Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация пограничных войск  (Прочитано 23019 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #20 : 04 Марта 2020, 17:00:00 »
ФОТЕЕВ Аркадий Михайлович (1901-1990), выдающейся советский парашютист, ветеран авиации пограничных войск и чекистского спецназа, полковник в отставке.
Член ВКП(б)-КПСС; общее образование по состоянию на весну 1941 года – среднее; Заслуженный мастер парашютного спорта СССР (с 1948 года), а с 1934 года – Мастер парашютного спорта СССР (удостоверение за № 14).
Сведения от 16 мая 1941 года: «Работает начальником парашютно-десантной транспортной службы в Отдельной бригаде ПВ НКВД [правильно – Отдельная авиационная бригада пограничных войск НКВД СССР].
За боевые заслуги награждён правительственным [правильно – государственной наградой] орденом ЛЕНИНА и медалью «XX лет РККА».
Источники – ГАРФ: ф. Р8355, оп. 1, д. 455, лл. 140 и 147.
К лету 1941 года его портрет как активиста оборонного общества украшал собой павильон Осоавиахима СССР на ВСХВ (ныне – ВДНХ).
В годы Великой Отечественной войны – начальник парашютно-десантной службы ОМСБОН войск НКВД СССР-ОООН НКГБ СССР.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #21 : 04 Марта 2020, 21:42:27 »
Вот здесь на нашем уважаемом Форуме тема «10-я отдельная авиационная эскадрилья ПВ НКВД СССР»: http://voenspez.ru/index.php?topic=873.0
   

Сканировано мною с архивного подлинника. Источник – РГВА: ф. 40936, оп. 5, д. 15, л. 80.


Из Исторического формуляра 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Сканировано мною с архивного подлинника:
 

Очерк нашего многоуважаемого коллеги из Минска полковника запаса Владимира Анатольевича Тылец-Зинкевича о 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР со страниц изданной весной 2016 года Книги Памяти МВД России:







Снимки из фронтовой фотохроники вермахта: погибшие на аэродроме «Каролин» (окрестности белорусского города Гродно) боевые машины 10-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР, в том числе самолёт-разведчик Р-10 с бортовым номером «4».
     
« Последнее редактирование: 04 Марта 2020, 21:48:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #22 : 16 Марта 2020, 18:15:24 »

Не ранее осени 1952 года, офицер авиации пограничных войск старший техник-лейтенант Михаил Матвеевич Быстров в парадном мундире ВВС образца 1949 года, но при этом почему-то не приколол медали, а только ордена.

БЫСТРОВ Михаил Матвеевич (1910-2002), ветеран авиации пограничных войск, майор в отставке (с 2000 года).
Родился 10 октября 1910 года в деревне Попково Торопецкого района Тверской области. Русский. Как минимум, с периода Великой Отечественной войны, состоял членом ВКП(б)-КПСС. Был женат.
Образование:
- общее – начальное: закончил пять классов общеобразовательной школы;
- военное: Школу младшего начсостава авиации войск пограничной охраны ОГПУ.
В армию призван осенью 1932 года с направлением авиации войск пограничной охраны ОГПУ.
В офицеры вырос из сверхсрочников.
Известно, что в период с осени 1932 года и до весны 1945 года последовательно проходил службу: в авиагарнизоне «Быково», в авиагарнизоне аэродрома «Белая» (окрестности села Тайтурка Усольского района Иркутской области), в Хабаровском авиагарнизоне. При этом в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет удостоился медали «За боевые заслуги».
С апреля 1945 года – техник звена дислоцировавшегося сначала в Забайкалье, а затем на Сахалине 7-го отдельного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР. В данный период – техник-лейтенант по воинскому званию.
27 августа 1945 года командованием озвученной выше авиачасти представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Тов. БЫСТРОВ за период выполнения правительственного задания отлично обслуживал свой самолёт. Его самолёт всегда был исправен и готов к выполнению задания.
В условиях отрыва от основной базы представляло сложность эксплуатировать материальную часть, особенно её ремонтировать.
В течение с 14.5 по 1.8.45 г. его самолёт налетал 220 часов, перевёз и сбросил на парашютах груза в 22 тонны точно в указанные цели.
За отличное обслуживание и правильную эксплуатацию материальной части самолёта По-2, чем способствовал выполнению правительственного задания ранее установленного срока, достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» [правильно – ордена Отечественной войны] 2-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 35 и 35об.
Данное представление получило реализацию в строках приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, л. 25.
В 1950-х гг. – представитель авиационно-технического состава 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ-МВД СССР с местом службы в эстонском городе Пярну, уже старший техник-лейтенант по воинскому званию.
С 1955 года – в Одесском авиагарнизоне пограничных войск (Гидропорт) в звании капитана технической службы. Отсюда и уволился в запас Вооружённых Сил.
Будучи военным пенсионером, трудился в структурах военизированной охраны.
Являлся кавалером многочисленных государственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени: удостоен в 1952 году за выслугу в 20 лет;
- трёх орденов Красно Звезды, в том числе: 1) награждён приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года; и 2) удостоен в 1947 году за выслугу в 15 лет;
- медали «За боевые заслуги»: удостоен в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»;
- медали «За победу над Японией»;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота».
Скончался 21 февраля 2002 года. Похоронен на кладбище окрестного к Одессе посёлка НАТИ.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Выражаю благодарность за предоставленные фото Юрию Николаевичу Антонову – коллеге, проживающему в Одессе.


23 октября 1939 года, авиагарнизон «Быково», Сбор лётно-технического состава при Отдельной авиационной бригаде пограничных войск НКВД СССР. Михаил Матвеевич Быстров стоит в третьем ряду, за правым плечом полковника И.М. Чупрова (он сидит в центре, будучи облачённым в парадный френч советских ВВС).


Не ранее осени 1937 года. Слева – Михаил Матвеевич Быстров, а правее на фоне лёгкого транспортного самолёта ПР-5 – два других военных авиатора-пограничника, один из которых флотский (и он на правах старшего начальника ставит задачу пилоту) и «сухопутчик» со знаками различия старшего лейтенанта.


В статусе сотрудника военизированной охраны при несении службы на вверенном посту.


В минуту досуга с супругой (она справа) и соседкой.



Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 25, 35 и 35об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000047.jpg&id=24720260&id1=2f9943ff77729f91f6bcc1020295e63d


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000059.jpg&id=24720299&id1=47336cec03b57e10a0b2dc7e0025198d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000060.jpg&id=24720300&id1=46dbf366b885dba47e3220910d537e12

« Последнее редактирование: 16 Марта 2020, 18:22:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #23 : 17 Марта 2020, 16:33:51 »
Не ранее осени 1937 года, один из самолётных ангаров подмосковного авиагарнизона «Быково», техническое обслуживание лёгкого транспортного самолёта ПР-5 из боевого состава Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. В кабине – военный лётчик, состоявший в звании старшего лейтенанта. Авиатехник же, как надо полагать, в статусе представителя среднего военно-технического состава «без звания». Сканировано с архивного подлинника Юрием Николаевичем Антоновым – моим проживающем в Одессе коллегой:
Тот старший лейтенант, который запечатлён сидящим в кабине самолёта ПР-5, – Илларион Дмитриевич Поздняков. А сама данная фотография – она из семейного фотоальбома Наталии Поздняковой, дочери Иллариона Дмитриевича.
Одновременно сделаю уточнение, что фотографии М.М. Быстрова – они из семейного фотоальбома Элеоноры Быстровой, дочери Михаила Матвеевича.

Не ранее весны-лета 1940 год, два самолёта-разведчика марки «Р-10» пограничной авиации на одном из полевых аэродромов. Судя по всему, члены семей начсостава проводят субботник по помывке лётной материальной части. Сканировано с архивного подлинника Юрием Николаевичем Антоновым – моим проживающем в Одессе коллегой:
« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 16:47:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #24 : 19 Марта 2020, 15:57:08 »
СТАРОСТИН Василий Петрович (1910-1941), де-юре – заместитель командира 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР, но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота, старший лейтенант.
Родился в 1910 году в некоей подмосковной деревне Срезнево (по состоянию на 1941 года – Калининского района), но правильно, очевидно, – Середнево, которая ныне входит в состав Новомосковского административного округа города Москвы. Член ВКП(б). Был женат: супруга, Старостина (во втором браке – Цветкова) Александра Емельяновна, по состоянию на лето 1941 года проживала в столице Узбекистана городе Ташкенте. Отец троих детей: двух сыновей – Геннадия и Анатолия и дочери по имени Элеонора.
В армию призван Краснопресненским РВК города Москвы с направлением в ряды советских ВВС.
По состоянию на вторую половину 1930-х гг. – представитель лётно-подъёмного состава в подразделениях морской авиации войск пограничной охраны НКВД СССР с местом службы на Камчатке, однако к осени 1940 года – уже в Одессе как командир звана советских летающих лодок марки «МБР-2» 7-й отдельной морской авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (место дислокации данной части – расположенный на Хаджибейском лимане Гидропорт). В данные периоды времени – уже старший лейтенант по воинскому званию.
11 сентября 1940 года звено во главе своего звена убыл к новому месту службы – в расположенный на Моонзундском архипелаге эстонский город Куресааре, в распоряжения в распоряжение командира ново формирующейся 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Известно, что это звено состояло: самолётов МБР-2 – 2; личного состава – 18 человек (старшего начсостава – 1, среднего начсостава – 7, младшего начсостава – 6, рядового состава – 4, из них: лётчиков – 3, летнабов – 2, бортехников – 2, старший техник звена – 1, авиамотористов – 4; краснофлотцев по воинскому званию – 6).
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, при этом с 23 июня 1941 года, согласно мобплану МП-41, – составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 58, оп. 818884, д. 77, л. 221), пропал без вести 30 июля 1941 года: «Не вернулся с полёта, имел задание по высадке десанта в тылу пр-ка [противника]».
В действительности в то день, 30 июля 1941 года, погиб вместе со всем своим экипажем в окрестностях карельского посёлка Мотко (ныне – составе Лендерского сельского поселения Музерского района Республики Карелия). Тогда же и там же погиб и второй самолёт, входивший в группу, которую вёл старший лейтенант В.П. Старостин.
В 1963 году место крушения этих двух погибших самолётов обнаружили местные жители, которые, приступив к раскопкам, подняли из-под обломков останки семи советских военнослужащих 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Речь в данном конкретном случае идёт о следующих авиаторах, носивших военно-морскую форму: старшие лейтенанты Григорий Александрович Савченко (адъютант звена и одновременно – штурман звена), Василия Петровича Старостина (заместитель командира эскадрильи) и Николая Устиновича Сидоренкова (командир экипажа второго из погибших самолётов), воентехника 1 ранга Ивана Степановича Ребизова (борттехник), младшего воентехника Михаила Никифоровича Ярицы и двух стрелков-бомбардиров – младших сержантов Ивана Яковлевича Кузнецова и Ивана Сергеевича Полякова. При этом, по утверждению местных краеведом, обломки идентифицированы как якобы принадлежавшие самолётам-разведчикам Р-5, а не МБР-2. Но ведь Р-2 – двухместные машины и к тому же они не в состоянии взять на борт десант.
В том же 1963 году все погибшие 30 июля 1941 года авиаторы-пограничники с отданием последних воинских почестей были погребены в карельском посёлке Мотко. На этом месте теперь воинский мемориал с воздвигнутым на нём выполненным из металла высоким пирамидальным обелиском, увенчанным в свою очередь пятиконечной звездой.
Официально значится похороненным на воинском мемориале карельского посёлка Мотко.
Старший лейтенант В.П. Старостин увековечен:
- на 22-й странице дополнительного тома Книги Памяти города Москвы, но с четырьмя искажениями: 1) как якобы уроженец мифической деревни Среднево Каширского района Московской области (в действительности в том районе есть деревня Срезнево, а не Среднево), а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы «заместитель командира эскадрильи морского звена ВВС 7 армии» (уже само по себе утверждение бредовое, поскольку это именно авиазвенья входят в состав авиаэскадрилий, а не наоборот!), а не ВВС КБФ; 3) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 4) как якобы похороненный в мифическом посёлка Мотка Суоярвского района Карелии, а не в посёлке Мотко Музерского района той же республики;
- в Книге Памяти Московской области – т. 7, стр. 430, но с пять искажениями: 1) как якобы уроженец Срезнево Каширского района Московской области, а не, предположительно, деревни Середнево Новомосковского административного округа Москвы; 2) как якобы призванный Каширским РВК Московской области, а не Краснопресненским РВК города Москвы; 3) как якобы военнослужащий «11 оаэ [отдельная авиационная эскадрилья]», а не 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (но де-факто – командир морского авиационного звена данной эскадрильи, но пребывающего в подчинении ВВС Краснознамённого Балтийского флота: 4) как якобы погибший 29-го, а не 30 июля 1941 года; и 5) как якобы похороненный в городе Старая Русса Новгородской области, а не в карельском посёлке Мотко.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из семейного фотоальбома Элеоноры Васильевны Старостиной, дочери морского лётчика-пограничника В.П. Старостина (сканировано Юрием Николаевичем Антоновым, моим проживающем в Одессе коллегой):

Первая половина 1930-х гг., Василий Петрович Старостин (1910-1941) как боец-срочник одного из авиационных подразделений.


Вторая половина 1930-х гг., Камчатка, в центре – супруги Старостины, ниже их сын Геннадий. В белом берете – Екатерина Ивановна Кожановская, супруга воентехника 2 ранга Виталия Сергеевича Кожановского. Справа от Гены Старостина – дочь супругов Кожановских по имени Светлана.


Не позднее осени 1937 года, крымский курорт Алупка, в центре – супруги Старостины, а крайним справа – представитель комначсостава войск НКВД СССР в звании капитана (или равного последнему) при знаках различия образца 1936 года.


5 февраля 1940 года, город Сочи, старший лейтенант Василий Петрович Старостин (он единственный, кто облачён в военно-морскую форму) на отдыхе в Санатории № 3 НКВД СССР среди сотрудников госбезопасности и неизвестного депутата Верховного Совета СССР 1-го созыва (последний, очевидно, с супругой).

Фрагменты: морской лётчик войск-пограничник старший лейтенант Василий Петрович Старостин (1910-1941):
 

Воинский мемориал карельского посёлка Мотко:
 
« Последнее редактирование: 19 Марта 2020, 17:52:25 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #25 : 20 Марта 2020, 17:34:09 »

Самое начало 1950-х гг., город Одесса, майор Василий Афанасьевич Кузнецов как представитель лётно-подъёмного состава 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ СССР. Офицер облачён в повседневную форму советских ВВС образца 1949 года вне строя. Фото предоставлено Юрием Николаевичем Антоновым (г. Одесса).

КУЗНЕЦОВ Василий Афанасьевич, ветеран пограничной авиации.
Родился в 1909 году в районном городе Рыбинске Ярославской области. Русский. Рабочий. Член ВКП(б): партбилет образца 1936 года № 3983635. Был женат.
В армию призван осень 1931 года с направлением в войска правопорядка и безопасности.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: в конце 1930- гг. – авиационное отделение Харьковского военного училища войск внутренней и пограничной охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
По состоянию на 1943 год – в подмосковном авиагарнизоне «Быково» как представитель лётно-подъёмного состава Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР и в данном качестве в мае-апреле 1943 года – в оперативно командировке «по ликвидации банд в Калмыцкой АССР», за что был удостоен ордена Красного Знамени.
Известно, что в период с осени 1932 года и до весны 1945 года последовательно проходил службу: в авиагарнизоне «Быково», в авиагарнизоне аэродрома «Белая» (окрестности села Тайтурка Усольского района Иркутской области), в Хабаровском авиагарнизоне. При этом в ноябре 1944 года за выслугу в 10 и более лет удостоился медали «За боевые заслуги».
С апреля 1945 года – командир эскадрильи дислоцировавшегося сначала в Забайкалье, а затем на Сахалине 7-го отдельного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР. В данный период – старший лейтенант по воинскому званию.
27 августа 1945 года командованием озвученной выше авиачасти представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «Тов. КУЗНЕЦОВ в период выполнения оперативного задания сумел отлично подготовить лётно-технический состав авиаэскадрильи к практической работе в технике пилотирования в условиях горно-таёжной местности.
В ходе выполнения правительственного задания лично произвёл 92 самолёта-вылета с налётом 127 часов, при этом сбросил на парашютах и перевёз 11 тонн груза.
За период с 14.4 по 1.8.45 г. эскадрилья налетала 1467 часов, перевезла и сбросила на парашютах груза в 142 тонны без лётных происшествий, что способствовало досрочному выполнению правительственного задания.
За отличную подготовку лётно-технического состава эскадрильи и досрочное выполнение поставленной задачи достоин правительственной [правильно – государственной] награды – ордена «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» [правильно – ордена Отечественной войны] 2-й степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл. 29 и 29об.
Данное представление получило реализацию в строках приказом по войскам Забайкальского фронта за № 060/н от 10 октября 1945 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, л. 25.
17 сентября 1945 года командованием части представлен к награждению орденом Отечественной войны 2-й степени: «При выполнении задания по строительству линии правительственной связи «ВЧ» на Дальнем Востоке как командир авиаэскадрильи проявил высокие организаторские способности и оперативность в доставке на самолётах линейного материала рабочим колоннам в глубокую неизведанную тайгу.
За период строительства авиаэскадрилья в трудных условиях горно-лесистой местности совершила 890 вылетов и сбросила на парашютах 178 тонн строительного материала.
В то время, когда рабочие колонны уходил далеко в тайгу, теряя связь со своими базами (чем создавалась непосредственная угроза невыполнения плана в срок), лётчики под руководством тов. Кузнецова вовремя обеспечивали их строительным материалами и продуктами питания, благодаря чему правительственное задание выполнено досрочно на полтора месяца.
Достоин награждения орденом Отечественной войны II степени». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 52 и 52об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке за № 029/н от 22 сентября 1945 года: от имени Родины удостоился своей четвертой государственной награды – второго для себя ордена Отечественной войны 2-й степени Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 33 и 34.
По состоянию на 1952 год – Врио начальника штаба только что сформированного в Одессе 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск МГБ СССР, уже майор по воинскому званию.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2554, лл.25, 29 и 29об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000047.jpg&id=24720260&id1=2f9943ff77729f91f6bcc1020295e63d


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000051.jpg&id=24720291&id1=765d4ceabb05aa5235fa1090af839b6c
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2554%2b040-2563/00000052.jpg&id=24720292&id1=4c3519b3530398a23686e4d5d8805df1



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2568, лл. 52 и 52об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2568%2b040-2577/00000090.jpg&id=24730684&id1=3c16d1e77a9a6b536c4e4606509e5d3d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/163/033-0686196-2568%2b040-2577/00000091.jpg&id=24730685&id1=ca567a3a783d0e7005d728e9118619a4

« Последнее редактирование: 21 Марта 2020, 12:43:55 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #26 : 23 Марта 2020, 15:35:54 »

Самый конец 1940-х гг., озеро Халактырское как место базирования в Петропавловске-Камчатском гидросамолётов марки «МБР-2» пограничной авиации. Фото предоставлено Юрием Николаевичем Антоновым (г. Одесса).
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #27 : 23 Марта 2020, 16:52:14 »
ГИЗАТОВ Махмуд-Мухамед Каримович (1914-1994), ветеран советских ВВС, в том числе пограничной авиации, майор в отставке.
Родился 11 ноября 1914 года в Татарстане – в селе Большие Кармалы Камско-Устьинского района. Татарин. Был женат: супруга – Гизатова (в девичестве – Иванова) Таисия Михайловна (09.10.1918-02.11.1995); дети – две дочери: Наталья 1946 года рождения и Татьяна 1953 года рождения.
Образование:
- общее – неполное среднее: в 1933 году закончил восемь классов общеобразовательной школы;
- авиационное профессиональное: предположительно, в 1934 году – пилотскую школу Казанского аэроклуба Центрального совета Осоавиахима Татарской АССР;
- военное: 6 ноября 1936 года – 3-ю (Оренбургскую) военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей по специальности «Лётчик».
На военной службе с 5 августа 1935 года и по 30 декабря 1959 года, в том числе с 1 февраля 1947 года – в авиации пограничных войск:
- с 5 августа 1935 года и по 6 ноября 1936 года – курсант 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. По выпуску в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания лейтенант;
- с 6 ноября 1936 года и по 5 октября 1938 года – пилот в строевых частях ВВС Красной Армии;
- с 5 октября 1938 года и по 1 февраля 1947 года – представитель постоянного состава ряда военно-учебных заведений ВВС Красной Армии: последовательно – лётчик-инструктор, командир звена (15 ноября 1941 года) и командир отряда, при этом с 1942 года – в столице Чувашии городе Чебоксары в стенах 14-й военной авиационной школы пилотов первоначального обучения Московского военного округа. В последнем качестве с 27 октября и по 28 ноября 1943 года – на боевой стажировке в составе 993-го ночного бомбардировочного авиационного (впоследствии – Будапештский ордена Богдана Хмельницкого) полка 262-й ночной бомбардировочной авиационной Лозовской (впоследствии – вдобавок Краснознамённая ордена Кутузова) дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта в должности лётчика. По состоянию на август 1945 года состоял в звании старшего лейтенанта;
- с 1 февраля 1947 года – в авиации пограничных войск, при этом до 19 сентября 1956 года – в должности заместителя командира эскадрильи: последовательно – на Камчатке, в эстонском городе Пярну, а с 1951 года – в дислоцировавшемся в Одессе 8-м отдельном авиационном полку пограничных войск, где в свою очередь 19 сентября 1956 года возглавил эскадрилью самолётов По-2, Ан-2 и Ae-45S «Super Aero».
Военную присягу принял 7 ноября 1939 года.
Последнее воинское звание в период военной службы – «майор»: присвоено приказом МВД СССР за № 779 от 29 июня 1948 года.
К зиме 1959/1960 гг. являлся инструктором парашютного спорта, лично совершившим двести прыжков с парашютом.
В запас Вооружённых Сил уволен приказом КГБ при Совете Министров СССР за № 693 от 7 декабря 1959 года по пункту «А» 59-й статьи Положения о прохождении военной службы «с правом ношения военной формы одежды».
На воинском учёте состоял в Ленинском РВК столицы Татарстана городе Казани.
Являлся кавалером многочисленных государственных и ведомственных наград, в том числе:
- ордена Красного Знамени за № 418598 (Орденская книжка № 095210): награжден в 1955 году за выслугу в 20 лет);
- ордена Отечественной войны 2-й степени за № 4370511 (Орденская книжка № Б-554386): удостоен как здравствующий ветеран-фронтовик весной 1985 года);
- ордена Красной Звезды за № 289965 (Орденская книжка № 095210): награжден в 1950 году за выслугу в 15 лет;
- ордена «Знак Почёта» за № 21092 (Орденская книжка № 095210): награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 года «за образцовое выполнение заданий командования Красной Армии в деле подготовки лётных кадров»;
- медали «За боевые заслуги» за № 1596603 (удостоверение № 033048): награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 223/115 от 6 ноября 1945 года – за выслугу в 10 лет;
- медали «За отличие в охране государственной границы СССР» (удостоверение № 001587): награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1954 года;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен 17 августа 1945 года;
- медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1965 году;
- медали «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1975 году;
- медали «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен в 1985 году;
- медали «XXX лет Советской Армии и Флота»: удостоен в 1948 году;
- медали «40 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1958 году;
- медали «50 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1968 году;
- медали «60 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1978 году;
- медали «70 лет Вооружённых Сил СССР»: удостоен в 1988 году;
- наградного знака Министерства обороны СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»: удостоен в 1970 году.
Скончался 9 января 1994 года. Похоронен в Казани.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Снимки из семейного альбома М.К. Гизатова (сканировано Юрием Николаевичем Антоновым – мои проживающим в Одессе коллегой):

На фоне учебного самолёта марки «У-1» – лётчики-инструкторы, в том числе крайним справа стоит лейтенант М.К. Гизатов.


Не ранее осени 1940 года, М.К. Гизатов (он крайний слева) в кругу сослуживцев, состоявших, как он и он сам, в звании лейтенанта. Сам М.К. Гизатов и один из сослуживцев – в уже формально упразднённых будёновках, а тот, который в центре, – в новоучреждённой в ВВС фуражке.


Конец 1940-х гг., Камчатка, в центре – капитан М.К. Гизатов, а слева – лёчтик М.П. Баранов.


С другом и его сыном на борту военного По-2.Так тогда лечили от коклюша – воздушными прогулками на свежем воздухе!


В погонах капитана.


В кругу сослуживцев, двое из которых, как и сам майор М.К. Гизатов (он второй справа), облачены в повседневную форму советских ВВС образца 1949 года вне строя, но только они представители наземных служб пограничной авиации, на что указывает факт отсутствия в тулье пилотской «птички», а также наличие звёздочки вместо авиационной кокарды в околыше.


В паре со своим авиатехников.


1950-е годы, Гидропорт Одессы, майор М.К. Гизатов в кабине чехословацкого Ae-45S «Super Aero».


1950-е годы, Гидропорт Одессы, во главе экипажа военного Ан-2 – майор М.К. Гизатов.


Декабрь 1959 года, прощальное коллективное фото офицеров 8-го отдельного авиационного полка пограничных войск КГБ при Совете Министров СССР, увольняющих в запас в рамках хрущовского сокращения численности Вооружённых Сил СССР. Первый ряд (слева направо): 2-й – А.И. Рубежанский, за ним – Н.М. Соколов, Л.И. Евсеев, В.Т. Бондаренко, А.С. Савиных, М.К. Гизатов и Н.С. Нижников. Стоят (слева нправо): 2-й – С.Ф. Волков, за ним - П.С. Исаков, 5-й – М.П. Мягконосов, 7-й – Б.М. Виноградов, 9-й – И.И. Дудник.

Сканы со страниц Удостоверения офицера запаса:
         

Награды и символы ратной доблести:
         
« Последнее редактирование: 24 Марта 2020, 12:26:02 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #28 : 23 Марта 2020, 22:13:08 »
Предвоенный период, N-е военные городки пограничников-авиаторов:
 

Трофейный двухмоторный транспортный немецкий самолёт Зибели «Si-204D» на службе в советской пограничной авиации в послевоенный период:
         
« Последнее редактирование: 28 Июня 2020, 10:35:45 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #29 : 21 Мая 2020, 10:36:07 »
Легендарный Алексей Петрович Маресьев (20.05.1916-18.05.2001) как прославленный лётчик и Герой Отечества оказался связанным судьбой не только с оборонным ведомством. Так, его имя значится в списке выпускников пилотской школы осоавиахимовского аэроклуба города Комсомольска-на-Амуре: будущий человек-легенда в тексте документа под № 710. Представленные здесь сканы сделаны мною с текста приказа по ВВС РККА за № 121 от 9 мая 1938 года – документа, на основании которого выпускникам аэроклубов авиации Осоавиахима СССР в зависимости от их специализации в период учёбы были присвоены звания «пилот запас» и «авиамеханик запаса».
Из биографии легендарного лётчика-Героя Алексея Петровича Маресьева следует, что он, будучи призванным осенью 1937 года из города Комсомольск-на-Амуре в качестве пилота запаса, был направлен проходить срочную службу на остров Сахалин – в ряды личного состава 12-го авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР. Однако в 1938 году его из пограничной авиации откомандировали на учёбу в 30-ю Читинскую школу военных пилотов РККА…
В связи со службой в войсках правопорядка и безопасности А.П. Маресьев официально внесён как в список Героев Советского Союза из числа воспитанников системы отечественного МВД, так и в список Героев Советского Союза из числа воспитанников Пограничной службы ФСБ России…


Имя легендарного Алексея Петровича Маресьева (он под № 710) в тексте приказа по ВВС РККА за № 121 от 9 мая 1938 года:


 

1934-1937 гг., город Комсомольск-на-Амуре, Алексей Петрович Маресьев (он в центре) среди товарищей. Оригинал хранится в фондах Муниципального учреждения культуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края «Городской краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 7406109; номер по ГИК (КП) – КП ОФ-2.
« Последнее редактирование: 21 Мая 2020, 10:41:36 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #30 : 16 Августа 2020, 20:36:31 »


В период с 31 декабря 1946 года и по 20 апреля 1947 года в Одесском гидропорту (берег Хаджибейского лимана) на основании приказа МВД СССР за № 00125 от 11 декабря 1946 года и изданного в его во исполнение приказа начальника Управления пограничных войск МВД Молдавского округа за № 0078 от 31 декабря 1946 года была сформирована 11-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск МВД СССР, при этом костяк данной новой в/ч составил личный состав расформированной Школы авиационных механиков пограничных войск МВД СССР. Первый командир части – подполковник Алексей Арсентьевич Шестов, замполит – майор Тарханов, начальник штаба – майор Воробьёв.
Сразу вскоре после создания 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск МВД СССР её с инспекционной целью посетил начальник Лётной инспекции МВД СССР генерал-майор авиации Илья Михайлович Чупров.



Весна 1947 года, группа военнослужащих ново формирующейся в Одесском гидропорту 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск МВД СССР:


Весна-лето 1947 года, визит в 11-ю отдельную авиационную эскадрилью пограничных войск МВД СССР начальника Лётной инспекции МВД СССР генерал-майора авиации Ильи Михайловича Чупрова:
   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #31 : 06 Мая 2021, 17:17:02 »
ФИЛИПЕНКО Георгий Фёдорович, ветеран советских ВВС, в том числе и авиации пограничных войск.
Родился в 1916 году. Украинец. Рабочий. Беспартийный.
Образование:
- общее – среднее;
- военное: в предвоенный период закончил некую авиашколу, но правильно, надо полагать, – Школу младших авиационных специалистов.
В армию призван осенью 1936 года с направлением в авиацию пограничной охраны/пограничных войск НКВД СССР, где впоследствии – Врио младшего авиатехника дислоцировавшейся в столице Узбекистана городе Ташкенте 8-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР – в/ч, находившейся в оперативном подчинении у командования Управления пограничных войск НКВД СССР Среднеазиатского округа, старшина по воинскому званию.
К осени 1941 года, судя по всему, отбывал наказание в одной из исправительно-трудовых колоний из числа дислоцировавшихся в Чулымском районе Новосибирской области, откуда в свою очередь через Чулымский РВК был направлен на пересмотр дела в суд Военного трибунала Томского военного гарнизона.
По одним данным, 19 ноября 1941 года озвученным выше Военным трибуналом направлен в ряды переменного состава Томского военно-пересыльного пункта, откуда в свою очередь в тот же день, 19 ноября 1941 года, был откомандирован в расположенный на окраине Новосибирска авиагарнизон «Тарново» – в распоряжение командира 19-го запасного истребительного авиационного полка ВВС Сибирского военного округа, а по другим, в Томский ВПП прибыл 5 ноября 1941 года из Чулымского РВК Новосибирской области, а 9 декабря 1941 года убыл в Новосибирск – в распоряжение Отдела кадров СибВО для получения назначения на должности среднего начсостава наземных служб авиации. Источники – ЦАМО: ф. «Томский ВПП», оп. 920579, д. 3, л. 18; ф. «Томский ВПП», оп. 920579, д. 4, л. 42.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #32 : 02 Августа 2021, 16:40:01 »
1947 год, «Скорынин Юрий Павлович – военнослужащий 1-й парашютной роты погранвойск МВД СССР». Оригинал хранится в фондах Государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области «Уральский государственный военно-исторический музей»: номер в Госкаталоге – 11191418; номер по ГИК (КП) – МКГ 2690/1; инвентарный номер – Ф-1145/1.
« Последнее редактирование: 09 Марта 2022, 14:59:42 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #33 : 17 Февраля 2022, 17:04:51 »
От Антона Саломатина, проживающего в Москве летописца отечественной авиации:
- Из советской прессы за 1936 год: «Экипаж самолёта По-2 в составе лётчика С. Галущака и техника В. Потапова во время выполнения задания по охране границы обнаружил обрыв амортизатора лыжи самолёта. Посадка с такой лыжей грозила неминуемой катастрофой. В этих условиях экипаж принял решение устранить поломку в воздухе. Техник Потапов, рискуя собственной жизнью, вылез из кабины и, борясь с силой ветра, поставил лыжу в горизонтальное положение. Лётчик Галущак мастерски произвел посадку на свой аэродром и тем самым спас жизнь экипажа и сохранил самолёт. За умелые и отважные действия оба члена экипажа были награждены орденом Красной Звезды».
Напомню, что лётчик Сергей Макарович Галущак – выпускник 8-й (Одесской) военной школы лётчиков, а Василий Алексеевич Потапов – 2-й (Вольской) объединённой военной школы лётчиков и авиационных техников.
 

Сергей Макарович Галущак по состоянию на 1930-е и 1950-е гг.:
 

Сведения на Сергея Макаровича Галущака с сайта Министерства обороны РФ памятьнарода.ру:
 

«БЕЛЯЕВ Константин Тимофеевич (1910-1941), командир авиационной эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР, старший лейтенант.
Родился 27 декабря 1910 года в Казахстане – в районном городе Челкар Актюбинской области.
Выпускник 1933 года 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
С 9 января 1934 года и по 26 февраля 1940 года – представитель лётно-подъёмного состава харьковского военно-учебного заведения войск НКВД СССР.
С 26 февраля 1940 года и по 2 апреля 1941 года – представитель лётно-подъёмного состава алма-атинской 3-й отдельной авиационной эскадрильи Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР.
Погиб 7 декабря 1941 года».
 

«ОРЕЩЕНКОВ Сергей Парфёнович (1913-1941), пилот истребительного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР, лейтенант.
Родился 16 октября 1913 года в деревне Фёдоровское Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области. Русский. Рабочий из рабочих: слесарь по гражданской специальности. Член ВЛКСМ с 1930 года: комсомольский билет образца 1938 года № 0556943. Был женат: супруга – Орещенкова (в девичестве – Глущенко) Софья Григорьевна 1914 года рождения.
Образование:
- общее – начальное в объёме шести классов;
- профессиональное: закончил Фабрично-заводское училище по специальности «слесарь»;
- военное: 10 ноября 1938 года – Харьковское военное училища пограничных и внутренних войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
С 4 ноября 1934 года состоял на военной службе в войсках чекистского ведомства.
Погиб 27 ноября 1941 года при выполнении боевого задания».
В допризывной период молодой рабочий Сергей Парфёнович Орещенков, являясь активистом Осоавиахима, успешно выдержал испытания на право ношения значка «Ворошиловский стрелок»:


В допризывной период молодой рабочий Сергей Парфёнович Орещенков, являясь активистом Осоавиахима, успешно выдержал испытания на право ношения значка «Ворошиловский стрелок»:


Хранящиеся в Центральном пограничном архиве ФСБ России персональные Учётно-послужные карточки лейтенанта Сергея Парфёновича Орещенкова:
     

«ПРОКОПЧИК Александр Иванович (1909-1938), флаг-штурман 11-го авиационного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных и внутренних войск НКВД Дальневосточного округа, старший лейтенант.
Родился 3 ноября 1909 года.
Выпускник февраля 1933 года – 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей.
Трагически погиб 3 августа 1938 года в авиакатастрофе, которая произошла в ходе эвакуации из прифронтовой полосы двух советских воинов, тяжело раненых в боях в районе озера Хасан с японцами».
   
« Последнее редактирование: 09 Марта 2022, 14:40:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 617
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #34 : 31 Июля 2022, 14:53:32 »
Ветеран пограничной авиации:

Герой Советского Союза гвардии подполковник Николай Куприянович Дилигей. Это единственное фото офицера, которое имеется в семье его внука Павла Буяновского.

ДИЛИГЕЙ Николай Куприянович (1911-1945), Герой Советского Союза (1944) из числа воспитанников системы отечественного МВД и пограничных войск, участник боёв за Восточную Пруссию, лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса Особого военного округа, гвардии подполковник.
Родился 24 октября (по другим данным – декабря) 1911 года на Украине – в селе Комыны Шепетовского района Хмельницкой области. Украинец. Из крестьян. Член ВКП(б) с 1941 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: в конце 1920-х гг. – школу-семилетку;
- военное; в ноябре 1935 года – два курса 4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск ОГПУ, а в декабре 1937 года – авиационное отделение Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского.
До призыва в армию трудился на родине сначала лесорубом, а затем в качестве сотрудника милиции в украинском районном городе Изяслав.
В армию призван в октябре 1932 года Изяславским РВК на тот момент времени Винницкой области Украинской ССР, а теперь современной Хмельницкой области Украины с направлением в войска правопорядка и безопасности, при этом в октябре 1932-декабре 1933 года – военнослужащий некоего 54-го полка войск ОГПУ, в том числе с января 1933 года – курсант Школы младшего начсостава (она же – полковая школа). Вероятней всего, речь в данном случае идёт последовательно вот об этой в/ч, сформированной в ноябре-декабре 1932 года в украинском Днепропетровске (ныне – Днепр): с 4 ноября по 29 декабря 1932 года – 8-й железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР; с 29 декабря 1932 года и по 28 июля 1934 года – 28-й Днепропетровский железнодорожный полк войск ГПУ Украинской ССР, а с 28 июля 1934 года и по 23 февраля 1936 года – 54-й Днепропетровский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД CССР.
В декабре 1933-ноябре 1935 года – курсант 4-й (Саратовской) военной школы пограничной охраны и войск ОГПУ/4-й (Саратовской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР.
В ноябре 1935-декабре 1937 гг. – курсант авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского/Харьковского военного училища пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского. При этом с ноября 1935 года – в статусе сверхсрочника. По выпуску был произведён в лейтенанты.
В январе 1938-феврале 1941 гг. – младший лётчик 3-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Казахской ССР.
С февраля 1941 года – начальник пограничной заставы 20-го Славутского пограничного отряда войск НКВД СССР Управления пограничных войск НКВД ССР Украинской ССР и в данном качестве – непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут.
С конца июня и до осени 1941 года в связи с переформированием 20-го Славутского пограничного Краснознамённого отряда войск НКВД СССР в 20-й мотострелковый Краснознамённый полк войск НКВД СССР – командир роты в последнем. И в данном качестве – в боях по героической обороне столицы Украины города Киева: лейтенант И.К. Дилигей «с 22 июня по 1-е сентября 1941 г. находился в наземных войсках в должности командира стрелковой роты, где показал себя мужественным командиром, героически сражаясь против фашистской армии». Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 59 и 60.
1 сентября 1941 года был откомандирован из войск НКВД СССР в распоряжение Отдела кадров ВВС Харьковского военного округа, откуда в свою очередь в 20-х числах всё того же сентября 1941 года был направлен в город Рязань – к месту формирования в авиагарнизоне «Дягилево» ВВС Московского военного округа вооружённого новейшими на тот момент времени самолётами Миг-3 10-го истребительного авиационного полка. Принятая в 10-м полку должность – штурман части и тогда же, как надо полагать, был произведён в старшие лейтенанты.
Вновь в действующей армии с 25 октября 1941 года, в том числе по 16 февраля 1942 года включительно – в рядах однополчан по озвученному выше 10-му авиаполку в составе сил ВВС Калининского фронта. И, в частности, по состоянию на 4 ноября 1941 года уже имел на лицевом счету 18 боевых вылетов общей продолжительностью в 18 часов 30 минут: «Успешно выполнял боевые задания по штурмовке войск противника, прикрытию железнодорожных объектов и сопровождению бомбардировщиков. Отличный лётчик, любит своё дело», – за что на основании приказа по войскам Калининского фронта за № 073 от 29 декабря 1941 года был удостоен ордена Красной Звезды, который в свою очередь стал тогда самой первой по счёту государственной наградой в судьбе этого боевого лётчика. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 162, лл. 6, 8, 59, 60 и 60об.
По состоянию на 24 декабря 1941 года произвёл уже 72 боевых вылета, «из них: на прикрытие железной дороги Рязань – Кашира – 17, на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Лихославль – Калинин – 20, сопровождение бомбардировщиков – 4, разведка войск и техники противника в районах Калинин – Старица – Пушкино – 4 и на штурмовку войск и техники противника на дороге Калинин – Старица – Пушкино – Клин – 27 боевых вылетов». В ходе же всех этих перечисленных выше штурмовых ударов офицер Н.К. Дилигей «лично уничтожил: немецких солдат и офицеров – 125; автомашин с боеприпасами и продовольствием – 34, подвод с разными военными грузами – 7. Провёл один воздушный бой – сбил лично один самолёт противника типа Ме-110».
16 февраля-17 марта 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе и переобучении на машины марки «ЛаГГ-3» на авиагарнизона «Сейма» ВВС Московского военного округа.
С 19 марта по 7 июля 1942 года – в рядах личного состава 10-го истребительного авиационного полка в составе сил ВВС 52-й армии (II ф) последовательно Волховского фронта (I ф), Волховской группы войск Ленинградского фронта и Волховского фронта (II ф), при этом непосредственно в боях – с 8 апреля по 22 июня 1942 года. В данный период «произвёл 65 боевых вылетов, из них: на прикрытие наземных войск непосредственно на поле боя – 43, сопровождение бомбардировщиков – 8 и на разведку движения войск противника по дорогам Чудово – Любань – 9 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 3 самолёта противника типа Ю-88 (=2), Хе-113 (=1), которые упали: Ю-88 – в районе северо-западнее 5 км Спасская Полисть, второй Ю-88 – в районе 3 км северо-западнее д. Пятница и Хе-113 – в районе 2 км севернее Финнов Лу, что подтверждают наземные войска ми лётчики, действовавшие в группе [с офицером Н.К. Дилигеем]». Плюс один Ме-109 был им сбит в группе.
С 9 июля 1942 года – в составе всего 10-го истребительного авиационного полка на отдыхе в авиагарнизоне «Кинешма», что в Ивановской области. Здесь, начиная с 1 августа 1942 года, на базе 2-го отдельного авиационного полка 6-й отдельной запасной авиационной бригады ВВС Московский военного округа происходил процесс переучивания личного состава 10-го авиаполка на американские машины марки «Харрикейн».
В период со 2 по 20 ноября 1942 года офицер-лётчик Н.К. Дилигей – в боях и сражениях на Северо-Западном фронте в составе истребительной авиации 6-й воздушной армии, но занимаемая должность и точное место службы – пока неизвестны. В данный период «произвёл 11 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков – 7, разведка войск противника – 1, прикрытие станции Пола-2 и на штурмовку войск противника – 1 боевой вылет: в результате неожиданного налёта… уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров и 5 машин».
Предположительно, к осени 1943 года – уже в звании «Гвардия».
С 4 октября 1943 года – вновь в составе действующей армии: до 16 апреля 1944 года – штурман 9-го истребительного авиационного Ярославского полка 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии 7-го истребительного авиационного (впоследствии – Львовский) корпуса 5-й воздушной армии последовательно Степного и (с 20 октября 1943 года) 2-го Украинского фронтов; по состоянию на январь 1944 года – уже гвардии майор по воинскому званию.
В данный период воевал в качестве ведущего групп, виртуозно пилотируя американский самолёт Р-39 «Аэрокобра», и как гласят архивные документы, в период с 7 октября 1943 года и по 17 января 1944 года включительно «произвёл 24 успешных боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск на поле боя и переправ через реку ДНЕПР – 17, сопровождение бомбардировщиков – 3, разведка войск противника – 3 и вылет на перехват разведчиков – 1 (в результате этого вылета гвардии майор ДИЛИГЕЙ сбил его [то есть вражеский самолёт-разведчик]. Провёл 15 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов типа: 4 – Ме-109, 4 – Ю-88, 2 – ФВ-189, 1 – ФВ-190…».
Приказом по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта № 057/н от 15 декабря 1943 года был удостоен второго боевого ордена – на сей раз Красного Знамени. Эта награда – «за 4 лично сбитых самолёта противника типа: 1 Ме-109, 2 Ю-88 и 1 ФВ-189».
Особенно ярко отличился в бою 7 января 1944 года: «8 самолётов «Аэрокобра» под командованием гвардии майора ДИЛИГЕЯ прикрывала наземные войска на поле боя в районе города Кировограда. При подходе к цели было встречено 8 самолётов противника типа Ме-109. Гвардии майор ДИЛИГЕЙ, умело командуя группой, смело и решительно вступил в бой, в результате… сбито 7 самолётов Ме-109; в этом бою гвардии майор ДИЛИГЕЙ лично сбил 1 самолёт противника. Восьмой самолёт гвардии майор ДИЛИГЕЙ загнал на свой аэродром, но получив по радио приказ «Уничтожить», этот самолёт сбил. Наша группа без потерь возвратилась на свой аэродром».
1 февраля 1944 года командованием 304-й истребительной авиационной Черкасской Краснознамённой дивизии за все подвиги, совершённые в совокупности за период, начиная с 10 октября 1941 года, был представлен к присвоению высокого Звания «Герой Советского Союза». Эти подвиги по состоянию на 1 февраля 1944 года в обобщённом виде выглядят так: произвёл 172 боевых вылета и, в том числе, 23 из них – на штурмовку войск и техники противника. Впечатляют и итоги этих штурмовок: уничтожено до 145 вражеских военнослужащих, 46 единиц транспортных средств (в раскладе – 39 автомашин и 7 подвод) с военными грузами, один склад боеприпасов и два полевых артиллерийских орудия. Кроме того, гвардии майор Н.К. Дилигей провёл 23 воздушных боя, в ходе которых лично сбил 15 фашистских самолётов: по четыре каждой из марок – Ме-109 и Ю-87; по два каждой из марок – Ю-88 и ФВ-189; по одному из каждой марок – Ме-110, Хе-113 и ФВ-190. Плюс ещё три самолёта (два Ю-88 и один Ме-109) уничтожены им были в составе группы.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года. С этого момента – и кавалер ордена Ленина.
Строки из служебной характеристики на гвардии майора Н.К. Дилигея фронтовой поры: «Беззаветная преданность Родине воспитала у гвардии майора Дилигея лучшие качества воздушного бойца. Смелость и умение принесли ему успех в боях против гитлеровских захватчиков. За образцовое выполнение боевых заданий он награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, за мужество и умение в боях под Кировоградом ему присвоено Звание Героя Советского Союза».
16 апреля 1944-30 января 1945 гг. – командир 508-го (с 27 октября 1944 года – 213-го гвардейский) истребительного авиационного полка 205-й (с 27 октября 1944 года – 22-й гвардейская) истребительной авиационной Кировоградской дивизии 7-го (с 27 октября 1944 года – 6-й гвардейский) истребительного авиационного Львовского корпуса, которые последовательно входили в состав сначала 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, а затем 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В качестве справки: на день Победы данная в/ч – 213-й гвардейский истребительный Одерский орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационный полк 22-й гвардейской истребительной авиационной Кировоградской ордена Ленина Краснознамённой ордена Кутузова дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Суворова корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
С должности командира полка был снят 30 января 1945 года приказом комкора-6 за упущения в службе, при этом основная мотивация – обвинения в злоупотреблении при сборе трофеев.
С апреля 1945 года – лётчик-инспектор по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса 3-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В послевоенный период проходил службу в Кёнигсбергском авиагарнизоне, оставаясь по-прежнему в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 11-го истребительного авиационного Кёнигсбергского корпуса.
Трагически погиб 3 октября 1945 года при исполнении служебных обязанностей в результате авиакатастрофы. Однако, согласно явно что ошибочным сведениям, оглашённым в открытой печати в 1970-х гг. Политуправлением пограничных войск КГБ СССР, датой смерти офицера-Героя якобы является 22 августа 1946 года.
Однополчанами был похоронен в Кёнигсберге (ныне – Калининград), на братском воинском кладбище, находившемся по улице Гамер-вег (ныне – Проспект Мира). На могиле была установлена массивная мраморная стела, а по периметру – узорчатая ограда из кованного железа.
В настоящий момент официально значится похороненным на воинском мемориале, расположенном в современно городе Калининграде на углу проспекта Мира и улицы Энгельса. Однако на скрижалях почему-то обозначен как майор, а не гвардии подполковник. Дата же гибели вообще отсутствует.
При жизни, помимо медали «Золотая Звезда», являлся также кавалер четырёх орденов и, возможно, нескольких медалей. Вот список известных наград:
- орден Ленина – с 1 июня 1944 года;
- два ордена Красного Знамени, в том числе первым из них награждён на основании приказа по войскам 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта за № 057/н от 15 декабря 1943 года;
- орден Красной Звезды: награждён приказом по войскам Калининского фронта № 073 от 29 декабря 1941 года.
Медали, на награждение которых гвардии подполковник Н.К. Дилигей де-юре имел право при жизни, но неизвестно был ли их удостоен: «За боевые заслуги» (не ранее осени 1944 года – за выслугу лет), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1942 гг.» и «За взятие Кёнигсберга».
Дважды увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо», но оба раза с ошибочным указанием, что на момент якобы гибели являлся военнослужащим некоего мифического 508-го истребительного авиационного полка: 1) т. 3 стр. 34, но почему-то как Делигей Николай Константинович, а не Дилигей Николай Куприянович; и 2) т. 20 стр. 94.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Сканы со страниц 16 и 17 журнала МВД России «Милиция» № 5 за май 2007 года:
 

Представление к Званию Героя Советского Союза:
 

Так выглядела могила Героя Советского Союза гвардии подполковника Николая Куприяновича Дилигея по состоянию на конец 1940-х:
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »