1938 год, город Комсомольск-на-Амуре, курсанты кружка танкистов, работающего при организации Осоавиахима судоремонтного завода, на лыжной вылазке. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5794671; номер по ГИК (КП) – 31006/133.Из материалов ГАРФ:
От председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР Р.П. Эйдемана за Исходящим № 499с от 2 апреля 1934 года в адрес начальника Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепского: «Согласно личной договорённости в Вами, прошу отпустить 2 танка - Т-18 и Т-27 – для Луганской организации Осоавиахима.
При получении от промышленности танкетки Вам будут возвращены».
Начальник Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепский в адрес К.Е. Ворошилова 8 мая 1934 года: «Прошу Вашего разрешения и Ваших указаний о создании учебных осоавиахимовских танковых частей по типу летних частей и о выделении имеющихся в настоящее время в РККА 24 штук танков Т-24 для организации уч. полка Осоавиахима.
Резолюция К.Е. Ворошилова: «Можно временно в виде опыта передать ОАХ 24 Т-24».На обороте документа резолюция от 15 мая 19, наложенная синим карандашом заместителем председателя Центрального совета Осоавиахима СССР краскомом А.Ф. Боярским в адрес начальника Снабосоавихима Л.М. Гужинского: «Эти танки предназначены для 1-го опытн. бронетанкового полка Осоавиахима при заводе имени «Сталина».А так выглядел советский танк Т-24:
Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
Доклад-справка от 2 июля 1936 года за подписью заместителя председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР комбрига М.С. Серпокрылова в адрес председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР комкора Р.П. Эйдемана: «...4. АвтоВУПы Осоавиахима и техника
Количество:
- автоВУПов – 223;
- учебных автомашин – 563;
-танков – 76;
- танкеток – 91;
- бронеавтомобилей – 32».Выписка из доклада Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепского наркому обороны СССР за Исходящим № 364743 от 11 ноября 1934 года: «В отношении передачи, согласно Вашему приказанию, ОСОАВИАХИМу 250 танков Т-18 докладываю: УММ РККА предлагает ОСОАВИАХИМу принять танки всех 3-х категорий с оплатой за каждый танк без вооружения:
- 3-й категории «А» – 20.000 руб. (треб. мелк. рем.);
- 3-й категории «Б» – 15.000 руб. (треб. сред. рем.);
- 3-й категории «В» – 10.000 руб. (треб. капит. рем.).
С полным денежным расчётом с УММ РККА до 1-го января 1936 года.
ОСОАВИАХИМ считает назначенную УММ РККА стоимость танков крайне высокой и со своей стороны предлагает оплатить танки по следующим ценам:
- 3-й категории «А» – 5.000 руб.;
- 3-й категории «Б» – 3.000 руб.;
- 3-й категории «В» – 1.000 руб.
Кроме того, не имея средств для оплаты в 1934 г. передаваемых ему танков, ОСОАВИХИМ просит перенести оплату в размере 50 % от общей суммы принятых им танков на 1935 г. и остальные 50 % – на 1936 г., равномерными суммами, закончив весь финансовый расчёт с УММ до 1-го января 1937 года.
В случае, если б пришлось эти танки ремонтировать на государственных заводах непосредственно через УММ РККА, то в зависимости от их технического состояния промышленность взяла бы за ремонт от 10 до 15 тысяч рублей за танк.
Прошу Ваших указаний по вопросу об условиях оплаты и расчёта с ОСОАВИАХИМом».Резолюция К.Е. Ворошилова: «Попытаться договориться тов. ХАЛЕПСКОМУ с тов. ЭЙДЕМАНОМ и доложить свои совместные предложения».Из текста подготовленного в апреле 1947 года документа под названием «Годовой отчёт о работе Центрального совета Осоавиахима за 1946 год»:
«10-го июня 1946 года Советом Министров Союза ССР было принято решение за № 1202 о массовой подготовке водительских кадров в системе Осоавиахима. Этим постановлением предложено было развернуть сеть автомотоклубов и обеспечить их учебно-материальной базой.
В целях обеспечения поставленных Советом Министров СССР задач Центральный совет в 1946 году провёл следующие мероприятия:
1. Создано 40 новых автомотоклубов в дополнение к имевшимся в 1945 г. 60-ти клубам; к концу 1946 года в Осоавиахиме работало 100 автомотоклубов.
2. Установлены контрольные задания по подготовке водительских кадров для вех автомотоклубов и организаций Осоавиахима.
3. Получено для автомотоклубов из ресурсов военных округов в соответствии с правительственным постановлением 407 грузовых и 34 легковые автомашины (из числа требующих среднего и капитального ремонта) и 95 исправных мотоцикла. Для учебных нужд было получено 92 грузовые списанные автомашины и 80 мотоциклов, непригодных для эксплуатации.
4. Выделены автомотоклубам и советам Осоавиахима денежные ассигнования в сумме 17 миллионов рублей на приобретение и ремонт необходимой материальной части и учебного оборудования.
5. Получены и переданы автомотоклубам фонды на 70 тонн автобензина и денежные лимиты на 30 тыс. руб. на автозапчасти. Фонды на резину и на автоинструмент для автомотоклубов получены не были.
6. Разработаны и введены в действие новые программы по подготовке водительских кадров, согласованные с соответствующими управлениями Министерства Вооружённых Сил.
На 1946 год президиум ЦС Союза Осоавиахим СССР установил задания по подготовке водителей автомашин и мотоциклистов.
Задание по подготовке трактористов на 1946 г. не предусматривалось виду новизны постановки этого вида обучения, а также за отсутствием в организациях соответствующей учебной базы.
Выполнение контрольных заданий по обучению воительских кадров характеризуется следующими показателями:
Вид подготовки/Задание/Выполнение всего/ Выполнение в %%/Обучалось на 1.1.47 г.
Подготовка водителей автомашин – 15.000/15.700/104.6/17.700
Подготовка мотоциклистов – 5.000/950/19,0 %/3.570.
Кроме того, организации Осоавиахима Украинской ССР и Сталинградской области по собственной инициативе подготовили 960 трактористов и обучалось на 1.1.47 г. 1.200 человек.
Обучение шофёров проводится без отрыва от производства по программе, рассчитанной на несколько месяцев обучения, поэтому многие организации Осоавиахима, хотя и сумели охватить обучением значительны контингент, однако закончить их подготовку в отчётном году не могли. Об этом свидетельствует охват обучением по состоянию на 1.1.47 г. 17.700 человек».
Л. 58 «Вместо требующихся Осоавиахиму 375 мотоциклов фактически было выделено только 95 машин тяжёлых типов, непригодных для обучения начинающих водителей».
Горючее: «при минимальной потребности в 640 тонн фактически было получено только 10 тонн».
«Были случаи, когда автомашины использовались не для учебных целей, а для обеспечения хозяйственных нужд или коммерческих перевозок (Мордовская, Удмуртская, Бурят-Монгольская АССР, Курганская область) и даже с целью личной наживы (Грозненская область, Армянская ССР)».
«В связи с нехваткой автотранспорта и особенно горючего Центральным советом, начиная со 2-1 половины 1946 года, было введено изучение автоминимума в кружках при первичных организациях Осоавиахима с таким расчётом. Чтобы всем прошедшим обучение по автоминимуму предоставлять впоследствии возможность прохождения дополнительных разделов программы и освоения практической еды с целью приобретения квалификации водителей автомашин.
Кружки по изучению автоминимума были созданы при 1.600 п/организациях Осоавиахима, в которых обучено 22.000 человек и охвачено обучением по состоянию на 1.1.47 г. 18.000 чел.».
1940 год, столица Калмыкии город Элиста, руководитель городской автомотошколы Осоавиахима М.М. Ларионов на учебных занятиях по вождению советского мотоцикла марки «Л-300». Справа – двое курсантов из числа допризывников: