73-й стрелковый полк войск МВД СССР по охране железных дорог (в/ч 5208)
Cформирован в 1938 года в г. Могилев в составе 4-й железнодорожной бригады внутренней охраны НКВД СССР на основании приказа Управления ПВО НКВД Белорусской ССР № 002 от 1938 года как 73-й Белорусский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР.
В апреле 1939 года на основании приказа Главного Управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений №11/с от 10 апреля 1939 года во исполнения приказа НКВД СССР № 00206 от 08 марта 1939 года «О реорганизации Управления пограничных и внутренних войск НКВД Союза ССР», Постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 154-16 сс от 02 февраля 1939 года «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» 4-я бригада переформирована в 3-ю стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений (РГВА: ф. 38274, оп. 1, д. 1, л. 1), полк включен в состав дивизии.
26 апреля 1940 года на основании приказа НКВД СССР №00501 от 26 апреля 1940 года «Об изменении дислокации зенитно-артиллерийских дивизионов и рот для организации противовоздушной обороны Беломоро-Балтийского канала, Юго-западной, Сталинской, Одесской и железной дороги им. Берия» зенитно-пулеметная рота полка включена в состав 61-го полка войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, передислоцирована на ж.д.ст. Джаджур ж.д. им. Берии (ГАРФ: ф. 9401, оп. 1, д. 553, лл. 168-170).
1 февраля 1941 года приказом НКВД СССР № 0086 от 28 января 1941 года «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения Постановления СНК СССР №198-97 сс от 25 января 1941 года «Об организации противовоздушной обороны» отдельная зенитно-пулеметная рота полка передана в состав ПВО Красной Армии.
В апреле 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 00423 от 18 апреля 1941 года «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» в состав 1 батальона 73-го полка переданы гарнизоны расформированного 78-го полка (ГАРФ: ф. 9401, оп. 1, д. 593, лл. 11-12).
Дислокация подразделений по состоянию на 1 июня 1941 года:
- управление части – в г. Могилеве: улица Чапаева, военный городок, 8(1);
- управление 1-го батальона – г. Гомель;
- 1-я рота – ж.д. ст. Унеча;
- 2-я рота – г. Гомель;
- 3-я рота – ж.д. ст. Жлобин;
- управление 2-го батальона, 5-я рота, резервная рота и полковая школа, бронепоезд № 73 – г. и жд. станция Могилев;
- 4 рота – ж.д. ст. Осиповичи;
численность полка – 1635 военнослужащих (РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 255).
В период с 23 по 26 июня 1941 года 1-й батальон полка переформирован в 78-й стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, а в составе 73-го полка сформирован новый 1-й батальон, при этом сам 73-й полк переформирован по штату военного времени № 013.
6 марта 1942 года один из батальонов полка во исполнение приказа НКВД СССР № 0021 от 5 января 1942 года, Постановления ГКО СССР № 1099 сс от 4 января 1942 года «Об организации гарнизонов войск НКВД в городах, освобождаемых КА» был обращен на формирование 287-го стрелкового полка внутренних войск НКВД СССР.
29 марта 1942 года на основании телефонограммы командира дивизии от 28 марта 1942 года 200 военнослужащих 53-го полка откомандированы в состав 73-го полка (приказ по 53-му полку № 115 от 6 апреля 1942 года; РГВА: ф. 38342, оп. 1, д. 25, л. 138).
1-2 апреля 1942 года на основании телефонограммы начальника штаба дивизии за № 46 от 28 марта 1942 года 112 военнослужащих 53-го полка откомандированы в состав 73-го полка полка (приказ по 53-му полку № 115 от 6 апреля 1942 года; РГВА: ф. 38342, оп. 1, д. 25, л. 138 ).
21 мая 1942 года 70 военнослужащих полка зачислены в состав 79-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог, приказ по полку №166 от 22 мая 1942 года (РГВА: ф. 38344, оп. 1, д. 4, л. 257).
26 июня 1942 года 300 военнослужащих полка откомандированы в состав 53-го стрелкового полка войск НКВД СССР по охране железных дорог (приказ по 53-му полку № 250 от 28 июня 1942 года; РГВА: ф. 38342, оп. 1 д. 25, л. 244).
28 апреля 1943 года на основании распоряжения начальника войск НКВД СССР № 23/5/0014010 от 24 апреля 1943 года 200 военнослужащих 75-го полка войск НКВД СССР по охране железных дорог зачислены в состав 73-го полка 9приказ по 75-му полку № 179 от 29 апреля 1943 года; РГВА: ф. 38372, оп. 1, д. 27, лл. 197 и 197об).
Дислокация полка в 1944 году:
- управления части и 4-й батальон– г. Гомель;
- 1-й батальон – г. Унеча;
- 2-й батальон - Малаховка;
- 3-й батальон – г. Калинковичи.
Дислокация полка в 1945 году:
- управления части – г. Гомель;
- 1-й батальон – г. Унеча;
- 2-й батальон – г. Гомель;
- 3-й батальон – г. Калинковичи;
- 6-я рота – г. Калинковичи.
По состоянию на 14 июня 1944 года 32 военнослужащих полка были награждены государственными наградами СССР (РГВА: ф. 38371, оп. 1, д. 55, л. 92).
В январе 1947 года на основании приказа МВД СССР № 001179 от 21 декабря 1946 года, изданного во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 831-341сс от 13 апреля 1946 года «О демобилизации второй очереди и сокращении численности войск МВД СССР», полк расформирован.
Боевая, оперативно-служебная деятельность полка:Полк на основании приказа НКВД СССР № 0022 от 5 января 1940 года «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» направил зенитно-пулеметную роту, рота мотоброневаганов в состав 2-й стрелковой дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, в результате чего перечисленные выше подразделения приняли участие в советско-финляндской войне (30.11.1939-13.03.1940).
С 26 июня 1941 года по 10 января 1942 года полк входил в состав Действующей Красной Армии.
22 июня 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны перешёл на усиленный вариант охраны и обороны охраняемых объектов, принял под охрану дополнительно 13 новых объектов.
С 26 июня по 08 июля 1941 года по левому берегу реки Днепр в районе ст. Луполово – Ремзавод находился в обороне.
В период 11-14 октября 1941 года полк в полосе Брянского фронта (I ф) находился в окружении противника (РГВА: ф. 38261, оп. 1, д. 263, л. 198).
На основании приказа по войскам НКВД охраны тыла Юго-Западного фронта (II ф) № 0042 от 25.10.1941 года полк нес службу заграждения в оперативном тылу 3-й и 13-й армий.
По состоянию на 5 февраля 1943 года полк потерял безвозвратно 1707 военнослужащих в т.ч. убитыми – 56; ранеными – 94, пропавшими без вести – 1565 (РГВА: ф. 38371, оп. 1, д. 42 л. 8 ).
В ноябре 1943 года на основании приказа НКВД СССР №001711 от 05 ноября 1943 года «О переформировании частей войск НКВД по охране железных дорог» полк принял под охрану Белорусскую ж.д. (ГАРФ: д. 9401, оп. 1, д. 138, л. 265).
Примеры боевой, оперативно-служебной деятельности полка:30 ноября 1939 года рота мотоброневаганов принимала участие в артиллерийской поддержке частей 13-й армии.
8 июня 1941 года гарнизон шоссейного моста р. Сож на линии Гомель – Новобелица спасли из свалившего и тонувшего в озере автобуса 24 пассажиров.
23 июня 1941 года личный состав гарнизона ж.д. моста реки Случ г. Слуцк вступил в бой с мотопехотой противника и в течение одних суток вел неравный бой с превосходящими силами противника по приказу командования полка гарнизон отошёл на новый рубеж, потеряв одного красноармейца убитым.
27 июня 1941 года противник высадил отряд парашютистов в район гарнизона ж.д.моста р. Березина, ст. Свислочь с задачей подготовить посадочную площадку для десанта, гарнизон во взаимодействии с подразделениями Красной армии организовал облаву, в результате которой было поймано 50 немецких парашютистов.