Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воины 195 сд (II ф)  (Прочитано 3571 раз)

samarisa

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 2
  • Марина Петровна
Воины 195 сд (II ф)
« : 26 Мая 2010, 07:29:47 »
Ищу могилу дяди: Петров Василий Романович 1922 г.р., уроженец села Владычино Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Беспартийный. Был женат: супруга – Петрова Надежда Павловна; проживала по адресу: город Иваново, 2-й Рабочий посёлок, дом № 20, квартира 113. Призван Ленинским РВК города Иваново. Красноармеец, стрелок 573 сп 195 сд (II ф). Убит 21 декабря 1942 года.
Был похоронен: Украинская ССР, Ворошиловградская область, Меловский район, хутор Ворошилово. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18001, д. 218. Увековечен в Книге Памяти Ивановской области – т. 1, стр. 560.
Из переписки с жителями пгт Меловое Луганской области Украины мне стало известно, что хутор Ворошилово существовал где-то до 1950 года. Он находился в 7-10 км от Мелового.
Колхоз «Червоная заря» (не путать с «Червоной зиркой», расположенным к югу, около Луганского заповедника!) тоже уже не существует, но на современной карте обозначен и располагается в 30 км от п. Меловое (в сторону с. Диброва).
Мне очень помогла директор районного краеведческого музея Галина Владиславовна Фетисова. Она написала: «Хутор Ворошилова в нашем районе был! В выходные я связывалась с жительницей с. Червона Заря (там осталось несколько домов), так она мне рассказала, что их населённый пункт и сейчас местные называют Ворошиловкой. И захоронение у моста было. Она рассказывала, как в 1950-е годы в торжественной обстановке (а она присутствовала и помнит это) перезахоронили останки павших на центральную усадьбу в село Никольск. Там есть фамилия Петрова. Но инициалы не те. Может, надо просто дополнить списки павших этим именем? Но сначала надо во всём разобраться. Рядом с х. Ворошилова в годы войны был немецкий лагерь для военнопленных, где находилось около 3000 советских солдат. Еще ближе от хутора был немецкий аэродром»…
« Последнее редактирование: 11 Февраля 2021, 13:56:54 от Sobkor »
Записан
С уважением, Марина Петровна.

Кудимова Наталья

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: Воины 195 сд (II ф)
« Reply #1 : 22 Июля 2010, 12:49:43 »
Помогите, пожалуйста, установить место захоронения моего деда – Кудимова Петра Абрамовича 1909 года рождения, призванного из Юрьевским с/с Кормиловского района Омской области. Он был командиром орудия 475 ап 195 сд (II ф). Погиб 16.12.1942 года и, как указано в ОБД-Мемориал, похоронен в деревне Дерезовка на правом берегу реки Дон. Таких деревень две: одна в Воронежской, а другая в Липецкой области. По времени боевых действий выяснила, что эта деревня в Воронежской области. Однако, в поименных списках захороненных в братской могиле № 195 в деревне Дерезовка его имени нет. Если кто-нибудь владеет какой-то информацией, помогите!
« Последнее редактирование: 25 Апреля 2014, 21:54:51 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 186
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 195 сд (II ф)
« Reply #2 : 10 Февраля 2015, 18:11:26 »
БЕЛОВ Иван Васильевич (1901-1943), командир взвода связи батареи 475 ап 195 сд (II ф), младший лейтенант.
Место рождения/домашний адрес: Воронежская область, бывший Садовский район, село Бродовое. Член ВКП(б) с 1942 года.
Призван Садовским РВК Воронежской области.
Убит в бою 22 июля 1943 года и первоначально был похоронен: Украинская ССР, Харьковская область, Изюмский район, посёлок Средний. В настоящий момент прах покоится на воинском мемориале села Спиваковка (до 19 мая 2016 года – село Червоный Шахтёр) Изюмского района Харьковской области Украины.
   

Михаил Андреевич Макогонов (1900-1943?)
Первый после войны номер журнала «Шахматы в СССР» вышел в свет уже в мае 1945 года. В редакционной статье в частности говорилось:

Семен Натов, Александр Ефремов, Михаил Поляк, Николай Шутилкин – мастера спорта по шашкам (журнал «Шахматы в СССР» был «шахматно-шашечным», пару страниц посвящались шашкам). Василий Александрович Соков был трехкратным чемпионом СССР по русским шашкам, мастером по шашкам, а также шахматным композитором и кандидатом в мастера по шахматам, призером блокадного 1943 года чемпионата Ленинграда.
Конечно, в редакционной статье журнала  невозможно было перечислить всех квалифицированных шахматистов, павших в годы войны. И среди прочих не были упомянуты Борис Станишнев, выполнивший перед самой войной и не успевший оформить мастерское звание и Михаил Макогонов, который, напротив, официально являлся шахматным мастером, но утратил это звание в результате «ревизии».
В 1935 было учреждено звание «Мастер спорта СССР по шахматам». Оно пришло на смену званию «мастер СССР», которое присваивалось с 1925 года. В связи с этим исполнительное бюро Всесоюзной шахматно-шашечной секции при Высшем совете физической культуры  (так называлась в то время Шахматная федерация СССР) провела «квалификационную проверку» мастеров СССР. «Переаттестацию» по результатам проверки не прошли 12 мастеров СССР. Некоторым их них впоследствии удалось вновь выполнить мастерский норматив и обрести почетное звание «Мастер спорта СССР по шахматам». Михаил Макогонов сделать этого не смог.
Михаил Андреевич Макогонов был старшим братом международного мастера Владимира Макогонова, многократного участника чемпионатов СССР, участника знаменитого радиоматча СССР-США 1945 года, известного теоретика и тренера.
О Михаиле Макогонове написано очень мало. Ученик Владимира Макогонова известный журналист Валерий Асриян издал в 1990 году  в «черной тонкой серии» книгу «Владимир Макогонов» («Физкультура и спорт»), в которой несколько страниц посвятил брату Михаилу.

Во втором номере журнала «64» за тот же 1990 год была опубликована статья Асриана о Михаиле Макогонове, практически повторяющая написанное в книге. Вот она:


Никаких подробностей о том, как погиб М. Макогонов В.Асриан, к сожалению не приводит, что особенно огорчительно, учитывая персональный характер статьи.
Борис Вайнштейн в своей книге вообще не указал год гибели Макогонова не смотря на то, что о нем написал не через запятую, а посвятил отдельную главу.
Чуть более конкретен в своей книге «О шахматах и не только» заслуженный деятель физкультуры и спорта Азербайджана Чапай Султанов.


Второй ряд, третий справа - М.Макогонов, 1-й чемпионат СССР, 1929 год.

«Не было ни одной другой области культуры, где бы так сохранили кадры», – с гордостью констатировал Борис Вайнштейн, который в апреле 1942 года сумел возобновить работу Всесоюзной шахматной секции. Ведущим шахматистам предоставили бронь и эвакуировали вглубь страны. (Это спасло жизнь Владимиру Макогонову, а его брат Михаил, лишенный звания мастера во время «чистки» 1935 года, погиб на Курской дуге): http://www.sultanov.azeriland.com/chess/chess_book.html
М.А.Макогонов был призван в ряды Красной Армии в декабре 1941 года. Официально годом смерти Макогонова считается 1943-й. Так ли это было на самом деле? Попробуем разобраться.
Начнем с того, что в биографии Михаила Макогонова неверно указывается место его рождения – Баку. На самом деле Михаил родился в ныне не существующей слободе Воздвиженской, располагавшейся на территории современной Чечни, где по утверждению Асрияна отец Макогоновых Андрей Петрович получил небольшой надел земли по окончании службы в царской армии. В 1905 году семья переехала в столицу Азербайджана, в пригород Баку. Это место рождения указано и в документе Управления по персональному учету потерь офицерского состава Главного управления кадров Вооруженных Сил СССР:
Фамилия   Макагонов   
Имя   Михаил   
Отчество   Андреевич   
Дата рождения/Возраст   __.__.1900   
Место рождения   Грозненская обл., слобода Воздвиженская   
Дата и место призыва   10.12.1941 Ленинский РВК, Азербайджанская ССР, г. Баку, Ленинский р-н   
Воинское звание   ст. лейтенант   
Причина выбытия   пропал без вести   
Дата выбытия   __.11.1942   
Название источника информации   ЦАМО   
Номер фонда источника информации   33   
Номер описи источника информации   744826   
Номер дела источника информации   118.

http://obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=75275388&id1=30dd6aca34aa2f07e8c62205d4f0f04e&path=Z/012/033-0744826-0118/00000043.jpg

Запрос делает жена Арутчева Варвара Аветовна в 1947 году, согласно динформации из Интернета, – помощница К.И. Чуковского, сотрудница музея В.В. Маяковского (1906 -1991). Запомним то, что Макогонов (ошибку в написании фамилии вероятно допустил автор документа, очевидно питавший слабость к букве «А» – в тексте помимо МакАгонов еще есть неверное  написание слова слАбода) объявлен пропавшим без вести с ноября 1942 года.
Фамилия братьев Макогоновых всегда писалась в шахматной довоенной прессе через О.
Из другого документа (http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74957159) мы узнаем, что последним местом службы полкового инженера старшего лейтенанта М.А. Макогонова была 195-я стрелковая дивизия (II ф):

Боевой путь 195-й стрелковой Новомосковской Краснознаменной стрелковой дивизии (II ф) описан в книге, изданной в 1979 году:

Она есть в Сети: http://www.history.h15.ru/papers/195sd.htm
Дело в том, что 195 сд (II ф) в битве на Курской дуге, согласно авторам книги, участия не принимала. В период июля 1943 года она вела боевые действия южнее, в районе г. Изюм, а в августе освобождала Донецкий бассейн в рамках Донбасской операции. Поэтому, информация Ч. Султанова о том, что М. Макогонов погиб в 1943 году в боях на Курской дуге не может не вызывать сомнения. Да и тот факт, что Макогонов считается пропавшим без вести с 1942 года, не говорит в пользу этой версии.
Летом и осенью вплоть до директивы Ставки о выводе в резерв 4 октября 1942 года входившая на тот момент в подчинение 3-й резервной армии 195-я стрелковая дивизия (II ф) вела кровопролитные бои за освобождение Воронежа. По ощущениям, учет потерь тогда был налажен не вполне должным образом.
Учитывая официальный документ о выбытии, более правдоподобным представляется предположение о том, что Михаил Андреевич Макогонов погиб летом или осенью 1942 года под Воронежем. Но, это, конечно, не более, чем версия.
« Последнее редактирование: 11 Февраля 2021, 13:59:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 186
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 195 сд (II ф)
« Reply #3 : 05 Июня 2021, 14:10:38 »
ГЛЕБОВ Василий Павлович, ветеран-фронтовик, сержант в отставке.
Родился в 1913 году в Казахстане – в пристанционном посёлке железнодорожной станции Деркул, которая в свою очередь в черте села Зелёное Зелёновского сельского округа Байтерекского района Западно-Казахстанской области. Русский. Был женат: супруга, Глебова Пелагея Ивановна, по состоянию на 1944 год проживала по месту рождения мужа.
В армию призван в июне 1940 года Зелёновским РВК Западно-Казахстанской области Казахской ССР (ныне – Республика Казахстан) с направлением в ряды личного состава 67-го горнокавалерийского трижды Краснознамённого ордена Трудового Красного Знамени Туркменской ССР полка (Ферганский военный гарнизон) 21-й горнокавалерийской дивизии Среднеазиатского военного округа. При этом с конца июня 1940 года – боец ново сформированного 4-го сабельного эскадрона озвученного выше полка.
Военную присягу принял 8 сентября 1941 года в рядах молодого пополнения 4-го сабельного эскадрона. Источник – РГВА: ф. 8489, оп. 1, д. 98, л. 51.
4 января 1941 года командованием 4-го сабельного эскадрона 67-го горнокавалерийского трижды Краснознамённого ордена Трудового Красного Знамени Туркменской СССР полка в списке из пяти фамилий представлен к присвоению воинского звания «ефрейтор» и в течение последующей недели приказом комполка-67 этого воинского звания был удостоен. Источники – РГВА: ф. 8489, оп. 1, д. 112, лл. 30, 32 и 33.
С первой половины июля 1941 года – командир отделения 1-го сабельного эскадрона 45-го кавалерийского полка формирующейся в Сталинских лагерях (окрестности узбекского города Чирчик) 44-й кавалерийской дивизии. И в данном качестве с 27 августа и по 5 сентября 1941 года – в активной фазе Иранской операции, а с 14 ноября 1941 года – в горниле битвы под Москвой; по-прежнему ефрейтор по воинскому званию.
Командованием 45-го кавполка официально был объявлен погибшим в бою 23 ноября 1941 года за деревню Горки Солнечногорского района Московской области и похороненным по месту гибели, но при этом с одним искажением – как якобы уроженец тогдашней столицы Киргизии города Фрунзе (ныне – Бишкек). Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. A-95256, д. 7, лл. 483 и 483об; ф. 3572, оп. 2, д. 5, л. 31.
В действительности в том бою выжил. И, по утверждению супруги, которая его разыскивала осенью 1944 года как без вести пропавшего, 27 июня 1942 года последнее письмо отправил домой с адреса: Полевая почтовая станция № 1676, 883-й стрелковый полк, сержанту В.И. Глебову. И в том же документе присутствуют два искажения, допущенные военными чиновниками, как надо полагать, по той причине, что не смогли разобрать конкретные рукописные строчки: 1) как якобы станция Деркул находится в Воронежской области России, а не в Западно-Казахстанской области Казахстана; и 2) как якобы сержант В.П. Глебов был призван Коломенским РВК Московской области РСФСР, а не Зелёновским РВК Западно-Казахстанской области Казахской ССР. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18002, д. 1136, л. 194.
В качестве справки: ППС-1676 принадлежала 193-й стрелковой Днепровской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии (II ф) – соединению, сформированному зимой 1941/1942 гг. командованием Южно-Уральского военного округа в городе Сорочинске на тот момент времени Чкаловской, а ныне современной Оренбургской области как 418-я стрелковая дивизия. В боях Великой Отечественной войны озвученная выше 193-я дивизия боевое крещение приняла 12 июня 1942 года на территории Воронежской области, находясь в составе войск Брянского фронта (II ф).
Вероятней всего, в горниле боёв лета-осени 1942 года сержант В.П. Глебов попал в плен, в связи с чем осенью 1944 года, разыскивался супругой через её запрос в Управление по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового и младшего начальствующего состава Генерального штаба Красной Армии. И на основании того самого запроса от супруги был официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в августе 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18002, д. 1136, л. 194.
Своим исходящим донесением за № 503 от 11 августа 1953 года руководство Зелёновского РВК Западно-Казахстанской области Казахской ССР доложило в Управление по учёту погибшего и пропавшего без вести рядового и младшего начальствующего состава о том, что «пропавший без вести ГЛЕБОВ В.П. …жив и проживает на территории Зелёновского района Западно-Казахстанской области» и в связи этим соответственно вернуло в озвученное выше управление оригинал официального извещения-«похоронки», выписанной тем уже управлением за Исходящим № УП(3)-3362208 от 22 августа 1945 года в адрес Пелагеи Ивановны Глебовой, что её «муж, серж. Глебов Василий Павлович, уроженец Воронежской обл., 1913 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в августе 1942 г. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977526, д. 127, лл. 246-247об.
Дальнейшая судьба неизвестна, за исключением того факта, что 6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Ошибочно значится похороненным на воинском мемориале деревни Горки Кривцовского сельского поселения Солнечногорского района Московской области как якобы погибший 23 ноября 1941 года.
Также ошибочно как якобы погибший 23 ноября 1941 года увековечен в:
- Книге Памяти Московской области – т. 10, стр. 188 и при этом с тремя искажениями: 1) как якобы военнослужащий «188 зсп [запасной стрелковой полк]», не 883-го стрелкового (впоследствии – Гданьский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова) полка 193-й стрелковой (впоследствии – Днепровская ордена Ленина Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова) дивизии (II ф); 2) как якобы уроженец некоего «п. Зелёный Воронежской обл.», а не села Зелёное Зелёновского сельского округа Байтерекского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан; и 3) как якобы призванный Коломенским РВК Московской области, а не Зелёновским РВК Западно-Казахстанской области Казахской ССР;
- Книге Памяти «Они погибли в битве под Москвой» – стр. 151, но с двумя искажениями: 1) как якобы уроженец «г. Фрунзе Киргизской ССР», а не села Зелёное Зелёновского сельского округа Байтерекского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан; и 2) как якобы призванный Фрунзенским ГВК Киргизской ССР, а не Зелёновским РВК Западно-Казахстанской области Казахской ССР.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Фамилия красноармейца Василия Павловича Глебова и подпись последнего под текстом принятой им 8 сентября 1940 года Военной присяги. Источник – ЦАМО: ф. 8489, оп. 1, д. 98, л. 51.


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18002, д. 1136, л. 194.


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977526, д. 127, лл. 246-247об.
   

Номер записи в ОБД – 72693902. Командир отделения 1-го сабельного эскадрона 45-го кавалерийского полка 44-й кавалерийской дивизии 16-й армии (II ф) Западного фронта ефрейтор Василий Павлович Глебов. Родился в 1913 году якобы в столице Киригизии городе Бишкеке. Официально учтён погибшим 23 ноября 1941 года в деревне Горки Солнечногорского района Московской области и похороненным по месту гибели. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. A-95256, д. 7, лл. 483 и 483об.
 

С сайта Министерства обороны РФ подвигнарода.ру:


ДЗЕМАН Николай Дмитриевич (1917-1944), военнослужащий 604-го стрелкового полка 195-й стрелковой (впоследствии – Новомосковская Краснознамённая) дивизии (II ф) 60-й армии (II ф) Воронежского фронта, узник нацистских лагерей, сержант.
Родился в 1917 году на Украине – в селе Олеша Тлумачского района Ивано-Франковской области. Украинец. Православный. Из крестьян. Беспартийный. Родственники по состоянию на лето 1942-начало 1951 гг.: отец – Дземан Дмитрий Иванович; проживал по месту рождения сына.
Рост имел в 170 см, по цвету волос – брюнет.
В армию призван в 1940 году Тлумачским РВК на тот момент времени Станиславской области Украинской ССР, а ныне современной Ивано-Франковской области Украины.
По состоянию на май 1941 года – командир отделения Балашовской школы младших авиаспециалистов, младший сержант. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977524, д. 45, л. 166.
Однако по состоянию на вторую половину июля 1942 года – в своём последнем качестве.
Согласно лагерной персональной карте, 17 июля 1942 года пленён противником севернее города Воронежа. На момент пленения раненым или больным не был. В плену сумел скрыть свой статус младшего командира, выдав себя за рядового бойца. И первоначально содержался нацистами в лагере шталаг-6К (он же – 326), находившемся у немецких поселков Зенне и Форелькруг (ныне обе в составе общины Штукенброк района Гютерсло административного округа Детмольд федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ). Присвоенный здесь лагерный номер – «77139».
28 октября и 1 ноября 1942 года подвергнут насильственной вакцинации против тифа.
С 15 ноября и по 1 августа 1943 года – узник лагеря шталаг-6Ф (Stalag VI F), находившегося в немецком городе Бохорне (ныне – в составе округа Мюнстер федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ). При этом с 11 декабря 1942 года по 12 августа 1943 года – на госпитализации в некоем лагерном лазарете «Staumüble-Senne/Штаумюбле-Зенне».
С и по 15 августа 1943 года – вновь в статусе узника шталага-6К (он же – 326).
С 15 августа и по 15 октября 1943 года – вновь в статусе узника шталага-6Ф (Stalag VI F).
С 15 октября 1943 года и по 22 февраля 1944 года – вновь в статусе узника шталага-6К (он же – 326). При этом всё время на госпитализации:
- с 15 октября и по 17 ноября 1943 года - в некоем лагерном лазарете «Staumühle-Senne/Штаумюле-Зенне»;
- с 17 ноября 1943 года и по 22 ноября 1944 года – в лазарете «Витмаршен» лагеря шталаг-6Ц/Ц (Stalag VI C/Z) в немецком посёлке Витмаршен (ныне – одноимённая коммуна графство Бентхайм федеральной земли Нижняя Саксония ФРГ).
С 22 февраля 1944 года – узник лагеря шталаг-1Ф (Stalag I F), находившегося в восточнопрусском городе Судауен (ныне – польский Сувалки), где и умер 11 мая 1944 года от истощения и болезней. Источник – ГАКО: ф. 21 «Немецкий рабочий фронт. Управление по использованию рабочей силы округа Кёнигсберг».
Похоронен, вероятней всего, в польском городе Сувалки, но как неизвестный солдат.
8 февраля 1951 года на основании материалов подворового опроса, представленных Тлумачским РВК на тот момент времени Станиславской области Украинской ССР, а ныне современной Ивано-Франковской области Украины за Исходящим № 2/024 от 2 февраля 1951 года, официально учтён оборонным ведомством условно пропавшим без вести в октябре 1944 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977524, д. 45, л. 166.
Увековечен в Книге Памяти Калининградской области – т. 13, стр. 117, но как якобы подлежащий увековечению на воинском мемориале поселка Орловка Гурьевского района и при этом с одним искажением – как якобы рядовой (правильно писать – красноармеец), а не сержант по воинскому званию.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
 

Командир 195 сд (II ф) комбриг Михаил Афанасьевич Романов. Пленён 25 июля 1942 года в боях по обороне Воронежа. В плену чудом, но выжил: http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/013/213/2130749.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/013/213/2130749_1.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0011458-0557/00000496.jpg
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »