Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Кальсин Пётр Тереньевич: лётчик 5 гв. иап, пропал без вести 20.12.1943 года  (Прочитано 2975 раз)

Виктор3684

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Добрый день, поисковики!
Я уверен на 99 % что знаю место захоронения гвардии лейтенанта Петра Тереньевича Кальсина 1921 г.р., уроженца Кировской области, – лётчика, который 20 декабря 1943 года не вернулся с боевого задания.
Еще с 1987 года пытался поднять вопрос об официальном уточнении судьбы, чтобы герой не числился без вести пропавшим, но и тогда и сейчас никому это не нужно. Единственный, кто откликнулся в 1987 году, это Иван Павлович Лавейкин – боевой побратим Петра Кальсина, но, к сожалению, к тому времени Лавейкин уже тяжело болел и вскорости умер.
20 декабря 1943 года. Кальсин в составе четверки (Васильев, Кальсин, Лавейкин и Макаренко) вылетел на свободную охоту.
Маршрут полета: Коробчино, Златоустовка, Чертомлык, Никополь, Николаевка, Коробчино. На небе была низкая облачность.
В районе Златоустовка – Марьевка – Новоалексеевка эта четвёрка подожгла стоящий на земле Ю-52.
В районе Никополя обнаружили четверку немецких истребителей, покрашенных в белый цвет, попытались завязать бой, но немцы уклонились и ушли.
На обратном пути, приблизительно в районе Николаевка Софиевка Сталинское (ныне – Жовтневое) были атакованы неожиданно сзади снизу вверх. Атака немцев была хоть и неожиданной, но не эффективной и на большой скорости они оказались перед нашими. Кальсин первым опомнился и погнался за уходящими в облака немцами. Трое товарищей отстали, но пошли вслед, понимая, что в облаках потеряют противника. На тот период на ЛА-5 не было прибора ГОРИЗОНТ, а у немцев был, и поэтому через минуту полета наши летчики теряли в облаках ориентировку «верх-низ» и были вынуждены вываливаться с облаков. По-видимому, Кальсин уцепился за последнего и, держа его за ориентир, стал дожидаться выхода немцев из облаков, чтобы атаковать.
Тройка отставших прошла сквозь облака и уже над облаками огляделись, не увидев ни своего, ни противника, снова ушли под облака. Под облаками они тоже не обнаружили Кальсина. Покружив некоторое время в ожидании что ЛА-5, вывалится из облаков, но так как горючее было на исходе ушли на аэродром в район Коробчино. Кальсин не возвратился. Я вам рассказываю так, как мне это рассказал Лавейкин Иван Павлович в сентябре 1987 года в Военном госпитале имени Бурденко, что в Москве на Госпитальном валу…
В 1980-х у нас была небольшая инициативная группа, мы занимались только сбитыми самолетами и судьбами членов их экипажей.
Работа организовывалась просто: разъезжали по району и опрашивали местных жителей о случаях падения сбитых в годы ВОВ наших самолетов. Затем при необходимости производили раскопки мест падения. При получении какой-либо стартовой информации начиналась работа по переписке.
В 1987 году я с товарищем приехали в с. Мироновка Никопольского района и там в школе-интернате нам показали в музее экспонаты, собранные на месте падения самолета. Местные жители рассказали нам такую историю: в конце 1943 года, приблизительно во второй половине декабря, два немецких самолета гнались за нашим истребителем и сбили его. На место падения прибежали местные жители и немцы. Самолет ударился о землю по касательной и развалился, возле разбитого самолета лежал погибший летчик. К убитому подошел немец и, вытащив какой-то документ, прочитал вслух фамилию погибшего – то ли Колосов толи Колосин, так запомнили местные жители. Немцы разрешили жителям захоронить летчика тут же у разбитого самолета.
В начале 1944 года Мироновка была освобождена нашими войсками и погибших при освобождении похоронили в братской могиле. Туда же перенесли и летчика. Когда же устанавливали памятник и заносили фамилии погибших, местные сделали запрос на погибшего летчика. Как мне рассказали, ответ был приблизительно таковым: во время ВОВ во всех видах авиации летчика по фамилии Колосов или Колосин не было... С уважением, Виктор.

О нём:
Номер записи в ОБД – 75322453.
Кальсин Пётр Терентьевич, уроженец Кировской области.
Гвардии лейтенант. Убит 20.04.1943 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 594260, д. 71, л. 83об
.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=75322441&id1=26d7fc84d9d79bff420da814fe5a1247&path=Z/012/033-0594260-0071/00000102.jpg – под № 485:

Из Наградного листа:

Обстоятельства безвозвратного выбытия: https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=55769224&id1=3a7452f15f2f69bb61e0d5f17115dfd9&path=Z/004/033-0011458-0281/00000039.jpg

Речь идёт о лётчике 5 гв. иап (бывший 129 иап), одержавшем около 15 побед и не вернувшемся из района Никополя на самолёте Ла-5. С уважением, Игорь.
« Последнее редактирование: 13 Мая 2016, 13:28:24 от Sobkor »
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »