Проект сценария документального фильма о бронепоезде представлен с разрешения его автора - оршанского кинодокументалиста Эдуарда Навогонского.
Проект структуры, титров и дикторского текста для фильма:
«Семьдесят шестой из сорок первого».
Ссылка на этот проект сценария размещенный в Интернете
https://sites.google.com/site/filmorsha/home/bestpactice I.Титры в начале фильма:
1. Семьдесят шестой из сорок первого
2. Фильм-исследование, посвященный экипажу 76-х БЕПО 76 полка НКВД по охране железных дорог, создан усилиями неравнодушных людей Александра Слободянюка, Романа Никитина, Виктора Лютынского
и Эдуарда Навогонского без какой либо финансовой поддержки.
3. Семьдесят шестой из сорок первого
II. Диктор (женский голос):: «…второй день Великой Отечественной войны… Полчища железных монстров Гудериана рвутся на восток, клиньями рассекая
Западный фронт. Их цель – Москва…
23 июня 1941 года. 8 часов 45 минут. Генерал-майор Александр Иванович Гульев начальник Главного управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности отдает приказ на введение в бой подчиненных ему бронепоездов.
Многие железнодорожные полки НКВД имели в своем составе эти железные крепости на колесах. Было что использовать в борьбе с врагом! В их числе и учебный бронепоезд 76 полка НКВД, которому предписывается вначале направиться в Минск, а затем выдвинуться в направлении Молодечно - Вильнюс. Вероятно, не зная об этом приказе, днем раньше, экипаж этой крепости на колесах, свернув учебные сборы в летних лагерях, которые располагались на 12 километре железнодорожной ветки Колодищи – Михановичи, в 7 утра 23 июня направился в город Оршу, Но на станции Бобр по связи временно исполняющий обязанности командира бронепоезда старший лейтенант Виталий Антонович Кононенко от командира 76 полка Степана Капитоновича Тронина, получил указание Гульева и изменил направление следования бронепоезда.
Политруком этой крепости на колесах был Алексей Петрович Коростелев, Известно, что перед войной командирами учебного бронедивизиона 76-го полка вначале был Василий Тарасович Аверкиев, а затем Саркис Алексеевич Петросян, который с середины июня был утвержден временно исполняющим обязанности старшего помощника начальника 2-го отделения штаба 3 дивизии НКВД. (ДЛЯ СВЕДЕНИЯ - приказ ГУВ НКВД от 13 мая 1941 года №67 о назначении Петросяна РГВА: ф. 38260, оп. 1, д.7 л. 296)).
С началом боевых действий Петросян получил задание от командования по координации действий бронепоездов дивизии и присоединился к экипажу 76 бронепоезда. В целом, с 23 по 26 июня Кононенко неоднократно получал различные указания как от руководства соединения НКВД, так впоследствии и от армейских командиров различного ранга 13 армии, в распоряжение которой бронепоезд был передан 24 июня 1941 года. С 25 июня учебный бронепоезд был переведен в разряд линейных.
В первые дни войны в арсенале грозной крепости на колесах хранилось всего 150 гранат на 126 членов экипажа и отсутствовали бронебойные снаряды. Имелся лишь боевой запас для выполнения учебных стрельб.
За 4 первых дня с начала военных действий экипаж бронепоезда побывал в Минске, на разъезде Ушаны, на станции Заславль, где, вероятно, пополнил свой боевой арсенал, так как здесь находился военно-технический склад
№ 11 Главного управления пограничных войск НКВД СССР, затем прибыл на станцию Молодечню, Вновь Заславль, Минск, станция Колодищи,
Карта, района Минск-Заславль-Смолевичи-«Красное Знамя» - Жодино
26 июня 1941 года экипажу бронепоезда 76-го полка НКВД, было поручено выйти на станцию «Красное Знамя» для уничтожения крупных сил противника пытавшихся с востока блокировать Минск.
В этот день в 23 часа бронепоезд прибыл в район этой станции не доехав до нее 2 километра. Впереди в ряде мест были серьезно разрушены железнодорожные пути, а отремонтировать все поврежденные участки экипажу бронепоезда имеющимися средствами не представлялось возможным. Затем фашисты, специально или случайно взорвали железнодорожные пути и на западе, заперев стальную крепость в ловушке.
В первые дни войны в невыгодном положении оказалось большинство бронепоездов НКВД, которые дислоцировались на западных рубежах Советского Союза. Они довольно часто, одними из первых вступали в неравный бой с наступающими гитлеровскими дивизиями .
Причем, как видно на примере 76 бронепоезда, они активно использовались и при поддержке армейских подразделений.
В скоротечной и быстроменяющейся боевой обстановке многие эпизоды единоборства бронепоездов с противником пока так и остаются покрыты тайной неизвестности, потому что у значительной части этих воинов железных дорог, находившихся на западных рубежах страны Советов судьба оказалась трагична. Их жизнь составила максимум 9 лет с момента формирования в октябре 1932 года на пространстве СССР, от Дальнего Востока до западных рубежей, соединений и частей войск НКВД по охране железных дорог.
У каждого бронепоезда – своя судьба. Поскольку большая часть архивных фондов НКВД до сих пор закрыты для массового пользования, то, проживая в городе Орша Белоруссии, мы вначале сумели восстановить лишь некоторые эпизоды из жизни экипажа бронепоезда 76 – ого полка НКВД по охране железнодорожных сооружений, который, как сообщили оршанские жители и краеведы, в предвоенные годы дислоцировался в нашем городе …
В жизни иногда случается так, что порой одно событие, извлеченное из небытия, выявляет и ряд других ранее неизвестных. Так произошло и с нами. Сделав видеосюжет о железнодорожной станции Орша - Товарная (ныне Орша – Западная), которая была образована еще в дореволюционное время, эту видеозарисовку расположили в сети Интернета.
Просмотрев наш сюжет, один из пользователей, сообщил, что со слов его деда, в предвоенное время на этой станции находилась какая - то воинская часть НКВД. Но, какая? Конвойная или по охране железных дорог?
Изучив карту Генерального штаба РККА, изданную в 1938 году, предположили, что в лесу на этой станции могли располагаться некоторые подразделения 76 полка НКВД, в том числе и учебный бронепоезд. Почему?.. Судите сами. На этой карте видно, что от основного пути в районе предвоенной железнодорожной больницы проложено две ответвляющихся железнодорожных ветки. Одна шла примерно к месту нахождения машинно-тракторной станции (ныне район сельхозтехники), а вот вторая ветка была проложена на край леса, где в предвоенные годы, со слов жителя Орши Бориса Ивановича Дольникова, находился городок некой воинской части. Уж, не для бронепоезда ли была построена эта вторая железнодорожная ветка? Но предположения – это не факты. Окончательную точку о месте дислокации некоторых воинских подразделений 76 полка НКВД по охране железных дорог поставил оршанский историк и краевед Виктор Павлович Лютынский.
III. Интервью В.П.Лютынского (В интервью, ссылается на разведовательную радиограмму за 1942 год Бойко Василия Устиновича, комбрига партизанской бригады, где сообщается, что в лесу за военным городком 76 полка НКВД находится склад боеприпасов)
IV. Вновь диктор (женский голос):: «теперь мы точно знали, что в предвоенное время, в лесу на станции Орша - Западная был военный городок некоторых структурных подразделений 76-ого полка НКВД по охране железных дорог. Ряд зданий сохранилось и до сих пор, где сегодня размещается больница. Но находился ли здесь и учебный бронепоезд этого полка? Помогла случайная встреча с Виктором Лукичем Бобровым, который в предвоенное время проживал на станции Орша – Западная».
V. Интервью В.Л.Боброва (В интервью, рассказывется о том, что Виктор Лукич, которому накануне войны было 9 дет, видел как на Западной, где сегодня расположена больница, в ворота военного городка въезжал бронированный паровоз, впереди была платформа)
VI. Вновь диктор : «после записи этого интервью, все стало на свои места. И мы узнали точно, что отсюда в летние лагеря в свое последнее мирное путешествие сорок первого года отправился экипаж учебного бронепоезда 76 – ого полка НКВД, и который 26 июня, поздно вечером, оказался примерно в 2 километрах от станции «Красное Знамя», скованный в своих маневрах, взорванными с двух сторон нитями железной дороги.
В развернувшейся смертельной схватке от Баренцева до Черного моря сражались советские воины различных национальностей, религий, взглядов, социального положения. Но у всех была одна цель - победить врага. Они не задумывались о своей возможности стать безымянными. Большинство воинов просто выполняли свой долг перед семьей и Родиной. А наша задача сегодня - объективно рассказать о них, несмотря на гриф секретно, сохранившимся до сих пор на большинстве документов различных воинских подразделений НКВД. Что мы и делаем в этом фильме, собирая по крупицам материал из открытых источников. К сожалению, пока нет ни одного достоверно известного фото или кинокадра с изображением 76 бронепоезда подтвержденного архивными сведениями.
ПОЯСНЕНИЯ К ВЫШЕПРИВЕДЕННОЙ ФРАЗЕ ПРОЕКТА СЦЕНАРИЯ
Поскольку на некоторых сайтах и форумах ряд историков склоняются к мнению, что на снимках (Бепо-2 (?), Бепо-4 (?), Бепо-5 (?),) изображен подбитый у станции «Красное Знамя» 76 Бепо, чье мнение не имею права игнорировать в данном фильме, но учитывая, что пока нет архивных подтверждений, я и высказал эту фразу «…среди которого, к сожалению, пока нет ни одного достоверно известного фото или кинокадра с изображением 76 бронепоезда подтвержденного архивными сведениями». В свою очередь во время использования этих трех фото и еще некоторых других, титрами укажу на этих фотографиях «Предположительно 76 Бепо». Провел и свой анализ трех снимков (фото представлены выше). Да, на трех фото одно орудие на башне, ближней к платформе, повернуто в сторону паровоза. Да, везде два пути. Да, на двух фото видна и сброшенная дверка с МБВ. Но как объяснить, что на фото Бепо-2 (?) и Бепо-5 (?) установлена зенитная установка непонятной конструкции, а на фото Бепо-4 (?) ее нет? В свою очередь, по штату на каждом МБВ должно быть по одной спарке Максимов. а на двух фото изображены неизвестные зенитные установки. Но, непонятно откуда на снимке Бепо-4 (?), на платформе видны останки спарки Максима с осью турели, если этой спарки не было на фото Бепо-2 (?) и Бепо-5 (?), а была неизвестная зенитная установка. И еще один аргумент, который не позволяет со 100 % уверенностью утверждать, что на всех этих 3 снимках изображен 76 Бепо. Так, на фото Бепо-2 виден целый паровоз. В то время как по отчету командира бронепоезда в этот паровоз попала бомба с самолета. Может с другой стороны паровоза? Может! Но это не доказательство, а лишь предположение. Что и выразил в названной фразе.
VII. Интервью (краеведа, историка или дикторский текст):
"в Интернете мы нашли газету «Известия» от 27 августа 1941 года, где был опубликован Указ о награждении многих офицеров и солдат орденами и медалями. И это, казалось бы в дни величайшего напряжения, связанного с наступлением на Москву фашистских войск. Среди награжденных, отмечены командир 76 бронепоезда Кононенко и политрук Коростелев, которые были отмечены орденами Красного Знамени. И именно за свой первый бой с врагом рядом со станцией «Красное Знамя», которая оказалось последней остановкой 76 бронепоезда. Из отчета Кононенко, об этом сражении, (ДЛЯ СВЕДЕНИЯ
http://voenspez.ru/index.php?topic=1752.40), мы узнали, что 26 июня в 23 часа экипаж увидел движущиеся по шоссе танки. В темноте экипаж бронепоезда не сумел определить их принадлежность. Свои или фашистские? Но танкисты, вероятно, тоже увидели бронепоезд и послали в его сторону осветительную ракету. Сразу же по стоящим на станции эшелонам открылась стрельба. По вспышкам противника расчеты боевых орудий бронепоезда дали залп из 4 орудий. Танки перестали стрелять. А когда возвратись разведчик, то выяснилось, что на шоссе было 6 фашистских танков. После нескольких маневров бронепоезда, ночь прошла спокойно. Но утром, увидев бронепоезд, фашисты вновь его обстреляли бронебойными пулями из крупнокалиберных пулеметов. Расстояние между танками и бронепоездом составляло около 200-300 метров. В ответ прозвучал залп бронепоезда из всех видов оружия, 2 танка противника загорелось. Но загорелась и недалеко стоящая «база» 73 бронепоезда сцепленная с «базой» 76 бронепоезда. При попытке их растащить, появилась авиация противника. Бомба попала в котел паровоза, Раздался взрыв. Вода из тендера хлестала струями во все стороны. Бронепоезд оказался обездвиженным. Среди личного состава, а это в основном бывшие курсанты, которые с началом войны были срочно переведены на положение красноармейцев, возникла паника.
Люди выскакивали на полотно железной дороги. Но командир и политрук бронепоезда вместе с офицерами быстро справились с этим проявлением трусости. После возвращения в полк, экипаж, кроме погибших, не досчитался 10 человек.
Да, война это самое жуткое испытание для мужчин. Рядом соседствуют храбрость и малодушие, чувство долга перед Родиной, семьей и страх за жизнь.
Ежедневно, а может и ежечасно, воины стоят перед этим нелегким выбором. Но экипаж бронепоезда выдержал испытание, продолжая уничтожать врага. На подкрепление противника прибыло 16 средних танков.
После увеличения численности танков, подтянулась и артиллерия противника, которая открыла сильный огонь бронебойными и зажигательными снарядами по боевой части бронепоезда.
В результате обстрела загорелся один из двух мотоброневагонов. Но экипаж продолжал уничтожать врага. Бой длился около 14 часов. Экипаж покинул свой бронепоезд тогда, когда кончились боеприпасы. Враг на поле боя потерял 11 танков. Было уничтожено бензозаправщик и три пулемета, сбит самолет. Свою могилу на белорусской земле нашли и фашистские солдаты Экипаж бронепоезда потерял 3 человек.
Во время боя 27 июня 1941 года у станции «Красное Знамя» техническую часть 76 БЕПО составляли 2 мотоброневагона, «черный паровоз», то есть без брони, и контрольные платформы. В этот день как судьба третьего по счету МБВ 76 полка, который по состоянию на март 1941 года, был в предвоенном штате учебного бронедивизиона, так и его местонахождение, до сих пор еще не известны, Пока нет и документальных свидетельств его участия в боевых действиях 26 и 27 июня 1941 года. (ДЛЯ СВЕДЕНИЯ – данные о трех МБВ в штате 76 БЕПО - РГВА ф.38260 оп. 1 д.54 лл.60, 61, 61об)
В бою около станции «Красное Знамя» пали смертью храбрых командир МБВ-1 Константин Николаевич Ясевич, могилой которого стал сгоревший мотоброневагон, командир станкопулеметного отделения МБВ Никита Иосифович Макеев, а также, прикомандированные железнодорожники Оршанского паровозного депо - Севрюк и Ковалев. На этом немецком снимке, с большой степенью вероятности, сфотографирован 76 БЕПО после сражения у станции «Красное Знамя».
Впоследствии, Константин Николаевич Ясевич посмертно был награжден орденом Красной Звезды. Такой же награды в мае 1945 года был удостоен и Виталий Васильевич Харитонов, бывший командир отделения взвода разведки этого бронепоезда По ходатайству авторов фильма в 2015 году Ясевич будет внесен в Книгу Памяти Новгородской области, где он родился.
На форуме «Военспец», в разделе, посвященном 76 полку НКВД и его бронепоезду, мы познакомились и с немецкими материалами. Вот как в сводке 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта за 27 июня 1941 года была оценена стойкость и мужество, профессионализм и храбрость экипажа 76 бронепоезда, проявленные в сражении рядом со станцией «Красное Знамя». По мнению немецкой стороны, 27 июня танкистам противостояли бронепоезд, а также эшелон, нагруженный танками вместе с пехотой, Потери в технике в этой сводке не были указаны, но отмечено, что убитыми потеряли трех офицеров. И один был ранен. Потери среди унтер-офицеров и солдат также не были названы, но отмечено, что они оказались значительными. При этом отмечено, что без привлечения воздушной и артиллерийской поддержки, одними танками, спешившими обойти Минск с востока, справиться с советским бронепоездом не получилось. А ведь немецким танкистам противостоял лишь экипаж бронепоезда, который, как минимум, на день приостановил продвижение фашистских танков возле Смолевич. А в начале войны была дорога каждая минута!».
VIII.. Интервью краеведа, историка или дикторский текст: «вновь экипаж утраченного в бою под Смолевичами бронепоезда, заявил о себе в начале октября 1941 года уже под Брянском, которому предоставили второй; уже линейный бронепоезд, с прежним 76 – ым номером.
1 октября немецко-фашистские войска нанесли удар в направлении Орла, и им удалось прорвать оборону советских войск. Второй клин удара немецких воинских частей был направлен на Брянск, где к вечеру этого дня противник колонной в 25 – 30 танков вышел в район станции Комаричи,
Карта Орел-Карачев -Брянск- Комаричи-Березовский-Хвастовичи-Белев
На следующий день по распоряжению штаба войск НКВД по охране тыла Брянского фронта, где 76 БЕПО состоял в резерве, он был направлен в район этой станции, где совершил огневой налёт на противника. Вот как вспоминал Борис Иванович Чугунов об этих днях, назначенный в сентябре командиром взвода разведки на этот бронепоезд».
IX. Вновь диктор, но мужской голос «бронепоезд остановился в нескольких километрах от станции Комаричи. Мы с политруком Яновым на бронированном автомобиле рванули вперед. Водитель Лексин остановил бронемашину у перрона вокзала. На станции тишина. Янов отыскал двух мальчишек, которые ему рассказали о том, что за станцией и на переезде скопилось много фашистских войск с танками и орудиями».
X. Вновь интервью краеведа, историка или дикторский текст: «о сложившейся обстановке разведчики по своей рации доложили командиру экипажа БЕПО. Через некоторое время бронепоезд прибыл в район движения войск противника и примерно за полкилометра, заняв огневую позицию, из четырех 76 миллиметровых орудий и восьми счетверенных пулеметных установок ударил во фланг походной колонны фашистов. На переезде образовалась пробка. А артиллеристы стреляли быстро и точно.
Однако, оправившись от первых залпов, фашистские танки начали пристреливаться по бронепоезду. Было принято решение - отойти на закрытую позицию, продолжая обстрел прорвавшихся гитлеровцев. Во время этого налета было уничтожено 2 танка и 3 миномета противника. Но экипаж бронепоезда потеряли одну бронемашину БА-20.
Вероятно, переночевав на станции Навля, на следующий день экипаж 76 БЕПО, преодолев 170 километров, прибыл на станцию Нарышкино, что находится в 25 километрах северо-западнее города Орел, которым в этот день, уже овладели соединения группы Гудериана. Прибыв на место, экипаж бронепоезда предотвратил грабеж магазинов, ликвидировал пожары и оказал помощь в эвакуации 7 эшелонов с ценным грузом.
В штабе фронта бронепоезду была поставлена новая задача – курсировать на участке Карачев – Брянск, уничтожая наступавшие части противника.
5 октября, во время выдвижения к Карачеву, разведчики узнали, что город уже занят немецкими войсками. И поэтому, периодически приближаясь к Карачеву, экипаж бронепоезда неоднократно обстреливал город и станцию. В один из таких обстрелов по противнику было выпущено около 500 снарядов. За время обстрела Карачева, экипаж 76 БЕПО уничтожил 3 танка и рассеял роту противника, пытавшихся захватить аэродром.
На следующий день, 6 октября, когда город Брянск уже был сдан неприятелю, экипаж 76 бронепоезда, на участке Карачев - Брянск за два огневых налета поджег еще 2 танка, уничтожил 3 автомобиля и около роты солдат противника.
Пытаясь вырваться из окружения, 7, 8 и 9 октября 76 бронепоезд находился недалеко от станции Зикеево, которая 7 октября уже была занята войсками неприятеля, Но все попытки оказались безуспешными. Перед выходом из окружения, Военный совет 50 армии, в подчинение которой 76 бронепоезд перешел для поддержки оборонявшихся армейских подразделений, принял решение об уничтожении материальной части. И 10 октября на станции Березовский бойцы простились со своей железной крепостью на колесах. Пришлось пешком пробиваться из окружения среди наступавших войск неприятеля, вероятнее всего, форсировав реку Рессету, где под артобстрелами и налетами вражеской авиации воинскими подразделениями 50 армии было возведено три моста,
Это памятник на месте кровавой переправы. В ночь на 15 октября пришлось побиваться с боями уже и через шоссе Карачев – Хвастовичи. Вероятно, здесь среди личного состава 76 бронепоезда из 92 членов экипажа пропало без вести 35 человек. Вот те члены экипажа 76 Бепо, о судьбе которых до сих пор ничего не известно. »:
XI. Под музыку на экране нижеприведенные фамилии:
Боков Михаил Егорович, 1919 г. р., Самаркандская обл., Уз. ССР,
Ерохин Борис Алексеевич, 1920 г. р. , Ленинградская обл., РСФСР
Зябликов Александр Дмитриевич, 1919 г. р., Ивановская обл., РСФСР
Заика Федор Ксенофонтович, 1920 г. р., Винницкая обл., УССР
Коверков Сергей Александрович, родился в Ленинградской обл., РСФСР
Коломиец Антон Филиппович 1921 г. р., Винницкая обл., УССР,
Кондратюк Иван Ефимович, 1920 г. р., Винницкая обл., УССР
Кравцов Дмитрий Андреевич, 1921 г. р., Харьковская обл., УССР
Кравченко Иван Арсентьевич, родился в Полтавская обл.,УССР
Кривонос Владимир Федосеевич, 1919 г. р., Полтавская обл., УССР
Кузнецов Михаил Афанасьевич, 1918 г. р., Ленинградская обл., РСФСР
Кузнецов Николай Алексеевич, 1919 г. р., Московская обл., РСФСР
Кунденко Борис Иванович, 1921 г. р. , Харьковская обл., УССР
Мельник Петр Карпович, 1921 г. р., Винницкая обл., УССР
Павлов Николай Михайлович, 1921 г. р., Николаевская обл., УССР
Пренькур Василий Петрович, 1921 г. Винницкая обл., УССР
Ревизор Дмитрий Иванович, 1920 г. р., Винницкая обл., УССР
Решетило Алексей Алексеевич, 1919 г. р., Полтавская обл., УССР
Рудый Александр Иванович, 1920 г. р., Харьковская обл., УССР
Рябико Михаил Иванович, 1920 г. р., Сумская обл., УССР
Синицин Алексей Николаевич, 1921 г. р. Вологодская обл., РСФСР
Слободянник Семен Степанович, 1921 г. р., Винницкая обл., УССР
Соков Федор Иванович, 1919 г. р., Ферганская обл., Уз. ССР,
Трифонов Владимир Федорович. 1916 г. р., Могилевская обл., БССР
Хакимов Мухамеджан , 1918 г. р. Джалал-Абадская обл., Кир. ССР,
Черненко Александр Демьянович, 1921 г. р., Винницкая обл., УССР
Чебаковский Василий Федорович, 1921 г. р., Вологодская обл., РСФСР
XII. Вновь интервью краеведа, историка или дикторский текст: «после боя у населенного пункта Хвастовичи, сменив направление движения (с восточного на северо-восточное), уцелевшие части 50-й армии, и среди них, вероятно, члены экипажа 76 бронепоезда, еще неделю, уничтожая вражеские заслоны, пробивались из окружения. 23 октября они вышли к городу Белев, где и заняли оборону. При выходе из окружения 50 армия потеряла 90 процентов личного состава!.. По итогам боевой деятельности в горячие октябрьские дни, медалями «За отвагу» были награждены члены экипажа 76 БЕПО адъютант Иосиф Матвеевич Мавренков, командир орудия Виктор Михайлович Зезин, фельдшер Ханиф Сафиевич Искандаров, наводчик орудия Николай Михайлович Павлов. А командиру орудия Александру Ивановичу Жукову был вручен орден Красного Знамени.
Судьба большинства бронепоездов НКВД, которые накануне войны дислоцировались в Западном особом военном округе, сложилась крайне неудачно. Большая их часть не дожила до дня Победы…
Героические действия этих грозных боевых единиц историками еще полностью не изучены, а имена героев, вставших грудью на защиту Отечества в первые дни войны и эпизоды их боевой деятельности, еще предстоит вырвать из небытия…
Вы видите фамилии некоторых, ставших нам известных в процессе исследования, членов экипажа двух 76 бронепоездов 76 полка НКВД. Вначале учебного, а затем и линейного. Сегодня из небытия возвращаем их имена. Не все стали орденоносцами, но каждый из них просто выполнял свой долг, приближая час Победы. И мы должны помнить, какой ценой досталась эта победа!».
XIII. А дальше под музыку на экране зрителям
показываем эти фамилии;
Петросян Саркис Алексеевич, 1897 г. р., Армения
Кононенко Виталий Антонович, 1903 г. р., Черниговская обл., УССР
Вовк Александр Яковлевич, 1920 г. р., Кировоградская обл., УССР
Дворка Иван Филиппович, 1908 г. р., Витебская обл., БССР
Жовнир Григорий Васильевич, 1921 г. р., Винницкая обл., УССР
Зезин Виктор Михайлович Ивановская обл., РСФСР
Искандаров Ханиф Сафиевич, 1910 г. р., Витебская обл., БССР
Ключников Федор Николаевич, 1903 г. р., Орджоникидзевский край, г. Георгиевск
Мавренков Иосиф Матвеевич, 1911 г. р., Ульяновская область, РСФСР
Мельник Николай Александрович, 1921 (?) г. р., Винницкая обл., УССР
Трифонов Владимир Федорович, 1916 г.р., Могилевская обл., БССР.
Одноблюдов Василий Иванович, родился в Могилевской области, БССР
Сидоров Алексей Матвеевич, 1913 г. р., Московская обл., РСФСР
Харитонов Виталий Васильевич, 1919 г. р., Ивановская обл., РСФСР
Чугунов Борис Иванович, 1919 г.р., Московская обл., РСФСР
Шинкарев Федор Петрович, 1914 г. р., Могилевская обл., БССР
P.S.Эти люди взяты из представления к награждению по итогам боя 27 июня 1941 года. Сведений о годе и месте рождения – нет.
Жуков Александр Иванович
Коломиец Николай,
Кураев Виктор Михайлович,
Лексин Сергей Николаевич,
Прокопенко Данил Васильевич, 1911 г. р.,
Титов Павел Федорович, 1918 г.р.
Филатов Николай Филиппович,
Шаповал Антон Борисович,
Янов Василий Дмитриевич
Погибли или умерли от ран в годы войны:
Аверкиев Василий Тарасович,1909 г. р., Смоленская обл., РСФСР.
Коростелев Алексей Петрович, 1911 г. р., Новгородская обл., РСФСР
Лисин Геннадий Григорьевич , 1921 г. р., Ивановская обл., РСФСР
Макеев Никита Иосифович, 1919г. р., Ивановская обл., РСФСР
Павлов Виктор Семенович, 1919 г. р., г. Ленинград, РСФСР
Ясевич Константин Николаевич, 1909г.р., Новгородская обл., РСФСР
а также, железнодорожники Оршанского паровозного депо Севрюк и Ковалев.
XIV. Диктор (женский голос):: «прошло 70 лет с дня победы над фашистской Германией. Нынешнее поколение, их дети и уже внуки не знают ужасов войны. Это прекрасно! Но чтобы такое не повторилось, молодежь следует знакомить с примерами выполнения долга перед Родиной их уже дедами и прадедами.
К сожалению, не у всех членов экипажа полностью указали инициалы, год и место рождения…Да и не всех назвали….
В свою очередь, мы не можем в одном фильме более подробно представить всех членах экипажа 76 – ого бронепоезда, но о боевой биографии командира и политрука крепости на колесах расскажем, У Кононенко и Коростелева много общего. Вместе воевали на семьдесят шестых учебном и линейном бронепоездах, А выйдя из окружения на брянщине, опять же вместе, в 1942 году оказались в 352-ой стрелковой дивизии. Затем возглавили стрелковые полки, которыми успешно руководили,
К Кононенко военная судьба была благосклонна. Он войну завершил в звании полковника на берегу залива Фриш-Гаф, командуя 1162 Минским полком, став кавалером 5 орденов – двух Красного Знамени, Суворова третьей степени, Александра Невского и Отечественной войны первой степени. И что удивительно? Полк, которым командовал Кононенко, в 1944 году освободил вначале город Орша, где до войны дислоцировался 76 учебный бронедивизион, а затем и Смолевичи, где, командуя бронепоездом, принял свое первое боевое крещение.
К сожалению, военная карьера командира 1083 полка, подполковника, кавалера орденов Красного Знамени и Суворова третьей степени Коростелева оборвалась 16 октября 1943 года в Руднянском районе, где он умер от полученных ран и был похоронен в городе Рудня в братской могиле.
На постсоветском пространстве имеется лишь один памятник – макет бронепоезду времен Великой Отечественной войны, установленный в городе Каневе. Наш фильм – памятник героическому экипажу 76 – ого бронепоезда НКВД по охране железных дорог, выполнившему в первые месяцы войны полностью свой долг по защите нашей Родины от озверевших немецко - фашистских орд… Полностью и с честью!.. Это было первое серьезное сражение в Белоруссии с наступавшими дивизиями вермахта среди бронепоездов НКВД, которые дислоцировались в полосе наступления немецких армий группы «Центр».
XVI.Титры в конце фильма:
1. Сценарий фильма Э.Навогонский при участии А.Слободянюка и Р.Никитина, у которого по некоторым вопросам расходятся точки зрения с автором сценария.
2. Режиссер, оператор и монтажер Э.Навогонский
3. Дикторы Т.Навогонская, Э.Навогонский
4. Оказали помощь в создании фильма:
Р.Никитин, А.Слободянюк, В..Лютынский, В.Бобров, В.Тылец
5.В фильме использованы документы и фото представленные
историческим музеем г. Рудня Смоленской области, Белорусским музеем Великой Отечественной войны, музеем школы № 11 г. Богульма, Белорусским Государственным архивом кинофотофонодокументов, Р.Никитиным, А.Слободянюком, В.Лютынским, а также из сети Интернет.
6. Орша, 2015
ССЫЛКИ, ПО КОТОРЫМ НАХОДИЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СЦЕНАРИЯ
http://pogranec.ru/showthread.php?p=1406284http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=47110.0http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=47110.0;wap2http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=54639.0;wap2http://pogranec.ru/showthread.php?p=1406284http://pogranec.ru/showthread.php?s=47f8c3303db856b52d27951d498a0adb&p=1406284https://ru.wikipedia.org/wikihttp://francis-maks.livejournal.com/4789.htmlhttp://waralbum.ru/168116/http://waralbum.ru/168123/http://young.rzd.ru/blog/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=3833&id=90913&page3833_3489=4http://forums.airbase.ru/2013/05/t88056,2--legendarnyj-maksim-kak-sredstvo-pvo.htmlhttp://www.smolevichi.com/2012/02/bronepoezdhttp://wap.zhistory2.forum24.ru/?1-13-90-00000220-000-0-0http://shushpanzer-ru.livejournal.com/1573037.htmlhttp://wikimapia.org/31204422/ruhttp://forums.airbase.ru/2013/05/t88056,2--legendarnyj-maksim-kak-sredstvo-pvo.html http://www.e-reading.me/chapter.php/1026997/43/Sever_-_10_mifov_o_KGB.htmhttp://m.ka4.ru/read/477453/443000-444000?page=137http://www.specnaz.ru/articles/179/13/1436.htmhttp://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/index.htmlhttp://kappel.ruhttp://www.litmir.net/br/?b=220816&p=2http://www.litmir.net/br/?b=220816&p=14http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/62917http://dedeg0r.livejournal.com/77336.htmlhttp://www.pogranec.ru/showthread.php?t=32791http://voenspez.ru/index.php?topic=1752.40http://www.istpravda.ru/bel/research/7027