Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Авиация пограничных войск  (Прочитано 21752 раз)

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 027
Авиация пограничных войск
« : 28 Сентября 2008, 21:35:11 »
ЕНИН Николай Евгеньевич.
Родился в декабре 1906 в д. Кайлы Ояшинского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский. Образование низшее.
В 1918 окончил 3 класса сельской школы (д. Кайлы). До 1925 работал в хозяйстве отца. С декабря 1925 курьер на Новосибирской центральной электростанции, с марта 1926 – арматурщик в строительном отделе (г. Новосибирск). С октября 1926 – забутовщик на Центральной шахте, с сентября 1927 – стрелок ВОХР на руднике Кемеровского шахтоуправления.
С ноября 1928 красноармеец учебного пункта, с февраля – курсант полковой школы, а с ноября 1929 – командир отделения учебного пункта 2-го кавалерийского полка войск ОГПУ (г. Хабаровск). С февраля 1930 командир отделения 55-го пограничного отряда ОГПУ Забайкальского округа (с. Джалинда). С февраля 1931 курсант младшего курса, а с мая 1932 – старшего курса 1 Ленинградской пограншколы ОГПУ. С ноября 1932 курсант 2 Борисоглебской военной школы летчиков РККА. С 17.12.1933 командир авиазвена 15 отдельного авиаотряда войск ОГПУ/НКВД Северо-Кавказского округа. С декабря 1938 слушатель Липецких высших курсы усовершенствования ВВС РККА. С сентября 1939 командир 9 отдельной авиаэскадрильи войск НКВД (ст. Белая). С 12.06.1945 (154) командир 8 отдельного авиаполка ПВ НКВД/МВД Хабаровского округа. Принимал участие в боевых действиях против Японии.
С 5.06.1946 (119-6.06) помощник начальника 1 Отдела по авиации штаба УКПВ МВД Хабаровского округа. С 10.10.1947 врид командира, а с 24.04.1947 – командир 3 авиаэскадрилии УПВ МВД Хабаровского округа. С 22.07.1950 помощник начальника 1 Отдела по авиации штаба УПВ МВД Сахалинского округа. С 10.10.1950 помощник, а с 7.08.1953 – заместитель начальника 2-го Отдела по авиации, с 25.03.1954 – заместитель начальника 1 Отдела по авиации штаба УПВ МГБ/МВД Туркменского округа.
20.09.1955 (1191) уволен в запас МО по болезни с правом ношения военной формы одежды.
Член ВКП(б) с марта 1930, п/б № 0639964.
Награжден орденами: Отечественной войны 1 степени (2.09.1945), 2 – Красной звезды (3.11.1944; 13.10.1945), медалями: «За победу над Германией» (9.05.1945), «За победу над Японией» (30.09.1945), «ХХХ лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948).
Подполковник (1372-29.11.1945), полковник (7559-15.12.1952).
Жена: Енина Ольга Константиновна, 1913 г/р.
Дочери: Светлана, 1935 г/р; Ирина, 1938 г/р; Виктория, 1943 г/р.
Сын: Николай, 1946 г/р. Л/д № 32653.авторство не мое.
« Последнее редактирование: 24 Ноября 2017, 14:44:30 от Sobkor »
Записан

Листопад

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 658
  • Игнатенко Юрий Евгеньевич
    • WWW
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #1 : 14 Апреля 2009, 14:05:52 »
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/iap11p.dat
РГВА Фонд №386529 Ар.ед.11 Лист138-139
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА СССР
УПРАВЛЕНИЕ ОСОБЫХ ОТДЕЛОВ
г. Москва № 55120 30 февраля 1942 года
НАЧАЛЬНИКУ ВОЙСК НКВД СОЮЗА СССР генерал-майору тов. Аполлонову
В 6-й отдел Управления ОО НКВД СССР поступили данные о том, что летчик истребительного авиаполка погранвойск НКВД ст. л-нт СТАРЧЕНКО проявляет трусость, уклоняется от боя и создает среди летчиков отрицательные мнения о самолете  МИГ-3.
Оценивая качество самолета МИГ-3, Старченко говорит: «Не надо забывать, что мотор может в любую минуту подвести, а потом зачем рисковать собой – бей самолет, а  сам оставайся жив. Короче говоря, чем меньше летаешь, тем больше проживешь. Поэтому летать я не очень тороплюсь».
За Старченко отмечались отрицательные настроения. В разговоре с летчиком по поводу применения тактики тарана героями-летчиками  ВВС Красной Армии Старченко заявил: «Я считаю , что эти летчики такие которые имеют много перцу  мало рассудительности. Надо быть осторожным с противником и не рисковать собой, тогда наверняка будешь жив, а жить хочется, так как у меня есть семья. Надо при трудном положении выходить из боя».
16.ХI.41 г. Старченко имел воздушную встречу с неприятельским самолетом «Ю-88» , но в бой не вступил.
В связи с тем, что истребительный авиаполк должен в ближайшее время выполнить задачу штурмовки живой силы противника ст. л-нт Старченко, несмотря на то, что отлично летает на самолете МИГ-3, заявил, что самолет МИГ-3 ему не нравится и поэтому летать на нем не будет.
29 декабря с.г. Старченко подал рапорт на имя командования с просьбой перевести его на пассажирский самолет ПР-5 , так как он боится летать на МИГ-3 и не уверен в благополучном исходе полета.
На предупреждение командира авиаполка майора Емельянова, что Старченко должен лететь на фронт, последний заявил:  «Ваше дело я вам напишу, а Вы тогда смотрите».
Усматривая в последнем угрозу преступных намерений Старченко временно от полетов отстранен.
Зам. начальника 6 отдела Упр. ОО НКВД СССР капитан госбезопасности Юхимович.

РГВА: ф. 386529, д. 11, л. 140.
Зам. начальника 6 отдела Упр. ОО НКВД СССР
капитану госбезопасности Юхимовичу
В ответ на Ваше письмо № 55120 от 30 декабря 1941 г. сообщаю , что командование 1-й авиаэскадрильи истребительного авиаполка НКВД летчика ст. л-та Старченко Владимира Петровича  характеризует идеологически устойчивым , хорошо знающим новую материальную часть и грамотно ее эксплуатирующим, на самолете МИГ-3 летает хорошо.
Его просьбу перевести на самолет ПР-5 командование полка не удовлетворило, оставив работать на самолете МИГ-3.
Зам. наркома внутренних дел Союза ССР генерал-майор Аполлонов
14 февраля 1942 г. 17\127

Возможно, это на него Наградной лист:
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/046/033-0682526-0835/00000087.jpg&id=16730866&id=16730866&id1=091d4a559b3db5401d34e74d8caefee0
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/046/033-0682526-0835/00000088.jpg&id=16730867&id=16730867&id1=1a54e269241c5c95856cdf8b8de1bf88
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:12:12 от Sobkor »
Записан
С уважением .Здоровья , мира и добра

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #2 : 15 Декабря 2010, 13:18:57 »
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/005/058-0977520-0382/00000230.jpg&id=60685944&id=60685944&id1=0fb3aea52c29e4f6cf6c5e27ded5762b второй сверху: не вернувшейся с войны боец 9-й отдельной авиационной эскадрильи Управления пограничных войск НКВД Забайкальского округа Попов Николай Григорьевич. В Книге Памяти пограничников не значится.

Номер записи в ОБД – 55152045. Стреков Борис Алексеевич. http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/004/058-0018002-0449/00000428.jpg&id=55152024&id=55152024&id1=9dfe0a68242d7a44d51e4f6a95a78757

Номер записи в ОБД – 272058954.
Кузнецов Михаил Георгиевич 02.10.1922 г.р., уроженец города Новороссийска Краснодарского  края.
Место службы – «16-я специальная пограничная эскадрилья, Бельцы (Бессарабия)», лейтенант. 22.08.1942 года пленён противником под Уманью. Лагерный номер – 82638. Погиб в концлагере СС «Аушвиц». Источник – ЦАМО: Картотека военнопленных офицеров.


Интересное место службы – «16-я специальная пограничная эскадрилья, Бельцы (Бессарабия)».
Да и сочетание звания и должности тоже интересные – в «механик самолёта» в звании лейтенанта. Авиамеханики – это рядовой и старшинский состав, а лейтенант может быть лишь старшим техником самолёта, так называемым «командиром технического экипажа». И ещё насчёт звания: на начало войны лейтенант в неполные 19 лет?
« Последнее редактирование: 04 Января 2019, 14:28:16 от Sobkor »
Записан

Александр Осиев

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 46
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #3 : 14 Апреля 2011, 20:07:45 »
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) ОБ АВИАОТРЯДАХ НКВД
29 июля 1939 г.
Утвердить предложение НКВД о проведении следующих  мероприятий:
1. Тбилисский, Грозненский, Киевский авиаотряды расформировать.
2. Остальные авиаотряды и эскадрильи переформировать в авиаэскадрильи 12-самолетного состава, объединив их в авиабригаду пограничных войск НКВД.
3. Минскую авиаэскадрилью перебазировать в Коктебель.
4. Приступить к изысканиям и строительству баз и помещений в Мурманске, Архангельске, Геленджике, Порт-Ильиче, Ногаево, Николаевске-на-Амуре, с тем, чтобы в 1941 г. сформировать 6 новых эскадрилий.
5. Расформировать авиаотдел Харьковского военного училища.
6. Установить численность пограничной авиации на 1939 г.:
- самолетов – 115, личного состава – 2800 человек;
на 1941 г.:
- самолетов – 245 и личного состава – 4400 человек.
7. Отменить пункт 3 постановления Комитета Обороны при СНК СССР от 13 июня 1937 г. о содержании на летной работе 2500 летчиков резерва ввиду недостаточной материальной базы пограничной авиации.
8. Утвердить постановление президиума Центрального совета Осоавиахима от 22 июня 1939 г. о передаче НКВД Коктебельского аэродрома с жилыми и служебными помещениями.
9. Обязать ВВС РККА принять в строевые части остающийся за штатом летно-технический состав.
10. Обязать Народный комиссариат Военно-Морского Флота СССР и Народный комиссариат обороны, начиная с 1941 г., обеспечивать потребность по заявкам Главного управления  пограничных войск НКВД СССР летно-техническими кадрами.
Секретарь ЦК ВКП(б).
Источник – ЦА ФСБ России. Документ опубликован в сборнике "Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Накануне (ноябрь 1938 г. - декабрь 1940 г.)". Сборник документов. Т. 1 Кн. 1. Быков А.П., Ерошин В.П., Краюшкин А.А., Степашин С.В., Тимофеев В.А.).
« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 17:22:53 от Sobkor »
Записан

Кубинец

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 27
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #4 : 11 Августа 2011, 20:41:30 »
У меня есть данные по наличию самолётов (с разбивкой по типам) авиации пограничных войск на 01.12.1940 г., на 01.01.1941 г. и на 01.04.1941 г.
Хочу сразу оговориться, что у меня, к сожалению, нет исходных данных источника. Информацию в своё время мне предоставил один историк, занимавшийся НКВД и работавший в архивах.
Сводная ведомость наличия самолётов в войсках НКВД на 01.12.1940 г.
1. СБ-2 (тип двигателя - М-103) - 28 (всего)/24 (исправных).
2. Р-10 (М-25В) - 64/60.
3. Р-5 (М-17) - 31/31.
4. ПР-5 (М-17) - 8/8.
5.УТИ-4 (М-25В) - 6/6.
6. У-2 (М-11) - 14/11.
7. МБР-2 (АМ-34НБ) - 22/18.
8. МБР-2 (М-17) - 30/28.
Итого - 203 сам. (в т.ч. 186 - исправ.)

Сводная ведомость наличия самолётов в войсках НКВД на 01.01.1941 г.
СБ-2 - М-103 - 31 (всего)/27 (испр.). Из числа неисправных: 3 - требуют среднего и 1 - кап. ремонта.
Р-10 - М-25В - 64/60. (3 - текущий, 1 - средний ремонт).
Р-5 - М-17 - 31/27. (3 - средний ремонт, 1 - негодный).
ПР-5 - М-17 - 8/8
УТИ-4 - М-25В - 6/6
У-2 - М-11 - 14/11 (2 - средний ремонт, 1 - негодный).
МБР-2 - АМ-34НБ - 22/18 (3 - средний, 1- кап. ремонт).
МБР-2 - М-17 - 29/27 (1 средний, 1 - кап. ремонт).

Данные о составе авиапарка погранвойск на 01.04.1941 г.
СБ-2 - М-103 - 35 (всего)/34(исправ.), 1 - кап.ремонт.
Р-10 - М-25В - 64/61, 3 - сред. ремонт.
Р-5 - М-17 - 30/23,  7 - сред. ремонт.
ПР-5 - М-17 - 7/7.
УТИ-4 - М-25В - 6/6.
У-2 - М-11 - 16/12, 3 - сред. ремонт, 1 - негодный.
МБР-2 - АМ-34НБ - 21/19, 2 - сред. ремонт.
МБР-2 - М-17 - 27/24, 3 - сред. ремонт.
Всего: 206 сам. (186 исправ.).
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:10:13 от Sobkor »
Записан

Александр Слободянюк

  • Гость
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #5 : 16 Августа 2011, 21:43:45 »
Ну, тогда поехали:).
Сводная ведомость наличия самолётов в войсках НКВД на 1.12.1940г
1. СБ-2 (тип двигателя - М-103) - 28(всего)/24 (исправных).
2. Р-10 (М-25В) - 64/60.
3. Р-5 (М-17) - 31/31.
4. ПР-5 (М-17) - 8/8.
5.УТИ-4 (М-25В) - 6/6.
6. У-2 (М-11) - 14/11.
7. МБР-2 (АМ-34НБ) - 22/18.
8. МБР-2 (М-17) - 30/28.
Итого - 203 сам. (в т.ч. 186 - исправ.)
Этот документ из фонда 38650 опись 1 в РГВА, привожу полностью:
На официальном бланке Совершенно секретно
НКВД СССР Председателю Комитета Обороны
9.12.1940 г. №103100 Маршалу Советского Союза
тов.Тимошенко
Маршалу Советского Союза
тов.Ворошилову
Представляю сводные сведения о наличии самолетов и запасных частей
в Войсках НКВД по состоянию на 1.12.1940 года.
Приложение: на ___ л.
Заместитель Народного Комиссара внутренних дел
Союза ССР генерал-лейтенант Масленников
Приложение:
Совершенно секретно особой важности
СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ
о наличии самолетов самолетах в войсках НКВД
по состоянию на 1.12.1940 года
№пп Тип самолетов всего факт. исправ. Неисправных сам. 4-х пул. 3-х 2-х
текущ. сред. кап.
1. СБ-2М-103 28 24 - 3 1 28
2. Р-10-М-25В 64 60 3 1 1 64
3. Р-5-М-17 31 31 - - - 31
4. ПР-М-17 8 8 - - -
5. УТИ-4-М-25В 6 6
6. У-2 М-11 11 11 2 не подлеж.рем. -1
7. БР-2-АМ-34НБ 22 18 3 1 22
8. БР-2-М17 30 28 1 1 30
ВСего: 203
Заместитель Начальника ПВ НКВД СССР генерал-майор Петров
Помощник Начальника ПВ НКВД СССР
по авиации полковник Чупрув
далее следует Приложение: Сводные сведения о наличии двигателей и запасных частей к самолетам в Войсках НКВД по состоянию 1.12.40 г.
(ф.38652 оп.1 д.1 л.309-311).

Согласно сведениям обнаруженным в архивных делах 18 июня 1941 года приказом НКВД СССР в штат Управлений ПВ был введ самолет с экипажем 2 чел. Ниже документ по Молдавскому пограничному округу.

Совершенно секретно
ГУПВ НКВД СССР по отделу тыла № 19/82603 от 23.6.1941 г. г. Москва   
Начальнику пограничных войск НКВД МССР генерал-майору Никольскому г. Кишинев
В штат Управления Пограничных войск НКВД Молдавской ССР введен самолет с экипажем в 2 чел.
Приказ НКВД СССР № 00785 от 18.6.41 г.
Начальник службы тыла ГУПВ НКВД СССР полковник  Брагин
Вх. УПВ № 0379628 (РГВА: ф. 38658, оп. 1, д. 8, л. 21, подлинник).
В августе 1942 года пилотом самолета У-2 Управления пограничных войск НКВД по охране тыла Южного фронта был старший лейтенант Иванов Валентин Николаевич, который после расформирования направлен в распоряжение Начальника Внутренних войск НКВД СССР, надо полагать, что с самолетом. (РГВА ф.38658 оп.1 д.9.л.141, подлинник).
24.09.2011 г. Александр Слободянюк.
« Последнее редактирование: 09 Января 2015, 10:05:47 от Sobkor »
Записан

Москвин Александр Вячеславович

  • Эксперт
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 027
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #6 : 24 Августа 2012, 10:31:59 »
36-й Сухумский пограничный отряд
Фото из Музея боевой славы Героя Советского Союза Н.Ф. Кайманова средней школы №9 г. Нижнекамска Республики Татарстан.

Аннотация к фото дана Центральным пограничным музеем ФСБ РФ.


На правах дайджеста: из октябрьской книжки за 201 год журнал ВВ МВД России «На боевом посту»
КРЫЛАТАЯ ПЕХОТА ВОЙСК НКВД
Знаете ли вы, что во внутренних войсках НКВД в своё время существовали и десантники? Да, была у чекистов своя крылатая пехота. И те, кто в ней служил, имели за плечами по нескольку десятков прыжков с парашютом...
Летом 1936 года на основании изданной годом раньше директивы № 532400 Главного управления пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) НКВД СССР 28 отличников - выпускников школы по подготовке младшего начальствующего состава 7-го Иркутского кавалерийского полка внутренней охраны НКВД, которым в то время командовал Я.К.Букин, были откомандированы в свердловский 18-й отдельный артиллерийский авиационный отряд для обучения по курсу КС-32 ("Тактическая, огневая и специальная подготовка парашютиста-десантника").
Все они были хорошими спортсменами, призёрами спартакиад частей НКВД Восточно-Сибирского края и Читинского пограничного округа. Большинство из них имели редкое по тем временам полное среднее образование. Как свидетельствует исторический формуляр части, в Главном управлении пограничной и внутренней охраны НКВД СССР данные о группе свели в дело № 13 "Подготовка спецподразделения по его программе".
В сохранившихся документах 18-го авиаотряда за 1936 год о курсантах-иркутянах нет ни слова. Однако есть сведения об учебно-тренировочных прыжках с самолёта военнослужащих 243-го и 245-го стрелковых полков РККА. Можно лишь предположить, что обучение небольшого отряда парашютистов оперативной части НКВД заметно отличалось от учебного курса армейских воздушных десантников, действовавших к тому же целыми полками.
По крайней мере, одной из задач 18-го артиллерийского авиационного отряда являлась подготовка корректировщиков для наземной артиллерии. Может быть, такой специальности обучали и курсантов 7-го кавполка ВО НКВД, тем более он располагал собственным артдивизионом.
Серьёзным испытанием стали для курсантов-чекистов прыжки с самолёта. В 1936-м единственным в СССР воздушным судном, пригодным для десантирования целого взвода, был тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик ТБ-3. В самолёте двенадцать десантников укладывались лёжа, впритирку, в основаниях его крыльев (по шесть в каждом), остальной состав подразделения размещался в бомбоотсеках. Прыжки с ТБ-3 можно было совершать только с крыла. На крылья перебирались из верхнего люка бомбардировщика, приходилось ползти по фюзеляжу навстречу воздушному потоку при скорости самолёта почти 140 километров в час.
За время учёбы бойцы Я.К Букина совершили по 76 прыжков. 6 ноября 1936 года в соответствии с секретным приказом начальника УНКВД по Восточно-Сибирскому краю № 67с им вручили удостоверения парашютистов и специальные нагрудные знаки.
 За каждый совершённый прыжок чекисты-иркутяне получили денежное вознаграждение. В упомянутом приказе Восточно-Сибирского УНКВД отмечалось также, что серьёзное отношение военнослужащих к учёбе в свердловском авиаотряде во многом обусловлено их удачным подбором.
Так осенью 1936-го полк получил новое штатное боевое подразделение - воздушно-десантный взвод.
Но зачем? Пока об этом приходится только гадать. Во всяком случае на исходе того же года командование части планировало отработать предполагаемые действия против японской кавалерии при поддержке полка приданным авиаотрядом. Да, в описываемый период главным вероятным противником Советского Союза были не Великобритания с Францией и даже не Германия, а Япония со своим марионеточным придатком на северо-востоке Китая - "империей" Маньчжоу-Го...
В повести Семёна Липкина "Декада" описывается высадка парашютного десанта чекистов в селении Куруш, расположенном на склоне самой высокой горы Европы - Эльбавенда. Действие происходит в январе, и судя по всему, после изгнания из района Эльбавенда гитлеровцев. Десантники у С. Липкина выполняют задание спецслужб: препровождают курушцев к предгорьям, откуда сельчан доставляют на железнодорожную станцию, а затем - за Урал за пособничество нацистам. Автор скорее всего подразумевает под Эльбавен-дом Эльбрус, а под курушцами - жителей высокогорных районов Кабардино-Балкарской АССР или Карачаевской АО, подвергшихся депортации соответственно в 1944 и 1943 годах по такому же обвинению, что было предъявлено горцам из Куруша.
Десантники в книге С. Липкина прыгали с двухмоторных транспортно-пассажирских самолётов DC 3 производства США и использовали парашюты ПД-41 с автоматическим раскрытием купола.
Верно, и DC 3 выпускали в Советском Союзе по лицензии или закупали в США, и ПД-41 применялся тогда советскими парашютистами.
И всё-таки крайне маловероятно, что воздушный десант могли прив¬лечь для процедуры, описанной Липкиным.
Но, возможно, курушский сюжет С. Липкина имеет другую фактическую основу - спецоперацию парашютно-десантного подразделения бывшего Иркутского кавполка ВО НКВД (с октября 1941 г. - 7-й мотострелковый полк войск НКВД) по ликвидации одной из последних бандгрупп в районе Эльбруса?
С 23 марта по 26 апреля 1944-го в Каракумах, точнее, в северных районах Ашхабадской и Марыйской областей Туркменской ССР, провели широкомасштабную операцию по изъятию дезертиров. Согласно докладу начальника отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР комиссара государственной безопасности 3 ранга AM. Леонтьева от 30 августа 1944 года, в один из самых ответственных секторов поиска "силами 4-го авиационного полка войск НКВД" был выброшен "взвод парашютистов численностью 25 человек", который в течение суток извлёк из пустынных колодцев и дождевых ям 676 подозреваемых.
Может, это был десант иркутян?
У нас есть возможность привести список личного состава воздушно-десантного взвода 7-го Иркутского кавалерийского, полка внутренней охраны НКВД по состоянию на 6 ноября 1936 года. Думается, читателям будет небезынтересно узнать фамилии десантников внутренних войск НКВД. Вот они: АИ. Верташов (командир взвода), П.М. Нещадин (замкомвзвода), Н.С. Харпаев, А.И. Синицин, В.П. Огнев, И.П. Чаркин, И.У.
Запсельский, Т.Е. Конденко, М.А. Михайловский, Г.М. Хмелевский, Б.О. Нещерет, Н.С. Миляков, Ефремов (имя и отчество неизвестны), П.Н. Михеев, П.М. Боев, А.П. Киреев, Г.Т. Конев, Г.Т. Бурых, К. Гребенщиков (отчество неизвестно), С.М. Федин, С.А Бородавка, В.Ф. Кухно, И.У. Мусин, Н.С. Семенюк, М.А. Гурин, И.И. Полосин, И.С. Розенков, И.С. Синяков... Не сомневаюсь, что эти повенчанные с небом люди и в дальнейшем свой воинский долг выполняли с честью.
Подполковник Тимур МАКОЕВ.
« Последнее редактирование: 16 Августа 2020, 21:32:08 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #7 : 30 Марта 2015, 17:12:30 »

В туркменском городе Керки к началу Великой Отечественной войны дислоцировалась 4-я отдельная авиационная эскадрилья пограничных войск НКВД СССР. Де-юре она входила в состав Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР (управление – в подмосковном Быково), но на месте находилась в оперативном подчинении командования Управления пограничных войск НКВД Туркменской ССР.
К 1945 году это уже был 4-й отдельный авиационный полк пограничных войск НКВД СССР.
Представляю фото из личного домашнего архива одного из ветеранов этой в/ч.
На фотографиях, где личный состав в форме образца 1943 года, на зелёных пограничных погонах большинства из «нижних чинов» под «птичкой» (то есть под авиационной эмблемкой) – шифровка полка в виде вычурной цифры «4». При этом шифровка даже у тех из них, кто облачён в пилотку или же в пограничную, а не погранично-авиационную (с кокардой ВВС в васильковом околыше и «крылышками» в зелёной тулье!) фуражку.

Юрий РЖЕВЦЕВ.

   
  
      
« Последнее редактирование: 08 Мая 2022, 17:28:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #8 : 01 Ноября 2016, 16:59:20 »
Эта фотография висела на стенде в 67-м Кизил-Атрекском пограничном отряде войск НКВД СССР и полковник П.М. Мамонов со своей семьёй забрали её на память о погибшем лётчике. Известно только то, что авиационная часть, в которой служил офицер Ситников, дислоцировалась в г. Мары Туркменской ССР. Каждый месяц на охрану границы прилетало звено из трёх самолётов. В день авиакатастрофы, 11 сентября 1945 года, самолёт, пилотируемый младшим лейтенантом В.И. Ситниковым, попал в сильнейший смерч и разбился. В тот же день стало известно, что у В.И. Ситникова только что родился сын…

Младший лейтенант В.И. Ситников – военнослужащий 4-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР. Увековечен в 4-м томе Книге Памяти пограничников, но как якобы погибший 4 октября, а не 11 сентября 1945 года, при этом якобы как военнослужащий мифического «4 авиац. отр. ПВ».
Всё, что о нём пока известно: Ситников Владимир Иванович. Родился 15 августа 1919 года в городе Томске. Русский. Член ВЛКСМ. В армию был призван Красноярским ГВК Красноярского края. Похоронен на кладбище областного центра Казахстана города Кзыл-Орда.
Если в дате смерти, указанной КП, нет ошибки, то в таком случае получается, что лётчик в ходе катастрофы получил тяжёлые увечья, от которых скончался спустя несколько недель…
« Последнее редактирование: 08 Мая 2022, 17:32:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #9 : 22 Марта 2017, 09:25:26 »

Поздняя осень 1936 года, город Слуцк Ленинградской области (ныне – город Павловск Пушкинского района города Санкт-Петербурга), группа экскурсантов, прибывшая из N-го санатория НКВД, сфотографировалась на фоне Павловского дворца и памятника Павлу I. В форменных регланах – чекисты, а в шинелях – военнослужащие войск НКВД СССР. Оригинал в настоящий момент хранится в фондах Моздокского музея краеведения-филиале ГБУК «Национальный музей Республики Северная Осетия-Алания»: номер в Госкаталоге – 7405942, номер по ГИК (КП) – 597/16, инвентарный номер – ММ 597/16. Однако музейные работники, несмотря на то, что подпись на виньетки гласит, что запечатлённое событие происходило в Павловском дворце-музее, тем не менее, неправильно идентифицировали место съёмки. По их некомпетентному заключению, это якобы «г. Пушкино, Александровский дворец».
Примечательно, что в кадре –  и ведомственный авиатор войск пограничной охраны НКВД СССР, состоявший в звании лейтенанта. Он облачён в серую с «запахом» шинель кавалерийского образа, а не в авиационную – двубортную тёмно-синею. Однако при этом, помимо «птичек» в петлицах (последние на фото не «читаются», но их присутствие здесь всё же различимо), на его принадлежность к авиации указывает нарукавная нашивка лётного комсостава, установленная в 1935 году для ВВС РККА. Описание такого варианта формы одежды (серая шинель с авиационным шевроном) в доступных мне справочниках по форме одежды и знаках различия, существовавших в НКВД СССР в 1936-1937 гг., отсутствует!

« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 13:41:03 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #10 : 13 Ноября 2017, 17:18:40 »
Из коллекции Павла Петрова (г. Москва): авиаторы войск пограничной охраны НКВД СССР при знаках различия образца 1936 года.

Лейтенант из числа представителей лётно-подъёмного состава. Облачён во френч уже упразднённого к весне 1936 года образца.


Лейтенант. В петлицах кожаного реглана почему-то отсутствуют усечённые треугольнички, символизирующие лейтенантское звание.


Отделённый командир из числа представителей лётно-подъёмного состава в кожаном реглане и лётном шлеме.


Девушка-военнослужащая из числа представителей лётно-подъёмного состава авиачастей НКВД СССР, состоявшая на момент съёмки в военном (в современной терминологии – воинское) звании «отделённый командир». Справа у неё на наплечном ремне кобура с табельным наганом.
У девушки-пилота над левым нагрудным клапаном гимнастёрки знак «Парашютист» образца 1936 года. Это мне только что подсказал такой известный эксперт в области наград советской правоохранительной системы, как Александр Шишкин...
« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 13:48:06 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 617
  • Роман Никитин
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #11 : 14 Ноября 2017, 00:58:19 »
Большой материал «Боевая деятельность 1-го истребительного авиаполка погранвойск в битве за Москву»: http://www.aviagrad.ru/zhukmuseum/2012/11/20/2012-11-20-01
Фрагмент более обширной работы: Новиков В.С. Н 73 Крылья границы: Историко-документальный очерк. — М.: Граница, 2008. – 455 с.: 40 л. ил. 15ВК 978-5-98759-035-5: http://rudocs.exdat.com/docs/index-555420.html

Многоуважаемый Юрий Петрович, возможно, Вам попадется на глаза что-то, связанное с судьбой «Пешек» в составе 1 иап ПВ НКВД СССР? Ибо Новиков ясности не вносит, а, скорее, наоборот:
Новиков В.С. Н 73 Крылья границы: Историко-документальный очерк. – М.: Граница, 2008. – 455с.: 40 л. ил. 15ВК 978-5-98759-035-5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-555420.html
«В сентябре 1941 г. был сформирован 1-й истребительный авиационный полк погранвойск НКВД в количестве 36 самолетов... Спустя месяц для выполнения специальных боевых задач к полку была прикреплена 4-я эскадрилья самолетов Пе-2 в составе 8 единиц. Фактически в полку их было не более 4-6 специально оборудованных самолетов Пе-2. Пе­реучиванием инженерно-технического состава на новую материальную часть занимался главный инженер авиабригады Н. Сергеев. Обучение летного со­става полетам на истребителях МиГ-3 проводили бывший командир 10-й Гродненской авиаэскадрильи майор Кудрявцев и старший инспектор-летчик авиабригады подполковник Шишков, а на самолет Пе-2 – бывший командир 11-й Сааремской авиаэскадрильи майор Петров и командир 1-й Быковской авиаэскадрильи капитан Бабанов. Общее руководство переучиванием осуще­ствлял командир полка майор Емельянов».
Возвращаясь к нашим периодическим разговорам о том, насколько интересна тема пограничного авиаполка и бригады. Пожалуй, только в той связи, в какой это важно для биографий персоналий, встретивших войну в составе 10 оаэ и, возможно, каких-то других. Плюс разные полузагадки вроде вышеозвученной. Может быть, вдруг «вылезут» какие-то следы аварий или катастроф, как из земли, так и из бумаги. Потому что результаты боевой деятельности ИАП как именно истребительной авиачасти, практически, нулевые.
Кстати, вопреки написанному Новиковым, полк получил номер не в момент формирования, а только в декабре 1941 года...
...И сам же на свой вопрос относительно Пе-шек, поразмыслив, отвечаю. :) Как же оно Вам попадется, если Вы нынче вернулись в любимый свой РГВА... Впрочем, если припрёт, можно поискать и в ЦАМО, при случае. Но не как часть – а по оперативному подчинению 6 иак ПВО. На что Вы с соавтором совершенно правильно указываете в вышеприведенной статье на твердую «4+». А до твердой «пятёрки» немного не дотянуть Вам, как я понимаю, пособили те же «Крылья границы».
Но так как в Вашем с коллегой случае эта тема является прикладной, нет совершенно никаких причин для посыпания голов пеплом.

Многоуважаемый Роман Михайлович, у меня на руках политдонесения военкомов/замполитов авиачастей пограничных войск за довоенный период (по итогам 1939 года и донесения за первую половину 1941 года), а на данный период новейшей матчастью в пограничной авиации считались только что поступившие из цехов Саратовского авиазавода самолёты-разведчики Р-10.
Информационные же массивы 1 иап ПВ НКВД СССР следует искать в ЦПА ФСБ России и ЦАМО! Однако ЦПА отпадает сам собой, поскольку доступа сюда в целом для исследователей нет...
Вдогонку: погранмакулатуру вот уже лет десять как стараюсь вообще не читать, в том числе не прикасаться к книжным новинкам издательства «Граница»: это не просто «деза», а малограмотная «деза», причём выстроенная чаще всего на бреде бредовом! К сожалению, в погранведомстве Кисловщина живёт и побеждает!
« Последнее редактирование: 02 Марта 2020, 17:21:09 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #12 : 15 Ноября 2017, 21:42:57 »
Из материалов РГВА:
Согласно датированному первыми числами января 1940 года политдонесению командования 1-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (подмосковный аэродром «Быково») за подписями командира части капитана Емельянова и военкома той же в/ч батальонного комиссара Азарова, данная эскадрилья насчитывала следующий авиапарк:
- самолёты Р-10 (все с моторами марки «М-25») – полный комплект из двенадцати штук, при этом: пять – исправные; 6 самолётов – в стадии сборки как только что прибывшие из цехов Саратовского авиазавода; один – «требует подготовки к зиме»;
- по одной единицы самолётов Р-5, У-2 и УТИ-2;
- три машины Р-Z – все на консервации…

Из датированного первыми числами января 1940 года политдонесения командования 3-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР (г. Алма-Ата):
- «кроме новой матчасти» (в документе не перечислена) в эскадрилье имелось: самолётов Р-5 – 16 штук; У-2 – два; УТ-2 – один. И все эти из перечисленных машин «стоят под открытым небом»;
- «не можем установить для кр-цев единую форму: кр-цы 1 года службы имеют синие шинели, 2-го года службы – серую шинель и 3-го года службы – кавалерийскую куртку».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов РГВА:
Согласно датированному первыми числами января 1940 года политдонесению за подписью Врид военкома 7-й отдельной морской авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР старшего политрука Масляных, самой острой проблемой в жизнедеятельности данной в/ч являлся квартирный вопрос. Муниципальные власти Одессы были не в силах выделить квартиры, в свою очередь союзный НКВД СССР перестал перечислять средства на возмещение денег комнасоставу за поднаём городских квартир, а служебный квартирный фонд самой эскадрильи представлял из себя нечто напоминающее убогие лачуги, по причине чего «ст. лейтенант СМИРНОВ так заявил: «В этой комнате наживать только туберкулёз», а «воентехник 1-го ранга КОБЫЗЕВ заявил: «Удобство – возможно, но с детьми здесь – несчастный человек»...

Согласно материалам РГВА, в 1940 году 7-я отдельная морская авиационная эскадрилья пограничных войск НКВД СССР несла дозорно-разведывательную службу над водами Чёрного моря с двух аэродром – основного и оперативного. Первый находился в Одессе, а второй – в Геленджике…

По состоянию на 7 мая 1941 года во главе 7-й отдельной морской авиационной эскадрильи пограничных войск НКВД СССР стояли: на правах командира части – кавалер ордена Красной Звезды капитан Михаил Иванович Лютиков, а заместителя командира эскадрильи по политической части – батальонный комиссар Иннокентий Алексеевич Масляных 1902 г.р.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

От А.А. Слободянюка:
7-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья ПВ НКВД
На основании приказа НКВД СССР от 09.06.1938 года был сформирован 1-й отдельный разведывательный морской авиаотряд пограничных и внутренних войск НКВД. Формирование отряда было поручено командиру вновь формируемой 1 омрао старшему лейтенанту М.И. Лютикову и военному комиссару старшему политруку И.А. Масляных.
Базой формирования являлись личный состав, вооружение и матчасть дислоцировавшегося на Хаджибейском лимане гидроавиазвена 26-го морского пограничного отряда войск НКВД СССР (управление части – в Одессе).
23.02.1939 года 1-му отдельному морскому разведывательному авиаотряду пограничных и внутренних войск НКВД СССР от имени Президиума Верховного Совета Союза ССР было вручено Боевое знамя части.
20.10.1939 года 1-й авиаотряд переформирована в 7-ю отдельную морскую разведывательную авиаэскадрилью ПВ НКВД СССР. Основание: приказ НКВД СССР № 00920 от 09.08.1939 года «О реорганизации авиачастей ПВ НКВД». Командование: командир – капитан М.И. Лютиков, военком – старший политрук И.А. Масленных.
1 омраэ включена в состав Отдельной авиабригады ПВ НКВД с оперативным подчинением начальнику ПВ НКВД Украинского округа, пункт дислокации – г. Одесса, Хаджибейский лиман, Межлиманные хутора.
14.12.1939 года в эскадрилью прибыло 34 чел. пополнения. Основание: приказ по 7 оаэ за № 50 от 14.12.1939 года.
(Значит, все-таки в оригинале – оаэ, а не ормаэ? – прим. редактора)
Эскадрилья, согласно Плана оперативного использования № 003636 от 09.02.40 года, утвержденного начальником ПВ НКВД Черноморского округа и Директивы начальника ПВ НКВД СССР № 19/144413 от 26.03.1940 года проводила воздушную разведку участков территориальных вод Черного моря в зоне ответственности 26-го Одесского и 32-го Новороссийского пограничных отрядов. Налет часов составил для 26 ПО – 286 час. 26 мин. и для 32 ПО – 205 час. 24 мин.
На основании приказа ПВ НКВД СССР № 06 от 17.2.40 года было утверждено Временное положение о службе авиачастей ПВ НКВД СССР по охране сухопутной и морской границ СССР.
В эскадрилье находились на вооружение самолеты марки МБР-2 с двигателями марки АМ-34, в том числе под номерами №№ 11, 32, 50, 70. Учебно-тренировочные полеты самолетами эскадрильи, как правило, проводились на высотах 3000-4000 метров в радиусе 300 км.
17.05.1940 года по Черноморскому флоту была объявлена оперативная готовность № 2. 26 ПО перешел в оперативное подчинение командующего Одесской ВМБ. Ответственность за охрану государственной границы СССР возложена на штаб Черноморского флота. 7 ормаэ несла охрану государственной границы в составе Охраны водного района (ОВРа). Основание: предписание штаба 26 ПО НКВД от 17.05.1940 года № 00126.
С 12.00 27.06.1940 года 7-яомраэ передана в оперативное подчинение ОВРа Одесской ВМБ ЧФ и в оперативной готовности № 2. Произвела 6 самолето-вылетов с налетом 9 час. 48 мин. с заданием по поиску и обнаружению подводных лодок противника. Основание: приказ командующего Одесской ВМБ от 26.06.1940 года и начальника 26 ПО № 00107 от 27.06.1940 года.
12.07.1940 года готовность отменена и в связи с выходом частей Красной Армии на территорию Бессарабии эскадрилья перешла на повседневную охрану государственной границы на новом участке с освоением участка моря от Кундукской прорвы в интересах начальника 26 ПО НКВД. Основание: отношение начальника 26 ПО НКВД № 00230 от 12.07.1940 года.
С 15.08.1940 года 7 омраэ ПВ НКВД перешла в оперативное подчинение начальника ПВ НКВД Черноморского округа. Основание: Приказ заместителя наркома НКВД СССР № 00998 от 15.08.1940 года.
11.09.1940 года звено под командованием старшего лейтенанта Старостина численностью 18 чел. (старшего комсостава – 1 чел., среднего комсостава 7 чел., младшего комсостава 6, рядового состава 4 чел., из них: летчиков 3, летнабов 2, бортехников 2, старший техник звена 1, авиамотористов 4, краснофлотцев 6) убыло в распоряжение командира 11 оаэ ПВ НКВД в г. Куресааре (Эстония, Моонзундский архипелаг). Матчасть – два самолета МБР-2.
На основании приказа ПВ НКВД от 12.12.1940 года 7-я отдельная морская авиаэскадрилья признана ведущей эскадрильей в пограничных войсках НКВД. За высокие результаты в боевой и политической подготовке командир эскадрильи капитан Лютиков Михаил Иванович был награжден орденом Красной Звезды.
С 14 по 18 июня 1941 года 7 омраэ принимала участие в маневрах Черноморского флота в составе ОВРа Одесской ВМБ ЧФ на стороне «А» с задачей: «Охрана базы от нападения надводных кораблей подводных лодок стороны «Б» и поиск подводных лодок»...
В 10.25 6 октября 1940 года экипаж самолета МБР-2 7-й отдельной морской разведывательной авиаэскадрильи ПВ НКВД СССР, находившейся на основании приказа НКВД СССР № 00998 от 15.08.1940 года в оперативным подчинении начальника пограничных войск НКВД Черноморского округа, в составе капитана Н.Г. Озерова, старшего лейтенанта М.П. Магерова, воентехника 2 ранга Баркова и младшего комвзвода Б.И. Панченко при разведке морского участка в районе Старостамбулийского гирла обнаружил и произвел задержание с применением оружия (заградительная стрельба по воде) двух шлюпок с командой затонувшего югославского парохода «Видо»*, пытавшихся уйти из территориальных вод Советского Союза.
Капитан Н.Г. Озеров и старший лейтенант М.П. Магеров** за правильные и умелые действия приказом начальника ГУПВ НКВД СССР № 1142 от 13.12.1940 года были награждены часами с дарственной надписью.
Примечания:
*6 октября 1940 года близ румынского побережья взорвался и затонул югославский пароход «Видо», следовавший с грузом из Стамбула и Браилов. Спасшийся на шлюпках экипаж этого парохода был обнаружен советским гидропланом. Для спасения моряков был выслан советский портовый катер, доставивший экипаж парохода «Видо» в Вилково. 25 октября посетивший заместителя наркома иностранных дел Вышинского югославский посланник в Москве Гаврилович просил передать правительству СССР благодарность югославского правительства за меры, принятые к спасению моряков с парохода «Видо». Источник – газета «Советская Сибирь» № 250 (6319) 30 октября 1940 года.
**Магеров Михаил Петрович (1907-?), представитель командно-начальствующего состава пограничной авиации морских частей НКВД СССР, капитан.
Родился в 1907 году, уроженец г.  Путивль Сумской области Украины. Украинец. Член ВКП(б) с 1931 года. В НКВД с 1929 года. В 1940 году летнаб старший лейтенант М.П. Магеров проходил службу в составе 7-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи под командованием капитана Михаила Ивановича Лютикова.
Участник Великой Отечественной войны с 22.6.1941 года.
С июня 1942 года – помощник начальника Оперативно-разведывательного отделения по разведывательной части 235-й истребительной авиационной Сталинградской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого дивизии. И в данном качестве, находясь в 4-6 км от передовой линии фронта, неоднократно обеспечивал выполнение боевых заданий летчиками-истребителями путем радионаведения на вражеские самолеты. В таких условиях всего им было обеспечено свыше 500 боевых вылетов, что в свою очередь способствовало тому, что за короткий срок дивизией было сбито свыше 15 вражеских самолетов.
Награды: орден Отечественной войны II степени (06.11.1985),  орден Красной Звезды (25.09.1943), медали.
« Последнее редактирование: 08 Мая 2022, 17:33:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #13 : 06 Марта 2018, 06:38:20 »

Первая половина 1939-х, «три богатыря» войск правопорядка и безопасности – кавалерист, военный моряк и военный авиатор!
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #14 : 31 Марта 2018, 11:25:07 »

Ветеран авиации войск пограничной охраны ОГПУ-НКВД СССР полковник запаса Эдуард Мартынович Лухт (1893-1940). Являлся кавалером двух орденом Красного Знамени РСФСР, медали «XX лет РККА», наградных знаков «XV лет ВЧК-ОГПУ» (он же – «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)»), «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа» и «За экспедицию на остров Врангеля. 1924».


Эдуард Мартынович Лухт (1893-1940) в форме военно-морского лётчика.


Не ранее осени 1938 года, полковник запаса Эдуард Мартынович Лухт (1893-1940) как авиатор Гражданского воздушного флота.


23 июня 2016 года, на Хабаровском аэродроме «Центральный» на офисном здании 8-го объединённого авиационного отряда ФСБ России (г. Хабаровск, ул. Шкотова, 1) по инициативе  Общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока при ВООПИиК была торжественно открыта памятная мемориальная доска, посвящённая Э.М. Лухта.
« Последнее редактирование: 03 Марта 2020, 15:17:34 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #15 : 30 Июля 2018, 10:13:06 »


1930-е годы, один из военных аэродромом столицы Узбекистана города Ташкента, военный самолёт НКВД СССР марки «Р-5» с бортовым именем «Крылья чекиста».

«Самолет-разведчик Р-5, принадлежащий Главному управлению пограничной охраны НКВД. В 1930-е годы опознавательные знаки советской пограничной авиации заметно отличались от опознавательных знаков ВВС. У самолетов погранохраны красные звезды рисовали не на фюзеляжах, а на рулях направления, вписывая их в ярко-зеленые круги примерно того же цвета, что и цвет пограничных фуражек. А чтобы круг выглядел более контрастно, его окаймляла белая полоса. Самолет на снимке оснащен радиостанцией и посадочными фарами».

Воспитанник авиации пограничных войск:
НИКОЛАЕВ Иван Ильич, офицер-фронтовик.
Родился в 1912 году в селе Петухи сельского поселения «Трусиловский сельсовет» Шумихинского района Курганской области. Русский. Из крестьян. Беспартийный. Был женат.
Образование:
- общее –начальное: в 1926 году закончил шесть классов Шумихинской средней школы №№ 2 Шумихинского района Челябинского округа Уральской области;
- авиационное профессиональное: в 1935 году закончил Московскую школу младших авиаспециалистов войск НКВД СССР.
На военной службе дважды. В первый раз – в 1934-1940 гг. в авиации пограничных войск НКВД СССР: призван был на срочную, по окончанию которой был зачислен в кадровый состав; последняя занимая здесь должность – техник звена.
Во второй раз – по мобилизации в 1942-1946 гг.: последняя занимаемая должность – техник звена 3-й (Ленинградской) школы пилотов первоначального обучения ВВС ВМФ, а последнее воинское звание – техник-лейтенант.
Судя по всему, к лету 1942 года работал техником звена Челябинского аэроклуба, в составе которого, очевидно, в августе 1942 года и был передан в состав Бригады школ пилотов ВВС ВМФ.
С 1945 года – кавалер медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Демобилизовался весной 1946 года и с конца мая по 25 июня 1946 года состоял в должности младшего авиатехника Челябинского парашютно-планерного клуба Челябинского городского совета Осоавиахима. Уволился из авиации оборонного общества «по семейным обстоятельствам».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архиа ДОСААФ России:

С одного из Интернет-аукционов: фотопортреты не озвученного авиатора-пограничника войск ОГПУ-НКВД:
« Последнее редактирование: 25 Июля 2019, 16:34:32 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #16 : 25 Июля 2019, 16:08:09 »
В августе 1932 года слушателями военно-учебных заведений ВВС РККА стали трое следующих пограничных краскомов, убывших на учёбу из Белоруссии:
- 2-й (Борисоглебской) военной школы лётчиков имени Осоавиахима – Калинников Александр Иванович;
- 3-й (Оренбургской) военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей – Иваненко Александр Иванович и Рыжков Александр Иванович. Источник – РГВА: ф. 40936, оп. 5, д. 2, л. 4.


Не состоявшийся авиатор – Макаров Иван Павлович, краском из числа пограничников Белоруссии:

В 1934-1935 гг. прошли обучение по военно-авиационному профилю трое следующих пограничных краскомов из Белоруссии:
- Зеленко Тимофей Константинович, младший лётчик 6-го отдельного авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР, и Шевцов Василий, Дмитриевич, командир взвода артиллерийской батареи 1-го мотомеханизированного Белорусского полка войск НКВД СССР, – на отделении лётчиков-наблюдателей 2-й (Харьковской) объединённой пограничной школы войск НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского;
- Шаповалов Иван Ефимович, И.д. заместителя по политической части командира 6-го отдельного авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР, – в N-й (официальное название не озвучено) «лётной школе ВВС РККА». Источник – РГВА: ф. 40936, оп. 5, д. 2, л. 11.

Шаповалов Иван Ефимович с 16 февраля 1934 года – помощник по политической части командира 6-го отдельного авиационного отряда Управления пограничной охраны и войск ОГПУ Полномочного Представительства ОГПУ по Белорусской ССР в городе Минске.

Вероятно, это тот самый Т.К. Зеленко:

В 1936-1937 гг. прошли обучение в 9-й (Харьковской) военной школе лётчиков и лётчиков-наблюдателей двое следующих краскомов из чекистско-войсковых структур Белоруссии:
- Сажин А.А., командир взвода 9-го отдельного дивизиона ПВО войск внутренней охраны НКВД СССР, и Чебрин М.П., старший авиатехник 6-го отдельного авиационного отряда войск пограничной охраны НКВД СССР. Источник – РГВА: ф. 40936, оп. 5, д. 2, л. 16об.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #17 : 30 Декабря 2019, 17:41:15 »
КИРЕЕВ Алексей Иванович (1908-1957), Герой Советского Союза (с 15 мая 1946 года) из числа воспитанников системы отечественного МВД, ветеран советских ВВС и авиации оборонного общества, полковник запаса.
Родился 8 марта 1908 года в селе Алексеевка Алексеевского сельского поселения Москаленского района Омской области. Русский. Из семьи железнодорожного рабочего. Член ВКП(б)-КПСС с 1930 года.
Образование:
- общее – неполное среднее: закончил школу-семилетку;
- военное: 1) в 1930 году – некую пограничную школу войск ОГПУ; в 1932 году – 1-ю (Ново-Петергофскую) школу пограничной охраны и войск ОГПУ; и 3) в 1933 году – 2-ю (Борисоглебскую) военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР.
К осени 1929 года – рабочий-железнодорожник в кузбасском городе Мариинске.
В армию призван в октябре 1929 года с направлением в дислоцировавшиеся в Забайкалье част войск пограничной охраны ОГПУ и практически сразу – в горниле боёв военного конфликта на КВЖД, где был дважды ранен «при уничтожении бандитизма».
В 1930-1933 гг. – сначала курсант, а с производством в июле 1931 года в краскомы – слушатель ряда военных школ.
В 1933-1939 гг. – в Харьковском авиагарнизоне как представитель лётно-подъёмного состава сначала, как надо полагать 7-го отдельного авиационного отряда пограничной и внутренней охраны ОГПУ-НКВД, а с апреля 1935 года – авиационного отделения 2-й (Харьковской) военной школы пограничной и внутренней охраны НКВД СССР имени Ф.Э. Дзержинского (с 1937 года – в статусе военного училища): последовательно – лётчик, старший лётчик и командир звена. При этом в 1936 году в качестве первичного удостоился военного (в современной терминологии – воинское) звания лейтенант.
В 1939 году в связи с сокращением численности пограничной авиации передан на лётную работу в ВВС Красной Армии, где был назначен лётчиком-инструктором в одну из военных школ пилотов, при этом к лету 1941 года – уже старший лейтенант по воинскому званию.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с 7 февраля 1942 года, при этом до марта 1943 года – командир 1-й эскадрильи вооружённого самолётами У-2 708-го легкобомбардировочного полка и по состоянию на первую половину апреля 1942 года – по-прежнему старший лейтенант по воинскому званию.
11 апреля 1942 года командованием озвученной выше в/ч представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Ст. лейтенант т. Киреев за период пребывания в 708 ап [правильно – 798 лбап] показал себя политически грамотным, преданным делу партии Ленина-Сталина и соц. Родине, дисциплинированным командиром, требовательным к себе и подчинённым.
Летает на самолётах У-2, Р-5 и И-4; общий налёт днём – 1800 часов и около 200 часов – ночью.
Эскадрилья, которой командует т. Киреев, сделала 96 боевых вылетов, из них 23 ночью.
Тов. Киреев за время пребывания на фронте произвёл 13 боевых вылетов, из них 3 ночью.
2 апреля, будучи командированным для выполнения приказания командующего ВВС КФ [Калининского фронта] во главе звена по организации снятия с [места] вынужденной посадки самолёта СБ, севшего с бомбовой нагрузкой без горючего и сжатого воздуха в тылу у противника, организовал чёткую переброску в ночное время 420 кг горючего, баллона с сжатым воздухом и экипажа самолёта, для чего добыл тару под бензин и лично облетел ряд прифронтовых аэродромов; руководя работой звена, в ложных ночных условиях доставлявшего перечисленный груз через линию фронта к самолёту СБ. задание было выполнение, за что командующий ВВС 4 армии объявил благодарность всему составу звена: самолёт СБ вылетел с [места] вынужденной посадки, поддержал наступательные действия партизан, отбомбился и вернулся на свою базу.
Во время выполнения задания один из самолётов У-2 при посадке на свой аэродром ночью снёс шасси и поломал лопасти винта. Тов. Киреев с исключительной энергией организовал ремонт самолёта, который закончил в течение 2-х дней, благодаря чему, с-т [самолёт] продолжал выполнять боевые задания.
По приказанию командующего ВВС КФ представляю т. Киреева к правительственной [правильно – государственной] награде – ордену «Красная Звезда» [правильно – ордену Красной Звезды]». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, лл. 258 и 258об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Калининского фронта за № 0249 от 17 июля 1942 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, л. 253.
В связи с расформированием в марте 1943 года 708-го легкобомбардировочного авиационного полка был отправлен переучиваться на пилота самолёта-штурмовика Ил-2, после чего с 4 июня 1943 года – штурман 235-го штурмового авиационного (впоследствии – Проскуровский) полка 264-й штурмовой авиационной (впоследствии – Киевская Краснознамённая) дивизии, при этом:
- с 9 июля 1943 года – вновь в составе действующей армии;
- к октябрю 1943 года – уже майор по воинскому званию.
2 октября 1943 года комполка-235 майором В.Н. Коряковым представлен к награждению орденом Красного Знамени: «На Воронежском фронте произвёл 9 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Уничтожил: танков – 5, автомашин – 17, оружий – 3, складов с горючим – 2, одну водную переправу, до 52-х солдат и офицеров.
Летая ведущим группы 6-и-12-и самолётов, всегда точно выводит своих ведомых на цель, точно поражая её. Своим хладнокровием в бою, умением руководить группой является примером для молодых лётчиков.
Имеет 2 встречи с истребителями противника и в обоих случаях в результате активных действий группы Ил-2 обращали в бегство воздушного противника.
Всегда без потерь приводит свою группу на свой аэродром.
За время Отечественной войны произвёл 56 боевых вылетов.
За успешные 28 боевых вылетов ночью на самолёте У-2 на Калининском фронте награждён орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» [правильно – орденом Красного Знамени]. Остальные 28 боевых вылетов произвёл на самолёте Ил-2 в качестве ведущего 6-и-12-и самолётов, за время которых уничтожил: танков – 23, автомашин – 51, орудий – 15, до батальона пехоты противника.
24.8.43 г. группа 6 Ил-2, ведомая майором КИРЕЕВЫМ, в районе цели была атакован 4 Ме-109г, подав команду: «ВСТАТЬ В КРУГ», принял воздушный бой, в результате которого был повреждён один Ме-109 огнём воздушных стрелков ведомых самолётов, и привёл группу, не потеряв ни одного самолёта.
За 28 боевых вылетов не награждался.
В бою храбр, мужественен и хладнокровен, ориентируется отлично…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, л. 280.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0124/н от 20 октября 1943 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Александра Невского. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, лл. 258 и 259.
В конце 1943 года был переведён на должность штурмана 809-го штурмового авиационного (впоследствии – Каменец-Подольский ордена Богдана Хмельницкого) полка всего тоже же соединения и 7 января 1944 года комполка-809 майором В.С. Московкиным представлен к награждению орденом Красного Знамени: «С 6.6.43 г. [правильно – с 9 июля 1943 года] участвует в Отечественной войне на Воронежском и 1-м Украинском фронтах в должности штурмана полка.
Полком произведено 1530 боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника. Лтчный состав полка задания выполняет на «хорошо» и «отлично». Лётный состав случаев потери ориентировки при выполнении при выполнении боевых заданий не имеет.
Им лично за этот период произведён 31 боевой вылет на самолёте Ил-2 и уничтожено: танков – 8, автомашин – 15, зенитно-пулемётных точек – 3, миномётных батарей – 2, живой силы – до 40 человек.
В бою смел, решителен. Водит в бой группы от 6 до 18 самолётов. Как ведущий групп задания выполняет отлично, за что награждён орденом АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.
За период пребывания на Калининском фронте им произведено 39 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2 [правильно – У-2], много уничтожено живой силы и техники противника. Кроме того, им произведено 19 боевых вылетов на самолёте У-2 с посадкой в тылу противника в связи с выполнением специальных заданий командования…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 301.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 023/н от 31 января 1944 года: от имени Родины удостоился своей третьей по счёту государственной награды – ордена Красного Знамени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, л. 299.
Приказом главкома ВВС Красной Армии за № 0928 от 13 июля 1944 года удостоился очередного воинского звания – «подполковник».
25 июля 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым представлен к награждению орденом Суворова 3-й степени: «Во время Львовской операции [правильно – Львовско-Сандомирская стратегическая наступательная операция, проводилась с 13 июля по 29 августа 1944 года] оставался за командира полка. Чётко и организовано провёл все боевые вылета полка, в результате чего полк по боевой работе занял среди частей дивизии первое место.
За операцию полк произвёл 398 боевых вылетов. Лично т. КИРЕЕВ в этой операции произвёл 9 боевых вылетов, водя полковые группы в бой. Им лично уничтожено: танков – 2, автомашин – 7, ж.д. вагонов – 1, уничтожено и рассеяно до 40 солдат и офицеров противника.
За время Отечественной войны т. КИРЕЕВ произвёл 117 боевых вылетов. В бою отважен и находчив, грамотно строит противозенитный манёвр. Умело и тактически грамотно организовывает отражение атак истребителей. Умело передаёт свой боевой опыт лётному составу. После последней награды – ордена «Красное Знамя» [правильно – ордена Красного Знамени] (31.1.44 г.) – произвёл 20 боевых вылетов». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, л. 129.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 2-й воздушной армии за № 0211 от 18 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей четвёртой по счёту государственной награды – ордена Отечественной войны 1-й степени. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, лл. 82 и 84.
Предположительно, с середины июля 1944 года – Врид комполка-809, а с августа (но не ранее, чем с 6-го числа) – командир данной в/ч.
Предположительно, с ноября 1944 года или же февраля 1945 года за выслугу в 15 лет – кавалер ордена Красной Звезды: награждён был Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 219/138. Источник – ГАРФ: ф. Р-7523, оп. 4, д. 258, лл. 1 и 64.
30 ноября 1944 года комдивом-264 полковником Е.В. Клобуковым за личный героизм и отвагу, за произведённые 131 боевой вылет, за лично сбитый один Ju-88, за настойчивость и упорство в уничтожении живой силы и техники противника и умелое полководческое искусство представлен к званию Героя Советского Союза. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 21, лл. 80-81об
Звания Героя Советского Союза удостоен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года с вручением медали «Золотая Звезда» за № 6229 и ордена Ленина.
К этому времени, помимо перечисленных выше пяти орденов являлся ещё и кавалером трёх медалей – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (удостоен 20 октября 1945 года, удостоверение № Д-0159971), а также, предположительно, «За освобождение Праги» и «За взятие Будапешта».
К весне 1947 года – по-прежнему комполка-809 и подполковник по воинскому званию.
Де-факто 10 марта 1947 года (но де-юре – приказом главкома ВВС за № 0483 от 24 марта 1947 года) передан в авиацию оборонного общества, в связи с чем приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 95 от 10 марта 1947 года назначен начальником Омского аэроклуба. И в этом же день, 10 марта 1947 года, получил в кадровом аппарате Союза Осоавиахим на руки предписание за № 96 об убытии в распоряжение Омского областного совета Осоавиахима.
В связи с разделением Осоавиахима на три оборонных общества приказом главком ВВС Вооружённых Сил СССР за № 02396 от 26 апреля 1948 года переведён в авиацию ДОСАВ с пребыванием в ранее занимаемой должности начальника Омского аэроклуба, а аналогичным приказом, но изданным 21 октября 1948 года за № 03616, – в резерв ВВС.
Как ни странно, но период службы в авиации оборонных обществ в большинстве из размещённых в открытых источниках биографий Героя почему-то не отражён.
В 1948 году должен был удостоен медали «XXX лет Советской Армии и Флоту».
Кроме того, в 1949 году за выслугу в 20 лет, а в 1953 года за выслугу в 25 лет должен был быть награждённым соответственно орденом Красного Знамени и орденом Ленина. Но был ли удостоен этих наград – в открытых источниках – увы, ни слова.
В запас уволился в 1955 году в звании полковника. И с этого момента – военный пенсионер с местом постоянного проживания в районном городе Моршанске Тамбовской области.
Скоропостижно скончался 4 марта 1957 года. Похоронен в городе Самара.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:
 

Портрет А.И. Киреева фронтовой поры со страниц книги генерал-полковника авиации Н.П. Каманина (1908-1982) «Лётчики и космонавты: О жизни и о себе» (М., Политиздат, 1971):


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 682524, д. 193, лл. 253, 258-259.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000420.jpg&id=6040170&id1=8881c8f6adc2bac792908e94f04b50db


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000462.jpg&id=6040261&id1=74a23968daa38101aecda2306a5c87b9
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000463.jpg&id=6040262&id1=40fca94ffeb74c5e0d921f59242a587f
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=ZEL/001/033-0682524-0193/00000464.jpg&id=6040263&id1=1ef709e63a2b80ccdad03b429143a6ed




Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д. 1094, лл. 280 и 280об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/075/033-0686044-1094%2b004-1093/00000475.jpg&id=18638366&id1=96c620450fe29b404fc699b3783f7d3b
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/075/033-0686044-1094%2b004-1093/00000476.jpg&id=18638367&id1=47ef3f924d2e6f72a45e7370a57a5f1e



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686044, д 3997, лл.299, 301 и 301об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000546.jpg&id=22343943&id1=324d5af6153cd5b32cc5c02e77d38a99


http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000550.jpg&id=22343951&id1=7a8cdf5eabc67061993ae28e51e51cea
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/131/033-0686044-3997%2b004-3996/00000551.jpg&id=22343952&id1=be4ae1004056b76e42e52f431f5177f6



Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690306, д. 471, лл. 129 и 129об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/369/033-0690306-0471%2b012-0470/00000258.jpg&id=40998805&id1=d289b15146fddfe4a9f7e3daf3fb3717
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/369/033-0690306-0471%2b012-0470/00000259.jpg&id=40998806&id1=af6388596664dec3d69a6e22d3ca0a19


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 793756, д. 21, лл. 80-81об.
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000156.jpg&id=150014529&id1=ca9dfeea982b5ba57ed4c0608432d90d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000157.jpg&id=150014531&id1=6f40f8503b3100c083c62ba3b19f492d
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000158.jpg&id=150014532&id1=b3751bdd26838c52fe06862f09d75322
http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/001/033-0793756-0021/00000159.jpg&id=150014533&id1=233ec459ee4f4801693165f5c11f80a9



« Последнее редактирование: 30 Декабря 2019, 19:03:32 от Sobkor »
Записан

Texnar

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 18
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #18 : 06 Января 2020, 18:52:50 »

На одном из многочисленных Аукционах была размещена и продана следующая фотография. Текст к ней прилагаю: «Фотография летно-технического состава при Отдельной Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР. 1939. Сидят: в центре – кавалер ордена Ленина командир бригады Чупров И.М., слева от него – полковой комиссар Крышан С.С., предпоследний справа в 1 ряду с медалью 20 лет РККА – Сергеев Николай Михайлович. На лицевой стороне надпись: «23.10.39 // Сбор летно-технического состава при Отд. Авиабригаде Погранвойск НКВД СССР». Размер 12×15,1 см».
Чупров Илья Михайлович (1907-1996), генерал-майор авиации. В 1926 г. по комсомольской путевке был направлен на учебу в Омскую пехотную школу, которую с отличием закончил. В 1929 г. получил назначение командиром взвода в отдельную дивизию особого назначения НКВД. С 1932 по 1933 г. служил курсовым командиром в 1-й пограншколе (г. Ново-Петергоф), командиром бронеплощадки, начальником штаба конно-артиллерийского дивизиона в Тифлиси. В декабре 1933-1935 гг. окончил Борисоглебскую авиационную школу ВВС РККА. С 1935 г. в 3-й авиационной эскадрильи пограничных войск: командир звена, командир авиационного отряда, фактически, и.о. командира эскадрильи, т.к. командир Л.П. Василевский и начальник штаба Я.Д. Ахматов не были летчиками. С 1939 г. – командир 6-го отдельного авиационного отряда пограничных войск, г. Минск. В 1940-1963 гг. – начальник авиационного отдела ГУПВ НКВД/КГБ СССР. С 1941 г. – командир отдельной авиабригады пограничных войск, Быково. Генерал-майор авиации (с 1 апреля 1943 года). В 1947 г. закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Высшие академические курсы усовершенствования при Академии Генерального штаба СССР (1954). С 1963 года и затем в течение более чем 20 лет работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте научно-технической информации. Награжден: двумя орденами Ленина (первый – в 1938 году), Красного Знамени, двумя Красной Звезды (первый – 1943 г., за обеспечение перелета в Тегеран на конференцию правительства СССР), орденом Суворова II ст., Отечественной войны I ст. и множеством медалей.

« Последнее редактирование: 17 Марта 2020, 16:25:02 от Sobkor »
Записан
Один в луже видит грязь, другой - отражающиеся звёзды. Иммануил Кант

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Авиация пограничных войск
« Reply #19 : 28 Января 2020, 21:35:33 »

Не ранее ноября 1943 года, заместитель наркома внутренних дел по войскам генерал-полковник Аркадий Николаевич Аполлонов (1907-1978) на борту своего служебного самолёта.

От знатока истории отечественной авиации экспертного уровня Олега КОШЕЛЕНКО (г. Минск):
- Вероятней всего, это салонный американский «С-47» с большими удобными креслами и улучшенной отделкой. Два таких самолёта для доставки советской делегации в Тегеран переоборудовали в июле 1943 года в подмосковном посёлке Быково – в мастерских Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР. Тогда их и перекрасили из оливково зелёного цвета в «светлые» тона. Оба эти самолёта пополнили собой авиапарк 1-го авиационного полка пограничных войск НКВД СССР...
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »