Ветеран пограничной авиации:
Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей. Это единственное фото офицера, которое имеется в семье его внука Павла Буяновского. ДИЛИГЕЙ Николай Куприянович (1911-1945), Герой Советского Союза (1944) из числа воспитанников системы отечественного МВД и пограничных войск, участник боёв за Восточную Пруссию, лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса Особого военного округа, гвардии подполковник.
Родился 24 октября (по другим данным – декабря) 1911 года на Украине – в селе Комыны Шепетовского района Хмельницкой области. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1941 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: в конце 1920-х гг. – школу-семилетку;
- военное; в ноябре 1935 года – два курса 4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск ОГПУ, а в декабре 1937 года – авиационное отделение Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
До призыва в армию трудился на родине сначала лесорубом, а затем в качестве сотрудника милиции в украинском районном городе Изяслав.
В армию призван в октябре 1932 года Изяславским РВК на тот момент времени Винницкой области Украинской ССР, а теперь современной Хмельницкой области Украины с направлением в войска правопорядка и безопасности, при этом в октябре 1932-декабре 1933 года – военнослужащий некоего 54-го полка войск ОГПУ, в том числе с января 1933 года – курсант Школы младшего начсостава (она же – полковая школа). Вероятней всего, речь в данном случае идёт последовательно вот об этой в/ч, сформированной в ноябре-декабре 1932 года в украинском Днепропетровске (ныне – Днепр): с 4 ноября по 29 декабря 1932 года – 8-й железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР; с 29 декабря 1932 года и по 28 июля 1934 года – 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР, а с 28 июля 1934 года и по 23 февраля 1936 года – 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
В декабре 1933-ноябре 1935 года – курсант 4-й (Саратовской) военной школы пограничной охраны и войск ОГПУ/4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР.
В ноябре 1935-декабре 1937 гг. – курсант авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского/Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского. При этом с ноября 1935 года – в статусе сверхсрочника. По выпуску был произведён в лейтенанты.
В январе 1938-феврале 1941 гг. – младший лётчик 3-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Казахской ССР.
С февраля 1941 года – начальник пограничной заставы 20-го Славутского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД ССР Украинской ССР и в данном качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
С конца июня и до осени 1941 года в связи с переформированием 20-го Славутского пограничного Краснознамённого отряда войск НКВД СССР в 20-й мотострелковый Краснознамённый полк войск НКВД СССР – командир роты в последнем. И в данном качестве – в боях по героической обороне столицы Украины города Киева: лейтенант И.К. Дилигей «с 22 июня по 1-е сентября 1941 г. находился в наземных войсках в должности командира стрелковой роты, где показал себя мужественным командиром, героически сражаясь против фашистской армии». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 59 и 60.
1 сентября 1941 года был откомандирован из войск НКВД СССР в распоряжение Отдела кадров ВВС Харьковского военного округа, откуда в свою очередь в 20-х числах всё того же сентября 1941 года был направлен в город Рязань – к месту формирования в авиагарнизоне «Дягилево» ВВС Московского военного округа вооружённого новейшими на тот момент времени самолётами Миг-3 10-го истребительного авиационного полка. Принятая в 10-м полку должность – штурман части и тогда же, как надо полагать, был произведён в старшие лейтенанты.
Вновь в действующей армии с 25 октября 1941 года, в том числе по 16 февраля 1942 года включительно – в рядах однополчан по озвученному выше 10-му авиаполку в составе сил ВВС Калининского фронта. И, в частности, по состоянию на 4 ноября 1941 года уже имел на лицевом счету 18 боевых вылетов общей продолжительностью в 18 часов 30 минут: «Успешно выполнял боевые задания по штурмовке войск противника, прикрытию железнодорожных объектов и сопровождению бомбардировщиков. Отличный лётчик, любит своё дело», – за что на основании приказа по войскам Калининского фронта за № 073 от 29 декабря 1941 года был удостоен ордена Красной Звезды, который в свою очередь стал тогда самой первой по счёту государственной наградой в судьбе этого боевого лётчика. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 6, 8, 59, 60 и 60об.
По состоянию на 24 декабря 1941 года произвёл уже 72 боевых вылета, «из них: на прикрытие железной дороги Рязань – Кашира – 17, на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Лихославль – Калинин – 20, сопровождение бомбардировщиков – 4, разведка войск и техники противника в районах Калинин – Старица – Пушкино – 4 и на штурмовку войск и техники противника на дороге Калинин – Старица – Пушкино – Клин – 27 боевых вылетов». В ходе же всех этих перечисленных выше штурмовых ударов офицер Н.К. Дилигей «лично уничтожил: немецких солдат и офицеров – 125; автомашин с боеприпасами и продовольствием – 34, подвод с разными военными грузами – 7. Провёл один воздушный бой – сбил лично один самолёт противника типа Ме-110».
16 февраля-17 марта 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе и переобучении на машины марки «ЛаГГ-3» на авиагарнизона «Сейма» ВВС Московского военного округа.
С 19 марта по 7 июля 1942 года – в рядах личного состава 10-го истребительного авиационного полка в составе сил ВВС 52-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф), при этом непосредственно в боях – с 8 апреля по 22 июня 1942 года. В данный период «произвёл 65 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск непосредственно на поле боя – 43, сопровождение бомбардировщиков – 8 и на разведку движения войск противника по дорогам Чудово – Любань – 9 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника типа Ю-88 (=2), Хе-113 (=1), которые упали: Ю-88 – в районе северо-западнее 5 км Спасская Полисть, второй Ю-88 – в районе 3 км северо-западнее д. Пятница и Хе-113 – в районе 2 км севернее Финнов Лу, что подтверждают наземные войска ми лётчики, действовавшие в группе [с офицером Н.К. Дилигеем]». Плюс один Ме-109 был им сбит в группе.
С 9 июля 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе в авиагарнизоне «Кинешма», что в Ивановской области. Здесь, начиная с 1 августа 1942 года, на базе 2-го отдельного авиационного полка 6-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московский военного округа происходил процесс переучивания личного состава 10-го авиаполка на американские машины марки «Харрикейн».
В период со 2 по 20 ноября 1942 года офицер-лётчик Н.К. Дилигей – в боях и сражениях на Северо-Западном фронте в составе истребительной авиации 6-й воздушной армии, но занимаемая должность и точное место службы – пока неизвестны. В данный период «произвёл 11 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков – 7, разведка войск противника – 1, прикрытие станции Пола-2 и на штурмовку войск противника – 1 боевой вылет: в результате неожиданного налёта… уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров и 5 машин».
Предположительно, к осени 1943 года – уже в звании «Гвардия».
С 4 октября 1943 года – вновь в составе действующей армии: до 16 апреля 1944 года – штурман 9-го истребительного авиационного Ярославского полка 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 7-го истребительного авиационного (впоследствии – Львовский) корпуса 5-й воздушной армии последовательно Степного и (с 20 октября 1943 года) 2-го Украинского фронтов; по состоянию на январь 1944 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
В данный период воевал в качестве ведущего групп, виртуозно пилотируя американский самолёт Р-39 «Аэрокобра», и как гласят архивные документы, в период с 7 октября 1943 года и по 17 января 1944 года включительно «произвёл 24 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск на поле боя и переправ через реку ДНЕПР – 17, сопровождение бомбардировщиков – 3, разведка войск противника – 3 и вылет на перехват разведчиков – 1 (в результате этого вылета гвардии майор ДИЛИГЕЙ сбил его [то есть вражеский самолёт-разведчик]. Провёл 15 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов типа: 4 – Ме-109, 4 – Ю-88, 2 – ФВ-189, 1 – ФВ-190…».
Приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года был удостоен второго боевого ордена – на сей раз Красного Знамени. Эта награда – «за 4 лично сбитых самолёта противника типа: 1 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 ФВ-189».
Особенно ярко отличился в бою 7 января 1944 года: «8 самолётов «Аэрокобра» под командованием гвардии майора ДИЛИГЕЯ прикрывала наземные войска на поле боя в районе города Кировограда. При подходе к цели было встречено 8 самолётов противника типа Ме-109. Гвардии майор ДИЛИГЕЙ, умело командуя группой, смело и решительно вступил в бой, в результате… сбито 7 самолётов Ме-109; в этом бою гвардии майор ДИЛИГЕЙ лично сбил 1 самолёт противника. Восьмой самолёт гвардии майор ДИЛИГЕЙ загнал на свой аэродром, но получив по радио приказ «Уничтожить», этот самолёт сбил. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром».
1 февраля 1944 года командованием 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии за все подвиги, совершённые в совокупности за период, начиная с 10 октября 1941 года, был представлен к присвоению высокого Звания «Герой Советского Союза». Эти подвиги по состоянию на 1 февраля 1944 года в обобщённом виде выглядят так: произвёл 172 боевых вылета и, в том числе, 23 из них – на штурмовку войск и техники противника. Впечатляют и итоги этих штурмовок: уничтожено до 145 вражеских военнослужащих, 46 единиц транспортных средств (в раскладе – 39 автомашин и 7 подвод) с военными грузами, один склад боеприпасов и два полевых артиллерийских орудия. Кроме того, гвардии майор Н.К. Дилигей провёл 23 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 фашистских самолётов: по четыре каждой из марок – Ме-109 и Ю-87; по два каждой из марок – Ю-88 и ФВ-189; по одному из каждой марок – Ме-110, Хе-113 и ФВ-190. Плюс ещё три самолёта (два Ю-88 и один Ме-109) уничтожены им были в составе группы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года. С этого момента – и кавалер ордена Ленина.
Строки из служебной характеристики на гвардии майора Н.К. Дилигея фронтовой поры: «Беззаветная преданность Родине воспитала у гвардии майора Дилигея лучшие качества воздушного бойца. Смелость и умение принесли ему успех в боях против гитлеровских захватчиков. За образцовое выполнение боевых заданий он награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, за мужество и умение в боях под Кировоградом ему присвоено Звание Героя Советского Союза».
16 апреля 1944-30 января 1945 гг. – командир 508-го (с 27 октября 1944 года – 213-го гвардейский) истребительного авиационного полка 205-й (с 27 октября 1944 года – 22-й гвардейская) истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го (с 27 октября 1944 года – 6-й гвардейский) истребительного авиационного Львовского корпуса, которые последовательно входили в состав сначала 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, а затем 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В качестве справки: на день Победы данная в/ч – 213-й гвардейский истребительный Одерский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
С должности командира полка был снят 30 января 1945 года приказом комкора-6 за упущения в службе, при этом основная мотивация – обвинения в злоупотреблении при сборе трофеев.
С апреля 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В послевоенный период проходил службу в Кёнигсбергском авиагарнизоне, оставаясь по-прежнему в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса.
Трагически погиб 3 октября 1945 года при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы. Однако, согласно явно что ошибочным сведениям, оглашённым в открытой печати в 1970-х гг. Политуправлением пограничных войск КГБ СССР, датой смерти офицера-Героя якобы является 22 августа 1946 года.
Однополчанами был похоронен в Кёнигсберге (ныне – Калининград), на братском воинском кладбище, находившемся по улице Гамер-вег (ныне – Проспект Мира). На могиле была установлена массивная мраморная стела, а по периметру – узорчатая ограда из кованного железа.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале, расположенном в современно городе Калининграде на углу проспекта Мира и улицы Энгельса. Однако на скрижалях почему-то обозначен как майор, а не гвардии подполковник. Дата же гибели вообще отсутствует.
При жизни, помимо медали «Золотая Звезда», являлся также кавалер четырёх орденов и, возможно, нескольких медалей. Вот список известных наград:
- орден Ленина – с 1 июня 1944 года;
- два ордена Красного Знамени, в том числе первым из них награждён на основании приказа по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта за № 057/н от 15 декабря 1943 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года.
Медали, на награждение которых гвардии подполковник Н.К. Дилигей де-юре имел право при жизни, но неизвестно был ли их удостоен: «За боевые заслуги» (не ранее осени 1944 года – за выслугу лет), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1942 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дважды увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо», но оба раза с ошибочным указанием, что на момент якобы гибели являлся военнослужащим некоего мифического 508-го истребительного авиационного полка: 1) т. 3 стр. 34, но почему-то как Делигей Николай Константинович, а не Дилигей Николай Куприянович; и 2) т. 20 стр. 94.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Сканы со страниц 16 и 17 журнала МВД России «Милиция» № 5 за май 2007 года:
Представление к Званию Героя Советского Союза:
Так выглядела могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Николая Куприяновича Дилигея по состоянию на конец 1940-х: