Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Штрафные эскадрильи  (Прочитано 11289 раз)

Листопад

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 658
  • Игнатенко Юрий Евгеньевич
    • WWW
Штрафные эскадрильи
« : 11 Апреля 2009, 15:01:19 »
По фамилиям летчиков в этом фильме можно их, наверное, отыскать ОБД: http://video.yandex.ru/users/eas4/view/57/
Для скачкивания: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1739121
Качество: TVRip
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: DivX 5 640x480 25.00fps 963Kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 128Kbps

Лейтенант Семён Тимофеевич Хохлушкин:
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0011458-0668/00000114.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPMoskOblTom8/00000354.png
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0011459-0495/00000032.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0011458-0668/00000114.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0563785-0008/00000393.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/033-0594260-0121/00000066.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000074.jpg

Капитан Григорий Алексеевич Потлов.
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/011/033-0011458-0237/00000012.jpg
http://dispersalfield.net.ru/articles.php?article_id=14
Григорий Алексеевич Потлов. Уроженец села Никольско-Бурлинское, что в Казахстане. Он в 1933 году окончил военную школу пилотов. С началом войны дрался на Южном фронте (I ф), где совершил 15 боевых вылетов в составе ночного  бомбардировочного полка на У-2. Затем – в горниле Сталинградской битвы: комэск в 622 шап, совершил на Ил-2 девять успешных боевых вылетов. Однако 14 августа 1942 года, ведя в бой группу из шести самолетов, задание не выполнил, вернулся на свой аэродром с полной бомбовой нагрузкой. Возможно (документальных подтверждений тому нет), летчики не нашли назначенную им цель, потратили время на ее поиск, а потом сбрасывать бомбы было уже поздно и опасно. Командир 228-й штурмовой авиадивизии полковник В.В. Степичев увидел причину невыполнения задачи в трусости ведущего группы. Приказом по армии Потлов в звании красноармейца, сдав на хранение в штаб свой орден Красного Знамени, был направлен в штрафную эскадрилью. Здесь он проявил себя блестяще: совершил два боевых вылета в качестве ведомого, два – ведущим звена и восемь – ведущим группы. «Все боевые задания, – писал о Потлове в представлении командиру 206-й авиадивизии капитан Забавских, – выполнял отлично, в бой идет смело, уверенно и с большим желанием, показывая образцы мужества и отваги. Самолетом Ил-2 овладел в совершенстве, техника пилотирования отличная, может летать в сложных метеорологических условиях... В эскадрилье и в 811-м ШАП пользуется заслуженным боевым авторитетом и любовью всего личного состава полка». Но командир дивизии полковник В. Срывкин ходатайство комэска не поддержал: счел, что боевых вылетов у Потлова пока маловато. Пришлось капитану Забавских еще раз составлять представление, теперь уже на имя нового комдива – полковника Л.К. Чумаченко. Лишь 24 января 1943 года приказом по воздушной армии красноармеец Г.А. Потлов был восстановлен в звании капитана, в правах на заслуженный в боях орден и назначен командиром эскадрильи 811-го штурмового авиаполка. Именно этой
эскадрильей, кстати, в свое время командовал капитан Забавских. Нетрудно подсчитать, что Григорий Потлов, мужественный человек и сильный летчик, провел в штрафниках почти четыре месяца. И это горькое испытание он выдержал с честью, обиженным и униженным себя не считал, делал свое дело на совесть.

http://dispersalfield.net.ru/articles.php?article_id=14
...Потери среди пилотов-штрафников были сопоставимыми с потерями строевых летчиков обычных эскадрилий. Так, штрафная штурмовая эскадрилья 8-й воздушной армии под командованием капитана П. Забавских с 1 октября по 31 декабря 1942 г. потеряла трех летчиков. С боевого задания не вернулись старшина И.И. Елисеев и капитан П.И. Гращенко, а сержант И.Я. Ковалев был сбит внезапной атакой Ме-109 при перегоне самолетов в новый район базирования...
Капитан Павел Илларионович Гращенко.
206 шад 8 ВА: не вернулся с боевого задания 01.10.1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп.818883, д. 1856. (В этом списке и Хохлушкин, но как Хахлушкин Семен Тимофеевич):
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000086.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000087.jpg

Старший лейтенант Фёдор Васильевич Филипченко: http://airaces.narod.ru/spane/filipchn.htm
В 1942 году старшего лейтенанта Федора Филипченко за поломку самолета приговорили к 5 годам лишения свободы с  направлением отбывать наказание в штрафную эскадрилью, где он был назначен командиром эскадрильи. В штрафной эскадрильи пробыл месяц, в дальнейшем стал прославленным летчиком.

Старший лейтенант Степан Максимович Шмойлов: http://www.allaces.ru/p/people.php?id=00000013940
Из ОБД:
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000087.jpg
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPOrenburgOblTom5/00000359.png
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000093.jpg

Сержант Иван Яковлевич Ковалев. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000101.jpg

Старшина Иван Иванович Елисеев. В фильме представлены воспоминания Хохлушкина, в том числе: "Видел в плену Елисеева". http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/001/058-0818883-1856/00000077.jpg

Старший сержант Алексей Андреевич Панкратов.
206 шад 8 ВА: не вернулся с боевого задания 22.03.1943 года. Источник – ЦАМО, ф. 58, оп. 18001, д. 1079.
Из фильма: двухметрового роста, любовь с ленинградской артисткой, соперник, 40 боевых вылетов, сломанное шасси, штрафная эскадрилья с 15.10.1942 года по 27 ноября 1942 года, за участие в Сталинградой битве награжден орденом Ленина и Красной Звезды. Затем командовал звеном штурмовиков, сбит зенитками, два года в плену, освобожден союзниками. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/001/058-0018001-1079/00000064.jpg Инструктор ДОСААФ после войны...

Вот встретилась небольшая информация по штрафным авиационным эскадрильям:
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/e/stae206.dat
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/e/stae268.dat
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/e/stae236.dat
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/e/stae272.dat

Возможно, кто-либо располагает информацией о летчиках (кроме погибших Шмойлове С.М. и Геращенко П.И.) штрафной АЭ в составе 811 шап 206 шад 8 ВА? Речь идет о летчиках, амнистированных после б.в. и направленных в другие части (август-1942-лето 1943). С уважением, Алексей.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2014, 09:10:24 от Sobkor »
Записан
С уважением .Здоровья , мира и добра

Владимир Корощенко

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 817
  • Владимир Геннадьевич Корощенко
    • WWW
Re: Штрафные эскадрильи
« Reply #1 : 17 Ноября 2010, 08:53:18 »
Даже некоторые военные историки высказывают сомнения в том, что в годы Великой Отечественной войны наряду со штрафными батальонами и ротами были и штрафные авиаэскадрильи. Развеем эти сомнения: были! Но если штрафбаты в составе фронтов и штрафроты в составе общевойсковых армий создавались в соответствии с приказом наркома обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г., то штрафные эскадрильи в составе воздушных армий формировались в те же сроки, скорее, по инициативе самих авиаторов, не по велению сверху.

"Красная Звезда" от 16 января 2008 года: http://www.avia.ru/press/11276
Немногочисленные и лаконичные директивы центра по этому поводу имеют больше разрешительный, чем обязывающий характер. Более того: архивные документы позволяют думать, что предложение, а, может, и просьба о создании штрафных эскадрилий исходила из 8-й воздушной армии, входившей в состав Сталинградского фронта. Ведь именно военному совету этой армии было предписано разработать соответствующее положение.
Приказ НКО № 227 в 8-й воздушной армии был не только объявлен в эскадрильях, батальонах аэродромного обслуживания, во всех штабах и службах, но и обсуждался на митингах и собраниях.
В такой вот эмоциональной атмосфере могла вызреть и окрепнуть мысль о том, что летчику, проявившему трусость в воздушном бою, при штурмовке или бомбардировке цели, техническому специалисту, плохо обслужившему самолет, целесообразнее искупать вину не в боевых порядках штрафного стрелкового батальона или роты, а в небе, на аэродроме.
Авторы некоторых публикаций задаются вопросом: а не мог ли летчик, униженный и оскорбленный положением штрафника, лишенный, пусть и временно, заслуженного звания, наград, в знак протеста перелететь на сторону противника, предпочесть позору плен? Не терзались командующие во время войны такими вопросами. На них убедительно ответила жизнь, боевая действительность.
Ведь и до знаменитого, буквально всколыхнувшего армию, приказа НКО № 227 персональная ответственность каждого за содеянное (либо не содеянное) была предельно жесткой и неотвратимой. В 1941-1942 гг. немало военнослужащих, в том числе авиаторов, угодили, как в обиходе выражаются, под трибунал. В 1941 г. 69,7 процента, а в 1942 г. 78,8 процента приговоров выносились с отсрочкой их исполнения до окончания боевых действий. И куда же осужденный летчик направлялся? В родную эскадрилью, часто на переподготовку.
Давайте вместе перечитаем, к примеру, боевую характеристику на пилота 1-й эскадрильи 6-го истребительного авиаполка младшего лейтенанта В.В. Копейкина, составленную 2 апреля 1942 г., задолго до приказа 'Ни шагу назад!'
"Тов. Копейкин, - констатируют комэск майор Мелентьев и военком эскадрильи старший политрук Кузуб, - с первых дней войны допускал халатное отношение к боевой работе, проявлял недисциплинированность, выражавшуюся в пьянках, из которых одна со стрельбой... Эта недисциплинированность в конце концов привела к грубому летному происшествию - допустил промах на посадке и столкновение с другим самолетом на пробеге. За эти факты тов. Копейкин был осужден военным трибуналом в декабре 1941 г. к десяти годам'.
Прервем цитирование, отметив, что осужденного младшего лейтенанта Виктора Копейкина в феврале 1942 г. направили в 6-й истребительный авиаполк для переучивания на новой матчасти. Он и в этом полку из-за того, что по рассеянности не переключил топливный бак, совершил вынужденную посадку.
Тем не менее командиры молодого летчика заканчивают характеристику таким выводом: "Имеет большое стремление искупить вину. Должности пилота соответствует, но требует контроля со стороны начальников'.
От Копейкина при его характере и уровне подготовки можно было ожидать чего угодно, но только не измены, не перелета к противнику. Сама мысль об этом исключалась.
Во всяком случае она не витала над теми, кому выпало разрабатывать Положение о штрафных эскадрильях. Этот правовой документ встретился мне в архивных делах 811-го штурмового полка 206-й штурмовой дивизии. (Дивизия эта была переформирована из истребительной в штурмовую у стен Сталинграда.)
Положение подписано начальником штаба 8-й воздушной армии полковником Н. Селезневым и военкомом штаба старшим батальонным комиссаром В. Ануфриковым, а на титульном листе утверждено командующим армией генерал-майором авиации Т. Хрюкиным и военкомом армии бригадным комиссаром А. Вихоревым. Кстати, однокашником Героя Советского Союза Тимофея Хрюкина по Луганской военной школе пилотов.
Задачу организации штрафных эскадрилий положение определило так: предоставить возможность летчикам, стрелкам-бомбардирам, техникам и механикам, уличенным в саботаже, проявлении элементов шкурничества, уклонении от полетов, путем выполнения ответственных боевых заданий на самых опасных участках и направлениях искупить свою вину перед Родиной.
Далее в документе сказано, что перечисленные выше лица, независимо от занимаемых должностей, направляются в штрафные эскадрильи распоряжением командира дивизии с последующим оформлением и отдачей приказа по личному составу воздушной армии. Отчисление из штрафной эскадрильи осуществляется по представлению командира дивизии приказом командующего армией.
Предусматривалось создание штрафных эскадрилий трех типов:
а) истребительной на самолетах Як-1 и ЛаГГ-3;
б) штурмовой на Ил-2;
в) легкобомбардировочной на У-2.
Каждая эскадрилья содержалась по штату неотдельной эскадрильи десятисамолетного состава. Подчинялась непосредственно командиру той дивизии, в которой была оформлена решением командования воздушной армии.
Как и в штрафбате, руководящий состав штрафной эскадрильи подбирался из нештрафников. Он включал пять человек: командира и военного комиссара эскадрильи, заместителя командира, адъютанта старшего (так в то время называли начальников штабов батальонного звена) и старшего техника. Весь остальной командный, рядовой летный и технический состав укомплектовывался за счет штрафников. Положение предусматривало единственное исключение: при неукомплектованности штрафной легкобомбардировочной эскадрильи стрелками-бомбардирами командиру дивизии разрешалось замещать эти должности нештрафниками. (В момент разработки положения еще ни один самолет Ил-2 в двухместный переоборудован не был, поэтому проблема воздушных стрелков для штурмовиков отсутствовала).
На командование эскадрилий и дивизий возлагалась обязанность тщательно учитывать всю боевую работу штрафников, и только на основании этих учетных данных возбуждать ходатайство о переводе их в строевые части.
Положение не разрешало представлять штрафников к государственным (тогда писали "правительственным") наградам, лишало их полагавшегося другим летчикам денежного вознаграждения за боевые успехи в порядке приказов НКО СССР № 0299, 0489 и 0490, а также процентной надбавки за выслугу лет. Пребывание в штрафной эскадрилье не засчитывалось в срок, определяющий присвоение очередного воинского звания.
Штрафники, независимо от должности, которую занимали в строевой части, удовлетворялись денежным содержанием по должности, которую им определили в штрафной эскадрилье, с процентной надбавкой за пребывание на фронте.
Документ разработан под прямым воздействием приказа НКО № 227. Но в штабе 8-й воздушной армии не могли воспользоваться в качестве образца положениями о штрафном батальоне и штрафной роте. Последние были утверждены заместителем наркома обороны генералом армии Г. Жуковым 26 сентября 1942 г., а Т. Хрюкин с А. Вихоревым утвердили свое положение на двадцать дней раньше - 6 сентября.
Документ получился даже более суровым, чем Положение о штрафбате. Штрафников в пехоте, как мы знаем, за подвиги к государственным наградам представляли. Они заранее знали, на какой срок направлены в штрафной батальон или роту - этот срок не мог превышать трех месяцев. Ранение, каким бы ни был его характер, признавалось свидетельством искупления вины. Авиаторы же предпочли иной критерий - только число и итоги боевых вылетов и качество подготовки самолетов к боевой работе. Некоторым летчикам не удавалось избавиться от статуса штрафника до пяти месяцев. Получив в воздухе ранения, ожоги, они автоматически в строевые части не переводились. Часто даже после снятия с них по представлению командования эскадрильи и дивизии судимости еще какое-то время решали боевые задачи в качестве штрафника.
Не предусматривало положение о штрафных эскадрильях и дополнительных дисциплинарных полномочий для их постоянного командного состава, льготного исчисления выслуги лет. Это было прерогативой Накормата обороны.
В ТОТ момент, когда в 8-й воздушной армии приступили к комплектованию штрафных эскадрилий, она имела в своем составе десять авиационных дивизий и ряд отдельных частей - всего 49 авиаполков и 40 батальонов аэродромного обслуживания, объединенных в пять районов аэродромного базирования. Эти данные дают представление о том, что три штрафные эскадрильи десятисамолетного состава (не всегда укомплектованные полностью) в системе столь мощного авиационного объединения - капля в море. Но их воспитательное значение преуменьшать нельзя.
Формируемые с 9 сентября 1942 г. штрафные эскадрильи создавались: истребительная - при 268-й истребительной авиадивизии (командир полковник Б.А. Сиднев), штурмовая - при 206-й штурмовой авиадивизии (командир полковник В.А. Срывкин) и легкобомбардировочная - при 272-й ночной бомбардировочной дивизии (командир полковник П.О. Кузнецов).
В свою очередь в дивизиях штрафные эскадрильи, оставаясь в непосредственном подчинении комдива, прикреплялись к одному из полков. Так, в 206-й штурмовой авиадивизии штрафная эскадрилья довольно прочно приросла к сформированнному уже в ходе войны 811-му штурмовому полку двухэскадрильного состава. Командиром штрафников был назначен один из лучших летчиков этой молодой части капитан Петр Федосеевич Забавских, до этого возглавлявший обычную эскадрилью. Летая на Ил-2, он, перед войной шесть лет прослуживший инструктором в Сталинградском училище летчиков, не только отличился точной штурмовкой целей, но и сумел сбить два истребителя противника - 'мессершмитт-109' и 'фокке-вульф-189'. Приказом еще по Юго-Восточному фронту был награжден орденом Красного Знамени.
Если судить по документам, - а капитан Забавских составлял их на бланках с угловым штампом 811-го полка, - более заботливого и участливого командира для проштрафившихся собратьев по оружию подыскать было трудно.
По разным причинам и при разных обстоятельствах попадали в штрафники летчики и аэродромные специалисты. В большинстве случаев их персональная вина была очевидной и неоспоримой. Но не всегда. К примеру, в штрафную эскадрилью, которую принял под свое командование капитан Забавских, угодил Григорий Алексеевич Потлов. Уроженец села Никольско-Бурлинское, что в Казахстане, он в 1933 г. окончил военную школу пилотов. С началом войны на Южном фронте совершил 15 боевых вылетов в составе ночного бомбардировочного полка на У-2. Затем, уже на Сталинградском фронте, принял эскадрилью в 622-м штурмовом полку, совершил на Ил-2 девять успешных боевых вылетов. Но 14 августа 1942 г., ведя в бой группу из шести самолетов, задание не выполнил, вернулся на свой аэродром с полной бомбовой нагрузкой. Возможно (документальных подтверждений тому нет), летчики не нашли назначенную им цель, потратили время на ее поиск, а потом сбрасывать бомбы было уже поздно и опасно. Командир 228-й штурмовой авиадивизии полковник В.В. Степичев увидел причину невыполнения задачи в трусости ведущего группы. Приказом по армии Потлов в звании красноармейца, сдав на хранение в штаб свой орден Красного Знамени, был направлен в штрафную эскадрилью. Здесь он проявил себя блестяще: совершил два боевых вылета в качестве ведомого, два - ведущим звена и восемь - ведущим группы.
"Все боевые задания, - писал о Потлове в представлении командиру 206-й авиадивизии капитан Забавских, - выполнял отлично, в бой идет смело, уверенно и с большим желанием, показывая образцы мужества и отваги. Самолетом Ил-2 овладел в совершенстве, техника пилотирования отличная, может летать в сложных метеорологических условиях... В эскадрилье и в 811-м ШАП пользуется заслуженным боевым авторитетом и любовью всего личного состава полка".
Но командир дивизии полковник В. Срывкин ходатайство комэска не поддержал: счел, что боевых вылетов у Потлова пока маловато. Пришлось капитану Забавских еще раз составлять представление, теперь уже на имя нового комдива - полковника Л.К. Чумаченко. Лишь 24 января 1943 г. приказом по воздушной армии красноармеец Г.А. Потлов был восстановлен в звании капитана, в правах на заслуженный в боях орден и назначен командиром эскадрильи 811-го штурмового авиаполка. Именно этой эскадрильей, кстати, в свое время командовал капитан Забавских. Нетрудно подсчитать, что Григорий Потлов, мужественный человек и сильный летчик, провел в штрафниках почти четыре месяца. И это горькое испытание он выдержал с честью, обиженным и униженным себя не считал, делал свое дело на совесть.
Отличие штрафной эскадрильи от штрафбата и в том, что в ней в одном строю искупали вину летчики-офицеры, летчики-сержанты, авиаспециалисты как среднего, так и младшего звена.
Тот же капитан Забавских докладывал комдиву полковнику Чумаченко, как в штрафной эскадрилье отреагировали на требование командующего 8-й воздушной армией вернуть к 25 декабря 1942 г. боеготовность всему, что еще могло летать. Из технического состава штрафников была сформирована ударная бригада, которую возглавил старший техник эскадрильи техник-лейтенант Выхрест. Личный состав работал днем и ночью, восстанавливая технику всего полка, вернул в строй восемь самолетов и при замене моторов укладывался в 13 часов. Перечислив все, что было сделано, Забавских, думается, справедливо назвал работу колоссальной.
А за что же, спросит читатель, попадали в штрафники технические специалисты? Причины разные, порой удивительные. Один из механиков авиазвена, злоупотребив служебным положением, снял недостающие детали с самолета ЛаГГ-3 в соседнем полку, другой специалист, нарушив меры безопасности, сжег при заправке самолет У-2. Сразу несколько техников и механиков в начале ноября заморозили водосистему в моторах самолетов Ил-2 и МиГ-3. Начальник техотдела одного из батальонов аэродромного обслуживания по личной халатности не обеспечил самолеты сжатым воздухом, сорвав тем самым боевые вылеты нескольких групп штурмовиков и истребителей. Старший техник эскадрильи по вооружению выпустил самолет Ил-2 на боевое задание, не зарядив пушку снарядами. Молодой механик, охраняя в составе караула склад с боеприпасами, со скуки выстрелил в воробья. Воробей улетел, а склад взлетел на воздух...
Порой и летчики совершали поступки, которые по-своему напоминают об их молодости и житейской неосмотрительности.
5 июня 1943 г. командир 10-го учебно-тренировочного авиаполка отправил в Астрахань на самолете УТ-2 младшего лейтенанта Минченко и старшину Минина.
На полевом аэродроме Началово им надлежало принять самолет Як-1 и вернуться в полк парой. Но летчики к установленному сроку не вернулись. Выяснилось, что они самовольно вылетели из Астрахани в Кизляр за вином и при взлете с пустыря поломали самолет УТ-2.
В приказе по этому поводу командующий 8-й воздушной армией отмечает, что за такое исключительное хулиганство Минченко и Минин заслуживают предания суду военного трибунала, но, учитывая их отличную технику пилотирования, то, что в полку они были инструкторами, он предоставляет им возможность искупить вину в штрафной эскадрилье. Наверное, при объявлении этого приказа перед личным составом полка летчики, вернувшиеся из Астрахани и без вина, и без самолета, облегченно перевели дыхание. Могло быть гораздо хуже.
Авторы немногочисленных публикаций о штрафных эскадрильях, основанных не на документах, а лишь на воспоминаниях ветеранов, приписывают штрафникам-авиаторам какое-то особое мужество и поразительные успехи. Это явное преувеличение. Можно без всяких сомнений утверждать, что штрафные авиаэскадрильи, которым действительно поручались самые сложные и опасные задачи, решали их не хуже, чем строевые эскадрильи, действовали самоотверженно, искренне стремясь побыстрее вернуть себе доброе имя и честь, конкретными делами искупить вину.
Потери среди пилотов-штрафников были сопоставимыми с потерями строевых летчиков обычных эскадрилий. Так, штрафная штурмовая эскадрилья 8-й воздушной армии под командованием капитана П. Забавских с 1 октября по 31 декабря 1942 г. потеряла трех летчиков. С боевого задания не вернулись старшина И.И. Елисеев и капитан П.И. Гращенко, а сержант И.Я. Ковалев был сбит внезапной атакой Ме-109 при перегоне самолетов в новый район базирования.
Перед новым, 1943 годом 811-й штурмовой авиаполк убыл в город Куйбышев для нового формирования и обучения. Штрафную эскадрилью, в которой к тому моменту числилось десять штрафников - из них только один пилот, прикрепили к 807-му полку 206-й авиадивизии. Капитан Петр Забавский через год, на Южном фронте, стал его командиром, был награжден еще двумя орденами Красного Знамени.
Из трех штрафных эскадрилий 8-й воздушной армии особенно ярко проявила себя ночная легкобомбардировочная на У-2, первым командиром которой был старший лейтенант Иван Михайлович Семертей. Летчики этой эскадрильи, как, впрочем, и всех других в 272-й авиадивизии, летали ночью и в сложных метеоусловиях. За ночь они успевали совершить 5-6 боевых вылетов со стандартной бомбовой нагрузкой в 200-230 кг. Летчик-штрафник красноармеец Мухамедзян Шарипов, в действительности имевший звание батальонного комиссара, за месяц произвел 94 боевых вылета, а красноармеец (старший политрук) Кузьма Волков - 75. Напомним, что летчиков строевых эскадрилий за 50 боевых вылетов согласно приказу НКО СССР № 294 можно было представлять к ордену Отечественной войны II степени, а за 60 - I степени. Но для Шарипова, Волкова и многих их коллег по несчастью высшей наградой было возвращение воинского звания и перевод в строевую эскадрилью.
Даже подчеркнуто скупые и сдержанные строки приказов по армии волнующе отражают высокое мужество и самоотверженность пилотов и авиаспециалистов-штрафников:
"28 февраля 1943 г. сержант Котенко Борис Борисович при штурмовке высоты 101 попал под сильный заградительный зенитный огонь. Несмотря на то, что были перебиты тяги и пробиты бензобаки, бомбы положил точно в цель, после чего посадил самолет на линии фронта и под пулеметным огнем лично эвакуировал его на 20 км в тыл".
"При выполнении боевого задания 28 марта 1943 г. днем на самолете У-2 пилот старшина Казарянц Владимир Егишевич, будучи обстрелянным зенитно-пулеметным огнем, получил ранение в ногу и, истекая кровью, привел самолет на свой аэродром".
"Пилот сержант Смирнов Георгий Кузьмич при выполнении боевого задания на самолете У-2 днем 15 февраля 1943 г. был подбит над целью, получил осколочные ранения в руку и ногу, несмотря на боль, посадил поврежденный самолет под миномето-пулеметным огнем у линии фронта, после чего эвакуировал его в тыл'.
"Сержант Песигин Василий Алексеевич за время пребывания в штрафной эскадрилье с 15 ноября 1942 г. по 15 января 1943 г. произвел 95 боевых вылетов с общим налетом 153 часа 41 минута, из них на защиту города Сталинграда 45 боевых вылетов со средней бомбовой нагрузкой 200 - 230 кг... Летает смело и уверенно в сложных условиях, не имея случаев потери ориентировки и вынужденных посадок. Для поражения цели, несмотря на ураганный огонь противника, заходил по 2 - 3 раза. Выполнял специальные задания командования по связи и перевозке грузов частям Красной Армии в Сталинград. Сбросил на территории противника 200.000 листовок...".
"Старший техник-лейтенант Седлик Мечислав Дариусович, работая оружейником, обеспечил 210 самолето-вылетов с хорошей подготовкой вооружения".
"Старший техник-лейтенант Ноготков Василий Николаевич, осужденный военным трибуналом 35-го района аэродромного базирования сроком на 5 лет, работая механиком, обеспечил 129 боевых вылетов при образцовом содержании материальной части".
Отметим, что в "реабилитационных" приказах генерал Т. Хрюкин нередко называл штрафников по тем воинским званиям, которые они раньше имели в строевых эскадрильях.
О летчиках 272-й ночной легкобомбардировочной дивизии (это можно отнести по праву и к ее штрафной эскадрилье) очень тепло писал из-под Сталинграда корреспондент "Красной звезды" Константин Симонов. Его очерк "У-2" - панегирик 2кукурузнику". "Здесь, - подчеркивал Симонов, - где фронт идет от дома к дому, от поселка к поселку, зигзагами, клиньями, языками, ни одному современному ночному бомбардировщику нельзя дать такие задания, какие получают У-2. Они бомбят дом, определенный дом, не слева и не справа, а именно вот этот, в котором засели немцы. Они бомбят немецкую половину квартала, в то время как вторая его половина находится в наших руках. Со своей малой скоростью и идеальной прицельностью бомбежки они точно повисают над целью и действуют без всяких ошибок и заблуждений. Они бомбят там, где немецкие летчики не рискуют работать, боясь обрушить груз бомб на головы собственных войск'.
272-я авиадивизия, оснащенная самолетами, которым только в 1944 г. присвоили имя По-2, одной из первых в бомбардировочной авиации стала гвардейской.
Меня не удивило, что командиры штрафной легкобомбардировочной эскадрильи майор Музыченко, а затем капитан Попов в характеристиках своих подопечных употребляли непривычную для авиаторов фразу: 'Участвовал в уличных боях в Сталинграде'.
ЕСЛИ штрафные эскадрильи были созданы и позволяли летному и техническому составу авиации искупить вину перед Родиной в своем виде Вооруженных Сил, зададутся вопросом читатели, то почему же немало авиаторов воевали в рядах штрафных батальонов и рот? Объяснение простое: в той же 8-й воздушной армии штрафные эскадрильи были сформированы, если так можно сказать, только под себя. Направить в них кого-то из провинившихся в составе ВВС внутренних округов, в отдельных соединениях и частях авиации было невозможно. Больше того, и из 8-й воздушной армии летчиков и технических специалистов, совершивших проступки, несовместимые с честью офицера, командиры дивизий при поддержке командарма эпизодически направляли в штрафбат. Командир 76-го отдельного штрафного батальона, между прочим, в ряде случаев возвращал авиаторов в свои части, объясняя, что офицеры могут быть направлены в его хозяйство на основании приговора военного трибунала либо властью командира только за самовольное оставление занимаемых рубежей (приказ НКО № 227) и за перебои в питании бойцов и недодачу продуктов (приказ НКО № 0374). Так что дверь в штрафную эскадрилью была гораздо шире, чем в штрафбат.
     * * *
8-я воздушная армия - это плеяда блестящих летчиков, подлинных асов. Уже под Сталинградом всеми красками засверкал боевой талант А.В. Алелюхина, В.Д. Лавриненкова, И.С. Полбина, А.Е. Рубахина, И.И. Клещева, Амет-хана Султана, И.И. Пстыго и десятков других. Но воздушная армия насчитывала многие сотни летчиков, и общий уровень их подготовки, особенно пилотов, призванных из запаса, у Волги столь высоким еще не был. До Кубани, над которой мы окончательно перехватили у врага боевую инициативу в воздухе, еще предстояло дожить. Думается, что рассказ о штрафных эскадрильях, для которых тоже нашлось место в нашей полной героизма и драматизма военной истории, нисколько не исказит облик прославленного авиационного объединения. Как и ВВС в целом. О прошлом надо знать все, одна неправда нам в убыток.
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2014, 09:23:16 от Sobkor »
Записан
С уважением.
При использовании материалов и информации с данного сайта  ссылка на использованную страницу и автора обязательна!

nachkar

  • Гость
Re: Штрафные эскадрильи
« Reply #2 : 08 Января 2012, 19:03:44 »
Бережко Георгий Трофимович 1919 г.р., уроженец города Моршанска Тамбовской области.
Призван Моршанским РВК Тамбовской области. Старшина штрафной АЭ 296 иап 268 иад 8 ВА. Убит 28.09.1942 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=51319479

Цурко Владимир Степанович 1923 г.р., уроженец областного центра Украины города Луганска.
Последнее место службы: штрафная АЭ 5 ВА, старший сержант. Убит 06.10.1942 года. http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=51177254

Командир штрафной эскадрильи при 206 шад – капитан Петр Федосеевич Забавских. Его Наградной, в котором рассказаны некоторые моменты о штрафниках:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-1130/00000046.jpg&id=17033458&id=17033458&id1=853d072ba9a47e46234acfe24eea1554
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-1130/00000047.jpg&id=17033459&id=17033459&id1=cc1a903e7a07a14e49058d2949ab5289


Командир штрафной эскадрилии при 268 иад старший лейтенант Федор Васильевич Филипченко:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/043/033-0682526-0758/00000527.jpg&id=16501034&id=16501034&id1=3f4c2f37ead114881fda1bd6a4304471
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/043/033-0682526-0758/00000528.jpg&id=16501035&id=16501035&id1=f9b0548318f75ba373c4db5d23fa6176


Командир штрафной эскадрильи при 236 иад Герой Советского Союза капитан Михаил Прокофьевич Дикий. В Наградном на него речь идёт и о семи штрафниках:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0013/00000483.jpg&id=150009407&id=150009407&id1=62528288a876e559b32feae1ea0302aa
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0013/00000484.jpg&id=150009409&id=150009409&id1=27b20bd424acf46a9ac138be7bde6a21


Командир штрафной эскадрильи при 272 нбад старший лейтенант Иван Михайлович Семергей:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0682525-0445/00000038.jpg&id=150121268&id=150121268&id1=ab68a0c9796555b48a68d54174645b69
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0682525-0445/00000039.jpg&id=150121269&id=150121269&id1=38b69dbcab35bb06ce4730db6f08086a


«То, что именно Ивана Фёдорова назначили командиром штрафников 3-й воздушной армии, было вполне естественным. Он как нельзя лучше подходил для этой должности. Ведь не зря Фёдорова прозвали в 3-й армии анархистом, а потом именно такой присвоили ему позывной.
Штрафная авиагруппа Фёдорова, состоящая из 64 авиаторов, воевала исключительно успешно. Её лётчиков фашисты прозвали фалконтирами, что в переводе означает озверевшие соколы. В общем зачёте они подбили 350 самолётов противника. В начале 1943 года эта авиагруппа была преобразована в 273 й истребительный авиаполк. Причем при расформировании штрафной группы всех лётчиков реабилитировали и представили к орденам и медалям, а четверых – к званию Героя Советского Союза. Фёдоров был назначен командиром дивизии».
Автор – Сергей Турченко. Источник: http://topwar.ru/155-falkontiry-krylatogo-shtrafbata.html
Наградной на И. Федорова с упоминанием о штрафниках:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/074/033-0686044-1346%2B004-1345/00000280.jpg&id=19337606&id=19337606&id1=198576d671fba239ec900f5587049ea3
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/074/033-0686044-1346%2B004-1345/00000281.jpg&id=19337607&id=19337607&id1=8c2f31fe871668cb3e95df687cea957f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/074/033-0686044-1346%2B004-1345/00000282.jpg&id=19337608&id=19337608&id1=598dc1eb251687593c19ce7a38dc78f5

Самое блестящее в той статье – это фраза: «Её лётчиков фашисты прозвали фалконтирами, что в переводе означает озверевшие соколы». Сказываются познания автора как в области иностранных языков, в частности – английского (первая часть слова) и немецкого (вторая), так и тематики, по которой он пишет. Это прозвище советских лётчиков-штрафников возникло от эмблеммы Люфтваффе (Falke – сокол), и не «озверевшими соколами» их немцы звали, а «сокольничими» (Falkenir), то есть «усмирителями соколов».
« Последнее редактирование: 22 Декабря 2014, 09:07:30 от Sobkor »
Записан

Раиса52

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 112
Re: Штрафные эскадрильи
« Reply #3 : 19 Ноября 2015, 11:46:40 »
Случайно нашла в ОБД боевое донесение о пилотах-штрафниках:

Номер записи в ОБД – 32198   . Донесение о безвозвратных потерях из полевого управления 8-й воздушной армии от 11.11.1942 года:


Гращенко Павел Илларионович 1908, уроженец города Славгород Могилёвко области Белоруссии.
Офицер 206 шад, капитан. Пропал без вести 01.10.1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1856.


Шмойлов Степан Максимович 1916 г.р., уроженец Оренбургской области.
Офицер 206 шад, старший лейтенант.Пропал без вести 01.10.1942 года. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 1856.
« Последнее редактирование: 19 Ноября 2015, 12:04:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 102
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Штрафные эскадрильи
« Reply #4 : 01 Июня 2018, 22:58:37 »

Не ранее осени 1945 года, Герой Советского Союза капитан Иван Дмитриевич Занин (1914-1961).

ЗАНИН Иван Дмитриевич (1914-1961), ветеран-фронтовик лётчик-испытатель авиазавода № 86 (г. Таганрог Ростовской области), Герой Советского Союза (18.08.1945), майор в отставке.
Родился 21 июня 1914 года в деревне Волжанец сельского поселения «Волжанский сельсовет» Советского района Курской области. Русский. Из крестьян. Беспартийный. Был женат.
Образование:
- общее – неполое среднее: в 1932 году закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: 1) в 1933 году закончил пилотскую школу Воронежского аэроклуба; 2) в 1940 году – в подмосковном Тушино Курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова; 3) в 1951 году – Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ; и 4) в 1953 году – Курсы при Школе лётчиков-испытателей;
- военное: в 1934 году закончил 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
Юность провёл в Воронеже, где в 1932-1933 гг. трудился слесарем.
В 1933-1935 гг. – в первый раз на военной службе: поступил на неё добровольно, став курсантом 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
По выпуску в 1934 году был произведён в краскомы с направлением в строевые части ВВС РККА.
С 1935 года – в запасе, при этом в 1936-1940 годах — инструктор-лётчик последовательно Липецкого, Борисоглебского (по состоянию на 1938 год) и Шебекинского аэроклубов.
Из послевоенных воспоминаний ветерана советских ВВС подполковника в отставке Е.С. Николаева (1915-1998) про И.Д. Занина: «Мой основной учитель Ваня Занин, уволенный ранее из армии за горячительные напитки и характер, приехал в Борисоглебск, был на полётах, когда я командовал эскадрильей в училище, в полку упоминавшегося Антона Федотовича Степанищева. Ваня Занин летал тоже на Ил-2, тоже остался жив, также, как и Вася Костин, был удостоен звания Героя Советского Союза».
В 1940 году – как слушатель Курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова (Тушино). По выпуску – инструктор-лётчик Остафьевской авиационной школы Осоавиахима СССР и в данном качестве 2 декабря 1940 года в составе всей Остафьевской авиационной школы Осоавиахима СССР передан в состав ВВС Красной Армии, в связи с чем при до декабря 1941 года – инструктор-лётчик Остафьевской военно-авиационной школы, а затем в связи с перебазированием озвученной выше школы из ближайшего Подмосковья в город Вязники на тот период Ивановской, а теперь современной Владимирской области и слиянием её здесь с Серпуховской военной школой пилотов – Вязниковской военной авиационной школы пилотов. Первичное воинское звание – младший лейтенант.
С марта 1942 года – в действующей армии, где по январь 1943 года - последовательно лётчик, командир звена и заместителем командира эскадрильи 627 спаб; а в сентябре 1943-феврале 1944 года – командир эскадрильи 49 иап.
В начале 1944 года был осуждён Военным трибуналом к направлению в штрафную часть. Наказание отбывал в штрафной эскадрильи 312 шап.
По состоянию на 20 февраля 1945 года, когда был представлен к званию Героя Советского Союза, – командир эскадрильи 312 шап 233 шад 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта (II ф),
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 8620.Кроме того, являлся кавалером двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны 1-й степени, ордена Красной Звезды и ряда медалей.
В 1949 году в звании майора уволился в запас, после чего работал пилотом в Гражданской авиации.
В 1953-1955 гг. – в подмосковном городе Жуковский как лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института.
В 1955-1960 годах — в городе Куйбышеве (ныне – Самара) как лётчик-испытатель авиазавода № 1 и в данном качестве испытывал серийные реактивные бомбардировщики «Ту-16».
С 1960 года — в ростовском городе Таганроге как лётчик-испытатель авиазавода № 86 (ныне ТАНТК имени Г.М. Бериева) и в данном качестве испытывал серийные самолёты «Бе-10».
Трагически погиб 25 мая 1961 года при выполнении контрольного полёта на Бе-10 с заводским номером «060071». Катастрофа произошла на взлёте, при резком увеличении угла атаки на скорости ниже взлётной. Машина оторвалась от воды, но потеряла управление и рухнула вниз. При ударе о воду самолёт разломился в районе редана на две части, при этом носовая часть по инерции прошла в воде несколько десятков метров, а хвостовая встала почти вертикально к поверхности моря. Вытекшее из баков топливо, загорелось.
Похоронен на Старом кладбище города Таганрога.
Юрий РЖЕВЦЕВ.


1938 год, Иван Дмитриевич Занин (1914-1961) как инструктор-лётчик Борисоглебского аэроклуба.


Не ранее осени 1945 года, Герой Советского Союза капитан Иван Дмитриевич Занин (1914-1961).


Могила Героя Советского Союза капитана Ивана Дмитриевича Занина (1914-1961) на Старом кладбище Таганрога по состоянию на сентябрь 2008 года. Автор фото – А.А. Симонов. Источник: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=10792

Скан со 109-й страницы книги «Звёзды славы боевой» (Издательство «Курскинформпечать». 1995):
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »