Представители командно-строевого состава Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима:
АНИКИНА (в девичестве – Скоробогатова) Римма Марковна (1912-1972), воспитанница авиации Осоавиахима, известная советская парашютистка, мастер парашютизма СССР (с 15 ноября 1939 года).
Родилась в 1912 году. С 1928 года состояла в рядах членов ВЛКСМ. С 1939 года замужем за представителем военно-технического состава советских ВВС Николая Михайловича Аникина 1915 г.р. и в данном качестве – мать двоих детей: дочери Эммы 1941 года рождения и сына Владимира 1945 года рождения.
Образование:
- общее – среднее техническое: 1 января 1934 году – Горьковский автомобильно-технический техникум;
- авиационное профессиональное: в конце 1934 года – парашютную секцию при Горьковском областном аэроклубе Осоавиахима, а в январе 1935 года – в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) пилотскую школу Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова Отдела авиации Горьковского краевого совета Осоавиахима.
С осени 1931 года и 1 января 1934 года – учащаяся Горьковского (до 7 октября 1932 года – Нижегородский) автотехнического техникума.
С января 1934 и года и, предположительно, по август 1935 года – техник отделения механики Прессового цеха Горьковского автомобильного завода имени В.М. Молотова. И в данный период без отрыва от производства закончила осоавиахимовскую парашютную секцию (и, в частности, к весне 1935 года имела на лицевом счету четыре прыжка с парашютом, а первый из них совершила 18 сентября 1934 года с борта самолёта У-2, летящего на высоте в 600 метров), а в январе 1935 года – пилотскую школу Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький (ныне – Нижний Новгород): являлась учлётом самого первого набора! Одновременно:
- к августу 1934 года – кавалер двух нагрудных знаков Осоавиахима «Ворошиловский стрелок» – 1-й и 2-й ступени;
- по состоянию на лето 1935 года – инструктор-общественник парашютного спорта Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький и в данном качестве:
- имела на лицевом счету семнадцать прыжком с парашютом;
- подготовила 80 спортсменов-парашютистов.
Предположительно, с августа 1935 года – командир авиации Осоавиахима с местом службы в родном для себя Автозаводском аэроклубе имени М.В. Водопьянова города Горький: сначала – начальник парашютной станции, инструктор-лётчик, а по состоянию на осень 1939 года – командир спортивного отряда при должностных знаках различия инструктора Осоавиахима. И в данном качестве:
- с 5 по 15 августа 1935 года – в городе Москве как член делегации Горьковского краевого совета Осоавиахима на I Всесоюзном слёте парашютистов, в том числе «11 августа 1935 года мы участвовали в военно-спортивной игре. Наша команда совершила прыжок с мощного самолёта АНТ-14 в противогазах и с винтовками с высоты 600 метров. Сразу же после приземления мы сложили парашюты, сдали их судье, и с винтовками и противогазами двинулись в десятикилометровый поход. На пути перехода стояли десятки преград: колючая проволока, канавы, кусты, дважды нам приходилось переходить речку. Несмотря на эти преграды, наша команда прошла 10 километров за 1 час 20 мин. Здесь мы вышли с честью, заняв из 21 команды 4 место.
12 мы совершили групповой прыжок всей командой на точность приземления. Мы показали хорошую кучность в приземлении, но не точность расчёта и в результате заняли 17 место.
13 августа мы участвовали в соревнованиях на точность затяжки 10 сек. при прыжке с 1000 метров. Здесь мы заняли 10 место»;
- к осени 1938 года – «прыгала с самых различных типов самолётов, находящихся в воздухе в разных положениях – в вираже, спирали, пикировании и т.д. Римма совершила также прыжки в лес и в воду», а 31 августа 1938 года совершила свой сотый по счёту прыжок, который «посвятила XXIV Международному юношескому дню».
По состоянию на лето 1935 года – депутат с мандатом за № 281 Автозаводского районного Совета рабочих и крестьянских депутатов II созыва города Горький.
На основании протокола № 43 заседания президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 15 ноября 1939 года как совершившая сто пять прыжков была удостоена звания «Мастер парашютизма СССР».
Всего же на лицевом счету как командира авиации Осоавиахима: парашютных прыжков – 115; налёта за штурвалом самолётов марки «У-2», «П-5», «Г-25», «УТ-1» и «УТ-2» – 245 часов.
В 1939 году в связи с замужеством сменила фамилию на «Аникина» и уехала из города Горький к месту службы супруга в Азербайджан, где затем, по неофициальным данным, некоторое время как командир авиации Осоавиахима проходила службу в местных аэроклубах.
По состоянию на конец 1960-х – в городе Калуга, где и скончалась от тяжёлой и продолжительной болезни 1 июня 1972 года.
Похоронена в Калуге.
Представленные ниже иллюстрации – они из коллекции заведующего Нижегородским детским клубом «Юный авиатор» С.В. Мягкова и музея Горьковского автозавода.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
1935-1939 гг., Римма Марковна Скоробогатова как представитель кадрового состава авиации Осоавиахима:
1934 год, Римма Марковна Скоробогатова (она вторая справа) в составе других учлётов Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький проходит инструктаж перед очередным парашютным прыжком:
Римма Марковна Скоробогатова при должностных знаках различия рядового состава авиации Осоавиахима образца 1936 года:
18 августа 1939 года, город Горький, Римма Марковна Скоробогатова наряду с другими лучшими парашютистами Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький как участница воздушного праздника, посвящённого Дню воздушного флота СССР. Автор снимков – Н.Н. Добровольский:
Лаконичным языком личных документов:
Из публикаций Горьковской прессы за 1934 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1935 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1936 год:
Из публикаций Горьковской прессы за 1938 год:
ГИЛЕНКО Андрей Васильевич, ветеран-фронтовик, с 5 января 1946 года – капитан запаса.
Родился 22 октября 1914 года в селе Большая Ивановка Большеивановского сельского поселения Новооскольского района Белгородской области. Украинец. Из крестьян. Партийность: с 1931 года (в том числе и по состоянию на февраль 1941 года) состоял членом ВЛКСМ, а по состоянию на осень 1943 года – уже член ВКП(б). Был женат; по состоянию на 21 февраля 1941 года в семье четы Гиленко начитывалось двое иждивенцев, по которым тогда понимались две категории – не достигшие совершеннолетия дети, а также родители-пенсионеры.
Образование:
- общее – среднее;
- военное: в 1937 году – 14-ю (Энгельскую) военную школу лётчиков.
На военную службу в советские ВВС поступил добровольно в сентябре 1934 года через Новооскольский РВК на тот момент Курской, а теперь современной Белгородской области, став тогда курсантом 14-й (Энгельской) военной школы лётчиков. И по выпуску в 1937 году в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант» с одновременным назначением в ряды лётно-подъёмного состава 3-й отдельно скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи.
Приказом НКО СССР за № 01510 от 19 июня 1939 года «в счёт 1000» передан в авиацию оборонного общества, где в свою очередь приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 11 от 19 июня 1939 года был назначен командиром звена Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький (ныне – Нижний Новгород). Однако с 13 ноября 1939 года – там же, но уже как просто инструктор-лётчик. И в последнем качестве приказом НКО СССР за № 04149 от 11 сентября 1940 года удостоился очередного воинского звания – «лейтенант».
По состоянию на 21 февраля 1941 года имел:
- одно поощрение и четыре дисциплинарных взыскания;
- налёт: на двухмоторном бомбардировщике марки «Р-6» (он же – «АНТ-7») – 16 часов; на двухмоторном бомбардировщике марки «СБ-2» – 10 часов; на лёгком одномоторном бомбардировщике марки «Р-5» – 60 часов 07 минут; на учебном самолёте марки «У-2» – 261 час 16 минут. Источник – ГАНО: ф. Р-3724г, оп. 2, д. 54, л. 24об.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 180 от 30 мая 1942 года откомандирован обратно в состав советских ВВС, после чего проходил переподготовку в рядах переменного состава 34-го запасного авиационного полка 9-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московского военного округа.
С 1 января 1943 года и затем вплоть до самой Победы – в боях и сражениях Великой Отечественной войны, при этом – неизменно как представитель лётно-подъёмного состава 4-й авиационной дивизии особого назначения. И сначала – по-прежнему состоявший в звании старшего лейтенанта командир эскадрильи 2-го санитарного авиационного полка, за что 22 октября 1943 года комполка-2 майор П.И. Самохин представил его к награждению орденом Красной Звезды: «В борьбе с немецкими захватчиками участвует с 1 января 1943 года. В боевую работу вступил с молодым лётным составом, что только что окончившим лётные школы. Большими усилиями товарища Гиленко лётный состав был подготовлен к боевой работе и вот уже на протяжение девяти месяцев выполняет боевые задания, как правило, на отлично. Только за последние 5 месяцев лётный состав эскадрильи, которой руководит товарищ Гиленко, произвёл 892 боевых вылета по срочной доставке на передовые линии фронтов медикаментов, крови и вывозке с передовой раненых. За это время лётный состав эскадрильи налетал 4534 часа, произвёл 2203 посадки, перевёз 77556 кг медгруза, 430 человек раненых и 242 человек пассажиров. Лично старший лейтенант тов. Гиленко имеет 109 боевых вылетов с налётом в 346 часов: перевёз 6325 кг срочных медгрузов, 23 человек раненых и 32 человек пассажиров. Почти 50 % боевых вылетов товарищ Гиленко произвёл в район Орла, Курска и Белгорода – в тот момент, когда на этих участках шли самые ожесточённые бои.
Лётный состав эскадрильи в первые месяцы боевой работы имел аварии, поломки самолётов, а также потерю ориентировки и вынужденные посадки. Теперь же после упорных трудов командира эскадрильи старшего лейтенанта Гиленко последние два месяца лётный состав выполняет боевые задания без единого лётного происшествия. Случаев же потери ориентировки и вынужденных посадок лётный состав не имеет на протяжении уже шести месяцев лётной работы. Сам товарищ Гиленко летает без лётных происшествий и выполняет все боевые задания как одиночным экипажем, так и группой, и даже эскадрильей только на отлично.
Привив себе благородные качестве советского лётчика – смелость, отвагу, прекрасные знания своего дела, – товарищ Гиленко учит этому своих подчинённых и сам является для них образцом, своей боевой работой увлекает весь лётный состав.
Горя желанием всегда только на отлично выполнять боевые задания, товарищ Гиленко, десятки раз пренебрегая смертельной опасностью, производил посадки на ограниченных и заминированных площадках, неоднократно пересекал сам и проводил группы самолётов через районы патрулирования вражеских «Ме-109». Товарища Гиленко как старающегося спасти жизнь раненому воину никогда не ограничивала в полёте метеообстановка.
За активное участие в борьбе с немецкими захватчиками, за обеспечение безаварийной своей боевой работы и работы своих подчинённых командир авиаэскарильи старший лейтенант Гиленко достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «Красная звезда» [правильно – ордена Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 3359, лл. 81 и 81 об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по ВВС Красной Армии за № 017/н от 8 апреля 1943 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 3359, лл. 1 и 3.
По состоянию на лето 1944 года – капитан по воинскому званию, а по занимаемой должности – командир звена 1-го авиационного полка связи, за что 29 июля 1944 года своим непосредственным командиром в лице комэска капитана Ковалёва представлен к награждению орденом Отечественно войны 1-й степени: «Выполняя боевые задания ЦК ВКП(б) по снабжению боеприпасами, вооружением и продовольствием партизанские отряды, действующие в тылу врага, и вывозе оттуда раненых и детей, лётчик капитан ГИЛЕНКО с поставленными задачами справился успешно. Имея хорошую технику пилотирования в ночных условиях, лётчик беспрепятственно выполнял задания в сложных метеоусловиях, беспрепятственно садился на строго ограниченные площадки и взлетал с них; и при интенсивном обстреле противником искусно маневрировал, своевременно приходил на цель и возвращался на базу.
За сравнительной короткий промежуток работы тов. Гиленко выполнил 13 заданий с посадкой у партизан, перевёз 1870 кг боеприпасов, вооружения и продовольствия, вывез от партизан 7 чел. раненых и 42 чел. детей, чем спас их от истребления немецко-фашистскими разбойниками, налетал при этом 31 ч. 10 м. Он систематически первым приходил на площадки посадки и там организовывал посадку, выгрузку, загрузку и выпуск самолётов.
Как командир звена он систематически занимался воспитанием подчинённого ему личного состава, нацеливая на успешное выполнение поставленных командованием задач. Его звено выполнило 44 боевых задания, перевезло груза (вооружение, боеприпасы) 6710 кг, вывезло 23 ч. раненых и 204 чел. детей, налетав при этом 118 ч. 25 м. Все 44 боевых задания выполнены на «хорошо» и «отлично».
Находясь сначала во 2-м сап [санитарный авиаполк], а затем в 1-м апс [авиаполк связи], выполнял задания Главного санитарного управления КА [Красной Армии] и спец. задания штаба ВВС КА по связи и перевозке различных грузов и представителей в постоянно действующие части и соединения.
Произвёл 88 самолёто-вылетов перевёз 550 кг груза, 2050 кг медимущества (медикаменты, кровь). 12 ч. пассажиров, покрыв расстояние в 127000 км, налетав при этом 114 час.
Лично дисциплинирован, обладает отличной техникой пилотирования днём и ночью, требователен к себе и подчинённым.
За образцовое выполнение заданий командования при полётах в тыл противника с посадкой у партизан ночью и успешное выполнение задании штаба ВВС и проявленном при этом мужество и отвагу представляю тов. ГИЛЕНКО к прав. [правильно – государственной] награде – ордену Отечественно войны 1-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 3566, лл. 23 и 24.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по ВВС Красной Армии за № 0497/н от 15 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 3566, лл. 293 и 297.
С февраля 1945 года в связи с переформированием 1-го авиационного полка связи в вооружённый самолётами Ли-2229-й транспортный авиационный полк – представитель лётно-подъёмного состава последнего, при этом по состоянию на октябрь 1945 года – заместитель командира эскадрильи по занимаемой должности.
Демобилизовался 5 января 1946 года. И с этого момента, если брать в расчёт фронтовой стаж и льготный стаж лётной работы, – военный пенсионер в звании капитана запаса.
Являлся кавалером ряда государственных наград, в том числе:
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 017/н от 8 апреля 1943 года; и 2) награждён приказом по ВВС Красной Армии за № 049/н от 15 августа 1944 года;
- медали «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 223/132 от 6 ноября 1945 года – за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № В-0264626): награждён 6 ноября 1945 года.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Персональная Учётно-послужная карточка старшего лейтенанта Андрея Васильевича Гиленко как военнослужащего, проходившего «в счёт 1000» военную службу в авиации Осоавиахиме. Сканировано мною с архивного подлинника:
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 3359, лл. 81-82.
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 3566, лл. 23 и 24.
Источник – ЦАМО: ф. 33. оп. 44677, д. 649, л. 27.
ИОНОВ Николай Фёдорович, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, к лету 1945 года – капитан по воинскому званию.
Родился 4 ноября 1916 года в областном центре Узбекистана городе Самарканде. Русский. Служащий. Партийность: с 1939 года – кандидат в член ВКП(б), а с 1940 года – член партии. Был женат: супруга, Михалёва Вера Савельевна, к началу 1944 года проживала по адресу: Свердловская область, город Серов, улица Карпинского, 6-А. квартира 8. Численность семьи по состоянию на февраль 1941 года – три человека: сами супруги и, вероятней всего, их общий ребёнок.
Образование:
- общее – неполное среднее в объёме девяти классов общеобразовательной школы;
- военное: в 1937 году – 14-ю (Энгельсскую) военную школу лётчиков.
На военную службу поступил добровольно 1 (по другим данным -23) августа 1934 года через Фрунзенский РВК города Саратова, став тогда курсантом 14-й (Энгельсской) военной школы лётчиков. По выпуску в 1937 году в качестве первичного удостоился военное (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант».
Приказом НКО СССР за № 02429 от 20 ноября 1938 года передан в авиацию оборонного общества, где затем проходил военную службу в структурах Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима. И, в частности:
- с 25 июня 1939 года – в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) как инструктор-лётчик Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова;
- с 25 июля 1939 года - в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) как командир звена Горьковского областного аэроклуба имени П.И. Баранова;
- с 25 августа 1940 года – в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) как начальник Учебно-лётного отдела Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова;
- с 3 июля 1941 года – начальник Павловского аэроклуба.
Из архивных источников также следует, что в период прохождения военной службы в Осоавиахиме:
- приказом НКО СССР за № 04149 от 11 сентября 1940 года был удостоен очередного воинского звания – «старший лейтенант»;
- по состоянию на 21 февраля 1941 года имел следующий налёт на конкретных самолётах: на У-2 – 456,04 часа; на Р-5 – 3,26 часа; на УТ-1 – 6,05 часа; на УТ-2 – 7,35 часа; на И-3 – 1, 16 часа; на И-5 – 16,14 часа; на ИТИ-4 -8,46 часа; на И-16 – 10,46 часа;
- также по состоянию на 21 февраля 1941 года имел восемь поощрений и ни одного взыскания.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 911 от 4 октября 1941 года возвращён в советские ВВС, где в свою очередь был откомандирован в ряды командно-преподавательского состава N-й военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения.
С марта и по конец декабря 1942 года, последовательно представитель лётно-подъёмного состава: 813-го истребительного авиационного (впоследствии – Осовецкий Краснознамённый) полка, 609-го истребительного авиационного (впоследствии – Кёнигсбергский орденов Суворова и Кутузова) полка и 839-го истребительного авиационного (впоследствии – Новогеоргиевский Краснознамённый) полка. И в данном качестве – в боях и сражениях на Калининском и Карельских фронтах.
А в 1943 году – представитель лётно-подъёмного состава 214-го штурмового авиационного (впоследствии – Гданьский Краснознамённый) полка (в/ч «Полевая почта № 26240») ВВС Московского военного округа и в данный период – уже капитан по воинскому званию. Однако к 1944 года – вновь в составе действующей армии, при этом штурмовой авиационной полк, в котором служил старший лейтенант Николай Фёдорович Ионов, находился «на попечении» 27-го отдельного батальона аэродромного обслуживания (в/ч «Полевая почта № 06987»).
С войны не вернулся, в связи с чем на основании письменного запроса супруги от 23 января 1946 года («Анкета вх. № 019871) приказом ГУК Министерства Вооружённых Сил СССР был объявлен условно пропавшим без вести в январе 1944 года, но при этом с двумя искажениями: 1) как якобы старший лейтенант, а не капитан по воинскому званию; и 2) как якобы «состоявший в распоряжении командира войсковой части № 06987 [27 БАО]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563783, д. 6, л. 133.
В действительности 7 июля 1945 года был осуждён. Источник – ЦАМО: шкаф № 661, ящик № 909, персональная учётная карточка.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
МОРОЗОВ Николай Георгиевич, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, с 29 марта 1947 года – капитан запаса.
Родился 13 октября 1909 года в селе Василёва-Слобода Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Ныне это районный город Чкаловск Нижегородской области. Русский. Рабочий из рабочих. Член ВКП(б) с 1932 года. Был женат с довоенного периода.
Образование:
- общее – среднее: закончил два курса водного техникума;
- военное: 5 октября 1936 года – 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
На военную службу поступил добровольно в июле 1933 года, став тогда курсантом 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. По выпуску приказом НКО СССР за № 0326 от 5 октября 1936 года в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант».
Приказом НКО СССР за № 0326 от 28 марта 1939 года «в счёт 1000» был передан в структуры Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима, где последовательно занимал следующие посты:
- начальник Учебно-лётного отдела Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький (ныне – Нижний Новгород): назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 7 от 25 апреля 1939 года;
- начальник Автозаводского аэроклуба имени М.В. Водопьянова города Горький (ныне – Нижний Новгород): назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 372 от 14 августа 1940 года;
- начальник Горьковского областного аэроклуба имени П.И. Баранова: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 51 от 7 февраля 1942 года;
- начальник Горьковского парашютно-планерного клуба: назначен приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 323 от 4 сентября 1942 года.
И в данный период:
- удостоился двух очередных воинских званий – «старший лейтенант» (удостоен приказом НКО СССР за № 0786 от 19 февраля 1940 года) и «капитан» (удостоен приказом НКО СССР за № 03172 от 7 августа 1943 года);
- по состоянию на 21 февраля 1941 года имел следующий налёт на конкретных самолётах: на Р-1 – 40,20 часа; на Р-5 – 35,45 часа; на Р-6 – 8,30 часа; на ТБ-3 – 16,43 часа: на У-2 – 92,04 часа; на УТ-2 – 5,39 часа.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 261/1 от 23 сентября 1944 года был откомандирован в распоряжение Отдела кадров ВВС Красной Армии, однако ровно через четыре месяца возвращён обратно в оборонное общество, где 23 января 1945 года принял должность начальника Отдела военного обучения Горьковского областного совета Осоавиахима: в последней должности утверждён приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 50 от 17 марта 1945 года.
Приказом Главнокомандующего ВВС Вооружённых Сил СССР за № 0566 от 29 марта 1947 года уволен в запас, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 169 от 4 апреля 1947 года был исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества.
Являлся кавалером, как минимум, двух государственных наград:
- медали «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 261/116 от 30 апреля 1945 года за выслугу в 10 и более лет был удостоен. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 363, лл. 1 и 22;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён во второй половине 1945 года.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

СИДОРЕНКО (в девичестве – Нестерова) Анастасия Ивановна, воспитанница авиации Осоавиахима, известная советская парашютистка.
Соцданные неизвестны.
По состоянию на конец 1930-х гг. – в городе Горький (ныне – Нижний Новгород) как представитель командно-строевого состава спортивного (он же – парашютный) отряд Автозаводского аэроклуба Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима. И в данном качестве имела на своём лицевом счету не менее 160 прыжков с парашютом.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Представленные ниже иллюстрации – они из коллекции заведующего Нижегородским детским клубом «Юный авиатор» С.В. Мягкова.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Супруги и оба – лётчики!
НЕХЛЕБОВ Аркадий Степанович (1913-1942), командир экипажа самолёта марки «Пе-2» 46-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка ВВС Западного фронта, невинная жертва сталинских репрессий, младший лейтенант.
Родился в 1913 году на станции Асеевская городского поселения «Город Сурск» Городищенского района Пензенской области. Русский. Из крестьян. Партийность: до 1941 года – член ВЛКСМ: из комсомола выбыл по возрасту. Семья: супруга – Бояринова Анастасия Петровна 1913 года рождения и сын – Аркадий; домашний адрес по состоянию на 1942 год: город Горький (ныне – Нижний Новгород), проспект Молотова (ныне – проспект Октября), 21, квартира 16.
А к 1941 года – профессиональный лётчик и, вероятней всего, одного из аэроклубов Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима.
В армию призван 15 апреля 1941 года Автозаводским РВК города Горткий (ныне – Нижний Новгород) с направлением в ряды лётно-подъёмного состава 160-го резервного авиационного полка (Кировоградский авиагарнизон) ВВС Одесского военного округа, где, вероятней всего, являлся командиром экипажа бомбардировщика марки «СБ-2» и в данном качестве с 22 июня и по 10 июля 1941 года – в боях и сражениях на Южном фронте (I ф), то есть до переформирования 160-го резервного авиационного полка в 11-й запасной авиационный полк ВВС Северо-Кавказского военного округа (I ф).
По состоянию же на осень 1941 года – на Западном фронте, где 5 ноября 1941 года пропал без вести, в связи с чем 198-й статьёй приказа Главупрформа за № 0150/пр. от 5 мая 1942 года был исключён из списков Красной Армии, причём как якобы пилот мифического «160 резервного авиаполка». Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 10, л. 126.
Однако озвученная выше статья «198» была отменена статьёй «20» другого приказа Главупрформа – за № 0651 от 18 августа 1942 года: «Младший лейтенант НЕХЛЕБОВ Аркадий Степанович 31.1.42 г. направлен в распоряжение Западного фронта». Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 49, л. 115.
И к началу февраля 1942 года – в своём последнем качестве с местом службы в подмосковном авиагарнизоне «Внуково».
14 февраля 1942 года арестован органами госбезопасности. 2 мая 1942 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорён к высшей мере наказания по обвинению в измене Родине. 15 мая 1942 года расстрелян в Москве, а прах после кремации захоронен Донском кладбище Москвы. Источники:
https://ru.openlist.wiki/Нехлебов_Аркадий_Степанович_(1913) и
https://base.memo.ru/person/show/1523870Посмертно реабилитирован 29 апреля 1957 года Военным трибуналом Московского военного округа.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Весна 1941 года, город Горький (ныне – Нижний Новгород), Аркадий Степанович Нехлебов на момент призыва в Красную Армию:
Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 10, л. 126.
Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 49, л. 115.

БОЯРСКАЯ Анастасия Петровна, воспитанница авиации оборонного общества, невинная жертва сталинских репрессий.
Родилась 25 февраля 1919 года на Украине – в селе Хрищатово Купянского района Харьковской области. Украинка. Служащая из крестьян-середняков. Член ВЛКСМ с 3 апреля 1936 года. К 1942 году – замужем за военным лётчиком из числа военнослужащих бомбардировочной авиации младшим лейтенантом Аркадием Степановичем Нехлебовым (1913-15.05.1942); супруги в 1942 году стали родителями сына по имени Аркадий.
Образование:
- общее – среднее техническое: в 1934 года – школу-семилетку в подмосковном городе Серпухове; в 1936 году – два курса Феодосийского железнодорожного техникума, а в конце октября 1938 года – Днепропетровский политехнический техникум НКПС СССР по специальности «техник железнодорожного транспорта по профилю «Движение поездов и грузовая работа»;
- авиационное профессиональное: в 1938 году – в украинском областном городе Днепропетровске (ныне – Днепр) парашютную школу Аэроклуба Сталинской железной дороги; 23 августа 1938 года – неполный курс обучения в пилотской школе того же аэроклуба; в августе 1939 года – пилотскую школу Серпуховского аэроклуба Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима; в мае 1940 года – по пятимесячной программе обучения Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима СССР.
До 1932 года – на родине; в 1932-1934 гг. – в подмосковном Серпухове, куда, оставив землепашество, переехала, жить и трудиться мать (отец же скоропостижно умер ещё в 1921 году); в 1936-1938 гг. – в крымском городе Феодосия, где по примеру старший сестры поступила в местный железнодорожный техникум; в 1938-1939 гг. – в Днепропетровске (ныне – Днепр) как учащаяся техникума и одновременной без отрыва от производства – учлёт Аэроклуба Сталинской железной дороги – сначала парашютной школы, а затем – пилотской.
23 августа 1938 года была отчислена из пилотской школы Аэроклуба Сталинской железной дороги «по политико-моральному несоответствию», поскольку выяснилось, что на малой родине её родители, что называется, задним числом причислены к кулакам. К этому моменту имела на лицевом счету 12 часов 30 минут налёта на самолёте У-2. Однако 21 октября 1938 года после жалобы, поданной в Отдел авиации Днепропетровского областного совета Осоавиахима, была восстановлена в рядах учлётов аэроклуба.
С 15 января и по 20 августа 1939 года как дипломированный специалист – техник по безопасности движения станции Серпухов-I и одновременно с конца марта 1939 года без отрыва от производства – учлёт пилотской школы Серпуховского аэроклуба Отдела авиации Московского областного совета Осоавиахима. По окончанию озвученной выше пилотской школы как отличница учёбы была зачислена в штат данного аэроклуба в качестве инструктора-лётчика.
В январе-мае 1940 года – курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима СССР, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 104 от 29 апреля 1940 года была удостоена звания «штурман-лётчик Осоавиахима» и назначена в Горьковский областной аэроклуб имени П.И. Баранова Отдела авиации Горьковского областного совета Осоавиахима. Как надо полагать, направления в Горький (ныне – Нижний Новгород) выхлопотало себе сама и по той причине, что в этом городе жила и трудилась средняя из двух родных сестёр.
В связи с обращением с началом Великой Отечественной войны Горьковского областного аэроклуба имени П.И. Баранова на доукомплектование лётных частей ВВС Красной Армии – уже как бригадир пути Мостостроя с местом проживания в городе Горький по адресу: проспект Молотова (ныне – проспект Октября), 21, квартира 16. Однако осенью 1942 года в связи с тем, что супруг был неправедно обвинён органами госбезопасности в измене Родине (14 февраля 1942 года – арестован, 2 мая 1942 года – ему Особым совещанием при НКВД СССР вынесен расстрельный приговор, 15 мая 1942 года – расстрелян в Москве; посмертно реабилитирован 29 апреля 1957 года), 12 ноября 1942 года Особым совещанием при УНКВД по Горьковской области как «ЧСИР» («член семьи изменника Родины») приговорена к пяти года ссылки в Коми АССР (ныне – Республика Коми), куда и была этапирован из Горького 18 декабря 1942 года. Источник:
https://base.memo.ru/person/show/150618829 июля 1943 года, находясь в ссылке, направила в адрес Горьковского горвоенкома письмо с просьбой сообщить, «за что её муж осуждён, приговорён к расстрелу и приведён ли приговор в исполнение». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 594258, д. 94, л. 12.
Дальнейшая судьба неизвестная. Сведения о реабилитации в доступных источниках не выявлены.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Сканировано с архивных подлинников:
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 594258, д. 94, л. 12.