Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиахим  (Прочитано 5372 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 104
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиахим
« Reply #20 : 20 Августа 2021, 10:47:20 »
В 1933-1980 гг. День Воздушного флота СССР (и он же – Всесоюзный день авиации) неизменно праздновался 18 августа. При этом в Сталинский и Хрущёвский периоды – с грандиозными воздушными парадами в небе над Тушинским аэродромом оборонного общества! Кстати, корни этого праздника явно что из летописи Авиахима. Так, 14 июля 1925 года Авиахим в честь своего создания провёл по всей стране всенародные торжества под названием «День советской авиации и химии». Аргументация в пользу «за»: «Мы должны добиться того, чтобы, начиная с 14 июля, по всему Союзу Советских Социалистических Республик не было бы населённого уголка, где не знали бы про Авиахим и не помогали бы ему.
С 1926 года дата «14 июля» по линии Авиахима уже праздновалась как День авиахимобороны СССР. Безусловно, что и устроенный в 1925 году Авиахимом День советской авиации и химии, и проведённый им же в 1926 году День авиахимобороны СССР во многом (и, прежде всего, за вычетом, «химической» составляющей) предтеча Всесоюзного дня авиации, который, согласно Постановлению СНК СССР за № 859 от 28 апреля 1933 года, ежегодно отмечался в СССР 18 августа и организацией помпезного празднества которого (вспомните великолепие Тушинских авиапарадов!) долгие десятилетия занималось именно оборонное общество. Ныне (но, начиная с 1981 года) это, напомним, отмечаемый в третье воскресенье августа День Воздушного Флота России – профессиональный праздник пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры нашей страны…
На представленном архивном снимке (и его фрагментах), сканированного мною с архивного подлинника: 14 июля 1925 года, День советской авиации и химии, проведённый в воронежском Борисоглебске силами подшефной Авиахиму 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота.

   

Листки из советских отрывных календарей:
   

От проживающего в подмосковном Серпухове Владимира Сигаева, активиста нашего уважаемого Форума, ветерана ВВС, летописца отечественной авиации:
- В 1933 году был учреждён праздник День Воздушного Флота Союза ССР (День авиации), который предлагалось проводить ежегодно 18 августа. В это время в стране действовало положение «О прерывной производственной неделе в учреждениях», так называемой «шестидневки». Таким образом, 18 августа до отмены «шестидневки» в 1940 году, всегда был выходным днём – третьим выходным августа.
В праздник авиации предполагалось проведение воздушного парада. А воздушный парад проводили в выходной день, когда возможно присутствие максимального количества зрителей. То есть, праздник авиации в 1933 г. был задуман как «праздник выходного дня» В 1940 году День авиации был воскресным днём (уже по семидневке), поэтому праздник отмечался, как и прежде, 18-го числа.
В военные годы, но за исключением 1942-го, День Воздушного Флота отмечали в третий выходной августа.
С 1946 года и по 1959 год включительно День Воздушного Флота СССР всегда отмечали в выходной день июня, июля или августа. Таким образом. при правлении И.В. Сталина «сталинские соколы» официально День ВФ СССР (кроме 1942 года) неизменно отмечали в выходной день, и ни разу 18 августа!
С 1960 года и по 1971 год включительно  День Воздушного Флота СССР стали отмечать строго 18 августа вне зависимости от дня недели. При правлении Н.С. Хрущёва исключением стал лишь 1961 год – год первого полёта человека в космос: День авиации и воздушный парад с 18 августа перенесли на воскресенье 9 июля. При правлении Л.И. Брежнева исключением стал 1967 год как год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции: День авиации и воздушный парад также, как и в 1961 годк, перенесли на воскресенье 9 июля.
30 ноября 1971 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР за № 2367-VIII «О праздновании Дня Воздушного Флота СССР»: установить ежегодное празднование Дня Воздушного Флота СССР в третье воскресенье августа. Таким образом, с 1972 года День воздушного Флота СССР стали отмечать строго в третье воскресенье августа.
В октябре 1980 года в Указе ПВС СССР «О праздничных и памятных днях», ещё раз было обозначено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа. .Эта традиция была продолжена и в постсоветской России.
В 1992 году в Российской Федерации был установлен праздник «День Воздушного Флота России», который по традиции продолжили отмечать в третье воскресенье августа, как и было задумано в 1933 году!
В Российской Федерации Указами Президентов РФ за 1997-й и 2006 год был установлен новый авиационный праздник (памятный день), которого раньше не было: «День Военно-воздушных сил России», отмечаемый 12 августа. Праздничные мероприятия этого праздника проводятся в День Воздушного Флота России, то есть в третье воскресенье августа. Но с 2015 года этот праздник отмечается как День Воздушно-космических сил России.
И ещё: кто не знает, думаю удивится, но 19 августа – Национальный день авиации в США – National Aviation Day. Он был установлен в 1939 году Франклином Рузвельтом. В качестве даты праздника был выбран день рождения Орвила Райта, старшего из братьев Райт – знаменитых на весь мир пионеров авиации.

Мой ответ:
- Владимир, спасибо: благодаря твоей завидной эрудиции, теперь стала понятна логика в отношении того, а почему именно дата «18 августа»! Моё же повествование было о зародившейся ещё в эпоху Авиахима предтече этого праздника. Кстати, вождям Авиахима не хватило той самой житейской мудрости, которой в свою очередь руководствовалось правительство СССР, когда сделало ставку именно на воскресенье. Так, в 1925 году одномоментно провести по стране «День советской авиации и химии» не удалось, поскольку 14 июля в 1925 году выпало на вторник, а в рабочий день устроить массовые гуляния да в масштабах целой страны местным советам Авиахима оказалось не по силёнкам. Поэтому во многих регионах празднование сдвинули на предыдущее или же последующее воскресенье. Так, например, в Нижнем Новгороде он состоялся на два дня раньше срока, назначенного союзным органом Авиахима, – двенадцатого, в воскресенье…
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 19 104
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиахим
« Reply #21 : 09 Октября 2021, 19:28:08 »
Из исторической летописи Авиахима: в деле организации агитоблётов от Центра старались не отставать региональные отделения Авиахима из числа имевших собственный авиапарк, что также позволило привлечь в ряды общества не одну тысячу человек из числа жителей российской глубинки и, прежде всего, крестьян. И, в частности, как подмечено в одном из отчётов, «крестьяне говорили: теперь мы видим, куда идут деньги, собранные с нас. Тут же жертвовали на Авиахим и вступали в члены Авиахима. Местами старики записывались сами и записывали детишек и старух». А теперь краткая хроника тех региональных воздушных экспедиций. Итак, Архангельский Авиахим в агитоблёт снарядил свой новенькой У-8 «Конёк-Горбунок», который, покрыв в общей сложности 2282 км, нанёс визиты в два уезды Архангельской губернии, где поднял в воздух пятьдесят трёх человек и разбросал над населёнными пунктами сорок пять килограммов листовок. И тот же самый биплан совершил шестьдесят пять агитполётов над Архангельском и его ближайшими окрестностями.
Принадлежащий Нижегородскому Авиахиму самолёт с бортовым именем «Нижегородец» в период 6 марта по 1 сентября 1925 года произвёл шесть вылетов в уезды Нижегородской губернии, где в свою очередь сделал 45 местных полётов, в ходе которых поднял в воздух 40 человек. Всего «Нижегородец» покрыл тогда маршрут в 6288 километров. К сожалению, марка данного самолёта неизвестна, но, вероятней всего, это был «Конёк-Горбунок».
В свою очередь самолёты, принадлежащие Иваново-Вознесенскому отделению Авиахима, совершив 203 вылета и пройдя 8891 км, побывали поочередно во всех уездных городах и наиболее крупных населённых пунктах Иванов-Вознесенской губернии, где подвергли «воздушным октябринам» 337 добровольцев из числа ликующей публики.
Башкирский Авиахим из двух наличных машин (вторая – это «Конёк-Горбунок») к агитоблётам привлёк старенький Фарман «НF.30» с бортовым именем «Трудовая Башкирия», который, однако, блестяще справился с возложенной на него миссией: сделал успешный вояж по круговому маршруту Уфа – Уваровка – Белебей – Раевка – Давлеканово – Чишма – Уфа.
В 1925 году в разгар жаркого июля руководство Сибавиахима со сроком командировки по 20 августа 1925 года направило из Новониколаевска (ныне – Новосибирск) в Иркутск «для организации агитоблётов» по территории «Иркутской губернии и Якутской республики» самого опытного из штатных инструкторов – Ивана Семёновича Масленникова (1887-1947). Со своей стороны, как и осенью 1924 года, когда он занимал аналогичную должность в секретариате Сибирского отделения ОДВФ, Иван Семёнович привлёк к проведению демонстративных полётов всё тот же экипаж двухместного военного Сопвича из состава новониколаевского авиаотряда СибВО в лице лётчика Петра Мамонтовича Фаддеева и авиамеханика Ивана Степановича Михайлова.
Однако из-за огромной нагрузки, которая легла на плечи всех без исключения членов этой авиаэкспедиции, как равно и прочих носивших объективный характер трудностей, в течение второй половины лета 1925 года удалось выполнить только первый пункт задания из двух – Сопвич побывал во многих из удалённых населённых пунктов Приангарья и Прибайкалья, в том числе и в Бодайбо – городе, который расположен в 1095 километрах к северо-востоку от Иркутска и который тогда являлся экономическим центром всех окрестных и при этом многочисленных золотодобывающих приисков.
Из официального письма-отклика, которое было направлено 16 сентября 1925 года в Сибавиахим из Бодайбо и оригинал которого ныне хранится в фондах работающего в Новосибирске Музея авиации имени А.И. Покрышкина: «Настоящим районный комитет Союза горнорабочих приносит Вам благодарность за присылку агитсамолёта и отмечает перед Вами добросовестную работу обслуживающего персонала самолёта, в особенности т. МАСЛЕННИКОВА, активно организовавшего полёты, агитировавшего горячо на собраниях и выступающего неоднократно с лекциями и разъяснениями о лётном деле. С удовольствием отмечая его работу и работу других товарищей, благодарим Вас за присылку агитсамолёта и просим ускорить осуществление постоянной воздушной связи с нашим заброшенным районным».
И.С. Масленникову удалось добиться продления сроков командировки по ноябрь, что в итоге позволило-таки экипажу Сопвича, заранее тщательно выверив маршрут, совершить предельно рискованный бросок по воздуху в недосягаемый до того самого момента для тогдашних аэропланов Якутск. Историческое появление в небе над столицей Якутии самолёта, чьи крылья украшали красные звёзды, произошло 8 октября 1925 года. А приземлился же тогда Сопви на так называемом «Зелёном лугу».
Вышедший в этот же день 229-й номер газеты «Автономная Якутия» своей передовой статьёй «Даёшь самолёт «Саха» предвосхищал долгожданное событие следующими словами: «Сегодня взовьётся над гор. Якутском один, всего только один, аэроплан. Но его появление знаменует собой слишком многое для Автономной Якутии. Наше богатство сегодняшнего дня является препятствием для нашего завтрашнего развития. Наша территория – наше богатство, но она же наше несчастье… С установлением Советской власти впервые Якутия делает серьёзные попытки прорвать естественно-историческую блокаду природы – связаться с ж.д. магистралью Сибири. 1925 год явился переломным, особо удачным… На исходе 1925 г. Якутск видит над своими старыми домами и постройками первый аэроплан. Через несколько недель в Якутск прибудет экспедиция Добролёта, идущая с изысканиями воздушного пути с Амура на Якутию… Поворот истории решителен… Кто же ускорит так быстро наше развитие, как не воздушный конь, как не воздушный флот. Вот почему всё население Якутии, все органы власти все ячейки якутской общественности должны подхватить лозунг: «Даёшь воздушную связь Якутии!», «Даёшь аэроплан «Саха!»… Несите каждую копейку на создание аэроплана «Саха».
Поставим боевой задачей иметь летом 1926 года свой якутский аэроплан.
Даёшь аэроплан «Саха»!».
А эти строки – они уже из письма-отклика, составленного 10 ноября 1925 года руководством Якутского отделения Авиахима в Сибавиахим: «Полёты Сопвича, первого самолёта, появившегося в далёкой Якутии, произвели на население громадное впечатление. Работа Авиахима Якутии, до сих пор протекавшая медленными темпами, сразу же ожила.
Полёты Сопвича, совершённые над улусами (волостями) Якутии в радиусе в обе стороны на 100 вёрст, имели громадный успех.
Воздушная почта, впервые доставленная в улусы через час из Якутии в центры улусов, произвела исключительное впечатление. Массы населения, веками жившие в обстановке полной культурной отсталости и религиозного дурмана, впервые почувствовали силу человека, способного подняться выше облака. Население в появлении самолёта видит яркий признак укрепления Советской власти и силу большевиков. Таким образом, Сопвич явился лучшим агитатором политически-хозяйственных и кульутрно-технических успехов Сов. власти и Коммунистической партии.
Лётный состав проявил исключительное умение в управлении самолётом, произведя все полёты без малейший порчи или аварии.
Про проведении воздушной линии Якутск – Иркутск следует пользоваться знакомством с краем настоящего лётного состава Сопвича во главе с уполномоченным Сибавиахима тов. Б.С. Масленниковым».
Примечательно, что в 2015 году в ознаменование 90-летия прибытия в Якутск первого аэроплана ФГУП «Издатцентр «Марка» тиражом в 10000 экземпляров выпустило в свет почтовую карточку и сувенирную марку «90 лет авиации Якутии. «Сопвич» – первый самолёт, взмывший в небо над Якутском», что в свою очередь стало плодотворным итогом совместного сотрудничества на сей счёт Якутского отделения «Почты России» и ОАО «Авиакомпания «Якутия». Торжественная же церемония гашения сигнальных образцов этой новой почтовой продукции состоялась 8 октября 2015 года в аэропорту «Якутск», где при большом стечении представителей прессы и самой широкой общественности была произведена специальным штемпелем руководителем Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александром Нерадько, заместителем председателя правительства Республики Саха (Якутия) Виктором Омуковым и директором Якутского филиала «Почты России» Алевтиной Игнатьевой, после чего эти самые экземпляры погашенных почтовой карточки и марки в память о юбилейной дате якутской авиации организаторы мероприятия передали для вечного хранения ново открывшемуся Музею авиации Республики Саха (Якутия)…
И ещё один яркий факт из летописи Сибавиахима: в августе 1925 года принадлежавший Красноярскому Авиахиму самолёт Сопвич «1½-Strutter» с бортовым именем «Красноярец», совершая агитоблёт, посетил пятнадцать населённых пунктов Красноярского округа Сибирского края, где «выполнил 80 посадок в крестьянских селениях и прокатил 56 крестьян».
…В 1926 году руководство Авиахима искренне сетовало по тому поводу, что в Сибири за период существования Общества его агитэскадрильей «агитперелёты были проделаны только в районе Омского округа (т. КОПЫЛОВ)… Такое сжатие программы полётов объясняется, с одной стороны, организацией больших перелётов, с другой – отсутствием возможности большинства обществ взять на себя часть расходов по их обеспечению», однако при этом авторы данного документа то ли запамятовали, то ли в силу каких-то закулисных обстоятельств преднамеренно утаили от ближайших соратников факт о совершённом Сибавиахимом историческом прорыве в деле организации летом-осенью 1925 года агитоблётов малодоступных для тогдашней авиации районов Восточной Сибири и Якутии…
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Август 1925 года, совершавший миссию агитоблёта Сопвич красного военлёта Петра Мамонтовича Фаддева в иркутском Бодайбо. Автор этого уникального снимка – лично сам лётчик П.М. Фаддеев:


Из фондов работающего в Новосибирске Музея авиации имени А.И. Покрышкина:
   

8 октября 1925 года, Сопвич агитационной авиаэкспедиции Сибавиахима под руководством Бориса Семёновича Масленникова в Якутске:
       

Сигнальные экземпляры выпущенных в 2015 году почтовой карточки и сувенирной марки «90 лет авиации Якутии. «Сопвич» – первый самолёт, взмывший в небо над Якутском»:
 
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »