VIII-Форум Особого Назначения: спецслужбы, правоохранительные и пенитенциарные структуры > Флотские структуры НКВД-МВД-МГБ СССР

Окружная морская база ОГПУ Северо-Кавказского края, 1922-1933 гг.

(1/3) > >>

Nick-69:
Командир Окружной морской базы ОГПУ Северо-Кавказского края Франц Янович Вакке. Жаль только, что никто ничего о нём не знает.

В списке знамен – только два шефских:


Также 1-го мая 1933 года (первомайское обязательство?) шефом базы стала Новороссийская электростанция "НОВОРЭС", а сама база с июня 1932 г. шефствовала над Коммуной "Красное Черноморье".

Предшественниками этой ОМБ значатся Черноморская пограничная флотилия, 3-й морской погранотряд, а также Морская инспекция Черноморского погранотряда, 32-й Новороссийский погранотряд ВОГПУ.
Что касается преемника, то таковым, исходя из диспозиции материалов в деле и общего контекста, следует считать Морпогранбазу № 5 НКВД СКО, "врид командир(а)" которой на январь 1938 г. был капитан-лейтенант Кузнецов. Некоторые штрихи к строительству части:


Судя по немногочисленным сведениям в разделе "Караульно-сторожевая служба", эпохе НЭПа пограничники были "обязаны" турецкой контрабандой, борьбу с которой вел в 1923 г. 3-й отряд Черноморпогранфлотилии ОГПУ. Более всего отличилось погрансудно (истребитель) "Летучий". Со слов бывшего командира отряда Ткаченко фиксируются два эпизода в августе и сентябре 1923 г. Одно судно с контрабандой было задержано командиром "Летучего" Павловским между Лазаревским и Туапсе, другое, носившее имя "Илдыз" и имевшее контрабандный груз галантерейных товаров - в районе Туапсинской комендатуры. Это "м.с." (моторное судно - парусно-моторная шхуна - примечание К.Б. Стрельбицкого) впоследствии вошло в списки судового состава погранфлотилии.

К 92-й годовщине фактического начала несения погранслужбы в составе Береговой Обороны МСЧМ погрансудна "Летучий"Цитата: Nick-69 от 19 Августа 2014, 22:20:02>>>>Судя по немногочисленным сведениям в разделе "Караульно-сторожевая служба", эпохе НЭПа пограничники были "обязаны" турецкой контрабандой, борьбу с которой вел в 1923 г. 3-й отряд Черноморпогранфлотилии ОГПУ. Более всего отличилось погрансудно (истребитель) "Летучий"...<<<<До начала использования в охране побережья катер "Летучий" постройки Ленинградской верфи принадлежал Службе связи ШМСЧМ (очевидно, – штаб морских сил Черного моря) с дислокацией в Новороссийске.
На первое сентября 1922 года в характеристике "Элементы катера "Летучий" приводятся следующие данные (дословно):
Корпус деревянный - килевой.
Длина – 62 фута.
Ширина – 9 фут.
Осадка – 4,5 фут.
Скорость хода – 15 узлов.
Район плавания – 200 миль.
Вооружение – 1 пулемет "максим".
Два мотора "Вамблерк" по 150 сил.
Команда – 8 человек.

Цитата: Nick-69 от 19 Августа 2014, 22:26:56>>>>Судя по немногочисленным сведениям в разделе "Караульно-сторожевая служба", эпохе НЭПа пограничники были "обязаны" турецкой контрабандой, борьбу с которой вел в 1923 г. 3-й отряд Черноморпогранфлотилии ОГПУ. Более всего отличилось погрансудно (истребитель) "Летучий". Со слов бывшего командира отряда Ткаченко фиксируются два эпизода в августе и сентябре 1923 г. Одно судно с контрабандой было задержано командиром "Летучего" Павловским между Лазаревским и Туапсе, другое, носившее имя "Илдыз" и имевшее контрабандный груз галантерейных товаров – в районе Туапсинской комендатуры. Это "м.с." (моторное судно – парусно-моторная шхуна – примечание К.Б. Стрельбицкого) впоследствии вошло в списки судового состава погранфлотилии.<<<<Ряд фрагментов формуляра демонстрирует усложнение буквенных обозначений контрабандных моторных судов. Оригинальная аббревиатура стала выглядеть вот так: "п/м.с.", что расшифровывается как "парусно-моторное судно".
Таковых судов к середине 20-х обнаруживается два, причем упомянутый "Илдыз" так и не был переименован, в отличие от своего собрата по контрабандному несчастью (и погрансчастью  :)) п/м.с. "Пограничник". Единожды (в контексте продажи судна за непригодностью к дальнейшей службе 24.04.1925 г.) применительно к "Илдызу" употребляется аббревиатура п/м.ф. Таким образом, с помощью уважаемого К.Б. Стрельбицкого, вновь выступившего в качестве консультанта, установлено, что погрансудно "Илдыз" было парусно-моторной фелюгой (фелукой).

Цитата: Nick-69 от 01 Сентября 2014, 13:30:33>>>>До начала использования в охране побережья катер "Летучий" постройки Ленинградской верфи принадлежал Службе Связи ШМСЧМ (очевидно, штаб морских сил Черного моря) с дислокацией в Новороссийске.
На первое сентября 1922 года в характеристике "Элементы катера "Летучий"" приводятся следующие данные (дословно):
Корпус деревянный - килевой.
Длина - 62 фута.
Ширина - 9 фут.
Осадка - 4.5 фут.
Скорость хода - 15 узлов.
Район плавания - 200 миль.
Вооружение - 1 пулемет "Максима".
Два мотора "Вамблерк" по 150 сил.
Команда - 8 человек.<<<<Поможем составителю сего: Гражданская война в России: Черноморский флот / Составитель В. Доценко. — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 544 с.: 16 л. ил. — (Военно-историческая библиотека). ISBN 5–17–012874–6. Тираж 5100 экз. / Справочник. В. Гончаров.
Красный флот
1. Азовская флотилия
Создана 8 мая 1920 года из кораблей Доно-Азовской флотилии. Расформирована в начале 1921 года, часть кораблей передана Морским силам Черного моря, остальные возвращены в гражданский флот...
...Других типов — 6 единиц
«Легкий» (№ 303)
«Ловкий» (№ 304)
«Летучий» (№ 305)
«Лихой» (№ 306)
Прибыли в Мариуполь 1 сентября 1920 г. из состава Морских сил Каспийского моря. Технические характеристики неизвестны (возможно — 25 т, 12 узлов, две 75-мм горные пушки, два пулемета)..."
Итак, никаких горных пушек и двух пулеметов!
Ну, а вышеуказанный сборник поможет нам в установлении сенсационного, наверное, факта, который заключается в том, что черноморская морпогранохрана на заре своего существования имела в своем судовом составе... колчаковские речные бронекатера.
"2. Морские силы Черного моря...
б) Морские силы восточной части Черного моря
Созданы в апреле 1920 г. после освобождения Таманского полуострова и Кавказского побережья, первоначально находились в подчинении Кавказского фронта...
Бронекатера — 4 единицы
«Кугуар»
«Пантера»
«Рысь»
«Ягуар»
Водоизмещение 15 т, длина 14,6 м, ширина 2,4 м, осадка 0,6 м. Мощность мотора 72 л.с., скорость 15 узлов. Вооружение — одно 47-мм орудие и пулемет. Экипаж 12 человек.
Построены в 1918 г. на Каме (Мотовилихинский завод) для Сибирской армии Колчака. В июне 1919 г. брошены при отступлении из Перми. В октябре 1919 г. переведены в Астрахань и зачислены в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 13 мая 1920 г. отправлены железной дорогой в Витебск  :) и 28 мая включены в состав формирующейся Западно-Двинской флотилии, но затем перенаправлены на Черное море и 4 октября 1920 г. прибыли в Новороссийск. 25 мая 1921 г. переданы в распоряжение сухопутных войск".
События 1921-22 гг. Записано со слов бывшего командира 3-го отряда ЧПФ ОГПУ т. Ткаченко: "До организации морской пограничной охраны побережья с моря охрана побережья была возложена на  Береговую Оборону МСЧМ, суда которой были дислоцированы в Туапсе в составе: "Рысь", "Пантера", "Ягуар" и "Кугуар". Все эти катера имели плоскодонные металлические корпуса, и вследствие недостаточных мореходных качеств высылались в море только в благоприятную погоду с обслуживанием района Анапа-Сочи. Систематическая охрана границы этими катерами не велась, а были использованы для пограничной службы лишь в особо важных случаях или же при оказии".
Далее, конечно, нам без А.Б. Широкорада - никуда, но забегая вперед, скажу, что ряд его данных, в частности, по мощностям двигателей и по скорости хода катеров расходятся с нашими данными (хотя, нельзя исключать последствий разного рода ремонтов, вплоть до полной переборки). Более того, ни справочник, ни Широкорад не приводят марку моторов бронекатеров - "IKAGAI" (со слов товарища Ткаченко - "ИКИГАТ"). Что для нашего исследования принципиально для понимания того, что замены двигателя не было. Вернее, двигателей, так как их было два, а не один, как ошибочно утверждает справочник (Широкорад здесь, однако, более точен - и мотора два, и японское их происхождение, все же, подчеркнуто).
...А по крупному счету, все широкорады не заменят в данном вопросе вот этого: http://russrivership.ru/public/files/doc1159.pdf
...И там еще ссылочка есть интересная в разделе "Основные показатели": "по материалам К.Б. Стрельбицкого".

Цитата: Nick-69 от 17 Сентября 2014, 01:22:06>>>>События 1921-22 гг. Записано со слов бывшего командира 3-го отряда ЧПФ ОГПУ т. Ткаченко...<<<<Возможно, тот самый товарищ Ткаченко (и какие люди рядом - Федор Раскольников, Лариса Рейснер - это ж, можно сказать, сама воплощенная Революция)! Если он, то прибыл на Черное море вместе с истребителем "Летучий".
"8 первой половине ноября 1919 г. красная 9-я армия начала наступление на отряды Уральской армии генерала B. C. Толстова. Волжско-Каспийская флотилия получила приказ поддержать огнем наступление и высадить десант моряков у села Ганюшкино, примерно в 100 км восточнее Астрахани.
9 ноября с наступлением темноты в море вышли три группы судов. Говоря «море», автор формально прав, но глубина там (на 1913 г.) составляла всего 1,25 сажени, то есть 2,67 м; и лишь кое-где 1,5 сажени — 3,2 м. Понятно, что красные использовали только мелкосидящие суда, зато не приходилось опасаться белых крейсеров.
В первую группу вошли плавбатарея «Сережа» (четыре 102/60-мм и одна 75/50-мм пушки) и пароход «Сыновья», буксировавший ее. Плавбатарея была отбуксирована к деревне Сафоновке. 9–10 ноября плавбатарея вела огонь по Сафоновке, которую 11 ноября заняли части 9-й армии.
Вторая группа — дозорные суда «Екатерина» и «Татарин», вооруженные пулеметами, — под командованием Шурышкина двинулась на село Утеры (Синее Морцо) с целью перерезать белым путь отступления, если они попытаются отступить из Сафоновки в Ганюшкино водой.
Третья группа — две плавбатареи (по одному 76-мм орудию на каждой) и пароход «Смотритель» (2 пулемета) — под командой начдива сторожевых судов Ткаченко двинулась для бомбардировки Сафоновки и левого фланга белых.
Любопытно, что Раскольников 6 ноября приказал командовать третьим отрядом товарищу Рейснер, но военморы Ляльку послали довольно далеко, и в донесении от 11 ноября в этой должности фигурирует уже «т. Ткаченко». Суда третьего отряда приблизились к Ганюшкино на дистанцию 4–5 кабельтовых и начали обстрел села. Однако высадить десант из 380 военморов под командованием товарища Коптева не удалось. Подул сильный северный ветер, и начался спад воды, десантные суда не смогли близко подойти к берегу, а военморы отказались лезть в холодную воду. Пришлось идти обратно".
http://coollib.net/b/193239/read

Цитата: Nick-69 от 17 Сентября 2014, 02:33:02>>>>...А по крупному счету, все широкорады не заменят в данном вопросе вот этого:
http://russrivership.ru/public/files/doc1159.pdf
...И там еще ссылочка есть интересная в разделе "Основные показатели": "по материалам К.Б. Стрельбицкого".<<<<Скоро 15 лет исполнится вот этой публикации нашего многоуважаемого коллеги: Стрельбицкий К. Речные бронекатера типа «Барс» // Моряки в Гражданской войне. М., 2000. С. 28.
Когда сборник вышел в свет, молодому историку флота Н.А. Кузнецову, ссылающемуся на эту работу в своей "Технические аспекты Гражданской войны на реках России (1918–1920 годы)", шел 22-й год. http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=38&fid=12&block=10
Публикация молодого (условно) историка (1978 г.р.) вызывает вопросы. Только у него катер, в других источниках (включая К.Б. Стрельбицкого и справочник) называющийся "Кугуар", носит название "Гепард". Заслуживает ли эта информация доверия, не знаю. Но вот этот фрагмент выглядит спорно:
"При отступлении флотилии в район Тюмени катера были эвакуированы и в дальнейшем служили на реках Сибири.
Известно, что в августе – сентябре 1919 г. на Оби был сформирован дивизион катеров, в который входили «Тигр» и «Барс», а также 4 легких катера. В дальнейшем катера были захвачены Красной армией и продолжили службу в составе Советского флота".

Цитата: Nick-69 от 17 Сентября 2014, 01:20:12>>>>События 1921-22 гг. Записано со слов бывшего командира 3-го отряда ЧПФ ОГПУ т. Ткаченко.
"До организации морской пограничной охраны побережья с моря охрана побережья была возложена на  Береговую Оборону МСЧМ, суда которой были дислоцированы в Туапсе в составе: "Рысь", "Пантера", "Ягуар" и "Кугуар"..."<<<<В оригинале название четвертого бронекатера выглядит как "КИГУАР". Что не удивительно, если вспомнить мотор ИКИГАТ. Но суть не в этом. А в том, что перед нами доселе неизвестный конечный источник информации по этим бронекатерам и, конкретно, по "Кугуару". И если у К.Б. Стрельбицкого, А.Б. Широкорада, тов. Ткаченко, а также в справочнике приводится это название - откуда прокрался "Гепард" в работу Н.А. Кузнецова, отнюдь не страдающую от отсутствия библиографических и архивных ссылок? Ведь гепард и кугуар (пума), хоть и одного семейства, но кошки-то разные.
Приведенные уважаемым К.Б. Стрельбицким данные по бронированию катеров свидетельствуют о его "эксклюзивности" по отношению ко всем прочим судам (в терминологии тех лет - речным боевым кораблям) КРБФ белых:
Борт 12,7 мм
Рубка 19,0 мм
Для сравнения приведу данные уважаемого Н.А. Кузнецова по "типическому" бронированию вооруженных пароходов - судов не специальной постройки:
"Для бронирования применялись тонкие броневые листы толщиной 6-8 мм. Листы эти выделывались на Чусовском заводе. Из брони делались: а – барбеты и орудийные щиты для защиты прислуги орудий, б – пулеметные башни, в – рубка, где сосредоточено управление судном, г – дымоходы...
Подготовкой судов для вооружения и их бронированием ведал энергичный и талантливый корабельный инженер штабс-капитан Е.М. Токмаков. Он задался целью приготовить лекальную броню так, чтобы ее можно было ставить на буксирный пароход любого типа, и чтобы деревянные подкрепления палуб можно было переносить с одного судна на другое. Задачи эти были достигнуты и опыт показал, что при выводе из строя парохода можно было переносить с него вооружение и броню на другой пароход в четырехдневный срок.
Испытания брони показали, что 6 мм лист не пробивается ружейной пулей с расстояния 100 шагов".
Как видим, бронекатера обладали наилучшей противопульной защитой из всех судов белой флотилии!

На фото 1920 года, сделанном, предположительно, в Витебске (судя по очертаниям берега и постройкам на нем) - предположительно, бронекатер "Пантера", вооруженный 47-мм орудием Гочкиса и пулеметом "максим":

Nick-69:
Утром 23 сентября, находясь в составе группы коллег-исследователей в Центральном Пограничном музее Федеральной Службы Безопасности РФ, по случаю своего 45-летнего юбилея  ;D сделал сообщение о "колчаковском" происхождении первенцев советской морпогранохраны на Черном море. Сообщение вызвало интерес. Автор получил предложения от ряда ведомственных изданий о публикации статьи.

Егор Бероев в художественном фильме "Адмирал" совсем не похож на своего героя. На втором фото М.И. Смирнов слева от А.В. Колчака.


Командующий белой Камской речной боевой флотилией контр-адмирал М.И. Смирнов и начальник гидроавиации старший лейтенант В.М. Марченко, погибший в 1937 г. в Испании, сражаясь на стороне Франко. Обратил внимание на сапоги Марченко и вспомнил рассказы о спецсапогах для И.В. Сталина со "встроенным" высоким каблуком.

Nick-69:
С великим трепетом начинаю публикацию своего первого опыта статьи на пограничную тематику, да еще, вдобавок, морскую. Плюс - Гражданская война, что для меня также впервые.

Первенцы советской морпогранохраны

© Роман Никитин, 2014МОТОР ЯПОНСКИЙ, ПОГОН РОССИЙСКИЙ, ФЛОТ – ПОГРАНИЧНЫЙ!Одними из первых, если не самыми первыми, судами молодой республики Советов, которые начали нести пограничную службу на Черном море, были бывшие колчаковские бронированные катера – таков сенсационный факт, установленный историком и журналистом Романом Никитиным в ходе работы с документальным фондом Центрального Пограничного музея ФСБ Российской Федерации.
Тем, кому «за сорок», наверняка знакома эта ироничная песенка-частушка советских лет о Верховном Правителе России адмирале А.В. Колчаке, обыгрыш которой стал заголовком статьи:
«Мундир английский,
Погон российский,
Табак японский,
Правитель – омский».
Довольно ядовитое содержание частушки, с известными оговорками, не противоречит историческим фактам. Есть сомнения по поводу табака, но вот японское происхождение моторов для бронекатеров колчаковской Камской речной боевой флотилии – соответствует истине.
Ее формирование неразрывно связано с военными победами Белого движения на востоке в конце 1918 г., после избрания адмирала Верховным Правителем России и создания Морского министерства, которым стал руководить ближайший сподвижник Александра Васильевича контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов, с апреля 1919 г. также – командующий КРБФ. 25 декабря 1918 года 1-й Средне-Сибирский армейский корпус генерал-майора А.Н. Пепеляева (брата предсовмина колчаковского правительства), нанеся тяжелое поражение 3-й армии РККА под командованием М.М. Лашевича, вступает в Пермь. Уже в середине января на еще скованной льдом Каме начинается подготовка к созданию речной боевой флотилии. Ее структура была окончательно определена приказом начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 192 от 1 марта 1919 г.: штаб командующего флотилией, главная база в Перми и две опорные, а также промежуточные пункты, служба связи и три дивизиона кораблей с приданными им боевыми и вспомогательными судами и плавучими батареями. В состав каждого дивизиона должны были входить 6 вооруженных пароходов, 3 легких катера и 3 бронированных.
Командующий флотилией находился сперва в непосредственном временном, а затем в оперативном подчинении командующему Сибирской армией. Флотилию возглавил, в ранге морского министра, старый соратник А.В. Колчака контр-адмирал М.И. Смирнов.
В числе камских трофеев белых оказались более 50-ти пароходов. Как указывает историк флота Н.А. Кузнецов, еще с Речного боевого флота Народной армии Комитета членов Учредительного собрания (Комуча), действовавшего на Волге летом–осенью 1918 г. «основным типом кораблей… были вооруженные гражданские (главным образом – буксирные) пароходы. Пополнение флота корабельным составом шло двумя путями – благодаря реквизиции и вооружению гражданских пароходов и захвата вооруженных пароходов противника». При этом историк подчеркивает, что согласно терминологии того времени, «речными боевыми кораблями» назывались любые вооруженные суда.
Переоборудование мирных судов для речной войны открыло широчайшее поле для технических экспериментов флотских энтузиастов из офицерского состава, в числе которых, был, например, лейтенант В.С. Макаров – сын прославленного адмирала С.О. Макарова. Но даже на фоне таких инноваций, как съемные броневые листы и деревянные подкрепления палуб для установки орудий, особняком смотрятся 6 бронекатеров специальной постройки типа «Барс», «пограничная» судьба 4-х из которых в начале 20-х до недавнего времени оставалась тайной для всех исследователей, в том числе историков флота, которые, что греха таить, не балуют морских пограничников своим вниманием.
...Для всех, за исключением историка-ветерана погранвойск, капитана 1 ранга в отставке Ф.А. Мошкова, перед которым, впрочем, не стояла, как таковая, конкретная задача выявить колчаковское происхождение родоначальников советской морпогранохраны. Заслуживает самой высокой оценки уже одно то, что в своем кратком историческом очерке «Морская пограничная охрана России: От Петра I до наших дней» он приводит названия четырех бронекатеров типа «Барс», наряду со сторожевыми судами «Ястребом» и «Светланой» (участок Одесса – Перекоп), начавших нести службу по охране границы на Черном море в 1920-21 годах: «Охрана восточного побережья Черного моря от Анапы до Сочи возлагалась на береговую оборону Морских сил Черного моря, суда которой «Рысь», «Ягуар», «Пантера», «Кугуар» дислоцировались на Туапсе. Это были маломореходные катера, выходившие в море только в хорошую погоду». Действительно, сложно было ожидать хороших мореходных качеств от судов, предназначенных для речного плавания, но, видимо, ничего другого для организации охраны водных границ молодой республики в тот момент просто не нашлось – сам флот переживал нелегкие времена. И отнюдь не горел желанием предоставлять для охраны морских рубежей лучшее. Вот в каких, отнюдь не радующих глаз, красках живописал даже более поздний период становления погранохраны на Черном море бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда, впоследствии генерал-лейтенант К.Ф. Телегин: «…Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей… Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши «черепахи» выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх из ружья, дадут полный ход и поминай как звали…» И хоть колчаковские трофеи к старым посудинам никак не отнести, при мало-мальском волнении на море они вполне могли угодить в те же «черепахи», только с пушками.
Если с названиями катеров и общей оценкой их мореходности все достаточно ясно, то относительно их подробных характеристик исследовательские данные до сих пор разнятся. Историк К.Б. Стрельбицкий приводит следующие тактико-технические элементы:
Водоизмещение – 15 т.
Главные размерения: длина – 18,3 м, ширина – 3 м, осадка – 0,70–0,91 м.
Механизмы: 2 бензиновых мотора «Ikagai» мощностью по 50 л.с., 2 гребных винта.
Запас топлива (бензин или керосин) максимальный – 800 кг.
Скорость хода: максимальная – 15 узлов (27,8 км/ч), экономическая – 10 узлов (18,5 км/ч).
Дальность плавания экономическим ходом – 340 км.
Бронирование: борт – 0,5 дюйма (12,7 мм), рубка – 0,75 дюйма (19 мм).
Вооружение: одна 37-мм автоматическая пушка Маклина (McLean) (боезапас 600 выстрелов) или одна 47-мм пушка Гочкиса (боезапас 812 выстрелов) и два 7,62-мм пулемета Максима образца 1910 г.
Плавсредства – шлюпка-«тузик».
Численность экипажа – до 14 человек.
Эти же данные, практически, слово в слово и цифра в цифру, указывает в своей объемной работе «Великая речная война. 1918-1920 годы» известный историк А.Б. Широкорад. Но только в той части книги, которая посвящается боевым действиям на Каме. Далее, в главе, отведенной красной Западно-Двинской речной флотилии, в составе которой позже действовали захваченные у колчаковцев «Пантера», «Рысь», «Ягуар» и «Кугуар», их основные элементы меняются. В части осадки, мощности и вооружения они теперь совпадают с приведенными в справочнике «Гражданская война в России: Черноморский флот».

Кульминационный момент. Но для исследователей, а не для широкого читателя. Ему, скорее всего, поровну все эти размерения.
...Но в сравнении с данными и Широкорада, и Стрельбицкого, в разделе справочника, отведенном Морским силам восточной части Черного моря, катера и «сужены», и «укорочены» до 2,4 м и 14,6 м соответственно. Что похоже на правду, если внимательно приглядеться к единственной сохранившейся фотографии бронекатера, предположительно, «Пантеры»: длина его там явно не под 20 метров. Также, в сопоставлении с изначальными характеристиками Стрельбицкого, в справочнике незначительно «уменьшилась» осадка (0,6 м), «возросла» до 72 л.с. мощность почему-то ставшего единственным мотора, и с судового вооружения был «снят» один пулемет «Максим». Прежними остались только водоизмещение 15 т и скорость 15 узлов.
С сожалением приходится констатировать: сведения уважаемых историков флота о бронекатерах имеют существенные расхождения. Где же искать истину в последней инстанции? «Возможно, в дальнейшем, с обнаружением новых материалов в архивах, удастся выявить более точную информацию…» - делает предположение в своей работе «Технические аспекты Гражданской войны на реках России (1918–1920 годы)» Н.А. Кузнецов. Надежде историка флота было суждено реализоваться в ЦПМ ФСБ РФ. Не берусь судить, насколько точны сведения об элементах четырех из шести судов, зане-сенные в исторический формуляр Окружной морской базы ОГПУ Северо-Кавказского края со слов бывшего командира 3-го отряда Черноморской погранфлотилии товарища Ткаченко. Ближе всего к ним – данные справочника, но точных совпадений, за исключением сведений о вооружении, нет:
«Систематическая охрана границы этими катерами не велась, - не преминув подчеркнуть малую мореходность судов, вспоминал Ткаченко. - Они использовались для пограничной службы лишь в особо важных случаях или же при оказии.
Элементы катеров были следующие:
Длина – 34 фута (10,36 м)
Ширина – 6 футов (1,83 м)
Высота борта – 2,5 фута (0,76 м)
Осадка – 1,8 футов (0,55 м)
Два мотора «ИКИГАТ» по 115 сил
Скорость хода – 7,5 узлов (13,89 км/ч)
Вооружение – 1 пушка 47-мм, 1 пулемет «максима»».
Конечно, товарищ Ткаченко – источник далеко не идеальный. К примеру, он явно исказил название японских двигателей «Ikagai», приведенное К.Б. Стрельбицким, по-видимому, верно. Но зато теперь можно быть абсолютно уверенным, что пулемет был всего один, а 47-мм орудие – это пушка французской системы «Гочкис». Что касается скорости катеров, то она необъяснимым образом существенно упала при, напротив, возросшей мощности двигателей. В то же время не приходится сомневаться, что бывалый моряк, может, и не владел ни одним иностранным языком, но определить главные размерения судна был вполне в состоянии. Как бы оно ни было, характеристики, зафиксированные в формуляре со слов Ткаченко, являются в настоящий момент «конечными» для четырех оказавшихся на Черном море катеров спецпостройки типа «Барс». Их судьба после 1922 г. пока не ясна. Исследователь С.С. Бережной приводит сведения об авариях «Кугуара» и «Рыси» во время штормов, что лишний раз подчеркивает их непригодность для охраны морских границ. И теперь уже автору впору выразить робкую надежду на обнаружение в других архивах окончания почти распутанной истории этих судов.(Продолжение следует.)

Nick-69:
Ох, уж эти историки флота - великие путаники!
К.Б. Стрельбицкий, кажется, довел до конца исследование судьбы родоначальника серии "Барса". До меня даже доходит информация о выполнении им или его сородичем "Тигром" пограничных функций (отряд назовите, пожалуйста). Но я не понимаю, как вот это, например:
БАРС, 1919, р. Амур - в 1922 г. затонул во время шторма на о. Ханка
КУГУАР, 1919 - ?
ПАНТЕРА, 1919 - ?
ТИГР, 1919, р.Амур - в 1920 г. штормом выброшен на китайский берег Амура
РЫСЬ, 1919 - ?
ЯГУАР, 1919 - ?
Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова
(по материалам К.Б. Стрельбицкого)
...соприкасается вот с этим (источник тот же):
Речной сторожевой катер "Шун-Цу"
Предположительно бывший русский речной бронекатер "Барс", построенный в 1919 году в Мотовилихе и входивший в состав белой Камской флотилии. 6.1.20 захвачен советскими частями в Красноярске и с 4.4.20 входил в состав Сибирской речной флотилии, с 3.1921 — в состав Амурской флотилии. 22.10.22 получил тяжелые повреждения в шторм на озере Ханка и оставлен своим экипажем. Перешел под китайский, с 1932 года - под маньчжурский контроль. С 1933 года входил в состав Императорского ВМФ Маньчжу-Ди-Го как речной сторожевой катер "Шун-Цу". Одновременно носил японское название "Коконое". http://www.navylib.su/ships/august-1945/16.htm
"Тигр" ли? "Барс" ли? Что поделаешь, кошки. Какая из них прокралась через небольшой проход меж затопленных "белокитайцами" судов, непонятно. Пишуть, что это был "Барс", вроде. Но в 1929 году, во время разгрома Сунгарийской флотилии манчжуров:
Остатки Сунгарийской китайской флотилии (канонерская лодка “Кианг-Хенг”, 4 вооруженных парохода и несколько малых судов) укрылись под защитой укреплений Фугдина. 29 октября тральщики советской Амурской флотилии очистили от мин подходы к Фугдину, и на утро следующего дня 4 монитора, 4 канонерские лодки, минный заградитель, 3 бронекатера, 5 транспортов и 3 баржи с десантом двинулись вверх по Сунгари. К 15 часам дорогу им преградили 7 барж и 2 парохода, затопленных белокитайцами на фарватере. Через некоторое время бронекатеру “Барс” удалось найти небольшой проход, но начинало темнеть, и корабли флотилии стали на якорь.
http://www.navy.su/daybyday/october/31/index.htm

Цитата: Nick-69 от 01 Ноября 2014, 01:38:16>>>>Ох, уж эти историки флота - великие путаники!<<<<Кто из них, став героем журналистского материала, достоин пальмовой ветви достигшего всех глубин истины по бронекатерам, я с уверенностью определить не могу. Ближе всех, пожалуй, Стрельбицкий, бывший первопроходцем и объективно сделавший больше всех. А Широкорад, как мне показалось, чаще заимствовал, чем непосредственно исследовал. Кроме того, в одной и той же работе привел разные данные, зато походя пнул Бережного за незнание особенностей каспийской навигации. Иногда мне кажется, что взаимоотношения в среде историков флота являются даже еще более непростыми, чем среди историков спецслужб. (Поэтому мы с Начкаром ни те, ни другие, а просто веселые тусовщики. Но с нами интересно.  :))
Кто еще? Очень импонирует открытостью и правильным подходом к делу Кузнецов, у которого по белым вообще все красиво. Вот с ним бы хотелось познакомиться.

Nick-69:
На аналогичную тему на ФПД после большого перерыва вновь обратил свое благосклонное внимание К.Б. Стрельбицкий, ставший за это время подлинным героем моего скромного очерка. Он сообщил, что очень занят на фестивале Русского Географического Общества, где, кстати, общается с другим героем очерка - Н.А. Кузнецовым.
Мой восторг по прочтении сообщения К.Б. Стрельбицкого был неподдельным:
"Уважаемый коллега!
Так передавайте привет уважаемому Никите Анатольевичу!
Интересной и плодотворной работы желаю вам обоим!
Статью в целостном виде выложить пока не могу, так как передал ее в журнал "Пограничник".
Но возможность вносить правки еще сохраняется, и они делаются. Прежде всего, в части историй "Барса" и "Тигра" (если не последует подтверждения несения ими погранслужбы, увы...), возможно, "золотовско-петроградского" происхождения "Летучего" (хотя, можно и закавыченную "Ленинградскую постройку" от Ткаченко оставить - спецы поймут).
Там дальше появятся новые интересные действующие лица, и в их числе, например, известный "моряк", "правая рука" Н.И. Ежова - М.П. Фриновский.
Имел возможность заглянуть в справочник Бережного на предмет катеров... Что тут сказать? Сведения о том, что некоторые катера пострадали от штормов уже на Черном море - интересны. Но 3-й отряд был именно морпогранотрядом согласно штатке конца 1922 г., в составе МСЧМ его не было никогда".
Кстати, о Бережном. У меня нет повода не относиться с уважением к вкладу С.С. Бережного во флотскую историческую науку. И А.Б. Широкорад, конечно, за уши притянул, якобы, незнание им навигации Каспийского моря, к своим рассуждениям о его лоции. Но некоторых моментов, признаться, не понимаю.
"Катер "Тигр" в 1922 г. был перевезен на Амур и передан пограничникам. Погиб в результате аварии в 1924 г."
Это же, вроде, из справочника С.С. Бережного?
Как тогда быть с этим? (И это не вторичные источники!)
Фонд Р-417
АМУРСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ
Амурская флотилия. Хабаровск. Благовещенск. 1917-1927.
Дальневосточная военная флотилия. Хабаровск. 1927-1931.
Амурская Краснознаменная военная флотилия. Хабаровск. 1931-...
Опись 2
Оперативный отдел. Отдел боевой подготовки.
1921-1936 гг.
13 ед.хр.
Дело № 8. Рапорт военного моряка В.Ф.Гудкова начальнику МСДВ об обстоятельствах захвата китайцами бронекатера "Тигр" и переписка по вопросу возвращения катера флотилии. 02.1925 - 12.1925   
Дело № 9. Материалы по организации и отправке экспедиции на озеро Ханка для приема от китайских властей бронекатера "Тигр". 04.1925 - 06.1925.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница