КЕРРО Карл Карлович, советский авиационный военачальник, с 7 августа 1953 года – полковник запаса.
Родился 24 сентября 1904 года в городе Санкт-Петербурге. Эстонец. Член РКП(б)-ВКП(б)-КПСС с 1920 года.
На военной службе в советских Вооружённых Силах дважды. И в первый раз – с 25 декабря 1918 года и, предположительно, по конец 1937 года: был призван Василеостровским РВК города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург). Известно, что:
- с момента призыва и до сентября 1919 года – в боях и сражениях против войск адмирала А.В. Колчака и генерала Н.Н. Юденича, при этом в 1919 году был контужен разрывом вражеского снаряда;
- к 1930-х гг. – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС, состоящий по состоянию на вторую половину 1930-х гг. в военном (в современной терминологии – воинское) звании «капитан»;
- судя по всему, в 1937 году угодил под молох сталинских репрессий как этнический эстонец, но при этом чудом избежал ареста, но при этом был уволен с действительной военной службы по отрицательным мотивам.
22 февраля 1938 года как ветеран Красной Армии удостоился медали «XX лет РККА», но на снимке, датированном периодом не позднее, чем июнь 1941 гг. он, будучи облачённым в военную форму, почему-то без этой награды на груди.
В 1939 году возвращён в кадровый состав советских ВВС с направлением «в счёт 1000» в авиацию оборонного общества с назначением на должность начальника Липецкого аэроклуба имени М.В. Водопьянова Отдела авиации Воронежского областного совета Осоавиахима. Однако в мае 1941 года в составе всего возглавляемого аэроклуба был обращён на формирование 6-й (Воронежской) военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения ВВС Московского военного округа, в связи с чем в составе данного военно-учебного заведения с октября 1941 года в эвакуации во Владимирском районе Сталинградской области (ныне это Ахтубинский район современной Астраханской области), а с 23 октября 1942 года – в хакасском городе Черногорске, где не позднее первой половины ноября 1942 года в связи с почти сразу последующим расформированием 6-й (Воронежской) военно-авиационной школы пилотов первоначального обучения был обращен на доукомплектование дислоцирующейся здесь же, в Черногорске, Бирмской военно-авиационной школы пилотов ВВС Сибирского военного округа. В свою очередь отсюда выбыл весной-летом 1943 года в город Новосибирск – в ряды переменного состава 19-го запасного истребительного авиационного полка 5-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС СибВО и здесь же был обращён на доукомплектование временного выведенного с Волховского фронта (II ф) в СибВО вооружённого самолётами Як-9 283-го истребительного авиационного (впоследствии – Выборгский ордена Кутузова) полка (в/ч «Полевая почта № 42141»), где принял должность командира 3-й авиационной эскадрильи. При этом по состоянию на 1943 год – уже майор по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 1 октября 1943 года: боевое крещение принял в боях и сражениях на Ленинградском фронте.
16 февраля 1944 года комполка-283 подполковником Г.И. Косачёвым представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «Тов. майор Керро участвует в Отечественной войне с 1.10.43 г. на Ленинградском фронте в должности командира АЭ [авиационная эскадрилья]; показал себя настоящим руководителем и отличным лётчиком.
В период операции по прорыву сильно укреплённой полосы [обороны] пр-ка [противника] под Ленинградом эскадрилья под руководством т. Керро выполняла задачу по прикрытию работы корректировщиков [выполнявших боевую задачу] по уничтожению артбатарей пр-ка, тем самым обеспечивал успешное продвижение нашей танковой группы между гг. Пушкин и Красное Село. Несмотря на сложные метеоусловия – сплошную дымку, низкую облачность – т. Керро сам лично водил свою эскадрилью на боевые задания. Всего эскадрилья совершила 122 боевых вылета без единой потери. Сам т. Керро произвёл 16 боевых вылетов. Боевые задания приходилось выполнять на высоте 30-100 мт [правильно – м, то есть метров] и. несмотря на сильный зенитный огонь, т. Керро всегда выполнял задание на отлично.
В настоящее время эскадрилья тов. Керро прикрывает работу корректировщиков на Нарвском направлении. Боевые задания выполняются только на отлично, хотя этому и препятствуют метеоусловия.
ВЫВОД: за отличное выполнение боевых заданий и проявленную при этом смелость и отвагу ходатайствую о награждении КЕРРО орденом Отечественной войны 1-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 528, л. 12.
Данное представление получило реализацию в строках приказа командующего артиллерией Ленинградского фронта за № 022/н от 21 марта 1944 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственно награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 528, л. 7.
Но к лету 1944 года – вдобавок ещё и кавалер медали «За оборону Ленинграда».
Из публикации под названием «Штурмовики ведут разведку» за 10 июня 1944 года газеты ВВС Красной Армии «Сталинский сокол»: «Над передним краем и в глубине вражеской обороны умело действуют лётчики-штурмовики Н-ской Краснознамённой части. На-днях группа «Ильюшин-2» под командованием старшего лейтенанта Полякова вылетела на разведку. Над расположением противника по штурмовикам открыли сильный огонь зенитки… Штурмовиков пытались атаковать шесть вражеских истребителей… Воздушных корректировщиков успешно прикрывали лётчики-истребители под командованием майора Керра. Четыре «Мессершмитта» внезапно вынырнули из облаков и попытались нанести удар по корректировщику. На помощь сразу пришли истребители прикрытия…». Источник:
http://stsokol.ru/stsokol/06.1944/10.06.44/02_01/10.06.44_2-1.html15 июня 1944 года командиром 72-й отдельной корректировочной авиационной эскадрильи (в/ч «Полевая почта № 78724») майором С.В. Костюком представлен к награждению орденом Красного Знамени: «Участвует в боях против немецких захватчиков на Ленинградском фронте с 1-го октября 1943 г. Командует эскадрильей прикрытия. За это время эскадрилья под умелым руководством майора Керро выполнила 480 успешных боевых вылетов на прикрытие самолётов-корректировщиков Ил-2 без потерь в самолётах и личном составе и без происшествий.
В проведённых 12 воздушных боях с истребителями пр-ка [противника], атаковавших корректировщиков, сбито 3 самолёта пр-ка Ме-109.
Лично тов. КЕРРО выполнил 45 успешных боевых вылетов. Прикрывая самолёта-корректировщики в сложных метеоусловиях, под сильным огнём зенитной артиллерии пр-ка, успешно обеспечивал безопасность работы экипажей корректировщиков от нападения истребителей пр-ка и провёл 5 воздушных боёв.
За успешное выполнение заданий эскадрилья и лично тов. КЕРРО имеют ряд благодарностей от командования артиллерией.
Корректировщики 72 ОКАЭ под прикрытием 4-х самолётов, ведомых майором КЕРРО, сфотографировали цели, указанные командующим артиллерией, и предоставили ценный материал разведке.
В проведённых 2 воздушных боях с истребителями пр-ка, атаковавшими корректировщиков 72 ОКАЭ, четвёрка самолётов майора КЕРРО, не оставляя без прикрытие самолёты Ил-2, сбили 1 МЕ-109 в р-не [в районе] озера Каук-ЯРВИ [правильно – Каукоярви, находится на территории современного Лоймольского сельского поселения Суоярвского района Республики Карелия]…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 733, л. 85.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 21-й армии (II ф) Ленинградского фронта за № 0114 от 4 июля 1944 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 733, лл. 84 и 85об.
С 3 ноября 1944 года – кавалер второго по счёту ордена Красного Знамени, которым был награждён изданным в этом день Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/131 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 20 и более лет. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 251, лл. 1 и 15.
По состоянию на осень 1945 года – по-прежнему майор по воинскому званию, но уже заместитель командира 283-го истребительного авиационного Выборгского ордена Кутузова полка, но по состоянию на 1946 года – подполковник по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 20245, оп. 2, д. 64, л. 143.
С 14 декабря 1946 года и по 14 августа 1950 года подполковник Карл Карлович Керро командовал 159-м истребительным авиационным Таллиннским Краснознамённым полком из состава последовательно 13-й и (с 20 февраля 1949 года) 76-й воздушных армий Ленинградского военного округа.
Уволился в запас 7 августа 1953 года в звании полковника и с этого момента – военный пенсионер.
Являлся кавалером многочисленных государственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1946 года – за выслугу в 25 и более лет;
- двух орденов Красного Знамени: 1) награждён приказом по войскам 21-й армии (II ф) Ленинградского фронта за № 0114 от 4 июля 1944 года; и 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/131 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 20 и более лет;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён приказом приказа командующего артиллерией Ленинградского фронта за № 022/н от 21 марта 1944 года;
- медали «За оборону Ленинграда»: награждён, предположительно, зимой 1943/44 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № З-0026353): награждён 15 октября 1945 года;
- медали «XX лет РККА»: награждён 22 февраля 1938 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён в 1948 году.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Капитан Карл Карлович Керро накануне Великой Отечественной войны в статусе начальника Липецкого аэроклуба имени М.В. Водопьянова:
Лот одного из Интернет-аукционов: предположительно, май-июнь 1941 года, фото сделано по случаю выпуска учлётов Липецкого аэроклуба Осоавиахима имени М.В. Водопьянова из экипажа под командованием инструктора-лётчика Ольги Ивановны Булавиной. Сидят слева направо: инструктор Осоавиахима О.И. Булавина, начальник аэроклуба капитан Карл Карлович Керро, два неназванных по фамилиям лейтенанта (первый – экзаменатор со стороны ВВС Красной Армии, а второй – командир звена данного аэроклуба) и учлёт по имени Ольга. Стоят слева направо: неназванный по фамилии авиамеханик экипажа, учлёты Валентин Жмурко, Борис Троицкий, Геннадий Платонов, Гуревич и Александр Киселёв.
С сайта Министерства обороны РФ подвигнарода.ру:
Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 528, лл. 7, 12 и 12об.
Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 733, лл. 84, 85 и 85об.
Фамилия майора Карла Карловича Керро в списке новоиспечённых кавалеров медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Источник – ЦАМО: ф. 20245, оп. 2, д. 64, л. 143.