МЕЗИН Александр Фёдорович, ветеран ВВС советских ВМФ и авиации оборонного общества, с 30 сентября 1946 года – старший лейтенант запаса.
Родился 22 февраля 1915 года в городе Ростове-на-Дону. Русский. Служащий из рабочих. Партийность: с 15 июня 1936 года – член ВЛКСМ (принят политотделом 1-й Краснознамённой авиационной школы Гражданского Воздушного Флота имени П.И. Баранова с выдачей на руки комсомольского билета образца 1932 года за № 52004, а с 1942 года (в том числе и по состоянию на весну 1946 года) – кандидат в члены ВКП(б). В предвоенный период был холост.
Родители: Мезины Фёдор Васильевич (рабочий из крестьян, плотник по гражданской специальности. беспартийный) и Евдокия Афанасьевна (в девичестве – Ефимцева; из крестьян, домохозяйка, беспартийная). Проживали в Ростове-на-Дону по адресу: улица Кузнецкая, 136.
Родственники по состоянию на зиму 1933/34 года:
- старшая сестра – Абрамович (в девичестве – Мезина) Евгений Фёдоровна; проживала с семьёй в городе Чите;
- младшая сестра – Мезина Нина Фёдоровна, учащаяся второго класса начальной школы.
Образование:
- общее начальное: в 1931 году – шесть из семи классов одной из ростовских единых трудовых школ;
- профессиональное: в 1932 году – Школу ФЗО при Ростовском автотранспортном комбинате по специальности «авторемонтник» (в современной терминологии – «автослесарь»);
- авиационное профессиональное: в 1937 году – в городе Батайске последовательно Азово-Черноморского края и (с 13 сентября 1937 года) Ростовской области 1-ю Краснознамённую авиационную школу ГВФ имени П.И. Баранова по специальности «пилот»; и 2) в начале 1938 года – в городе Ульяновске Курсы усовершенствования начсостава авиации при Объединённой школе пилотов и авиамехаников Осоавиахима;
- военное: 1) в 1937 года – полный высший курс вневойсковой подготовки при 1-й Краснознамённой авиационной школе ГВФ имени П.И. Баранова, в связи с чем приказом по ВВС РККА был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант» (по другим данным – «младший лейтенант»); и 2) в декабре 1940 года – семимесячные Курсы по обучению технике пилотирования боевого истребителя марки «И-16» при Херсонской инструкторской авиационной школе Осоавиахима.
В 1925-1931 гг. – в родном для себя городе Ростов-на-Дону как учащийся одной из местных единых трудовых школ.
В 1931-1932 гг. – учащийся Школу ФЗО при Ростовском автотранспортном комбинате по специальности «авторемонтник» (в современной терминологии – «автослесарь»).
С 1932 года и по начало февраля 1934 года – слесарь в цехах Донской государственной фабрики имени Розы Люксембург.
С 10 февраля 1934 года и, предположительно, по осень 1937 года – в ростовском Батайске как курсант 2-й авиационной эскадрильи 1-го авиационного отряда 1-й Краснознамённой авиационной школы ГВФ имени П.И. Баранова. Из аттестации как на курсанта-выпускника: «…Техника пилотирования отличная. Уверен, в сложной обстановке не теряется. В слепую и ночью летает. Имеет 1 поломку на У-2 и 1 вынужденную посадку на П-5. В воздухе дисциплинирован и осмотрителен.
Может быть использован в качестве инструктора самолёта П-5».
По выпуску как рекомендованный на инструкторскую работу откомандирован в распоряжение авиации Осоавиахима с направлением в город Ульяновск в ряды курсантов Курсов усовершенствования начсостава авиации при Объединённой школе пилотов и авиамехаников Осоавиахима, откуда в свою очередь по окончанию в 1938 году курса обучения – в столицу Бурят-Монгольской АССР (с 7 июля 1958 года – Бурятская АССР, а с 27 марта 1992 года – Республика Бурятия) город Улан-Удэ на должность инструктора-лётчика местного аэроклуба.
Однако в том же 1938 году был отозван в Москву, где получил предписание о назначении на должность инструктора-лётчика Таганрогского аэроклуба Отдела авиации Ростовского областного совета Осоавиахима. И в данном качестве «имел 2 выпуска, поломок не имел».
С 24 апреля и по декабрь 1940 года – курсант семимесячные Курсы по обучению технике пилотирования боевого истребителя марки «И-16» при Херсонской инструкторской авиационной школе Осоавиахима.
К началу лету 1942 года, вероятней всего, находился на лётно-инструкторской работе в одном из тех десяти аэроклубов Поволжья и Урала, которые на основании Постановления ГКО СССР за № 21080 от 26 июля 1942 года, приказов председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 040 от 28 июля 1942 года и № 042 от 30 июля 1942 года, а также приказа начальника ВВС ВМФ за № 65 за июль 1942 года к 3 сентября 1942 года вместе со всем постоянным составом и матчастью были переданы в состав Бригады школ пилотов ВВС ВМФ. Так это или нет – пока точно неизвестно, но в любом случае с 13 августа 1942 года – военнослужащий ВВС ВМФ. При этом с января 1943 года – лётчик (и он же одновременно – командир экипажа американского двухмоторного самолёта-штурмовика Douglas А-20 Havoc, имевшего в СССР обозначение «Бостон» Б-3) 2-й авиационной эскадрильи 36-го минно-торпедного авиационного (с 22 июля 1944 года – Краснознамённый) полка ВВС ВМФ. И в данном качестве:
- с конца апреля 1943 года – в горниле битвы за Кавказ;
- по состоянию на лето 1943 года – лейтенант по воинскому званию.
14 июля 1943 года командованием озвученной выше в/ч представлен к награждению орденом Красной Звезды: «В полк прибыл в январе 1943 года и непосредственно боевую работу начал с 30.04.43 года: произвёл 25 успешных боевых вылетов днём.
При групповых бомбовых ударах, когда лейтенант МЕЗИН ходил ведомым, было уничтожено 12 и повреждено 16 единиц плавсредств пр-ка [противника], вызвано 9 очагов пожара и 5 сильных взрывов.
Неоднократно подвергался сильному противодействию пр-ка.
При выполнении воздушной разведки 4 раза вёл воздушный бой с истребителями пр-ка и всегда, благодаря своему высокому мастерству, выходил победителем. Так, 11.07.43 года вёл воздушный бой в течение 20 минут с 3-мя истребителями пр-ка, в результате неравного воздушного боя у него был выведен из строя мотор и перебита гидросистема. Проявив смелость, выдержку и настойчивость, сумел выйти из боя и посадить самолёт на одно колесо.
Техникой пилотирования самолёта «Бостон-3» овладел отлично. Смелый, бесстрашный воздушный воин.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу вполне достоин награждения орденом «Красная Звезда» [правильно – орденом Красной Звезды]». Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 683, л. 157.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по 63-й тяжелобомбардировочной авиационной бригаде дальнего действия ВВС Черноморского флота за № 9с от 13 июля 1943 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 589, л. 118.
К весне 1945 года – представитель лётно-подъёмного состава 24-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи корабельной авиации ВВС Черноморского флота, при этом:
- по состоянию на весну 1945 года – в должности лётчика (и он же одновременно, вероятней всего, – командир экипажа катапультного корабельного самолёта-разведчика марки «КОР-2») и в воинском звании «лейтенант»; по состоянию на лето 1945 года – по-прежнему лётчик, но уже старший лейтенант, а по состоянию на весну 1946 года – состоявший в звании старшего лейтенанта командир звена;
- с 19 марта 1945 года – кавалер медали «За оборону Кавказа» (источник – ЦВМА: ф. 920, оп. 2, д. 445), а к весне 1946 года – вдобавок и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В первой половине июля (но не позднее 11-го числа) 1945 года комэском-24 майором М.Я. Виноградовым представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «Старший лейтенант Мезин А.Ф. – участник Великой Отечественной войны с первых дней [правильно – с конца апреля 1943 года]. Находясь в 36 мтап в должности лётчика, на самолёте «Бостон», благодаря хорошей технике пилотирования и бесстрашию в полёте, выполнял только сложные боевые задания считался лучшим лётчиков в АЭ [авиационная эскадрилья]. Совершил в полку 47 вылетов на БУ [бомбоудар] по портам Анапа, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь, Николаев, Одесса. В двух случаях – при налёте на порты Феодосия и Керчь – приходил на свой аэродром на одном моторе; в одном случае производил посадку на фюзеляж (от разрыва снаряда была перебита система выпуска шасси). Так, в порту «Ялта» 6/IX-43 г. группой, где находился Мезин, потоплено два катера, две вооружённые баржи, один буксир: потопление плавсредств противника подтверждено аэрофотоснимками, письменными донесениями экипажей, разведкой ЧФ [Черноморский флот] и партизанами Крыма. Кроме этого, совершил 12 вылетов на ВР [ведение разведки]; все вылеты эффективные, т.к. по его данным вылетали группы самолётов полка.
В сентябре 1943 г. в районе Анапы при наведении катера на экипаж ДБ [дальний бомбардировщик], вынуждено севшего в море, Мезин был атакован двумя Ме-110. Вышел из строя правый мотор. Искусно маневрируя и отстреливаясь, Мезин довёл самолёт до аэродрома.
После награждения орденом «Красная Звезда» [правильно – орденом Красно Звезды] совершил 17 боевых вылетов на БУ и 6 вылетов на ВР.
Находясь в составе 24 оаэ, является лучшим лётчиком. Все сложные задания по взаимодействую с эскадрой ЧФ (корректировка арт. огня, буксировка конуса до больших высот, разведка, обеспечение флота на переходе и в др. базах) экипаж Мезина выполняет только на «хорошо» и «отлично».
Имеет 4 благодарности от командиров крейсеров и командующего эскадрой.
Волевой, грамотный лётчик, дисциплинированный и скоромный офицер…». Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1460, лл. 459 и 459об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа командующего ВВС Черноморского флота за № 13с от 11 июля 1945 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной ордена Отечественной войны 2-й степени. Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1216, л. 211.
19 марта 1946 года комэском-24 подполковником Агафоновым представлен к награждению орденом Нахимова 2-й степени: «Старший лейтенант МЕЗИН – участник Великой Отечественной войны с декабря м-ца [месяца] 1942 года [правильно – с конца апреля 1943 года], в составе 36 мтап ВВС ЧФ в должности лётчика на самолёте «Бостон» совершил 47 боевых вылетов на бомбоудар и 12 боевых вылетов на ВР [ведение разведки] противника.
Бесстрашный лётчик, всегда совершил задания самые сложные. Бомбил порты «Одесса», «Николаев», «Феодосия», «Ялта». «Керчь», «Анапа». Два раз его самолёт был подбит, но каждый раз опытный лётчик благополучно приходил на свой аэродром и нормально приземлялся. Не раз встречаясь с истребителями противника, умелым манёвром (набирая высоту, увеличивая скорость, меняя направление, ставил свою машину под огонь стрелков) всякий раз выходил из боя невредимым и приходил на свой аэродром благополучно.
В сентябре месяце 1943 года в районе Анапы при наведении катера на экипаж самолёта ДБ-3Ф, севшего на вынужденную в море, был атакован 2 самолётами Ме-110. Несмотря на то, что был выбит правый мотор, старший лейтенант МЕЗИН сумел отразить атаки противника и прийти на аэродром без последствий.
Находясь в составе 24 оаэ КА в должности командира звена, является одним из лучших лётчиков, способен во всякое время и в любых метеоусловиях выполнить любое задание.
Отличный корректировщик, мастер буксировки конусов, безупречно выполняет задания по обеспечению эскадры ЧФ. «Мезин в воздухе – задание выполнено», – так говорят лётчики.
За отличное выполнение заданий по обеспечению эскадры флота – корректировка артогня, буксировка конусов, испытание радиолокационных средств – имеет ряд благодарностей от командующего эскадрой ЧФ и командиров кораблей.
Волевой, грамотный лётчик-командир, дисциплинированный и скромный офицер…». Источник – ЦВМА: ф. 920, оп. 2, д. 300, лл. 200 и 200об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа командующего ВВС Черноморского флота за № 10с от 25 марта 1946 года: от имени Родины удостоился своей пятой счёту государственной награды – ордена Красного Знамени.
Демобилизовался 30 сентября 1946 года в звании старшего лейтенанта.
К лету 1985 года являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: награждён приказом командующего ВВС Черноморского флота за № 10с от 25 марта 1946 года;
- двух ордена Отечественной войны 2-й степени: 1) награждён приказом командующего ВВС Черноморского флота за № 13с от 11 июля 1945 года; и 2) удостоился весной 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- ордена Красной Звезды: награждён приказом по 63-й авиационной бригаде ВВС Черноморского флота за № 9с от 13 июля 1943 года;
- медали «За оборону Кавказа» (удостоверение № Л-021140): награждён 19 марта 1945 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён не ранее второй половины 1945 года;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1965 году;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1975 году;
- медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1985 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1978 году;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1970 году.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Мезин Александр Фёдорович как курсант в 1934-1937 гг. 2-й авиационный эскадрильи 1-го авиационного отряда 1-й Краснознамённой авиационной школы ГВФ имени П.И. Баранова (г. Батайск Ростовской области):
Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
Источники – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 589, л. 118; ф. 3, оп. 1, д. 683, л. 157.
Имя лейтенанта Александра Фёдоровича Мезина в списке свежеиспечённых кавалеров медали «За оборону Кавказа». Источник – ЦВМА: ф. 920, оп. 2, д. 445.
Источники – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1216, л. 211; ф. 3, оп. 1, д. 1460, лл. 459 и 459об.
Источник – ЦВМА: ф. 920, оп. 2, д. 300, лл. 200 и 200об.
С сайта Министерства обороны РФ подвигнарода.ру: