Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Севастопольская офицерская школа авиации  (Прочитано 129 раз)

alex1960

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 70
1911 год, первый выпуск лётчиков в стенах Севастопольской офицерской школы авиации (на заднем плане во флотской парадной треуголке – лётчик -инструктор данной школы лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский):
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2021, 12:27:17 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 191
  • Ржевцев Юрий Петрович
От летописца отечественной авиации Александра Лукьянова (г. Санкт-Петербург):
- 21 (но по старому стилю – 8 ) ноября – знаменательная дата, с которой ряд авторов начинают историю Севастопольской офицерской школы авиациии. Но факты таковы: 21 ноября (но по старому стилю – 8 ноября) официально НАЗНАЧЕННАЯ дата ОСНОВАНИЯ Офицерской школы авиации ОВФ. Приурочена же она была ко дню Архистратига Михаила как небесного покровителя школы. Реальное же официальное ОТКРЫТИЕ школы состоялось 11 ноября по старому стилю и началось оно в присутствии Великого князя Александра Михайловича с таинства освящения, после чего состоялись показательные полёты, которые были выполнены инструкторами Рудневым и Матыевич-Мацеевичем (при этом пробные полёты ими же были произведены 9-го числа).
Практическое же начало РАБОТЫ школы – 14 ноября по старому стилю, когда начались первые тренировочные полёты инструкторов Руднева и Ефимова со своими учениками. На фото тех времён наблюдаем ошибку в дате/формулировке подписи: на самом деле 8-го числа Великого князя Александра Михайловича ещё не было в школе. Вот такЪ-то!

« Последнее редактирование: 23 Сентября 2021, 12:31:06 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 191
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Севастопольская офицерская школа авиации
« Reply #2 : 11 Сентября 2021, 13:04:52 »
Из фотолетописи существовавшей осенью 1910-осенью 1920 гг. Севастопольской офицерской школы авиации (она же на арго самих русских военных авиаторов – «Севастопольская авиашкола на Каче»). Сканировано мною с архивных подлинников:
       

Не ранее 1914 года, на аэродроме Севастопольской офицерской школы авиации.
Сканировано мною с архивного подлинника:



«1916 год, смотр, справа – триплан конструкции Безобразова»:
   

1916 год, крымский посёлок Кача, на аэродроме Севастопольской офицерской школы авиации – самолёт марки «Моран-Ж» с шасси русской конструкции:
« Последнее редактирование: 24 Сентября 2021, 18:52:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 191
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Севастопольская офицерская школа авиации
« Reply #3 : 16 Сентября 2021, 13:25:21 »
ВЯТКИН Порфирий Васильевич (26.02.1883-31.01.1938), ветеран отечественной авиации, прославленный русский лётчик периода 1-й Мировой войны.
Потомственный сибирский казак. Поступив в юношеском возрасте на военную службу, последовательно закончил Оренбургское казачье училище, Главную гимнастическо-фехтовальную школу и (в 1913 году) Севастопольскую офицерскую школу авиации (но с правом пребывания в казачьих чинах).
К 1909 году – офицером в 3-м Сибирском казачьем полку, а по казачьему чину – хорунжий, что соответствовало корнету в кавалерии и подпоручику в других родах оружия. При этом с 1912 года – кавалер ордена Святого Станислава 3-й степени.
В 1913-1914 гг. – инструктор озвученной выше авиашколы, а с началом 1-й Мировой войны сначала (и, как минимум, до лета 1916 года) военный лётчик 31-го корпусного авиационного отряда, а затем член Русской авиационной миссии в Великобритании. При этом по состоянию на вторую половину 1916 года – подъесаул по казачьему чину, что соответствовало штабс-ротмистру в кавалерии и штабс-капитану в других родах оружия. За ратную доблесть, проявленную на полях сражениях, удостоился двух орденов – Святой Анны 4-й степени в виде Аннинского оружия (14 июля 1916 года) и Святого Станислава 2-й степени (2 июня 1916 года).
Стал одной из невинных жертв Сталинского террора. Посмертно реабилитирован 7 января 1957 года…

Казачий офицер Порфирий Васильевич Вяткин как военный лётчик периода 1-й Мировой войны. На первом снимке – на фоне самолёта «Вуазен», а на втором – на фоне самолёта «Моран-Парасоль». Сканировано мною с архивного подлинника:
 
« Последнее редактирование: 23 Сентября 2021, 12:29:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 191
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Севастопольская офицерская школа авиации
« Reply #4 : 17 Сентября 2021, 16:43:56 »
МАТЫЕВИЧ-МАЦЕЕВИЧ Бронислав Витольдович (02.12.1882-18.04.1911), пионер российских военного воздухоплавания и военной авиации, заведующий авиационной мастерской Севастопольской военной авиационной школы, штаб-капитан.
Являлся выпускником Николаевского инженерного училища (в 1901 году) и Офицерского класса Учебного воздухоплавательного парка (весной 1910 года).
В ходе авиационных соревнований проводившихся в сентябре 1910 года в Санкт-Петербурге, на самолёте марки «Bleriot XI 2bis» установил рекорд высоты полёта – в 1200 м.
Проходя военную службу Севастопольской офицерской школе авиации, занимался «обучением офицеров и производил рискованные и трудные полёты – из Севастополя в Замрук и Джанкой, на расстояние около 150 вёрст», а в феврале 1911 года совершил первый полёт с компасом.
Трагически погиб в ходе очередного полёта 18 апреля 1911 года вместе с младшим братом Станиславом (последний находился на борту «Блерио» в качестве пассажира; состоял мичманом миноносца «Мощный»): аэроплан потерпел катастрофу в окрестностях хутора Воитьковский, который в свою очередь находился у подножия южных скатов крымской горы Рудольфа (ныне – гора Матюшенко).
Отпевание братьев проходило в католическом костёле Севастополя, а тела же были преданы земле на польском римско-католическом кладбище города Житомира, который ныне является областным центром Украины.

« Последнее редактирование: 23 Сентября 2021, 12:28:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 191
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Севастопольская офицерская школа авиации
« Reply #5 : 24 Сентября 2021, 18:51:19 »
24 сентября 1916 года русский военный лётчик Константин Константинович Арцеулов (1891-1980) одним из первых в истории мировой авиации преднамеренно выполнил «штопор» и вывел из него самолёт. К сказанному добавим, что К.К. Арцеулов, помимо всего прочего, – внук всемирно известного живописца-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), и сам к тому же являлся талантливым художником (кстати, в послевоенный период Константин Константинович создавал цветные иллюстрации для обложек и лучших публикаций такого по-настоящему популярного в СССР издания, как журнал «Техника – молодёжи!). А ещё его заслуга в том, что он наряду с легендарным штабс-капитаном Петром Николаевичем Нестеровым (1887-1914), автором как первой в мире воздушной петли, так и первого в мире воздушного тарана, в годы 1-й Мировой войны деятельно способствовал созданию в составе Русской императорской армии отечественной истребительной авиации! И он же в 1920-е гг. выступил в роли одного из родоначальников советского массового планеризма!
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов личного архива Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980):
           


Не ранее июля 1915 года, Константин Константинович Арцеулов как представитель лётно-подъёмного состава военной авиации Русской императорской армии.
РОЖДЁННЫЙ БЫТЬ НОВАТОРОМ!
Азы военного образования Константин Константинович Арцеулов получил в стенах дислоцировавшегося в Санкт-Петербурге Морского кадетского корпуса, где проучился три года, но по состоянию здоровья отказался проходить годичную учебную практику корабельным гардемарином, поэтому, покидая в 1908 году Альма-матер, офицерского чина не удостоился.
С конца сентября 1912 года и по октябрь 1913 года – охотник (то есть доброволец из числа лиц, не подлежащих призыву для отбытия воинской повинности) на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в унтер-офицерском чине. После увольнения был производством в офицерский чин прапорщика запаса армейской кавалерии. В период этой годичной службы был награждён медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых».
В августе 1914 года призван по мобилизации с назначением младшим офицеров эскадрона в 12-й уланский Белгородский полк 12-й кавалерийской дивизии из войск Юго-Западного фронта. При этом с 31 марта 1915 года – кавалер ордена Святой Анны 4-й степени («Аннинским оружием») с надписью «За храбрость».
Находясь в госпитале по ранению, обратился с ходатайством о переводе в авиацию, в связи с чем в марте-июле 1915 года прошёл курс обучения на военного лётчика Севастопольской офицерской школе авиации.
С июля 1915 года – в рядах лётно-подъёмного состава 18-го корпусного авиационного отряда 11-й армии Юго-Западного фронта. И в данном качестве совершил 21 боевой вылет на разведку вражеских войск, налетав при этом на «Фармане» 42 часа 4 минуты. Кроме того, отличился, тем, что в воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик марки «Альбатрос С.III», лётчик после которого вынужденной посадки попал в русский плен, а его самолёт стал боевым трофеем К.К. Арцеулова. И последний затем на нём совершал разведывательные полёты, в ходе которых производилось фотографирование с воздуха военных объектов неприятеля. За свои подвиги удостоился двух орденов – Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (24 ноября 1916 года) и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1 июня 1917 года).
С конца мая 1915 года и по начало июля 1916 года – в командировке в Москве, где испытывал самолёты-истребители отечественной сборки, которые производил авиазавод «Дукс». И тогда же обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11».
С июля 1916 года – лётчик 8-го авиационного отряда истребителей 8-го авиационного дивизиона 8-й армии Юго-Западного фронта, где летал на истребителе «Ньюпор-11». И в данном качестве в конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й армии к к награждению Георгиевским оружием.
С конца августа 1916 года – представитель постоянного состава обучающего офицера Севастопольской офицерской школы авиации: сначала обучающий офицер, а затем заведующим истребительным отделением. И здесь же в августе 1917 года был произведён из прапорщиков в корнеты со старшинством с 19 июля 1915 года. И именно как офицер постоянного состава данной авиашколы 24 сентября 1916 года преднамеренно выполнил «штопор», из которого затем успешно вывел самолёт. В памятных датах отечественной истории это событие внесено с указанием: «Впервые в истории мировой авиации», – однако истинность этого утверждения давно оспаривается знатоками, которые приводят массу фактов в отношении того, что К.К. Арцеулов – не первый, а один из первых. Однако бесценность вклада Константина Константиновича в развитие мировой авиации именно в том, что, отважившись на управляемый «штопор», он тем самым внёс революционные изменения в программу подготовки лётчиков-истребителей, для которых с этого момента высший пилотаж, включая управляемый «штопор», стал основой их лётной подготовки, а владение высшим пилотажем – объективным мерилом лётного мастерства каждого из них. Кроме того, своим управляемым «штопором» К.К. Арцеулов, как и легендарный Пётр Николаевич Нестеров своей «мёрт вой петлёй», в очередной раз убедительно доказал, что «в воздухе везде опора» и тем самым окончательно лишил своих коллег затаённого страха перед «бестелесностью» воздушной стихии…
В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, занимался формированием на базе объявленной к ликвидации Севастопольской офицерской школы авиации «1-го Красного социалистического авиационного отряда».
Занявшими Крым белогвардейцами как бывший офицер, не явившийся добровольно, был мобилизован в «белую» армию, но фактически оставался на должности лётчика-инструктора Севастопольской офицерской школы авиации, при этом де-юре числился в резерве армии. В данный период поддерживал связь с большевистским подпольем. А при штурме в ноябре 1920 года Крыма войсками краскома М.В. Фрунзе общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы. И в данном качестве несколько раз летел на самолёте через линию фронта к красным для связи с наступающими частями Красной Армии.
В том же ноябре 1920 года был зачислен на военную службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
НА АРХИВНОМ СНИМКЕ: Константин Константин Арцеулов как русский офицер-лётчик:
       
« Последнее редактирование: 02 Октября 2021, 16:56:29 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »