ПИОНТКОВСКИЙ Юлиан Иванович (1896-1940), лётчик-испытатель Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского.
Родился 25 февраля 1896 года в столице Украины городе Киеве. Был женат и в данном качестве – отец Юрия Юлиановича Пионтковского (1928-1938).
Образование:
- общее – неполное среднее в объёме шести дет обучения в городском училище;
- профессиональное: в 1914 году – ремесленное техническое училище;
- авиационное профессиональное: в 1916 году – класс авиамотористов Теоретических авиационных курсов при Петроградском политехническом институте;
- военное: в 1919 году – Московскую авиационную школу.
В 1915-1917 гг. – в Русской (до весны 1917 года – с приставкой «императорская») армии, в том числе в боях и сражениях 1-й Мировой войны.
С июля 1919 года и по 1931 года – на военной службе в Рабоче-Крестьянском Красном Воздушном Флоте, в том числе с июля 1919 года и по октябрь 1920 года – в боях и сражениях Гражданской войны.
- в июле 1919-январе 1920 гг. – последовательно лётчик и командир звена 19-го авиационного отряда из войск Западного фронта;
- в январе−апрель 1920 года – лётчик 31-го авиационного отряда из войск Западного фронта;
- в апреле−августе 1920 года — лётчик 18-го авиационного отряда из войск Юго-Западного фронта;
- в августе−октябре 1920 года – лётчик 14-го авиационного отряда из войск Юго-Западного фронта;
- с октября 1920 года и по 1923 год – сведения отсутствуют;
- в 1923-1924 годах – в Московском авиагарнизоне как лётчик Тренировочной авиаэскадрильи Управления ВВС РККА;
- в августе 1924−январе 1925 гг. — лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы;
- в январе-мае 1925 года — лётчик-инструктор Серпуховской авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания;
- в 1925-1931 гг. – в рядах постоянного состава Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского: сначала – лётчик-инструктор, с ноября 1926 года – начальник лётного отделения, а с октября 1927 года – командир учебно-лётной авиационной эскадрильи. И в данном качестве, в частности: а) первым в роли лётчика-испытателя поднял в небо такие самолёты конструкции авиационного краскома А.С. Яковлева, как АИР-1 (15 мая 1927 года), АИР-2 (в октябре 1928 года), АИР-3 (в июле 1929 года) и АИР-4 (в сентябре 1930 года); и б) 19 июля 1927 года на самолёте АИР-1 совершил перелёт по маршруту Севастополь – Москва, в ходе которого установил сразу два советских авиационных, но при этом, увы, так и оставшиеся официально незарегистрированными мировых рекорда – по дальности (в 1420 км) и по продолжительности полёта (в воздухе - 15 часов 30 минут).
С 1931 года – лётчик-испытатель Московского авиационного завода № 39 имени В.Р. Менжинского, где, как то следует из открытых источников, «испытывал серийные самолеты И-2, И-15, И-16, опытные И-Z, ТШ-1, ТШ-2, ДИ-4, ЛР, «Сталь-МАИ», БИЧ-7, БИЧ-14, ОКО-1. Прославился как выдающийся лётчик-испытатель всех опытных самолётов ОКБ А.С. Яковлева, от АИР-1 (в 1927 году) до И-26 (в 1940 году). В испытательных полётах проявлял исключительное мастерство, выдержку, мужество… С большим успехом участвовал в перелётах легкомоторных самолётов в 1927, 1930, 1935, 1936 годах». Кроме того, в 1937 году на самолёте марки «УТ-1 гидро» установил свой третий по счёту мировой авиационный рекорд – по скорости полёта.
Являлся кавалером:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1939 года;
- ордена Красной Звезды: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1933 года;
- нагрудного знака Осоавиахима «За активную оборонную работу». (Однако в официальной Алфавитной картотеке кавалеров этой высшей награды Осоавиахима Ю.И. Пионтковский почему-то не значится, что, однако, косвенно указывает на то, что Ю.И. Пионтковский – один из самых первых кавалеров этого знака, то есть был удостоен его в 1932-1933 гг.)
Погиб 27 апреля 1940 года при испытательном полёте на опытном истребителе И-26 – машине, которая является прототипом будущего и ставшего легендарным для советских лётчиков периода Великой Отечественной войны Як-1. Причиной же катастрофы, по мнению ряда ведущих специалистов ЦАГИ того периода времени, стали «недостаточная прочность крыла и излишняя уверенность, в общем, осторожного лётчика в И-26».
Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Сканировано мною с архивных подлинников: на обоих снимках (а первый из них – в заголовке темы) Юлиан Иванович Пионтковский при знаках различия пилота запаса и при наградах – ордене Красной Звезды (удостоен 17 августа 1933 года) и нагрудном знаке Осоавиахима СССР «За активную оборонную работу»:
Также сканировано мною с архивного подлинника: зима 1925/1926 гг., испытание авиетки РАФ-1 в зимних условиях. В центре, облокотившись на капот двигателя, стоит конструктор этого самого лёгкого спортивного самолёта – авиационный краском Арам Назарович Рафаэлянц (1897-1960), а крайним слева – будущий легендарный советский лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский (1896-1940), который на тот самый период времени являлся лётчиком-инструктором Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского: