VIII-Форум Особого Назначения: спецслужбы, правоохранительные и пенитенциарные структуры > Флотские структуры НКВД-МВД-МГБ СССР

Пограничный корабль «Пурга»

(1/1)

Виктор Юрьевич:


Еженедельная газета Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России № 11 (3979) 18-24 марта 2009 года.
(Ответственный редактор – полковник Слабука Владимир Викентьевич.
Газета издается с октября 1945 года, в Internet с июня 2004 года. Выходит еженедельно.
Индекс для подписки – 51833.
Наш адрес: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, главпочтамт, а/я 45. Телефоны редакции: 430-654, 430-687, 42-08-95 (факс).
e-mail: psv@svru.petropavlovsk.ru)

Легенда северо-восточной границы9 сентября 1959 года в бухте Соленое озеро пришвартовался корабль. Он резко отличался от других ПСКРов: мощный клепаный корпус, внушительное вооружение и размеры. Долгие годы он будет считаться флагманом пограничного флота. В течение 30 лет "Пурга" охраняла северо-восточные рубежи нашей Родины. Ее по праву назовут легендарной.
Еще до того, как корабль сошел со стапелей ленинградского завода "Судомех", судьба ПСКРа складывалась весьма интересно. Имя "Пурга" унаследовала от предшественника, охранявшего границы СССР в Заполярье. 3 апреля 1939 года сторожевой корабль "Пурга" погиб при невыясненных обстоятельствах. Дабы увековечить память корабля, строящемуся ледоколу Пограничных войск присвоили название "Пурга".
ПСКР спустили на воду для монтажа энергетического оборудования незадолго до начала войны. Но в годы Великой Отечественной строительство приостановилось. В блокадном Ленинграде корабль закрывал корпусом крейсер "Киров", артиллерийские установки которого вели борьбу с фашистскими захватчиками. ПСКР получил две пробоины.
Достройка "Пурги" возобновилась лишь в 1951 году. На ходовые испытания корабль вышел в феврале 1957 года. По тем временам конструкция "Пурги" считалась уникальной. Он стал первым пограничным кораблем, который имел практически неограниченный запас мореходности и автономность плавания свыше 30 суток. ПСКР мог передвигаться во льдах толщиной более метра.
Командиром "Пурги" назначили опытного моряка капитана 1 ранга Матвея Гончарова.
К первому месту дислокации - Кувшинской Салме - "Пурга" следовала под пристальным вниманием самолетов и кораблей НАТО. По воспоминаниям командира БЧ-5 ПСКР "Пурга" Оскара Фасолько, авиация барражировала так низко, что казалось, заденет мачты. А встречные корабли НАТО проходили параллельными курсами всего в 10-12 метрах.
В Белом море "Пурга" только в первый выход задержала 6 норвежских шхун, занимавшихся незаконным промыслом тюленя. Столь же результативными оказались и последующие выходы ПСКРа на охрану госграницы.
30 марта 1958 года "Пурга" задержала в Баренцевом море норвежское зверобойное судно "Окноме". В апреле-мае 1959 года ПСКР нарушил планы еще 10 норвежских шхун-браконьеров.
Но путь корабля лежал на Дальний Восток…
За 30 лет службы на северо-востоке на счету "Пурги" десятки задержанных судов.
Японские рыбаки чувствовали себя хозяевами в российских территориальных водах. Командир "Пурги" капитан 1 ранга В.И. Изергин описывает эпизод, произошедший в феврале 1973 года.
В районе Южных Курил образовались скопления льда, не позволявшие пограничным кораблям выйти в море. Этим не преминули воспользоваться японские браконьеры. Придя на место, "Пурга" обнаружила несколько шхун, промышлявших в наших водах. Одна из них ловила краба всего в 500 метрах от острова Итуруп. Судно попыталось скрыться, на ходу выбрасывая улов за борт. Когда японские браконьеры поняли, что уйти не удастся, то резко развернулись. Катер с осмотровой группой направился к шхуне. Японцы, видимо, памятуя о традициях камикадзе, на полном ходу устремились к берегу.
Незамедлительно последовала нота МИД Японии о том, что советский пограничный корабль вынудил шхуну броситься на берег. Только любительская киносъемка одного из членов экипажа "Пурги" доказала невиновность пограничников.
Некоторые истории задержания японских шхун могли бы лечь в основу сюжета голливудских боевиков. Не раз экипаж "Пурги" сталкивался с тем, что команды саботировали приказания пограничников. Старший мичман Виктор Романцов, служивший на "Пурге", рассказывал о том, как в 1983 году ему приходилось высаживаться на задержанную шхуну. Команда тогда закрылась в столовой и отказывалась подчиняться пограничникам. Убеленный сединами представитель компании пообещал сделать харакири.
Позиция японского правительства поощряла незаконный промысел в советских территориальных водах. По телевидению рыбаков Страны восходящего солнца оповещали о местонахождении пограничных кораблей. Однажды на Шикотане экипаж "Пурги" увидел по телевизору, принимавшему японские программы, собственный корабль.
23 апреля 1985 года ПСКР "Пурга" в районе мыса Наварин остановил для проверки японскую шхуну "Фунуко-Мару-18". Капитан судна предъявил лицензию, выданную американскими властями на промысел в экономической зоне США. Разрешение включало в себя и спорный Наваринский район.
Задержание вызвало бурное возмущение американских СМИ и протесты по дипломатическим каналам. Более того, на путь конвоирования задержанного судна вышел СКР "Монро" 17-го района БОХР США и вылетел самолет С-130. Туда же направилось инспекционное судно Японии "Конан-Мару".
В 1987 году ПСКР "Пурга" задержал и оштрафовал на сумму 196 тысяч 499 инвалютных рублей японский траулер "Кева-Мару-15", который был отконвоирован в сложных погодных условиях в один из советских портов.
Между тем пограничники не раз выручали японцев из беды. Нередко в штормовую погоду их рыболовные шхуны выбрасывало на скалы Курильских островов. Выживших и погибших японских рыбаков с большим риском доставляли на борт "Пурги". Корабельный врач оказывал пострадавшим первую помощь. Спасенных передавали потом на японские полицейские корабли или торговые суда.
Но "Пурга" знаменита не только многочисленными задержаниями нарушителей. ПКСР провел большое количество операций по доставке грузов для пограничных застав, спасению людей и вызволению судов из ледового плена.
В 1965 году в Чукотском море сложилась сложная ледовая обстановка. Суда Севморпути не смогли завезти на заставы Арктического побережья продукты. Обеспечивать заставы продовольствием отправилась "Пурга". Для этого в носовой части построили временную деревянную платформу для вертолета. "Пурга" прорвалась ко всем заставам и доставила груз в течение четырех дней.

Командир ПСКР "Пурга" Н.М.Антонов вручает знаки классных специалистов. 1960 год
В начале 1977 года ПСКР "Пурга" успешно провел операцию по спасению советских рыболовецких судов, оказавшихся в ледовом плену в районе острова Шумшу.
Однажды ранней весной "Пурга" спасла личный состав поста радиотехнического наблюдения Камчатской военной флотилии на мысе Африка. При сильном волнении и в дрейфующих битых льдах корабль высадил поисковую группу. Найденных в бессознательном состоянии людей доставили на корабль, где оказали первую медицинскую помощь.
В районе острова Уташуд, на юго-восточном побережье Камчатки, экипаж "Пурги" снимал пограничную поисковую группу. Из-за продолжительного шторма группа с собакой осталась без связи и продовольствия. И вновь операция проходила в сложных условиях. Пограничников снимали со скалистого берега при сильной прибойной волне.
Столь интересный путь легендарного корабля завершился банально.
16 марта 1990 года на ПСКРе спустили военно-морской флаг Пограничных войск.
Поначалу на корабле хотели сделать музей.
Однако после длительной стоянки у пирса легендарную "Пургу" продали в Индию. [/i]
Лейтенант Дарья Слабука. Фото из личного архива М.И.Тонина.
«Академия русской символики «Марс».
127081, Москва, ул. Вилюйская, д. 6. Тел.: (495)-961-20-90, (495)-477-04-16 www.simvolika.org e-mail: crd35472@oss.ru , mars@oss.ru

АЛЬМАНАХ № 4 2006 г.
Оскар ФАСОЛЬКО, ветеран погранвойск.
Флагман пограничного флота
http://www.geraldika.org/04_2006_16.htm
Тактико-техническая характеристика ПСКР «Пурга»:
• полное водоизмещение — 3860 тонн;
• длина — 95 метров, ширина — 15 метров;
• суммарная мощность шестиглавых двигателей, обеспечивающих ход корабля, — 12 000 л. с.;
• максимальная скорость при работе трех винтов — 17,5 узла;
• дальность плавания при экономическом ходе — 12 600 миль.
«Пурга» имела относительно сильное для пограничного корабля вооружение:
• 4 универсальных орудия калибра 100 мм;
• 4 спаренных зенитных орудия;
• 4 бомбомета.
…Пограничный сторожевой корабль «Пурга» закончил свой боевой путь 16 марта 1990 г., пройдя около полмиллиона миль. В торжественной обстановке был спущен военно-морской флаг Пограничных войск и гюйс.
К сожалению, после длительного «отстоя» корабль был отбуксирован и продан на металлолом в Японию, о чем мне поведал много лет спустя последний командир «Пурги» В.В. Минкевич.
http://navsource.narod.ru/photos/06/417/index.html#5 
8 шт. фотографий ПСКР «Пурга».

Пограничный сторожевой корабль "Пурга"   
1938-1990 гг.
Сторожевой корабль для несения дозора в районах со сложной ледовой обстановкой.
Заложен 17 декабря 1938 года на Ленинградском заводе "Судомех", спущен 24 апреля 1941 года.
На 1 июня 1941 года техническая готовность составляла 28%.
Приостановлен постройкой и законсервирован. После войны достраивался для морской погранохраны по откорректированному проекту (утвержден 1 января 1952 года). Ходовые испытания продолжались до 1 февраля 1957 года, государственные испытания проходили с 3 февраля по 31 марта 1957 года.
Во льду толщиной до 50 мм развил скорость 15 узлов, 150 - 180 мм - 10 узлов.
Зачислен в состав Управления погранохраны КГБ СССР, базировался на Петропавловск-Камчатский.
16 марта 1990 года исключен из состава морских частей Погранвойск.
Водоизмещение полное: по проекту 3640 т, фактически 3819 т.
Размерения: по проекту 86.8 х 14.15 х 5.14 м, фактически 95.3 х 15.1 х 5.37 м.
ГЭУ дизельная, по проекту 3 х 400 л.с., фактически 6 х 2000 л.с. дизелей 37-Д, 3 винта.
Скорость: по проекту 17.5/10 узлов, фактически 17/10 узлов.
Дальность: по проекту 10000 миль, фактически 12000 миль.
Автономность 35 суток.
Вооружение: по проекту 3 х 130 мм, 4 х 45 мм, фактически 4 х 100 мм, 12 х 37/68 мм, 4 бомбомета БМБ-2, 70 больших глубинных бомб, 30 мин.
Экипаж: по проекту 140 чел., фактически 251 чел.
http://russ-flot.narod.ru/26_pskr.html
Корабли и катера входящие в состав дивизий, бригад и дивизионов МЧ ПВ КГБ СССР и ФПС (ФСБ) России.

Навигация

[0] Главная страница сообщений