Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот  (Прочитано 300 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
Из фотолетописи Гражданской войны. Сканировано мною с архивных подлинников:
Одна из волжский пристань, в состав действующей армии на борту парохода прибыл воздухоплавательный отряд:


Змейковый аэростат типа «Парсеваль» железнодорожного базирования при выполнении разведывательно-корректировочных задач:


Истребитель Ньюпор-24 из авиапарка Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота периода Гражданской войны. Обращает на себя внимание символика, которая на борту: летящей на стреле чёрт в стремительной погоне за истошно каркающей вороной. Сканировано мною с архивного подлинника:
 

Красные военлёты периода Гражданской войны:

Неизвестный красный военлёт периода Гражданской войны у своего аэроплана.
Редкое в Интернете фото истребителя Ньюпор 24-бис на лыжах. Не менее интересна и фигура военлета, так как сама эмблематика РККВФ – это отдельная совершенно потрясающая тема, лет 10 назад получившая освещение в «Старом Цейхгаузе». Здесь можно увидеть не только его отголоски, но и много чего нового: http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=100&block=10
Многоуважаемый Роман Михайлович, спасибо за небезынтересную ссылку! По секрету скажу, что на текущий момент в моём полном распоряжении сканы сразу с нескольких архивных фотоальбомов «про» РККВФ. Однако просто физически не хватает времени обработать и разместить. Всё это отложил «на потом», как, впрочем, и несколько до сих пор необработанных архивных альбомов с фотографиями испытаний в предвоенный период советских опытных танков. Эти альбомы отсканировал ещё лет пять назад и уже частично выставил у нас на Форуме, но многое до сих пор, увы, лежит в загашнике, поскольку руки не доходят. В общем, «нас не догонят»! Скажу даже больше: наш уважаемый Форум – единственный в Рунете, обладающий в буквальном смысле слова несметным по количеству уникальным архивным эксклюзивом!

Сканировано мною с архивных подлинников:

Советские авиаторы (крайний справа - красный военлёт Николай Фёдорович Попов) возле трофейного немецкого двухместного однодвигательного разведчика-бомбардировщика бипланной схемы марки «LVG C.V»I. Скорее всего, этот аэроплан из авиаотряда РККВФ – в/ч, специально созданной для связи с Венгерской Советской Республикой: старые германские знаки сохранялись специально для введения в заблуждение потенциального противника....


Не ранее зимы 1917/1918 гг., первые красные авиаторы у истребителя марки «SPAD S.VII.»:


13-й Казанский авиаотряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота в период своего базирования в годы Гражданской войны на аэродроме «Сокологорное». Сканировано с архивного подлинника.


Самолёт марки «Фарман-30» дуксовской постройки из боевого состава Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.


Годы Гражданской войны, красные военлёты 25-го отдельного авиационного отряда РККВФ.


1920 год, город Москва, представители лётно-подъёмного состава 53-го отдельного авиационного отряда РККВФ.


Этот фотоподлинник весной 2012 года являлся лотом одного из Интернет-аукционов: май-июнь 1921 года, командующий войсками Тамбовского округа М.Н. Тухачевский перед строем награждает отличившихся в подавлении Антоновского восстания красных военлётов. Известно, что военлёты В. Денисов, А. Муратов и В.Ф. Савин были удостоены ордена Красного Знамени РСФСР, а лётчик-наблюдатель Ф. Арманд – почётного революционного подарка в виде именных серебряных часов...


Красные военлёты периода Гражданской войны, воевавшие на французских истребителях марки «Nieuport N.17».


1936 год, «Байшев Иван Васильевич 1887 г.р., русский, из Нижегородской губернии, механик авиации, член ВКП(б) с 1930 г., участник Гражданской войны (воевал в составе Волжской воздушной дивизии)». К 1938 году – «старейший работник воздухолинии Ухтпечлага».


1919 год, белогвардейский лётчик подпоручик Михаил Александрович Волковойнов (1894-1933) из 10-го авиационного отряда перед вылетом на боевое задание на истребителе марки «Nieuport 23». В декабре 1919 года в составе десяти военлётов своего отряда перелетел к красным. Впоследствии – прославленный советский лётчик-испытатель.

ГОЛОДУБОВ Иван Васильевич, в годы Гражданской войны – красный военный воздухоплаватель, при этом:
- по состоянию на июль-сентябрь 1920 года – председатель трофейной подкомиссии по сбору авиационного и воздухоплавательного имущества 5-го отделения Отдела снабжения Управления по снабжению Красного Воздушного Флота Народного комиссариата по военным делам РСФСР;
- по состоянию на октябрь 1920 года – чрезвычайный уполномоченный в Ташкентском уезде по вопросу о клещевине Отдела заготовок Туркестанского краевого наркомата продовольствия.
С 14 января 1922 года и по 5 сентября 1923 года – управляющий делами находившегося в Москве Государственного авиационного завода № 6 «Амстро», а затем – на ответственных постах в Главном управлении военной промышленности.
Сканировано мною с архивных подлинников:
     
Очевидно, он:


ПОЛОЗЕНКО Пётр Тимофеевич 1891 г.р. – первый в советской морской авиации кавалер ордена Красного Знамени РСФСР.
Со страниц рукописи, посвящённой боевой летописи ВВС Краснознамённого Черноморского флота:

САПОЖНИКОВ Григорий Степанович (1894-1920), прославленный русский (прапорщик по последнему военному чину) и советский военный лётчик-ас, кавалер ордена Красного Знамени РСФСР. На представленных архивных снимках: красный военлёт Г.С. Сапожников и его самолёт марки «Сопвич Снайп». Его истребитель был кофейного цвета с жёлтым низом.
 

САТУНИН Илья Владимирович 1894 г.р., кадровый лётчик военно-морской авиации. На момент своей трагической гибели (по одним данным – в 1919-м, а по другим – в 1920 году) – командир 23-го Свияжского авиационного отряда Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.
   


СВИНАРЁВ Иосиф Андреевич (16.11.1892-18.10.1973), ветеран русской военной авиации и советских ВВС, майор в отставке.
Со страниц рукописи, посвящённой боевой летописи ВВС Краснознамённого Черноморского флота:

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4173, лл. 400-401.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000263.jpg&id=34999079&id1=b896d033a4aae74ed92d02b5270b078e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000264.jpg&id=34999080&id1=f72850d8d21f59e8267e5e56cfc87805
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000265.jpg&id=34999081&id1=a968558424c290776b59af0a39556455




Отсюда: http://skorbim.com/мемориал/свинарев_иосиф_андреевич.html


В архивном источнике под этим портретом, вырезанным в свою очередь из какого-то коллективного фото, только одна фраза: «Степанов – лётчик Гражданской войны».
Уважаемый Роман Александрович Фирсов (Великобритания, г. Лондон), бывший активист нашего уважаемого Форума, идентифицировал данного военлёта по книге «Красные авиаторы на фронтах гражданской войны». Итак, это «СТЕПАНОВ Александр Михайлович. Род. 26.08.1897 в д. Гарь-Дубасово Володарского уезда Ярослав. губ. в семье чернорабочего. Русский. Окончил 4-х классное гор. училище в С.-Петербурге в 1910. Работал слесарем в слесарной мастерской. С 10.04.1916 – вольноопределяющийся в армии: служил в 1-й авиароте, рядовой. С 10.05.1916 по янв. 1917 – на теорет. курсах авиации при Политехнич. ин-те в Петрограде, в школе аэроклуба Петрограда. В янв. 1917 направлен на обучение летному делу в Великобританию. В составе Русского авиакорпуса окончил ВШ в Руислипе: 26.06.1917 получил свидетельство на право пилотирования «Морис-Фарман-Биплан». С сент. 1917 – летчик в 37-м ао Юго-Зап. фронта (г. Луцк), унтер-офицер. Имел налет на нояб. 1917 – 90 час. В дек. 1917 по демобилизации вернулся в Петроград. С 13.04.1918 – добровольно в РККА, в 5-м соц. ао: военлет. 10.05.1918 выехал на фронт против чехословаков. В июне того же года в составе 3-й А Вост. форонта при бомбежке в тылу пр-ка на Фармане-30 под ст. Таватуй подбит и сел в тылу вместе с наблюдателем Крузе. В тот же день экипаж вернулся в ао. Контужен в правое ухо, ранен в авг. 1918. С нояб. 1918 – ком-р, с того же месяца – ком-р боезвена 5-го ао (переименован в 26-й ао) в составе 4-й А на Вост. фронте. Отличился в апреле-июле 1919, совершая на Фармане-30 регулярные полеты со ст. Алтата в осажденный белыми г. Уральск (240 км) с грузами боеприпасов, медикаментов, махорки. Неоднократно взлетал и садился под обстрелом белоказаков. Всего до сент. совершил 21 боевой вылет и сбросил 416 кг бомб. Всего к этому времени совершил 90 боевых вылетов с налетом 145 час., сбросил 45 пудов бомб и 14 пудов агитационной литературы. Член РКП(б) с 1919. С янв. 1920 – ком-р 26-го ао, с 6.02.1920 – летчик 17-го ао. С мая 1920 на Турк. фронте. Принимал участие во взятии крепости Ст. Бухары. За три дня вместе с летнабом Ухиным сбросил 37 пудов бомб. После этого командирован в Термез для связи с Гиссарским экспедиционным отрядом. После взятия Вост. Бухары отряд возвратился в г. Скобелев Ферганской обл. С февр. 1921 – ком-р звена ОсН 26-го ао (переименован в 18-й ао). С марта 1921 по февр. 1922 в Фергане принимал участие в операциях против басмачей. С мая 1922 – военлет 26-го ао. За время боев действий в 1918-1921 совершил 247 боевых вылетов с налетом 492 час. Затем ао переброшен на Зап. фронт. Окончил повторные КУКС при Зап. фронте. С мая 1923 – в 13-го ао: ком-р звена, с марта 1925 – пом. ком-ра, с мая 1925 – ком-р. С мая 1925 – в ВШЛН: инструктор-летчик, с авг. 1926 – ком-р звена, затем ст. инструктор 1-го разряда; с 1.04.1927 – преподаватель. Налет на начало 1927 – 1076 час. на самолетах Фарман, Вуазен, Кертисс-Биплан, DН-4, -6,-9; Р-8, Ньюпор-10, Сопвич, Р-1. С 1.05.1928 – комендант аэродрома 13-го авиапарка, с 15.05.1928 – пом. нач-ка склада №4, с 1.10.1928 комендант аэродрома 37-го авиапарка. С 20.11.1931 пом. ком-ра 35-го ао. Во время Вел. Отеч. войны – преподаватель в ВАУ. Подполковник. Жил в г. Волчанске Харьков. обл. Автор воспоминаний «У истоков песни». Награды: ордена Ленина (22.02.45), Красного Знамени РСФСР (1920-225), Красного Знамени СССР (3.11.44), медали «ХХ лет РККА», «За победу над Германией…», золотые часы от РВС Турк. фронта (7.10.20), медали. Приказом по Турк. фр. №17 19.03.20. представлялся ко 2-му ордену Красного Знамени. Благодарность в приказе по ВФ «за связь с Уральском» (1919)».

СТРОЕВ (урождённый Рихтер) Михаил Павлович (1887-1961), кадровый офицер Русской императорской армии, советский авиационный военачальник и в данном качестве – один из создателей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, генерал-майор авиации (с 4 июня 1940 года) в отставке.
Сканировано мною с архивных подлинников:

Декабрь 1917 года, Михаил Павлович Строев как член Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР.


1920-е гг., Михаил Павлович Строев как высокопоставленный краском Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и кавалер ордена Красного Знамени РСФСР.


1938 год, Михаил Павлович Строев (1887-1961) со знаками различия комбрига (в данном звании с 22 декабря 1935 года) и при государственных наградах на парадном френче ВВС РККА. В данный период – представитель профессорско-преподавательского состава Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского.


25 января 1958 года, генерал-майор авиации в отставке Михаил Павлович Строев в стенах одного из музейных учреждений Москвы. Автор фото – В. Львов, снимок был сделан для страниц журнала «Советская авиация».
.

1920 год, авиаторы Красного Воздушного Флота Чёрного и Азовского морей:

Экипаж гидросамолёта.


Двое представителей истребительного авиационного отряда.

Годы Гражданской войны, представители лётно-подъёмного состава 17-го отдельного авиационного отряда РККВФ:
 

Пояснительная подпись, сделанная посредством виньетки: «X-летний юбилей военлёта Я. Романова. 51 авиаотряд. 19-IX-20 г.».
Известно, что по состоянию на 1920 год 51-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота дислоцировался на Ходынском поле, которое находилось на северо-западной окраине Москвы. Данной в/ч командовал военлёт Романов.
По состоянию на январь 1921 года в 51-м авиаотряде имелось два Ньюпора-10, Вуазен LA, RAF RE.8 и два RAF ВЕ.2е. Позже добавилось ещё несколько ВЕ.2е и Anatra Anasal. В том же 1921 году 51-й авиаотряд был переименован в 20-й авиаотряд.



Фрагменты:
         

1921 год, N-я отдельная авиационная эскадрилья РККВФ Западного фронта:



Марта 1921 года, представители лётно-подъёмного состава, откомандированные для участия в боевой операции по подавлению Кронштадтского мятежа.

1923-1924 гг., белорусский город Орша, личный состав 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи РККВФ Западного фронта/Западного военного округа:

1923 год.


1924 год.

Годы Гражданской войны, Ходынское поле Москвы, трое советских авиаторов (крайний слева – красный военлёт Николай Фёдорович Попов) на фоне разведывательного и наблюдательного самолёта марки «Farman FH.XX»:
 

Годы Гражданской войны, советские авиаторы на фоне, предположительно, британского самолёта-разведчика марки «DH-4» с мотором итальянской фирмы «Фиат»:
   


Неизвестный красный военлёт периода Гражданской войны у своего аэроплана.
Редкое в Интернете фото истребителя Ньюпор 24-бис на лыжах. Не менее интересна и фигура военлета, так как сама эмблематика РККВФ – это отдельная совершенно потрясающая тема, лет 10 назад получившая освещение в «Старом Цейхгаузе». Здесь можно увидеть не только его отголоски, но и много чего нового: http://siberia-miniatures.ru/forum/showthread.php?tid=100&block=10
Многоуважаемый Роман Михайлович, спасибо за небезынтересную ссылку! По секрету скажу, что на текущий момент в моём полном распоряжении сканы сразу с нескольких архивных фотоальбомов «про» РККВФ. Однако просто физически не хватает времени обработать и разместить. Всё это отложил «на потом», как, впрочем, и несколько до сих пор необработанных архивных альбомов с фотографиями испытаний в предвоенный период советских опытных танков. Эти альбомы отсканировал ещё лет пять назад и уже частично выставил у нас на Форуме, но многое до сих пор, увы, лежит в загашнике, поскольку руки не доходят. В общем, «нас не догонят»! Скажу даже больше: наш уважаемый Форум – единственный в Рунете, обладающий в буквальном смысле слова несметным по количеству уникальным архивным эксклюзивом!

Сканировано мною с архивных подлинников:

Советские авиаторы (крайний справа - красный военлёт Николай Фёдорович Попов) возле трофейного немецкого двухместного однодвигательного разведчика-бомбардировщика бипланной схемы марки «LVG C.V»I. Скорее всего, этот аэроплан из авиаотряда РККВФ – в/ч, специально созданной для связи с Венгерской Советской Республикой: старые германские знаки сохранялись специально для введения в заблуждение потенциального противника....


Не ранее зимы 1917/1918 гг., первые красные авиаторы у истребителя марки «SPAD S.VII.»:


13-й Казанский авиаотряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота в период своего базирования в годы Гражданской войны на аэродроме «Сокологорное». Сканировано с архивного подлинника.


Самолёт марки «Фарман-30» дуксовской постройки из боевого состава Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.


Годы Гражданской войны, красные военлёты 25-го отдельного авиационного отряда РККВФ.


1920 год, город Москва, представители лётно-подъёмного состава 53-го отдельного авиационного отряда РККВФ.


Этот фотоподлинник весной 2012 года являлся лотом одного из Интернет-аукционов: май-июнь 1921 года, командующий войсками Тамбовского округа М.Н. Тухачевский перед строем награждает отличившихся в подавлении Антоновского восстания красных военлётов. Известно, что военлёты В. Денисов, А. Муратов и В.Ф. Савин были удостоены ордена Красного Знамени РСФСР, а лётчик-наблюдатель Ф. Арманд – почётного революционного подарка в виде именных серебряных часов...


Красные военлёты периода Гражданской войны, воевавшие на французских истребителях марки «Nieuport N.17».


1936 год, «Байшев Иван Васильевич 1887 г.р., русский, из Нижегородской губернии, механик авиации, член ВКП(б) с 1930 г., участник Гражданской войны (воевал в составе Волжской воздушной дивизии)». К 1938 году – «старейший работник воздухолинии Ухтпечлага».


1919 год, белогвардейский лётчик подпоручик Михаил Александрович Волковойнов (1894-1933) из 10-го авиационного отряда перед вылетом на боевое задание на истребителе марки «Nieuport 23». В декабре 1919 года в составе десяти военлётов своего отряда перелетел к красным. Впоследствии – прославленный советский лётчик-испытатель.

ГОЛОДУБОВ Иван Васильевич, в годы Гражданской войны – красный военный воздухоплаватель, при этом:
- по состоянию на июль-сентябрь 1920 года – председатель трофейной подкомиссии по сбору авиационного и воздухоплавательного имущества 5-го отделения Отдела снабжения Управления по снабжению Красного Воздушного Флота Народного комиссариата по военным делам РСФСР;
- по состоянию на октябрь 1920 года – чрезвычайный уполномоченный в Ташкентском уезде по вопросу о клещевине Отдела заготовок Туркестанского краевого наркомата продовольствия.
С 14 января 1922 года и по 5 сентября 1923 года – управляющий делами находившегося в Москве Государственного авиационного завода № 6 «Амстро», а затем – на ответственных постах в Главном управлении военной промышленности.
Сканировано мною с архивных подлинников:
     
Очевидно, он:


ПОЛОЗЕНКО Пётр Тимофеевич 1891 г.р. – первый в советской морской авиации кавалер ордена Красного Знамени РСФСР.
Со страниц рукописи, посвящённой боевой летописи ВВС Краснознамённого Черноморского флота:

САПОЖНИКОВ Григорий Степанович (1894-1920), прославленный русский (прапорщик по последнему военному чину) и советский военный лётчик-ас, кавалер ордена Красного Знамени РСФСР. На представленных архивных снимках: красный военлёт Г.С. Сапожников и его самолёт марки «Сопвич Снайп». Его истребитель был кофейного цвета с жёлтым низом.
 

САТУНИН Илья Владимирович 1894 г.р., кадровый лётчик военно-морской авиации. На момент своей трагической гибели (по одним данным – в 1919-м, а по другим – в 1920 году) – командир 23-го Свияжского авиационного отряда Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.
   


СВИНАРЁВ Иосиф Андреевич (16.11.1892-18.10.1973), ветеран русской военной авиации и советских ВВС, майор в отставке.
Со страниц рукописи, посвящённой боевой летописи ВВС Краснознамённого Черноморского флота:

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4173, лл. 400-401.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000263.jpg&id=34999079&id1=b896d033a4aae74ed92d02b5270b078e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000264.jpg&id=34999080&id1=f72850d8d21f59e8267e5e56cfc87805
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/292/033-0690155-4173%2b011-4170/00000265.jpg&id=34999081&id1=a968558424c290776b59af0a39556455




Отсюда: http://skorbim.com/мемориал/свинарев_иосиф_андреевич.html


В архивном источнике под этим портретом, вырезанным в свою очередь из какого-то коллективного фото, только одна фраза: «Степанов – лётчик Гражданской войны».
Уважаемый Роман Александрович Фирсов (Великобритания, г. Лондон), бывший активист нашего уважаемого Форума, идентифицировал данного военлёта по книге «Красные авиаторы на фронтах гражданской войны». Итак, это «СТЕПАНОВ Александр Михайлович. Род. 26.08.1897 в д. Гарь-Дубасово Володарского уезда Ярослав. губ. в семье чернорабочего. Русский. Окончил 4-х классное гор. училище в С.-Петербурге в 1910. Работал слесарем в слесарной мастерской. С 10.04.1916 – вольноопределяющийся в армии: служил в 1-й авиароте, рядовой. С 10.05.1916 по янв. 1917 – на теорет. курсах авиации при Политехнич. ин-те в Петрограде, в школе аэроклуба Петрограда. В янв. 1917 направлен на обучение летному делу в Великобританию. В составе Русского авиакорпуса окончил ВШ в Руислипе: 26.06.1917 получил свидетельство на право пилотирования «Морис-Фарман-Биплан». С сент. 1917 – летчик в 37-м ао Юго-Зап. фронта (г. Луцк), унтер-офицер. Имел налет на нояб. 1917 – 90 час. В дек. 1917 по демобилизации вернулся в Петроград. С 13.04.1918 – добровольно в РККА, в 5-м соц. ао: военлет. 10.05.1918 выехал на фронт против чехословаков. В июне того же года в составе 3-й А Вост. форонта при бомбежке в тылу пр-ка на Фармане-30 под ст. Таватуй подбит и сел в тылу вместе с наблюдателем Крузе. В тот же день экипаж вернулся в ао. Контужен в правое ухо, ранен в авг. 1918. С нояб. 1918 – ком-р, с того же месяца – ком-р боезвена 5-го ао (переименован в 26-й ао) в составе 4-й А на Вост. фронте. Отличился в апреле-июле 1919, совершая на Фармане-30 регулярные полеты со ст. Алтата в осажденный белыми г. Уральск (240 км) с грузами боеприпасов, медикаментов, махорки. Неоднократно взлетал и садился под обстрелом белоказаков. Всего до сент. совершил 21 боевой вылет и сбросил 416 кг бомб. Всего к этому времени совершил 90 боевых вылетов с налетом 145 час., сбросил 45 пудов бомб и 14 пудов агитационной литературы. Член РКП(б) с 1919. С янв. 1920 – ком-р 26-го ао, с 6.02.1920 – летчик 17-го ао. С мая 1920 на Турк. фронте. Принимал участие во взятии крепости Ст. Бухары. За три дня вместе с летнабом Ухиным сбросил 37 пудов бомб. После этого командирован в Термез для связи с Гиссарским экспедиционным отрядом. После взятия Вост. Бухары отряд возвратился в г. Скобелев Ферганской обл. С февр. 1921 – ком-р звена ОсН 26-го ао (переименован в 18-й ао). С марта 1921 по февр. 1922 в Фергане принимал участие в операциях против басмачей. С мая 1922 – военлет 26-го ао. За время боев действий в 1918-1921 совершил 247 боевых вылетов с налетом 492 час. Затем ао переброшен на Зап. фронт. Окончил повторные КУКС при Зап. фронте. С мая 1923 – в 13-го ао: ком-р звена, с марта 1925 – пом. ком-ра, с мая 1925 – ком-р. С мая 1925 – в ВШЛН: инструктор-летчик, с авг. 1926 – ком-р звена, затем ст. инструктор 1-го разряда; с 1.04.1927 – преподаватель. Налет на начало 1927 – 1076 час. на самолетах Фарман, Вуазен, Кертисс-Биплан, DН-4, -6,-9; Р-8, Ньюпор-10, Сопвич, Р-1. С 1.05.1928 – комендант аэродрома 13-го авиапарка, с 15.05.1928 – пом. нач-ка склада №4, с 1.10.1928 комендант аэродрома 37-го авиапарка. С 20.11.1931 пом. ком-ра 35-го ао. Во время Вел. Отеч. войны – преподаватель в ВАУ. Подполковник. Жил в г. Волчанске Харьков. обл. Автор воспоминаний «У истоков песни». Награды: ордена Ленина (22.02.45), Красного Знамени РСФСР (1920-225), Красного Знамени СССР (3.11.44), медали «ХХ лет РККА», «За победу над Германией…», золотые часы от РВС Турк. фронта (7.10.20), медали. Приказом по Турк. фр. №17 19.03.20. представлялся ко 2-му ордену Красного Знамени. Благодарность в приказе по ВФ «за связь с Уральском» (1919)».

СТРОЕВ (урождённый Рихтер) Михаил Павлович (1887-1961), кадровый офицер Русской императорской армии, советский авиационный военачальник и в данном качестве – один из создателей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, генерал-майор авиации (с 4 июня 1940 года) в отставке.
Сканировано мною с архивных подлинников:

Декабрь 1917 года, Михаил Павлович Строев как член Всероссийской коллегии по управлению воздушным флотом РСФСР.


1920-е гг., Михаил Павлович Строев как высокопоставленный краском Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота и кавалер ордена Красного Знамени РСФСР.


1938 год, Михаил Павлович Строев (1887-1961) со знаками различия комбрига (в данном звании с 22 декабря 1935 года) и при государственных наградах на парадном френче ВВС РККА. В данный период – представитель профессорско-преподавательского состава Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского.


25 января 1958 года, генерал-майор авиации в отставке Михаил Павлович Строев в стенах одного из музейных учреждений Москвы. Автор фото – В. Львов, снимок был сделан для страниц журнала «Советская авиация».
.

1920 год, авиаторы Красного Воздушного Флота Чёрного и Азовского морей:

Экипаж гидросамолёта.


Двое представителей истребительного авиационного отряда.

Годы Гражданской войны, представители лётно-подъёмного состава 17-го отдельного авиационного отряда РККВФ:
 

Пояснительная подпись, сделанная посредством виньетки: «X-летний юбилей военлёта Я. Романова. 51 авиаотряд. 19-IX-20 г.».
Известно, что по состоянию на 1920 год 51-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота дислоцировался на Ходынском поле, которое находилось на северо-западной окраине Москвы. Данной в/ч командовал военлёт Романов.
По состоянию на январь 1921 года в 51-м авиаотряде имелось два Ньюпора-10, Вуазен LA, RAF RE.8 и два RAF ВЕ.2е. Позже добавилось ещё несколько ВЕ.2е и Anatra Anasal. В том же 1921 году 51-й авиаотряд был переименован в 20-й авиаотряд.



Фрагменты:
         

1921 год, N-я отдельная авиационная эскадрилья РККВФ Западного фронта:



Марта 1921 года, представители лётно-подъёмного состава, откомандированные для участия в боевой операции по подавлению Кронштадтского мятежа.

1923-1924 гг., белорусский город Орша, личный состав 2-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи РККВФ Западного фронта/Западного военного округа:

1923 год.


1924 год.

Годы Гражданской войны, Ходынское поле Москвы, трое советских авиаторов (крайний слева – красный военлёт Николай Фёдорович Попов) на фоне разведывательного и наблюдательного самолёта марки «Farman FH.XX»:
 

Годы Гражданской войны, советские авиаторы на фоне, предположительно, британского самолёта-разведчика марки «DH-4» с мотором итальянской фирмы «Фиат»:
   
« Последнее редактирование: 30 Января 2022, 13:03:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович

1958 год, Алексей Владимирович Шиуков в повседневном кителе офицеров советских ВВС образца 1955 года, но почему-то в нарушение уставных норм без наградных планок, которые полагалось носить на левой стороне груди.

ШИУКОВ Алексей Владимирович (1893-1985), советский авиационный военачальник и военный педагог, основоположник планеризма в России и конструктор первых русских самолётов, один из создателей в СССР Гражданского воздушного флота в лице Аэрофлота, полковник в отставке.
Родился 3 марта 1893 года в губернском городе Тифлисе Российской империи. Ныне это столица Грузии город Тбилиси. Из семьи юриста, сочувствовавшего в свою очередь большевистскому подполью. Состоял членом ВКП(б)-КПСС ВКП(б) с 1943 года: партбилет образца 1936 года № 5589447. Семья: супруга – Попова Вера Ивановна и дочь, родившаяся 12 апреля 1920 года.
Образование (по неполным данным):
- общее – не ниже среднего: предположительно, в 1912 году – одну из тифлисских гимназий;
- авиационное профессиональное: в 1913 году на платной основе закончил пилотскую школу Одесского аэроклуба с производством по выпуску в пилоты;
- военное: в 1915 году – Гатчинскую авиационную школу по курсу подготовки лётчиков самолёта марки летчика на самолете «Вуазен», а в январе 1916 года – Московскую авиационную школу по курсу подготовки лётчиков самолёта марки «Morane-Saulnier Type L»/«Моран-Парасоль».
В детстве в ходе нелегальных большевистских сходок, проводившихся в Тифлисе на квартире отца, неоднократно встречался со многими из руководителей Закавказский организаций РСДРП(б), в том числе и со И.В. Сталиным.
В самом начале XX века, несмотря на то, что являлся несовершеннолетним гимназистом, был, тем не менее, принят в Кавказский воздухоплавательный кружок, поскольку к этому времени уже активно увлекался конструированием планеров и мускульных летательных аппаратов. И как активист озвученного выше кружка регулярно писал для местной прессы статьи об авиации.
5 мая 1908 года там же в Тифлисе совершил первый в России документально засвидетельствованный свободный полёт на планере и тем самым положил «начало практическому... овладению искусством полёта» и соответственно дал старт процессу массового увлечения соотечественниками планеризмом. Планер, о котором идёт речь, – собственная авторская разработка гимназиста А.В. Шиуковым, по своей конструкции он являлся балансирным и был построен кустарным способом, а сам полёт произведён со склона Махатской горы. Последняя, напомним, стоит в черте столицы Грузии на левом берегу Куры и имеет высоты около 700 метров.
К лету 1912 года А.В. Шиуков уже являлся конструктором (и одновременно – лётчиком-испытателем!) четырёх своих авторских моделей планеров (в том числе в 1910 году планер, названный автором как «ША-1бис»), а также самолёта оригинальной конструкции – «безхвостного моноплана нового типа «Canard» или в просторечии – «утки», поскольку «Canard» в переводе с французского и есть «утка». Среди конструктивных особенностей данного летательного аппарата – трёхколесное шасси с убирающимся передним колесом. К сожалению, в ходе испытательных полётов «Canard» потерпел катастрофу, но, к счастью, без серьёзных последствий для пилота. Продолжением моноплана «Canard» стал моноплан «Canard-1бис», который строился руками своего конструктора в 1912-1914 гг. и на котором А.В. Шиуков затем совершил свыше трёх десятков полётов.
С 1913 года после учёбы на платной основе в Одесском аэроклубе – дипломированный пилот.
18 августа 1914 года в связи со вступлением Российской империи в 1-ю Мировую войну подал на имя императорского наместника на Кавказе прошение с просьбой направить его на фронт в качестве авиатора-разведчика, летающего на собственном аэроплане «Canard-1бис». И с этого дня – авиатор-разведчик Батумской крепости в статусе вольноопределяющейся, пребывающего в чине рядового.
15 сентября 1914 года получил предписание об убытии на учёбу в Гатчинскую авиационную школу, а с 28 сентября 1914 года юнкер последний. По выпуску в 1915 году удостоен звания «военный лётчик» с правом пилотирования самолёта марки «Вуазен» и военного чина «старший унтер-офицер» с одновременным назначением инструктором при данной школе.
11 октября 1915 года на основании изданного пятью днями раньше приказа по авиации действующей армии убыл в Московскую авиационную школу для переучивания в пилоты самолёта марки «Morane-Saulnier Type L»/«Моран-Парасоль». И по выпуску 13 января 1916 года направлен на должность лётчика в 3-й корпусной авиационный отряд из войск Юго-Западного фронта, где в свою очередь с 19 января 1916 года последовательно – лётчик самолёта-разведчика марки «Morane-Saulnier Type L»/«Моран-Парасоль» из боевого состава 7-го авиационного дивизиона и лётчик самолёта «Ньюпор-12» из боевого состава 2-й истребительной группы. И в данном качестве «за проявленные подвиги, мужество и храбрость» сначала был удостоен Георгиевских крестов 3-й и 4-й степени и Георгиевской медали 3-й и 4-й степени, а 26 июня 1916 года – офицерского чина «прапорщик». А уже как офицер вырос до погон поручика (чин присвоен в октябре 1917 года) и стал кавалером четырёх орденов – Святого Георгия 4-й степени, Святой Анны 3-й и 4-й степени и Святого Станислава 3-й степени.
С 8 мая и по 4 июня 1917 года находился в служебной командировке в Москве для получения на складах новых пулемётов для своего авиаотряда, и тогда же не упустил редкую возможность, чтобы изучить новинку – синхронизатор для стрельбы через винт, то есть специальное устройство, позволяющее вести автоматической огонь через область, ометаемую воздушным винтом самолёта.
Известно, что на германском фронте совершил 204 боевых вылета, проведя в воздухе в общей сложности 277 часов, участвовал в 27 воздушных боях, где 27 июня 1916 года лично сбил неприятельский истребитель марки «Ролланд» («немец», упал в урочище Домброва, что у австро-венгерского города Бржежаны, который ныне является городом Бережаны Тернопольской области Украины), а также в 14 групповых бомбометаниях. Четыре раза мотор его аэроплана останавливался в небе над территорией противника, но всегда лётчик, благодаря своему отточенному мастерству пилотирования боевой машиной, благополучно дотягивал до своего аэродрома, причём 26 июня 1916 тянуть посредством планирования пришлось аж пятнадцать вёрст.
Он же честью вышел победителем и из следующей драматической ситуации: 7 октября 1917 года заблудился в облаках, по причине чего совершил вынужденную посадку, но, как оказалось, на территории, занятой противником, – у окрестного к городу Броды села Паниковица. Сумел взлететь под вражеским обстрелом. Перелетев линию фронта, сел прямо за окопами 197-го пехотного Лесного полка Русской армии, где тут же стал мишенью для вражеских артиллеристов, однако не растерялся и не запаниковал – под градом стальных осколков откатил самолёт в сторону леса, где полегало шоссе. С этого шоссе и через несколько минут взлетел, но теперь уже под ружейно-пулемётным обстрелом, в результате чего его аэроплан получил шестьдесят девять пулевых пробоин, а саму лётчику достались одна пуля, прошившая навылет пилотский шлем, и ещё две пули – порвавшие кожаную куртку на груди и на воротнике.
Кроме того, «был в 2-х авариях (в 1914 и 1917 гг.) – сотрясение мозга, сломаны 2 ребра, 7 трещин в костях ног, вследствие чего наблюдаются обмороки, головокружения и кровотечения из носа – в 1917 4 обморока при полётах (04 и 13.08.1917)», при этом однажды, потеряв создание, сумел, тем не менее, каким-то чудом
В декабре 1917 года, спасая авиапарк 3-го корпусного авиационного отряда от неминуемого захвата кайзеровскими войсками, сумел вывезти из прифронтового Луцка в Москву железнодорожным эшелоном исправную матчасть, а также тех своих однополчан, которые, как и он сам, симпатизировали Советской власти.
С 26 февраля 1918 года исключён из 3-го корпусного авиационного отряда как прибывший в распоряжение В.Ю. Юнгмейстера (1889-1938) как инспектора авиации Западного фронта, а с 27 февраля 1918 года официально объявлен демобилизованным из старой армии. Таким образом, с 26 февраля 1918 года – на военной службе в Красной Гвардии в должности помощника по строевой части инспектора авиации Западного фронта. И в последнем качестве:
- находясь при В.Ю. Юнгмейстере, однажды общался в Москве с В.И. Лениным;
- в феврале-апреле 1918 года – в боях «против немцев на Западном фронте».
С 29 мая 1918 года в связи с расформированием Управления инспектора авиации Западного фронта переведён в Окружную коллегию по управлению Воздушным флотом Московского военного округа, с назначением с 27 апреля 1918 года (то есть назначен «задним числом»!) начальником Оперативно-строевого отдела Коллегии по Воздушному флоту МВО. Таким образом, де-факто в Красной Армии с 29 мая 1918 года, но де-юре – с 27 апреля 1918 года. На озвученном выше посту, в частности, разработал проект по созданию Полевого управления авиацией и управлений авиации фронтов и армий как органов единого управления всеми советскими авиационными и воздухоплавательными формированиями в условиях разгорающейся в России Гражданской войны. И этот документ вступил в силу в сентябре 1918 года.
С 24 августа 1918 года – начальник штаба при главном комиссаре Северного и Восточного фронтов Главного управления воздушного флота РСФСР. И в данном качестве – в боях и сражениях против белочехов.
С 20 сентября 1918 года и по 26 года 1919 года – в боях и сражениях на Восточном и Туркестанском фронтах, в том числе:
- с 20 сентября 1918 года – как помощник начальника Воздушного флота Действующей армии (Авиадарма);
- с 17 октября 1918 года – как начальник Воздушного флота Восточного фронта;
- с 26 августа 1919 года – как начальник авиации и воздухоплавания Туркестанского фронта, но уже 30 августа 1919 года был возвращён на свой прежний пост начальника Воздухфлота Восточного фронта;
- с 25 сентября и по 25 октября 1919 года – в отпуске «для поправки здоровья». При этом с 26 октября 1919 года по личной просьбе освобождён от должности начальника Воздухфлота Восточного фронта.
С 9 ноября 1919 года – Врид начальника авиации по обороне города Москва. И в данный период впервые подал заявление о вступлении в партию большевиков, но по злой воле Л.Д. Троцкого, который откровенно недолюбливал А.В. Шиуков за его осуждение расстрелов на месте без суда и следствия краскомов, нарушивших воинскую дисциплину. Л.Д. Троцкий выступал тогда резко против, обозвав А.В. Шиукова редиской: «Снаружи он красный, а внутри белый»…
С 6 января 1920 года – на правах прикомандированного к Полевому управлению Воздушным флотом Республики как заместитель помощника по строевой части начальника данного управления.
Де-юре с 14, но де-факто с 19 февраля 1920 года – последовательно старший инспектор и начальник Научного и по техническим расчётам отдела Главного управления Воздушного флота РСФСР, но с 1 мая 1920 году в силу оргштатных мероприятий – начальник Расчётно-испытательного отдела-старший инженер отдела всё того же Главного управления Воздушного флота РСФСР.
С 14 июля 1920 года (но приказ о назначении за подписью главкома от 16 июля 1920 года, а приказ по Рабоче-Крестьянскому Красному Флоту от 13 августа 1920 года) – член Комиссии по исследованию опыта Мировой и Гражданской войн при Всероссийском главном штабе.
С 16 июня 1921 года – в связи с расформированием озвученной выше Комиссии в распоряжении Главвоздухфлота РСФСР.
С 23 сентября 1921 года (но приказ о назначении от 29 сентября 1921 года) – командир авиационного дивизиона Грузинской ССР, но с 12 ноября 1921 года – уже начальник Воздушного флота Грузинской ССР, а с 23 декабря 1921 года – начальник Воздушного флота Отдельной Кавказской армии и одновременно – Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики.
С 1928 года – военнослужащий запаса с местом работы на ответственных постах в Гражданском воздушном флоте. Официальная причина увольнения с военной службы – пошатнувшееся здоровье. Но, вероятней всего, в роли истинной причиной выступили массово развёрнутые Кремлём в СССР репрессии в отношении краскомов из числа бывших военспецов как лиц, которых с периода Гражданской войны на правах всевластного председателя РВС Республики всячески опекал Л.Д. Троцкий…
В Сталинский период пережил, как минимум, один арест, несколько покушений на свою жизнь, а также насильственное водворение в стены психиатрической лечебницы. Биографы А.В. Шиукова всё это связывает со стремлением И.В. Сталина максимально «зачистить» круг людей, которые лично знали его по Закавказью ещё как Сосо Джугашвили, однако каким-либо веских доказательств на сей счёт авторы этой конспирологической версии, увы, не приводят… Кроме того, в 1920-х гг. чудом выжил, когда ему во время лечения в Главном военном госпитале, который тогда дислоцировался на Арбате, медики ошибочно сделали укол мышьяка (впрочем, в глазах авторов конспирологической версии это якобы было самое первых по счёту покушение на жизнь А.В. Шиукова)…
В 1939 году выступил в качестве адресованной школьникам и учащейся молодёжи книги «Война в воздухе». И это произведение потом неоднократно переиздавалась, в том числе и с иллюстрациями, выполненными другим старейшим русским лётчиком в лице К.К. Арцеулова.
В 1940 году восстановлен на военной службе в ВВС Красной Армии в звании полковника, при этом сначала преподавал тактику в стенах Военно-авиационной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, а впоследствии (в том числе и по состоянию на дето 1945 года) возглавлял 1-й (обеспечение работы частей ПВО ВВС) Управления устройства тыла ВВС из структур аппарата начальника тыла ВВС Красной Армии.
Как военный педагог создал десятки монографий и пособий по боевому применению авиации, истории и технике самолетостроения и одновременно (в том числе и в годы 1-й мировой войны, будучи военным лётчиком) выступил в роли автора многочисленных изобретений в области гражданской и военной авиации.
С 14 июня 1948 года – военный пенсионер с местом проживания в Москве в одном из домов, что в Померанцевом переулке. При этом, находясь уже в преклонном возрасте, сконструировал оригинальный махолёт с мотоциклетным мотором.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1967 года в ознаменование 50-летия со дня Великой Октябрьской социалистической революции как активных участник революционных событий осени 1917 года и Гражданской войны;
- ордена Отечественной войны 1-й степени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года;
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоен 6 ноября 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- двух орденов Красной Звезды: 1) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года – «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом мужество, доблесть и выдающиеся заслуги в деле боевой подготовки частей, подготовки кадров лётно-технического состава и обеспечения действующей армии авиационным вооружением и боеприпасами»; и 2) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1946 года – за выслугу в 15 лет;
- медали «За боевые заслуги»: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»: награждён в 1970 году;
- медали «За оборону Москвы»: награждён не ране лета 1944 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоверение № Д-0202002): награждён 30 августа 1945 года;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1965 году;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1975 году;
- медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1985 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён в 1948 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1978 году;
- медали «В память 800-летия Москвы»: награждён в 1947 году;
- нагрудного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1970 году.
Скончался 9 декабря 1985 года. Похоронен на 25-м участке Ваганьковского кладбище города Москвы.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1908 год, тифлисский гимназист Алексей Шиуков совершает полёт на своём самом первом из четырёх им же созданых планеров:


Реконструкция псоредством рисунка художником К.К. Арцеловым первых полётов Алексея Владимировича Шиукова на планерах собственной конструкции:


1910 год, гимназист Алексей Владимирович Шиуков совершает полёт на своём планере, названном им же как «ША-1бис»:


Заметка со страниц одной из газет Тифлиса за 1912 год с сенсационной новостью о постройке уже знаменитым на всё Закавказье гимназистом Алексеем Шиуковым «безхвостного моноплана нового типа «Canard»:


1912 год, аэродромные испытания Алексеем Владимировичем Шиуковым своего нового творения – «безхвостного моноплана нового типа «Canard»:
     

Весна 1916 года, Юго-Западный фронт, старший унтер-офицер Алексей Владимирович Шиуков как новоиспечённый кавалер Георгиевского креста 4-й степени:


Не ранее второй половины 1916 года, Юго-Западный фронт, Алексей Владимирович Шиуков в погонах прапорщика Русской императорской армии:


Не ранее второй половины 1916 года, прапорщик Алексей Владимирович Шиуков (он сидит вторым слева) среди боевых побратимов-лётчиков по 3-му корпусному авиационному отряду:


Не ранее 1917 года, самолёт Ньюпор-23 с подогревателем топлива конструкции военного лётчика Алексея Владимировича Шиукова:

Лето 1948 года, Алексей Владимирович Шиуков как новоиспечённый офицер запаса:


1958 год, полковник в отставке Алексей Владимирович Шиуков:


1963 года, гостиница «Юность» города Москвы, встреча-диалог Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Н.П. Каманина с ветеранами отечественной авиации и планеризма А.И. Шиуковым, А.Б. Юмашевым, В.С. Пышновым и К.К. Арцеуловым (стоят справа налево):


1965 год, город Москва, Центральный дом кино, встреча-общение космонавтов Ю.А. Гагарина и В.Ф. Быковского с ветеранами отечественной авиации и планеризма. В кадре рядом с космонавтом планеты Земля № 1 – А.И. Шиуков, а рядом с космонавтом планеты Земля № 5 – Б.Н. Шереметев:


Изданная в 1941 году повторно книга полковник Алексея Владимировича Шиукова «Война в воздухе» с иллюстрациями, выполненными другим старейшим русским лётчиком – К.К. Арцеуловым:


Могила полковника в отставке Алексея Владимировича Шиукова на Ваганьковском кладбище города Москвы. Фото отсюда: http://nec.m-necropol.ru/shiukov-av.html
« Последнее редактирование: 09 Июня 2022, 18:30:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович

Не ранее весны 1948 года, полковник Александр Константинович Петренко в парадном мундире образца 1943 года при государственных наградах.

ПЕТРЕНКО Александр Константинович (1889-1954), прославленный российский и советский военный лётчик из числа героев 1-й Мировой и Гражданской войн, полковник в отставке.
Родился 24 февраля 1889 года на Украине – в селе Большие Копани Херсонского района Херсонской области.
С 1911 года – военный авиатор, в том числе в 1916 году закончил «школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, в Первую мировую войну воевал в составе 6-го армейского авиацотряда в чине старшего унтер-офицера», при этом за подвиги, совершённые «во имя Веры, Царя и Отечества» удостоился «полного банта» Георгиевских крестов и Георгиевской медали. Известны номера трёх из четырёх Георгиевских крестов: 2-й степени – за № 32513 (награждён приказом по войскам 6-го армейского корпуса за № 526 от 5 декабря 1916 года); 3-й степени – за № 150882; 4-й степени – за № 663943.
С 19 февраля 1918 года – в рядах Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота: «Солдат-лётчик А. Петренко угнал самолёт у белых к красным». Известно, что он перелетел тогда на самолёте «Ньюпор-23» из украинского города Каменец-Подольский, после чего вместе со спасённым самолётом был обращён на пополнение 1-й воздушной эскадрильи Московского летательного отряда. Впоследствии «принимал участие в составе 15-го разведывательного, затем 3-го истребительного авиаотрядов в боях с Донской и Добровольческой армиями, против конного корпуса генерала Мамантова, врангелевских войск в Крыму и Северной Таврии», за что удостоился двух орденов Красного Знамени РСФСР: 1) награждён приказом РВСР за № 152 за 1920 год с вручением ордена за № 2678; и 2) награждён приказом РВСР за № 133 за 1922 год с вручением ордена за № 339.
И в период 1-й Мировой войны, и в период Гражданской пилотируемые военлётом А.К. Петренко истребители марки «Ньюпор» на своих бортах обязательно имели личную эмблему (кокарду) этого лётчика – устремлённую со стороны хвостового оперения в сторону мотора в прыжке косматую и хвостатую ведьму (но в разное время в двух вариантах: в первом – по-хищнически занесённым вперёд руками на чёрный – то есть вражеский! – аэроплан, а во втором – без изображения вражеского самолёта, при этом замах рук у ведьмы – как при беге: одна вперёд, а другая назад). Сам же А.К. Петренко, будучи в преклонном возрасте, в своих военных мемуарах и, как надо полгать, сугубо исходя из партийно-идеологический соображений, первый из вариантов описывал как «смеющегося чертёнка, хватающего за хвост вражеский самолёт», что, однако, не в полной мере соответствует исторической истине.
В межвоенный период, в частности, – слушатель Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, после находился, в том числе, и на военно-преподавательской работе в советских ВВС, при этом:
- с 1936 года – полковник по военному (в современной терминологии – воинское) званию, а с 19 февраля 1939 года – комбриг, что соответствовало бригадным генералам из армий зарубежных государств;
- с 22 февраля 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА», а с 7 мая 1936 года – кавалер ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 152 от 7 мая 1936 года (но, вероятней всего, перенаграждён с орденов Красного Знамени РСФСР на ордена Красного Знамени СССР).
В период Великой Отечественной войны (по неполным данным) – представитель Управления ВВС Московского военного округа при Московском авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского (по состоянию на зиму 1941/1942 гг.), в аппарате Главного управления истребительной авиации ПВО территории страны, начальник Организационного отдела штаба 1-й воздушной истребительной армии ПВО (и в данном качестве в период с 9 июня и по 1 октября 1943 года – в составе действующей армии), помощник начальника Ворошиловградской военно-авиационной школы пилотов и (по состоянию на лето 1944 года) начальник отдела ЦГАКА – Центрального государственного архива Красной Армии, при этом к весне 1943 года – уже полковник по воинскому званию: удостоен в порядке переаттестации на новые офицерские звания.
В годы битвы с фашизмом и в послевоенный период был удостоен не девяти государственных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 220/272 от 21 февраля 1945 года – за выслугу в 25 и более лет;
- двух орденов Красного Знамени: 1) награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/177 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 20 и более лет; и 2) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года – за выслугу в 30 лет;
- медали «За оборону Москвы» (удостоверение № П-039386): удостоен 21 августа 1944 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1941 года»: награждён не ранее второй половины 1945 года;
- медали «За победу над Японией»: награждён не ранее осени 1945 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флоту»: награждён в 1948 году;
- медали в «Память 800-летия Москвы»: награждён в 1947 году.
С 19 февраля 1948 (по другим данным – 1949) года – военный пенсионер с местом постоянного проживания в Москве, при этом вплоть до своей кончины, последовавшей 26 октября 1954 года, – на ответственных постах в Центральном государственном архиве Советской Армии.
Автор автобиографической книги «В небе старой и новой России. Воспоминания лётчика», (М., 1952). Из аннотации к последней: «Александр Константинович Петренко – старейший советский лётчик. Он пришёл в русскую авиацию в 1911 году и прослужил в ней около сорока лет. Его записки не претендуют на строгую научность. Они представляют собой живую иллюстрацию к истории развития советской авиации. Предлагаемые вниманию читателя «Записки» – первая часть задуманной автором книги».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Не позднее осени 1917 года, русской военный лётчик старший унтер-офицер Александр Константинович Петренко при боевых наградах, которых удостоился за подвиги, совершённые им в баталиях 1-й Мировой войны:


В годы Гражданской войны: на первых двух снимках красный военлёт Александр Константинович Петренко у своего аэроплана марки «Ньюпор-24бис», а вот третий сделан в сентябре 1919 года на станция Кшень (стоит на ветке Курск – Воронеж), и на нём красный военлёт Александр Константинович Петренко (стоит пятым справа) среди своих боевых побратимов по 3-му истребительному авиационному отряду Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота Южного фронта.
   

Красный военлёт Александр Константинович Петренко в форме образца 1922 года:
 

Не позднее середины 1930-х гг., авиационный краском Александр Константинович Петренко при должностных знаках различия. На обороте – пояснительная надпись: «Красный военлёт лётчик А. Петренко (солдат-лётчик) угнал самолёт у белых к красным»:


Не позднее лета 1939 года, полковник Александр Константинович Петренко в повседневной форме советских ВВС образца 1935 года:


Источник – ЦАМО: ф. 135, оп. 12761, д. 589, л. 33. http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Bn/TV/13/135-0012761-0589/00000038.jpg&id=1530474259&id1=92e846246285c786b0a3bd08df0dd713 – под № 1:


Книга военных мемуаров полковника в отставке Александра Константиновича Петренко:


Современная реконструкция внешнего вида аэропланов, на которых в 1-ю Мировую и Гражданскую войны летал военлёт Александр Константинович Петренко (взято из открытых источников):
   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
43-й авиационный отряд Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. С 1919 года – в боях и сражениях в Туркестане. Сканировано мною с архивных подлинников:


1919 год, город Ташкент, личный состав команды, на которую была возложена боевая задача по охране 43-го авиационного отряда. Справа – мальчуган. Очевидно, это воспитанник данного подразделения:
       

Ташкент. «День транспорта». На заднем плане британский одноместный истребитель марки «Sopwith 1½ strutter»/«Сопвич полуторастоечный» с бортовым именем «Красный Победитель». Его пилотировал красный военлёт Черний:
     

1919 год. «На охоте»:
 

Весна 1920 года, «самолёт лётчика Тихомирова в Бухаре при присутствии Бухарской миссии»:
           


В центре – Махди-ходжа-бий датхо.

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), «похороны товарища, задавленного автомобилем в Бухарской операции»:
   

1920 год, аэродром отряда в Новой Бухаре (с 1935 года – узбекский город Каган):
   
      

1920 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), коллектив художественной самодеятельности:
     

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), активисты драмкружка:
       

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), коллективное фото:
           

1921 год, Новая Бухара (с 1935 года – узбекский город Каган), библиотека отряда:


1925 год, город Полторацк (с 1927 года – Ашхабад), «чистка бассейна после белых»:
     
« Последнее редактирование: 30 Января 2022, 12:35:27 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
Ветераны РККВФ периода Гражданской войны:

Не ранее весны 1938 года, майор Феоктист Аристархович Граб как кавалер ордена Красного Знамени РСФСР и медали «XX лет РККА». Сканировано мною с архивного подлинника.
ГРАБ Феоктист Аристархович, советский авиационный военачальник, генерал-майор авиации.
Родился в 1892 году на Украине – в селе Сухоносовка Постав-Муковского сельского совета Чернухинского района Полтавской области. Украинец. Из рабочих. Партийность: с 1941 года – кандидат в члены ВКП(б), а в дальнейшем, надо полагать, – член партии.
Образование (по неполным данным):
- общее – начальное: закончил четыре класса общеобразовательной школы;
- военное: в период 1-й Мировой войны – последовательно Курсы техников при политехническом институте и Гатчинскую школу лётчиков.
В 1914-1917 гг. – на военной службе в русской военной авиации, где вырос до пилота и старшего унтер-офицера по военному чину. По неофициальным данным, являлся кавалером трёх Георгиевских крестов.
С ноября 1917 года – в Красной Гвардии, а с 1918 года – в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном флоте, при этом:
- с 1918 года – в боях и сражениях Гражданской войны и, в частности, 16 октября 1918 года, как представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ, пилотируя самолёт марки «Сопвич», сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт прапорщика П.Н. Владимирова (последний тогда погиб) и эта победа стала в масштабах РККВФ первой документально подтверждённой! Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- с 1919 года – в должностях среднего и старшего комсостава, то есть, говоря современным языком, в статусе офицера. И, в частности. по состоянию на 1 декабря 1921 год – командир 44-го отдельного авиационного отряда РККВФ, а по состоянию на 1923 год – инструктор 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. На сей счёт цитата со страниц книги «Их позвало небо: Военно-исторический очерк Борисоглебского высшего военного авиационного ордена Ленина Краснознаменного училища лётчиков имени В.П. Чкалова» (М.: Воениздат, 1984): «...Из инструкторов старой школы большим авторитетом пользовался талантливый лётчик Ф.А. Граб. Курсанты смотрели на него как на прославленного героя. Граб неоднократно отличался во время империалистической войны, за что имел три Георгиевских креста. Активно участвовал он и в Гражданской войне, был награждён орденом Красного Знамени. Сын кузнеца, Граб вырос среди простого народа. С детских лет помогал отцу в кузнице, слесарил, а когда началась империалистическая война, его призвали в армию и послали работать мотористом в авиаотряд. Там заметили смекалистого, расторопного моториста, с любовью относившегося к самолёту, и послали в Гатчинскую лётную школу. Граб успешно закончил её, стал лётчиком, но не был удостоен офицерского звания. Во время Октябрьской революции Граб принимал участие в разоружении войск Керенского, захватил семь самолётов и организовал отряд авиаторов, с которым неоднократно участвовал в боях против белогвардейцев. Осенью 1918 г. Феоктист Аристархович сражался па Восточном фронте и первым из красвоенлётов сбил колчаковский самолёт, а затем и какого-то знаменитого колчаковского аса. Своими смелыми налетами Граб так донял белогвардейцев, что за его голову Колчак обещал награду в 10 тыс. рублей золотом.
Весной 1919 г. Граб командовал авиаотрядом, который взаимодействовал с частями дивизии Н.А. Щорса. Обнаружив скопление нескольких эшелонов петлюровцев на ст. Проскуров, авиаотряд нанёс им огромный урон. Щорс объявил авиаотряду революционную благодарность, а Граба наградил ценным подарком.
Во 2-й военной школе летчиков Ф. А. Граб находился до 1929 г., затем был переведен в академию имени И.Е. Жуковского командиром отряда, а позднее работал в штабе Реввоенсовета страны. Граб был прекрасным методистом, его курсанты отличались высокой лётной успеваемостью и, подражая своему инструктору, много и усердно занимались».
Как минимум, с 1931 года – на военной службе в системе Осоавиахима и, в частности: по состоянию на 14 декабря 1931 года – инспектор Военного отдела Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а по состоянию на 16 июня 1932 года – инспектор по методике лётного и теоретического обучения Школьного сектора Отдела воздушного флота Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР.
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «майор», а аналогичным изданным в тот же день, 14 мая 1936 года, приказом, но имевшим порядковый номер «889» оставлен в системе Осоавиахима.
Впоследствии был удостоен следующих званий:
- «подполковник» – приказом НКО СССР № 04152 от 11 сентября 1940 года;
- «полковник» – приказом НКО СССР № 067 от 9 января 1941 года;
- «генерал-майор авиации» – предположительно, в послевоенный период.
С 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА».
С 1 апреля 1939 года и по 12 ноября 1941 года – инспектор-лётчик Главной инспекции Управления авиации Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР, а затем – начальник сектора Отдела авиационного снабжения Главосоавиахимснаба.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 324 от 4 сентября 1942 года исключён из списков командно-строевого состава оборонного общества как откомандированный обратно в советские ВВС.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Из фондов Центрального архива ДОСААФ России:



Имя авиационного краскома Ф.А. Граба в оргштатном расписании Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 14 декабря 1931 года.


Имя авиационного краскома Ф.А. Граба в оргштатном расписании Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР от 16 июня 1931 года.


СЕМЁНОВ Иван Иванович (1882-1975), ветеран отечественной авиации, полковник в отставке.
Сканировано мною с архивных подлинников:
   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович

30 июня 1921 года лётная группа из красных военлётов инструктора Адольфа Карловича Иооста (сидит в центре с сигаретой в мундштуке). Второй справа в нижнем ряду – Николай Фёдорович Попов. На заднем плане, как понимаю, – Разведывательный и наблюдательный самолёт марки «Farman F.20».


Прославленный российский и советский лётчик, а, начиная с 1923 года, ещё и деятельный активист авиации оборонных обществ Адольф Карлович Иоост (1894-1942). Фрагмент.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
МОЖАЕВ Александр Васильевич (1888-после 1935), русский военный воздухоплаватель, а с ноября 1917 года – советский авиационный военачальник.
Отсюда: http://www.airaces.ru/vybornye-organy-upravleniya-vvf/


Сканировано мною с архивных подлинников:
   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
Годы Гражданской войны, 1-й отдельный авиационный отряд РККА Западного фронта:

Ветеран 1-го отдельного авиационного отряда Западного фронта красный военлёт Леонид Николаевич Бочков.


1920 год.


1920 год, крайний справа – Леонид Николаевич Бочков. В той же группе – Короленко и Павленко.


1921 год, слева сидят Павленко, Корольков и Крайнов. Стоят: Белозёров, Семёнов, Леонид Николаевич Бочков, Скукин, Зернов и Марковский.


1921 год, слева направо: Леонид Николаевич Бочков, Корольков, Павленко и Крайнев.

1920 год, станица Гниловская (ныне – в черте Ростова-на-Дону), представители комначсостава и матчасть 52-го отдельного авиационного отряда РККА:

Под номером «1» – Слащёв, командир данной в/ч, под номером «2» – начальник штаба Шолов, под номером «3» – некто Абрамов и, наконец, под номером «4» – военком части (но фамилия не указана).


Слева направо: командир данной в/ч Слащёв, Абрамов и Александр Петров.

« Последнее редактирование: 30 Января 2022, 13:46:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 644
  • Ржевцев Юрий Петрович
Истребитель Ньюпор-17 из авиапарка Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота периода Гражданской войны. Сканировано мною с архивного подлинника:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »