Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: 1-й Черноморский отряд пограничных судов  (Прочитано 2822 раз)

desantakkerman

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 134
  • Скиба Виталий Александрович
Прошу коллег поделиться информацией по 1 ЧОПС с момента создания и до передачи судов в состав ЧФ в 1941 году. Интересует любая информация, особенно по боевому пути, составу и т.д. В состав 1 ЧОПС входило два дивизиона, один из которых базировался в Днестровском лимане г. Аккерман (ныне – Белгород-Днестровский). Тема «Аккерманский дивизион морских охотников» из раздела «Черноморский флот», наверное, должна быть перемещена сюда. Заранее всем спасибо!
Да, частичная информация есть в книге «Операция Килия – Веке» на militera.lib.ru Интересен нам тот факт, что МО-125 Аккерманского дивизиона 1 ЧОПСа перед войной отправился с контр-адмиралом Воробьёвым в Килию, там встретил войну, и в дальнейшем стал единственным гвардейским катером на Черном море под номером СК-065, а командир минеров Куропятников Григорий Александрович удостоился Звания Героя Советского Союза!
« Последнее редактирование: 15 Ноября 2017, 17:25:22 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Кавалер медали «XX лет РККА» офицер плавсостава Сидляр Иван Андреевич 1896 г.р., украинец, член ВКП(б):
- по состоянию на 1921-1923 гг. – командир катера «Дерзкий» (в боевых операциях на Волге, Каспии и вдоль Черноморского побережья Кавказа);
- по состоянию на 1938 год – в украинском городе-порте Одесса: командир катера ПК-62 дивизиона пограничных судов 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР. В данном качестве в 1938 году стал кавалером сразу двух государственных наград – ордена Красного Знамени (удостоен был ещё в 1923 году, но сама награда вручена с 15-летним опозданием) и медали «XX лет РККА». Согласно материалам РГВА, экипаж ПК-62 под командованием И.А. Сидляра произвёл несколько задержаний нарушителей границы и неоднократно демонстрировал живучесть в условиях шторма и иных погодных ненастий;
- по состоянию на 1939-1940 гг. – в абхазском городе-порте Очамчире: капитан 3 ранга, командир 3-го Черноморского отряда пограничных судов войск НКВД СССР;
- с января 1941 года и, в том числе, по состоянию на 28 апреля 1941 года – в городе-порте Анапа: начальник строевого отдела Учебного отряда морских частей пограничных войск НКВД СССР, по-прежнему капитан 3 ранга по воинскому званию.
С 23 июня 1941 года – военнослужащий НКВМФ СССР, в том числе по состоянию на сентябрь-декабрь 1944 года – капитан 2 ранга по воинскому званию.
Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 827, лл. 254 и 254об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-827/00000495.jpg&id=51520005&id1=5e4dff0dc6d2949528a95cbfc3bfd64a
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-827/00000496.jpg&id=51520007&id1=3085e4abbaa153002f81ee0c6d12a8ff


Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 1144, лл. 164 и 164об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/013/3-1-1144/00000313.jpg&id=50823141&id1=7d422d0be8c94b8615e26302ee687328
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/013/3-1-1144/00000314.jpg&id=50823143&id1=6fbab649dd589ded44ac4ee47dd5b082


Из материалов РГВА: по состоянию на 15 мая 1941 года: Карпухин Павел Лукьянович – сверхсрочник 1-го Черноморского отряда пограничных судов войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа, участник Гражданской войны. «После Гражданской войны свою жизнь он связывает с морской пограничной охраной по сегодняшний день. С 1923 года т. КАРПУХИН беспрерывно служит в Одессе. Начиная с организации Морпогранбазы ГПУ Украины, он выполнял обязанности старшины катера, потом – механика катера».
С 1936 года – кавалер ордена Красной Звезды, а с 1938 года – медали «XX лет РККА».
Дальнейшая судьба неизвестна.
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2017, 15:57:13 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Боевая летопись 1-го Черноморского отряда пограничных судов войск НКВД СССР
15 мая 1941 года заместитель по политической части командира 1-го Черноморского отряда пограничных судов батальонный комиссар Павлов адресовал в адрес Отдела политической агитации пропаганды Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа краткую историческую справку на «свою» в/ч. Ниже – содержание данного документа в кратком изложении.
Свою историю 1-й Черноморский отряд пограничных судов ведёт из 1922 года, когда «для охраны границы на Чёрном море была организована из небольшого количества мелких кораблей, уцелевших «от» Гражданской войны, ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ ПОГРНИЧНАЯ ФЛОТИЛИЯ, которая в 1926 году была переименована в МОРСКУЮ ПОГРАНИЧНУЮ БАЗУ ГПУ УКРАИНЫ».
В октябре 1927 года озвученная выше Морская погранбаза получила на своё вооружение четыре построенных на верфях Ленинграда пограничных катера – ПК-62, ПК-101, ПК-105 и ПК-108.
Приказом за № 16, изданном НКВД Украинской ССР осенью 1934 года, дислоцировавшаяся в Одессе Морская пограничная база была влита в состав 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР на правах линейного дивизиона пограничных судов. В командование этим дивизионом в ноябре 1934 года вступил военно-морской краском Евгений Владимиров Гуськов (1899 г.р., русский, член партии большевиков с 1932 года), только что переведённый в Морпогранохрану НКВД СССР с должности вахтенного начальника тральщика «Украины» Черноморского флота. В данной должности он затем вплоть до марта 1938 года…
В августе 1935 года боевой состав дивизиона пополнился восьмью катерами типа «МО-2», прибывшими с ленинградских верфей.
Приказом НКВД СССР за № 00359 от 9 июня 1938 года и изданным в его исполнение приказом по войскам округа за № 0093 от 30 июля 1938 года в составе 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР на правах линейного подразделения был сформирован второй по счёту дивизион пограничных судом. Во главе этих двух дивизионов были поставлены кадровые военно-морские командиры войск пограничной охраны: 1-м дивизионом командовал капитан-лейтенант Павел Иванович Державин (1904 г.р., русский, член партии большевиков с 1927 года, с 22 января 1944 года – Герой Советского Союза), а вторым – старший лейтенант Борис Михайлович Винцюн (1902 г.р., русский, член партии большевиков с 1929 года).
Самым результативным по числу задержаний в 1939 и 1940 гг. был признан экипаж пограничного катера СК-274 под командованием старшего лейтенанта Григория Ивановича Гнатенко (1914 г.р., украинец, член партии большевиков с 1940 года, с 22 января 1944 года – Герой Советского Союза). В составе же самого этого экипажа в ходе задержаний нарушителей границы, помимо командира, особенно мужественно и решительно действовали боцман Островский, старшина группы мотористов Цветной, отделённый командир Новок и краснофлотец Крамской.
Летом 1940 года шесть катеров из боевого состава 1-го и 2-го дивизионов пограничных судов 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР приняли участие в Бессарабской операции (28-30 июня 1940 года). Они осуществляли боевое охранение эскадры Черноморского флота с задачей «обеспечить высадку десанта, уничтожить огневые точки противника, протралить реку Дунай и бухту Жибрионо [правильно – Жебриянская бухта], чтобы обеспечить приход Дунайской морфлотилии».
Уже в водах Дуная боевая задача оказалась на грани срыва: катера потеряли ход из-за намотавшихся на гребные винты румынских рыболовных сетей. «Решительностью краснофлотцев и младших командиров тт. КАРЦОВА, САДИКОВА, КИСЕЛЁВА и других была ликвидирована надвигающаяся угроза. Эти патриоты с ножами в руках ныряли под дно катеров, постепенно очищали гребные винты от сетей с массой рыболовных крючков».
С июля 1940 года пограничные суда 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР – в том числе и на охране границы в устье Дуная.
1 октября 1940 года оба дивизиона пограничных судов 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР и группа катеров 79-го Измаильского пограничного отряда войск НКВД СССР были объедены в самостоятельную в/ч Морпогранохраны – 1-й Черноморский отряд пограничных судов Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа двухдивизионного состава, при этом 1-й дивизион (командир – капитан-лейтенант П.И. Державин) остался базироваться в Одессе, а 2-й (командир – старший лейтенант Б.М. Винцюн) был переброшен в Аккерман (ныне – Белгород-Днестровский).

Хроника боевой службы:
- в августе 1928 года вышедшая в ночной дозор парусно-моторная фелюга «Валюта» (командир – военно-морской краском Васильев) угодила в эпицентр внезапно разыгравшегося шторма силой в 9-10 баллов. «Личный состав судна, выполняя свой служебный долг перед Родиной, боролся со стихией до последнего дыхания», он весь геройски погиб и, в том числе, краском Васильев, боцман Соловьёв, матросы Басюк, Лазарев и Юпкайло;
- предположительно, в 1930 году пограничный катер ПК-62 во время несения службы попал в шторм. Создалось критическое положение, поскольку бензин заканчивался, а все предпринимаемые «попытки удержать катер были бесполезными». Положение спас матрос-срочник Иван Константинович Кубышкин, рулевой по занимаемой должности. Он, рискуя собой, в одиночку на шлюпке отправился к берегу, где «пришвартовал концы катера к местному предмету. Опасность для катера была ликвидирована»;
- в августа 1931 года всё тот же И.К. Кубышкин, но уже состоя в статусе старшины группы рулевых, обратил внимание на подозрительно курсирующую вдоль нашего берега моторную лодку с мужчиной и двумя женщинами на борту, о чём доложил командиру катера ПК-62 военно-морскому краскому И.А. Сидляру. Последней приказал экипажу идти на перехват. В ходе разбирательства управлявший лодкой мужчина назвался инженером, который сейчас в отпуске и который на текущий момент развлекает семью катанием по морской глади. Однако эта была заранее выученная легенда, поскольку производивший досмотр лодки моряк-пограничник И.К. Кубышкин очень быстро «между бортовой обшивкой и мешком с крупой обнаружил несколько золотых часов и другие золотые вещи, а также планы и чертежи расположения наших судостроительных заводов. При выяснении оказалось, что это-шпион-контрабандист, пытавшийся уйти за границу». Необходимо добавить, что впоследствии вырос во флотского офицера, и, в частности, в 1941 году, состоя уже в воинском звании капитан-лейтенанта, возглавил 4-й Черноморский отряд пограничных судов (дунайский город-порт Килия);
- в августе 1937 года нёсший дозорно-разведывательную службу над водами Чёрного моря гидросамолёт МБР-2 с бортовым номером «301» из состава гидроавиазвена 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР навёл пограничный катер СК-260 на выявленную с воздуха шаланду. При задержании последней, выяснилось, что на борту три болгарских шпиона;
- в том же 1937 году пограничный катер с бортовым номер «146» на Днестровском лимане задержал румынскую яхту, незаконно вышедшую в территориальные воды СССР. На борту яхты находились два брата по фамилии Лурье. В ходе следственных действий оба они были изобличены в шпионской деятельности;
- 26 мая 1939 года «наблюдением головного поста № 1 было замечено движение лодки из румынских вод». На перехват незамедлительно был отправлен пограничный катер СК-274 (командир – старший лейтенант Григорий Иванович Гнатенко). В итоге лодка была задержана вместе со всеми четырьмя находившимися в ней румынскими шпионами;
- 17 июня 1939 года всё тот же СК-274 задержал в советских территориальных водах румынскую парусно-моторную шхуну с двумя членами экипажа на борту. Последние стали оправдываться, что, увлёкшись охотой на дельфинов, попросту заблудились. Однако уже обыск, проведённый моряками-пограничниками на яхте, доказал, что задержанные лгут, поскольку помимо боевых винтовок на правах вещдоков был выявлен ещё и динамит. Это были диверсанты!
- 2 сентября 1939 года по сигналу семафора с головного поста № 1 СК-274 вновь бросился в погоню за нарушителями границы. На сей раз он перехватил и передал в руки чекистов лодку с пятью румынами на борту. Уже в ходе следственных действий двое из них были изобличены как штатные сотрудники румынкой разведки;
- 16 мая 1940 года опять же СК-274 задержал румынский каюк с шестью нарушителями границы, а через четыре дня, 20 мая, ещё один такой же, но с пятью нарушителями;
- 24 сентября 1940 года на основании приказа начальника Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа 2-й дивизион пограничных судов 26-го Одесского пограничного отряда войск НКВД СССР сформировал оперативную группу в составе четырёх катеров (СК-236, СК-257, СК-259 и КМ-147) под командованием начальника штаба данного дивизиона старшего лейтенанта Г.И. Гнатенко. Полученная боевая задача – «вести борьбу с румынскими военными катерами, незаконно нарушившими госграницу». И эта мера не оказалась напрасной. Так, ранним утром 26 сентября действовавшие совместно под общим руководством старшего лейтенанта Г.И. Гнатенко экипажи СК-257 (командир – Волошин) и КМ-147 (командир – старшина Островский) пресекли попытку румынского военного катера захватить советских рыбаков «с целью увода их на территорию Румынии для вербовки в разведку», при этом «пираты» были захвачены с поличным, а их катер разоружён. Уже в Одессе «работниками разведки были получены впоследствии от задержанных шпионов ценные сведения».
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2020, 18:30:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
В командование этим дивизионом в ноябре 1934 года вступил военно-морской краском Евгений Владимиров Гуськов (1899 г.р., русский, член партии большевиков с 1932 года), только что переведённый в Морпогранохрану НКВД СССР с должности вахтенного начальника тральщика «Украины» Черноморского флота. В данной должности он затем вплоть до марта 1938 года…

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 805, лл. 16 и 16об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/004/3-1-805/00000030.jpg&id=50187789&id1=b9ba5ca77c1d1c147849975562382e5e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/004/3-1-805/00000029.jpg&id=50187787&id1=0381ff4c2b1e98c3351d533d229407ba


Источник – ЦВМА: ф. 88, оп. 2, д. 269, лл. 36 и 36об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00088-0000002-0269/00000061.jpg&id=7631257&id1=1fd4ebfd791ca70f1db866461561347f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=Gatchina/2015/00088-0000002-0269/00000062.jpg&id=7631259&id1=3d8187b929118291c6740c181a121a86

]
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2017, 16:25:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Во главе этих двух дивизионов были поставлены кадровые военно-морские командиры войск пограничной охраны: 1-м дивизионом командовал капитан-лейтенант Павел Иванович Державин (1904 г.р., русский, член партии большевиков с 1927 года, с 22 января 1944 года – Герой Советского Союза), а вторым – старший лейтенант Борис Михайлович Винцюн (1902 г.р., русский, член партии большевиков с 1929 года).

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 949, лл. 12 и 12об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-949/00000019.jpg&id=51585455&id1=6c71ab96eb1cb8dceebc7cc5143eb8b6
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-949/00000020.jpg&id=51585457&id1=933216196bf4488f68f7adf7c14cc29f

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Во главе этих двух дивизионов были поставлены кадровые военно-морские командиры войск пограничной охраны: 1-м дивизионом командовал капитан-лейтенант Павел Иванович Державин (1904 г.р., русский, член партии большевиков с 1927 года, с 22 января 1944 года – Герой Советского Союза)

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 932, лл. 114 и 114об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-932/00000226.jpg&id=51574990&id1=65ae21b7798ec54dc504ffebd98fa361
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-932/00000227.jpg&id=51574992&id1=720b499d624b2f427db7a335dbef2366



ДЕРЖАВИН Павел Иванович (27 февраля 1904 года, Петергоф-17 февраля 1993 года, Одесса), Герой Советского Союза, капитан 1 ранга в отставке.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Самым результативным по числу задержаний в 1939 и 1940 гг. был признан экипаж пограничного катера СК-274 под командованием старшего лейтенанта Григория Ивановича Гнатенко (1914 г.р., украинец, член партии большевиков с 1940 года, с 22 января 1944 года – Герой Советского Союза).

Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 565, лл. 207-208.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/003/3-1-565/00000313.jpg&id=50097868&id1=9dec5ab5b083a9e303fac93f79ccaabf
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/003/3-1-565/00000314.jpg&id=50097870&id1=7c22d7900c32fb062a303491c3de3662
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/003/3-1-565/00000315.jpg&id=50097871&id1=7d53561f9c178b35a4f81790ea4fb639



Источник – ЦВМА: ф. 3, оп. 1, д. 934, лл. 231 и 231об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-934/00000458.jpg&id=51578020&id1=cf38e5b1dfb576672a0c6b7cce860eab
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS_Gatchina/005/3-1-934/00000459.jpg&id=51578022&id1=5eb222241d46de342ce0566cc7f117cb



ГНАТЕНКО Григорий Иванович (23 января 1914 года, Хельсинки-3 февраля 1986 года, Ильичёвск), Герой Советского Союза, капитан 1 ранга в отставке.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Положение спас матрос-срочник Иван Константинович Кубышкин, рулевой по занимаемой должности.
Необходимо добавить, что впоследствии вырос во флотского офицера, и, в частности, в 1941 году, состоя уже в воинском звании капитан-лейтенанта, возглавил 4-й Черноморский отряд пограничных судов (дунайский город-порт Килия)


https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=76135696&id1=ae60dcbe5fa44f18cefb4697411ff265&path=TV/005/045/00001399.JPG
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Наградной лист на строевого береговой команды 1-го Черноморского отряда пограничных судов Управления пограничных войск НКВД Грузинского округа краснофлотца Александра Антоновича Шестопалова 1923 г.р. по факту былого фронтового ранения. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 744808, д. 1850, лл. 53-54.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/024/033-0744808-1850%2b013-1853/00000099.jpg&id=82662383&id1=658ff56175d2bac2e524fa68f27b121e
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/024/033-0744808-1850%2b013-1853/00000100.jpg&id=82662384&id1=72801eb5f421f34c72fd80dec40f8e54



http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=TV/024/033-0744808-1850%2b013-1853/00000101.jpg&id=82662385&id1=5a14bab485a065e61bf00d2737d35c3b
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 729
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: 1-й Черноморский отряд пограничных судов
« Reply #9 : 01 Октября 2021, 18:45:48 »
Пограничный катер «К-64». Он же: с 9 января 1941 года – пограничный катер «К-218», с 17 декабря 1941 года – катер «СКА-0135», а с 21 мая 1944 года – катер «СК-135»:

Построен в 1935 году. Последовательно входил в боевой состав:
- одного из двух штатных дивизионов пограничных судов 26-го Одесского морского пограничного отряда войск НКВД СССР;
- с 30 августа 1940 года – Отряда пограничных судов Управления пограничных войск НКВД Молдавского округа;
- с 16 октября 1940 года – 1-го Черноморского отряда пограничных судов (г. Одесса) Управления пограничных войск НКВД Черноморского округа;
- к лету 1941 года – 4-го Черноморского отряда пограничных судов (г. Килия) Управления пограничных войск НКВД Молдавского округа;
- 23 июня 1941 года, согласно Мобплану НКВД СССР «МП-41» передан в состав Черноморского флота. И в данном качестве, в частности, 4 ноября 1943 года при высадке десанта морской пехоты был повреждён огнём противника.
- с 21 июня 1945 года – вновь в составе частей Морпогранохраны НКВД СССР.
На представленном архивном снимке, сделанном не позднее лета 1940 года: на борту пограничного катера «К-64» семьи начсостава 26-го Одесского морского пограничного отряда войск НКВД СССР, следующие к месту жительства на приморские пограничные заставы.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »