Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Русская православная рать  (Прочитано 23429 раз)

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 604
  • Роман Никитин
Re: Русская православная рать
« Reply #20 : 02 Января 2018, 20:16:56 »
Отклик на материал Н.А. Стародымова, целиком размещенный здесь:
http://voenspez.ru/index.php?topic=53.msg412123#msg412123

Ввиду того, что автор (которого мы считаем своим) Николай Стародымов под конец года не избежал, как и многие из нас, легкой рефлексии в духе: "а надо ли оно кому - наша писанина", хочу вернуться к одному из его постов-размышлений. Но сперва твердо отвечу автору: пишите еще! Во-первых, рефлексия под конец года, оценка самого себя, своей деятельности в Интернете и за рамками оного, своей востребованности - это нормально. Во-вторых (и это мое сугубо оценочное суждение), Н.А. Стародымов, как уже говорилось, здорово отличается от многих "писателей-политотдельцев". Иные из них представляются людьми страшно ограниченными. Таков, например, маргинализированный слой, наросший вокруг газеты "Завтра". Вместо того, чтобы взять, да и в себя, в свои комплексы, заглянуть, ищут они повсюду врагов - то либералов каких-то среди полновластных миллиардеров, то "малый народец", пытаются выкопать "корень зла" вовне, аки хронический алкоголик. Подвизаются там-сям, пытаются молодежь чему-то учить на примерах из светлого прошлого, ёрничают, глумятся, кипятятся...
А вот военный журналист Стародымов никому свою точку зрения не навязывает и не пытается никого распропагандировать. За спокойный, ровный тон и выделяем мы Николая Александровича из авторов его среды. Но это отнюдь не означает полного согласия со всем, им написанным...       

От столичного писателя и журналиста полковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
«МЕЖ РУСЬЮ И РОССИЕЙ. БЕЗВРЕМЕНЬЕ:
Ровно 780 лет назад на русские княжества обрушилось войско Батыя. Случилось это в декабре 1237 года
С этого стремительного по историческим меркам события вся историография Отечества разделила на «до» и «после»...

Более того, фантомная историческая боль от этого события, может и слабее от прошедших столетий, чем от 22-го июня 1941 года, но сослагательное наклонение ставит две русских трагедии в один ряд. Но по порядку...

Не скрою: я являюсь сторонником теории пассионарности, которую разработал наш замечательный диалектик от истории Лев Гумилёв: http://starodymov.ru/?p=547 Суть теории проста: в какой-то момент на некой территории вдруг в короткий отрезок времени рождается большое число людей, готовых ради идеи не щадить жизни (что чужой, что своей), переносить любые тяготы, отправиться хоть к «последнему морю», хоть за три моря (см.: http://starodymov.ru/?p=4568), хоть и вовсе «не знаю куда», но непременно «встречь солнцу»: http://starodymov.ru/?p=20070 Этим людям становятся тесными рамки бытия, границы своего племени или государства – им подавай что-то выходящее за грань повседневности...

Вспомнился один давний случай. Готовясь к вступительному экзамену по истории в 1987 году, я еще не имел возможности ознакомиться с публикацией "Древняя Русь и Великая Степь". Тем не менее, когда экзаменаторы с истфака МГУ спросили меня о причинах Батыева нашествия, ответил вполне в духе Льва Гумилева. Вопрос был задан в самом конце, когда сам ход борьбы русских княжеств был мной уже освещен. И, видимо, освещен верно, иначе не получил бы я четверку и не поступил бы на журфак. Но улыбку экзаменатора и вопрос, слышал ли я об экстенсивном скотоводстве, помню до сих пор.
Такая вот пассионарность этносов...

Перелом во взаимоотношениях между княжествами уже произошёл: в моём представлении символом его может служить факт, что Андрей Боголюбский, захватив в 1169 году Киев, отдал «мать городов русских» на разграбление своим воинам, словно город вражеский: http://starodymov.ru/?p=13465
Этот перелом (и то, в символическом значении) ознаменовал лишь смещение "центра силы" в сторону Северо-Восточной Руси - во Владимир. Практика, о которой пишет Н.А. Стародымов, была и в значительно более ранние годы абсолютно нормальной для русских князей, которые могли отдать вражеский город на разграбление не только своим, русским, воинам, но и половецким, и польским.

Русь к моменту нашествия ордынцев представляла собой аморфный конгломерат отдельных территорий, разрозненных и неспособных к объединению даже перед лицом общего врага.

Как же - неспособных? Очень даже способных. Вопрос лишь - как - с точки зрения военного искусства того времени. Но чтобы понять это, надо вспомнить не 1237 год, а 1223-й, бесславный поход южнорусских князей на Калку, объединившихся, совсем в духе половецких походов Владимира Мономаха, не только между собой, но и с теми же половцами против нового неведомого врага. Начало битвы, как мы помним, было удачным для союзников, а причиной поражения стала, помимо военной хитрости противника, плохая координация действий ратей различных русских князей и половцев на поле боя. У Джэбе и Субэдея было, по разным оценкам, не более 20 тыс. воинов, а одно войско киевского князя составляло 10 тыс. Тем не менее, почти все оно полегло в оборонительном, а не в наступательном сражении...
Поймал себя на мысли, что Батыеву воинству (никаким не монголо-татарам и уж, тем паче, не Орде, а именно так, а не иначе, если учесть, что основную его часть составляли воины покоренных народов) сильно повезло с ледоставом, хоть его вторжение на Русь и состоялось на исходе т.н. теплой средневековой климатической аномалии (950-1250 гг.). Знать бы им тогда, какие, на самом деле, аномалии бывают в декабре месяце! Случись такое в 1237-м, не воспользовался бы Бату-хан русскими реками, как дорогами. Скорее всего, не только до Рязани бы не дошел, но и степь бы размесил в кашу копытами коней своего войска, да там бы и застрял. Впрочем, он и застрял - под Торжком на две недели, под Козельском - на семь. От Новгорода отвернул с началом снеготаяния и уходил ровно по водоразделу, т.е. по сухому, на что указывает Чивилихин.

Теперь что касается ордынского войска.
Его можно признать самым совершенным в ту эпоху военным механизмом. Численность, структура, дисциплина, полководцы, тыловое обеспечение, инженерная техника, организация связи, идеологическое обеспечение – всё в нём оказалось доведённым до совершенства. Однако время показало, что существовать оно могло только очень короткое время, и только в движении. Едва наступательный импульс ордынцев начал притухать, как только войско остановилось и принялось обустраиваться на завоёванных землях, исполинская империя тут же начала дробиться на улусы – всё более мелкие.

Здесь А.Н. Стародымов совершенно верно указывает на короткое время существования ордынского войска. Отметим - как совершенной машины, попутно усиленной всем передовым в военном искусстве , что встречалось монголам на пути. Парадокс, действительно, в том, что многое из новообретенного так же быстро и утрачивалось. Например, при осаде русских городов использовались осадные машины, постройку и обслуживание которых обеспечивали китайские инженеры. Но уже полтора века спустя хан Тохтамыш оказался не в состоянии взять московский Кремль иначе, как обманом. А ведь уже начинался век артиллерии. Только стояла она на стенах Кремля, а не вокруг.
Несмотря на давность эпохи, объем знаний о тех событиях с течением времени может только увеличиваться. Делаются новые открытия, появляются новые гипотезы, версии. Поэтому странно было бы рассуждать о Бытыевом нашествии, основываясь только на сочинениях писателей, пусть и очень талантливых - В. Яна и В. Чивилихина. Например, феодальная раздробленность Руси, как причина поражения, застряла в ушах еще со средней школы. Приведу два примера с большим географическим разбросом: Хорезм и Польша. Хорезм 13-го века был мощнейшей державой, простиравшей свои амбиции на весь мусульманский мир. Существовала, конечно, племенная фронда, но открытого сепаратизма не было. Т.е., это не куча княжеств, а централизованное государство. С подачи В. Яна хорезмшах Мухаммед выглядит трусом, избегавшим генерального сражения с Чингисханом и сделавшим ставку на оборону укрепленных городов огромными гарнизонами. Как известно, не помогло. Но в том то и дело, что монголы и подчиненные им племена переиграли Хорезм, прежде всего, в военном отношении - начиная с разведки и заканчивая инженерией. Мухаммед рассчитывал держаться в городах долго, забыв про китайские камнеметы.
Другой пример - битва при Легнице в 1241 г., где оказался разбит цвет европейского рыцарства. А ведь против численно превосходящих сил действовал только один "корпус" войска Батыя в 30 тыс. чел.

От Новгорода отвернул с началом снеготаяния и уходил ровно по водоразделу, т.е. по сухому, на что указывает Чивилихин.

Юрию Петровичу на заметку. Такова, в действительности, главная (помимо боя с местной дружиной) причина спасения крупного центра княжества города Смоленска. Супостаты были на отходе, времени на крюк в сторону хорошо защищенного города весна им не оставляла.

Друзья мои, я понимаю, что никто не знает, как бы сложилось будущее, если бы пал Новгород, а на месте Александра оказался кто другой – что более гибкий, что более жёсткий… Да тот же Даниил Галицкий, например. Однако мы проживаем в той действительности, которая сложилась именно благодаря политике правившего на тот момент Великого князя.
Не случись нашествия ордынцев, Русь стала бы жертвой других захватчиков – и большой вопрос, каким бы сложилось её грядущее (читай: наше настоящее).

Что за апокалиптические рассуждения (пусть и в сослагательном наклонении)? Не иначе, как на почве боязни стран Запада. А между тем, на всем протяжении тогдашней условной "западной границы" не было ни одной угрозы ни одному русскому княжеству, сравнимой с Батыевым нашествием. Более того, велась активная военная политика. Достаточно сказать, что за три года до нашествия, в 1234 году, отец Александра Невского Ярослав Всеволодович с новгородцами и владимирцами разбил воинство Ордена Меченосцев на реке Омовже (Эмайыги), т.е. на территории противника.
Ответ на вопрос, как сложилось бы будущее, если бы пал Новгород, на самом деле, прост. Точно так же, как оно и сложилось в реальности, с той разницей, что дань пришлось бы платить, не целому, а разоренному городу. Кстати, к дани новгородскую республику привел ни кто иной, как Александр Ярославич. И, в конце концов, разве на Новгороде свет клином сошелся? Так и не покоренными остались Псков, Смоленск, Полоцк, Минск, Витебск...
Мне кажется, основная ошибка автора заключается в том, что он оценивает военно-политическую ситуацию из сегодняшнего дня. Часто вспоминает некую абстрактную "Русь", словно это единое государство. Не было такого в 1237 году - на уровне самосознания жителей теперешней европейской части России. Новгородцы, владимирцы, суздальцы, рязанцы - вот как они себя именовали. Страшную вещь скажу: Батыево нашествие ни на год не прервало междоусобных княжеских разборок. И, как ни странно, основным бенефициаром гибели владимирского князя Юрия Всеволодовича в битве на реке Сить стал его родной брат Ярослав, отец Александра. Именно Ярослав Всеволодович по существовавшему тогда лествичному праву наследовал Владимирский княжеский стол. Его сын Александр Невский лишь талантливо продолжил политику отца, украсив ее новыми военными победами - подчеркну, на Западе, а не на Востоке. На момент начала Батыева нашествия ему было всего 16 лет. Но и став старше, он ни разу не обнажил своего меча против ордынцев.
Были в то время и другие князья-воины. Большинство из них сложили свои головы в борьбе с иноплеменниками. Таковы Юрий Игоревич Рязанский, Юрий Всеволодович Владимирский, Василько Константинович Ростовский, законно почитаемые как русские герои и по сей день. И с ними же - полулегендарный боярин Евпатий Коловрат, о котором снят фильм. Им было не до политики - война пришла непосредственно на их земли. Десять процентов от всего платить не хотелось, а дарами отделаться не получилось, как в Рязани. Надеялись справиться своими силами. То, что это невозможно, первыми поняли отец Невского Ярослав Всеволодович и упомянутый Даниил Романович Галицкий, кстати. Между ними много общего. Оба, в первую очередь, виднейшие политики времен установления ига. Могли, конечно, погибнуть и в открытом бою, но предпочли этого не делать, заметим. Политическая ориентация, правда, была у них разная: у первого на Восток, у второго на Запад.
« Последнее редактирование: 02 Января 2018, 20:22:18 от Nick-69 »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #21 : 08 Февраля 2018, 16:06:08 »
Из хроники событий 2018 года:
От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- 25-летний юбилей встречает Православный хор и ансамбль инженерных войск Вооруженных Сил России «За Веру и Отечество».
Уникальное в своем роде воинское подразделение, ставшее одним из ярчайших творческих военных коллективов, было основано в 1993 году силами бессменного руководителя – игумена Варнавы (Столбикова) и многих известных представителей духовенства и руководства Вооруженных Сил России. Формируется коллектив исключительно военнослужащими срочной службы – студентами и выпускниками духовных семинарий и музыкальных учебных заведений. За 25 лет творчества репертуар хора наряду с православными песнопениями и военно-патриотическим направлением обогатился произведениями русской и зарубежной классики, народными и эстрадными песнями многих стран мира при собственном аккомпанементе музыкантов хора.
Православный хор и ансамбль инженерных войск «За Веру и Отечество» является лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей, с большим успехом выступал в Польше, Белоруссии, Испании, Италии, Греции и других странах. В общей сложности выпущено 19 альбомов, в том числе – альбом «Минное поле» в 2018 году, включающий композиции, написанные во время выполнения инженерными войсками боевых задач в Сирийской Арабской Республике. С 2017 года хор передислоцирован в с. Николо-Урюпино Красногорского района Московской области в состав 45-го инженерно-маскировочного полка.
Юбилей хора состоялся в Храме Христа Спасителя при участии статс-секретаря заместителя министра обороны Российской Федерации Н.А. Панкова, военнослужащих и ветеранов инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Вечер-концерт прошел в теплой дружественной атмосфере при участии выпускников хора разных лет, с представлением широчайшего репертуара хора и ансамбля «За Веру и Отечество».

От пресс-службы УФСИН России по Московской области:
- В храме Казанской иконы Божьей матери г. Дмитрова состоялось традиционное подписание соглашения о сотрудничестве между ИК-1 УФСИН России по Московской области и Яхромским благочинием Московской епархии Русской Православной Церкви. На мероприятии Глава Администрации Дмитровского района Елена Борисовна Трошенкова, а также представители силовых структур Подмосковья, дислоцирующиеся на территории Дмитровского района.
В ходе мероприятия сотрудники женской исправительной колонии и представитель Русской Православной Церкви обсудили вопросы социального служения, а также проведение совместных мероприятий с участием священнослужителей Яхромского благочиния. С подписанием Соглашения, воспитание оступившихся граждан в духе законопослушания будет идти через возрождение духовно-нравственных ценностей и православную веру.
В завершении мероприятия в храме прошло торжественное богослужение, которое провел благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, кроме этого участники мероприятия посетили с экскурсией дом – музея священномученика Серафима Звездинского, епископа Дмитровского.
 

От пресс-службы УФСИН России по Московской области:
- Обзорную экскурсию по Николо-Архангельскому храму, расположенному в городе Балашихе Московской области, провел для сотрудников уголовно-исполнительной системы настоятель храма, председатель отдела по тюремному служению Московской епархии, помощник начальника УФСИН России по Московской области по организации работы с верующими священник Михаил Кузёмка.
Началось мероприятие с молебна, который провел настоятель Николо-Архангельского храма отец Михаил.
По его завершению, священник провел просветительскую беседу с участниками мероприятия, в ходе которой отметил особую роль сотрудников пенитенциарного ведомства в работе с осужденными – людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, потерявшими жизненные блага, поддержку близких и родственников.
- Каждый из Вас ежедневно сталкивается с ситуациями, когда людям, находящимся в местах лишения свободы, необходима Ваша помощь и поддержка. Иногда она заключается в том, чтобы просто выслушать человека, помочь ему разобраться в совершенных поступках, опираясь на основные постулаты христианства, – отметил настоятель Николо-Архангельского храма, обращаясь к присутствующим.
Кроме этого, отец Михаил рассказал сотрудникам УИС о Николо-Архангельском храме, история которого начинается с 16 века. Строителем храма в том обличие, в котором он дошел до наших дней стал князь Александр Владимирович Долгоруков. Храм состоит из двух этажей и двух освященных престолов: главный – в верхней церкви – во имя Архангела Михаила, в нижней – в имя святителя Николая.
Стоит отметить, что архитектурная композиция Николо-Архангельского храма является уникальной в своем роде, таких архитектурных памятников в Московской области больше не сохранилось. Стены и своды церкви украшены лепниной и расписаны в стиле московского барокко, а в пятиярусном иконостасе сохранились иконы со времен начала ее постройки.
В завершении встречи настоятель Храма напомнил сотрудникам УФСИН России по Московской области о правилах и традициях праздника Масленицы, которые в эти дни отмечают все православные верующие.
   
 
 
 

От пресс-службы УФСИН России по Московской области:
- Помощник начальника УФСИН России по Московской области по организации работы с верующими, председатель отдела по тюремному служению Московской епархии священник Михаил Кузёмка провел с курсантами Владимирского юридического института ФСИН России, прибывшими в подразделения УИС Подмосковья для прохождения преддипломной практики, беседу о деятельности Епархиального отдела Московской епархии по тюремному служению.
Рассказывая о работе отдела по тюремному служению, отец Михаил отметил, что в рамках Соглашения о сотрудничестве между УФСИН России по Московской области и Московской епархией священнослужители окормляют 14 подразделений УИС региона. На территории исправительных учреждений и следственных изоляторов региона открыты храмы и молитвенные комнаты, за каждым пенитенциарным учреждением закреплены священнослужители, которые безвозмездно совмещают приходскую деятельность и пастырское служение в местах лишения свободы, осуществляют богослужебную и духовно-просветительскую деятельность для осужденных, обвиняемых и подозреваемых, а также, что немаловажно, для сотрудников уголовно-исполнительной системы. Священнослужители на постоянной основе проводят с гражданами, попавшими в места лишения свободы, индивидуальные беседы, в учреждениях проходят литургии и праздничные богослужения, а также таинства Крещения, Исповеди и Принятия Святых Христовых Тайн.
- Деятельность священника в тюрьме существенно отличается от служения на приходе. Не прихожане идут за помощью к священнику, а он сам приходит к гражданам, изолированным от общества. Успех этой миссии будет ощутим тогда, когда священник, исполняя тюремное служение, будет движим долгом Христовой любви и сострадания к людям, преступившим закон, – отметил отец Михаил.
В завершении беседы курсанты ведомственного института поблагодарили отца Михаила за подробный рассказ о миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.
 

Скан с 14-й полосы № 2 за апрель 2018 года газеты ветеранов КГБ-ФСБ Калининградской области «Ветеран янтарных рубежей»:

От пресс-службы УФСИН России по Московской области:
- Ветераны уголовно-исполнительной системы Московской области посетили с экскурсией Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
В мероприятии приняли участие председатель Совета ветеранов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Московской области Татьяна Смолякова, председатель Совета ветеранов ФКУ КП-3 УФСИН России по Московской области, а также ветераны УИС Подмосковья и сотрудники подразделений.
Так, в сопровождении настоятеля Свято-Троицкого Храма города Старая Купавна, члена Епархиальной комиссии по тюремному служению священника Алексия Сазонова представители ветеранской организации посетили Хотьковский Покровский Женский Монастырь, где захоронены родители Сергия Радонежского святые Мария и Кирилл.
Далее участники поездки посетили крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви - Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В рамках визита в Лавру ветераны поклонились мощам основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. Священник Алексей Сазонов, в свою очередь, провел для всех желающих экскурсию по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевой лавры, рассказав об истории образования церковных мест, а также о святынях и реликвиях, которые в них хранятся.
 

От пресс-службы УВД по Юго-Западному административному округу ГУ МВД России по г. Москве:
- Сотрудники УВД по ЮЗАО посетили храм Святой Равноапольстольной Нины в Черёмушках, где было совершено молитвенное поминовение сотрудников российских правоохранительных органов, погибших при исполнении служебного долга.
   
 

От калининградского общественного деятеля, фронтовика из числа ветеранов спецназа военной разведки Александра ЛОГИНОВА:
- 4 декабря 2018 года трудами благочинного Центрального округа Калининграда протоиерея Вадима Неткачёва в Калининградском пограничном институте ФСБ России прошло празднование в честь Храмового праздника пограничников – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Протоиерей Вадим Неткачёв отслужил здесь Божественную Литургию и молебен «О здравии воинов, на рубежах страны стоящих». А затем в стенах культурно-делового центра института состоялся концерт духовной музыки с участием творческого коллектива студентов музыкального колледжа имени Рахманинова под управлением М.Ю. Буковой.
       
« Последнее редактирование: 07 Августа 2020, 17:53:08 от Sobkor »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 604
  • Роман Никитин
Re: Русская православная рать
« Reply #22 : 12 Июня 2018, 01:14:16 »
Сделал сообщение на Погранце, дублировать его и все последующие буду здесь, т.к. наш погранраздел столь глубоких спецэкскурсов не предполагает. К тому же, данная, уже существующая, тема подходит как нельзя лучше.
Просмотрев темы раздела "Листая пожелтевшие страницы", понял, что практически все они касаются Великой Отечественной войны или межвоенного периода. Между тем, известно, что советские пограничники были в своем важном и достойном деле далеко не первыми на Руси, в т.ч., кстати, Киевской.
Своими познаниями в области истоков пограничного дела здесь, при желании, может поделиться каждый. Я же хочу обратиться к одной книге, известной как бестселлер еще в СССР. Название короткое и хлесткое - "Батый", автор - Василий Ян. Наверняка, многие ее читали. Здесь было бы уместно остановиться на тех страницах историко-литературного произведения, что посвящены боестолкновениям с войсками Батыя на степных рубежах Рязанского княжества, первым вставшего у него на пути в страшно сказать как далеком 1237-м. "На границе Дикого поля" - так и решил назвать новое исследование, в котором мне большую помощь оказывает поисковик с навыками профессионального археолога, командир Домодедовского поискового отряда "Истокъ", Кирилл Низамутдинов. (Кстати, именно он "поднимал" мотор от И-16 Героя Советского Союза В.В. Талалихина.) А ищем мы с ним то, что не могут найти исследователи уж 200 лет тому как - летописную Онузу (Нузу, Нузлу, Нухлю). Местность, городок, сельцо, крепостицу - не столь здесь важно. Главное - это был пограничный пункт, который Бытый захватил первым на русской земле.
http://www.pogranec.ru/showpost.php?p=3220662&postcount=281
« Последнее редактирование: 12 Июня 2018, 17:39:16 от Nick-69 »
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 604
  • Роман Никитин
Re: Русская православная рать
« Reply #23 : 10 Декабря 2018, 22:16:02 »
От нового участника под ником «Краевед33»:
- Добрый вечер! «Союз краеведов Ополья» и Военно-патриотический форум «Наше Ополье» обращаются к Вам за возможностью информационной поддержки в конкурсе «Культурный след» проекта по воплощению памятника в виде шлема Великого князя Ярослава Всеволодовича (известный также, как «шлем Александра Невского» и «Лыковский шишак»).
Этот памятник предлагается установить рядом с местом его нахождения и потери во время Липицкой битвы 1216 года – у села Лыкова.
Это уже второй наш мемориальный военно-патриотический проект. В 2012 году нами уже был установлен памятник в виде танка Т-62 в честь его создателя выдающегося отечественного конструктора Л.Н. Карцева на родине последнего – в селе Скомове Ивановской области.
Ссылка на описание нашего проекта и на его голосование:
https://kultsled.ru/lykovskij-shishak/ С уважением, «Союз краеведов Ополья» (http://nasheopolie.ru/).
« Последнее редактирование: 07 Августа 2020, 17:57:35 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #24 : 15 Февраля 2019, 10:50:21 »
От столичного писателя и журналиста подполковника в отставке Николая Александровича СТАРОДЫМОВА:
«САМЫЙ ДАЛЬНОВИДНЫЙ И ОБОРОТИСТЫЙ!
420 лет назад, 30 апреля 1598 года, на московский престол сел Борис Годунов. Не мне принадлежит сравнение развития рода человеческого с горной рекой, причём, рекой неизведанной, неисследованной, таящей постоянные нежданности. В какие-то моменты низвергнется она в долину, несёт свои воды-народы вольно и спокойно, и если и случаются в глубине какие-то катаклизмы, то мелкие, не особо и заметные стороннему наблюдателю. А потом налетит поток воды-времени вдруг на препятствие, взбаламутится, покроется бурной пеной, ворвётся в узкий проход между скалами, и понесётся вприпрыжку по валунам, вдребезги разбивая всё, что ещё вчера казалось незыблемым и навечно устоявшимся.
И вот ведь в чём парадокс! Историю творят вроде как люди, а только никогда и нигде не получается именно так, как теми же людьми задумано изначально. Например: http://starodymov.ru/?p=26728
Задним числом легко можно объяснить происшедшее: тут и первопричины понятны, и откуда гносеологические корни произрастают, очевидно, и каким образом многочисленные векторы броуновского движения масс сложились в стройную амплитуду конечного результата, легко вписывается в закономерности: http://starodymov.ru/?p=9612 Но попробуйте спрогнозировать итог, находясь как раз на уровне тех самых первопричин, пребывая в качестве тех самых участников броуновского движения!.. Затянул с преамбулой…
Нам трудно представить психологию наших предков рубежа XVI-XVII столетий. Трудно представить по всем показателям, однако в данный момент я имею в виду только один показатель. На протяжении веков царская (великокняжеская) корона переходила по прямой мужской наследственной линии потомкам одного рода. Это представлялось не то что незыблемым – это виделось как проявление божественного миропорядка.
И вдруг – умер Фёдор Иоаннович, последний представитель царского рода, ведущего родословную от самого московского первокнязя Даниила. Умер бездетным: http://starodymov.ru/?p=26293
И как теперь быть?!. Что делать?.. Кому наследовать трон, скипетр, державу Российскую?..
Это сегодня мы такие умные и знаем, что власть не обязательно передаётся по наследству и переходит из рук в руки далеко не всегда мирным путём. Четыре столетия назад наши предки считали существовавший в Москве порядок – божественным установлением! Третий Рим – как ни крути:http://starodymov.ru/?p=3695
У Иоанна Грозного (см.: http://starodymov.ru/?p=24011) родилось четыре сына. Двое погибли: старший утонул ещё в младенчестве, другого, по легенде, вроде как отец родной убил… Самый младший, царевич Дмитрий, непонятно как погибнет в удельном Угличе: http://starodymov.ru/?p=22148 А Фёдор – слабый здоровьем, мягкосердечный, едва не юродивый – на царствование не годился. Впрочем, то, что сам не годился, полбеды, главное – наследника не родил!
Царь Иоанн, умирая, оставил при сыне Опекунский совет. Назначил в него бояр разумных, родовитых, однако таких, чтобы меж собой боролись за власть – в этом он видел залог того, что ни один не сможет узурпировать власть и отобрать у его потомков; надеялся, что у Фёдора родится-таки сынишка.
Ан вот же, так и не оставил он наследника.
Общеизвестно, что в моменты социальных катаклизмов максимум выгоды извлекает не самый достойный и нравственный, а самый оборотистый и прохиндеистый.
В Опекунский совет при царе Фёдоре входил и Борис Годунов. Как нам теперь понятно, он оказался самым дальновидным из своих коллег.
А чтобы рассказать, как Годунов стал государем, приведу два отрывка из своего романа-эпопеи «Кривоустовы»: http://starodymov.ru/?p=3465

Отрывок первый
Царь Иван Грозный, умирая, назначил в опекуны Фёдору несколько родовитых бояр. Хоть и показал он себя психически неуравновешенным человеком, хоть и пролил потоки невинной крови, хоть и ослабил опричниной и репрессиями Россию, но о стране беспокоился, отдавал себе отчёт, что Богом ему вручена Отчизна, и что за её будущее придётся ответ держать за порогом смерти. Назначая опекунов, он рассчитывал, очевидно, что их взаимная неприязнь не даст возможности усилиться какой-то одной фамилии. Ведь представителям каких родов предстояло опекать слабого царя! Хитрый, расчетливый и дальновидный Борис Годунов, на сестре которого, Ирине, женат наследник Фёдор; брат матери Фёдора умница и эрудит Никита Романов; герой обороны Пскова опытный воитель князь Иван Петрович Шуйский; князь Иван Мстиславский; а также Богдан Бельский, являвшийся параллельно опекуном и младшего царевича Димитрия, того самого, впоследствии убиенного.
Борис Фёдорович Годунов поначалу решающего влияния в этом совете не имел – был равным среди равных. А первую скрипку играл Никита Романов (станем называть его так, чтобы не возникло путаницы, потому что фамилии в те времена в современном понимании еще не сложились, а прозвищ у него имелось несколько) – по всем показателям превосходивший Годунова. Однако вскоре боярин Никита заболел и умер… Не возводя напраслины на людей, оговоримся: что-то слишком много в те времена умирало людей среди тех, кто хоть в малейшей степени мог претендовать на царский трон…
Со смертью главного конкурента дело у Годунова пошло легче. Вся многочисленная семья Ивана Шуйского оказалась в ссылке. Князя Мстиславского постригли в монахи. Их сторонника митрополита Дионисия сменил человек Годунова – архиепископ Ростова Великого отец Иов…
Смерть царя Фёдора в январе 1598 года стала вполне ожидаемой. И несмотря на это, к такому развитию ситуации Россия оказалась не готовой. Традиции наследования трона женщиной ещё не имелось. Однако Боярская дума, очевидно, следуя примеру Англии, приговорила на царство Ирину – вдову Фёдора и сестру Бориса Годунова. Однако от такой чести Ирина наотрез отказалась и удалилась в Новодевичий монастырь под именем Александры. Выход из династического тупика подсказал патриарх Иов, который предложил избрать на царство её брата Годунова. Оппозиция к тому времени оказалась разобщённой, авторитетного коновода у неё не нашлось, так что избрание состоялось довольно легко. Борис Годунов стал российским правителем де-юре!
Однако прошло всего два года, и он тяжко заболел. От чего – бог весть. На здоровье он до того не жаловался, так что не исключено, что болезнь явилась следствием попытки боярства отравить выскочку. А может и иное – таким же образом проверял в своё время лояльность боярства царь Иоанн…
Как бы то ни было, когда на заседание Боярской думы Годунова принесли на носилках, совсем рядом с Кремлём, на Варварке, в палатах бояр Романовых в полной готовности к выступлению находилась многочисленная вооружённая челядь. На трон готовился воссесть Фёдор Никитич, старший из пяти братьев Романовых. Даже портрет-парсуну его в полном царском облачении к тому времени приготовили, и с надписью, дабы ни у кого сомнений не возникло «Царь Фёдор Микитич Романов»!
Поспешил Фёдор, поторопился, нельзя судьбу подобными портретами дразнить.
Вместо вестника о кончине Годунова, 16 октября (1600 года по нынешнему летоисчислению и 1601 года по старому, принятому на тот момент, с Новым годом 1 сентября) к его хоромам прибыл отряд стрельцов. После короткой стычки стало ясно, что попытка путча не удалась. Братья Романовы и приближённые к ним челядины оказались в заточении. Кто не попал в руки стрельцов, укрылись кто где.
Среди сбежавших был и человек, вошедший в историю как Григорий Отрепьев или Лжедмитрий I, воспитанник семьи Романовых. Речь о нём – впереди.

Отрывок второй
…Савва говорил негромко, сел так, чтобы видеть дверь, дабы никто не мог войти незамеченным.
- Когда кликнули Годунова Бориса Фёдоровича царём, он по обычаю сначала противился, отказываться, мол, не по чину мне. Даже в монастырь Новодевичий удалился, где сестрица его, Ирина, вдова покойного государя Фёдора Иоанновича, постриг приняла… Но потом согласился сесть на престол, ведь сын Иоанна Васильевича царь Фёдор опочил, – Савва перекрестился. – А тут как раз татары крымские собрались опять нас воевать, проведав, что царь-то православный помер. А прознали мы про этот замысел крымцев так. Когда царь Иоанн повоевал Новгород, много тамошних дворян он переселил в московские земли и определил их на службу. Среди них был Ефим Новиков по прозванию Курдюм. У него народилось несколько сыновей. Один из этих сыновей, Степан, попал в крымский полон и провёл в чужой земле тридцать лет. И вот он-то сбежал из полона и сообщил, что на нашу землю готовится очередной набег… Так вот, Борис Фёдорович, узнав об этом, приехал из Новодевичьего монастыря, собрал войско и пошёл навстречу басурманам. Стало войско на Оке под Серпуховом, где переправы удобные. Татары узнали, что против них стотысячная рать выступила и готова к отпору, и не рискнули набег делать… Правда, люди говорят, что и не собирались крымчаки нападать, что это царь Борис силу свою соседям показать хотел, ну да только тут уж… – он развёл руками. – Так вот, узнав, что татары не пойдут на царство, царь Борис Фёдорович устроил пир для всего воинства, да такой богатый, что все служивые люди остались очень довольны. Когда венчался он на царство, сказал: «Бог свидетель сему, никто же убо будет в моём царствии нищ или беден!». Всем стрельцам, да и другим служилым людям сразу выдали двойное годичное жалование…
- Неужто сразу по десять рублёв? – ахнул Логвин. – Каждому?!.
- Кому по десять, а кому и поболе, – махнул рукой Савва. – Ты дальше слушай! Купцам два года разрешили беспошлинно торговать. Вдовам и сиротам из казны помощь выделили. Все остроги, темницы, даже ямы долговые открыли и всех выпустили, даже татей нощных, и всем вспомоществование дали…
- Дела-а…
- Ты дальше слушай! Всех инородцев на год освободили от податей… – Савва вдруг засмеялся. – Знаешь, что папаня Васьки нашего, учителя, сотворил? К нему ведь после возвращения из полона прозвание Башкирец прилипло… Так он сказался и впрямь башкирцем и не платил ничего – видать, подмазал писаря-то полкового… Хотя с мздоимством боролся царь-батюшка, с разбойными людьми только был жесток, так и тати перевелись у нас…
- А у нас разрешил крестьянам переходить к другому хозяину, – вспомнил Логвин. – Так к нам две семьи пришли…
- Значит, добрые хозяева вы были, – сделал вывод практичный Савва. – К плохим-то не переходят…
- Родителя моего очень в округе уважали, – согласился Логвин.
- Ну вот, поначалу, рассказывают, стрельцы, да и вообще все очень довольны были. А потом замечать стали, что Борис Фёдорович меняться начал. Всё больше к иноземцам благоволит. Какую-то царскую гвардию, – Савва произнёс это непривычное слово чётко, с явным пренебрежением, – завёл сплошь из иноземцев. Наши отцы-деды ливонцев с Иоанном Василевичем, с князем Иваном Петровичем Шуйским били, а Годунов из них личную охранную тысячу набрал, нашего брата, стрельцов, чурается. Знахарей иноземных выписал… И главное, деньги им такие платит, что нашим и не снились!.. Ну и начал народец говорить, что негоже от отцовских обычаев отрекаться. Ну и бояре тоже недовольны, понятно. Которые и царя Бориса держатся, и те недовольны, а те, которым он соли на хвост насыпал, те и вовсе супротив него начали говорить… А в прошлом годе Борис-то Фёдорович заболел, да сильно заболел, его к боярам даже на носилках выносили, так болел. Думали, не жилец. Я-то уже здесь, в стрельцах, к тому времени состоял, помню хорошо, как тут всё происходило. Волноваться все начали: мол, как опять быть, без царя-то? Царевич-то юн ещё, в возраст не вошёл, Фёдор Борисович Годунов-то. Ему всего-то лет десять или одиннадцать… Бояре опять начали смуту творить, кому новым царём становиться… Ну а царь Борис, когда выздоровел, про всё то прознал. Тут и началось. Только и слышно, того изменником выкликнули, то этого… Начали доносы слушать… Сейчас любой может донос подать, на кого донесли, того сразу в Разбойный приказ забирают, и уж потом разбираются, правду донесли, или облыжно… Холоп князя Шестунова донёс на своего господина, что тот, мол, замышляет против царя. Донос ложным оказался, но доносчика знатно наградили. И тут такое началось: все доносить начали…
Логвин слушал и томился от услышанного. Как это на человека донести облыжно? Не понимал.
Однако хорошо понял, насколько вошёл в доверие к Савве, что тот делится с ним такими мыслями.
- Вот и говорю я: сторожись болтать что ни попадя. Если кто донесёт – никто и вступаться не станет.
- Так я ж ничего… – слегка оробел Логвин.
- Ничего, да чего!.. – жестковато отозвался Савва. – Оно ведь как: прав царь или неправ, а он всем миром на трон посажен, потому бог за него. Он лучше знает, что делать. Не верит боярам да стрельцам, значит, правильно, значит, так тому и быть, – похоже, Савва вконец запутался в хитросплетениях политики, потому противоречил себе. – Бояре же, замышляя против царя, изменники и есть. Вон Богданка Бельский на что уж в силе был. И чего не хватало?.. Послал его царь-батюшка строить Борисов-град. Бельский работным людишкам хорошо платил, они и работали у него добре. Оно ведь как: коли платят, так и работаешь, а не будешь работать – другого наймут, работников-то больше, чем мест, где хорошо платят!.. К нему с благодарностью подошли, а он и скажи: мол, Борис – царь на Москве, а я – царь в Борисове! Он-то просто пошутил, может, и без умысла! А Борису Фёдоровичу тут же и донесли. И где нынче Бельский? В ссылке!.. И это я тебе только про то сказываю, о чём с Лобного места объявляли, на Красной площади. То-то ж…».

«ДИСКУССИЯ ОБ ОРДЫНСКОМ ИГЕ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «СПАС»
По возможности всегда стараюсь смотреть по каналу «Спас» дискуссии, которые организует Аркадий Мамонтов: http://starodymov.ru/?p=26499 И хотя мне не слишком нравятся некоторые его журналистские приёмы, в целом программа «Следы империи» мне нравятся.
В этот раз обсуждали период в истории России, который называется «ордынским игом».
Для начала практически все участники сошлись на том, что сам по себе термин неудачен. Ну да не мы его придумали, так что приняли его, пока нет иного, именно как термин.
Разговор получился интересным. Тема ведь и в самом деле важная и довольно противоречивая. Об этом ещё Лев Гумилёв (см.: http://starodymov.ru/?p=547) и Владимир Чивилихин (см.: http://starodymov.ru/?p=11108) спорили – пусть и заочно.
Но сейчас я хочу заострить внимание только на нескольких обстоятельствах её.
Конечно же, этот 250-летний период истории сказался (не мог не сказаться!) на всём дальнейшем развитии нашего Отечества. Скажем, именно необходимость консолидации всех ресурсов государства для освободительной борьбы привела к тому, что Россия стала жёстким централизованным царством, а затем и империей. Об этом участники говорили. (О закономерностях развития истории: http://starodymov.ru/?p=22400
А вот о следующем моменте – не упоминали.
Дело в том, что в конце 30-х-начале 40-х годов XIII столетия в борьбе с захватчиками (см.: http://starodymov.ru/?p=26171) погибли ближайшие княжеские дружины, то есть те люди, из которых на Западе, да и на Востоке со временем сложилась родовитая знать, родословная которой уходила в далёкую древность. У нас же древних фамилий практически не осталось, за исключением только Рюриковичей, и со временем Гедиминовичей.
Знать же, которая начала нарождаться позднее, и которая не принадлежала к указанным великокняжеским фамилиям, ощущала свою ущербность именно по причине отсутствия пышных генеалогических древ… Отсюда – преклонение перед знатью иноземной. И это преклонение перед иностранщиной постепенно распространилось на всё общество, и сохранилось в наших генах по сей день.
Не у всех?.. Ладно, собственно преклонение – не у всех. А вот потребность сравнивать себя с заграницей (извечное противостояние западников и славянофилов – в частности: http://starodymov.ru/?p=23987) присутствует едва не у каждого думающего человека.
А вот следующий пункт – признаться, я об этом не задумывался. Однако признал, что верно же!
Период ордынского ига вживил в нашу родовую память ген страха утратить свою независимость. Это проявилось и в 1612 году (см.: http://starodymov.ru/?p=23696), и в 1812-м (см.: http://starodymov.ru/?p=25582)… Не говоря уже о Великой Отечественной войне (в частности: http://starodymov.ru/?p=26120).
Это проявляется и сейчас. Несмотря на то, что многие и многие из нас имеют целый ряд претензий к нынешнему руководству России (например, http://starodymov.ru/?p=26394), 76 % говорят сами за себя: за сохранение независимости мы готовы принимать существующее руководство. Немного ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=25736
Следующее. Во время дискуссии разгорелась полемика по поводу тюркизмов в русском языке. На мой взгляд, вопрос этот явно надуман. Особенностью русского языка является то, что мы легко принимаем иностранные слова и адаптируем их к своей речи. У нас уникальная структура слова: корень может быть любой, мы прилепляем к нему приставку-суффикс-окончание – и получается уже родное и привычное: http://starodymov.ru/?p=24788 Например, считается, что на букву «а» в русском языке всего четыре слова – все остальные заимствованные. Среди этих четырёх – «авось»…
Ну и ещё один вопрос, в котором участники, на мой взгляд, недостаточно чётко расставили акценты. Это вопрос веры.
Поначалу, как хорошо известно любителям истории, пришельцы не трогали церквей, не убивали священников – во всяком случае, не делали этого целенаправленно. Дело в том, что они являлись язычниками, и с уважением относились к любой религии. Для них Христос выступал в роли такого же бога, как и любой другой. И только после хана Узбека (см.: http://starodymov.ru/?p=26064) в Орде произошёл крутой поворот в сторону исламизации. Потому к Куликовской битве (см.: http://starodymov.ru/?p=11674) вопрос веры обрёл уже совершенно иное значение, стал выступать важнейшим факторов освободительной борьбы.
И ещё один вопрос затрагивался на дискуссии, но по которому, опять же, на мой взгляд, не прозвучало должного объяснения. Участник-оппонент высказался, что в Монгольской степи просто не могло бы набраться столько войска, чтобы победоносно дойти до Европы.
Вообще, я думаю, что при подготовке программы выступления этого оппонента здорово урезали – потому что его позиция так и осталась мне, телезрителю, непонятной. Что он отрицал? Против чего выступал?.. Что хотел доказать?.. Об этом же: http://starodymov.ru/?p=26332
Ну а ладно. В данный момент я речь веду только об указанном аргументе.
Но вспомним арабские исламские завоевания! Что, тех бедуинов оказалось значительно больше?.. Но ведь они тоже дошли до Европы, правда, другим маршрутом, через Испанию… Немного об этом: http://starodymov.ru/?p=9309
Пассионарность, при всей её загадочности, имеет такое свойство – втягивать в свою орбиту окрестные народы. Это обстоятельство и помогло монголам!..
К слову, тот оппонент начал доказывать, что монголов вообще не существовало, что само слово это появилось позже… А как же империя Великих Моголов (см.: http://starodymov.ru/?p=4564)?.. Её тоже придумали позже?.. Право, меня реформаторы-псевдоисториографы своими изысканиями нередко ставят в тупик.
Ну и упомянем лишь вскользь, что интересный фрагмент дискуссии относился к названиям улиц в Замоскворечье. Немного об этом: http://starodymov.ru/?p=11432
…Очень интересная получилась передача».

«ЗДЕСЬ БУДЕТ ХРАМ!»
В сквере Воинов-интернационалистов, что в Перово на Зелёном проспекте (см.: http://starodymov.ru/?p=28758), состоялись памятные мероприятия в честь 30-летия окончания Афганской войны.
Здесь собрались прежде всего ветераны, а также родственники людей, побывавших «за речкой». Пришли также кадеты, юнармейцы, священники, военнослужащие, представители властных структур…
Над головами собравшихся реяли знамёна различных ветеранских организаций, плыли портреты павших…
У памятника Скорбящих матерей состоялся митинг.
А затем началась церемония закладки памятного камня на место, где планируется возвести храм во имя священномученика Игнатия Богоносца – его построят в память о воинах, павших за интересы Родины на территории других государств. Здесь же заложены гильзы с землёй, доставленной из Афганистана и из Сирии».
               
« Последнее редактирование: 07 Августа 2020, 17:56:50 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #25 : 10 Октября 2019, 22:27:34 »
Из хроники 2019 года:
От давнего друга нашего уважаемого Форума протоиерея Вадима Петровича НЕТКАЧЁВА, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда, благочинного Покровского округа:
- 21 июня 2019 года в Калининградском пограничном институте ФСБ России состоялся очередной выпуск офицеров. Выпускники получили нагрудные знаки и дипломы об окончании учебного заведения. Им всем присвоено первичное офицерское звание «лейтенант».
По благословению архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима и по сложившейся доброй традиции, перед началом выпускного у мемориального храма преподобного Илии Муромца я совершил благодарственный молебен перед строем выпускников института.
В напутственном слове пожелал выпускникам-офицерам достойного служения по охране рубежей Отечества, успехов в будущем нелегком ратном труде.

С сайта Калининградской епархии РПЦ: http://kdeparh.ru/v-kaliningrade-otkrylas-unikalnaya-vystavka-posvyashhennaya-800-letiyu-aleksandra-nevskogo/?fbclid=IwAR0D7uxQySsE4WN4boXzIJVG3FLQ-Fy7dpFXBIJhq-_DzwwJK_HneXKMoBk «10 октября в Калининградском историко-художественном музее состоялось открытие выставки «За труды и Отечество», посвящённой 800-летию со дня рождения выдающегося российского государственного деятеля и полководца Александра Невского (1221–1263 гг.) и 295-летию ордена Святого благоверного князя Александра Ярославовича Невского. В церемонии открытия выставки принял участие архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим.
Девиз ордена «За труды и Отечество» дал название выставочному проекту. В экспозиции представят материалы из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи г. Санкт-Петербурга.
Имя Александра Невского навсегда останется в народном сознании как символ стойкости и преданности родной стране. Доблестный полководец и мудрый государственный деятель одного из самых сложных периодов русской истории, победитель шведов и борец с немецкой агрессией, остановивший крестовый поход на Русь в середине XIII века, является ярким примером борьбы за независимость. Храбрый князь вошёл в историю ещё и как заступник народа. Праведный, благоверный и справедливый правитель радел за спасение культуры и веры. Память о нём пережила века и продолжает вдохновлять поколения людей, живущих на нашей земле.
Выставка «За труды и Отечество» рассказывает об Александре Невском, как о великом полководце, государственном деятеле, святом покровителе Санкт-Петербурга и русского воинства. Также экспозиция знакомит посетителей с государственными наградами, связанными с именем прославленного князя, – орденами Александра Невского периодов Российской империи, Советского Союза и современной России.
Учреждённый в начале XVIII века и упразднённый в 1917-м, орден Александра Невского был возрождён в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. И в наши дни в наградной системе новой России он занял достойное место.
Выставка «За труды и Отечество» работает до 15 января 2020 года».
 

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Первый из шести куполов установили военные строители на Главный храм Вооруженных Сил России, строящийся в подмосковной Кубинке. Купол весом 34 тонны установили за час на высоту 20-этажного дома. За последние несколько лет такой сложный подъем в России никто не реализовывал.
«Для Русской православной церкви, для Главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации – Патриаршего Собора в честь Воскресения Христова, это самое знаменательное событие. Храм становится храмом тогда, когда начинают поднимать купола. Это событие знаменует, что обычное здание превращается в настоящий Дом Божий, храм, где люди будут возносить свои молитвы. Над всеми куполами воздвигаются православные кресты, которые видят люди за многие километры и крестятся, глядя на них и на купола храма», – прокомментировал это знаменательное событие настоятель Главного храма ВС РФ епископ Стефан.

От ветерана Вооружённых Сил РФ, воина-афганца Александра ЛОГИНОВА (г. Калининград):
- Благочинный Центрального округа Калининградской епархии протоиерей Вадим Неткачёв еженедельно проводит курс лекционных занятий по предмету «Основы православной культуры» для курсантов Калининградского пограничного института ФСБ России.
Кроме того, в воскресные дни и в православные праздники священник совершает богослужение в Малом мемориальном храме преподобного Ильи Муромца, который расположен на территории данного ввуза.
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2022, 12:20:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #26 : 01 Февраля 2020, 16:14:43 »
Из хроники событий 2020 года:
От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- В храме преподобного Сергия Радонежского при Национальном центре управления обороной Российской Федерации состоялась торжественная церемония передачи для Главного храма Вооруженных Сил Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В церемонии принял участие заместитель министра обороны России-начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Андрей Картаполов. Он отметил, что образ был написан в одном из самых почитаемых христианами месте – Афоне.
«Главный храм Вооруженных Сил создается на пожертвования неравнодушных людей, и некоторые это пожертвование делают в виде иконы. Что касается этой иконы, то это один из самых чтимых образов Пресвятой Богородицы», – сказал Андрей Картаполов.

Моё обращение в адрес Общественной организации «Московские Суворовцы»:
- Коллеги, спасибо за неподдельное внимание к нашему уважаемому Форуму и многолетнее творческое сотрудничество с ним! Однако в вашем в целом правильном материале, который называется «Принял присягу – от неё ни шагу!» и который вы только что прислали, много, тем не менее, идеологически вредных глупостей и, например, в отношении того, что Присяга якобы принимается один раз. Это в идеале. А как же в случае смены гражданства?! Так, действующие военнослужащие СССР потом принимали уже Присягу РФ (по крайней мере, подписывали листок с её текстом)! Во многом аналогично с «силовиками», которые перевелись из стран постсоветского пространства в новую России: сначала присягали СССР, потом – той республики, в которой оказались на момент распада Советского Союза, ну а затем уже – на верность Российской Федерации...
Кроме того, автор напрочь забывает, что наряду с Воинской присягой есть «равноапостольная» ей Присяга сотрудника органов внутренних дел…
И ещё: неотъемлемой частью Русского православного воинства всегда являлись и россияне неправославной веры, ставшие на защиту Руси под русскими хоругвями и знамёнами. Как в их-то адрес (и, прежде всего, в адрес мусульман!) трактовать вот этот ваш перл: «Военная Присяга и Таинство Крещения совершается только один раз в жизни»?!
Ответ от Общественной организации «Московские Суворовцы»: «По перлам – не к нам. А Военная присяга и Таинство Крещения совершается только один раз в жизни – это факт!».
Мой ответ:
- Глупость несусветная в отношении Присяги! И почему – я уже подробно объяснил в своём предыдущем письме... Изучайте Букву Закона, как некогда в военном училище матчасть! К тому же, я сам один из тех, кому выпало присягать трижды – сначала СССР, потом Украине и, наконец, – родной России…
Распространяемая Вами информация, чаще всего, очень ценная и полезная для дела военно-патриотического воспитания. Однако это абсолютно не касается материалов по тематике Русского православного воинства, ибо последние, поверьте на слово, – редкостная демагогия, замешанная на пещерном невежестве. Вот такого толка материалы, пожалуйста, не присылайте. Я их всё равно не выставляю у нас на Форуме и, прежде всего, потому, чтобы Вас не позорить! С уважением, Ю.П. Ржевцев, член Союза писателей России, член Союза журналистов РФ, историк спецслужб, полковник внутренней службы в отставке.

От ветерана Вооружённых Сил РФ, воина-афганца Александра ЛОГИНОВА (г. Калининград):
- Благочинный Центрального благочиния Калининградской епархии протоиерей Вадим Неткачев принял участие в слушаниях «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания», которое будучи организованным в формате «круглого стола», состоялось в стенах Общественной палаты РФ по совместной инициативе Комиссией ОП России по безопасности и взаимодействию с ОНК и Синодальным отделом по тюремному служению Русской Православной Церкви. И он же выступил там с трибуны с докладом!
   

От коллег-журналистов из редакции еженедельника «Балтийский вестник» Балтийского городского округа Калининградской области:
- Главная икона Вооруженных Сил России «Спас Нерукотворный» сегодня была доставлена в Балтийск. В торжественном молебне принял участие командующий дважды Краснознамённым Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, руководство базы, представители администрации округа, Совета ветеранов и Совета молодежи, военнослужащие гарнизона. Настоятель Свято-Георгиевского морского собора архимандрит Софроний рассказал об истории этой иконы, о том, что она символизирует и олицетворяет.
Икона завершает свой путь по гарнизонам и храмам России, 8 мая в Главном храме Вооруженных Сил РФ в подмосковном Парке «Патриот». В этот день здесь пройдет первая торжественная служба. В Балтийске икона будет выставлена для поклонения до 4 марта 2020 года.
                         
« Последнее редактирование: 07 Августа 2020, 17:44:04 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #27 : 24 Июля 2020, 13:11:54 »
От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Журналистам показали, как идет строительство Главного храма Вооруженных Сил России и музейного комплекса «Дорога памяти» в подмосковном парке «Патриот». Специалисты Военно-строительного комплекса завершают внутреннюю и внешнюю отделку сооружений. Храм Победы и музей «Дорога памяти» будут готовы к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
                   
                       

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Иностранные дипломаты в числе первых увидели Храм Победы Чрезвычайные и полномочные послы Китая, Беларуси, Вьетнама, Индии и Сербии посетили Главный храм Вооруженных Сил России и музейный комплекс «Дорога Памяти». Дипломатам показали убранство Храма Победы, а также залы и галереи музея протяженностью 1418 шагов, что равняется дням Великой Отечественной войны. Послы осмотрели отделку храма, которая выполнена из керамики и украшена гжельской росписью. Показали им и центральную нишу храма, которая посвящена Воскресению Христову. Она выполнена в виде металлического рельефа, с иконами и иконостасом, созданными из меди с эмалями. Также иностранные дипломаты смогли оценить масштабность образа Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма. Этот образ является самым большим изображением лика Христа, выполненным в мозаике.
   

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил Главный Храм Вооруженных Сил России и начал первую Божественную литургию. На церемонии освещения и литургии присутствует министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Храм в честь Воскресения Христова посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах. Собор и все, что связано с ним, пропитано символизмом в память о страшном времени борьбы с фашистами и всех павших на поле боя, а также в честь всех ветеранов.
Основная икона Главного храма ВС РФ - «Спас Нерукотворный». Святой лик Спасителя изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители – защитника и спасителя
Каждый из приделов Храма посвящен святому-покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных Сил России. Автор снимков –  Михаил Метцель (ТАСС).
                     

Ещё фото от пресс-службы «Патриот Экспо»с церемонии освящения Главного храма Вооруженных сил РФ:
                 

От пресс-службы «Патриот Экспо»: «Свыше 30 тысяч человек посетили музейно-храмовый комплекс «Дорога памяти» и входящий в него Главный храм Вооруженных Сил РФ за неделю после открытия. Об этом на встрече создателей музейно-храмового комплекса с журналистами заявил заместитель министра обороны РФ-начальник Главного военно-политического управления Вооруженных Сил РФ енерал-полковник Андрей Картаполов».
     

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Свыше 100 журналистов из стран СНГ, Европы, Азии и США впервые посетили Главный храм Вооруженных Сил, возведенный в честь 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Представители прессы познакомились с внутренним и внешним убранством храма, а также залы и галереи уникального музейного комплекса «Дорога памяти», где размещены исторические экспонаты времен войны, фотографии, документы, награды, оружие, личные вещи солдат и офицеров. Помимо этого, представители зарубежных СМИ посетили музей под открытым небом «Поле Победы» и мемориал «Матерям победителей». По словам корреспондента кубинского информационного агентства «Пренса Латина» Антонио Рондона, его поразили усилия, которые российское государства прикладывает для сохранения памяти о Великой Отечественной войне, особенно в условиях медийных кампаний, направленных на принижение подвигов советского народа и его вклада в победу во Второй мировой войне.
«В случае нашей страны, мы это понимаем с детства. Мы гордимся победой Советского народа. Мы изучаем это в истории и чтим память», – сказал он. Он рассказал, что на Кубе горит вечный огонь, который посвящён русским и советским воинам. По мнению журналиста, галерея «Дорога памяти» может помочь узнать о войне тем, кто мало знает о том времени.
Журналистку китайского телеканала CCTV Чжу Цзин впечатлило величие Главного храма Вооружённых Сил РФ. По мнению корреспондента, он привлекателен не только как религиозное сооружение, но и как туристический объект.

От пресс-службы «Патриот Экспо»:
- Первой парой, которая обвенчалась в Главном храме Вооруженных Сил Российской Федерации, стали ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Никифорович Ковалев и его жена ветеран труда Ирина Иннокентьевна Ковалева, которые вместе уже 58 лет.
«Это очень символично для нас, потому что вся семья военная. Я мечтала об этом 15 лет, и вот, я подумала, что наконец наша мечта осуществляется», – признаётся Ирина Ковалёва.
Анатолий Никифорович – ветеран Великой Отечественной войны, блокадник Ленинграда. Ирина Иннокентьевна – ветеран труда, секретарь ветеранского движения Московского комитета ветеранов войны.
Обряд венчания провёл ключарь Главного храма ВС РФ епископ Клинский Стефан.
«Венчанный брак – это особая ответственность, и в этом браке вы отдаёте частичку друг друга. Это, конечно, не последнее венчание в Главном храме, и в этом есть особая гордость – обвенчаться в таком месте, которое является объектом культурного достояния нашей страны», – сказал епископ Клинский Стефан.
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2022, 12:06:28 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #28 : 31 Августа 2020, 17:35:18 »
В ходе стартовавшего 24 августа 2020 года в подмосковном парке «Патриот» Форума «Армия-2020» сенсационным на выставке армейских новинок стал показ военно-полевых ряс для священнослужителей:
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2022, 12:01:47 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #29 : 01 Января 2022, 19:59:55 »

От пресс-службы Международного центра «Святые Лавры Руси Православной»:
- В 1188 году в Киево-Печерской обители почил преподобный старец Илия, память которого Православная церковь празднует 1 января. В народе этот святой более известен как русский богатырь – Илья Муромец».
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.
Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.
После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру.
Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Преподобный Илия - не первый и не последний воин, поступивший так. Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.
Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В 1998 году на территории одной из воинских частей в Подмосковье был воздвигнут и освящен замечательный храм во имя святого Ильи Муромца.
В наше время былинный образ Илии Муромца по-прежнему привлекает к себе внимание, в том числе и среди нецерковных людей. Хочется верить, что при этом за типажом непобедимого воина не будет растворяться живое лицо человека, искренне посвящавшего всю свою жизнь и все свои подвиги во славу Божию. Хотелось бы научиться от преподобного Илии удивительной трезвости и рассудительности, благодаря которой мы смогли бы, как и он, будучи велики и способны в земных делах, не забывать и о Царствии Небесном.

       
« Последнее редактирование: 16 Сентября 2022, 12:33:05 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14 474
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Русская православная рать
« Reply #30 : 16 Сентября 2022, 11:54:06 »
Автор – ветеран военной журналистики полковник запаса Павел ГЕРАСИМОВ (г. Москва):
«ПОЧЕМУ НАС НИКОМУ НЕ ПОБЕДИТЬ
В рамках 35-й Московской международной книжной ярмарки в Гостином дворе прошла презентация книги «Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооружённых Сил России».
В презентации только что вышедшего из печати издания приняли участие народный художник РФ Василий Нестеренко, автор и издатель Андрей Панкратов, а также представители РПЦ, Минобороны РФ и Российской академии художеств.
Книга рассказывает о грандиозной работе по созданию художественного убранства храма – первого собора, освящённого в ознаменование Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. И главное – о монументальных мозаичных росписях, открывших новую страницу современной духовной живописи.
В предисловии к книге министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, в частности, отметил, что «…храм строили поистине всем миром. Я искренне благодарен участникам его создания – архитекторам, художникам, скульпторам, волонтёрам и жертвователям. Василий Нестеренко и все творцы Главного храма сделали свою работу с любовью к Отечеству, на взлёте творческих сил, с полной самоотдачей. Уверен, что благодаря их трудам посетители храма всякий раз будут вспоминать о героических подвигах соотечественников, сохраняя в сердце частицы той памяти, которой дорожит наша страна и народ, памяти об отцах и дедах, не вернувшихся с войны».
Даже самый искушённый в искусстве человек, переступая порог Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – Главного храма Вооружённых Сил Российской Федерации, будет поражён масштабностью, красотой и насыщенностью его убранства. Его взору предстанет более 7 тысяч квадратных метров мозаики народного художника (и главного художника при строительстве храма) Василия Нестеренко – это почитаемые святые в православии, огромное количество персонажей, великих полководцев Отечества и героев нашей священной истории. Любой человек, верующий или неверующий, военный или гражданский, неистовый критик или просто любознательный турист здесь начинает понимать, почему это сейчас самый посещаемый собор Русской православной церкви: до 10 тысяч каждый день проходит через него!
Его ждали более 300 лет. Главный военный храм в своё время задумывался русским государственным деятелем, создателем Черноморского военного флота и его первым главноначальствующим генерал-фельдмаршалом Григорием Потёмкиным. Однако через поколения веков эту идею смог реализовать только нынешний министр обороны. По убеждению Василия Нестеренко, так же как храм Христа Спасителя был воссоздан в двухтысячные годы для укрепления нашего государства, когда всё разваливалось и рушилось, так и Главный военный храм как напоминание о великой Победе нам был дан не случайно – с целью укрепления наших духовных сил, нашей воли, консолидации всех людей накануне тяжёлого времени.
Мастер, прославивший себя работами в том числе на военно-историческую тему, не нуждается в долгом представлении читателю нашей газеты. Почти 20 лет он носит звание народного художника России, действительного члена Российской академии художеств. Его кисти принадлежат такие знаменитые картины, как «Триумф Российского флота», «Отстоим Севастополь!», росписи в храме Христа Спасителя, многие и многие другие выдающиеся произведения. Через образы, которые он создал в Главном храме ВС РФ, впервые освещена роль церкви в Великой Отечественной войне.
«Как-то мне повезло – в руки попал альбом, выпущенный в конце XIX века, посвящённый Патриаршему Свято-Владимирскому кафедральному собору в Киеве, – рассказал Василий Нестеренко. – Его издателем являлся сам Васнецов, также принявший участие в росписи Владимирского храма. Пришло время, и, следуя примеру известного русского живописца, я выпустил альбом о совместной работе с коллегами в храме Христа Спасителя. И вот теперь вы видите новую книгу, посвящённую Главному военному храму».
«Во имя Воскресения и Победы» – это почти семьсот страниц большого формата, это 7-килограммовый фолиант с достойной обложкой – экокожа с печатью по фольге и золотым тиснением, это пятьсот иллюстраций, изумительных росписей в закрытых вратами приделах. Не менее впечатляет «советский» по размаху тираж – 3000 экземпляров! Не оставляет сомнений и доступный, современный язык, повествующий о вечных и сложных вопросах добра и зла, войны и мира.
В книге-альбоме есть масса интересной информации, которую найти больше нигде невозможно. Здесь можно увидеть предварительные и даже невоплощённые эскизы, прочитать о неосуществлённых проектах, например что касается творческого решения центрального придела, не того, который вы сейчас видите в храме. Здесь можно увидеть эксклюзивные фото гигантского строительства и узнать о его секретах, в том числе архитектурных.
«Полтора года создавался храм, на книгу же от появления первых эскизов до тиража ушло два года, – рассказывает художник. – Подготовить и напечатать монументальное издание, особенно сегодня, было очень непросто, но мы победили! Такой же альбом можно сделать и по творческому вкладу скульпторов и архитекторов, и по нижнему храму, и по вратам. Были приложены огромные усилия разных творцов, которым есть что рассказать. Мой проект прошёл через тысячи рук талантливых людей, вложивших в храм свою душу, тех же мозаичистов, которые вне возводимых стен кропотливо делали свою невидимую работу. Теперь они увидят себя в новой книге».
– 19 месяцев, 585 дней и ночей, работало очень много людей, и, по моему ощущению, работали лучшие художественные силы России, – выразил своё наблюдение автор книги, писатель, издатель и журналист Андрей Панкратов. – И трудились они вдохновенно, это вдохновение передалось и мне.
– Мне посчастливилось освещать грандиозное строительство этого храма, – продолжил он. – Наверное, это действительно счастье для автора, когда с первого колышка участвуешь в таком великом деле, с первого эскиза в мастерской Нестеренко. Я видел, как выносят роспись Спаса Нерукотворного из мастерской на Покровке, чтобы в дальнейшем её воплотить в мозаике. Я видел всё – мне удалось побывать внутри этого творческого котла, во всех мастерских, архитектурных бюро этого храма, поговорить с людьми, священниками, простыми строителями, которые также были проникнуты общей идеей и относились к своей работе не как к строительству какого-то объекта, а как к строительству храма. Все говорили: мы строим Храм – и это с большой буквы!
По мнению автора, эту книгу нельзя просто рассматривать, хотя очень хочется. Её нужно вдумчиво читать, будет интересно. 16 глав последовательно ведут читателя от купола до притвора, но это не путеводитель по воинской святыне, что отменяет и эту роль, потому что только здесь перечислены все работы, все персонажи, которые изображены на стенах собора.
От замысла, первого эскиза до завершающего штриха, финальной мозаики, – весь таинственный процесс творения предстанет в этом богато иллюстрированном фолианте. А читатель словно наяву пройдёт невиданным доселе храмом, погрузится в его неисчерпаемые смыслы и символы, проникнется историей России и священной историей Православия. И поймёт, почему нас никогда и никому не победить.
…Вышедшая книга сегодня приобрела особую значимость. Как и то высокое искусство, которое явил свету народный художник. Как и возведённый в Кубинке храм Воскресения Христова, ставший новым сакральным местом России. Местом силы».

     
Записан
Страниц: 1 [2]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »