Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воины 224 сд (II ф)  (Прочитано 8093 раз)

измаил

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Воины 224 сд (II ф)
« : 08 Августа 2009, 13:30:55 »
Кто-нибудь занимается историей 164 сп 224 сд (II ф)? Там воевал мой прадед, Акчурин Юнус Абдулович. Будучи бойцом 164 сп, пропал без вести 27 января 1943 года. Кстати, призывался он Карпогорским РВК Архангельской области.
Родом же дед был из села Яковлевка Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В Архангельскую область он с семьёй был выслан в 1930-е годы при раскулачивании. Туда тогда выслали много семей из Яковлевки. В 1942-м им от имени Сталина разрешили вернуться на родину. Несколькими партиями до 1947-го все ссыльные уезжали на родину. А супруга прадеда и две его дочери до последнего ждали возвращения солдата. Но всё-таки в конце 1947-го и они покинули Архангельскую область в надежде, что если Юнус Абдулович жив, то он их найдёт на родине – в Саратовской области.
« Последнее редактирование: 14 Января 2014, 18:19:29 от Sobkor »
Записан

Лана

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 247
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #1 : 08 Августа 2009, 15:41:34 »
Здравствуйте, Измаил!
Акчурин Юнус Абдулович 1906 г.р.,
Место рождения - Саратовская обл., Базарно-Карабулакский р-н, с.Яковлевка
Дата и место призыва - Карпогорский РВК Арх.обл.
Последнее место службы   164 сп 224 сд (II ф) 677-й армии (I ф)
Воинское звание   красноармеец
Воинская должность минометчик
Пропал без вести 27.01.1943 г.
Место выбытия   Ленинградская обл., Мгинский р-н, р/п N 6 западнее п. Синявино 1,5 км
Источники информации: Электронная КП Архангельской области

Акчурин Каюси Абдулович 1906 г.р.
Место рождения - Архангельская обл., Карпогорский р-н, Ловольский с/с
Призван Карпогорским РВК Архангельской области.
Последнее место службы: 224 сд (II ф).
Воинское звание   красноармеец
Пропал без вести 27.01.1943 г.


В качестве справки: 224 сд (II ф) была сформирована в Грузии в июне 1942 года.
С уважением, Лана.
« Последнее редактирование: 14 Января 2014, 18:15:15 от Sobkor »
Записан

Марина1

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #2 : 12 Сентября 2009, 21:14:35 »
Уважаемые форумчане, помогите, пожалуйста, найти место захоронения деда – Хакимова Кадира Хакимовича 1906 г.р., уроженца Чувашии. В донесении о безвозвратных потерях он записан как Хадыр. Весь август ушел на его поиски. В ОДБ две картоки: на Хакимова Кадира, считающегося пропавшим без вести, и на Хакимова Хадыра, погибшего 12.02.1944 года в боях на Ленинградском фронте. Чтобы узнать, разные ли это люди, я отправилась в ЦАМО. Работала там 5 дней. Итог: 1) речь в обеих карточках идет об одном и том же человеке моем деде, 2) похоронен он не в Почап, а в Комарово Ленинградской области (сегодня это Псковская обл, Плюсский район Лядская волость). Я несколько раз звонила и в военкомат района, и в администрацию района ответственному за захоронения Романовой Э.Н. Мне ответили, что в списках дед не значится. У меня есть копии документов ЦАМО, есть список похороненных с дедом. Работая по списку самостоятельно (вводила в ОБД их ФИО), я узнала следующее: 11 человек из списка покоится сегодня в братской могиле в п. Ляды (№ захоронения в ВМЦ 60-481, в 1955 году туда перезахоронили погибших из разных деревень, д. Комарово в этом списке не указана). У меня вопрос. Как лишь 11 оказались в п. Ляды, а другие куда делись? Или они покоятся как неопознанные? О захоронении я узнала, работая в ОБД с карточкой Соболева (он по книге захоронений 224 сд II ф в одной могиле № 14 с дедом). Им я заинтересовалась потому, что он как и Хакимов Кадир из Кировской обл. Сегодня написала письмо в ВМЦ ВС РФ. В Комарово 4 дома и, как мне ответили в военкомате, воинских захоронений нет.
В нашей семье еще 2 родственника, считавшиеся пропавшими без вести: Колмогоров Илья Трофимович и Коробейников Степан Ильич. У меня о них пока лишь данные ОБД. Запрос о них я оставила в ЦАМО в августе. Ответа еще нет. С уважением, Марина.

Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18002, д. 168, л. 215.
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/002/058-0018002-0168/00000313.JPG&id=53193067&id=53193067&id1=5483c11a05aceb94f368ea50a9debeb3 – под № 3:
« Последнее редактирование: 15 Апреля 2014, 13:26:30 от Sobkor »
Записан

Марина с.

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 10
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #3 : 03 Июня 2010, 16:19:54 »
Всем спасибо огромное. Я, внучка Хакимова Кадира, счастлива от того, что еще один боец -герой увековечан!
 Вот фотографии с митинга 9 мая 2010 в п.Ляды Псковской области.

http://i011.radikal.ru/1006/f4/ec076b6ceada.jpg
 


« Последнее редактирование: 04 Июня 2010, 19:21:30 от Марина с. »
Записан

nachkar

  • Гость
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #4 : 10 Сентября 2011, 23:50:23 »
Журнал учёта раненых 44-го отдельного медико-санитарного батальона 224 сд (II ф) 55-й армии за период  30 января по 3 февраля 1943 года.
Пофамильно не проиндексирован.
Начало: http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/009/058-A-0071693-0170/00000004.jpg&id=71009887&id=71009887&id1=f90d0a0761b3a7cd93fb0ef774ee48df
« Последнее редактирование: 25 Июля 2014, 16:04:46 от Sobkor »
Записан

Сергеенкова Людмила

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #5 : 24 Июня 2012, 23:44:48 »
Здравствуйте!
Брат моей бабушки, Егорченков Иван Сергеевич, считался пропавшим без вести в январе 1944 года и только в ОБД-Мемориал я нашла, что он погиб в бою 25 января 1944 года и был похоронен в деревне Шундорово Кипенского с/совета Ломоносовского района. Оказывается, он был был писарь 160-го стрелкового полка 224 сд (II ф) 108 ск Ленинградского фронта, ефрейтором по воинскому званию. Есть даже информация о направленном извещении в город Рославль – в адрес к тому времени уже умершего годом раньше отца. И извещение вручено не было, поскольку по указанному адресу родные уже не проживали...

Здравствуйте!
Фамилии воинов, похороненных в братской могиле в Красном Селе (пр. Ленина, участок 1) > Фамилии: Е-К ...12. ефрейтор ЕГОРЧЕНКОВ Иван Сергеевич 1923-25.01.44 Шундорово
http://gov.spb.ru/gov/admin/terr/reg_krasnoselsk/pobeda/familii/gov/admin/terr/reg_krasnoselsk/pobeda/familii/k
http://fotki.yandex.ru/users/may1945-pobeda/view/119552?page=1
« Последнее редактирование: 31 Октября 2014, 16:26:01 от Sobkor »
Записан

Волков Иван

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #6 : 13 Ноября 2012, 00:16:54 »
Здравствуйте!
Ищу место захоронения своего прадеда: Мухин Пётр Александрович 1906 г.р., уроженец деревни Медовники Боровского района Калужской области.
Красноармеец, боец 185 сп 224 сд (II ф).
Погиб 8 февраля 1944 года и был похоронен в Красногвардейском районе Ленинградской области.
Вся сложность в том, что не могу установить местонахождение данной деревни. Помогите, пожалуйста: очень хочется успеть отвезти деда на могилу его же отца!
« Последнее редактирование: 25 Июля 2014, 16:25:49 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 179
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #7 : 05 Января 2014, 18:58:59 »
Попов Михаил Ильич.
Согласно ОБД, пропал без вести 16 августа 1943 года.
В действительности, будучи воином 224 сд (II ф) 13 сентября 1943 года ранен и по этой причине эвакуирован в госпиталь.
Впоследствии воевал в рядах личного состава 1290 сп 113 сд (II ф).
«Похоронка» на него от 16 апреля 1945 года.
В действительности в войну уцелел.
Из армии демобилизован в 1946 году.
Умер в 1999 году.
В Книге Памяти Омской области ошибочно увековечен как якобы пропавший без вести 16 августа 1943 года.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 179
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 224 сд (II ф)
« Reply #8 : 04 Февраля 2015, 15:22:14 »
РамСпас поиск. Возвращение

НИКОЛАЙ ГОЛОЛОБОВ. РАВАНСААРИ

Из Книги Памяти Московской области (т. 22-I):

Все сведения о Николае Гололобове верны. Вот только тех, кто ищет своих родных, как правило, интересует конкретное место захоронения погибших и есть ли они в списке захоронений. У Гололобова такое место не указано, это и стало поводом для установления его военной судьбы.
Из донесения о безвозвратных потерях 185-го стрелкового полка 224-й стрелковой Гатчинской Краснознаменной дивизии (II ф): «Гололобов Николай Гаврилович, красноармеец, стрелок. 1903 г.рождения, уроженец: Орловская обл. Колпнянский р-н, Нетрубинский с/с. Призван Бронницким РВК. Убит 6.7.44г., похоронен: остров Реван Сари К-Ф ССР (прим.: Карело-Финская ССР). Жена, Гололобова Мария Егоровна, жила по адресу: Московская обл., Бронницкий р-н, Салтыковский с/с».

Как видим, в донесении место захоронения указано, но в Книге памяти его нет. Было ли оно в «похоронке», которую получила жена, сказать трудно.
В Книге памяти соответствует и место службы Николая на момент его гибели, но служил ли он в 224-й дивизии с момента мобилизации? Мы не узнали бы об этом, если бы не его награда.
Из Приказа по 749 стрелковому полку 125 стрелковой Красносельской Краснознаменной дивизии Ленинградского фронта от 22 апреля 1944 года № 013/Н: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР награждаю: медалью «За отвагу»: …6. Стрелка 7-й роты красноармейца Гололобова Николая Гавриловича за то, что неутомимо работает на оборонных сооружениях на переднем крае, дисциплинированный, исполнительный, смелый, имеет 2 ранения. Ранен 28.2.42, 11.3.44. 1903 года рождения, русский, беспартийный, призван Колпянским РВК Орловской области в 1941 г.». Домашний адрес скрыт в соответствии с действующим законодательством.

Тот ли это Николай Гололобов, который погиб в 1944-м под Выборгом? С учетом того объема информации, который приходилось собирать составителям Книги памяти, в ней достаточно много ошибок, поэтому будет правильным сравнивать два реальных архивных документа, т.е. первоисточники. В обоих есть Колпнянский р-н Орловской обл. Только в донесении это место рождения Гололобова, а в приказе – место призыва. Это довольно распространенная ошибка, когда сведения из графы о месте рождения автоматически переносились в графу о месте призыва, с этим я сталкивался неоднократно. Кроме этого, совпадает год рождения. Определяющим мог быть адрес ближайших родственников, но наше законодательство требует в наградных документах эти сведения скрывать, якобы защищая персональные данные награжденных. От кого? Наверное, от родных.
Поисковики в течение нескольких лет через самые разные государственные и партийные органы пытались добиться отмены этого положения законодательства, но чаще вообще никакого ответа не получали, или «… Ваше письмо направлено…». Сейчас Совет депутатов городского поселения Раменское готовит обращение в Московскую областную Думу с просьбой о законодательной инициативе по изменению законодательства применительно к награжденным в Великой Отечественной войне. Ведь зачастую наградные документы - это единственное, что удается найти по пропавшим без вести, и только адрес родственников позволяет утверждать, что найден именно тот, кого ищут.
Мог ли из Колпнянского района призываться полный тезка Николая с тем же годом рождения? Увы, исключить это нельзя, но я считаю, что это один и тот же солдат, а в приказе о награждении ошибка, небрежность писаря.

На 22 июня 1941-го в составе 8-й армии 125-я стрелковая дивизия дислоцировалась в Литве и вела бои с первых часов войны. По некоторым сведениям, даже углубилась на 8 км на территорию Восточной Пруссии, но находясь на острие удара немцев, вынуждена была с большими потерями отступать к Шяуляю. К 28 июня в ее полках оставалось по 250-300 человек, а к 1 июля весь состав дивизии насчитывал всего около 700 штыков.
Пополнившись за счет отступавших частей, она участвовала в контрударах, попадала в частичное окружение, но удержала левобережную часть Тарту, куда ее бойцы и вышли из окружения. Впоследствии дивизия отходила по берегу Финского залива, вела бои на Ораниенбаумском плацдарме. В сентябре 1941-го ее переправили в Ленинград, и 30 сентября полки дивизии заняли оборону в районе Колпино, сменив ополченческие батальоны. До февраля 1942-го в составе 55-й армии дивизия вела бои на окраинах Колпино, предпринимая неоднократные безуспешные попытки наступления на Красный Бор. В одном из таких боев 28 февраля 1942 был ранен и Николай Гололобов.

С 4 февраля 1942 дивизия заняла оборону во втором эшелоне на рубеже от Лиговского канала до церкви Пулково. В октябре 43-го сменила части 85-й стрелковой дивизии на Пулковских высотах, где и вела бои до января 1944. 15 января дивизия перешла в наступление и в ожесточенных боях освобождала Финское Койрово, Горелово, Красное Село, Гдов и Кингисепп. В феврале 44-го ее полки вышли на подступы к Нарве. Там, под Нарвой, 11 марта Гололобов был ранен во второй раз.
В найденных документах нет точной даты, когда Николай был призван, поэтому нельзя сказать, с какого времени судьба 125-й дивизии стала и его военной судьбой. В Книге Памяти годом призыва указан 1942-й, а в приказе о награждении 1941-й. Источник Книги памяти мне не известен, а приказ – это реальный архивный документ, поэтому я ориентируюсь на него. Значит, Гололобов мог прибыть с пополнением на любом этапе боев, начиная с 1941 года.
Как в войну солдат мог попасть из одной части в другую, причем воюющую достаточно далеко от первой? Ведь воюющие части несли потери, и их наоборот, пополняли, а не забирали их бойцов. Одна из причин – передача в оперативное подчинение каких-то подразделений или частей для усиления других дивизий или армий. Но чаще это было на период проведения какой-то конкретной операции. Могли на базе каких-то полков или дивизий формировать новые части, но происходило это в тылу, при отводе частей на переформирование. 125-я дивизия не переформировывалась, а значит, по этой причине Николай также не мог попасть в другую часть. Остается ранение. Если под Нарвой ранение было тяжелым, то Гололобов мог быть направлен в тыловой госпиталь, например, в Ленинград. Приказ о его награждении был подписан более чем через месяц после ранения, и нашла ли его награда, с уверенностью сказать не могу.

Конечно же, после излечения бойцы стремились вернуться в свои полки, но не всем это удавалось. Вот и Гололобов мог после госпиталя попасть на пополнение 224-й дивизии, которая готовилась к боям на Карельском перешейке.

Остров Равансаари (место гибели согласно донесению) распложен в 12 км юго-западнее Выборга в центральной части Тронгзундского архипелага. Это совсем маленький остров, современное название которого – Малый Высоцкий, и он относится к Выборгскому району.
К лету 1944 года наши войска потеснили финнов и подошли к Выборгу (фин. Viipuri). До 1940г. это был второй по величине город Финляндии, и его оборона была достаточно мощной, чтобы просто штурмовать ее «в лоб».
По замыслу штаба Ленинградского фронта, войска 59-й армии, в состав которой перед наступлением вошла 224-я дивизия, совместно с моряками Кронштадтского оборонительного района должны были захватить острова Выборгского залива, создав тем самым плацдарм для высадки наших войск на финское побережье. Удар по Выборгской группировке противника с тыла должен был обеспечить успех наступления на город основных сил 21-й армии (II ф) со стороны фронта.
По своей боевой мощи финские дивизии не уступали немецким, да и сама по себе труднодоступная местность делала финскую оборону очень мощной. Настолько же мощно были укреплены и острова Выборгского залива. Каждый из них был превращен в самостоятельный узел обороны с хорошо развитой системой огня. В качестве укреплений использовались старые форты, а систему огня дополняла береговая артиллерия.





В узких проходах и заливах были установлены подводные мины и заграждения из стальной сетки, а на мелководье – донные мины и мины-ловушки. В конце июня 1944 на подходе к островам было установлено несколько тысяч мин, которые составляли четыре ряда заграждений. Взятие островов было нелегкой задачей.

Десант 224-й дивизии в составе трех ее полков вышел из рейда Йоханнес (совр. Советский) рано утром 4 июля. Каждый из полков отдельным отрядом направлялся на свой остров. Сразу же по выходу в море десант был обнаружен противником и подвергнут массированному артобстрелу. Ход движения замедлился, т.к. уклоняясь от огня, корабли вынуждены были маневрировать, в связи с чем высадка началась только к 10-11 часам утра. 

Первая волна десанта 160-го полка на о.Тейкарсаари была практически уничтожена к утру 5 июля. Потери полка только за одни сутки составили около 700 чел., однако полностью сбросить десант в море финнам не удалось. Высланный в помощь полку второй отряд десанта был уничтожен еще на подходе, и только третий отряд, соединившись с остатками полка, очистил остров от врага.
Острова Суонионсаари (143-й полк) и Равансаари (185-й полк, командир – подполковник Демин) были взяты уже к вечеру 4 июля. 185-й полк десантировался в основном на подручных средствах через пролив Транзунд, разделяющий остова Равансаари и Уураансаари (совр. о. Высоцкий).

Николай Гололобов штурмовал о.Равансаари в составе 185-го полка и был убит 6 июля. Сейчас трудно сказать, как это произошло, ведь в этот день остров уже был наш, и дивизия штурмовала соседние острова. Может, погиб от огня артиллерии, может, от авианалета, а может, когда «выкуривали» скрывавшихся где-то финнов. Не исключаю и того, что убитых могли переправлять на Равансаари, для захоронения на организованном там кладбище полка. 

В настоящее время воинского захоронения на острове нет. После войны останки из могил на островах были перенесены на о.Высоцкий, в сосновый бор у г. Высоцк, на бывшее кладбище стоявшего здесь в войну медсанбата. На захоронении установлены 14 гранитных плит с именами павших, но фамилии Гололобова там нет. Скорее всего, она была утеряна при перезахоронении, и не только его. На листе донесения о безвозвратных потерях, где записан и Гололобов, есть еще 8 фамилий погибших в тот же день, и похороненных там же, на Равансаари. На могильных плитах есть фамилии пятерых из них. 

По данным Выборгского РВК, в братской могиле у Высоцка захоронено 1529 человек, 128 из них безымянны. Николай Гололобов – один из них.

Ищите своих близких!
Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
Все материалы по поиску без вести павших на сайте
http://gorbachovav.my1.ru/
 
Использованы материалы:
http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome
http://www.poisk-pobeda.ru/forum/index.php?PHPSESSID=ii4u5e04ac3p9ogs451ulpbgd0&topic=2058.0
https://ru.wikipedia.org/wiki/224-%FF_%F1%F2%F0%E5%EB%EA%EE%E2%E0%FF_%E4%E8%E2%E8%E7%E8%FF_(2-%E3%EE_%F4%EE%F0%EC%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%FF)
http://moskprf.ru/index.php/pilotnyjproekt/111-stranitsy-istorii/9269-chetvjortyj-stalinskij-udar-osvobozhdenie-vyborga
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »