Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: «Сталинские соколы»  (Прочитано 70760 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #560 : 10 Мая 2022, 16:01:29 »
Газетный коллаж из июля 1941 года: отец и сын Селёзнёвы – вступивший в народное ополчение 50-летний московский рабочий Дмитрий Никитич Селезнёв и представитель лётно-подъёмного состава истребительной авиации советских ВВС Дмитрий Дмитриевич Селёзнев. Судьба Селёзнёва-старшего неизвестна. А вот Селезнёв-младший, если представленное ниже УПК всё-таки его, всю войну в стенах родной для себя Омской военно-авиационной школы пилотов готовил молодых лётчиков для фронта…


Не ранее второй половины ноября 1945 года, лейтенант запаса Дмитрий Дмитриевич Селёзнев 1915 г.р., уроженец города Петрограда (ныне – Санкт-Петербург):
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #561 : 10 Мая 2022, 18:28:35 »
ГОЛУБЕВ Алексей Петрович (1919-1945), воздушный стрелок самолёта Ил-2 76-го гвардейского штурмового авиационного Мелитопольского Краснознамённого (впоследствии – вдобавок ордена Кутузова) полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, ветеран спецчастей оперативной разведки Генерального штаба Красной Армии, участник боёв за Восточную Пруссию, старшина.
Родился 5 февраля 1919 года в деревне Петрушово Гиблицкого сельского поселения Касимовского района Касимовского района Рязанской области. Русский. Партийность: по состоянию на ноябрь 1942-январь 1945 гг. – кандидат в члены ВКП(б). Родственники по состоянию на начало 1945 года: мать – Голубева Евдокия Ефремовна; проживала по адресу: Ивановская область, Фурмановский район, посёлок Яковлевского торфопредприятия.
В армию призван 1 октября 1939 года Некоузским РВК Ярославской области с направлением в части авиационного тыла советских ВВС, при этом по состоянию на лето 1940 года – уже младший комвзвода по воинскому званию, а к весне 1942 года – старшина.
С ноября 1941 года – командир отделения Отряда особого назначения Западного фронта, которым сначала командовал полковник С.И. Иовлев, а затем (с декабря 1941 года) майор В.В. Жабо.
В марте 1942-сентябре 1943 гг. – в тылу врага на стыке современных Смоленской, Брянской и Калужской областей:
- с 20 марта 1942 года и по 15 октября 1942 года – командир отделения Отряда особого назначения капитана (на август 1942 года – уже майор) Г.И. Орлова (спецотряд Г.И. Орлова) Западного фронта;
- с 15 октября 1942 года и по сентябрь 1943 года – командир отделения Дятьковской партизанской бригады (комбриг – майор Г.И. Орлов) Западного штаба партизанского движения. В качестве справки: Дятьковская партизанская бригада – партизанское соединение, созданное 15 октября 1942 года на базе спецотряда майора Г.И. Орлова Западного фронта и активно действовавшее затем в тылу врага на оккупированных территориях Жуковского и Дятьковского районов современной Брянской области и Людиновского и Жиздринского районов современной Калужской области.
12 ноября 1942 года командиром Дятьковской партизанской бригады майором Г.И. Орловым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Тов. Голубев непрерывно в тылу противника находится с 4 апреля 1942 г. за время пребывания в тылу и при выполнении им заданий проявил смелость и выносливость.
Участвовал во всех операциях, проводимых отрядом. Произвёл взрыв железнодорожного полотна, чем обеспечил выполнение задачи отрядом.
Ходил 13 раз в разведку и приносил ценные сведения о противнике командованию отряда.
28 сентября, будучи старшим группы, подорвал вражеский эшелон – уничтожено несколько вагонов с боеприпасами». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 971, л. 137.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Западного фронта за № 0564 от 27 мая 1943 года: был удостоен ордена Красной Звезды за № 150447.
После соединения в сентябре 1943 года Дятьковской партизанской бригады с частями Красной Армии – представитель лётно-подъёмного состава советских ВВС. И, в частности, к началу января 1945 года – воздушный стрелок 76-го гвардейского штурмового авиационного Мелитопольского Краснознамённого (впоследствии – вдобавок ордена Кутузова) полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. И в данном качестве являлся членом экипажа штурмовика Ил-2 (самолёт № 7675) лётчика младшего лейтенанта Владимира Кузьмича Гончарова.
Согласно донесениям о безвозвратных потерях, 15 января 1945 года не вернулся из боевого вылета: «Сбит ЗА [зенитной артиллерией] противника». В связи с этим, официально считался пропавшим без вести 15 января 1945 года. Источники – ЦАМО: ф. 58, оп. 18003, д. 135, л. 166; ф. 76 гв. шап, оп. 22049, д. 5, лл. 38об и 39.
Другой архивный документ дополняет (ЦАМО: ф. 20003, оп. 1, д. 36, л. 18): «Лётчик 76 гшап [правильно писать – гв. шап] младший лейтенант Гончаров, воздушный стрелок старшина Голубев, (самолёт № 7675), по докладу экипажей, на последнем заходе попали в зону сильного огня МЗА [малокалиберная зенитная артиллерия], самолёт перевернулся на левое крыло и в штопорном положении врезался в землю 1,5 км северо-западнее Тутшен [правильно – Тучен; ныне – Ватутино Нестеровского района Калининградской области]».
16 сентября 2002 года на территории Гусевского района Калининградской области, в лесном массиве, который расположен между посёлком Кубановка Гусевского района и посёлком Ватутино Нестеровского района, совместной поисковой экспедицией в/ч 10213 и в/ч 62408 под руководством офицеров ВВС дважды Краснознамённого Балтийского флота подполковников И.А. Бондаря и А.А. Долбима были обнаружены и подняты из болота обломки советского самолёта-штурмовика Ил-2 (в том числе: двигатель, фрагменты корпуса, 12,7-мм пулемёт), а также костные останки членов экипажа и принадлежавшие последним личные вещи, предметы обмундирования и лётного снаряжения (в том числе один парашют), оружие (пистолет ТТ, револьвер системы Нагана и ракетница) и награда – орден Красной Звезды за № 150447.
По номеру ордена через ЦАМО был установлен владелец – воздушный стрелок старшина А.П. Голубев.
7 мая 2003 года останки членов экипажа самолета Ил-2 № 7675 – гвардии младшего лейтенанта В.К. Гончарова и старшины А.П. Голубева – с отданием воинских почестей были преданы земли на воинском мемориале города Гусева.
Увековечен в:
- Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» – дважды: т. 20 стр. 87 и т. 22 сс. 14 и 479;
- Книге Памяти Ивановской области – т. 6, стр. 44, но почему без указания соцданных и места призыва.
В Книгах Памяти Рязанской области и Книге Памяти Ярославской областей не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Не позднее лета-осени 1940 годаБудущий разведчик-диверсант Алексей Петрович Голубев (1919-1945) ещё как военнослужащий советских ВВС и при знаках различия младшего комвзвода:
 

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682526, д. 971, дл. 137 и 137об. http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-0971/00000269.jpg&id=16987336&id1=3124bb4d7e3319afa78003d98e6e4797 http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/049/033-0682526-0971/00000270.jpg&id=16987337&id1=d4cb8bdd42a14f0f9d547312ab029716
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #562 : 14 Мая 2022, 16:20:30 »
ИГНАТЬЕВ Юрий Кириллович (1922-2015), ветеран-фронтовик, участник сразу двух самых знаков в летописи 2-й Мировой войны – 7 ноября 1941 года и 24 июня 1945 года – военных парадов на Красной площади, полковник в отставке (с весны 2000 года).
Родился 17 сентября 1922 года в городе Ульяновске. Русский. Из семьи кадрового военнослужащего, по причине чего с 1927 года проживал с родителями в Пензе, а с 1930 года – в Москве (отец – Игнатьев Кирилл Константинович 1897 года рождения, представитель профессорско-преподавательского состава ряда военных НИИ и вузов, полковник по последнему воинскому званию).
Образование – высшее радиотехническое:
- общее – среднее: в 1940 году – одну из средних школ Сокольнического района города Москвы;
- военное: летом 1942 года – в городе Новосибирске Школу радиотелеграфистов при Московском военно-техническом училище войск НКВД СССР имени В.Р. Менжинского, во второй половине 1946 года – в подмосковном городе Бабушкин Московское военно-техническое училище войск МВД СССР имени В.Р. Менжинского, а в 1953 году – Радиотехнический факультет Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
В армию призван 4 октября 1940 года Сокольническим РВК города Москвы с направлением в ряды личного состава 91-го Рава-Русского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск Украинской ССР. По прибытию же в часть распределение получил в роту связи, где успешно овладел не только своей воинской специальностью телефониста, но и смежной радиотелеграфиста и по этой причине в марте 1941 года в числе нескольких отличников службы был отобран для дальнейшего прохождения службы в штабной роте Отдельного батальона связи Отдельной мотострелковой ордена Ленина дивизии особого назначения оперативных войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского. В последнем качестве:
- с 15 октября 1941 года и по 25 января 1942 года – в горниле битвы под Москвой;
- 7 октября 1941 года в рядах однополчан участвовал в легендарном военном параде на Красной площади.
Предположительно, с весны 1942 года – в городе Новосибирске как курсант Школы радиотелеграфистов при Московском военно-техническом училище войск НКВД СССР имени В.Р. Менжинского. По выпуску же был произведён в сержанты с откомандированием на Северный Кавказ в распоряжение начальника связи 11-й стрелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР, в связи с чем с момента прибытия в пункт назначения – в горниле битвы за Кавказ, в том числе в кровопролитных боях по обороне столицы Кабардино-Балкарии города Нальчика.
К январю 1943 года связи с расформированием с 15 декабря 1942 года озвученного соединения в рядах всего остававшегося на тот момент в строю личного состава всё той же 11-й дивизии был обращён на доукомплектование 2-й гвардейской стрелковой (впоследствии – Таманская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии, где в свою очередь был зачислен в 6-й гвардейский стрелковый (впоследствии – Севастопольский Краснознамённый) полк на должность рядового бойца-связиста. Источник – ЦАМО: ф. 6066, оп. 2, д. 12.
Однако в феврале 1943 года возвращён в войска правопорядка и безопасности с назначением на должность линейного надсмотрщика в только что сформированный в столице Северной Осетии городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) 17-й отдельный батальон правительственной связи НКВД СССР, но впоследствии здесь же – радист-кодировщик и уже старший сержант по воинскому званию.
С конца 1943 года и по конец 1946 года – последовательно в Новосибирске и (с мая 1944 года) подмосковном городе Бабушкин как курсант Московского военно-технического училища войск НКВД-МВД СССР имени В.Р. Менжинского и в данном качестве, в частности:
- несколько раз проходил войсковую стажировку в Закавказье, в том числе на границе с Турцией;
- 24 июня 1945 года в составе курсантской «коробки» озвученного выше военно-учебного заведения участвовал в легендарном Параде Победы на Красной площади.
Выпущен же был в звании младшего техника-лейтенанта.
В 1947-1953 гг. – в городе Москве как слушатель Радиотехнического факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Выпущен же был в звании старшего инженер-лейтенанта с направлением в ново создаваемые ракетные части войск ПВО, а, предположительно, в 1956 году, согласно открытым источникам, «был переведён в 4-е Главное управление Министерства обороны [оно же – Главное управление вооружения войск ПВО]», где дослужился до начальника отдела и погон инженера-подполковника.
С 25 ноября 1977 года – военный пенсионер с местом постоянного проживания в Москве по адресу: улица Куусинена, д. 6, квартира 11. При этом с весны 2000 года – полковник в отставке.
Также из открытых источников: «По окончании военной службы Ю.К. Игнатьев работал в Министерстве промышленности средств связи СССР до 1990 г. Вёл воспитательную работу среди молодёжи в школах… На доме по ул. Куусинена, д. 6, кв. 11, где он жил, установлена мемориальная доска».
Скончался 26 июля 2015 года.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Отечественной войны 2-й степени: удостоился весной 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- ордена Красной Звезды: дата награждения неизвестна, но, вероятней всего, – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1956 года – за выслугу в 15 лет;
- ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени: награждён не ранее 1975 года;
- медали «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»: награждён в 1970 году;
- медали «За оборону Москвы»: награждён не ранее второй половины 1944 года;
- медали «За оборону Кавказа»: награждён не ранее второй половины 1944 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в июне 1945 года;
- медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1965 году;
- медали «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1975 году;
- медали «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1985 году;
- медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 1995 году;
- медали «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 2005 году;
- медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 2010 году;
- медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён в 2015 году;
- медали «Ветеран Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1977 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён в 1948 году;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1958 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1978 году;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: награждён в 1988 году;
- медали «В память 800-летия Москвы»: награждён в 1947 году;
- медали «В память 850-летия Москвы»: награждён в 1997 году;
- медали «За безупречную службу» 1-й степени: награждён в 1960 году.
Кроме того, как участник Парада Победы, который прошёл 24 июня 1945 года на Красной площади, на основании приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина от 25 июня 1945 года, был отмечен благодарностью с формулировкой: «За хорошую работу и строевую выучку».
Ещё при жизни полковник в отставке Ю.К. Игнатьев многие из своих фотокарточек и документов военной поры передал на вечное хранение в фонды работающего в Москве Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Поздняя осень 1940 года, западноукраинский город Рава-Русская, красноармеец Юрий Кириллович Игнатьев как боец роты связи 91-го Рава-Русского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск Украинской ССР:


20 августа 1943 года, город Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), старший сержант Юрий Кириллович Игнатьев как представитель младшего начсостава 17-го отдельного батальона правительственной связи НКВД СССР:
 

Начало 1950 гг., город Москва, техник-лейтенант Юрий Кириллович Игнатьев как слушатель Радиотехнического факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского:


Полковник в отставке Юрий Кириллович Игнатьев в последние годы жизни:


Отсюда: https://victorymuseum.ru/about/museum-collection/documents/blagodarnost-kursantu-ignatevu-yu-k/
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #563 : 15 Мая 2022, 13:24:06 »

1939 год, Владимир Максимович Слыньков ещё как командир дислоцировавшегося в столице Горно-Бадахашинской автономной области Таджикистана городе Хорог 22-го отряда Военизированной стрелковой охраны Гражданского воздушного флота СССР. В петлицах гимнастёрки – должностные знаки различия 11-й категории начсостава ВОХР ГВФ.

СЛЫНЬКОВ Владимир Максимович, ветеран системы отечественного МВД и оборонного общества.
Родился 27 июля 1909 года на Украине – в селе Шестеринцы Звенигородского района Черкасской области. Украинец. Служащий из крестьян-бедняков.
Партийность:
- в 1931-1934 гг. – член ВЛКСМ;
- с 7 февраля 1932 года – кандидат в члены ВКП(б), а с октября 1938 года – член ВКП(б): партбилет образца 1936 года № 2211668.
Был женат: супруга (имя и отчество в документе не указаны) – из семьи донбасского шахтёра Ивана Ковалёва.
Родители: Слыньковы (но, вероятней всего, – Слынько) Максим Яковлевич и Анна Якимовна, до 1931 года – крестьяне-бедняки, а затем (в том числе и по состоянию на 1939 год) – колхозники в украинском селе Шестеринцы.
Родственник по состоянию на 1939 год: брат – Слыньков (но, вероятней всего, – Слынько) Николай Яковлевич, колхозный тракторист в украинском селе Шестеринцы.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1921 году закончил семь классов общеобразовательное школы;
- военное: в 1932 году – Школу младшего состава (она же – полковая школа) при 134-м стрелковом полке (Киевский военный гарнизон) 45-й стрелковой Волынской Краснознамённой ордена Трудового Красного Знамени Украинской ССР дивизии (I ф), а в 1937 году – Курсы среднего начсостава военизированной охраны НКВД СССР при Дмитровском исправительно-трудового лагере (Дмитровлаг) НКВД СССР (де-факто эти Курсы – экстернат за курс нормальной военной школы).
В 1921-1927 гг. – батрачил на родине.
В 1927-1931 гг. – коногон на донбасском руднике Буроз (ныне – одноимённый посёлок в составе Советского района города Макеевка Донецкой области Украины).
С осени 1931 года и по 11 января 1934 года – на военной службе в советских Вооружённых Силах:
- осенью 1931-осенью 1932 гг. – в столице Украине городе Киеве городе Киеве: курсант Школы младшего начсостава сначала 134-го стрелкового Приднестровского полка 45-й стрелковой Волынской Краснознамённой ордена Трудового Красного Знамени Украинской ССР дивизии (I ф), а с февраля 1932 года – 134-й механизированной Приднестровской бригады 45-го механизированного корпуса Украинского военного округа;
- с осени 1932 года – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) как военнослужащий войск правопорядка и безопасности: младший командир 42-г полк войск ОГПУ Ленинградского военного округа, при этом с осени с 1933 года – в статусе сверхсрочника.
С 11 января 1934 года и по 1936 год по вербовке – младший командир в рядах личного состава военизированной охраны Дмитровлага ГУЛАГа ОГПУ-НКВД СССР. И в данном качестве нёс боевую службу по охране и конвоированию спецконтингента, привлечённого к строительству канала Москва – Волга имени Сталина (с 1947 года – Канал имени Москвы).
В 1936-1937 гг. – курсант Курсов среднего начсостава военизированной охраны НКВД СССР при Дмитровлаге. По выпуску направлен на должность командира взвода в Икшанский отряд ВОХРа Дмитровлага. Из уголовно-исполнительной системы уволился по собственному желанию в 1938 году.
С 15 января 1939 года – в должностях среднего и старшего начсостава Военизированной охраны Гражданского воздушного флота СССР:
- с 15 января и по 20 февраля 1939 года – в подмосковном посёлке Долгопрудный (с 1957 года – в статусе города) как командир роты 9-го отряда ВОХР ГВФ;
- с 20 февраля и по 8 декабря 1939 года – в столице Горно-Бадахашинской автономной области Таджикистана городе Хорог как командир 22-го отряда ВОХР ГВФ.
Решением ЦК КП(б) Таджикистана от 8 декабря 1939 года командирован на пост председателя Областного совета Осоавиахима Горно-Бадахашинской автономной области Таджикской ССР. А в январе 1940 года утверждён в данной должности бюро обкома ГБАО. Источник – материалы личного дела, хранящегося в Центральном архиве ДОСААФ России.
По состоянию на 1940 год на форменной одежде Осоавиахима образца 1937 года носил знаки различи старшего инструктора Осоавиахима – по три звёздочки в ведомственных авиационных петлицах.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивных подлинников:
           
