Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Служебное голубеводство  (Прочитано 2296 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 662
  • Ржевцев Юрий Петрович
Служебное голубеводство
« : 04 Сентября 2018, 17:29:45 »

Автор – Юрий РЖЕВЦЕВ.
РОД ОРУЖИЯ – «ВОЕННО-ГОЛУБИНАЯ ПОВИННОСТЬ»
Несмотря на то, что голубиной почтой в России стали пользоваться, как минимум, в 1854 году, а на вооружение Русской императорской армии военно-голубиные станции были поставлены в октябре 1884 года, в советских Вооружённых Силах достаточно долго возможности почтовых голубей откровенно недооценивали. И так продолжалось до 1924 года. Именно тогда специалисты из Академии воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского принялись в поисках альтернативы пока ещё недоступным для лётчиков средствам радиосвязи изучать вопрос применения голубиной почты для связи по схеме: «Летящий самолёт – земля».
Достигнутые результаты впечатлили авиаторов, поскольку в условиях отсутствия на воздушных аппаратах средств радиосвязи почтовый голубь, летящий со скоростью в 50 км/ч в направлении своей голубятни, оказался настоящей панацеей. В частности, все голуби, сброшенные c борта новейшего на тот момент времени советского самолёта-разведчика Р-1 (причём с высот от трёхсот метров до двух с половиной километров!), мгновенно ориентировались в пространстве, пикировали змейкой или крутой спиралью до высоты не менее ста метров, после чего летели к родной для себя голубятне.
Своё же разведывательное донесение, или же донесение о вынужденной посадке с координатами, писалось лётчиками на тонкой бумаге, после чего  вкладывалось в специальный пенал, прикреплённый к лапке птицы.
В результате, начиная с июля 1925 года, Авиахиму (а затем соответственно по наследству и Осоавиахиму!) на правительственном уровне было предписано в интересах Красной Армии заниматься почтовым голубеводством, в связи с чем практически незамедлительно в составе спортивной секции авиационного сектора Центрального совета Союза Авиахим СССР была сформирована подсекция голубиного спорта. Главной задачей последней являлось «развитие почтового голубеводства как одного из средств связи самолёта с землёй. В связи с этим необходимо было объединить голубеводов, перенести интерес масс с декоративной птицы на почтовую и приобретение племенного материала. Для начала работ в 1925 году были организованы Московские состязания голубей, давшие удовлетворительные результаты. Дальнейшие работы подсекции требуют увязки вопросов с Управлением связи РККА, после его п/секция намерена приступить к выполнению основных пунктов своей программы, заключающиеся в: а) содействие широкому развитию кружков голубеводов; б) организации питомника голубей, являющегося центральным рассадником; в) закупке племенного материала за границей ввиду необходимости снабжения им кружков.
После осуществления этой программы полученная в питомниках птица даст возможность вести практическую работу уже в местных кружках».
Упомянутые выше «Московские состязания голубей» в современной библиографии чаще всего озвучиваются как состоявшиеся в октябре 1925 года Всесоюзные состязания почтовых голубей. Напомним, что в качестве маршрутов голубиной почты в ходе них использовались 120-километровая дистанция Можайск – Москва и 350-километровая Бологое – Москва. Примечательно, что по горячим следам итоги этих состязаний Авиахимом были признаны удовлетворительными, однако в 1926 году высшее руководство Общества оценило их же как «весьма успешные».
И ещё одна цитата из документов, касающихся голубеводства, но датированных 1926 годом: «Организованная Союзом Авиахим подсекция голубиного спорта долгое время не могла развить свою работу за отсутствием почтовых голубей. В настоящее время этот вопрос разрешился: в центре получено 200 пар голубей и организован питомник для снабжения мест птицей»…
По некоторым данным, Центральный голубиный питомник Авиахимом был развёрнут в Останкино.
Поскольку в советских ВВС от идеи массового применения почтовой связи всё-таки отказались, оборонному обществу, но в лице уже Осоавиахима СССР, было предписано отныне готовить голубей для службы в войсках связи. И в данном контексте в 1928 году краском Иосиф Станиславович Уншлихт (1879-1938) и как заместитель наркома по военным и морским делам СССР (он же одновременно – заместитель председателя РВС СССР), и как заместитель председателя Центрального совета Союза Осоавиахим СССР и РСФСР внёс в адрес Распорядительного заседания Совета труда и обороны предложение ввести в стране «военно-голубиную повинность». Основной аргумент – «для удовлетворения потребности РККА в военное время почтовыми голубями, необходимыми для службы связи… [При этом] возможность использования почтовых голубей во вред интересам Союза ССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВМ и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВМ, вывоза почтовых голубей из пределов Союза ССР и ввоза их из-за границы».
Таким образом, с 1928 года все энтузиасты голубиного спорта в стране являлись, если не активистами оборонного общества, то, как минимум, подотчётными ему партнёрами!
А через год, в 1929 году, оборонным обществом были утверждены правила состязаний почтовых голубей на переходящий «Всесоюзный приз Центрального Совета Осоавиахима СССР». Последний присуждался за установление всесоюзного рекорда дальности полёта почтовых голубей при соблюдении утвержденных этим же положением норм скорости лёта. Так, минимальное расстояние для установления рекорда было установлено в 300 км при максимальном времени на его покрытие в 6 часов, для расстояния в 500 км – 11 часов 30 минут, для 700 км – в 20 часов и, наконец, для 1000 км – в 35 часов.
Первым голубем, установившим в 1929 году всесоюзный рекорд скорости и дальности полёта, был признан рябый почтовый голубь известного московского голубевода Домашкева. Эта птица пролетела 537 км за 6 часов 8 минут при средней скорости в 86 км/час.
В том же 1929 году РВС СССР своим приказом принял на вооружение Красной Армии «систему голубиной связи», по причине чего внутри Вооружённых Сил была учреждена новая военно-учётная специальность, получившая порядковый номер «16», – «военный тренер-селекционер почтовых голубей». А уже в 1930-м увидело свет первое наставление для военных голубеводов – «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства».
Сама система военной голубиной связи представляла из себя постоянные (стационарные) и подвижные военно-голубиные станции. При этом таковые имелись на штатной основе не только в Сухопутных войсках Красной Армии, но и в воинских структурах ОГПУ (с 1934 года – НКВД СССР), включая войска пограничной охраны. Забегая вперёд скажем, что военные голубеводы доблестно прошли Великую Отечественную от начала и до конца, а также советско-японскую войну. Кроме того, необходимо помнить, что сами военные голубеводы фронтовой поры это в своём подавляющем большинстве именно воспитанники Осоавиахима!..
Своим секретным письмом за Исходящим № 235/1с от 22/27 февраля 1929 года «О 5-ти летнем строительстве Осоавиахима и задачах на военное время» начальник Штаба РККА краском Б.М. Шапошников и начальник 2-го управления Штаба РККА краском Н.А. Ефимов, в частности, предписали оборонному обществу производить «отбор и военную подготовку породистых собак и почтовых голубей и комплектовать ими части КРАСНОЙ АРМИИ в военное время», а в мирное – «в первую очередь… обратить внимание на учёт почтовых голубей, открытие голубиных станций и соревнования в почтовой связи».
В 1934 год Осоавиахим СССР при содействии военных связистов выпустил первое печатное наставление для юных голубеводов – книжку под названием «Как работать кружку ЮДО по почтовому голубеводству».
По состоянию на 2 июля 1936 года служебное голубеводство системы Осоавиахима представляла из себя 250 голубиных станций с общим числом в тридцать тысяч голов птицы, при этом 65 станций принадлежали непосредственно самому Осоавиахиму, 120 – колхозам, совхозах и МТС, 35 – предприятиям и заводам и, наконец, оставшиеся 30 – общеобразовательным учебным заведениям. Станциями же, не принадлежавшими оборонному обществу, само собой разумеется, руководили проверенные активисты Осоавиахима!
Помимо этого, 1300 станций были отнесены к числу любительских, которые соответственно находились в частной собственности граждан, но при всём этом были подконтрольны сотрудникам из подразделений почтового голубеводства республиканских, региональных и районных советов Осоавиахима.
По состоянию на 1 января 1942 года в системе Осоавиахима работали 29 клубов служебного голубеводства, где, в том числе, по линии подготовки «кадра связи» для Красной Армии производилось обучение допризывников по специальностям «почтовый голубевод» и «младший командир-инструктор-голубевод». И, в частности, только в 1941 году для отправки в действующую армию оборонное общество передало в распоряжение НКО СССР 2900 хорошо подготовленных почтовых голубеводов и 503 человека, прошедших обучение по специальности «младший командир-инструктор-голубевод».
К сожалению, сами осоавиахимовские специалисты служебного голубеводства при призыве в армию по мобилизацию, увы, далеко не всегда направлялись в подразделения голубиной связи. Так, 30-летний начальник почтового голубеводства Калининского областного совета Осоавиахима Арсений Спиридонович Малютин как средний командир запаса был призван в пехоту, где к 1944 году успешно командовал миномётной роты 3-го стрелкового батальона 1082-го стрелкового полка (в/ч «Полевая почта № 07615») 310-й стрелковой (впоследствии – Новгородская ордена Ленина Краснознамённая) дивизии 6-го стрелкового корпуса (III ф) 59-й армии Волховского фронта (II ф).
Доблестный воспитанник оборонного общества, кавалер ордена Красной Звезды капитан А.С. Милютин погиб смертью храбрых 6 июля 1944 года в боях по освобождению Карелии и был похоронен по месту гибели – в деревне Колатсельга Пряжинского района…
Из числа же юных голубеводов фронтовой поры сегодня достаточно широко известно имя Вити Черевичного – 16-летнего подростка из Ростова-на-Дону. Он погиб 28 ноября 1941 года – буквально за день до освобождения родного для себя города советскими войсками: был казнён фашистскими душегубами как советский патриот, не пожелавшей добровольно отдать своих почтовых сизарей в руки оккупантов. Его мученическая смерть впоследствии легла в материалы Нюрнбергского процесса обвинительными строками в адрес германского нацизма.
В 1961 год в родном для парнишки городе, причём в детском парке, носящем его же имя – «Парк имени Вити Черевичкина», ему был возведён бронзовый памятник, высоко поднятый над землёй гранитным постаментом красного цвета. Автор монумента, скульптур Николай Ваганович Аведиков (1913-1977), изобразил Витю стоящим в полуобороте, чтобы укрыть птицу, при этом у юного героя уверенный и полный презрения к врагу взгляд.
Кроме того, в том же Ростове-на-Дону имя юного голубевода-осоавиахимовца носит улица, а на доме, в котором он жил, в честь него как героя-мученика установлена памятная мемориальная доска.
Уже на завершающем этапе Великой Отечественной технический прогресс стремительно начал вытеснять голубей из военных арсеналов средств связи, по причине чего оборонное общество к 1945 году передало свои полномочия в области служебного голубеводства иным общественным структурам, получившим право официально представлять у нас в стране Международную федерацию спортивного голубеводства (FCI). В настоящий же момент таким полномочным органам в РФ является Союз российских спортсменов голубеводов.
И последнее: в самом начале сентября 2010 года в Самаре на территории санатория имени В.П. Чкалова появилась скульптурная композиция, посвященная почтовым голубям и украшенная эпитафией: «…Они также сражались за Родину». Она стала первой и пока единственной в России из подобных. Инициатор её создания – координатор городского клуба голубеводов Константин Чернов, а автор – самарский скульптор Юрий Григорьев. Однако вместе с тем приходиться искренне сожалеть, что до сих пор, увы, нет памятника, который увековечивал бы ратную доблесть военных и осоавиахимовских голубеводов…


1930 год, город Москва, Центральный голубиный питомник Осоавиахима СССР. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5429456; номер по ГИК (КП) – 7810/24.


Первая половина 1930-х гг., крымский город Евпатория, представители руководства Евпаторийского районного совета Осоавиахима читают письмо, доставленное голубиной почтой от коллег из Севастополя. В центре с голубем в руках – руководитель секции служебного голубеводства Рыжанов, в белой фуражке и с запиской в руках – председатель данного райсовета Л.С. Игдал, второй справа – заместитель председателя райсовета Феоклистов (у него в петлицах знаки различия старшего начсостава образца 1932 года), а первый справа – руководитель секции служебного собаководства Сиверский. Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Евпаторийский краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 8682973; номер по ГИК (КП) – ЕКМ КП-10940; инвентарный номер – Ф-1679.

Служебное голубеводство в Красной Армии:



Подвижная голубиная станция, замаскированная в ходе учений под ветряную мельницу.

Казнённый фашистами 28 ноября 1941 года в оккупированном Ростове-на-Дону юный голубевод-осоавиахимовец Витя Черевичный. И памятник ему работы скульптора Н.В. Аведикова:
 
« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 11:26:00 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 662
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Служебное голубеводство
« Reply #1 : 04 Сентября 2018, 18:54:46 »

Малютин Арсений Спиридонович в предвоенный период в составе Калининского областного совета Осоавиахима возглавлял почтовое голубеводство.

МАЛЮТИН Арсений Спиридонович (1911-1944), командир миномётной роты 3-го стрелкового батальона 1082-го стрелкового полка (в/ч «Полевая почта № 07615») 310-й стрелковой Новгородской (впоследствии – вдобавок ордена Ленина Краснознамённая) дивизии 99-го стрелкового Краснознамённого корпуса 7-й армии Карельского фронта, капитан.
Родился в 1911 году в Твери. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года: партбилет образца 1942 года № 4462238. Был женат: супруга, Малютина Клавдия Никитична, по состоянию на лето 1944 года проживала по адресу: город Калинин (ныне – Тверь), 3-я улица за линией Октябрьской железной дороги, дом № 4 (по другим данным – 44).
На военной службе дважды. В первый раз – по призыву в 1933-1935 гг. В второй – с 5 июля 1941 года: призван по мобилизации Новопромышленным РВК города Калинина.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 15 августа 1941 года: в боях по бороне Ленинграда последовательно в составе войск Северного, Ленинградского, а с 31 декабря 1941 года – Волховского (обоих формирований) фронтов.
19 августа 1942 года был ранен, по причине чего находился на излечении в тыловых госпиталях.
К 1944 году – командир миномётной роты 3-го стрелкового батальона 1082-го стрелкового полка (в/ч «Полевая почта № 07615») 310-й стрелковой (впоследствии – Новгородская ордена Ленина Краснознамённая) дивизии, старший лейтенант по воинскому званию.
20 января 1944 года комполка-1082 подполковником М.Г. Пятовым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Тов. Малютин во время боёв под деревней Копцы Новгородского района Ленинградской области 15 января 1944 г., находясь с минротой на огневых позициях, когда противник перешёл в наступление и начал теснить нашу пехоту, тов. Малютин оставил два миномётных расчёта на огневых позициях, а остальных поднял и повёл в контратаку и противник вынужден был отступить, а наша пехота ворвалась на окраину деревни Копцы и закрепилась.
В боях за деревню Некохово (находится в составе Новгородского района современной Новгородской области 17.1.1944 года его рота подавила огневые пулемётные точки и обеспечила [пехоте возможность] без потерь ворваться в село и закрепиться в нём.
В этих боях тов. Малютин показал исключительную храбрость и мужество». Источник – ЦАМО: ф. 690155, оп. 600, д. 121.
Данное представление получило реализацию в строках приказа комдива-310 за № 05/н от 22 января 1944 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды.
Согласно донесениям о потерях, погиб 6 июля 1944 года в боях по освобождению Карелии и был похоронен по месту гибели: в деревне Колатсельга Пряжинского района. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 360, л. 92об; ф. 33, оп. 11458, д. 569, л. 73об.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале озвученной выше деревни Колатсельга.
Из списков Красной Армии исключён приказом ГУК НКО СССР за № 02921/пог. от 4 сентября 1944 года, но с искажением домашнего адреса вдовы данного офицера: вместо 3-я улица за линией Октябрьской железной дороги – «ул. Октябрьская».
Увековечен в Книге Памяти Тверской области – т. 1, стр. 228.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
« Последнее редактирование: 05 Сентября 2018, 10:04:30 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 570
  • Роман Никитин
Re: Служебное голубеводство
« Reply #2 : 04 Сентября 2018, 22:05:51 »
Очень интересная и уместная тема! На нашем форуме в разных темах о разных эпохах нет-нет, да «вылетает» что-то, связанное с голубеводством – те же полёты воздушных шаров Российской империи. Или – что далеко ходить – советские ПВ, где, если память не изменяет, голубевод был штатной единицей. Теперь есть возможность постепенно все это здесь собрать...
Кстати, очень интересная коллизия о подотчетности голубеводов-любителей Осоавиахиму. Целиком во всех не уверен, ибо голубеводство было также сферой особой «доблести»... дворовых хулиганов.

Многоуважаемый Роман Михайлович, те дворовые хулиганы проходят под категорией «1300 любительских станций», за которыми также присматривало оборонное общество!
Вообще речь идёт идёт о почтовых голубях и станциях с почтовыми голубями, но ведь ещё были голубеводства декоративное и сельскохозяйственное, которые не имели военно-прикладного значения…
« Последнее редактирование: 09 Декабря 2019, 20:28:58 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 662
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Служебное голубеводство
« Reply #3 : 09 Декабря 2019, 20:21:52 »
Младшие голубеводы Центральной учебной голубиной станции Союза Осоавиахим
(по материлам Центрального архива ДОСААФ России):
- Жмотов Олег Дмитриевич 1922 г.р., уроженец столицы Грузии города Тбилиси. Образование – начальное: закончил шесть классов общеобразовательной школы. С 1 августа 1938 года принят на вакансию младшего голубевода Центральной учебной голубиной станции Союза Осоавиахим вместо уволившегося 1 июня 1938 года М.В. Степанова. Дальнейшая судьба неизвестна;
- Степанов М.В., до 1 июня 1938 года – младший голубевод Центральной учебной голубиной станции Союза Осоавиахим. Иные сведения о личности данного сотрудника отсутствуют.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 662
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Служебное голубеводство
« Reply #4 : 22 Августа 2020, 15:02:14 »
Скан с 6-й полосы 14-го номера за 26 июля 2020 года газеты «Вести ДОСААФ»:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 662
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Служебное голубеводство
« Reply #5 : 12 Марта 2021, 14:43:36 »
Из номера от 12 марта 2021 года газеты «Независимое военное обозрение»:
https://nvo.ng.ru/history/2021-03-11/15_1132_post.html

«ГОЛУБИНАЯ АВИАПОЧТА КАК УДАРНАЯ СИЛА: Из истории Осоавиахима
Об авторе: Юрий Петрович Ржевцев – полковник внутренней службы в отставке, член Союза журналистов и Союза писателей России.
Голубиной почтой в России стали пользоваться не позднее 1854 года, а на вооружение Русской императорской армии военно-голубиные станции были поставлены в октябре 1884-го. Но в советских ВС возможности почтовых голубей сначала недооценивали. Лишь в 1924 году специалисты из Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского принялись в поисках альтернативы пока недоступным для летчиков средствам радиосвязи изучать вопрос применения голубиной почты.
Результаты впечатлили авиаторов. В условиях отсутствия на воздушных аппаратах средств радиосвязи почтовый голубь, летящий со скоростью 50 км/ч в направлении своей голубятни, оказался настоящей панацеей. Все голуби, сброшенные c борта новейшего на тот момент самолета-разведчика Р-1 (с высоты от 300 м до 2,5 км) мгновенно ориентировались в пространстве, пикировали змейкой или крутой спиралью до высоты не менее 100 м, после чего летели к родной голубятне. Разведывательное донесение или сообщение о вынужденной посадке с координатами писалось летчиками на тонкой бумаге и вкладывалось в специальный пенал, прикрепленный к лапке птицы.
С июля 1925 года Авиахиму (а затем, по наследству, Осоавиахиму) на правительственном уровне было предписано в интересах Красной армии заниматься почтовым голубеводством. В составе спортивной секции авиационного сектора Авиахима была сформирована подсекция голубиного спорта. Главной задачей ее стало развитие почтового голубеводства как средства связи самолета с землей. Необходимо было «объединить голубеводов, перенести интерес масс с декоративной птицы на почтовую» и обеспечить племенным материалом. Были организованы «Московские состязания голубей». Далее подсекция собиралась приступить к «а) содействию широкому развитию кружков голубеводов; б) организации питомника голубей, являющегося центральным рассадником; в) закупке племенного материала за границей».
Упомянутые «Московские состязания голубей» чаще называют Всесоюзными состязаниями почтовых голубей (октябрь 1925 года). В качестве маршрутов голубиной почты на них использовались 120-километровая дистанция Можайск–Москва и 350-километровая Бологое – Москва. Поначалу итоги состязаний были признаны удовлетворительными, а в 1926 году руководство общества оценило их уже как «весьма успешные».
И еще одна цитата из документов, датированных 1926 годом: «Подсекция голубиного спорта долгое время не могла развить свою работу за отсутствием почтовых голубей. В настоящее время этот вопрос разрешился: в центре получено 200 пар голубей и организован питомник для снабжения мест птицей». По некоторым данным, голубиный питомник Авиахима был развернут в Останкино.
Поскольку в ВВС от идеи массового применения голубиной связи все же отказались, оборонному обществу (теперь уже Осоавиахиму СССР) было предписано готовить голубей для службы в войсках связи.
В 1928 году краском Иосиф Уншлихт (замнаркома по военным и морским делам и зампредседателя Центрального совета Осоавиахима) внес в Совет труда и обороны предложение ввести в стране «военно-голубиную повинность». Основной аргумент: «Для удовлетворения потребности РККА в военное время почтовыми голубями, необходимыми для службы связи». При этом «возможность использования почтовых голубей во вред интересам Союза ССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВМ и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВМ, вывоза почтовых голубей из пределов Союза ССР и ввоза их из-за границы».
Таким образом, с 1928 года все энтузиасты голубиного спорта в стране являлись если не активистами оборонного общества, то по меньшей мере подотчетными ему партнерами.
Через год, в 1929-м, были утверждены правила состязаний почтовых голубей на переходящий «Всесоюзный приз Центрального Совета Осоавиахима СССР». Приз присуждался за установление всесоюзного рекорда дальности полета почтовых голубей при соблюдении утвержденных этим же положением норм скорости полета. Для расстояния в 300 км допускалось максимальное время – покрытие в 6 часов, для расстояния в 500 км – 11 часов 30 минут, для 700 км – 20 часов, и наконец, для 1000 км – 35 часов.
Первым голубем, установившим в 1929 году рекорд скорости и дальности полета, был признан рябый почтовый голубь известного московского голубевода Домашкева. Птица пролетела 537 км за 6 часов 8 минут при средней скорости в 86 км/час.
В том же 1929 году РВС СССР своим приказом принял на вооружение Красной армии «систему голубиной связи». В Вооруженных силах была учреждена новая военно-учетная специальность под номером 16 – «военный тренер-селекционер почтовых голубей». А уже в 1930-м увидело свет «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства».
Система военной голубиной связи сводилась к постоянным (стационарным) и подвижным военно-голубиным станциям. Таковые имелись на штатной основе не только в Сухопутных войсках Красной армии, но и в структурах ОГПУ (с 1934 года – НКВД СССР), включая войска пограничной охраны. Забегая вперед, скажем, что военные голубеводы доблестно прошли Великую Отечественную, как и советско-японскую войну. И в подавляющем большинстве это были воспитанники Осоавиахима.
Секретным письмом за № 235/1с от 22/27 февраля 1929 года «О 5-летнем строительстве Осоавиахима и задачах на военное время» начальник штаба РККА краском Б.М. Шапошников и начальник 2-го управления штаба РККА краском Н.А. Ефимов предписали оборонному обществу производить «отбор и военную подготовку породистых собак и почтовых голубей и комплектовать ими части КРАСНОЙ АРМИИ в военное время». А в мирное – «в первую очередь… обратить внимание на учет почтовых голубей, открытие голубиных станций и соревнования в почтовой связи».
В 1934 году Осоавиахим СССР при содействии военных связистов выпустил первое печатное наставление для юных голубеводов – книжку «Как работать кружку ЮДО по почтовому голубеводству».
По состоянию на 2 июля 1936 года служебное голубеводство Осоавиахима представляло собой 250 голубиных станций с общим числом в 30 тыс. голов птицы. При этом 65 станций принадлежали самому Осоавиахиму, 120 – колхозам, совхозам и МТС, 35 – предприятиям и заводам и оставшиеся 30 – общеобразовательным учебным заведениям. Станциями, не принадлежавшими оборонному обществу, руководили проверенные активисты Осоавиахима.
Кроме того, 1300 станций были отнесены к числу любительских. Они находились в частной собственности граждан, но были подконтрольны сотрудникам почтового голубеводства республиканских, региональных и районных советов Осоавиахима.
По состоянию на 1 января 1942 года в системе Осоавиахима работали 29 клубов служебного голубеводства, где производилось обучение допризывников по специальностям «почтовый голубевод» и «младший командир-инструктор-голубевод». Только в 1941 году для отправки в действующую армию общество передало НКО СССР 2900 почтовых голубеводов и 503 человек, прошедших обучение по специальности «младший командир-инструктор-голубевод».
Впрочем, специалисты служебного голубеводства при призыве в армию далеко не всегда направлялись в подразделения голубиной связи. Так, 30-летний начальник почтового голубеводства Калининского областного совета Осоавиахима Арсений Спиридонович Малютин как средний командир запаса был призван в пехоту, где к 1944 году успешно командовал минометной ротой 1082-го стрелкового полка на Волховском фронте. Доблестный воспитанник оборонного общества, кавалер ордена Красной Звезды капитан Милютин погиб смертью храбрых 6 июля 1944 года в Карелии и был похоронен по месту гибели – в деревне Колатсельга Пряжинского района.
Из числа юных голубеводов фронтовой поры достаточно широко известно имя Вити Черевичкина, 16-летнего подростка из Ростова-на-Дону. Он погиб 28 ноября 1941 года, буквально за день до освобождения города советскими войсками: был казнен как советский патриот, не пожелавшей отдать своих почтовых сизарей в руки оккупантов. Материалы о его мученической смерти были приобщены к обвинениям на Нюрнбергском трибунале. В 1961 году в Ростове в детском парке ему был поставлен бронзовый памятник. Скульптор Николай Аведиков изобразил Витю с птицей в руках.
После войны технический прогресс вытеснил голубей из арсенала военной связи. В Советской армии расформировали голубиные станции. Оборонное общество передало свои полномочия в части служебного голубеводства иным структурам, получившим право представлять у нас в стране Международную федерацию спортивного голубеводства (FCI). Ныне таким органом в РФ является Союз российских спортсменов-голубеводов.
В начале сентября 2010 года в Самаре на территории санатория имени Чкалова появилась скульптурная композиция, посвященная почтовым голубям и украшенная надписью: «Они также сражались за Родину». Инициатор ее создания – координатор городского клуба голубеводов Константин Чернов, а автор – самарский скульптор Юрий Григорьев».
« Последнее редактирование: 15 Марта 2021, 09:45:33 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »