VII-Георгиевская лента > 77б-Балтийский флот

Боевой состав Краснознамённого Балтийского флота

(1/1)

картограф:
Боевой состав Краснознамённого Балтийского флота по состоянию на 2 июля 1941 года:
           

Sobkor:

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- 121 год назад, 24 мая 1900 года, на воду был спущен легендарный крейсер «Аврора», ныне ошвартованный на вечной стоянке у Петроградской набережной Санкт-Петербурга. По сей день он продолжает оставаться в боевом составе Балтийского флота.
«Аврора» – крейсер первого ранга Балтийского флота типа «Диана», построенный на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге и названный в честь парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Крейсер участвовал в Цусимском сражении, Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах. К 50-летию Октября «Аврора» была награждена орденом Октябрьской революции, на котором изображён сам крейсер. В 1956 году на корабле был создан филиал Центрального военно-морского музея.

           

Sobkor:


ОСОАВИАХИМОВСКАЯ ПЛАВБАЗА «АМУР»Снимки, которые представляю, сделаны не ранее августа 1931 года в городе Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). И на них запечатлена пришвартованная к набережной Красного Флота (ныне – Английская набережная) учебная плавбаза «Амур» Ленинградского городского совета Осоавиахима.
Напомним, что ранее это был минный заградитель «Амур» Российского императорского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1905 году, спущенный на воду 16 июня 1907 года, вступивший в строй 24 октября 1909 года в составе сил Балтийского флота. И в последнем качестве – в горниле 1-й Мировой войны и бурных революционных событий февраля-октября 1917 года и, в частности. в дни октябрьского переворота стоял в Петрограде на якоре недалеко от легендарной «Авроры».
Согласно справочной литературе, «Амур» имел: водоизмещение – 3200 т; размерения – 98,9 х 14 х 4,4 м; главная энергетическая установка – котломашинная двухвальная в 5300 л.с; скорость – 16,9/10 узлов, дальность – 3200 миль; вооружение (по проекту): 5х120 мм, 2х75 мм, 8х7.62 мм пулемётов; а в период пребывания в качестве плавбазы Осоавиахима – на борту два артиллерийских орудия, снятые со следующих потопленных во время Гражданской войны вражеских плавсредств – одно с британской подводной лодки «L 55» и ещё одно – с итальянского миноносца «Carlo Alberto Racchia»/«Альберто Ракчи».
С 7 августа 1918 года – на долговременном хранении в порту, но при этом, в частности, с 31 декабря 1922 года использовался Балтийским флотом в качестве блокшива № 2.
В 1929 году решением РВС СССР в ответ на просьбу руководства Центрального совета Союза Осоавиахим передан Ленинградскому Осоавиахиму для использования в качестве учебной матчасти для организации на последней процесса массовой подготовки оборонным обществом из допризывников для плавсостава Рабоче-Крестьянского Красного Флота младших специалистов – сигнальщиков, радистов, рулевых, комендоров, минёров и многих других. В связи с этим в течение восьми месяцев, начиная 19 апреля 1930 года, – на ремонте на верфях Кронштадтского пароходного завода, где среди прочего на корабле оборудовали учебные аудитории, а в качестве наглядных пособий установили два орудия – озвученные выше английское и итальянское.
21 июля 1931 года доставлен в Ленинград буксирами, после чего был пришвартован у Набережной Красного Флота. А 1 августа 1931 года на нём подняли флаг судов допризывной подготовки.
В архивных материалах Осоавиахима чаще всего проходит в списке крупных единиц плавучих средств Осоавиахима как «плавбаза «Амур».
Формально в составе флотских структур Осоавиахима дважды: 1) с 19 апреля 1930 года и по 8 июля 1933 года; и 2) с 8 декабря 1934 года и по 17 марта 1938 года. А вот с июля 1933 года и декабрь 1934 года плавбаза «Амур» находилась на плановом заводском ремонте, но из которого так и вышла в качестве несамоходного плавсредства, поскольку восстановление паровых машин судостроители в конечном итоге признали делом нецелесообразным.
Как следует из отечественной библиографии, занятия (а одномоментно учебные аудитории способны были вместить триста с курсантов!) «совмещались с работами по ремонту и оборудованию учебной базы. Вскоре заработала мастерская по ремонту двигателей для осоавиахимовских плавсредств. В первой половине августа отремонтировали три подвесных шлюпочных мотора, обнаруженных в складах военного порта. Из отдельных частей собрали три мотора для осоавиахимовцев Перми. Начала работать коротковолновая радиостанция, между трубами расположился не планировавшийся ранее авиационный кабинет. Возник он в связи с тем, что Ленинградская организация Осоавиахима передала на «Амур» исправный гидросамолёт».
Но помимо курсантов и представителей командно-строевого состава на борт плавбазы «Амур» ежедневно, но только, само собой разумеется, сугубо на правах экскурсантов поднимались до сотни экскурсантов (в том числе целыми классами – ленинградское школьники!) и членов различных делегаций.
Место стоянки «Амура» в городе на Ниве несколько раз менялось, что вызывалось необходимостью сократить время в пути добиравшимся с городских окраин молодым рабочим. Так, в разное время плавбаза «Амур» помимо Набережной Красного Флота отдавала швартовы у Горного института, у Петропавловской крепости, у Арсенальной набережной и вблизи некоторых из крупных предприятий.
Однако всякое новое место стоянки не разрешало изначальные бытовые трудности: электроэнергия – она по кабелю с берега и всегда с перебоями, отопление не работало, напрочь отсутствовал и собственный пищеблок…
Ежегодно в тёплое время года курсанты под началом своих командиров и наставников уходили дальние шлюпочные походы – в Москву, Астрахань, Сталинград и Пермь.
Кроме того, на плавбазе согласно текущему плану политико-воспитательной работы, регулярно проводились встречи курсантов с активными участниками революционных событий и героями сражений Гражданской войны с врагами Советской власти.
17 марта 1938 года «Амур» по требованию оборонного ведомства был возвращён обратно в состав ВМФ, где 9 мая 1938 года его переклассифицировали в самоходную плавбазу подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. В связи с этим к лету 1941 года он прошёл через заводской ремонт, который, в частности, повлёк за собой и внутреннюю перепланировку корабельных помещений.
С июня 1941 года – в Ораниенбауме (с 1948 года – город Ломоносов) как матчасть, по одним данным, учебного дивизиона подводных лодок Краснознамённого учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, а по другим – бригады подводных лодок, при этом преимущественно-де обеспечивал её вооружённый подводными лодками типа «Щ» 14-й дивизион. При этом с «Амура» сняли английское и итальянское орудия, после чего их установили в Ораниенбауме перед входом в штаб соединения охраны водного района.
В 10.25 мин 21 июня 1941 года ледоколом «Трувор», который тянул «Амур» за собой на буксире, доставлен в Таллинн, где 22 июня был поставлен к борту линейного корабля «Октябрьская революция», а ещё через неделю – в Каботажной гавани, где плавбаза «Амур» начала обеспечивать подводные лодки КБФ.
В августе 1941 года вражеская бомба угодила в машинное отделение, в связи с чем в ночное время 28 августа 1941 года «Амур» был затоплен с целью заграждения входа в гавань.
Поднят был в 1951 года силами аварийно-спасательной службы КБФ и в том же году на полуострове Пальясар разобран на металл…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
     

Фото отсюда: https://arsenal-info.ru/b/book/3310160592/11

Навигация

[0] Главная страница сообщений