Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: КП Приморского края.Список моряков и названий судов, погибших в годы войны  (Прочитано 4397 раз)

pogranec

  • Гость
КНИГА ПАМЯТИ. ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. ТОМ 3.

http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=405192967

ТОРГОВЫЙ ФЛОТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА В ГОДЫ ВОЙНЫ
Со страницы    http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=405192973    по страницу
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=405193343
СПИСОК МОРЯКОВ И ЮНГ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО МОРСКОГО ПАРОХОДСТВА, ПОГИБШИХ В ГОДЫ ВОЙНЫ.
Здесь также указаны названия пароходов, теплоходов и танкеров, затонувших в результате нападения подводных лодок и авиации противника.  Имеется описания произошедших трагедий.
1.   Пароход «Красный партизан» - 1943 г.
2.   Пароход «Декабрист» - 1942 г.
3.   Танкер «Донбасс» - 07.11.1942 г.
4.   Пароход «Сталинград» - 13.09.1942 г.
5.   Теплоход «Старый большевик» - 1942 г.
6.   Теплоход «Кузнец Лесов» - 11.1942 г.
7.   Пароход «Киев» - 13.04.1942 г.
8.   Пароход «Колхозник» - 17.01.1941 г.
9.   Танкер «Майкоп» - 21.12.1941 г.
10.   Пароход «Перекоп» - 12.1941 г.
11.   Пароход «»Сергей Киров» - 01.10.1943 г.
12.   Пароход «Архангельск» - 30.08.1943 г.
13.   Пароход «Ильмень» - 17.02.1943 г.
14.   Пароход «Кола» - 16.02.1943 г.
15.   Пароход «Белоруссия» - 03.03.1944 г.
16.   Пароход «Павлин Виноградов» - 22.04.1944 г.
17.   Пароход «Обь» - 06.06.1944 г.
18.   Пароход «Трансбалт» - 13.06.1945 г.

К сожалению, авторы-составители этого тома Книги Памяти Приморского края весьма формально и поверхностно подошли к составлению указанных списков.
С одной стороны, они весьма правильно упомянули всех погибших моряков ДГМП - независимо от того, погбли они в Дальневосточном бассейне, или в других районах Мирового океана. Но, с другой стороны, они ограничились лишь некоторыми судами собственно ДГМП, "позабыв" о прочих гражданских организациях, суда и моряки которых тоже гибли в годы войны, в том числе - и по боевым причинам.
Ещё в 1996 году в своём справочнике "Август 1945: Советско-японская война на море - Цена победы"
я опубликовал в качестве приложения к основному тексту справку "Потери торгового флота в бассейне Тихого океана в 1941 - 1945 годах". В нём я перечислил все потерянные в указанный период советские суда и плавсредства, указав при этом число погибших на каждом.
Позволю себе здесь кратко дополнить данные Книги Памяти Приморского края в этой части:
- портовый ледокол "Казак Поярков" (Владивостокский торговый порт ДГМП) - 25.07.1941, 30 погибших,
- плавучий краболовный завод "Тунгус" (Трест "Главкамчатрыбпром") - 15.08.1941, 61 погибший,
- морской землечерпательный снаряд "Тихоокеанская" (Технический флот) - 25.09.1941, 12 погибших,
- грузовой пароход "Перекоп" (ДГМП) - 18.12.1941, 8 погибших,
- спасательное судно "Республика" (Владивостокский торговый порт ДГМП) - 11.12.1941, 7 погибших,
- рыболовный сейнер № 20 (официально числился за "Главвостокрыбпромом", фактически являясь разведывательным судном Тихоокеанского флота) - 09.07.1943, 2 погибших,
- грузовой пароход "Тымлат" (ДГМП) - 12.01.1944, 35 погибших,
- грузовой пароход "Ильич" (ДГМП) - 24.06.1944, 1 погибший.
Это только перечисление 156 погибших по погибшим морским судам и плавсредствам, но были жертвы (в том чсле - и погибшие) на судах, которые остались в строю.
Здесь эти сведения приведены кратко, в моём справочнике они даются с большими подробностями, в частности - с точными местами и причинами гибели.
Сразу же говорю, что в тексте моего справочника НЕ БЫЛО поимённых списков погибших. Нет их полных у меня до сих пор, так как нет их, полных списков, к сожалению, в архивах в принципе. По ряду из перечисленных мной выше судов я могу привести имена погибших советских гражданских моряков, но отнюдь не погибших пассажиров этих судов. Подобные списки (пассажиров) всегда составлялись из рук вон плохо, а в результате... Так, например, мне известно, что на погибшей в шторм в районе Владивостоке "Тихоокеанской" погибло 12 членов команды и пассажиры (вот так, без числа). Вы представляете, как можно перевозить пассажиров по осенему штормовому морю на землечерпалке и сколько их там можно разместить? Как известно, "наши моряки могут всё", но в тот раз, увы, не смогли... Не менее 29 пассажиров было на "Тунгусе", но эта цифра - неточная, так как всего с судном погиб 61 человек, из которых не менее 22 членов команды и не менее 21 пассажира. А остальные 10? О каких уж тут поимённых списках говорить, учитывая, кстати, определённый дальневосточный "спецконтингент"...
С моим справочником можно ознакомится в крупнейших книгохранилищах страны ("Ленинка", "Историчка", ЦВМБ, ЦВММ), а так же на Дальнем Востоке (Владивосток, Петропавловк-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск). Не знаю, есть ли скан справочника в Интернете, но ссылки на него есть точно.
Так как за прошедшее со времени публикации справочника время я продолжал исследование данной темы, то это приложение к нему существенно расширилось. Как только я приведу его в "удобочитаемый" вид, то обязательно размещу в этой теме.
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2015, 21:12:06 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 674
  • Роман Никитин
Ссылки, конечно, устарели. Хорошая тема подувяла. А жаль. Ну, подновить – не великий труд. Например, вот эту страничку, где указаны 33 погибших на танкере «Донбасс»: https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=405175704&page=508

А по другим источникам их было 49. Где остальные? И кто они были? Явно ведь, что знаменитый советский разведчик-нелегал Арнольд Дейч (Стефан Ланг) не пассажиром путешествовал. А в имеющемся списке наиболее интересны Августа Александровна Воронина 1920 г.р., чья должность не указана, а также донкерман идущего в балласте судна Леонид Александрович Мечик 1908 г.р.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=409089078

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402065604

Возможно, артиллерист одного из двух 76-мм орудий танкера – указанный как рядовой (солдат) Тищенко. Моряков в Гдыню отправили. А этот недолго прожил в плену в норвежском лагере. Хотя «солдат» – это русская вписка. А у немцев там – прочерк. Поэтому, скорее всего, не артиллерист, а судовой механик – mechaniker.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=301123944


О знаменитом советском разведчике-нелегале Арнольде Дейче (он же – Стефан Ланг) всегда почему-то пишут как об одном нашем разведчике, забывая о том, что еще до того «посуху» пустилась в далёкий и неудачный путь целая группа, в которой был и «Стефан». Вряд ли он был один и на борту «Донбасса».
...А Августа Александровна, оказывается, дневальной была, судя по тому, что выбито на мемориальной доске. http://to-ros.info/?attachment_id=30691

Из диалогов с уважаемым Анатолием Ивановичем Федоровым (aif-ом):
- ...А какая разница, в грузу или в балласте, тем более если танкер... Балластную систему кто-то должен обслуживать – дело серьезное. Можно, конечно, второму меху вменить, но у того своих обязанностей хватает.
Вообще-то выход в море запрещен без полной укомплектованности штата экипажа. Таки исключения возможны – война.
Известно, что носовая часть танкера стала медленно погружаться после двойного торпедного попадания в район коффердама центрального помпового отделения. Спрашивается, мог ли там находиться донкерман в тот момент? По тревоге (если она всё-таки была объявлена) должен там находится по расписанию! А вот находился или нет... Сие знает только он сам…


Учитывая тот факт, что после гибели «Донбасса» ещё три судна (американской постройки) носили это название, определенные сложности вызывает поиск того самого, типа «Эмба». Как «тот самый» в Интернете позиционируется вот этот снимок:

При приближении, ниже большого люка по центру читается что-то, вроде US SD. Хотя «американцы» выглядят несколько по-другому. Нет, не D. Если бы это была она, то и длина полукруга была бы равна высоте букв слева. Это R!
USSR и место для трапа! Версия эксперта aif материализуется. Но где сделано это фото судна, в каком порту? Сан-Франциско? Буэнос-Айрес? Теоретически, может быть, даже в порту Нью-Йорка в конце марта 1942 года, но с ещё не установленными орудиями и пулемётами.
«Эмбанефть», родоначальник серии танкеров:

Чуть более, чем через год, потопивший «Донбасс» немецкий эсминец Z-27 сам был отправлен на дно морское английскими лёгкими крейсерами «Энтерпрайз» и «Глазго» (этот его и «добил») во время боя в Бискайском заливе.
Z-27, на момент гибели – лидер эсминцев:

...И отомстивший за «Донбасс», Арнольда Дейча и все прочее лёгкий крейсер «Глазго»:
Подробно здесь: http://sergiovillaggio.livejournal.com/87369.html

В бою с HMS Glasgow и HMS Enterprise эскадренным миноносцем Кригсмарине Z-27 командовал (и погиб вместе с ним) корветтен-капитан Гюнтер Шульц. Так как Шульц занимал эту должность с 8 сентября 1942 года, именно с его именем связано участие эсминца в операции Hoffnung («Надежда») по борьбе с арктическим «капельным плаванием». Жертвой этой операции стал и вооруженный танкер «Донбасс».
На одном толковом ресурсе о немецких эсминцах сыскалось и фото 27-го в тех широтах.
http://hochgebirgs.ru/threads/ehsmincy-krigsmarine.389/
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2015, 15:17:27 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 674
  • Роман Никитин
Вспомнил, что в моей библиотеке имеется приобретенная на развале книга "ВМФ Гитлера", которая позиционируется как "Полная энциклопедия Кригсмарине":


И в ней, в частности, есть страница, где довольно подробно представлен эсминец Z-27 (помимо других его упоминаний в тексте):

Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »