Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Межвоенный период: заполярные воздухолинии ГУЛАГа  (Прочитано 1349 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
1 февраля 1926 года вступила в строй Северная воздухолиния при Соловецких лагерях, включавшая в себе Соловецкую и Вишерскую воздушные линии. Де-факто эту дату можно считать Днём рождения авиации современного МВД России!
Сама авиабаза дислоцировалась в Соловецком монастыре, а руководил ею бывший военморлёт, кавалер ордена Красного Знамени РСФСР Лев Владиславович Ковалевский (1895-1934).
Сколько машин насчитывала озвученная выше авиабаза пока точно неизвестно, за исключением того факта, что в 1930 году в её состав вошли два поставленных на поплавки самолёта марки «Ю-20» ВВС Балтийского флота. Эти машины прибыли в Заполярье по воздуху, будучи пилотируемыми соловецкими лётчиками Львом Владиславовичем Ковалевским и Матвеем Ильичом Козловым.
Из воспоминаний М.И. Козлова в адрес директора Народного музея авиации Севера: «...В 1930 году два самолёта ВВС Балтийского флота были переданы в распоряжении МВД [правильно – НКВД РСФСР], учреждению, которое базировалось в бывшем монастыре на Соловецких островах Белого моря. Командовал этими самолётами лётчик Ковалевский (впоследствии погибший при авиакатастрофе где-то на Печёре). Один из этих самолётов «Ю-20» на поплавках, вдоль трассы строящегося Беломорско-Балтийского канала вёл я.
В 1932 году меня прикомандировали в воздушную службу акционерного общества «Комсеверпуть», начальником которого был Борис Васильевич Лавров...».

В 1932 году авиагруппировку, обслуживавшую Соловецкие лагеря, перебросили на Печору – в заполярную деревню Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми), которая и стала с того самого момента местом дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Так родилась воздухолиния Ухтпечлага, руководимая оставшимся на службе в уголовно-исполнительной системе Львом Владиславовичем Ковалевским. Однако, как и в бытность подчинения руководству Соловецких лагерей, она не имела ни радиосвязи, ни метеослужбы, ни аэродромов. Навигация же осуществлялась по руслам рек Печора, Уса, Ижма, Вымь, Воркута, Вычегда, Северная Двина и по строящемуся тракту Усть-Вымь – Чибью, а для взлёта и посадки: летом – водная гладь рек и озёр, а зимой – прибрежный лёд.
Костяк работников воздухолиния Ухтпечлага составляли отбывающие уголовные наказания профессиональные авиаторы, при этом многие из них после освобождения оставались здесь же в должностях вольнонаёмного персонала УИС…

Юрий РЖЕВЦЕВ.


Матвей Ильич Козлов как один из самых первых в СССР полярных лётчиков.


1936 год, «Байшев Иван Васильевич 1887 г.р., русский, из Нижегородской губернии, механик авиации, член ВКП(б) с 1930 г., участник Гражданской войны (воевал в составе Волжской воздушной дивизии)». К 1938 году – «старейший работник воздухолинии Ухтпечлага».

1934 год, заполярная деревня Карпушёвка (ныне – в составе сельское поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми) как место дислокации Центральной авиабазы Ухтпечлага. Представленные ниже фото – они из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:



1934 год, посадку на гладь воды реки Печора у деревни Карпушёвка совершил ведомственный гидросамолёт НКВД СССР марки «Юнкерс-20».

Первая половина 1930-х гг., разбившийся у деревни Мутный Материк (ныне – в составе Усинского городского округа Республики Коми) гидросамолёт марки «Юнкерс-20» Ухпечлага. Причина катастрофы – сильная пурга. Экипаж в составе лётчика Владимира Александровича Гинце и бортмеханика Сергея Павловича Курлышева тогда чудом уцелел. Данное фото как лот одного из российских Интернет-аукционов:
 

Вторая половина 1930-х, самолёт Р-5 с бортовым именем «Им. «Правда» из состава авиапарка Ухтпечлага. Снимки из фотоальбома Сергея Павловича Курлышева как лоты одного из российских Интернет-аукционов:

 
 
 

Тот же самый самолёт марки «Р-5» с бортовым номером «Л-736» и бортом именем «им. «Правда» из авиапарка Ухтпечлага:

«Прилёт самолёта Р-5 Л-736 на о. Вайгач, 1932 год, из архива УВД Архангельской обл.».



Отсюда: http://www.tribuna.nad.ru/krylya-rodiny-za-kolyuchej-provolokoj/
 
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 12:30:08 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович

Полярный лётчик Лев Владиславович Ковалевский. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов.

КОВАЛЕВСКИЙ Лев Владиславович (1895-1934), русский и советский лётчик морской авиации, основатель полярной авиации уголовно-исполнительной системы СССР.
Родился 1 (по другим данным – 4) августа 1895 года в родовом дворянском имении Измалково. На тот период времени это была территория Новоржевского уезда Псковской губернии Российской империи, а теперь – Бежаницкого района Псковской области. Имение находилось на окраине деревни Измалково.
Его отец – Ковалевский Владислав Викентьевич (1862-1932), крупный царский сановник и, в частности, в 1911 года – действительный статский советник по гражданскому чину (условно равно генерал-майору), в 1916 году – товарищ [то есть заместитель] министра внутренних дел.
В 1910-1915 гг. – кадет Морского корпуса.
С августа 1915 года – офицер Императорского флота, в том числе с ноября всё того же 1915 года – в военно-морской авиации. Последний офицерский чин – мичман.
С ноября 1917 года – на стороне Советской власти, в том числе в боях Гражданской войны против белогвардейцев и иностранных интервентов. за что был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.
С 1 февраля 1926 года – на военной службе в органах ОГПУ: сначала командир авиаотряда Соловецких лагерей (и в данном качестве – основатель и наладчик так называемой Северной воздухлинии), а с 1932 года – начальник воздухлинии Ухтпечлага и одновременно – начальник лагпункта с местом службы в деревне Карпушёвка современного Усть-Цилемского района Республики Коми.
Трагически погиб 13 апреля 1934 года в результате авиакатасрофы самолёта которым управлял в полёте лично. Вместе с ним погиб и его неизменный бортмеханик – по фамилит Поплавский. Их гидросамолёт марки «Юнкерс-20» разбился «в районе реки Изим».
Первоначально был похоронен на сельском погосте заполярной деревни Карпушёвка, но впоследствии, как надо полагать, его прах был перенесён супругой на Новодевичьем кладбище города Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург). По крайней мере, здесь находится могила лётчика Льва Владиславовича Ковалевского, погибшего в возрасте 39 лет 13 апреля 1934 года.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Подробные биографии Л.В. Ковалевского, которые при этом обильно иллюстрированы архивными фото, здесь:
https://www.ourbaku.com/index.php/Ковалевский_Лев_Владиславович_-_Выпускник_Бакинского_Отделения_Офицерской_Школы_Морской_Авиации_Отдела_Воздушного_Флота.
https://sites.google.com/site/necropolural/goroda-rossii/sankt-peterburg/novodevice-kladbise/alfavitnyj-spisok-zahoronenij/kovalevskij-lev-vladislavovic


3 апреля 1934 года, аэродром архангельского города Котлас, в центре (без головного убора) Лев Владимирович Ковалевский. Автор снимка – прославленный советский лётчик В.А. Гинце. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России:
 

Фото с места крушения 13 апреля 1934 года самолёта Ю-20 лётчика Л.В. Ковалевского и бортмеханика Поплавского как лоты одного из российских Интернет-аукционов:
 

 
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 11:52:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
МАРКУС Павел Васильевич (1897-1936), начальник авиалинии Ухтинско-Печорского исправительно-трудового лагеря ГУЛАГа НКВД СССР, вольнонаёмный работник авиации ГУЛАГа НКВД СССР.
Родился в 1897 году в Москве. Имел высшее инженерное образование.
По окончанию вуза работал в Москве авиаинженером сначала в структурах Добролёта, а затем в Московском высшем техническом училище.
Предположительно, в 1927 году был арестован органами госбезопасности и 24 марта 1928 года коллегией ОГПУ осуждён на пять лет лишения свободы по статье 58-6 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтпечлаге. Освобождён был досрочно и в мае 1932 года принят на работу в Ухтпечлаг по вольному найму на должность инженера воздухолинии Ухтпечлага с рабочим местом на ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). Но со второй половины апреля 1934 года – начальник данной авиалинии.
Трагически погиб 4 октября 1936 года в результате авиакатастрофы: самолёт под управлением лётчика Е. Гриневича у деревни Картаель Ижемского района современной Республики Коми совершил вынужденную жёсткую посадку…
Похоронен на сельском погосте деревни Карпушёвка сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортрет Павла Васильевича Маркуса (1897-1936) как лот одного из российских Интернет-аукционов:
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
ГИНЦЕ Владимир Александрович (1902-?), последовательно советский военный лётчик, полярный лётчик системы ОГПУ-НКВД, лётчик-испытатель отечественного авиапрома, капитан в отставке.
Родился в 1902 году. Из немцев Поволжья.
В 1922-19930 гг. – на военной службе в Красной Армии: курсант школы авиации, пилот N-й отдельной разведывательной эскадрильи, инструктор Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов Московской области), пилот 7-й отдельной истребительной эскадрильи.
4 декабря 1930 года коллегией ОГПУ осуждён на три года концлагерей по пункту «7» «контрреволюционной» 58-й статьи Уголовного кодекса РСФСР 1926 года: «Противодействие нормальной деятельности государственных учреждений и предприятий или соответствующее использование их для разрушения и подрыва государственной промышленности, торговли и транспорта».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – лётчик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве сначала летал с конвоиром на борту, но затем – в паре с заключённым-бортмехаником Сергеем Павловичем Курлышевым 1904 года рождения. В том же 1931 году первым в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта имел на борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20», помимо себя, ещё двух человек. Это С.П. Курлышев как штатный член экипажа и один пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Примечательно, что советский прозаик и поэт Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) в своём антиромане «Вишера» упоминает В.А. Гинце: «К устью Улса быстро приближался челнок. Горная река была так крута, что челнок был виден на реке весь, как нарисованный. Челнок уже входил в тихие воды озера, образованного слиянием Улса и Кутима, того самого озера, на которое совсем недавно садился гидроплан Берзина, главного начальника. Пилотом Берзина был Володя Гинце, лётчик, осуждённый за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умён, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал лётчика-вредителя своим личным пилотом».
После освобождения в 1933-1938 гг. – вольнонаемный работник авиалинии Ухтпечлага. Так, по состоянию на 1936 года состоял здесь в должности старшего лётчика. И в данном качестве:
- чаще всего выполнял роль личного пилота высших должностных лиц Ухтпечлага;
- 8 июня 1936 года был удостоен нагрудного знака «Ударник-ухтинец»;
- в 1937 году участвовал в поисках пилота авиации Ненецкого окрисполкома Виталия Владимировича Сущинского (1890-1938), совершившего вынужденную посадку в заснеженной тундре.
В 1938 году в связи с расформированием Ухтпечлага уволился из авиации ГУЛАГа.
В 1940-1953 гг. – лётчик-испытатель последовательно Московского авиационного института, Саратовского и Долгопрудного авиазаводах. И, в частности:
- испытывал серийные самолёты Як-6, По-2, Ту-2 и Пе-8;
- в годы Великой Отечественной войны был восстановлен в статусе военнослужащего. При этом его последнее воинское звание – капитан;
- был удостоен двух орденов – Красной Звезды и «Знак Почёта» и нескольких медалей.
С 1953 года – инспектор Министерства авиапромышленности СССР.
Официально считается единственным «из всех осуждённых пилотов европейского Русского Севера 1930-х годов, который дожил до старости».
Сведения о дате кончины и месте захоронения в Рунете отсутствуют.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович

Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

Братья Котюковы – Юрий Михайлович и Виктор Михайлович. Оба – авиаторы-заключённые Ухтпечлага, при этом первый – бортмеханик, а второй – авиамоторист.
Юрий Михайлович Котюков трагически погиб 22 марта 1935 года в ходе катастрофы самолёта Юнкерс-13. Вместе с ним тогда погибли все из находившихся на борту того злосчастного рейса: лётчик А. Плавинский (Пловицкий), пассажиры Огарков  (уполномоченный Ухтпечтреста) и Эйсмонт (начальник техснабжения Ухтпечлага). Все они были похоронены на сельском погосте деревни Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Здесь теперь высится обелиск, выполненный из крыла самолёта Ил-14. На скрижалях: «Здесь покоится прах авиаторов-первооткрывателей северных воздушных трасс, погибших при исполнении служебных обязанностей: наладчика воздушных линий Ковалевского Л.В., лётчика А. Плавинского, бортмеханика Котюкова Ю.М., вместе с ними погибших пассажиров Эйсмонта и Огаркова, авиаинженера Маркуса П.В. От авиаторов 80-х гг. XX века».
А вот Виктор Михайлович Котюков в заключении выжил. В 1982 году он посетил Карпушёвку, чтобы поклониться и праху брата, и праху погибших побратимов по полярной авиации ОГПУ-НКВД. Возможно это он: «Котюков Виктор Михайлович (1915.02.1908.-1998) житель Москвы: Первомайская Нижн. ул. д. 41, кв. 82».

Юрий РЖЕВЦЕВ.


Юрий Михайлович Котюков. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.


1982 год, Виктор Михайлович Котюков на могиле брата Юрия, которая в посёлке Карпушёвка современного сельского поселения «Коровий Ручей» Усть-Цилемского района Республики Коми. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 12:29:48 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович

Не ранее осени 1968 года, город Ленинград, майор польских ВВС в отставке Сергей Павлович Курлышев. Фото из фондов Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России.

КУРЛЫШЕВ Сергей Павлович (1904-не ранее 1985), ветеран авиапрома, полярной авиации ОГПУ-НКВД, советских и польских ВВС, майор польских ВВС в отставке.
Родился в 1904 году в районном городе Солигач Костромской области. Русский. Из крестьян.
В 1928 году окончил авиашколу, после чего работал механиком авиаотряда на одном из Ленинградских заводов.
В 1931 году арестован органами и госбезопасности и 7 октября 1931 года коллегией ОГПУ осуждён на три года лишения свободы по следующим двум статьям Уголовного кодекса РСФСР 1926 года:
- «19» – «Покушение на какое-либо преступление, а равно и приготовительные к преступлению действия, выражающиеся в приискании или приспособлении орудий, средств и создании условий преступления, преследуются так же, как совершенное преступление»;
- «58-6» – «Участие в организации, действующей в целях, означенных в статье 58.1 настоящего Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путём в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации».
Наказание отбывал в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (сокращённо – Ухтпечлаг), где с 1931 года – бортмеханик-заключённый при ведомственном аэродроме «Карпушёвка» (это у одноимённой деревни Усть-Цилемского района современной Республики Коми). И в последнем качестве летал в экипаже заключённого-бортмеханика Владимира Александровича Гинге 1902 года рождения. В том же 1931 году данный экпиж в труднейших условиях Заполярья проложил воздушную трассу Ухтпечлага: Архангельск – Чибья – Воркута. В ходе того труднейшего полёта ина борту гидросамолёта марки «Юнкерс-20» находился пассажир в лице лично начальника Ухтпечлага – высокопоставленного чекиста Якова Моисеевича Мороза (он же – Мороз-Иосема и Иоссем-Мороз) (1898-1940).
Освобождён был 20 августа 1933 года с высылкой в Северный край на три года, в связи с чем остался работать по вольному найму на авиалинии Ухтпечлага. Как надо полагать, в данный период переквалифицировался в пилота.
В годы Великой Отечественной – сначала лётчик в составе войск 6-й воздушной армии (последнее воинское звание – старший лейтенант), а предположительно, с конца 1944 года, – Корпуса внутренней безопасности Войска Польского, где и остался служить после Победы и где к 1952 году вырос от поручника до майора по высокому званию, а по занимаемой должности – до команда отдельной авиационной эскадрильи озвученного выше Корпуса внутренней безопасности.
После увольнения в запас – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
По состоянию на 1966 год имел восемь советских государственных и не менее девяти польских государственных и ведомственных наград.
Советские награды: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина» и «XXX лет Советской Армии и Флота». Плюс – наградный знак ветерана 6-й воздушной армии.
Польские (но только те, которые удалось дешифровать по фото): Крест Храбрости, серебряный и бронзовые Крест Заслуги, медаль «За Варшаву 1939-1945», медаль «За Одер, Нейсе, Балтику», бронзовая медаль «Вооружённые силы на службе Родине», Грюнвальдский знак.
6 апреля 1985 года как здравствующий ветеран удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени.
Дата кончины и место захоронения неизвестны.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Фотопортреты Сергея Павловича Курлышева как лоты одного из российских Интернет-аукционов:

1935 год, Сергей Павлович Курлышев как вольнонаёмный лётчик авиалинии Ухтпечлага. Пояснительная надпись на обороте «Усть-Ухта, перед отлётом в Воркуту».


1936 год, Усть-Цильма, Сергей Павлович Курлышев (он справа) в паре с другим старейшим авиатором Ухтпечлага – авиамехаником Иваном Васильевичем Байшевым 1887 года рождения.


Не ранее весны 1948 года, авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах поручника.


Рубеж 1940-х/1950- гг., авиатор Корпуса внутренней безопасности Войска Польского Сергей Павлович Курлышев в погонах капитана.


1952 год, командир отдельной авиационной эскадрильи Корпуса внутренней безопасности Войска Польского майор Сергей Павлович Курлышев.
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 12:55:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
1932 год, приполярное село Усть-Цильма, в центре – техник-кладовщик Воздухлинии Ухпечлага Фёдор Матвеевич Олифин. Фото как лот одного из российских Интернет-аукционов:

Отсюда: http://coppoka.ru/pamyatnik-proshlogo-veka-11.html «На центральной авиабазе Федор Матвеевич Олифин за сутки принимал и отправлял до 114 самолетов. Сумароков на базе Ухта обрабатывал до 75 самолетов ежедневно. Абросонин на базе Усть-Усы принимал и отправлял до 70 машин. Эти цифры показывают, насколько часто летали самолеты Ухтпечлага».

Явно что он: Олифин Фёдор Матвеевич 1904 г.р., уроженец Виноградовского района Архангельской области. Русский. Член ВК(б) с 1929 года. С 30 июля 1944 года (в том числе и по состоянию на январь 1945 года) командир огневого взвода батареи 45-мм орудий 303 сп 69 сд 18 ск (IV ф) 65-й армии (II ф) последовательно 1-го Белорусского (II ф) и 2-го Белорусского (II ф) фронтов, старший лейтенант по воинскому званию.
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 13:17:23 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 648
  • Ржевцев Юрий Петрович
От летописца отечественной авиации Александра Лукьянова (г. Санкт-Петербург):
- По данным А.О. Александрова, мичман Л.В. Ковалевский с 18 ноября 1915 года – в Бакинской офицерской школе морской авиации, где 17 марта 1916 года сдал практический экзамен на звание «морской лётчик», а вот утверждён в звании «морской лётчик» с 31 марта (по новому стилю) 1916 года…
Представляю два фотоснимка, которые я сделал на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга два с половиной года назад во время поисков могилы Ивана Авинаса. Это могила Льва Владиславовича Ковалевского (1895-1934) – бывшего военморлёта, ставшего авиатором органов внутренних дел.
Из морских лётчиков там же похоронен старший лейтенант И. Кульнев. Тот самый, который первым выполнил перевёрнутый полёт на гидросамолёте. Он погиб в ходе боевого вылеты в 1915 году…

 
« Последнее редактирование: 05 Марта 2020, 10:03:54 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »