РОДИНОЙ ОТМЕЧЕННЫЕ!
За десять дней до окончания Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» командование 3-го Белорусского фронта издало во многом беспрецедентный для действующей армии приказ за № 0634 от 19 августа 1944 года. На основании него, поясним, боевых орденов и медалей удостоились сразу аж 175 человек представителей… Западной железной дороги и, в том числе, пятеро сотрудников транспортной милиции и один чекист: пятеро из последних стали кавалерами медали «За отвагу» и один – «За боевые заслуги». А столь высоко Родина отметила тогда коллективный вклад железнодорожников в образцовое обеспечение воинских перевозок в условиях частых массированных авиаударов противника по объектам стальных магистралей, идущих от столицы на запад через Смоленск и Рославль.
Все Наградные листы датированы 11 августа 1944 года и подписаны лично начальником Западной железной дороги генерал-директор тяги 2 ранга Вячеславом Петровичем Егоровым, ставшим, кстати, впоследствии кавалером Золотой Звезды Героя Социалистического Труда.
Наше повествование сегодня, само собой разумеется, о заслугах именно стражей правопорядка, фамилии которых попали в тот самый наградной приказ. Однако прежде, чем рассказать о каждом из тех шестерых храбрецов, озвучим еще один малоизвестный факт: к середине июля 1944 года на станции Смоленск союзным наркоматом внутренних дел были сформированы оперативные группы, которым по мере продвижения вперед советских войск предстояло трансформироваться в линорганы транспортной милиции Белоруссии, а также в будущий Дорожный отдел милиции Литовской железной дороги. Так вот, костяк всех тех опергрупп составили бывшие бойцы действовавшего на Смоленщине с 1941 года Партизанского (он же – диверсионный от НКВД СССР) спецотряда под командованием офицера транспортной милиции Михаила Владимировича Антоненкова. Но наряду с ветеранами партизанского движения в эти группы попало и немало профессионалов, прибывших сюда, в прифронтовой Смоленск, в правительственную командировку из тыловых регионов, включая даже Забайкалье!
Одной из таких оперативных групп (а ею, к слову сказать, уже скоро после того развернули в Линейное отделение милиции станции Витебск) руководил 32-летний старший лейтенант милиции Михаил Иванович Кульбашный. Боевого опыта он до того не имел и поэтому его ему пришлось приобретать уже в самом пекле событий: «При выполнении одного спецзадания, попав под бомбежку вражеской авиации, был ранен.
Являясь начальником оперативной группы Витебского линотделения милиции на участке Рудня – Витебск умело и решительно организовал оперативную работу по изъятию предателей и изменников Родины, в результате чего изъято 20 человек важных государственных преступников.
Хорошо организовал охрану порядка и перевозимых грузов. При налетах вражеской авиации правильно расставлял свои силы [то есть личный состав]… в результате чего была предотвращена гибель от пожара семенного овса и восстанавливаемого здания вокзала ст. Рудня».
К началу августа сорок четвертого офицер Михаил Кульбашный уже занимал должность заместителя начальника ЛОМ станции Витебск по политической части и на этом ответственном посту сразу же и ярко «проявил себя инициативным, старательным и дисциплинированным работником, проделавшим в своем отделении большую учебно-воспитательную работу по выращиванию кадров». Приняв во внимание по совокупности его боевую и служебную доблесть, командование 3-го Белорусского фронта наградило Михаила Ивановича самой уважаемой среди фронтовиков и чеканимой из серебра медалью – «За отвагу».
Кавалером такой же медали стал и другой 32-й летний старший лейтенант милиции – старший следователь ЛОМ станции Минск Прокофий Сидорович Дашкевич. Он, в отличие от своего витебского коллеги, был не просто истинным профессионалом с еще довоенным стажем работы в правоохранительной сфере, но и отлично подготовленным бойцом-диверсантом. Так, с августа 1941-го и по сентябрь 1943 года (но с перерывом с 15 сентября 1941 года и по май 1942-го) сражался в рядах чекистского спецотряда Михаила Антоненкова, «совершив за это время 4 рейда по тылам врага».
А вот в период с ноября 1943 года по июль 1944 года Прокофий Сидорович возглавлял на Западной железной дороге оперативную заслонную группу, чем наряду с войсками НКВД СССР по охране тыла действующей армии обеспечил надежную защиту прифронтовых коммуникаций от происков вражеских диверсантов и террористов.
Уже 3 июля 1944 года он в составе головной оперативной группы вошел в только что освобожденный Красной Армией Минск и почти сразу, можно сказать, угодил в пекло: «5 июля 1944 г. во время ликвидации вражеской группировки, проникшей в черту гор. Минска, заметив одну группу, вступил с таковой в бой, организуя вокруг себя бойцов Красной Армии. В результате боя убил немецкого автоматчика, завладел его оружием и преследовал эту группу под командованием майора войсковой части до полного разгрома ее [то есть вражеской группы] и пленения оставшихся. Своими действиями проявил боевую инициативу, приведшую к ликвидации прорвавшегося [в Минск] отряда немцев».
Остается добавить, что весной 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик Прокофий Сидорович Дашкевич удостоился еще и ордена Отечественной войны 2-й степени.
Как и офицер Дашкевич, в ряды органов внутренних дел на транспорте ефрейтор милиции Тимофей Васильевич Рабицкий влился также еще в довоенный период. Произошло это почти сразу после того, как в 1937-1939 годах отслужил срочную. Однако бить фашистов в открытом бою ему, увы, не довелось – начальство не отпустило, но, тем не менее, все тяжесть ежеминутной смертельной опасности познал сполна, поскольку «все время находился в головных оперативных группах милиции на прифронтовых станциях, где обеспечивал порядок и активно вел борьбу с уголовно-преступным элементом».
С момента освобождения 26 июня 1944 года Витебска ефрейтор милиции Тимофей Рабицкий – милиционер местного ЛОМ. А вот именно за что он удостоился в числе работников Западной железной дороги боевой награды в лице медали «За отвагу»: «Прибыв на участок своего отделения – на ст. Рудня активно включился в розыскную работу по выявлению предателей и изменников Родины, задержав при этом более 10 человек важных государственных преступников.
Неоднократно находясь в зоне бомбежки вражеской авиацией, всегда принимал активное участие в спасении людей, имущества и в ликвидации возникших пожаров. Так было и в ходе апрельских, майских и июньских налетов вражеской авиации на ст. Рудня, когда он, не взирая на опасность, тушил зажигательные бомбы, попавшие в склад семенного овса и в восстанавливаемый вокзал…».
Полное право зваться ветераном органов внутренних дел на транспорте с довоенным стажем имел и сержант милиции Андрей Кузьмич Шкрыль: к началу гитлеровской агрессии против СССР он уже являлся штатным милиционером ЛОМ станции Минск. В те же июньские дни сорок первого «во время налета вражеской авиации на узел ст. Минск был ранен».
После выписки из госпиталя назначение получил в ряды сотрудников транспортной милиции Сталинграда, в результате с августа 1942 года и по февраль 1943-го – в самом горниле битвы на Волге, за что впоследствии был удостоен медали «За оборону Сталинграда»!
3 июля 1944 года 35-летний сержант милиции Андрей Шкрыль в составе головной оперативной группы транспортной милиции вернулся в родной для себя Минск, где тут же принял должность помощника оперуполномоченного местного ЛОМ. Однако прежде, чем приступить к борьбе с уголовной преступностью, ему выпало вновь проявить столь уже привычные по окопам Сталинграда навыки… бойца-пехотинца: «6 июля 1944 г. в момент вторжения остатков вражеской группировки в черту г. Минска по личной инициативе вместе с подошедшей группой бойцов Красной Армии принял участие в бою по уничтожению прорвавшихся немцев, убил немецкого офицера и несколько солдат». За этот подвиг и был удостоен 19 августа 1944 года на основании уже озвученного выше приказа по войскам 3-го Белорусского фронта медали «За отвагу»!
А вот 30-летний сотрудник транспортной милиции Василий Николаевич Канайкин по состоянию на лето 1944 года специального звания еще не имел – его ему как ново принятому на службу еще попросту не успели присвоить. В ноябре 1943 года утвердили лишь в должности инспектора детской комнаты ЛОМ станции Смоленск Западной железной дороги. И раньше, чем офицером, он, бывший боец чекистского спецотряда Михаила Антоненкова, стал кавалером своей второй по счету после медали «Партизану Отечественной войны» 2-й степени боевой награды – медали «За боевые заслуги». А вот за что именно был ее награжден: «Находясь на посту, задержал ряд дезертиров и представителей уголовно-преступного элемента.
Во время налета вражеской авиации на Смоленский узел 18 мая, 26 и 28 июня 1944 г. Канайкин, находясь на посту в пассажирском вокзале, несмотря на угрозу жизни, не оставил своего поста, а организовал выход пассажиров из вокзала в пределы города и оставался на вокзале на охране брошенных вещей пассажиров, собрав при этом возле себя несколько брошенных детей, которым [тем самым] сохранил жизнь. По окончанию бомбежек принимал активное участие в оказании помощи пострадавшим и спасении имущества от пожара».
И кратко о заслугах чекиста. Это старший оперуполномоченный Транспортного отдела НКГБ Западной железной дороги капитан госбезопасности Василий Федорович Яковлев. На момент награждения ему было только тридцать, но он уже слыл среди ближайших коллег признанным асом сыска: «…Находясь в головной опергруппе ТО НКГБ Западной ж.д., провел большую работу по разоблачению агентуры противника оставленной в нашем тылу для подрывной деятельности. Проявляет бесстрашие; не считаясь с обстановкой и временем, весь отдается работе». Врученная ему на основании приказа № 0634 награда – медаль «За отвагу».
В заключение остается только посетовать, что на здании главного железнодорожного вокзала Смоленска до сих пор нет мемориальной доски, установленной бы здесь в память фронтового подвига сотрудников транспортной милиции, причем как местной, так и органов внутренних дел Белоруссии и советской Литвы как правоохранительных структур, возрожденных в Смоленске накануне ставшей победоносной операции «Багратион»….
Юрий РЖЕВЦЕВ.