед ним служебно-боевые задачи. Так как полк постоянно реорганизовывался, то полных данных о результатах служебно-боевой деятельности полка за первый и последний периоды войны не сохранилось. Таковые имеются лишь за 1944 г., из которых следует, что под охраной состояло 101 560 вагонов, для чего выделялось 5 383 караула, общей численностью 11 786 человек, с затратой 23 170 человеко-дней; было выявлено 39 случаев хищения грузов, общее количество похищенного составляет 10 006 кг, возвращено государству 5 592 кг; задержано 12887 человек: расхитителей – 110 чел.; дезертиров – 2; нарушителей режима военного времени – 10 602; самовольно проезжавших в товарных вагонах – 1774; мешочников-спекулянтов – 110; уголовного элемента – 18 чел; обнаружено: 7 800 вагонов с коммерческим браком; 142 случая неисправности путей, с предотвращением крушения эшелонов14.
Помимо 121-го полка, железнодорожные сооружения на территории Саратовской области в годы войны охраняли и другие воинские части войск НКВД по охране железных дорог, но данная военная часть, как постоянно отмечалось в оперативных сводках НКВД, отличалась наибольшей надежностью и результативностью в выполнении служебно-боевых задач.
Примечания.
1 История железнодорожного транспорта России и Советского Союза: в 2 т. Т. 2. 1917-1945 гг. СПб., 1997. С. 318-320.
2 Российский Государственный военный архив (далее – РГВА). Ф. 38261. Оп. 1. Д. 255. Л. 175-177.
3 Там же. Л. 202.
4 На страже стальных магистралей. Документы и материалы. М., 1989. С. 126.
5 История железнодорожного транспорта в России и Советского Союза. Т. 2. С. 164.
6 Там же. С. 331.
7 РГВА. «Исторический формуляр 121-го полка 33-й дивизии войск НКВД по охране железных дорог». Ф. 39026. Оп. 1. Д. 535 Л. 7.
Региональная история и краеведение
353
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2016. Т. 16, вып. 3
8 Кирилов Александр Петрович, 1896 г.р., уроженец села Грязнуха Балашовского района Саратовской области. В войсках НКВД с 1931 г., с 27 июня 1941 г. по 26 декабря 1946 г. командир 121-го полка, награжден орденом Красной звезды, нагрудным знаком «Почетный железнодорожник».
УДК 94(470.44/.47)|1941/1945|
переселение на территорию бые «немецкой автономии» е годы великой отечественной войны: цели, задачи, реализация
В. А. Конониренко
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: vspwshka_89@mail.ru
В статье исследуется процесс планового переселения колхозных хозяйств из Украинской ССР и ряда российских регионов в новые районы Саратовской области, образованные после депортации немецкого населения. Анализируется соотношение различных категорий населения, вынужденно перемещенных на постдепор-тационную территорию. Делается вывод о том, что ядром, вокруг которого формировалось будущее население значительной части Саратовской области, стали переселенцы-колхозники. Ключевые слова: депортация народов, автономия, переселение, хозяйства колхозников, эвакуация, хозяйственное освоение.
The Removal to the Territory of the Former «German Autonomy» during the Great Patriotic War: Goals, Problem, Realization
V. A. Kononirenko
The process of the collective farms planning removal from the Ukrainian SSR and the other Russian regions to the new regions of the Saratov region, that were forming after the deportation of the German population, is examined in the article. It is reviewed the ratio of the different categories of population, that have been removed to the postdeportated territory. There is a conclusion about the core, has been formed around the future population of significant part of Saratov region were being organized, has grown up to the settlers-farmers.
Key words: peoples deportation, autonomy, removal, agriculture of farmers, evacuation, economic development.
DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-3-354-359
Наряду с масштабной и крайне затратной для бюджета воюющей страны операцией по перемещению и размещению огромных масс депортированных, государству пришлось принять на себя все бремя ответственности за восполнение людского и материального потенциала постде-портационных территорий. Следует отметить, что впервые к проблеме заселения территории
9 РГВА. Ф. 38261. Оп. 1. Д. 9. Л. 59.
10 Там же. Ф. 39026. Оп. 1. Д. 535. Л. 8.
11 Там же. Ф. 38261. Оп. 1. Д. 79. Л. 27.
12 Там же. Ф. 39026. Оп. 1. Д. 535. Л. 53-55.
13 Там же. Л. 60.
14 Там же. Л. 22.
бывшей АССР НП в 1941-1943 гг., «покинутой земли», обратился видный российский историк А. А. Герман1. Сложности и трудности размещения различных контингентов перемещаемого населения, противоречивые процессы хозяйственного освоения территории бывших немецких кантонов, повседневная жизнь эвакуированных в годы войны служили предметом изучения в ряде работ саратовских исследователей2. Целью настоящей статьи является исследование специфики процесса планового переселения колхозных хозяйств в Саратовскую область в 1941-1953 гг., в контексте реализации переселенческой политики Советского государства, осуществляемой в военные и первые послевоенные годы на постде-портационных территориях.
Решить задачу хозяйственного восстановления и развития опустевших после депортации немцев и присоединенных к Саратовской области районов можно было лишь при условии быстрейшего заселения сел и городов бывшей АССР НП квалифицированной рабочей силой. Участники областного агрономического совещания в конце 1942 г. эту задачу сформулировали следующим образом: «перед нашей областью встала задача ... освоить 16 районов, заново ставить там сельское хозяйство»3.
У Советского государства определенный опыт переселения значительных групп сельского населения имелся. Под руководством созданного 27 мая 1939 г. Переселенческого управления в СНК СССР в 1939-1941 гг. было переселено около 135 тыс. семей – 500 тыс. человек. С ноября 1941 г. этот орган входил в структуру Совета по эвакуации, а 31 января 1942 г. на его базе был создан отдел СНК по хозяйственному устройству эвакуированного населения4. До войны переселение рассматривалось руководством страны как «средство пополнения трудовых ресурсов для сельскохозяйственного освоения малоземельных районов Союза ССР» при условии «наличия огромных площадей неиспользуемой пашни»5.».

     
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 643
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ветераны 81-го Рязанско-Уральского железнодорожного полка внутренней охраны НКВД СССР/121-го стрелкового полка войск НКВД-МВД СССР по охране железных дорог:
ЖЕЛТКОВ Сергей Петрович (1906-1990), ветеран 121-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5283 Саратовского гарнизона внутренних дел), талантливый самодеятельный скульптор, инженер-лейтенант в отставке.
Родился 7 октября 1906 года в городе Саратове. Был женат.
На военной службе дважды. И в первый раз был призван 8 октября 1928 года – на срочную. А во второй раз – летом 1941 года по мобилизации как отделённый командир запаса с направлением в ряды личного состава дислоцировавшегося своим ядром в Саратове 121-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (с декабря 1941 года – по охране железных дорог), где принял под своё начало в рте связи отделение радиотелеграфистов. И тем же летом 1941-го был переаттестован с отделённых командиров в сержанты.
Демобилизовался в послевоенный период в звании инженер-лейтенанта и будучи кавалером медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», после чего трудился на одном из заводов Саратова в качестве инженера-конструктора.
В 1970 году, окончательно выйдя на заслуженный отдых, выпросил у администрации жилищного кооператива, по месту своей прописки подвальное помещение дома, где в итоге обустроил скульптурную мастерскую, в которую в свою очередь привлёк к творчеству и местную детвору: зимой он лепил при содействии детей очередные фигуры, а по весне выставлял во дворе, но уже отлитыми из бетона. В итоге за двадцать лет такой активной творческой деятельности украсил двор стандартной «пятиэтажки», что в Саратове по улице Вавилова, 27/33, несколькими десятками своих работ – скульптурными изображениями литературных, мифологических и сказочных персонажей: Тарас Бульба, Прометей, Русалочка, гномы, сатир, сфинкс, Иван-царевич, лермонтовский Демон, голова богатыря из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» и др. При этом на многих из постаментов – художественные барельефы с цитатами со страниц соответствующих литературных шедевров. В результате это место в Саратове прослыло Литературным двориком и теперь является здесь одной из уникальных городских достопримечательностей.
Кроме того, Сергей Петрович своими же руками вплоть до своей кончины, последовавшей в 1990 году, усердно благоустраивал ландшафт всё того же двора, в том числе проложил и вымостил булыжником несколько дорожек.
Однако, к сожалению, по вине вандалов ряд произведений талантливого мастера-самоучки уже частично, а некоторые, увы, и полностью утрачены. Так, по сетованию самих саратовцев, «Иван-царевич остался без головы, постамент, на котором сидит лягушка, исписан, Демону снова оторвали руки, восстановленные в 2011 году. Пропал постамент от давно украденного сфинкса и остатки крокодила». Но вместе с тем, периодически и общественность, и местные власти предпринимают меры к восстановлению всего этого великолепия, сотворённого некогда золотыми руками С.П. Желткова. И, например, «в 2011 г. волонтёры из Саратовского художественного училища отреставрировали некоторые фигуры, покрыв их более  прочным веществом, придающим красно-бронзовый блеск», а в 2018 году были «запланированы работы по реставрации скульптурных композиций, а также облагораживанию двора дома с целью превращения его в полноценный исторический памятник»…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Сергей Петрович Желтков в период службы в годы Великой Отечественной войны в роте связи 121-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (до декабря 1941 года – по охране железнодорожных сооружений):
               

Из открытых источников: великолепие озвученного выше Литературного дворика.
               

КАЗАКОВ Фёдор Терентьевич, ветеран-фронтовик из числа бывших узников нацизма и участников партизанского движения в Белоруссии, к началу 1960-х гг. – старший лейтенант медицинской службы запаса.
Родился в 1918 году в деревне Командак (ныне не существует) Майнского района Ульяновской области. Русский. Из крестьян. Партийность: с предвоенного периода – член ВЛКСМ (но выбыл «механически» 19 августа 1941 года в связи с пленением противником), с 7 ноября 1943 года – кандидат в члены ВКП(б), а впоследствии – член партии. Был женат: супруга, Радкевич Ольга Акуловна, по состоянию на лето 1941-лето 1944 гг. проживала в деревне Демон Белыничского района Могилёвской области Белорусской ССР (ныне – Республика Беларусь).
Образование – среднее медицинское: летом 1938 года – Фельдшерское отделение Ульяновской фельдшерско-акушерской школы, где одновременно получил и неполное среднее образование в объёме восьми классов общеобразовательной школы.
На военную службу в советские Вооружённые Силы поступил добровольно в августе 1938 года через Ульяновский РВК на тот момент Куйбышевской, а ныне современной Ульяновской области, став тогда старшим фельдшером одной из дислоцировавшихся в городе Саратове линейных рот 5-го отдельного Рязано-Уральского железнодорожного батальона внутренней охраны НКВД СССР (но с апреля 1939 года это уже был 5-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений 9-й отдельной стрелковой бригады войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений). При этом в мае 1939 года в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания «военфельдшер», что соответствовало лейтенанту.
Со второй половины ноября 1939 года – представитель среднего начсостава 1-го стрелкового батальона 60-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (место дислокации управления части – город Брест) 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (место дислокации – город Вильнюс), но с местом службы в белорусском городе Барановичи, поскольку по прибытию был назначен старшим фельдшером 1-й стрелковой роты. И в последнем качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, однако реальное боевое крещение принял только 10 июля 1941 года.
С 22 июня 1941 года – представитель среднего начсостава дислоцировавшегося в белорусском областном городе Могилёве 73-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений 3-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. При этом по линии командования 9-й стрелковой дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений был ошибочно объявлен пропавшим без вести в боях лета 1941 года. Источники – РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 380, л. 15об; ф. 38261, оп. 1, д. 394, л. 9.
С 10 августа 1941 года – фельдшер штаба Отдела по охране войскового тыла 13-й армии последовательно Центрального (I ф) и Брянского (I ф) фронтов, по-прежнему военфельдшер по воинскому званию.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, пропал без вести 19 августа 1941 года: «19.8.1941 г. группа командиров, младшего начсостава, красноармейцев в количестве 32 человек под командованием капитана Нагибова по выполнению задания командования возвращалась из города Сураж через Клинцы. При следовании в село Малая Тополь [правильно – Топаль] Клинцовского района Орловской [ныне данная местность в составе современной Брянской области] группа столкнулась с войсками германского фашизма; по предварительным данным, убито 7 человек, которые погребены там же местными жителями, а остальные 26 человек пропали без вести». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 9, л. 56; ф. 58, оп. 818884, д. 34, л. 210.
Хотя и не являлся военнослужащим оборонного ведомства, был, тем не менее, почему-то исключён и из списков Красной Армии: приказ ГУК НКО СССР за № 0230/пр. от 19 декабря 1941 года (статья «158») – как пропавший без вести 19 августа 1941 года, но при этом как якобы «фельдшер 255 стрелковой дивизии. Брянский фронт». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 3, л. 273.
В действительности же в том роком для себя бою 19 августа 1941 года получил тяжёлое пулевое ранение правого бедра по причине чего в беспомощном состоянии оказался захваченным в плен.
Содержался нацистами в минском лагере шталаг-352, где использовался лагерной администрацией в качестве фельдшера лагерного лазарета. Однако 1 октября 1942 года сумел совершить удачный побег и в тот же день вступил в ряды бойцов Партизанского отряда «Сталинская пятёрка», а с 1 ноября 1942 года и по 15 июля 1944 года – начальник Санитарной службы оперировавшего в тылу врага в Минском, Смолевичском и Червенском районах Минской области Белоруссии Партизанского отряда имени Сергея Лазо Партизанской бригады «За советскую Белоруссию». И в последнем качестве:
- 8 сентября 1943 года представлен к очередному воинскому званию – «старший военфельдшер» (но в тексте документа ошибочно – к мифическому «военфельдшер I ранга». В итоге по линии Белорусского штаба партизанского движения был всего лишь переаттестован в лейтенанты медицинской службы;
- не ранее ноября 1943 года Белорусским штабом партизанского движения награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Из датированного 17 октября 1943 года Наградного листа: «Казаков Ф.Т. за время пребывания в Партизанском отряде имени С. Лазо участвовал в следующих боевых операциях:
- участвовал в подрыве вражеского эшелона – разбит паровоз и 4 вагона с техникой;
- участвовал в подрыве ж.д. [железнодорожного] полотна в Смолевечск. р-не [районе];
- участвовал в подрыве ж.д. [железнодорожного] полотна на Михановской «ветке»;
- участвовал в бою в дер. Новозерье Червенск. р-на [района] против немецкой 44-й дивизии СС [правильно – 44-я мотопехотная дивизия ваффен СС «Валленштейн»] – взорваны 2 автомашины, убито 39 немцев. В тяжёлых условиях боях оказывал первую медпомощь бойцам-партизанам с последующим лечением…»;
- приказом по Партизанской бригаде «За советскую Белоруссию» за № 10/1143 от 12 ноября 1944 года удостоен благодарности с формулировкой: «За выполнение боевого приказа бригады».
Со второй половины июля 1944 года – на ответственных постах в органах здравоохранения Белоруской ССР (ныне – Республика Беларусь). И, в частности:
- как гласит письменный доклад за Исходящим № З/0920 от 28 ноября 1944 года за подписью Барановичского облвоенкома Белорусской ССР гвардии полковника М.К. Кирешкова в адрес ГУК НКО СССР, «военфельдшер КАЗАКОВ Фёдор Терентьевич рождения 1918 г. в период с 19.8.41 г. находился в плену, а затем в партизанском отряде. В настоящее время работает в м. Любча Барановичской области в должности зав. райздравотделом». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11459, д. 211, л. 22;
- по состоянию на лето 1957 года – заведующий Домом ребёнка, работавшего в посёлке Любча Новогрудского района Гродненской области Белорусской ССР, лейтенант медицинской службы запаса (но впоследствии – старший лейтенант медицинской службы запаса).
Как в отношении выжившего в горниле боёв Великой Отечественной войны 30-й статьёй приказа ГУК НКО СССР за № 044 от 27 января 1945 года была отменена 158-я статья уже озвученного выше приказа ГУК НКО СССР за № 0230/пр. от 19 декабря 1941 года, однако и в этом конкретном случае не обошлось без искажений. Так, по версии исполнителей, готовивших текст данного документа, военфельдшер Ф.Т. Казаков якобы «в плену находился с 19.8.44 г. по октябрь 1944 г.», а не с 1 октября 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 623, л. 152.
27 июля 1957 года Новогрудским райвоенкомом Гродненской области Белорусской ССР гвардии подполковником М. Коротаевым как угодивший в нацистский плен на поле боя раненым представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени, но при этом, увы, с массой мелких искажений фактологии в тексте документа: «т. Казаков Ф.Т. призван в ряды Советской Армии в августе 1938 г. и направлен на должность фельдшера Штаба охраны тыла 13 армии БВО.
С началом Великой Отечественной войны Штаб охраны тыла 13 армии Западного фронта с боями отходил в направлении Гомеля. В район г. Стародуб Гомельской области часть попала в окружение. При выходе из окружения 18.8.41 г. т. Казаков был тяжело ранен в правое бедро. Ранение «восстановлено» врачебной комиссией Новогрудского райвоенкомата 7.05.57 г.
В момент ранения 18.8.1941 г. т. Казаков был захвачен немцами в плен и отконвоирован в лагерь для военнопленных, который находился в лесу под городом Минском. В лагере находился до октября 1942 года. 5 октября 1942 г. при следовании на автомашине из лагеря в г. Минск в баню военнопленные совершили нападение на конвойную охрану немцев, обезоружили её и бежали в лес. В лесу встретились с партизанами отряда «Сталинская пятёрка» и вступили в него. Этот отряд действовал в Минском и Червонском районах БСР, а затем был передан в отряд им. Сергея Лазо: здесь – начальником санслужбы отряда. Участие в партизанах подтверждается справкой № 0101074.
В настоящее время работает заведующим Домом ребёнка в м. Любча. По работе характеризуется положительно...». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 737292с, д. 124. л. 123.
Данное представление получило реализацию в строках Указа Верховного Совета СССР за № 266/34 от 27 января 1958 года: от имени Родины удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 737292с, д. 124. лл. 1 и 4.
Являлся кавалером ряда государственных наград, в том числе:
- ордена Отечественной войны 2-й степени: награждён Указом Верховного Совета СССР за № 266/34 от 27 января 1958 года;
- медали «Партизану Отечественной войны» 1-й степени: награждён приказом БШПД не ранее ноября 1943 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён не ранее второй половины 1945 года;
- медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён не ранее второй половины 1945 года.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Ошибочно увековечен в Книге Памяти Ульяновской области – т. 5, стр. 436, но при этом с четырьмя искажениями: 1) и 2) как якобы «призван в СА [Советская Армия, но правильно до 1946 года – Красная Армия!] в 1938 г. Майнским РВК», а не как поступивший в августе 1938 года на военную службу добровольно через Ульяновский РВК, причём – не в РККА, а в войска НКВД СССР; 4) почему-то как якобы сержант, а не военфельдшер по воинскому званию; и 4) как якобы пропавший без вести 9-го, а не 19 августа 1941 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Хранящаяся в ЦАМО Учётно-послужная карточка военфельдшера Фёдора Терентьевича Казакова:


Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 3, л. 273; ф. 33, оп. 11458, д. 623, л. 152.
 

Отсюда: https://partizany.by/partisans/56760/
                   

Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11459, д. 211, л. 22; ф. 33, оп. 11458, д. 598, л. 14.
 

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 737292с, д. 124. лл. 123 и 123об.
 

Скан с 436-й страницы 4-го тома Книги Памяти Ульяновской области:


Не ранее 1985 года, полковник в отставке Георгий Моисеевич Семенчук в парадном мундире образца 1969 года.
СЕМЕНЧУК Георгий Моисеевич (1917-1999), заместитель председателя совета ветеранов министерства национальной безопасности Республики Молдова, ветеран пограничных войск СССР, в 1951-1953 гг. – начальник Калининградского военно-интендантского училища МВД СССР, в 1953-1954 гг. – заместитель по строевой части начальника Калининградского пограничного военного училища МВД СССР, а в 1958-1961 гг. – начальник Калининградского пограничного военного училища КГБ при Совете Министров, полковник в отставке.
Родился 10 января 1917 года в Башкирии – в посёлке Логотутовский (он же – Логотовка) Архангельского района. Русский. Семья: супруга – Александра Игнатьевна; два сына – Владимир и Геннадий.
Образование: 27 сентября 1938 году – Саратовское училище пограничной и внутренней охраны НКВД СССР; в 1950 году – пограничный факультет Военной академии имени М.В. Фрунзе.
С осени 1935 года и по 1965 год – на военной службе в войсках правопорядка и безопасности. И первая должность здесь – боец-срочник 81-го Рязанско-Уральского железнодорожного полка внутренней охраны НКВД СССР.
Офицерскую службу начинал осенью 1938 года в Северо-Кавказском регионе.
В 1942-1943 гг. – в действующей армии: в составе Отдельной роты Орджоникидзевского военного училища НКВД СССР имени С.М. Кирова участвовал в битве за Кавказ и, в том числе, в поиске и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника, проникших в столицу Северной Осетии город Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) и его окрестности.
С 1950 года и по сентябрь 1951 года – заместитель по учебно-строевой части начальника Рижской школы усовершенствования офицерского состава МВД СССР, при этом по состоянию на 1950 год майор, а по состоянию на 1951 год – уже подполковник по воинскому званию.
В сентябре 1951-августе 1953 гг. – первый и единственный по счёту начальник Калининградского военно-интендантского училища МВД СССР. Данная должность являлась по своему «потолку» генерал-майорской.
О вступлении подполковника Г.М. Семенчука в должность было объявлено личного составу КВИУ МВД СССР приказом по училищу № 5 от 3 сентября 1952 года. Источник – РГВА: ф. 42097, оп. 1, д. 3, л. 6.
Строки из воспоминаний бывшего начальника КВИУ МВД СССР полковника в отставке Г.М. Семенчука, опубликованных в 1997 году в журнале «Ветеран границы»: «В 1951 г. вызывают меня из Риги в Москву. Официально информируют, что решением правительства создаётся пограничное военно-хозяйственное училище… Дислокацию училища определили непосредственно в Калининграде.
Вместе с небольшой группой выезжаю на место. Откровенно говоря, там практически не было ничего: надо было даже достраивать здание. Так было сказано в приказе, а на деле так называемое здание представляло собой полуразвалившуюся коробку дома, в котором кое-где висели обрывки проржавевших батарей. Словом, сам приказ был однозначно краток: в октябре должны начать занятия…
Приезд нашей группы совпал с женским днём 8 Марта. Так что за неполных восемь месяцев предстояло фактически заново строить, а затем обустраивать всё с нуля.
Как быть в таком случае? Специалистов строителей нет, да и вообще просто разнорабочих нет и, что тоже неудивительно, денег на это предусмотрено тоже не было.
Решил обратиться за помощью к местным органам. Пошёл на приём к начальнику Управления МВД по Калининградской области полковнику Егорову. Его решение было неожиданным и спасительным в такой сложной ситуации. Дело в том, что в городе и его пригороде находились небольшие, но мобильные группы военнопленных, которые выполняли различные строительные работы под контролем ведомства МВД.
Долго не совещались, и уже через час в моём распоряжении была группа специалистов, в том числе и по строительству. Так что к ноябрьским праздникам всё было добросовестно закончено».
Как авторитетный в войсках МВД СССР военачальник привлекался в состав государственных комиссий, направляемых в ведомственные военно-учебные заведения для принятия выпускных государственных экзаменов. Вот, в частности, в доказательство - текст приказа по КВИУ МВД СССР за № 237 от 7 августа 1953 года, подписанного подполковником Г.М. Семенчуком: «Сего числа убываю в служебную командировку в гор. Багратионовск в Калининградское военное училище МВД СССР для проведения выпускных государственных экзаменов курсантов училища. Основание: Распоряжение МВД СССР № 72 от 28.06.1953 г.». Источник – РГВА: ф. 42097, оп. 2, д. 9, л. 89.
21 сентября 1953 года подполковник Г.М. Семенчук издал приказ № 283, в котором довёл до подчинённых содержание приказа МВД СССР № 00686 от 21 августа 1953 года и Распоряжения УУЗ МВД СССР № 4/2/09790 от 12 сентября 1953 года о расформировании КВИУ МВД СССР. Источник – РГВА: ф. 42097, оп. 1, д. 4, л. 154.
«Случился неожиданный для всех нас парадокс, – писал потом в своих воспоминаниях полковник в отставке Г.М. Семенчук, – поступил приказ закрыть училище, а мне сразу же срочно было предложено выехать на новое место службы – заместителем начальника Багратионовского училища. Откровенно говоря, было немного жаль, ведь вложили определённый труд и только начали обучение».
По состоянию на 1 ноября 1953 года выслуга подполковника Г.М. Семенчука на должностях офицерского состава составляла 14 лет 3 месяца 4 дня. Источник – РГВА: ф. 42097, оп. 1, д. 4, л. 19.
Последний приказ по КВИУ МВД СССР – за № 313 от 10 ноября 1953 года. Он также подписан подполковником Г.М. Семенчуком: «Сего числа убываю в распоряжение начальника Калининградского пограничного военного училища МВД СССР г. Багратионовск. Основание: Распоряжение начальника УУЗ МВД СССР за № 43/4/1462 от 28.10.1953 г.».
В ноябре 1953-1954 гг. – заместитель по строевой части начальника Калининградского пограничного военного училища МВД СССР (г. Багратионовск).
В 1954-1955 гг. – начальник Школы переподготовки офицерского состава МВД СССР (г. Волковыск и г. Сланцы Белорусской ССР) – ведомственного военно-учебного заведения, созданного на базе расформированного управления 84-го Волковыского пограничного отряда войск МВД СССР и просуществовавшего меньше года.
В 1955-1957 гг. – начальник Отдела боевой подготовки Управления пограничных войск Северного округа.
В 1958-1961 гг. – последний по счёту начальник Калининградского пограничного военного училища КГБ при Совете Министров (г. Багратионовск).
В 1961-1965 гг. – начальник Кишинёвского пограничного отряда.
С 1965 года – военный пенсионер с местом постоянного проживания в столице Молдавии городе Кишинёве.
Кавалер многих государственных и ведомственных наград, в том числе двух орденов – Отечественной войны 1-й степени (в 1985 году) и Красной Звезды (предположительно, в 1950 году – за выслугу в 15 и более лет).
Находясь в отставке, вёл активную работу по пропаганде через центральные СМИ пограничных войск России и стран СНГ лучших боевых традиций бывшего КПВУ.
Скончался 4 мая 1999 года. Похоронен в столице Молдавии городе Кишинёве.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Георгий Моисеевич Семенчук в курсантские годы:


Не ранее осени 1938 года, город Орджоникидзе, представитель комсостава войск НКВД СССР лейтенант Георгий Моисеевич Семенчук:


Фрагмент: рубеж 1940-х-1950-х гг., майор Георгий Моисеевич Семенчук в повседневном кителе образца 1943 года:


1954 год, заместитель по строевой части начальника Калининградского военного пограничного училища МВД СССР подполковник Георгий Моисеевич Семенчук:


Середина 1950-х гг., подполковник Георгий Моисеевич Семенчук:
 

Подполковник Георгий Моисеевич Семенчук в форме образца 1956 года:
 

Полковник Георгий Моисеевич Семенчук в повседневной форме образца 1959 года:
 

Не ранее 1970 года, столица Молдавии город Кишинёв, полковник в отставке Георгий Моисеевич Семенчук в парадной форме образца 1959 года:
 

Полковник в отставке Георгий Моисеевич Семенчук в парадной форме образца 1969 года:
 

1893 год, полковник в отставке Георгий Моисеевич Семенчук (стоит третьим справа) в кругу родственников:


Полковник в отставке Георгий Моисеевич Семенчук. Фото со страниц журнала «Ветеран границы» за 1997 год:


В штатском:
 

Январь 1997 года, столица Республики Молдова город Кишинёв, чествование полковника в отставке Георгия Моисеевича Семенчука по случаю его 80-летнего юбилея:


Семья супругов Георгия Моисеевича и Александра Игнатьевны Семенчук в разные годы:
   

Вдова Александра Игнатьевна Семенчук и сын Геннадий Георгиевич Семенчук на могиле мужа и отца:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 643
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ветеран полка – полковник в отставке Василий Семёнович Лашманкин:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »