Не ранее лета 1938 года, военный лётчик-орденоносец Сергей Ильич Абрамычев в парадном френче советских ВВС образца 1935 года при знаках различия майора. АБРАМЫЧЕВ (он же – Костиков) Сергей Ильич (1903-1942), командир 113-й авиационной (впоследствии – Ленинградская Краснознамённая) дивизии дальнего действия, полковник.
Родился 15 сентября 1903 года в городе Москве. Русский. Служащий из служащих. Член ВКП(б) с 1928 года: партбилет образца 1936 года № 1961581. Был женат: супруга, Абрамычева (в девичестве – Абрамова) Вера Сергеевна; по состоянию на осень 1942 года проживала по адресу: Татарская АССР (ныне – Республика Татарстан), город Набережные Челны, улица Вахитова, 34.
Образование:
- общее – начальное: в 1915 году – в городе Москве закончил четыре класса 3-го высшего начального училища;
- военное: в 1926 году –в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) Военно-теоретическую школу ВВС РККА, а в 1927 году – в городе Севастополе 1-ю (Качинская) военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.
Детство и юность провёл в московских Сокольниках. И в данный период, как надо полагать, носил фамилию «Костиков».
На военную службу в советские ВВС поступил добровольно в сентябре 1925 года став тогда курсантом дислоцировавшиеся в городе Ленинграде Военно-теоретической школы ВВС РККА. В последней – до осени 1926 года.
С осени 1926 года и по осень 1927 года – в городе Севастополе как слушатель 1-й (Качинская) военной школы лётчиков имени А.Ф. Мясникова. По выпуску же был произведён в авиационные краскомы с назначением в эту в самую 1-ю школу: сначала здесь –-инструктор-лётчик, с 1930 года – командир звена, а 1931 года – Врид командира отряда.
В 1933-1935 гг. – в городе Москве как помощник начальника сектора (и одновременно – старший инструктор-лётчик) Управления военно-учебных заведений ВВС РККА.
В 1935-1938 гг. – в краснодарском городе Ейске как представитель лётно-подъёмного состава Военно-морского авиационного училища имени И.В. Сталина: сначала – командир-военком 8-й авиационной эскадрильи (она же – слепого самолётовождения), а с 1937 года – командир эскадрильи. И в первом качестве добрым словом упоминается в 3-й главе книги военных мемуаров «Тревожное небо» Героя Советского Союза полковника в отставке Энделя Карловича Пусэпа (1909-1996) и, в частности: «На вокзале нам ночевать не пришлось. [Заботами комэска-8 краскома С.И. Абрамычева] мы в тот же день получили двухкомнатную квартиру в авиагородке.
…Восьмая эскадрилья, которой командовал майор С. И. Абрамычев, имела два отряда. В отряде Хряпина, куда меня направили, были лёгкие одномоторные самолёты У-2 и Р-5, в другом же отряде — тяжёлые бомбардировщики: двухмоторные ТБ-1 и четырёхмоторные ТБ-3. Все эти типы самолётов находились тогда на вооружении Военно-Воздушных Сил Красной Армии и были одинаково нужны. Но мы, лётчики, расставляли их «по полочкам» и на самой нижней из них стоял У-2, а наверху, на недосягаемой высоте, конечно, находился ТБ-3. Кто же захочет, скажем, ездить на стареньком «москвиче», если рядом стоит «чайка»! Но приказ есть приказ…».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1936 года «за учебно-боевую подготовку части» награждён орденом Ленина за № 2977.
С лета 1938 года и по ноябрь 1939 года – командир авиационной эскадрильи Рязанских высших авиационных курсов усовершенствования начсостава ВВС Красной Армии: назначен приказом НКО СССР за № 0485 от 25 мая 1938 года.
С ноября 1939 года и по июль 1940 года – инструктор по технике пилотирования 31-й смешанной авиационной бригады ВВС Дальневосточного фронта: назначен приказом НКО СССР за № 04613 от 4 ноября 1939 года.
В течение неполного июля и начала августа 1940 года и по – инструктор по технике пилотирования Управления ВВС дальневосточного фронта: назначен приказом по войскам Дальневосточного фронта за № 026 от 5 июля 1940 года.
С августа 1940 года и по конец августа 1941 года – в городе Курске как заместитель командира 48-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (I ф) 2-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса сначала ВВС Орловского военного округа, а с 22 июня 1941 года – Дальнебомбардировочной авиации. И в данном качестве с 22 июня и по 18 августа 1941 года – в боях и сражениях, причём преимущество в полосе боевых действий Юго-Западного фронта (I ф).
В связи с расформированием 20 августа 1941 года управления 48-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (I ф) – в распоряжении командования Дальней авиации.
С января и по начало июля 1942 года – в аппарате ВВС Красной Армии: сначала – заместитель начальника Управления боевой подготовки-начальник группы инспекторов по боевой подготовке (назначен приказом по ВВС Красной Армии за № 07 от 2 января 1942 года), а затем – начальник 3-го (формирования и укомплектования) управления Главного управления обучения, формирования и укомплектования (назначен приказом по ВВС Красной Армии за № 01527 от 9 марта 1942 года).
С 4 июля и по вторую половину сентября 1942 года – командир 125-го бомбардировочного авиационного полка из состава авиации дальнего действия. В качестве справки: данная в/ч до начала августа 1942 года, базируясь на подмосковном аэродроме «Монино», начиная с февраля 1942 года, интенсивно осваивала американские двухмоторные цельнометаллические пятиместные бомбардировщики среднего радиуса действия марки «North American B-25 Mitchell»/«Норт Американ B-25 «Митчелл». Как комполка-125 с 8 августа 1942 года – вновь в боях и сражения Великой Отечественной войны, при этом экипажи данной в/ч отправлялись на боевые задания в интересах войск Западного. Калининского, Сталинградского (I ф) и Брянского (II ф) фронтов с подмосковного аэродрома «Чкаловское». Одновременно «в период с 10.8 по 10.9.42 года организовал и провёл переучивание всего лётного состава частей 222 ад ДД [авиационная дивизия дальнего действия] ночью на самолёте Б-25-С». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 6. л. 126.
Со второй половины сентября и по вторую половину октября 1942 года – заместитель командира 222-й авиационной дивизии дальнего действия: назначен приказом НКО СССР за № 06013 от 16 сентября 1942 года. И в данном качестве с 29 сентября 1942 года – вновь в боях и сражения Великой Отечественной войны, за что уже 8 октября 1942 года командованием 222-й авиадивизии ДД был представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «Полковник тов. АБРАМЫЧЕВ – большой силы воли командир, хороший организатор. Будучи командиров 125 ап [авиаполк], быстро овладел сам новой американской материальной частью самолёта Б-25-С, обучил и ввёл в строй лётчиков полка.
В период с 10.8 по 10.9.42 года организовал и провёл переучивание всего лётного состава частей 222 ад ДД ночью на самолёте Б-25-С. Во время переучивания под его непосредственным руководством произведено 1398 ночных полётов без аварий и поломок материальной части с общим налётом 227 часов 22 минуты, и обучено ночным полётам 68 лётчиков.
Умелое руководство, настойчивость и личное участие в обучении со стороны полковника тов. АБРАМЫЧЕВА дали возможность в месячный срок подготовить дивизию к ночным боевым действиям.
ВЫВОД: за успешное выполнение задания по переучиванию лётчиков частей дивизии ночным боевым действиям полковник тов. АБРАМЫЧЕВ достоин представления к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену Отечественной войны I степени». (Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 6. л. 126.) Реализацию же данное представление получило в строках Указа Президиума Верховного Совета СССР за № 605/351 от 31 декабря 1942 года: де-факто уже посмертно был удостоен Родиной ордена Отечественной войны 1-й степени.
Приказом НКО СССР за № 06527 от 19 октября 1942 года назначен командиром находившейся с 29 января 1942 года в составе действующей армии 113-й авиационной дивизии дальнего действия.
В период прохождения действительной военной службы состоял в следующих военных/воиснких званиях:
- «майор» – присвоено на правах первичного приказом НКО СССР за № 00219/п от 19 марта 1936 года;
- «подполковник» – присвоено приказом НКО СССР за № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – присвоено приказом НКО СССР за № 01190 от 19 февраля 1942 года.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, трагически погиб 23 ноября 1942 года «при катастрофе самолёта Ил-4» и был похоронен на сельском погосте окрестной к Рязани деревни Дягилево. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1765, л. 13; ф. 20159 оп. 2, д. 5, л. 364.
В настоящий момент прах покоится на кладбище «Дягилевское», которое в городе Рязани по адресу: улица Шаповская, 8. Здесь же на одном участке, превращённым в воинский мемориал, в одиночных могилах похоронены и все остальные трое членов экипажа разбившегося 23 ноября 1942 года бомбардировщика Ил-4, но при этом те трое почему-то как неизвестные солдаты:
- подполковник Иван Александрович Соболев, штурман 113-й авиационной дивизии дальнего действия;
- техник-лейтенант Иван Николаевич Галько, младший авиатехник 840-го авиационного полка дальнего действия;
- старший сержант Геннадий Андреевич Попов, воздушный стрелок-радист 840-го авиационного полка дальнего действия.
Из списков Красной Армии исключён приказом Главуформа КА за № 01235/пог. от 8 февраля 1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 75, л. 124об.
Увековечен в Книге Памяти города Москва – т. 2, стр. 36.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Не позднее апреля 1936 года, военный лётчик Сергей Ильич Абрамычев при должностных знаках различия авиационного краскома:
Хранящаяся в ЦАМО персональная Учётно-послужная карточка полковника Сергея Ильича Абрамычева:
С сайта Министерства обороны РФ памятьнарода.ру:
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682525, д. 6. лл. 126 и 126об.
Донесения о безвозвратных потерях. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1765, л. 13; ф. 20159 оп. 2, д. 5, л. 364.
Источник – ЦАМО: ф. 56, оп. 12220, д. 75, л. 124об.
Паспорт воинского мемориала, расположенного на Дягилевском кладбище города Рязани:
Скан с 36-й страницы 1-го тома Книги Памяти города Москвы: