VIII-Форум Особого Назначения: спецслужбы, правоохранительные и пенитенциарные структуры > Флотские структуры НКВД-МВД-МГБ СССР

Флотские структуры правоохранителей

(1/5) > >>

Sobkor:

Коллеги, представляю Вашему вниманию статью, подготовленную многоуважаемым Александром Вячеславовичем Москвиным. Этому авторскому произведению со дня на день предстоит стать одной из глав в новой солидной военно-исторической книге, которая грядущей весной будет выпущена Объединённой редакцией МВД России в ознаменование 70-летия Великой Победы.

СТРАЖИ ПРАВОПОРЯДКА В… БЕСКОЗЫРКАХК 22 июня 1941 года костяк флотской группировки сил НКВД СССР составляла Морпогранохрана в лице следующих частей и подразделений (но без учёта аналогичных структур, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке):
- 1-й Северный отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Мурманского округа. Место дислокация – порт посёлка Кувшинская Салма Мурманской области;
- 1-й Балтийский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Ленинградского округа (Тронгзунд) с местом базирования в портах городов Тронгзунд (1-й и 3-й дивизионы пограничных судов, группа рейдовых катеров) и Ораниенбаум (2-й дивизион пограничных судов);
- 2-й Балтийский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных НКВД Прибалтийского округа, организационно состоявший из трёх дивизионов пограничных судов: 1-й – в Таллинне; 2-й – в Либаве (ныне – Лиепая), 3-й – в Усть-Нарве;
- дивизион катеров Отдельного отряда береговой охраны войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Прибалтийского округа. Дислоцировался на полуостров Ханко;
- 1-й Черноморский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа (порт города Одессы);
- 2-й Черноморский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа (порт города Балаклавы);
- 3-й Черноморский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Грузинской ССР (порт города Очамчири);
- 4-й Черноморский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Молдавской ССР (порт города Килия);
- 1-й и 2-й дивизионы пограничных судов 32-го Новороссийского морского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа;
- дивизион катеров 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа;
- 1-й Каспийский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Азербайджанской ССР (г. Баку) в лице двух дивизионов пограничных судов: 1-й – в Баку и 2-й – в порту Ильича;
- дивизион пограничных судом 4-го Архангельского морского пограничного отряда войск НКВД СССР (находился в центральном подчинении ГУПВ НКВД СССР);
- Морской контрольно-пропускной пункт «Ленинград» Управления пограничных войск НКВД Ленинградского округа;
- Учебный отряд морских частей пограничных войск НКВД СССР (г. Анапа), в том числе Учебный дивизион катеров;
- Военно-морское пограничное училище войск НКВД СССР (г. Ленинград);
- катерная группа войск НКВД СССР (г. Беломорск);
- 1-я морская пограничная школа младшего начсостава НКВД СССР (г. Балаклава) Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа;
- 2-я морская пограничная школа младшего начсостава войск НКВД СССР (г. Махачкала);
- 5-я морская пограничная школа младшего начсостава войск НКВД СССР Управления пограничных НКВД Ленинградского округа.
Помимо этого, союзный наркомат внутренних дел имел собственные судостроительные верфи плюс – несколько десятков морских и речных судом гражданского назначения, находившихся, главным образом, в собственности структур уголовно-исполнительной системы и, прежде всего, Главного управления лагерей гидротехнических строительств (Главгидрострой) НКВД СССР.
Военные моряки, чьи бескозырки были украшены лентами с надписью «Морпогранохрана НКВД», как члены экипажей штатных плавсредств в лице скоростных катеров и глиссеров входили также в состав многих из пограничных линейных застав, которые охраняли морские, речные и озёрные участки госграницы. Такие же моряки-срочники являлись и военнослужащими ряда тех полков и отдельных батальонов войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности, которым по штату полагались катера типа «А». И, например, краснофлотцев в рядах своего личного состава имел 155-й стрелковый полк, осуществлявший охрану гидросооружений Беломорско-Балтийского канала имени Сталина.
В связи с гитлеровской агрессией против СССР был приведён в действие «мобплан МП-41», в соответствие с которым дислоцировавшиеся на Каспии, Чёрном и Балтийском морях, а также в Заполярье воинские части Морпогранохраны в течение 22 и 23 июня 1941 года перешли в оперативное подчинение наркомата военно-морского флота СССР (а непосредственно на местах – в оперативное подчинение флотов и флотилий), что в свою очередь было объявлено 23 июня 1941 года шифрограммой Главного управления пограничных войск НКВД СССР.
30 июня 1941 года на основании совместного приказа НКВМФ СССР и НКВД СССР произошла ещё одна передача из структур чекистского ведомства флоту и на сей раз ста двадцати пяти находившихся в постройке боевых и служебно-вспомогательные судом, включая СКР ледокольного класса, большие и малые охотники, бронекатера проекта С-40, катера типа «БКМ-2», «БК-22 и «КМ-4», буксиры морские и речные, шхуны типа «Дрифтер», мотоботы, морские и речные (наливные и сухогрузные) баржи, маломерные разъездные катера типа «ЗИС-5». Большая часть из этих плавсредств была вскоре достроена и, таким образом, успела принять участие в боевых действиях 2-й Мировой. Но некоторые из судов и, например, СКР «Пурга» и СКР Алмаз» в 1941 году оказались законсервированными и к их достройке государство приступило уже после Победы, а вот такой же законсервированный СКР «Изумруд» в послевоенный период прямо на стапеле пришлось разделать на металл.
Де-юре в состав советских Военно-Морских сил перечисленные выше части, подразделения и суда Морпогранохраны окончательно вошли на основании совместного приказа НКВМФ СССР и НКВД СССР № 00346/001403 от 23 августа 1941 года «О приёме-передаче из НКВД в НКВМФ морских частей и подразделений пограничных войск». Всего в результате союзным наркоматом внутренних дел было передано флоту 8 отрядов, 4 дивизиона, 11 сторожевых кораблей, 310 сторожевых катеров, 47 служебно-вспомогательных судов и 125 судов, находившиеся в постройке, а вот личного состава – свыше десяти тысяч человек, включая курсантов Военно-морского пограничного училища. Кстати. летом сорок первого в состав действующих флотов по мобпреписаниям убыли и многие из профессиональных офицеров-моряков из числа представителей центрального аппарата НКВД СССР, в том числе и родной дядя Президента РФ В.В. Путина по матери – капитан 3 ранга Иван Иванович Шеломов. К началу войны последний, напомним, стоял во главе 7-го отделения оперативного отдела 1-го управления ГУПВ НКВД СССР. 7 июля 1941 года он убыл на Краснознамённый Балтийский флот, где принял должность начальника 1-го (оперативное) отделения Военно-морской базы «Ручьи».
Вкратце о судьбе, некоторых из структур Морпогранохраны. Итак, 1-й Балтийский отряд пограничных судов прекратил своё существование 11 сентября 1941 года, поскольку в этот день он составил костяк сил ново сформированного 2-го дивизиона сторожевых катеров Истребительного отряда охраны водного района главной базы КБФ.
2-й Балтийский отряд пограничных судов 25 июня 1941 года переформировали в истребительный отряд охраны водного района главной базы КБФ.
С 26 июня 1941 года стали полноправными боевыми единицами ВМФ: Северного флота - 4-й Архангельский морской пограничный отряд; Дунайской военной флотилии (I ф) – 4-й Черноморский отряд пограничных судов; сил охраны водного района Военно-морской базы «Ханко» – Дивизион катеров Отдельного отряда береговой охраны УПВ НКВД Прибалтийского округа. В этот же день на формирование Иоканьгской военно-морской базы Северного флота был обращён 1-й Северный отряд пограничных судов. К слову сказать, со 2 августа 1941 года эта база уже находилась в подчинении командования ново созданной Беломорской военной флотилии, при этом 20 сентября 1941 года из судов бывшего 1-го отряда здесь был создан 2-й дивизион сторожевых кораблей всё той же флотилии.
В июле 1941 года в городе Ульяновске чекистское ведомство сформировало на базе анапского Учебного отряда морских частей пограничных войск НКВД СССР одноимённый Учебный отряд, но только теперь в него помимо самой бывшей анапской «учебки» вошли также Военно-морское пограничное училище, 1-я и 5-я морские пограничные школы младшего начсостава. Однако через несколько считанных недель и эта новая в/ч тоже целиком поступила в распоряжение ВМФ, где уже в октябре 1941 года её целиком обратили на формирование Волжской военной флотилии.
Специально оговоримся, что в состав флота наряду с другими структурами Морпогранохраны не были, однако, переданы военные моряки, проходившие службу на «сухопутных» пограничных застав. Это категория военнослужащих вообще оказалась как бы забытой вышестоящими штабами. По крайней мере, безвозвратные потери среди неё, за редким исключением, не отражены ни в скорбных списках, составленных по линии НКВД СССР, ни в скорбных списках, составленных по линии НКВМФ СССР.
30 августа 1941 года из состава 155-го стрелкового полка войск НКВД СССР для нужд Беломорской флотилии Северного флота были изъяты оба штатных катера типа «А» с бортовыми номерами «47» и «49». Впоследствии они использовались как катера-тральщики и в данном качестве принимали участие в обеспечении перевода через Беломорканал подводных лодок с Балтийского флота на Северный, в боевых действиях на Онежском озере, в Свирско-Петрозаводской наступательной операция июня 1944 года, а также в защите коммуникаций и баз в Рижском заливе. Военная служба для них закончилась 22 августа 1945 года, когда оба были разоружены и переобородованы в плавсредства.
И последнее: в первых числах июля 1941 года четырнадцать судов Балттехфлота Спецгидростроя НКВД СССР были мобилизованы для боевой службы на Краснознамённом Балтийском флоте. Это буксирные пароходы «БП № 85», «Зарница» и «Радуга» и двеннадцать грунтовозных шаланд – «Амгунь», «Бира», «Бурея» «Волга», «Зея», «И-8», «Кама» «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа». Шаланды ко второй половине того же июля оказались переоборудованными в имеющие достаточно мощное артиллерийское вооружение канонерские лодки, при этом шесть из них («Бира», «Бурея», «Нора», «Селенмджа», «Олёкма» и «Лахта») получили приказ усилить собой корабельную группировку Ладожской военной флотилии, а остальных же оставили на Балтике и, в частности, в Таллинн из Ленинграда в подчинение командования 1-го дивизиона канонерских лодок КБФ на всех парах ушла старенькая, но вполне ещё боеспособная «И-8»…
В свою очередь из состава Азовтехфлота Спецстроя НКВД СССР в тот же период «васильковую фуражку» на «бескозырку» сменили два буксирных парохода («Зарница» и «Радуга») и пять грунтовозных шаланд – «Буг», «Днестр», «Дон», «Кубань» и «Рион». Все они стали боевыми единицами прославленного Черноморского флота.
Александр МОСКВИН (г. Сыктывкар),
капитан внутренней службы в отставке,
активист работающего при еженедельнике МВД России «Щит и меч»
неформального клуба историков спецслужб.

В ледовом походе по Ладоге – советская канонерская лодка «Бира». Это бывшая грунтовозная шаланда Балттехфлота Спецгидростроя НКВД СССР, мобилизованная 4 июля 1941 года в состав Военно-Морского Флота и 14 июля 1941 года переоборудованная в боевую единицу Краснознамённого Балтийского флота. С 17 июля 1941 года по 23 сентября 1944 года «Бира» несла боевую службу на Ладоге. На снимке внизу запечатлены члены экипажа канонерской лодки «Бира», удостоенные в 1944 году боевых наград:


В водах Ладожского озера – советская канонерская лодка «Зея». Она усилила собой корабельную группировку Краснознамённого Балтийского флота 3 сентября 1941 года, а вот до 20 августа 1941 года эта была грунтовозная шаланда Балттехфлота Спецгидростроя НКВД СССР. «Зея» участвовала в обороне Ленинграда. Разоружена была только 22 августа 1945 года.



На своём борту советская канонерская лодка «Нора» несла мощное вооружение и особенно с 1943 года, когда последнее было существенно усиленно, в том числе и посредством двух 130-мм артиллерийских установок «Б-13». Однако по факту рождения она… грунтовозная шаланда. Именно в таком качестве её построили в 1939-1941 году по заказу Балттехфлота Спецгидростроя НКВД СССР в немецком Гамбурге на судоверфи «Deutsche Werft AG». Начиная с февраля 1941 года, судно как грунтовозная шаланда и трудилась на Балтике. Однако 10 июля 1941 года «Нору» мобилизовали на военную службу в советский ВМФ, в результате чего она с 24 июля 1941 года – канонерская лодка Краснознамённого Балтийского флота с подчинением в период с 26 июля 1941 года по 23 сентября 1944 года командованию Ладожской военной флотилии.



На представленном снимке – героически погибшая 23 августа 1942 года в порту Темрюка советская канонерская лодка «Дон». «Дон» – бывшая одноимённая грунтовозная шаланда Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД СССР. Будучи мобилизованной для боевой службы, она 7 июля 1941 года стала сторожевым кораблём Чёрноморского флота, а 19 сентября 1941 года – одноимённой канонерской лодкой Азовской военной флотилии (I ф). Участвовала в обороне Геническа, Мариуполя, Керчи и Темрюка, а также, находясь в составе 2-го отряда высадки, – в Керченско-Феодосийской десантной операции. 23 августа 1942 года в ходе обороны Темрюкской военно-морской базы после того, как иссяк боезапас, была взорвана экипажем в Темрюке ввиду невозможности прорыва в Чёрное море.

Первая половина 1939-х, «три богатыря» войск правопорядка и безопасности – кавалерист, военный моряк и военный авиатор!



Бывший пограничный сторожевой корабль «Рубин» (тип «Бриллиант» проекта 43), который 23 июня 1941 года, согласно мобплану, вошёл в состав Северного флота, где ему был присвоен бортовой № 28. 28 апреля 1942 года участвовал в огневой поддержке десанта, высадившегося на мысе Пикшуев. С июня 1944 года - на ремонте, который уже завершился после окончания войны.


Пограничный сторожевой катер ПК-237 типа МО-2 у берегов полуострова Ханко. 23 июня 1941 года из морпогранохраны НКВД СССР был передан в состав 3-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Военно-морской базы Ханко. Погиб 13 декабря 1941 года в Финском заливе, будучи раздавленными льдами у острова Пенисаари.


Пограничный сторожевой катер ПК-173 типа МО-2 из состава 1-го Балтийского отряда пограничных судов Управления пограничных войск НКВД Ленинградского округа. 23 июня 1941 года из морпогранохраны НКВД СССР был передан в состав Краснознамённого Балтийского флота. Погиб 30 августа 1941 года в пути следования с боевым заданием из Ленинграда к Ивановским порогам от прицельного огня вражеской береговой артиллерии.Цитата: Nick-69 от 10 Февраля 2017, 23:33:49>>>>Один из важнейших эпизодов битвы за Ленинград – выход противника к Неве в районе Ивановских порогов. Тема актуальных исследований: «Рассказывает краевед из Отрадного Юрий Иванович Егоров: «...Мы знаем, что 8 сентября немцы заняли Шлиссельбург. Но в конце августа начались бои за железнодорожную станцию Мга. А если точнее – 30 августа. К полудню немцам удалось перерезать железную дорогу восточнее Мги. Несмотря на упорное сопротивление гарнизона под командованием майора Лещева, в ходе ожесточенного рукопашного боя и со значительными потерями немцы прорвались к вокзалу и заняли восточную часть посёлка. В течение всего дня ожесточенный бой шел и в самом поселке. 3-й батальон 90-го пехотного полка немецкой армии двигался вдоль правого берега реки Тосны к ее устью. Южнее кировской железной дороги батальон занял село Ивановское (ныне Отрадное). Таким образом, этот батальон оказался первым из подразделений армии «Север», сумевших достичь левого берега Невы. Я напомню: шел 70-й день с начала войны. Он стал для местных жителей села Ивановское первым днем немецкой оккупации.
Выход немцев к Неве в районе Ивановских порогов стал полной неожиданностью для Смольного. Днем в кабинете заместителя командующего фронтом адмирала И.С. Исакова по обычному городскому телефону раздался звонок, и отчаянный женский голос сообщил, что немцы в районе Ивановских порогов вышли к Неве...
Чтобы уточнить обстановку, на разведку были высланы два катера Ладожской флотилии - «морские охотники». И возле станции «Пелла» с левого берега реки Невы, занятого немцами, на экипажи катеров обрушился шквал пушечно-пулеметного и минометного огня. Расстрелянные в упор, катера затонули со всем личным составом. Таким образом, 30 августа 1941 года была потеряна связь Ленинграда со страной как по железной дороге через Мгу, так и водным путем по Неве. Единственной возможностью сохранения связи с Большой землей был путь по обходным Ладожским каналам до Шлиссельбурга, далее через Неву к причалу на ее правом берегу, куда подходила железная дорога Ленинград – Шлиссельбург. Но беда заключалась в том, что там был только один пассажирский причал для небольшого парохода «Арзамас». Именно он перевозил людей на левый берег. Речные грузовые баржи швартоваться к нему практически не могли. Других причалов не было. Да и вообще, правый берег Невы был недоступен из-за сплошного нагромождения подводных камней и валунов. К тому же после выхода немецких войск к Неве правый берег в районе Шлиссельбурга, как и сам город, стал подвергаться ожесточенной бомбардировке. Поэтому можно считать, что уже с 30 августа 1941 года Ленинград оказался фактически в блокаде. О потере Шлиссельбурга Москва узнала только 9 сентября, причем из официального немецкого сообщения...». Источник: http://kirovsk.monavista.ru/news/1957841/<<<<

Май 1942 года, Дальний Восток, экипаж пограничного катера «К-2» изучает материальную часть станкового пулемёта «максим» как табельного средства вооружения своего построенного из дерева боевого плавсредства. Оригинал данного фото хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5810311, номер по ГИК (КП) – 18615/18.
http://www.liveinternet.ru/users/verajera/post418176444/ – вот здесь на правах дайджеста размещён очерк «НКВД В БЕСКОЗЫРКАХ» нашего многоуважаемого эксперта из Краснодара Александра Вячеславовича Москвина. Нельзя не отметить. что инициатор перепечатки неплохо проиллюстрировал материал, в том числе сканами с нашего уважаемого Форума!

Очерк нашего многоуважаемого коллеги из Сыктывкара капитана внутренней службы в отставке Александра Вячеславовича Москвина о флотской доблести НКВД СССР со страниц изданной весной 2016 года Книги Памяти МВД России. См. ниже.


Москвин Александр Вячеславович:
Цитата: Летнаб от 29 Января 2015, 19:10:59>>>>Цитата: Sobkor от 29 Января 2015, 15:27:22>>>>- 2-й Балтийский отряд пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных НКВД Прибалтийского округа, организационно состоявший из трёх дивизионов пограничных судов: 1-й – в Таллинне, на вооружении имел четыре сторожевых корабля (ПСКР «Аметист», «Коралл», «Охт» и «Уран») и шестнадцать сторожевых катеров – двенадцать типа «МО-2», два марки «МКМ» и также два марки «КМ»; 2-й – в Либаве (ныне – Лиепая), на вооружении имел четырнадцать сторожевых катеров – одиннадцать типа «МО-2», один марки «МКМ» и два марки «КМ» («Партизан» и «Стрела»); 3-й – в Усть-Нарве, на вооружении имел двадцать четыре сторожевых катера – десять типа «МО-2», два марки «МКМ», десять марки «КМ» и два марки «БК»
<<<<
При всем уважении к Александру Вячеславовичу, хотелось бы узнать источник информации о корабельном составе 2-го Балтийского отряда пограничных судов. Капитан 2-го ранга В. А. Сутормин в своей статье "Формирование и служебно-боевая деятельность морских пограничных частей в Прибалтике", опубликованной в 61-м номере журнала "Гангут", со ссылкой на документальный фонд Музея морских частей пограничных войск приводит абсолютно иной корабельный состав отряда.
<<<<Труд "Краснознаменный Балтийский Флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг." книга первая "Оборона Прибалтитки и Ленинграда 1941-1944 гг." Москва. Наука. 1990., статья "Балтийская морская пограничная охрана в войне" на стр. 342 указан состав 2-го БОПС.
1 дивизион - 12 катеров типа "МО", 2 типа МКМ(железные), 10 типа "КМ", пскр(бывшего Эстонского флота) Охт, Уран, Аметист, Коралл.
2 дивизион - 11 катеров типа "МО", 1 типа "МКМ",  два катера бывшего Латвийского флота "Партизан", "Стрела".
3 дивизион - 10 катеров типа "МО", 2 типа "МКМ", 10 катеров "КМ", 2 типа "БК".

Летнаб:
Александр Вячеславович, благодарю Вас за указанный источник. Теперь о том, почему я задал этот вопрос. Как уже было сказано, в статье В.А. Сутормина "Формирование и служебно-боевая деятельность морских пограничных частей в Прибалтике" говорится следующее: "26 августа 1940 года приказом по Балтийскому отряду погрансудов НКВД Прибалтийского округа он был объявлен сформированным. В приложении к приказу объявлялся штатный и списочный состав отряда. Приказом НКВД СССР от 18 октября 1940 года Таллинский Балтийский отряд пограничных судов получил новое наименование – 2-я Балтийский отряд пограничных судов.
В состав вновь сформированного отряда пограничных судов (ОПС) вошли: командование, штаб, отдел политпропаганды, клуб, узел связи, комендантский взвод, санитарная служба, финчасть (всего в управлении 127 чел.); подразделение Таллинского порта, включавшего управление, техотдел, судоремонтную мастерскую, электростанцию, боепитание, отдел материально-технического обеспечения, гараж, хозкоманду, пожарную команду (всего в порту 102 чел.), плавсредства порта и три дивизиона катеров, также имевших свои управления, а дислоцировавшиеся в Либаве и Усть-Нарове - дополнительно свои береговые радиостанции, отделения материально-технического обеспечения, судоремонтные мастерские, боепитание, санслужбы, политаппарат и береговые команды".
Плавсредства 2-го Балтийского ОПС представлены ниже.
Таллинский порт:
катер типа "БК-2" - К-275.

1-й дивизион:
- сторожевой корабль типа "Охт" (проект 122*) "Топаз", катера типа "МО-4" - ПК-200, ПК-201, ПК-202, ПК-203, ПК-204, ПК-205, ПК-206, ПК-207, ПК-208, ПК-209, ПК-210, ПК-211;
- катера типа "КМ-4" - К-277, К-278, К-279, К-280, К-281, К-282, К-283, К-284, К-285;
- катер типа "МКМ" - К-271, ПС (буксир) "Уран"; катер КП-11 (внештатный, бывшая финская канлодка "Tarmo"); катера №№ 1, 2, 3, типа "Лимузин" (внештатные, бывшие эстонские разъездные катера).

2-й дивизион:
- катера типа "МО-2" - ПК-216, ПК-217;
- катера типа "МО-4" - ПК-212, ПК-213, ПК-214, ПК-215, ПК-218, ПК-219, ПК-220, ПК-221, ПК-222, ПК-223; катер типа "КМ-4" - К-296, К-297;сторожевой корабль "Коралл" (бывший литовский "Pirmunas", ранее - "Prezidentas", "Prezidentas Smetona", с сентября 1940 г. до января 1941 г. - "Задорный"); ПС "Юпитер" (бывший латвийский "Varonis"); катер К-267 (бывший литовский "Partizanas"); катера типа "К" - К-271, К-272; катер типа "МКМ" - К-274. Перед началом войны ко 2-му дивизиону прикомандировали сторожевой корабль "Аметист" (бывший эстонский "Sulev") Военно-морского пограничного училища НКВД.

3-й дивизион:
- катера типа "МО-2" - ПК-225, ПК-226, ПК-227, ПК-227, ПК-228, ПК-229, ПК-230, ПК-231;
- катера типа "МО-4" - ПК-224, ПК-232, ПК-233, ПК-234, ПК-235;
- катера типа "КМ-2" - К-286, К-287, К-288, К-289, К-290, К-291, К-292, К-293, К-294, К-295".

Вместе с тем, статья В. А. Сутормина вызывает ряд вопросов. Итак.

Цитировать>>>>Таллинского порта<<<<
Нигде, кроме процитированной статьи В.А. Сутормина, мне не удалось обнаружить упоминания о так называемом Таллинском порту. Так, в "Перечне № 19 органов управления, соединений кораблей, частей и учреждений Краснознаменного Балтийского флота" на стр. 244 есть сведения только о Ленинградском морском порту (бывший морской порт НКВД) со сроками вхождения в состав Действующей Армии с 22.06.41 по 13.06.42.

Цитировать>>>>катер типа "БК-2" - К-275<<<<
В справочнике С.С. Бережного (Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.) указанный катер не значится.

Цитировать>>>>К-277, К-278, К-279, К-280, К-281, К-282, К-283, К-284<<<<
В справочнике С.С. Бережного все перечисленные катера отнесены к типу "КМ-2".

Цитировать>>>>катера типа "К" - К-271, К-272<<<<
В справочнике С.С. Бережного не упоминаются как катера типа "К" в целом, так и катера К-271, К-272 в частности. В иных источниках ( http://navyworld.narod.ru/sb01.htm#LM-22 ) история и судьба К-271 рассмотрены достаточно подробно, а вот о К-272 информации нет.

Цитировать>>>>ПК-224<<<<В справочнике С.С. Бережного указанный катер отнесен к типу "БК-02".
Также в данном справочнике не встречаются сведения о катерах ПК-222, ПК-223, ПК-233, ПК-234, ПК-235, К-285, К-286, К-287, К-290, К-291, К-296, К-297.

Sobkor:
Явно что раздираемый изнутри чувством чёрной до злобности зависти, один ничтожно-карикатурный персонаж развязал за рамками нашего Форума что-то вроде грязной кампании по дискредитации представленной в данной теме авторской работы многоуважаемого Александра Вячеславовича Москвина. В связи с этим мне не остаётся ничего иного, как публично подчеркнуть те исключительно эксклюзивные стороны статьи нашего сыктывкарского коллеги, которые откровенно поднимают его как автора над большинством из ведомственных летописцев ПВ.
Сначала напомню, что публикации о Морпогранохране НКВД СССР в ведомственной библиографии ПВ, начиная, как минимум, с конца 1960-х и по сей день, написаны словно под копирку: в целом одни и те же факты и трактовки ну, может быть, за исключением «арифметики» в отношении корабельной группировки сил – встречаются незначительные расхождения в численности и идентификации катеров тех или иных типов и марок. Разнятся те бессчётные публикации, по сути, только заголовками да фамилиями в подписях!
На грани пародии указываемый в них и список первоисточников – сплошняком «круговые» ссылки друг от друга да на одни и те же дела из фондов современного ЦПА ФСБ России! При этом практически ни у кого из тех авторов нет ссылок на документы ЦВМА. И это, между прочим, несмываемый позор всех такого рода недобросовестных авторов! Кстати, в силу последней причины, насколько понимаю, и та наличная разница у пограничных и флотских ведомственных историков в подсчёте и идентификации судов, принятых ВМФ летом 1941-го от ГУПВ. С учётом того, что пограничная историография ещё с эпохи 1960-х неизлечима заражена ядовитым синдромом кисловщины, нам, неформальным историкам спецслужб, особо, увы, не приходится доверять сведениям, подчерпываемым со страниц погранмакулатуры! Скажу больше: всякая попытка пользоваться только фактами со страниц погранмакулатуры неминуемо превращает таких горе-исследователей в невольных фальсификаторов боевой летописи органов и войск правопорядка и безопасности, а, значит, и в несгибаемых апологетов пресловутой кисловщины!
Поскольку многоуважаемому Александру Вячеславовичу не посчастливилось пока пополнить собой ряды завсегдатаев читальных залов ЦПА и ЦВМА, то он, разумеется, в подсчёте и идентификации судов корабельной группировки сил Морпогранохраны НКВД СССР обречён оставаться в заложниках авторов официальных публикаций. И в данном случае, специально подчеркну, это его исключительное право как автора собственной работы самому расставлять приоритеты в датах и цифрах, которые он же и отыскал на страницах официальной библиографии! А, будучи дипломированным историком с университетским образованием, делает он это вполне профессионально!
Знаю, что один из титулованных представителей официальной историографии погранвойск за глаза упрекнул многоуважаемого Александра Вячеславовича за отсутствие приложенного бы к очерку «Стражи правопорядка в… бескозырках» списка использованной литературы. На это отвечу традиционно, как всегда отвечаю на подобные упрёки со стороны оконфуженных учёных мужей, которым просто-напросто больше нечем крыть: в публичной журналистике, уважаемые господа, свои непреложные законы и правила! Вот когда работа А.В. Москвина станет частью его же монографии, тогда-то и начинайте требовать от автора такой список, как, впрочем, и все прочие строго необходимые для монографии атрибуты!
А теперь об эксклюзивной стороне работы многоуважаемого Александра Вячеславовича: А.В. Москвин – это, похоже, первый из коллег-исследователей, которому хватило мужества противостоять прокрустову ложу темы Морпогранохраны. Его взгляд шире – на всю флотскую инфраструктуру союзного НКВД! И сделал он это, между прочим, далеко не в первый раз! Вот здесь, к слову сказать, его попытка исследования в отношении флотских структур «охранных» войск НКВД СССР, датированная ещё весной 2009 года: http://voenspez.ru/index.php?topic=1881.0
И он же первый из коллег-исследователей, кто в рамках тематики Морпогранохраны задался вопросом о судьбах офицеров-моряков, к началу Великой Отечественной войны проходивших службы в центральном аппарате ГУПВ!
Он же (но наряду с нашим многоуважаемым коллегой из Минска полковником запаса В.А. Тылец-Зинкевичем!) вновь заострил внимание общественности практически на полную не изученность большой наукой (и, прежде всего, к их же стыду ведомственными историками ПВ!) темы флотских подразделений, входивших на штатной основе в состав линейных погранзастав и погранкомендатур!
В свете всего вышеизложенного я ещё раз горячо приветствую многоуважаемого Александра Вячеславовича Москвина как автора-дебютанта и в очередной раз подтверждаю, что тот его очерк как произведение – истинное украшение нашего Форума! А злопыхатели пускай продолжают источать флюиды чёрной злобы и граничащей с ненавистью зависти. Для нас, форумчан, это всё как честно заслуженная похвала!

Nick-69:
Очень важная для этой темы консультация, полученная некоторое время назад в порядке личного обращения у эксперта Анатолия Ивановича Фёдорова:
Цитата: aif от 08 Января 2014, 21:16:44>>>>Цитата: Nick-69 от 08 Января 2014, 20:56:15>>>>Анатолий Иванович, у меня к Вам вопрос как к эксперту. За счет чего может выжить при бомбежке и обстреле канонерка типа «Амгунь» (бывшая грунтоотвозная шаланда НКВД)? Пишут, что хорошо маневрировала. Но скорость-то у нее – 9 узлов. Могут ли влиять на ее живучесть какие-то особенности конструкции? Заранее благодарю за ответ.<<<<
Ну, какие там особенности конструкции у шаланды для отвоза грунта...
Единствено у нее очень мала высота надводного борта в грузу. То есть меньше заметность. Но коль ее обнаружили и начали бомбить или обстреливать, то тут главную роль играет маневренность по курсу (скорость хода важна  для уклонения от торпед на кормовых курсовых углах обнаружения). А это уже практически целиком мастерство командира (капитана).<<<<

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница