VIII-Форум Особого Назначения: спецслужбы, правоохранительные и пенитенциарные структуры > Военно-строительные структуры НКВД СССР

Военно-строительные структуры НКВД-МВД СССР

(1/12) > >>

Москвин Александр Вячеславович:
Это что мне известно по строительным батальонам.
2 ,3 и 4 отдельные строительные батальоны НКВД СССР.
сформированы приказом НКВД СССР № 0046? от 07.08.1937
2 стрб дислокация в Восточно-Сибирский во
3 стрб - Дальневосточный во
4 стрб - Дальневосточный во
Приказом НКВД СССР № 00331 от 17.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками государственной границы между Союзом ССР и Финляндией и мероприятиях по обеспечению охраны указанной границы» во исполнения Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками НКВД новой государственной границы с Финляндией» были сформированы четыре стрб НКВД, нумерация мне неизвестна.
6-го отдельный инженерно-саперного батальона войск НКВД СССР.
сформирован приказом НКВД СССР № 00331 от 17.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками государственной границы между Союзом ССР и Финляндией и мероприятиях по обеспечению охраны указанной границы» во исполнения Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16.03.1940 «О принятии под охрану пограничными войсками НКВД новой государственной границы с Финляндией» из  личного состава 40 батальона войск НКВД СССР.
Пр.00331 от 17.03.1940 г на базе л/с 40,41 от.бат.ОСНАЗ был сформирован 6 ОИСБ. Пр.№ 001543 от 11.12.1940 г на базе л/с 6 ОИСБ были сформированы 3 и 4 оср.

Наталья09:
Помогите проследить боевой путь моего дедушки – Романова Владимира Леонтьевича 1920 г.р.
Из Военного билета, выданного 1963 года: «Был призван в армию 05.10.1940. Военную присягу принял 05.11.1940 г. при Гл. управлении аэрод. строительства».
Прохождение действительной военной службы: «Главное управление аэрод. строит., 107 стр. колонна. Должность и воинское зван. – стрелок». (А зачем в строительном управлении стрелки?). «Зачислен 10.1940… Исключен 06.1941. Главнефтестрой 06.1941 – Уволен в запас 25.08.1947 по окончанию срока службы» (Как уволен в запас по окончанию срока службы, если с ноября 1941 по 17.10.1944 находился в плену?), а после плена был отправлен на работы 2под присмотром2: сварщик на строительстве газопровода Саратов – Москва) на основан директивного указания Главнефтестроя Министерства топливных предприятий? Место дислокации данного управления неизвестно.
Из Архивной справки Центрального пограничного архива ФСБ России: «23.02.1941 г. был зачислен в списки личного состава школы (Окружная школа млад.начсостава Карело-Финского погранокруга) курсантом; 15.10.1941 исключен из списков школы как пропавший без вести, сержант, командир отделения».
Из протокола допроса (отдел контрразведки «Смерш» проверочно-фильтрационного лагеря № 140): «Состоял в заставе погранвойск НКВД по охране станции Деревянка в Карело-Финской ССР. Был введен в состав 3 Ленинградской добровольческой дивизии во время ее окружения финскими войсками. Впоследствии, дивизия выходила из окружения, отдельными и мелкими группами. На двадцатые сутки 18.10.1941 пробираясь к своим частям из окружения, натолкнулись на финскую тыловую оборону. Здесь и были взяты в плен».
Сам же дедушка говорит о бесконечных боях в болотах окрестности Поросозера, Петрозаводска, река Свирь. Про Главное управление аэродромного строительства не помнит.
Какой же Хронологический порядок этих действий? Что за окружная школа, где она была расположена и какие функции выполняла. В каких боях участвовала. Что за 3-я Ленинградская добровольческая дивизия. Какие военные действия происходили на данной территории. Где можно узнать про лагеря для военнопленных: Войнице (Карело-Финская ССР) и Халкипер (наверное, Финляндия). Спасибо!

Цитата: Sobkor от 15 Июля 2009, 10:38:43>>>>Главное управление аэродромного строительства – это структура НКВД СССР. Срочниками здесь комплектовались стройбаты. ГУАС НКВД СССР занималось строительством новых аэродромов для Красной Армии. Как и все иные в/ч, стройбаты системы НКВД были обременены складами с материальными ценностями, для сохранности которых требовалась организация караульной службы. Для этого, похоже, и нужны были стрелки...
Окружная школа младшего начсостава – «учебка» по подготовке сержантского состава...
30 ноября 1941 года УПВ НКВД Карело-Финской ССР было преобразовано в Управление войск НКВД по охране тыла Карельского фронта.
В составе Ленинградского ополчения (и соответственно – в составе боевых войск Северного и Ленинградского фронтов) были две иррегулярные дивизии, носившие номер «3»:
- 3-я Ленинградская стрелковая дивизия народного ополчения: в действующей армии 4 июля-28 октября 1941 года;
- 3-го гвардейская Ленинградская стрелковая дивизия народного ополчения: в действующей армии 24 июля-24 сентября 1941 года.
Какая из них двоих дралась в Карелии я, увы, не знаю, поскольку не являюсь специалистом по боям и сражениям битвы за Ленинград...<<<<

Romanov74:
Здравствуйте!
Мой дед был мобилизован в апреле 1941 года из Рязани и отправлен в Либаву.
Как он говорил в строительный батальон, строили площадку аэродромную, потом помню что-то заливали бетоном какие-то орудия дальнобойные которые вели пристрелку в море.
С началом войны батальон отступал Рига – Псков – Сольцы – Новгород, занимаясь строительством-расчисткой площадок для аэродромов. Затем вывели в Кимры. Затем солдат до 35 лет из батальона отправили в Гороховецкие лагеря. Такая вот история из уст, но только то, что помню...
В Военном билете деда записи этого периода нет, сразу, с апреля 1941 года, – якобы 337-й стрелковый полк.
Я был в РВК, где хотел уточнить, в какую часть был направлен мой дед в апреле 1941-го, но там нет таких данных, в карточке учёта тоже самое, как и в Военном билете.
Был в ЦАМО, где изучил журналюбоевых действий и поимённые списки личного состава. Надеялся отыскать запись, откуда прибыл в полк мой дед, но результат нулево. Вот и хочется узнать, что это за стройбаты. С уважением, Александр.

Цитата: исСЛЕДОВАТЕЛЬ от 02 Марта 2010, 21:55:30>>>>Уважаемый Romanov74, ни в самой Либаве, ни в её районе никакого укреплённого района перед войной не строилось. УР создавался ЮЖНЕЕ Либавы, в районе Паланги, то есть непосредственно на тогдашней границе с Германией. Но реально никакого УРа там построить до начала войны так, увы, и не успели...
В Паланге находилась так называемая «62-я строительная площадка». На ней на строительстве УРа работали 349-й отдельный строительный батальон ПрибОВО и командированный туда из состава 67-й стрелковой дивизии 83-й отдельный сапёрный батальон.<<<<

Летнаб:
Цитата: Sobkor от 03 Марта 2010, 17:40:47>>>>которые также в свою очередь были подчинены Главному управлению аэродромного строительства НКВД СССР...
<<<<
Касательно ГУАС НКВД. В составе НКВД–УНКВД республик, краев и областей (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства (УАС НКВД–УНКВД). Начальниками УАСов стали начальники НКВД–УНКВД; они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. было развернуто строительство 254 аэродромов, из них: в Белоруссии - 61, на Украине - 82, в Молдавии - 8, в Прибалтике - 23, в Мурманской области и Карелии - 10, на Дальнем Востоке - 19, в Закавказье - 10, в Ленинградской области - 12, в других областях России - 29. Работы вели силами заключенных, приговоренных к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными органами власти. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов строительство 156 обслуживали заключенные, 11 - военнопленные; на работах было занято 199 674 заключенных из ИТК и 44 490 из лагерных подразделений, 51 920 осужденных к исправительно-трудовым работам, 16 017 военнопленных. Ради скорейшего комплектования строек рабочей силой на более поздний срок были перенесены работы на крупнейших автодорожных строительствах (Приказ НКВД № 00328 от 27.03.41). Для строительства отдельного аэродрома создавали управление строительства данной спецточки, подчиненное ГУАСу. При тех управлениях, на которых использовали труд заключенных, организовывали лагпункты, подчиненные территориальным ОИТК–УИТЛК УНКВД–НКВД. За время существования главка в его непосредственном подчинении было лишь два ИТЛ - Вяземский, который со 2 июля 1941 г. по 14 февраля 1942 г. поставлял рабочую силу на строительства аэродромов в Тамбовской и Смоленской областях, и Каспийский, организованный 24 марта 1943 г. Приказом НКВД № 00588 для обслуживания СУ № 2 ГУАСа (строительство нефтепровода Махачкала–Астрахань–Саратов) и просуществовавший до закрытия главка.

nestor:
"Совершено секретно. Лично Начальникам лагерей НКВД 25 октября 1941 г.
№ 31 Совершен секретно. Лично
Начальникам лагерей НКВД:
пос. Ивдель, Ивдельлаг – Долгих;
пос. Усть-Боровск, Соликамбумлаг – Бойкову;
пос. Кимперсай, Строительство – Стариченко;
пос. Турьинские Рудники, Богословлаг – Тарасюку.
25 октября 1941 г.
В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны № ГКО-ббОсс от 11 сентября 1941 г., объявленным в приказе НКВД СССР № 001388 от 26 сентября 1941 г., все строительные батальоны, работающие в системе НКВД, реорганизуются в рабочие колонны, снимаются с интендантского снабжения, а состав их подлежит обеспечению всеми видами довольствия как строительные рабочие.
В связи с чем, в дополнение к указанию зам. наркома тов. Чернышева № 970, сообщаем:
1. Состав батальонов используется на работах на положении вольнонаемных рабочих, получая заработок по фактической выработке и по существующим нормам и расценкам. Продолжительность рабочего дня, как и для всех вольнонаемных в лагере.
2. Питание производится за плату по месячным нормам, установленным Правительством, а именно: мясо – 1200 гр[амм], рыба – 800 гр[амм], жиры – 750 гр[амм], крупа – 2000 гр[амм], сахар, кондитерские] изделия и хлеб – по 1-й категории, согласно приказу Союзнаркомторга № 312.
Одновременно, в связи с запросами места о порядке использования прибывших в составе стройбатальонов членов партии и комсомольцев, а также лиц непризывного возраста и о порядке учета всего состава строй-батальонов, разъясняем:
а) членов партии и комсомольцев, прибывших в составе стройбатов, используйте на административной работе и по специальности в батальонах;
б) на призванных лиц других национальностей (кроме венгров, румын,финнов и итальянцев) также орденоносцев, вышлите именные списки с подробными установочными данными (сверенными с паспортами, воинскими и другими документами, также батальонным списком), с указанием
обстоятельств включения в состав батальона.
То же необходимо представить в отношении несовершеннолетних (до 17 лет) и стариков (свыше 50 лет).
(Эти материалы необходимы для рассмотрения вопроса о правильности призыва отдельных лиц и их дальнейшем пребывании в составе батальонов.); .
в)на всех прибывших в составе строительных батальонов создайте специальный персональный учет.
Работы возложите на ОУРЗ2лагеря. Заведите личные дела, отдельную картотеку, используя бланки учстаткарты (форма № 1) и карточки (форма № 2), обязательно отметив – где, каким военкоматом, когда мобилизован, когда прибыл по назначению.
Второй экземпляр карточки (форма № 2) в двухнедельный срок вышлите в ОУРЗ ГУЛАГа, где создается централизованный персональный учет этих контингентов, регулярно отражая дальнейшее движение;
г) сообщите общее количество всех прибывших с указанием: когда, сколько [прибыло], фамилии начальников эшелонов – и впредь в очередных полумесячных сводках о численности и движении заключенных условным пунктом "СТО" указывайте наличие в стройбатах.
Зам. начальника ГУЛАГа НКВД СССР капитан госбезопасности Грановский". Источник – ГАРФ: ф. Р-9414, оп. 1, д. 1157, л. 78. http://www.rdinfo.ru/article.php?mode=view&own_menu_id=32950
Всего за 1941-1942гг было депортировано, по данным НКВД, Немцев-советских граждан из Европейской части страны более 800 тысяч. Причем мужчин призывного возраста(от16 до 60 лет) Предписовалось направить в стройбаты НКВД, для использования На тыловых объектах Сибири и Казахстана. В других,повидимому, Более поздних распоряжениях, этот возрастной ценз несколько Снижен (от 17 до 50). В 1941 эти стройбаты были сняты с довольствия И переоформлены в Рабочие колонны. http://wap.krasnovodsk.borda.ru/?1-6-0-00000017-000-0-0
Так что ВОТ ЭТИ стройбаты просуществовали недолго. Депортация немцев Поволжья, в которой участвовал также полк Репринцева, прошла в августе - сентябре 1941 г., а до конца 1941 ЭТИ стройбаты перестали существовать - были переименованы в рабочие колонны.
Но заковыка в том, что стройбаты НКВД существовали и раньше. В частности, в книге "Разгром Западного фронта" Д. Егоров поминает дислоцировавшийся на Гродненщине строительном батальоне НКВД, который на день начала войны занимался бетонированием ВПП строившегося аэродрома. Отсюда непонятность насчет стройбатов НКВД, существовавших накануне войны. Что они из себя представляли? Для чего предназначались и что делали? По предположению Егорова, они занимались строительством пограничной инфраструктуры. Егоров предполагает также, что второй стройбат НКВД размещался и работал в Крулевщизне (местечко к северу от Молодечно, где находились склады БП и ГСМ погранвойск). Сколько, хотя бы примерно, существовало стройбатов НКВД накануне войны? Похоже на то, что батальон приходился на погранполк. Но это только предположение.
Егоров Д. Н.
30 Июня 1941. Разгром Западного фронта. - М.:Яуза, Эксмо, 2008. - 800 с. - (1941).
Три цитаты к дискуссии: "Вся западная граница СССР представляла собой гигантскую строительную площадку. Днем и ночью над созданием соору­жений пояса долговременной обороны и других военных объ­ектов трудились окружные инженерные подразделения (управления начальников строительств, далее - УНС, инже­нерные полки и строительные батальоны), саперные батальо­ны дивизий и корпусов армий прикрытия и прикомандиро­ванные части из соединений внутренних округов. Стрелковые полки ежедневно выделяли один-два батальона на фортификационные работы. Наряду с кадровыми частями над соору­жением долговременных укреплений работали тысячи кре­стьян из близлежащих сел и строительные батальоны НКВД, укомплектованные осужденными на короткие сроки заклю­чения бедолагами. Вместо того чтобы отправлять их на год-два в лагеря Сибири или Дальнего Востока, ими комплектова­лись строительные части оборонных строек. Заключенные же расширяли и аэродромную сеть округа. Вот пример: Н. Е. Жар­кова ищет своего отца, Е. М. Тюршина. Получил по суду год исправительно-трудовых работ и был направлен для "исправ­ления" в строительный батальон в Западный округ. Находил­ся в Заблудове (22 км юго-восточнее Белостока), предположи­тельно, на строительстве аэродрома, пропал без вести. Если это так, то работал он на объекте 37-й авиабазы 12-го района авиационного базирования; аэродром предназначался для 129-го истребительного полка 9-й САД. Тем же делом и с та-
58
ким же "контингентом" был занят 500-й строительный ба­тальон НКВД в Зельве (объект № 161). Там велись работы по строительству аэродрома 44-й авиабазы 15-го РАБ. Как рас­сказывал мне участник штурма Кенигсберга А. И. Студийский, война застала его на Украине, во Владимире-Волынском. 415-й отдельный строительный батальон внутренней охраны НКВД, в котором он служил, бетонировал взлетно-посадоч­ную полосу (ВПП) на местном аэродроме. Командовал баталь­оном офицер в звании майора. Как видите, порядковые номе­ра частей (415-я, 500-я) весьма близки. Строительством и ре­монтом дорог на западной границе БССР также занимались "органы" - Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР, сокращенно ГУШОСДОР. Использовались в качестве рабочей силы, понятно, отнюдь не только ИТР и вольнона­емные. Замечу, что именно на ГУШОСДОР работали в рай­оне Смоленска т. н. АБРы (асфальто-бетонные районы) ВЯЗЕМЛАГа, лагпункты при которых вполне могут оказаться "те­ми самыми", в которых могли содержаться офицеры польской армии, что впоследствии были найдены расстрелянными в урочище Козьи Горы, оно же Катынский лес. Думаю, что сего­дня любой нормальный человек, если он не зациклен на обли­чении "проклятого прошлого", уже не верит на слово басням геббельсовской пропаганды и ее сегодняшних подпевал, что это однозначно совершили органы госбезопасности СССР. "
"Авиационный тыл располагал двумя категориями аэродромов: основными и так называемыми "оперативными". Первые - это понятно: лет­ное поле с ангарами для самолетов, авиагородок с жильем для летчиков и семей, склады горючего и боезапаса, ремонтная база - словом, обустроенные зимние квартиры. Все это было. Не было лишь одного, и практически повсеместно, - бетон­ных ВПП. На всю Белоруссию такая полоса имелась лишь в Балбасово, под Оршей. И так вышло, что к 22 июня почти все основные аэродромы в ЗапОВО, числом 62, оказались "выключенными" из боевого распорядка: на них вовсю развели работы строительные батальоны, подчиненные созданному весной ГУАС (Главному Управлению аэродромного строи­тельства) НКВД СССР.
Новый главк был образован 27 марта 1941 г. приказом наркома внутренних дел № 00328 во испол­нение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта, по которому на НКВД СССР было возложено строительство аэродромов для Военно-воздушных сил Красной Армии. На­чальником ГУАС был назначен военинженер 1 ранга В. Т. Фе­доров, занимавший до этого пост начальника ГУШОСДОР. В составе НКВД-УНКВД республик, краев и областей в районах строительства аэродромов были созданы управления аэ­родромного строительства (УАС НКВД-УНКВД). Начальни­ками УАСов стали начальники НКВД-УНКВД, они же по совместительству назначались уполномоченными НКВД СССР на местах по строительству аэродромов. К 15 июня 1941 г. началась реальная деятельность.
Работы велись силами за­ключенных, приговоренных к исправительно-трудовым ра­ботам без содержания под стражей, строительных батальонов, военнопленных и колхозников, мобилизованных местными организациями. На 15 июня 1941 г. из 254 аэродромов на всей территории СССР строительство 156 обслуживали заключенные, 11 военнопленные (видимо, польские, финские, японские и пр.). Для строительства отдельного аэродрома создавалось управление строительства данной спецточки, подчиненное ГУАСу. Для примера: управлением строительства аэродрома в Вельск-Подляски (126-го истребительного полка 9-й САД) руководил сотрудник НКВД БССР А. В. Бородин [51, с. 20].
При тех управлениях, на которых использовался труд заклю-
109
ченных, организовывались лагпункты, подчиненные терри­ториальным ОИТК-УИТЛК УНКВД-НКВД. Согласно приказу наркома № 00343 от 02. 04. 1941 г., часть работ выпол­няли организации ГУЛДЖС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Судя по всему, в самом ГУАСе строительных подразделений войскового типа не бы­ло; это были, скорее всего, подразделения военно-строитель­ного отдела войск НКВД. Тема эта очень интересна, но прак­тически полностью не разработана.
В Белостокской области велось строительство бетонных полос (размером 1200x80 м) на 11 объектах. Заблудов, объект № 117, номер батальона НКВД не установлен. Гонендз, объ­ект № 101,438,439, 505-й строительные батальоны РККА. Ус­тановлено, что 505-й батальон располагался в д. Соколы Озер­ные. Вельск, объект № 169,442-й, 443-й строительные баталь­оны РККА. Лапы, объект № 202, номер батальона РККА не установлен.
Есть неясность: аэродром Лапы не значится в пе­речне объектов тыла ВВС, возможно, он строился для почто­вой или иной гражданской авиации.
Гродно, он же Каролин, он же Чеховщизна, объект № 227, номер батальона РККА не установлен. Белосток, объект № 253, номер батальона РККА не установлен. Свислочь, объект № 270, номер батальона НКВД не установлен. Кватеры, объект № 294, номер батальо­на РККА не установлен. Скидель, объект № 337,446-й и 447-й строительные батальоны РККА. Россь, объект № 360, 502-й и 503-й строительные батальоны НКВД (513 заключенных из тюрем Полоцка, Барановичей, Гродно, Бронной Гуры). Сокулка (Красняны), объект № 400, номер батальона НКВД не установлен. Всего по спискам на 20 мая 1941 г. на строительст­ве аэродромов в Белостокской области находилось 9560 крас­ноармейцев строительных батальонов, 5 020 заключенных, 491 вольнонаемный и 3010 человек в порядке трудовой повин­ности. Не "бьются" стройплощадки Яблоново, Скалубово и Стоки (444-й, 445-й строительные батальоны). Они проходят как объекты ГУАС, но только Скалубово есть в списке объек­тов тыла ВВС (39-я авиабаза 14-го района).
В то же время мож­но предполагать, что Яблоново и Стоки, как и Лапы, предна­значались не для военных. Для примера: аэродром в Бегомле Минской области в ходе войны использовался партизанами. Они искренне считали его армейским, для тяжелых бомбар-
110
дировшиков, хотя он был почтовым (Г. Ануфриев. Я вез агенту чемодан с деньгами. "7 дней", № 7 от 15. 02. 2007 г.). Есть также свидетельство, что у деревни Чеховцы Лидского района сила­ми заключенных из Средней Азии строилась полоса еще на одном аэродроме. Упоминаний о нем крайне мало, есть лишь данные, что в 1944 г. он использовался советскими ВВС, в частности, на нем базировались 63-й и 470-й гвардейские полки истребительной авиации. Тем не менее аэродром был быв­шим польским, с него летали на Львов, Люблин, Вильно и Ковно; в сентябре 1939 г., когда к Чеховцам подошла танковая часть Красной Армии, на нем находилось полтора десятка са­молетов различного назначения. "
"Доты своим огнем по-прежне­му не давали подойти к берегу Августовского канала. М. И. Алексеенко вызвался в одиночку переплыть на южный берег и связаться с уровпами. Со второй попытки ему это уда­лось. Сжимая в руке штык от СВТ, храбрый солдат выбрался на берег. Из ближайшего дота выскочили и окружили его не­сколько странных красноармейцев. Одеты они были в польскую форму и фуражки-"конфедератки" с красными звездоч­ками, возрастом тоже были постарше, нежели вновь призы­ваемая молодежь. Солдаты говорили по-польски (очевидно, это были уже отслужившие срочную службу резервисты поль­ской армии, призванные в ряды РККА за несколько дней до войны и пришедшие на призыв в старой форме). Понять их перебранку было нелегко, но "герман", "замурдовачь" и "растшелячь" Ачексеенко разобрал.
Уяснив, что его принимают за немца, он возмущенно высказал полякам все, что о них думал. Образная русская речь отрезвила поляков: "А можэ бычь, он и иаправдже россиянин? Бо ни едэн герман не бэндже так лайетъ по-российску". Послали за командиром, штык, правда, отня­ли. Пришедший младший лейтенант, чистенький, в новой форме (вероятно, только что выпущенный из училища), так-
192
же не поверил пулеметчику. Ситуация была нелепая до край­ности. В уровском батальоне не знали, что перед их главной позицией, в предполье, находится "чужой" стрелковый ба­тальон, гибнущий теперь под перекрестным огнем своих и противника. Несколько раз М. И. Алексеенко переплывал Ав­густовский канал под пулями, устно передавая взаимные требования офицера укрепрайона и своего помкомвзвода сер­жанта Соловьянинова, пока доты на время не прекратили огонь. Наконец, сильно поредевший батальон 184-го Красно­знаменного стрелкового полка оказался на боевой позиции 68-го УРа на южном берегу канала. Красноармейцы обсуши­лись, отдохнули, пополнили немного боекомплект и подкре­пились (уровцы поделились сухарями и селедками). Потом они двинулись вдоль канала к Неману в надежде соединиться с главными силами полка. "
http://rusloh.pochta.ru/egorov.htm

Я неЦитата: Sobkor от 24 Марта 2010, 23:56:56>>>>Данная цитата и в данном конкретном случае - не аргумент. Скорей даже антиаргумент. Дело в том, что автор той монографии ни дня не работал в архивах и уж тем паче - с подлинниками документов, изданных по ведомствам союзного НКВД... Это всё вольный пересказ далеко не всегда достоверной информации, почёрпнутой в свою очередь из открытых источников...<<<<Я ни с кем не спорю. Только дровишки в костер разговора подкидываю. Все-таки он приводит какие-то фактические данные, называет номера частей, приводит цифры, географические названия и т. п. ...
Еще из Егорова до кучи: "Привожу список обнаруженных мной ошибок и опечаток: как собственных, так и допущенных корректором. Также - как желал бы поправить некоторые места.
С. 23. ... майор П.А.Репринцев, штаб – в Смоленске).
После выхода книги получил от одного читателя небольшой укольчик, суть которого была такова: 131-й и 135-й батальоны НКВД к 22 июня уже не существовали. Пришлось вновь поднимать свои материалы. В одном из писем сестра пропавшего без вести стрелка Поротникова сообщала, что последнее письмо пришло летом 1941 г. из Белостока, из 131-го батальона. В справке же ЦГАСА, полученной ею в 1981 г., значилось: пропал без вести в июле 1941 г., находясь на службе в 240-м конвойном полку НКВД. А в ответе на мой запрос в РГВА сообщалось, что документы 131-го батальона КВ НКВД имеются за период 1939 – март 1941 г. (фонд 38190)."

Цитата: Sobkor от 24 Марта 2010, 23:56:56>>>>Это всё вольный пересказ далеко не всегда достоверной информации, почёрпнутой в свою очередь из открытых источников...<<<<Как понял, Ваш земляк взял документальный материал в основном отсюда: спецстроительство, 1939-41, Западная Беларусь, Командно-административные методы на спецстроительстве (1939-41г.). Сергей Пивоварчик. http://kgb-by.livejournal.com/16916.html
"Новые укрепленные районы возводились в соответствии с планами ВКП (б) и советского правительства по укреплению новой границы, которая оформилась в соответствии с секретным протоколом пакта Риббентроп-Молотов. "Белостоцкий выступ" в Западном особом военном округе (ЗапОВО) должны были прикрывать четыре укрепленных района (далее УР) – Брестский №62, Замбровский №64, Осовецкий №66 и Гродненский №68.
Для непосредственного строительства на местах были сформированы четыре управления начальника строительства (УНС). УНС 71 находился в Гродно и занимался строительством 68 Гродненского укрепрайона, УНС 74 (Брест) – 62 Брестского, УНС 72 (Ломжа) – 66 Осовецкого и УНС 73 (Замбров) возводил сооружения 64 Замбровского укрепленного района. К Управлениям были прикреплены районы Белостоцкой и Брестской областей. К УНС 71 – Августовский, Гродненский, Домбровский, Кнышинский, Скидельский, Соколковский и Сопоцкинский районы, к УНС 72 – Ломжинский, Снядовский, Чижевский, Цехоновецкий, Бранский, к УНС 73 – Граевский, Кольновский, Едвабновский, Замбровский, часть Кнышинского и Ломжинского. Партийные и советские власти этих районов должны были мобилизовать все ресурсы для оборонительного строительства (Государственный архив общественных организаций Гродненской области (далее ГАООГО), фонд 6195, опись 1, дело 191, л.124).
Проблема обеспечения спец строительства на западной границе СССР рабочей силой была одной из главных для республиканских и местных органов власти. Спец строительство осуществлялось по двум ведомствам – Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Народного Комиссариата Обороны (НКО). НКВД занималось строительством аэродромов и широко использовало на работах труд заключенных. УРы возводились по линии НКО и, как свидетельствуют документы, гражданское население (с гужевым транспортом и без него) привлекалось в качестве вольнонаемных и по разнарядке партийных и советских органов, когда районом было необходимо каждый день направлять на строй участки определенное количество рабочих и транспорта. Однако военное руководство и гражданские власти плохо координировали свои действия: имели место несвоевременное обеспечение работой гражданских лиц, использование не по назначению рабочих, плохой учет, а также невыполнение заданий по обеспечению рабочей силой.
Весной 1941 г. активизировались работы на строительстве УРов, что привело к усилению командных форм привлечения рабочей силы к оборонительным работам. 22 февраля 1941 г. СНК БССР и ЦК КП (б) Б приняли совместное постановление "Об обеспечении оборонительного строительства Западного Особого военного округа". Оно обязывало исполкомы и обкомы Брестской, Белостоцкой, Барановичской, Пинской и Вилейской областей обеспечить организованный набор рабочей силы и гужевого транспорта и направить в распоряжение начальников строительства № 71, 72, 73, 74. По Брестской области количество рабочих должно было составить 9000 человек, Белостоцкой и Барановичской – по 4000, Пинской и Вилейской -- 2000. Вместе с этим, Белостоцкая область должна была для УНС 71, 72, 73 на период с 1 мая по 1 декабря 1941 г. направлять 900 подвод ежедневно. Руководителям Белкоопсоюза и Наркомздрава Беларуси поручалось организовать сеть торгового и медицинского обслуживания рабочих в местах, указанных инженерным управлением ЗапОВО, а за организацию политмассового и культурного обслуживания ответственность возлагалась на облисполкомы и обкомы (Платонов Р. Накануне. // Белорусская нива. 15 июня 1994).
Аэродромное строительство было не менее важным элементом подготовки к боевым действиям. В начале 1941 г. советское правительство приняло решение о постройке в Западной Белоруссии аэродромов с бетонными полосами 1200 м х 80 м. На территории Белостокской области планировалось построить 11 аэродромов: объект № 101 – Гонендз, № 117 – Заблудов, № 169 – Бельск, № 202 – Лапы, № 227 – Гродно, № 253 – Белосток, № 270 – Свислочь, № 294 – Кватеры, № 337 – Скидель, № 360 – Рось, № 400 – Соколка (Красняны). На строительство каждого из аэродромов планировалось затратить по 16 млн. руб. и закончить к 1 сентября 1941 г. Комплектование рабочей силой этих объектов осуществлялось за счет военнослужащих строительных батальонов, призванных из запаса, осужденных, одбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях, заключенных белорусских тюрем, специально направленных на спец строительство, а так же местного населения, одбывающего трудовую и гужевую повинность по разнарядке райисполкомов. Объекты в Гонендзе, Бельске, Лапах, Кватерах и Скиделе строились красноармейцами стройбатов, остальные – заключенными колоний и тюрем. В Роси был организован лагерь из заключенных, прибывших из тюрем Полоцка, Гродно, Баранович, Бронной горы в количестве 513 человек. Всего по спискам на 20 мая 1941 г. на строительстве аэродромов в Белостоцкой области находилось 9560 красноармейцев стройбатов, 5020 заключенных, 491 вольнонаемных и 3010 человек в порядке труд повинности. Однако это было меньше необходимого количества рабочих, чтобы закончить работы в определенный срок. По расчетам специалистов, на аэродромное строительство должно было выходить ежедневно до 42 тыс. человек (ГАООГО, ф.6195, оп.1, д.191, лл. 17-21, 68-70)".
Считаем. 11 однотипных объектов. Из них 5 строится стройбатовцами из запасников (всего которых якобы 9560) и 6 - силами 5 тыс. зэков, 500 вольнонаемных и 3000 привлеченных в порядке трудповинности. В сумме 8,5 тыс. Так не бывает. Одно логичное объяснение: в число 9560 включена охрана объекта и состав строительной части НКВД. На глазок выходит по полтора батальона на каждую из трех областей. Тогда все сходится.
Но ведь не везде же обязательно так должно было быть? В Брестской области было больше порядка, в Белостокстой меньше - только и всего.
Полный текст книги Пивоварчика:
Пивоварчик Сергей Аркадьевич
БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СИСТЕМЕ ФОРТИФИКАЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР (1772-1941)
Монография
Гродно, 2006
ссылка на книгу: http://narod.ru/disk/14326280000/pivovarchik.doc.html

Там более вразумительный текст:
"Одной из главных проблем для республиканских и местных органов было обеспечение спецстроительства на западной границе СССР рабочей силой. Спецстроительство осуществлялось по двум ведомствам - Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и Народного комиссариата обороны (НКО). НКВД занималось строительством аэродромов, УРы возводились по линии НКО. Анализ архивных материалов и воспоминаний очевидцев показывает, что обеспечение массовой рабочей силой объектов оборонного строительства проходило за счет: 1) комсомольских батальонов, специ¬ально сформированных из молодежи преимущественно восточных областей БССР; 2) строительных батальонов - полувоенных подразделений, сформированных из призванных из запаса военнообязанных; 3) местного населения, отбывающего трудовую и гужевую повинности; 4) заключенных тюрем и исправительно-трудовых лагерей; 5) регулярных воинских частей. Для выполнения гигантских планов спецстроительства на западной границе СССР партийные, советские и военные органы широко применяли командно-административные меры формирования, управления и использования больших людских ресурсов.
Комсомольские батальоны приступили к военному строительству одними из первых. Уже в конце весны 1940 г. первые комсомольские батальоны прибыли для работ по возведению новых укрепленных районов в «Белостокском выступе»."
"Несмотря на название, состав комсомольских батальонов был разнообразным. В батальоне, который прибыл на строительство 62-го Брестского укрепленного района из Гомельской области, числились 805 человек, из которых 344 комсомольца, остальные беспартийные. Среди рабочих 150 человек были несовершеннолетними (16-17-летние) и несколько стариков 60 - 63 лет. Кроме этого, имелся ряд людей «совершенно неблагонадежных, судимых и имеющих репрессированных родителей и родственников», а также двое немых и один глухой [78, л. 25-26]."
"Весной 1941 г. активизировались работы на строительстве УРов и аэродромов... По Брестской области количество рабочих должно было составить 9000 человек, Белостокекой и Барановичской - по 4000, Пинской и Вилейской — 2000".
"Не менее тяжелым было положение и в строительных батальонах, которые были специально сформированы для работ по оборонному строительству на западной границе СССР. Эти батальоны в основном использовались на аэродромном строительстве и военно-инженерной подготовке приграничной полосы (предполья). Фактически это были полувоенные подразделения, которые комп¬лектовались призванными из запаса военнообязанными старших возрастов, непригодными по различным причинам к строевой службе. Наиболее типичной является ситуация, которая сложилась в 446 стройбате [45, л. 19-22].
Рядовой состав в количестве 940 человек был призван из военнообязанных Вилейской области, командно-политический мобилизован из запаса, находящегося на учете в Витебской области. Национальный состав рядовых батальона был такой: 630 белорусов, 181 поляк, 81 еврей, 27 русских, 29 литовцев. По профессии главным образом преобладали крестьяне и единоличники - 580 человек, плотников было 60 человек и остальные солдаты различных специальностей, при полном отсутствии тех профессий и специальностей, которые были нужны на строительстве, - каменщиков, бетонщиков и т.п.
Батальон после произвольной разбивки по ротам был размещен в трех деревнях по крестьянским дворам. Обмундирование и питание солдат было организовано только на второй месяц, причем более половины полученного обмундирования оказалось негодным для носки. Батальон, призванный для работы на спецстройке, полтора месяца ничего не делал, за исключением выполнения мелких работ и постройки не больших временных сооружений на строительстве. Нормы, предусмотренные для работ различных категорий, регулярно не выполнялись из-за отсутствия опыта и навыков у стройармейцев. Руководство строительства не обеспечивало батальон нарядами на работу и часто производило переброску людей в разгар работы из одного места в другое. «Политмассовой работы» практически не проводилось. Все это послужило причиной недовольства среди солдат, и в батальоне произошли два случая группового дезертирства".
"В связи с тем, что в военкоматах при призыве обещали двухмесячные сборы, военнослужащие плохо работали и ждали скорейшей отправки домой".
"К лету 1941 г. стало очевидно, что планы по военному спец-строительству на западной границе срываются. Чтобы ускорить работу по подготовке пограничной полосы к боевым действиям, командование Западного особого военного округа весной 1941 г. приказало направлять на оборонные работы регулярные воинские части - по одному батальону от стрелкового полка и по дивизиону от артиллерийского. В основном они занимались полевым усилением предполья - копали противотанковые рвы, стрелковые траншеи, строили полевые инженерные укрепления [ 182, л. 34-35]. Эти подразделения были выдвинуты к границе и размещены в полевых условиях - в палатках. Как вспоминали участники тех событий, боеприпасов было взято лишь для несения караульной службы [29, л. 90, 100]. Поэтому не удивительно, что эти части с началом нападения немецких войск 22 июня 1941 г. не могли организовать должного отпора противнику, понесли огромные потери и фактически были уничтожены в первые часы войны".

Цитата: Sobkor от 25 Марта 2010, 18:34:57>>>>И ещё один момент: под Белоруссией в данном случае, наверное, всё-таки понимается территория ЗапОВО, а она, между прочим, включала в себя не только БССР, но и целиком тогдашнюю Смоленскую область, и частично - современные Псковскую и Брянскую области. И в этом контексте «в процесс» уже легко «вплетается» Вяземлаг с его спецконтингентом...<<<<Численность контингента и лагпунктов (а также расположение последних) Вяземлага на 15 июня 1941 г. - несколько более 14 тыс. на 12 объектах, в т. ч. 3 в Смоленской обл. и 9 - в Белоруссии. Дислокация лагпунктов в Белоруссии по контуру: Орша - Новый Быхов (Гомельская обл.) - Мачулище (немного к югу от Минска) - Бецкая (тоже немного южнее Полоцка) - Улла (юго-западней Витебска) - Каменка (ровно на полпути между Витебском и Велижем, сейчас это Белоруссия, а тогда считалось Смоленщиной) - Орша. А по трассе Орша - Минск такие аэродромы, как Приямино (строившийся), Болбасово (действовавший).
Основные места дислокации конвойных войск: Молодечно - Глубокое (5 батальонов), Минск, Гродненская, Белостокская, Брестская обл. Остальные разбросаны по разным местам по мелочам. Вохровцам работы тоже выше крыши хватает - они обслуживают работающих на строительстве заключенных тюрем.
Выходит, что Вяземлаг давал Белоруссии десятую часть рабсилы на постройку аэродромов. Из тюрем тоже набиралось не густо - возможно, в общей сложности в пределах 10 тыс.
Так что у конвойщикам в Белоруссии на этих объектах было полно работы.
Но как-то они странно распределялись... Так, зэки с объекта Приямино попросту разбежались. Непонятно все.
http://ru-history.livejournal.com/3742560.html
Пояснение: из Смоленска в Новодугинскую в первые недели войны был успешно отправлен большой этап заключенных. Сужу по документированному большому числу конвоиров (документы и пр. см. в этом форуме в хронике действий 252-го полка конвойных войск НКВД). Более ничего известного по этому эпизоду не имеется. Конечно, совсем не обязательно заключенные должны были строить там аэродром. Конечно, аэродром мог быть вполне построен с нуля после освобождения или немцами во время оккупации. Все это могло быть, но на 1944 г. есть основания признавать фактом, что он уже был. Причем не простой полевой, а для бомбардировочной авиации.
Отсюда правомерно задать и рассмотреть вопрос о действительном времени начала строительства. В документации ГУАСа-Вяземлага начала войны при тщательном ее изучении обнаруживаются относящиеся к теме аэродромы, существование которых ранее оставалось неизвестным. Только что здесь была выявлена пара таких случаев. Этот, возможно, третий. Пока достаточно это, не дискутируя, чтоб не плодить фантазий, просто на заметку принять.

Цитата: Sobkor от 27 Марта 2010, 13:40:57>>>>nestor, и ещё одно важное уточнение: не путайте войсковое строительство, которым занимались военно-строительные роты Строительного отдела НКВД СССР, с выполнением силами НКВД госзаказа по строительству в приграничье стратегически важных военных объектов - аэродромов и дорожных коммуникаций. Это всё суть разные вещи! У Вас налицо полное непонимание обиходных военных терминов и, в частности, «войсковой строительство».
Рекомендовал бы Вам для начала проштудировать хотя бы Общевоинские уставы, а затем по возможности (ибо на многих гриф допуска) - уставы ВВ и ПВ. В противном случае Вы своей дремучестью в вопросах военного дела грозите немало дров во вред Форуму наломать…<<<<

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница