25 дивизия войск НКВД СССР по охране железных дорог.Дивизия сформирована приказом ОГПУ СССР № 1266/с от 12.12.1932 как 5 железнодорожная бригада войск ОГПУ СССР, дислокация, оргштатная структура бригады:
Управление бригады, штаб бригады – г. Киев
? железнодорожный полк
30 железнодорожный полк?
? железнодорожный полк
Приказом НКВД СССР № 0015 от 04.08.1934 30 железнодорожный полк бригады переименован в 56 железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР, ? железнодорожный полк бригады переименован в 55 железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР, ? железнодорожный полк бригады переименован в 55 железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР. Приказом НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» от 02.02.1939 бригада переформирована в 4 дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление дивизии, штаб дивизии – г. Киев
55 полк – г. Коростень
56 полк– г. Киев
57 полк – ж.д.ст. Шевченко
В период Освободительного похода Красной Армии в Западную Украину 17.09. – 12.10.1939, во исполнения Постановления КО СССР № 338сс от 17.09.1939 дивизия переведена на положение военного времени "для обеспечения бесперебойной работы железных дорог". По итогам по боевой подготовки в 1940 году, дивизия среди соединений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений заняла первое место, приказом начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений № 60 от 30.11.1940 «Об итогах боевой подготовки в 1940 году и задачах на 1941 год» командиру дивизии генерал-майору Ачкасову Александру Ивановичу, начальнику штаба дивизии полковнику Мажирину Федору Максимовичу, заместителю командира дивизии по политической части бригадному комиссару Сальникову Антону Алексеевичу за боевую подготовку дивизии, занявшей первое место среди соединений объявлена «Благодарность». 01 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28.01.1941 «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения совместного приказа НКО/НКВД СССР от 27.01.1941 «О передаче зенитных частей и подразделений войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений в ведение НКО» Постановления СНК СССР от 25.01.1941 «Об организации авиационной обороны» 12 отдельный зенитно-артиллерийский дивизион дивизии передан в состав Красной Армии. В 1941 году в состав дивизии вошел 81 отд. батальон войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности. По состоянию на 01 июня 1941 года в дивизии численность дивизии – 4654 военнослужащих(штат – 4669 военнослужащих), на 22 июня 1941 года И.Д. командира дивизии полковник Мажирин Федор Максимович, заместитель командира дивизии по политической части полковой комиссар Ефимов Павел Михайлович(погиб 24.08.1941), дислокация, оргштатная структура дивизии:
Управление дивизии, штаб дивизии, политотдел дивизии – г. Киев.
55 полк, командир полка майор Капранов Иван Иванович, замполит полка ст. политрук Авилов П.М., начальник штаба полка капитан Митин Александр Степанович
Управление полка, штаб полка, политчасть полка – г. Коростень
1 батальон – г. Овруч
1 рота – г. Овруч
2 рота – г. Житомир
2 батальон – г. Казатин
3 рота – г. Казатин
4 рота – ж.д.ст. Шепетовка
резервная рота – г. Коростень
полковая школа – г. Жмеринка командир Керман
бронепоезд № 55 – ж.д.ст. Коростень командир капитан Судаков Л.М.
56 полк, командир полка полковник Жеребцов Т.П.(погиб 24.08.1941), замполит полка ст. политрук Григораш Г.Г., начальник штаба полка майор Мазуренко Иван Минович
Управление полка, штаб полка, политчасть полка – г. Киев
1 рота г. Чернигов командир ст. лейтенант Арванитаки,
2 рота г. – г. Киев
3 рота мост р. Тетерев «82 км»
4 рота. мост р. Днепр г.Черкассы
учеб. дивизион бронепоездов Черкассы командир ст. лейтенант Ищенко Петр Кириллович.
резервная рота – г. Киев
полковая школа – г. Киев
57 полк, командир полка подполковник Алтуфьев Павел Константинович, замполит полка батальонный комиссар Паньшин Н.Н., начальник штаба полка капитан Зуевский Н.П.
Управление полка, штаб полка, политчасть полка – ж.д.ст. Шевченко
1 батальон – ж.д.ст. Знаменка командир капитан Павлов
1 рота – ж.д.ст. Христановка
2 рота – ж.д.ст. Знаменка
3 рота – ж.д.ст. Помощная
2 батальон – г. Кишинев командир капитан Мальцев
4 рота – г.Одесса
5 рота – ж.д.ст. Бессарабская
6 рота – ж.д.ст. Бельцы
резервная рота – ж.д.ст. Шевченко(находилась в г.Черкассы) командир ст. лейтенант Боровский Д.И.
полковая школа – ж.д.ст. Знаменка
бронепоезд № 57 – ж.д.ст. Знаменка командир капитан Солохин М.И.
81 батальон, командир батальон капитан Борисов В.И., замполит полка ст. политрук Карпачев В.И., начальник штаба полка капитан Овчинников А.Н.
Управление батальона, штаб батальона – Вышгород(Киев).
1 рота
2 рота
части и подразделения дивизии на Юго-Западной, Винницкой, Одесской и Кишиневской ж.д., в Киевской, Черниговской, Житомирской, Винницкой областях охраняли:
80 железнодорожных мостов, 2 тоннеля, 25 водокачек, 3 электроподстанции, 2 шоссейных моста, 1 склад, в г. Киев – Киевский Днепровский водопровод.
С началом Великой Отечественной войны дивизия согласно мобилизационного плана НКВД в период 23 – 26 июня 1941 развернулась до штатов военного времени, дополнительно приняла под охрану более 100 объектов, 2 батальон 57 полка переформирован в 114 полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, сформирован 34 отд. резервный батальон войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений – командир капитан Керман, начальник штаба капитан Смыченко, замполит ст. политрук Зачеса, в 56 полку роты переформированы в три батальона. В 18.10 часов 22 июня 1941 года дивизия получила директиву начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/6864 от 21.06.1941 «ВРИД командира 4 дивизии о приведении в боевую готовность частей и гарнизонов дивизии». 27 июня 1941 года дивизия директивой начальника Главного управления и войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/69640 от 27.06.1941 «О подчинении частей войск начальникам охраны войскового тыла фронтов», во исполнения указания НКВД СССР № 31 от 26.06.1941 «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии перешла в оперативное подчинение начальнику войск НКВД по охране войскового тыла Юго-Западного фронта(13. стр. 12). Две роты кадрового состава 34 отд. резервного батальона войск НКВД по охране железнодорожных сооружений во исполнения приказа НКВД СССР № 00941 от 19.07.1941 «О сформировании частей войск НКВД при особых отделах» откомандированы на охрану особых отделов армий Юго-Западного фронта. 20 июля 1941 года резервная рота 57 полка приказом начальника охраны войскового тыла Южного фронта вошла в состав 114 полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. В середине июля 1941 года полковая артбатарея 6 мотострелкового полка оперативных войск НКВД вошла в оперативное подчинение дивизии. 05 августа 1941 года 55 полк вошел в оперативное подчинение 5 армии. В начале августа 1941 года во исполнение приказа начальника охраны тыла Юго-Западного фронта 64 полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений вошел в оперативное подчинение дивизии, приказом НКВД УССР 227 полк конвойных войск НКВД СССР вошел в оперативное подчинение дивизии.
По состоянию на 22 августа 1941 года положение частей дивизии было следующее:
55 полк:
после боев в Коростень, Овруч, вместе с частями 5 армии отходил на Чернигов и далее на Бахмач, Конотоп, Ворожба, впоследствии вошел в оперативное подчинение 40 армии.
56 полк:
1 батальоном охранял и оборонял объекты согласно дислокации, 2 и 3 батальоны охранял и оборонял мосты через р. Днепр на участке Киев, Канев, Черкассы и линию ВЧ на участке Киев, Гребенка, Бахмач.
57 полк:
гарнизоны «Христиновка», «Звенигородка», «Тальное» 1 роты, гарнизон «269 км» 2 линейной роты отступили в Одессу, где присоединились к 4 роте, и приняли участие в обороне г. Одесса, резервная рота присоединилась к 114 полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
2,3,5,6 роты, штаб полка в количестве 600 военнослужащих находились в движении на Киев, поступили в оперативное подчинение НКВД УССР.
114 полк:
отходил на Мелитополь, находился в оперативном подчинение начальника охраны тыла Южного фронта.
81 отд: батальон охранял промышленные объекты в Киеве.
34 отд. батальон двумя ротами охранял временные переправы через р. Днепр у Киева.
04 сентября 1941 года 1 батальон(командир ст. лейтенант Арванитаки, военный комиссар батальонный комиссар Уваров) 56 полка без 1 роты во исполнения приказа командира дивизии, убыл в г. Нежин для принятия под охрану линий связи ВЧ, из пулеметных отделений батальона сформирована сводная пулеметная рота, которая убыла в Киев в распоряжение командира полка. 1 рота батальона численностью около 150 военнослужащих оставлена для охраны железнодорожных и автодорожных мостов Чернигова, Неданчи, Янова. К 19 сентября 1941 года части дивизии оказались в окружении вместе с частями и соединениями Юго-Западного фронта и
занимали следующее положение:
Управление дивизии, комендантский взвод – г. Киев.
55 полк:
в р-не Ворожба, в оперативном подчинении начальника охраны тыла 40 армии.
56 полк:
1 батальон в р-не Нежина охранял линию связи ВЧ Бахмач - Киев, 2 батальон в Киеве охранял мосты и переправы, телеграф Юза, железнодорожный узел, 3 батальон без Каневского гарнизона – Гребенка, на охране железнодорожных объектов по линии Гребенка – Золотоноша – Канев и линии ВЧ на участке Дарница – Гребенка.
57 полк:
2,3,5,6 роты, штаб полка в количестве 600 военнослужащих в Киеве, находились в оперативном подчинении наркома НКВД УССР.
4 рота, гарнизоны «Христиновка», «Звенигородка», «Тальное» 1 роты, гарнизон «269 км» 2 линейной роты приняли участие в обороне г. Одесса, резервная рота присоединилась к 114 полку войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений.
81 отд: батальон охранял промышленные объекты в Киеве.
34 отд: батальон в Киеве усиливал оборону мостов
114 полк в р-не Мелитополя, в оперативном подчинении начальника охраны тыла Южного фронта.
227 полк:
1 батальон – в Броварах, 2 батальон усиливал оборону Петровского моста
из частей дивизии, вне окружения оказались, 55 полк, 114 полк, 1 батальон 56 полка. При прорыве из окружения в р-не с. Девички, 01 октября 1941 года дивизия провела свой последний бой, при прорыве дивизия понесла большие потери и расселась на мелкие группы, фактически перестав существовать как единое соединение. В ноябре – декабре 1941 года(

) восстановлен штаб дивизии, 56 и 57 полки. Приказом НКВД СССР № 001711 от 25.12.1941 во исполнения Постановления ГКО № 1024-сс от 14.12.1941 «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» войска НКВД СССР переименованы в войска НКВД СССР по охране железных дорог, дивизия стала именоваться 4 дивизия войск НКВД СССР по охране железных дорог. Приказом НКВД СССР № 00293 от 11.02.1942 дивизия переименована в 25 дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог, штаб дивизии дислоцировался в г. Балашов. В начале 1944 года дивизия передислоцирована на Украину, управление дивизии – г. Киев. С 26 июня 1941 года по 16 января 1942 года, с 08 июля по 28 августа 1942 года, с 16 сентября 1942 года по 15 февраля 1943 года, с 21 февраля по 01 августа 1944 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии. Приказом МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности объединены с войсками МВД СССР по охране железных дорог в войска МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. Приказом МВД СССР № 001180 от 21.12.1946 во исполнения приказа МВД СССР № 001083 от 07.12.1946 дивизия стала именоваться 25 дивизия войск МВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог. Дивизия расформирована приказом МВД СССР № 00248 от 15.05.1951 во исполнения Постановления Совета Министров СССР № 1483-749 сс «О передаче охраны предприятий промышленности и железных дорог военизированной охране министерств и ведомств» дивизия расформирована.
Боевая, оперативно-служебная деятельность дивизии:
Бригада/дивизия выполняла задачи по охране железнодорожных сооружений Юго-Западной, Винницкой, Одесской ж.д. В период Советско-Финляндской войны(30.11.1939 – 13.03.1940), во исполнения приказа НКВД СССР № 0015?? от 31.12.1939 пулеметный взвод 55 полка – командир мл. лейтенант Амелин в составе 82 пограничного отряда НКВД со 02 января 1940 года принял участие в боевых действиях. Во исполнения приказа НКВД СССР № 0022 от 05.01.1940 «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» зенитно пулеметная рота 57 полка, четыре зенитно-пулеметные роты 55 полка с 10 января 1940 года, мотоброневагон полкового бронепоезда № 55 – командир ст. лейтенант Нагорный, с 15 января 1940 года в составе 2 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений приняли участие в охране объектов Кировской ж.д. С возложенными обязанностями личный состав подразделений принимавших участие в Советско-Финляндской войне справился, командир 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений всему личному составу объявил «Благодарность», правительство страны весь личный состав подразделений наградила месячным окладом, двое военнослужащих пулеметного взвода 55 полка награждены государственными наградами –орденом Ленина, – орденом Красного Знамени. Во исполнения приказа НКВД СССР № 00947 от 05.08.1940 «О принятии под охрану железнодорожных сооружений Бессарабии и северной части Буковины» 57 полк в августе 1940 года принял под охрану железнодорожные сооружения на Кишинёвской ж.д. Подразделения и гарнизоны 2 батальона расположенные на участке Государственной границы СССР с Румынией по р. Прут оказывали содействие пограничным войскам НКВД в охране государственной границы СССР. Дивизия во исполнения приказа НКВД СССР № 0074 от 18.01.1941 «Об организации охраны объектов ГУШОСДОР войсками НКВД по охране железнодорожных объектов» приняла под охрану важные стратегические мосты шоссейных дорог в Черниговской, Житомирской, Винницкой областях. 22 июня 1941 года в 4.00 часов с началом Великой Отечественной войны гарнизоны 2 батальона 57 полка расположенные на границе и в приграничных районах Молдавской ССР и в Северной Буковине Украинской ССР(ж.д.мост р. Прут у ж.д.ст. Унгены Кишиневской ж.д. – начальник гарнизона мл. лейтенант Спирин, мост р. Прут-60 км, ж.д. мост р. Бадаль-Серет), вступили в бой. 26 июня 1941 года вновь сформированный 114 полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений принял под охрану объекты Кишиневской ж.д. 04 – 05 июля 1941 года резервная рота 57 полка совместно с 108 кавалерийским полком 9 кавалерийской дивизии Красной Армии вела бои за ж.д.ст. Корнешты Кишиневской ж.д. с 23.00 часов 05 по 19 июля 1941 года прикрывала отход 9 кавалерийской дивизии Красной Армии. 19 июля 1941 года рота по приказу начальника штаба 9 кавалерийской дивизии совместно с 72 кавалерийским полком к исходу дня выбила противника из Охранчы чем обеспечила планомерный отход и переправу частей 2 кавалерийского корпуса на левый берег реки Днестр, 10 военнослужащих роты приказом командира 9 кавалерийской дивизии представлены к награждению правительственными наградами.. 20 июля 1941 года резервная рота приказом начальника охраны войскового тыла Южного фронта включена в состав 114 полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Во исполнения приказа НКВД СССР № 00908 от 10.07.1941 «О возложении охраны Правительственной «ВЧ» - связи на Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» дивизия приняла под охрану линию ВЧ на участках Киев – Нежин, Нежин – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач – Конотоп, Киев – Гребенка – Бахмач. В середине июля 1941 года 56 полк дивизии принял под охрану все построенные временные переправы на р. Днепр от Неданчичи по Черкассы включительно, на р. Припять у г. Чернобыль, на р. Десна все переправы от Чернигова до Киева.
19 сентября 1941 года части дивизии оказались в окружении вместе с частями и соединениями Юго-Западного фронта, с 10.00 – 16.00 часов взорвав все Киевские мосты, промышленные объекты (КРЭС, телеграф, радиоцентр) части дивизии при сильном артиллерийском и минометным огнем противника начали оставлять г. Киев, отступать по маршруту Дарница, Борисполь куда отступали части и соединения 37 армии. При отходе из Киева 57 полк, 34 и 81 батальон понесли потери в личном составе до 2 рот. 20 сентября 1941 года в 10.00 часов дивизия для прикрытия отхода 37 армии по приказу командующего армии, на участке Александровка – хут. Гора фронтом на запад заняла оборону и до 16.00 часов вела оборонительный бой с превосходящими силами противника, в 16 часов дивизия поставив в авангарде 56 полк начала отход по маршруту Мартусовка, Глубокое, Рогозов, Любарцы в обход Борисполя. 22 сентября 1941 года дивизия оказалась рассечена на две части, 56 полк за исключением пулеметной роты, штаб дивизии за исключением 1 отделения, второй эшелон дивизии прорвались через Люберцы на Барышевку. Вторая часть – 57 полк, 227 полк, 34 батальон, 81 батальон, пулеметная рота 56 полка, 1 отделение штаба дивизии сосредоточилась в р-не Рогозов. В Рогозове к 57 полку присоединились 50 красноармейцев, батарея артиллерии в составе 3 легких пушек, 2 - 152 мм орудий. С 12.30 до 17.00 часов 57 полк вел бой за Рогозов где полк потерял до 50 % личного состава, нанеся противнику потери до 1200 человек убитыми и ранеными, в 17.00 часов полк начал отход в юго-восточном направлении на Старое, однако полк разрезанный на две части начал отходить двумя группами: одна группа во главе с командиром полка на Старое, в р-не Андруши в количестве около 80 военнослужащих присоединилась к дивизии. Вторая группа во главе командиром 1 батальона капитаном Павловым отступила в лес южнее Староселья, где по решению командира батальона разделена на небольшие группы для выхода из окружения. Часть раненых 57 полка сдана местному населению в селах Старое и Сошниково. В р-не Рогозов к дивизии присоединены два орудия с расчетами 28 мотострелкового полка оперативных войск НКВД. Поздно вечером 34 батальон, 1 батальон 227 полка в 1 км юго-западнее Любарцы при отражении внезапной атаки противника на штаб дивизии разгромили полк противника, захватив при этом полковое знамя неприятеля. В 24.00 часов 22 сентября 1941 года дивизия начала отход на Старое, во время перехода поздно ночью от 34 батальона оторвались две роты, дальнейшая судьба рот не известна. К рассвету дивизия прибыла в Старое имея всего до 500 командиров и красноармейцев. 01 октября 1941 года дивизия провела свой последний бой при прорыве из окружения в р-не с. Девички, при прорыве дивизия понесла большие потери и расселась на мелкие группы, фактически перестав существовать как единое соединение. С 22 июня по 01 октября 1941 части и подразделения дивизии при защите охраняемых объектов, в боях под Киевом вывели из строя около 9000 гитлеровцев, 57 танков и бронемашин, 54 орудий, 61 минометов, 23 пулемета, 9 тракторов, до 200 автомашин, 32 мотоцикла, сбили 6 самолетов, захватили 3 знамя разбитых немецких частей(5). По состоянию на 14 февраля 1942 года из окружения вышли 27 командиров и бойцов 56 полка. Полковое Боевое Красное Знамя 57 полка вынесено из окружения. С 06 декабря 1941 года по 20 января 1942 года 114 полк при охране войскового тыла 56А задержал 12 агентов немецкой разведки, 187 пособников немецких оккупантов. В 1944 году части и подразделения дивизии задержали 3 шпиона, 227 бандитов, 1048 дезертиров из Красной Армии. После окончания Великой Отечественной войны части и дивизии привлекались к ликвидации западноукраинских националистических подпольных отрядов УПА – ОУН. В 1948 году части и подразделения дивизии во Львовской, Ровенской, Ковельской областях провели 14 операций против бандеровцев.
Командиры дивизии:
генерал-майор Ачкасов Александр Иванович 00.03.1939 - 23.06.1941
полковник/генерал-майор Мажирин Федор Максимович 23.06.- 01.10.1941, 194 2 - 00.04.1945