« Последнее редактирование: 15 Мая 2022, 13:55:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #564 : 15 Мая 2022, 16:54:28 »
Башарат Тулягановна Мирбабаева (1916-20.03.2010), уроженка казахстанского города Алматы (но тогда это был казачий город Верный), – первая в Узбекистане женщина-машинист паровоза (в 1937 году) и она же – первая среди узбечек женщина-машинист тепловоза (со второй половины 1940-х гг.) плюс – первая в Узбекистане активистка парашютного спорта! На верхнем из представленных снимков (а он был сделан в 1935 году на ташкентском аэродроме Осоавиахима) Башарат запечатлена рядом со своей бабушкой, которая пришла посмотреть на воздушное шоу, в которым должна принять участие её прославленная внучка. Данное фото в том же 1935 году сначала было опубликовано на страницах газеты «Правда», а затем (причём многократно и в разные годы!) – в печати оборонного общества.
Башарат Тулягановна являлась кавалером ряда государственных наград, в том числе медали «За доблестный труд», званий «Почётный железнодорожник СССР» и «Заслуженный работник физической культуры и спорта Узбекской ССР» и она же избиралась земляками депутатом Верховного Совета СССР и депутатом Верховного Совета Узбекской ССР.
Башарат Тулягановна Мирбабаева скончалась 20 марта 2010 года в Ташкенте на 95 году жизни.
Материалы, посвящённые Башарат Тулягановне Мирбабаевой, в настоящий момент экспонируются в стенах работающего в столице Узбекистана городе Ташкенте Музея железнодорожной техники...
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Предвоенный период, Башарат как новоиспечённый кавалер медали «За трудовую доблесть». Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 16379475; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 31652/2041.


Портрет Башарат Мирбабаева как машиниста тепловоза на обложке 20-го номера за май 1951 года журнала «Огонёк». Башарат облачена в закрытый китель МПС СССР образца 1943 года при погонах инженера-лейтенанта тяги:
 

Один из послевоенных портретов Башарат Тулягановны Мирбабаевой. Однако художник явно что писал кистью образ этой прославленной женщины-труженицы с чёрно-белой фотокарточки, по причине чего в силу своей же личной некомпетентности в тематике истории железнодорожного мундира облачил Башарат Тулягановну в защитную военную форму, а не в повседневную синюю, которая была украшена погонами во многом армейского образца и в которой работники союзного НКПС-МПС щеголяли в 1943-1955 гг.:


Из экспозии работающего в столице Узбекистана городе Ташкенте Музея железнодорожной техники:


Инструктором же Башарат Мирбабаевой на ниве парашютного спорта был другой воспитанник Осоавиахима Узбекистана – Абдусамат Тайметович Тайметов (1909-1981), ставший впоследствии прославленным лётчиком военно-транспортной авиациии Аэрофлота:
« Последнее редактирование: 15 Мая 2022, 17:58:52 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #565 : 15 Мая 2022, 18:42:06 »
ЗАБЕЛИНСКИЙ Александр Михайлович, советский авиационный военачальник, с 21 января 1952 года – полковник запаса.
Родился 21 января 1908 году в городе Фридрихштадт Курляндской губернии Российской империи. Ныне это латвийский краевой город Яунелга. Русский. Происхождением – из крестьян некоей вологодской деревни Жуковка. Был женат.
Партийность (по неполным данным):
- в 1924-1931 гг. – член ВЛКСМ;
- с мая 1931 года – кандидат в члены ВКП(б): кандидатская карточка образца 1936 года за № 0073252. В данном статусе и по состоянию на зиму 1939/1940 гг.
Родители: отец – инвалид 1-й Мировой войны, по состоянию на осень 1939 года – железнодорожник во Пскове, а мать – с 1920 года покойная.
Родственники по состоянию на осень 1939 года: «В Латвии живут бабушка и сестра матери. Чем занимаются и адрес не знаю – связь не держу».
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1925 года – неполный курс обучения во 2-м классе школы 2-й степени, что является аналогом выпускного класса современной средней школы;
- военное: в 1927 году – Ленинградскую военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928 году – 1-ю (Качинскую) военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, а в 1932 году – Курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА.
До 1916 года проживал в городе Фридрихштадт Курляндской губернии, откуда вместе с матерью как беженцы в 1916 году перебрались в город Псков.
В 1918-1925 гг. – учащийся общеобразовательных заведений Пскова, при этом в старших классах сначала состоял в пионерах, а с 1924 года – в комсомоле.
В 1925-1926 гг. – технический секретарь партийной ячейки городской электростанции Пскова.
В феврале 1926 годе по комсомольской путёвке убыл в ряды курсантов Ленинградской военно-теоретической школы Красного Воздушного Флота и с момента зачисления в данное военно-учебное учебное – на военной службе в советских ВВС. При этом в 1927-1928 гг. – в Севастополе как учлёт 1-й (Качинской) военной школы лётчиков имени А.Ф. Мясникова. А по выпуску был направлен в город Воронеж, где на правах краскома ВВС принял должность младшего лётчика 34-й отдельной авиационной эскадрильи.
С 1929 года – в столице Узбекистана городе Ташкенте:
- в 1929-1933 гг. – военный лётчик 35-го отдельного авиационного отряда. И в данном качестве в 1930-1931 гг. – в боевых операциях против басмачей на территории Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, за что в 1931 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени Таджикской ССР и Почётной грамотой ЦИК Туркменской ССР;
- в 1933-1936 гг. – «командир н/отряда» 37-й отдельной авиационной эскадрильи. И в данном качестве был дважды награждён: в 1932 году «за достижения в боевой подготовке» – Почётной грамотой ЦК ЛКСМ Узбекистана, а в 1935 году «за высотный перелёт» – Почётной грамотой ЦИК Узбекистана;
- с 1936 года и до июня 1938 года – помощник командующего ВВС Среднеазиатского военного округа-старший инструктор по технике пилотирования УВВС САВО. И в данном качестве в 1937 году «за достижения в боевой подготовке» был награждён Почётной грамотой ЦК ЛКСМ Туркмении. А с 1938 года – кавалер медали «XX лет РККА». Звание – майор.
3 ноября 1938 года уволен в запас, в связи с чем с декабря 1938 года и по октябрь 1939 года – в столице Таджикистана городе Сталинабаде (ныне – Душанбе), где в данный период трудился в должности начальник транспортного отдела наркомата текстильной промышленности Таджикской ССР.
Приказом НКО СССР от 23 октября 1939 года восстановлен в кадрах Красной Армии с откомандированием «в счёт 1000» на военную службу в систему Осоавиахима, в связи с чем был назначен в город Ташкент И.д. начальника Центрального аэроклуба имени Комсомола Узбекистана Отдела авиации Центрального совета Осоавиахима Узбекской ССР.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 38 от 29 февраля 1940 года утверждён в должности начальника озвученного выше аэроклуба.
В Ташкенте по состоянию на осень 1939 года проживал по адресу: улица Сталина, 37.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 686 от 28 июля 1941 года на основании соответствующего требования оборонного ведомства переведён в распоряжение командующего ВВС САВО. При этом к осени 1945 года – инспектор по подготовке истребительной авиации, уже подполковник по воинскому званию. Источник – ЦАМО: ф. 158, д. 12843, д. 468, л. 171.
Последнее воинское звание в период прохождения действительной военной службы – полковник.
Являлся кавалером многочисленных государственных и общественных наград, в том числе:
- ордена Ленина: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1951 года – за выслугу в 25 лет;
- ордена Красного Знамени: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 202/134 от 6 мая 1946 года – за выслугу в 20 лет;
- ордена Трудового Красного Знамени Таджикской ССР: награждён ЦИК Таджикской ССР в 1931 году;
- ордена Красной Звезды: награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/161 от 3 ноября 1944 года – за выслугу в 15 и более лет;
- медали «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: награждён 1 сентября 1945 года;
- медали «XX лет РККА»: награждён 22 февраля 1938 года;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: награждён в 1948 году;
- Почётной грамоты ЦИК Туркменской ССР: награждён в 1931 году;
- Почётной грамоты ЦИК Узбекистана: награждён в 1935 году;
- Почётной грамотой ЦК ЛКСМ Туркмении: награждён в 1937 году;
- Почётной грамоты ЦК ЛКСМ Узбекистана: награждён в 1932 году.
С 21 января 1952 года – военный пенсионер. Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Не ранее 1931 года, авиационный краском Александр Михайлович Забелинский как представитель лётно-подъёмного состава 35-го отдельного авиационного отряда САВО:


Майор Александр Михайлович Забелинский в повседневной форме советских ВВС образца 1935 года:


Майор Александр Михайлович Забелинский в повседневной форме советских ВВС образца 1940 года:


Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
   
   
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #566 : 19 Мая 2022, 14:57:54 »
CНЕГИРЁВ Михаил Артемьевич (1891-1933), начальник лётно-испытательной станции (и он же – шеф-пилот) Харьковского авиационного завода имени СНК Украинской ССР Главного управления авиапромышленности наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
Родился 7 февраля 1891 года городе Ярославле.
С 1912 года – в Русской императорской армии: солдат на Гатчинском аэродроме, курсант моторно-авиационного класса Авиационного отделения Офицерской воздухоплавательной школы, по выпуску из которой в апреле 1914 года был назначен мотористом самолёта; в годы 1-й Мировой войны – старший механик авиаотряда (в августе 1914-1915 годах), лётчик 2-го истребительного авиаотряда (летал вместе с французским добровольцем прапорщиком Пуарэ и известным летчиком А.М. Габер-Влынским); в 1916 году – юнкер Московской авиационной школы, из которой был выпущен в апреле 1916 года в чине прапорщика с направлением на фронт на должность лётчика 2-го истребительного авиационного отряда. Среди его фронтовых наград – Георгиевский крест IV степени.
В мае-сентябре 1918 года – красный военлёт. Однако в сентябре 1918 года попал в плен к белочехам, после чего до апреля 1920 года служил в войсках Колчака.
С мая 1920 года и по 1927 год – вновь красный военлёт, после чего на лётной работе в авиапроме, в том числе с декабря 1929 года — начальник ЛИС Харьковского авиазавода. В данном качестве испытал 36 моделей машин (всего ему довелось летать на пятидесяти типах самолетов, начиная с Фарман-4 и кончая К-7): поднял в небо и провёл испытания самолётов К-2 (12 мая 1927 года), К-3 (30 октября 1927 года), К-4 (в июне 1928 года), К-5 (18 октября 1929 года), К-6 (9 августа 1930 года), К-7 (21 августа 1933 года).
Трагически погиб 21 ноября 1933 года в ходе испытательного полёта на самолете К-7. Вместе со М.А. Снегирёвым тогда погибли 13 человек – экипаж и пассажиры из числа специалистов авиапрома. Похоронен на кладбище № 2, что в городе Харькове по Пушкинской улице. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим…
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Русский военный лётчик старший унтер-офицер Михаил Артемьевич Снегирёв как кавалер Георгиевского креста IV степени:


1917 год, Михаил Артемьевич Снегирёв (стоит в центре) среди однокашников как новоиспечённых выпускников Московской авиационной школы:


Русский военный лётчик прапорщик Михаил Артемьевич Снегирёв:


В кабине французского истребителя марки «SPAD S.VII» – русский военный лётчик Михаил Артемьевич Снегирёв:


Июнь 1928 года, город Харьков, Михаил Артемьевич Снегирёв на фоне самолёта К-4:


Подборка материалов из архивного фонда:
     

САМОЛЁТ-ГИГАНТ К-7
На представленном фото тот самый К-7, находясь за штурвалом которого, 21 ноября 1933 года вместе со всем подчинённым ему экипажем и пассажирами в авиакатастрофе погиб Cнегирёв Михаил Артемьевич (07.02.1891-21.11.1933) – лётчик, начальник лётно-испытательной станции Харьковского авиационного завода имени СНК Украинской ССР Главного управления авиапромышленности наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
Напомню, что первый полёт шестимоторного самолёта К-7 конструкции К.А. Калинина состоялся 21 августа 1933 года. И поднимал его в воздух тогда также лётчик М.А. Снегирёв.
Самолёт с самого начала проектировался конструктором как многоцелевой – гражданского (и, прежде всего, как многоместный пассажирский) и военного применения (как тяжёлый бомбардировщик). Кроме того, конструкция впервые позволяла авиамеханикам иметь доступ к каждому из двигателей даже во время полёта.
К-7 вошёл в историю мировой авиации как новый этап самолётостроения, поскольку подобных машин в то время не существовало ни в одной стране мира…
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #567 : 22 Мая 2022, 10:24:05 »
КУИН Ананий Петрович (1913-2004), ветеран-фронтовик, в том числе партизанского движения в Белоруссии, майор в отставке.
Родился 31 декабря 1913 года в деревне Холевичи Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Русский. Беспартийный.
В армию призван 7 октября 1936 года Гаврилов-Ямским РВК Ярославской области с направлением в советские ВВС.
В период срочной вырос до младшего комвзвода по военному (в современной терминологии – воинское) званию, а по состоянию на май 1941 года – уже младший воентехник по воинскому званию, что советовало младшему лейтенанту, а по занимаемой должности - старший техник звена 41-го истребительного авиационного полка 9-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного особого военного округа. Однако к началу Великой Отечественной войны находился на учёбе как слушатель курсов, работавших при 124-м истребительном авиационном полке ПВО (авиагарнизон «Высоке-Мазовецке») всё той же 9-й смешанной авиационной дивизии ВВС ЗОВО.
В первые же часы гитлеровской агрессии против СССР был тяжело ранен в районе польского города Высоке-Мазовецке осколками вражеской авиабомбв, однако оказался подобранным отступающими советскими пограничниками и доставлен теми в ближайшее военное медучреждение.
С августа 1941 года – участник партизанского движения на территории Белорусской ССР и, в частности, в Партизанской бригаде под командованием В.С. Леонова сначала возглавлял Особый отдел, а впоследствии занимал здесь пост заместителя комбрига.
За проявленную боевую доблесть неоднократно представлялся и награждался государственными наградами. Так:
- в марте 1943 года был представлен к награждению орденом Красного Знамени, которого в свою очередь удостоился только в декабре 1948 года;
- в ноябре 1943 года – вновь к ордену Красного Знамени (сведения о награждении отсутствуют);
- в августе 1943 года награждён медалью «Партизану Отечественной войны» I степени;
- в июль 1944 года представлен к награждению орденом Ленина (сведения о награждении отсутствуют):
- в послевоенный период награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 17 ноября 1945 года – капитан запаса. И в данном качестве работал в морском арсенале, был председателем колхоза, председателем исполкома сельского Совета депутатов трудящихся, главным инженером автотранспортного предприятия в городе Нерехта Костромской области.
В послевоенный период был, в частности, удостоен:
- ордена Отечественной войны II степени: награждён 6 апреле 1985 года как здравствующий ветеран-фронтовик;
- ордена «Знак Почёта»;
- медали ««За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
- медали «Ветеран труда».
Скончался 31 мая 2004 года.
Воин-срочник советских ВВС Ананий Петрович Куин при знаках различия младшего комвзвода:


Зима 1945/1946 гг., Ананий Петрович Куин как новоиспечённый офицер запаса:


Не ранее 1970 года, Ананий Петрович Куин как ветеран Великой Отечественной войны и труда:
[/url]
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #568 : 02 Июня 2022, 15:17:32 »
ЦВЕТКОВ Иван Яковлевич (15.11.1907-15.07.1941), помощник командира 4-й или 5-й (но точно пока неизвестно) авиационной эскадрильи (и он же – командир экипажа бомбардировщика марки «СБ-2») 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 11-й смешанной авиационной дивизии ВВС Западного фронта, капитан.
Родился 15 ноября 1907 года в деревне Крюково (ныне – не существует) Вараксинского сельского поселения Сычёвского района Смоленской области. Русский. Из крестьян-середняков.
Партийность: с 1931 года состоялось кандидатом в члены ВКП(б), с 1938 года – членом ВКП(б), в связи с чем имел на руках партбилет образца 1936 года за № 2762075.
Был женат: супруга, Цветкова Евгения Петровна, по состоянию на лето 1941 года проживала на территории колхоза имени Сталина Медянского района Кировской области, а по состоянию на 1950 год – в столице Украины городе Киеве.
Образование:
- общее – условно неполное среднее, которое завершил в 1919 году в объёме шести классов общеобразовательной школы;
- военное: 1) в ноябре 1931 года – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) Военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА имени Ленинского Краснознамённого комсомола; 2) 25 марта 1933 года – в воронежском городе Борисоглебске 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР; 3) в декабре 1936 года – в воронежском городе Борисоглебске 2-ю военную Краснознамённую школу командиров звеньев ВВС РККА; и 4) в первой декаде июня 1941 года – Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий ВВС Красной Армии.
В армию призван в ноябре 1929 года с направлением в город Пушкин Ленинградской области (ныне – в составе Пушкинского района города федерального значения Санкт-Петербурга) – в ряды личного состава 104-го пушечного артиллерийского (впоследствии – Печенгский Краснознамённый) полка Ленинградского военного округа.
Однако в мае 1930-ноябре 1931 гг. – в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) как курсант Военно-теоретической школы лётчиков ВВС РККА имени Ленинского Краснознамённого комсомола, а с ноября 1931 года и по 25 марта 1933 года – в воронежском городе Борисоглебске как курсант 2-й военной школы лётчиков имени Осоавиахима СССР. По выпуску же из последней приказом РВС СССР за № 00342 от 25 марта 1933 года произведён в авиационные краскомы с назначением младшим лётчиком в 24-ю отдельную авиационную эскадрилью ВВС Украинского военного округа, куда в свою очередь прибыл для прохождения службы в мае всё того же 1933 года, но при этом на основании изданного в ноябре 1934 года НКО СССР приказа за № 0582 – уже старший лётчик в той же самой авиачасти.
Не позднее второй половины января 1936 года переведён старшим лётчиком в в/ч 2377 ВВС Харьковского военного округа, но уже 20 января 1936 года откомандирован отсюда в воронежский город Борисоглебск для учёбы на Курсах командиров звеньев при 2-й военной Краснознамённой школе лётчиков имени Осоавиахима СССР (в/ч 1123). Однако в связи с преобразованием с 10 марта 1937 года 2-й военной Краснознамённой школы лётчиков имени Осоавиахима СССР во 2-ю военную Краснознамённую школу командиров звеньев ВВС РККА – до декабря всё того же 1936 года слушатель последней и в данном качестве изданным в марте 1936 года НКО СССР приказом за № 0973 в качестве первичного был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «лейтенант». А по выпуску из 2-й военной Краснознамённой школы командиров звеньев ВВС РККА изданным в декабре 1936 года приказом НКО СССР за № 02295 назначен в Лебединский авиагарнизон ВВС ХВО командиром звена в в/ч 61. И впоследствии до июля 1941 года – всё время в лётных частях всё того же Лебединского авиагарнизона ВВС, в том числе как:
- инструктор по технике пилотирования в/ч 4242: назначен приказом НКО СССР за № 00113 от 29 апреля 1938 года. И в данном качестве приказом НКО СССР за № 0353 от 29 апреля 1938 года удостоился очередного военного/воинского звания – «старший лейтенант»;
- командир звена 5-й отдельной бомбардировочной эскадрильи (в/ч 4241, но ранее, очевидно, это была в/ч 4236): назначен приказом НКО СССР за № 0172 от 26 августа 1938 года. И в данном качестве 23 февраля 1939 года принял Военную присягу.
Как надо полагать, в 1939 году в составе в/ч 4241 был обращён на формирование в составе Лебединского авиагарнизона 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, где принял уже привычную для себя должность командира звена бомбардировщиков марки «СБ-2». И в данном качестве с 8 февраля и по 13 марта 1940 года – в боях и сражениях советско-финляндской войны в рядах однополчан в составе 68-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта и за проявленную тогда ратную доблесть Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года был удостоен ордена Красного Знамени.
На основании приказа по ВВС ХВО за № 0174 от 11 апреля 1940 года во всё том же 60-м скоростном бомбардировочном авиационном полку принял должность помощника командира эскадрильи, в связи с чем к лету 1941 года находился на учёбе в статусе слушателя Липецких авиационных курсов усовершенствования командиров эскадрилий ВВС Красной Армии, откуда к постоянному месту службы вернулся 13 июня 1941 года.
Приказом НКО СССР за № 04355 от 30 июня 1941 года был удостоен очередного воинского звания – «капитан».
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 9 июля 1941 года. И, в частности, 15 июля 1941 года, находясь за штурвалом бомбардировщика СБ-2, предположительно, с аэродрома «Сеща», что в Дубровском районе современной Брянской области, убыл на очередное боевое задание.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 34), «13.7.41 г. [правильно – 15 июля 1941 года] убит в возд. бою в р-не Витебска [в действительности – в смоленском Присожье]», но при этом с ещё двумя искажениями в тексте документа: 1) как якобы заместитель, а не помощник командира авиационной эскадрильи по занимаемой должности; и 2) как якобы старший лейтенант, а не капитан по воинскому званию.
Некоторые подробности гибели содержатся в очерковом материале непосредственного участника тех драматических событий полковника С.Л. Гаврикова «Пока бьётся сердце», опубликованном на странице 4 № 23 от 23 февраля 1966 года Шумячской районной газеты «За урожай» Смоленской области. Вот краткое изложение: в первой половине 15 июля 1941 года после возвращения с первого боевого задания был получен приказ девятью самолетами нанести на Кричевском направлении второй прицельный бомбовой удар – на сей раз уже по колонне немецких бензовозов. При заходе на цель авиагруппа была внезапно атакована небольшой группой фашистских «мессершмиттов». Завязался жестокий воздушный бой, в ходе которого оказались сбитыми восемь советских, в том числе и бомбардировщик, пилотируемый капитаном И.Я. Цветковым. При этом многие из сбитых советских самолётов упали в окрестностях смоленского райцентра Шумячи …
Место захоронения неизвестно.
Из списков Красной Армии исключён 122-й статьёй приказа Управления кадров ВВС Красной Армии за № 01/пог. от 12 января 1942 года, но с двумя искажениями: 1) как якобы старший лейтенант, а не капитан по воинскому званию; и 3) как якобы погибший 13-го, а не 15 июля 1941 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 8.
Статьёй «2» приказа ГУК Военного министерства СССР за № 0788 от 5 июля 1950 года в текст озвученной выше 122-й статьи было внесено следующее уточнение: «СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ: капитан ЦВЕТКОВ Иван Яковлевич». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563787, д. 4, л. 127.
Увековечен в Книге Памяти Смоленской области – т. «Сычёвский район. Холм-Жирковский район», стр. 240, но почему-то без указания точной даты гибели в 1941 году и с двумя искажениями: 1) как якобы военнослужащий некоего мифического «282 АИП», а не 60-го скоростного бомбардировочного авиационного полка; и 2) как якобы старший лейтенант, а не капитан по воинскому званию.
В Книге Памяти Кировской области не значится.
Официально на территории Шумячского района не увековечен.
В Рунете увековечен родственником в лице Цветкова Валерия Александровича здесь: https://veterani.1tv.ru/id/90365/ (но с одним искажением – как якобы «погиб на фронте под Великими Луками», а не в смоленском Присожье.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Не ранее лета 1940 года, Иван Яковлевич Цветков в гимнастёрке советских ВВС образца 1940 года при знаках различия старшего лейтенанта:


Хранящаяся в ЦАМО Учётно-послужная карточка капитана Ивана Яковлевича Цветкова:
 

Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 818883, д. 928, л. 34.


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458, д. 15, л. 8.


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 563787, д. 4, л. 127.


Скан с 240-й страницы тома «Сычёвский район. Холм-Жирковский район» Книги Памяти Смоленской области:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #569 : 18 Июня 2022, 12:13:24 »

Не ранее 1938 года, Герой Советского Союза комбриг Валерий Павлович Чкалов (1904-1938). К сожалению, кто автор этого портретного рисунка установить, увы, пока не смог.

Оказывается, в 2015 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Секреты петербуржских архивов. Рассказы о забытых, скрытых и сфальсифицированных страницах истории Санкт-Петербурга». Её автор – Александр Борисович Соловьёв, известный российский летописец отечественной авиации. Лично меня в том издании привлекла глава, которая называется «Дудергофская планерная школа», поскольку в ней содержится историческая правда о статусе Валерия Павловича Чкалова как представителя командно-строевого состава авиации Осоавиахима. Скажу, что проделанная многоуважаемым коллегой архивно-исследовательская работа избавляет меня от насущной необходимости ехать в город на Неве, чтобы посредством посещения тамошних госархивов реконструировать осоавиахимовской период в жизни озвученного выше выдающего советского лётчика. Вместе с тем категорически не могу согласиться с некоторой неуместной, на мой взгляд, риторикой, которая содержится в той самой главе. Как мне видится, автор в ряде случаев недопустимо попутал, увы, Божий дар с яичницей. И разглядеть истину ему помешала какая-то необузданная и ничем по сути не мотивированная антисимпатия к личности В.П. Чкалова, которой, к горькому разочарованию меня как читателя, буквально пропитан весь текст главы.
А теперь по существу: если Чкалов состоял в должности завхоза планерной станции, то причём здесь тогда должность заведующего лётной частью?! Это две совершенно разные категории ответственных работников! Завхоз на военном языке – начальник службы тыла, то есть главный по вопросам материально-технического обучения и плюс – сохранности стоящего на балансе имущества. А заведующий лётной часть он «в одном флаконе» и организатор учебного процесса, и руководитель полётов. Де-факто заведующие лётной частью всегда являлись первыми по статусу заместителями начальников в «своих» учебных заведениях лётного профиля!
И летать на планерах В.П. Чкалов всё-таки имел право. Ну хотя бы уже как обучающийся, а вот официально обучать безмоторному парению без наличия инструкторских «корочек», по своевременным меркам, конечно же, нет. Но кто и когда на Руси соблюдал инструкции?! Это – во-первых! А, во-вторых, в те времена «корочки» инструктора планерного спорта было получить не так-то просто в силу отсутствия на государственном уровне стройного института подготовки такого рода специалистов. Так, по состоянию на конец 1920-х гг. напомню, звание парителей присваивалось участникам ежегодных Всесоюзных планерных состязаниях, проводимых в крымском Коктебеле, а также выпускникам Московской планерной школы. Однако поездка в Коктебель – удача сугубо для избранных, причём она преимущественно выпадала на долю самодеятельных конструкторов планеров. А что касается Московской планерной школы, то в ней практиковалась только вечерняя форма обучения, при этом в роли преподавателей выступали добровольцы из числа военлётов, которые в свою очередь работали без права на денежное вознаграждение. И потому обучались там преимущественно столичные студенты, среди которых, к слову сказать, был и Сергей Павлович Королёв. В общем, набор курсантов с мест по разнарядкам сюда не производился, как, впрочем, и не проводилось распределение выпускников на службу в авиацию оборонного общества.
Так что по всей стране юных планеристов обучали чаще всего энтузиасты из числа действующих или отставных (и, например, Чкалов) военлётов и только в редчайших случаях – парители-профи. И никто у первых из них «корочек» парителей не спрашивал, были бы только у кандидатов на руках «корочки» профессионально подготовленных лётчиков!
Насколько можно понять, Валерию Павловичу в Дудергофской планерной школе был доверен всё-таки пост начальника лётной части, а отнюдь не завхоза! И в силу занимаемой должности он просто обязан был руководить и процессом теоретического обучения юных планеристов, и процессом их же практического обучения!
И что, скажите, плохого в том, что В.П. Чкалов был трудоустроен в аэроклуб по протекции другого авторитетного лётчика?! Это же общепринятая практика рекомендаций и поручительств, когда речь идёт о подборе кандидатов на работу с повышенным за жизнь других людей уровнем ответственности!..
Однако в любом случае огромное спасибо автору книги за то, что он приоткрыл сотканную из расхожих мифов завесу тайны, кем же в действительности в стенах Ленинградского аэроклуба был такой человек-легенда мирового масштаба, как Валерий Павлович Чкалов! И мне видится странным то обстоятельство, что эти отнюдь нерядовые по своим итогам архивные изыскания многоуважаемого Александра Борисовича Соловьёва до сих пор никак не отмечены на уровне ЦК ДОСААФ России!
Юрий РЖЕВЦЕВ.

     

«Драмкружок при ТШ ВВС, Егорьевск, февраль 1923 г.». Речь идёт об Егорьевской военно-теоретической авиационной школе Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. В самом низу второй справа – курсант Валерий Павлович Чкалов. Сканировано мною с архивного подлинника:
 

1923 год, Валерий Павлович Чкалов (крайний справа) как курсант 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Сканировано мною с архивного подлинника:


Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) как авиационный краском:


С начала 1929 года и по ноябрь 1930 года Валерий Павлович Чкалов (1904-1938), будучи уволенным из ВВС РККА, являлся представителем командно-строевого состава авиации Союза Осоавиахима: в Ленинградском аэроклубе состоял в должности начальника лётной части Дудергофской планерной школы и одновременно по совместительству – пилота четырёхместного пассажирского цельнометаллического самолёте F-13 немецкой компании «Юнкерс», на котором, по собственному горькому признанию, «катал» пассажиров.

Валерий Павлович Чкалов в период службы в авиации Союза Осоавихим.


В.П. Чкалов как пилот осоавиахимовского F-13.


В.П. Чкалов (он впереди) вместе со своими воспитанниками по школе планеристов переносит планер из ангара к месту старта.


Лето 1929 года, Валерий Павлович Чкалов (1904-1938) среди своих коллег и воспитанников из Дудергофской планерной школы Ленинградского аэроклуба. Судя по всему, снимок сделан в ходе субботника по благоустройству территории  планерной станции.


1938 год, город Горький (ныне – Нижний Новгород), комбриг Валерий Павлович Чкалов на берегу Волги о чём-то заинтересованно беседует с начальником Верхне-Волжского пароходства майором госбезопасности Рафаилом Александровичем Листенгуртом (1902-1939). Оригинал хранится в фондах Чкаловского муниципального бюджетного учреждения культуры «Мемориальный музей В.П. Чкалова» Нижегородской области: номер в Госкаталоге – 30110808; номер по КП (ГИК) – МВЧ КП 2387/2.

18 августа 1938 года, подмосковный Тушино, визит Героя Советского Союза комбрига Валерия Павловича Чкалова на аэродром Центрального аэроклуба СССР на правах Почётного гостя Воздушного парада по случаю всенародно празднуемого Дня Воздушного Флота СССР. Оригиналы хранятся в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»:
         

Один из нескольких посвящённых В.П. Чкалову самодельных фотоальбов, выявленных мною осенью 2018 года в одном из малодоступных для исследователей столичных архивов:
                                                         
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 297
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: «Сталинские соколы»
« Reply #570 : 25 Июня 2022, 17:36:47 »
Военнослужащий советских ВВС таршина Алексей Иванович Волков (1922-1947). Он похоронен в Германии на Потсдамском гарнизонном кладбище (Г-3-6):
 

Он как кавалер ордена Красной Звезды: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/265/033-0690155-2780%2B011-2779/00000015.jpg&id=33048837&id=33048837&id1=dfbeada0851e9d1cd1335f46932a8326 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/265/033-0690155-2780%2B011-2779/00000016.jpg&id=33048838&id=33048838&id1=7d786e815f02a9bfb6bb504ca1eb48a1
 

Как кавалер медали «За боевые заслуги»: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0717037-0086/00000274.jpg&id=150801480&id=150801480&id1=da79040f5a3ed06631986fdfa4613bbd
Записан
Страниц: 1 ... 24 25 26 27 28 [29]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »