Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Музеи и достопримечательности Богородского округа Московской области  (Прочитано 3460 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Владелец шелковой фабрики московский купец Земской с дозволения Мануфактур-коллегии в 1745 году купил село Купавну в Московском уезде и перевел туда свою Московскую шёлковую фабрику, которая при жизни Данилы Яковлевича прекрасно существовала и развивалась. А после его смерти в 1775 году – пришла в упадок. В 1778 году Мануфактур-Коллегия решает продать с аукциона Купавинскую фабрику, но до1804 года продана она не была и оставалась в казне. Фабрика продолжала работу. В год на ней вырабатывалось: атласов, горгурону, саржи, тафты, грезету, гроденапелю, кушаков, брокатели, платков атласных, тканья шелкового, бархатов с золотом и серебром, парчи, лент кавалерских на 105.468 рублей 95 копеек.
В 1804 году князь Николай Борисович Юсупов, состоя в звании президента Мануфактур-Коллегии, приобрел от казны Купавинскую фабрику. В 1821 Юсуповым устроена была в Купавне суконная фабрика на 60 станов. На ней первоначально выделывалось толстое солдатское сукно, а с 1823- началась выделка и тонких сукон.
В 1804 году на фабрике было 623 мужчины и 683 женщины. Продолжительность рабочего дня была 12 часов. Земледелием рабочие не занимались, а имели только огороды, выгон для скота и сенные покосы. Им было предоставлено право ловить в речке рыбу.
В 1833 году село и фабрика были куплены за 120.000 рублей братьями Петром и Ильёй Семеновичами Бабкиными, которые к 1842 году свернули шелкоткацкое производство и перевели предприятие на производство сукна. После смерти братьев фабрика досталась их наследницам, дочерям Марии Ильиничне, Евдокии Ильиничне и Капитолине Петровне. В 1875 году было создано Товарищество Купавинской суконной фабрики братьев Бабкиных с основным капиталом в 500 000 рублей.
В конце XIX-начале XX века на фабрике работало более 1200 рабочих. Вырабатывали ткани безворсные, мезерецкие, картузные, гвардейские, городские нескольких сортов, драдедам, фланели, байки, бильярдные и другие ткани. Значительная часть тканей поставлялась в Военное ведомство.
В марте 1919 года фабрика была национализирована. В отличие от многих текстильных предприятий 1920-х годов, Купавинская фабрика не останавливалась и выпускала ткани для Красной Армии и населения. В годы Великой Отечественной войны купавинцы вырабатывали для Красной Армии сукно шинельное, ткани для брюк, кителей, головных уборов, сукно техническое, сукно для погонов.
В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество закрытого типа «Текстильная фирма «Купавна». Ныне она называется «Купавинская текстильная компания», которая по сей день продолжает радовать своей продукцией.

     
 
 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- У нас в Богородском округе расположен филиал «Восточные электрические сети», который отметил 100-летний юбилей. Историю его возникновения предваряет ввод в эксплуатацию в 1914 году торфоэлектростанции «Электропередача» в Богородском уезде (ныне город Электрогорск).
Для обслуживания электрических сетей 14 апреля 1920 года было образовано самостоятельное предприятие – Богородский кабельно-трансформаторный отдел. А спустя несколько месяцев в Большом театре на VIII Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов был принят план государственной электрификации Советской России.
- Первой подстанцией, построенной в рамках реализации плана в Ногинске стала ПС «Истомкино» 110 кВ. Сюда из Глуховской электростанции был переведен Богородский кабельно-трансформаторный отдел.
В годы войны ногинские энергетики наравне со всеми обеспечивали надежное электроснабжение предприятий военной промышленности. А сразу по ее окончании бросили все силы на восстановление разрушенного хозяйства.
В 1954 году начал действовать первый в электросетях диспетчерский пункт, а через год – первая в электросетях Московского региона оперативно-выездная бригада. В 1960 году коллектив Ногинских электросетей первым в стране завершил комплексную автоматизацию подстанций.
За годы развития ногинские энергетики построили сотни километров новых ЛЭП, десятки современных подстанций и трансформаторных пунктов.
Сегодня энергетики Восточных электрических сетей достойно продолжают дело своих предшественников, внедряют новые технологии и профессионально решают ответственные задачи.

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Кудиновский комбинат керамических изделий – одно из градообразующих, старейших предприятий не только города Электроугли, но и Богородского округа. А ещё он некогда являлся один из крупнейших в стране! Продукция комбината была способна конкурировать с лучшими зарубежными образцами. А одному из видов этой продукции – облицовочному кирпичу – в 1978 году был присвоен «Знак качества». Однако в середины 1980-х гг. руководство комбината было вынуждено значительно сократить производство. Один из выбранных тогда путей выхода из критического положения – организация собственного карьероуправления для добычи глины.
В 2020 году предприятию исполнилось 145 лет со дня основания кирпичного завода братьев Жоховых, которое дало начало в нашей местности промышленного производства кирпича.

     
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- В годы войны на долю Ногинска, как и других городов, выпало тяжелое испытание. Более 37 тысяч человек были мобилизованы на фронт. Около 15 тысяч из них - не вернулись. Уже в июле 1941 в городе начали формировать отряды народного ополчения, был создан истребительный батальон, который впоследствии сумел выполнить не одно боевое задание в оккупированных городах Московской области.
По мере приближения врага к Москве, силы жителей были сосредоточены на постройке оборонительных сооружений, благодаря их упорному труду был вырыт длинный противотанковый ров. Местные школы были переоборудованы в госпитали для раненых.
Одной из первоочередных задач стало перепрофилирование местных промышленных предприятий для обеспечения нужд фронта. Ежедневно свой подвиг совершали труженики тыла, перевыполняя все существующие нормы, внося свой вклад в общее дело!
Глуховский хлопчатобумажный комбинат изготавливал ткани для обмундирования, плащ-палаток, парашютов, лямки для вещмешков, противогазов, санитарных сумок, упряжь для конной тяги, марлю для бинтов. Купавинская фабрика стала производить сукно для офицерских шинелей, ткани для брюк, кителей, головных уборов, сукно для погон.
На Литейно-механическом заводе производили большие рельсовые ежи для перекрытия автомобильных дорог и острые металлические ежики для вывода из строя автотранспорта противника, ручные гранаты, корпуса мин; осуществляли ремонт неисправного стрелкового оружия, поступающего с фронта.
Цеха эвакуированного завода «Грампластинка», завод № 510, затем № 548 производили патроны для авиационных пушек калибра 20, узлы для системы зажигания реактивных установок «Катюша», взрывные устройства и артиллерийские гильзы. В артели «Ногинский металлист» стали делать «рубашки» для ручных гранат, корпуса мин, алюминиевые фляжки, кружки, котелки.
Продолжать этот список можно очень долго, ведь каждое предприятие района работало для приближения Победы! В январе 1942 года все трудящиеся Ногинского района получили благодарность за помощь Советской армии от командования Западного фронта. Победа в этой войне была заслуженна невероятным трудом!

           
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- В рамках нашей исторической рубрики расскажу о храме, который раньше был в микрорайоне Глухово. Возможно, кто-то помнит, что недалеко от Черноголовского пруда некогда стояла деревянная церковь с престолом Святой Живоначальной Троицы, построенная Арсением Ивановичем Морозовым. По названию церкви и близлежащая местность получила название Троицкой Слободы.
Храм возводился по проекту знаменитого архитектора и предпринимателя Адольфа Николаевича Кнабе. И здание фабричного училища (ныне школа № 10) проектировалось в едином архитектурном ансамбле с Троицкой церковью. Строительство храма с колокольней было завершено к концу 1891 года. Деревянное здание было установлено на крепкий фундамент, стены обшиты тесом, крыша покрыта железом, отапливалось помещение водяным отоплением.
Во время строительства храма Богородск посетил великий князь Сергей Александрович вместе со своей супругой великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. После осмотра цехов Богородско-Глуховской мануфактуры именитые гости посетили место постройки нового храма.
Освящён храм был 30 января 1892 года, а в июле 1910 – здесь крестили младенца Сергея Извекова, будущего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
В 1930-е годы храм был закрыт: колокольню разобрали, демонтировали всю церковную атрибутику. В 60-е годы чудесная Троицкая церковь сгорела, была полностью разобрана, а на этом месте построили универмаг и кафе.
В рамках исторического проекта «Троицкая слобода» депутат Московской областной Думы Вячеслав Фомичёв сообщил о намерениях восстановить храм Троицы Живоначальной. А значит, он вновь станет украшением нашего округа.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- В 1815 году в Богородске было 78 деревянных домов, а в 1896-м – уже 2041 здание. Пожары были серьёзной городской проблемой, а борьба с ними - одной из важных задач городских властей. В Богородске в конце XIX века полицейская пожарная команда состояла из шести человек и четырёх лошадей с упряжью и обозом. Однако их усилий оказалось недостаточно для борьбы с пожарами, поэтому в 1896 году было образовано Богородское пожарное общество. Пожарная команда состояла из трёх отрядов с штатным расписанием в 112 человек. Так образовалась городская пожарная часть, в память о которой осталось название переулка «Пожарный проезд». Полностью историю пожарной части можно послушать в аудиогиде «Старый Богородск» на izi.travel: https://izi.travel/ru/31d4-staryy-bogorodsk/ru
     

От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- В центре Ногинска, рядом с вокзалом, стоит высокая красивая башня. Иногда это здание называют водонапорной башней, а иногда – пожарной каланчой. Евгений Николаевич Маслов, один из создателей сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение», рассказывает:
- То, что видно за гимназией – водонапорная башня, построенная около 1912 года для водоснабжения города. В связи с дефицитом электроэнергии, вода из скважины (первой в то время) на Царской (Рабочей) улице ночью закачивалась в ёмкость башни, а днём самотеком поступала потребителям. Как самое высокое сооружение того времени, башня, естественно, использовалась для наблюдения за возникновением пожаров (как пожарная каланча), хотя рядом ещё существовала другая, но она была примерно вдвое ниже водонапорной башни.
Башня была отреставрирована в 2008 году и верхнюю часть башни отстроили заново, теперь вместо бака для воды здесь оборудована смотровая площадка. А в 2017 году башня попала в календарь «Пожарные каланчи России»…
         
« Последнее редактирование: 11 Мая 2022, 11:14:44 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Сегодня в рамках нашей исторической рубрики, по просьбе подписчиков, расскажу об истории Успенска – старейшего микрорайона Ногинска. Первое упоминание о будущем селе датируется 1704-м годом – согласно архивным документам, у «отставного кузнеца Филимона Аникеева и зятя его гостиной сотни Абрама Кириллова» в собственности, среди прочего, имелся и пороховой завод на реке Клязьме в Рогожском стане Московской губернии. Однако официальной датой основания села, которое в будущем назовут Успенское, краеведы считают 1710 год, так как двухсотлетие села с размахом отмечали в 1910 году.
После череды смены различных владельцев села, его полноправным хозяином становится московский купец Гавриил Потапович Клюев. Дела его шли хорошо, и 1753 году он начал строить церковь, которую открыли в 1756-м в День успения и назвали Храмом Успенья Божией Матери. Поместье Клюева стали называть Успенским. Несмотря на это, аж до середины ХХ века жителей села по привычке называли клюевцами.
В 1812 году (во время вторжения французов в Россию) пороховой завод частично разрушили, но порох и оборудование было надежно укрыто. В тот год Наполеон направил в Богородск три дивизии. Партизанский отряд, возглавляемый земляком Герасимом Куриным, разгромил захватчика. Через несколько лет после войны пороховой завод был восстановлен, но вскоре производство пришло в упадок, и он прекратил существование.
В 1831 году к церкви была пристроена каменная колокольня. Прихожан стало больше, и вскоре встал вопрос о расширении храма. Это удалось сделать в 1856 году на средства новых хозяев завода Губиных и прихожан. Таким образом, церковь в Успенске строилась частями в течение ста лет.
В начале 1930-х годов Успенскую церковь разграбили: сбросили колокола, иконы сожгли. Духовенство увезли в неизвестном направлении. В церкви открыли клуб, потом зернохранилище, затем гараж с мастерской. Здание церкви возвратили прихожанам только в 1990 году, вскоре храм был вновь освящен, началось его восстановление.
После отмены крепостного права в России в 1861 году, бурно начинает развиваться текстильная промышленность. В 1870 году Рахманов продаёт бумажную фабрику и поместье Памфиловым. Несколько лет они занимались бумажным производством, потом фабрика сгорела. Они построили ткацкую фабрику и турбинную электростанцию на Клязьме. Одновременно строилась плотина. На фабрику стали приезжать рабочие. От турбин электростанции работали ткацкие станки. Электричеством освещались цеха фабрики. Ток подавался даже на красильную фабрику Морозова, который платил большие деньги Памфиловым.
На фабрике работали более тысячи человек. Смена длилась 10 часов. Зарплата у ткачей была гораздо ниже, чем у Морозова. У Памфилова они получали 10-15 рублей, у Морозова 20-25 рублей. Молодежь, обучившись ткацкому делу, уходила на работу к Морозову, который с удовольствием их принимал.
В 1905 году разразилась грандиозная забастовка. Рабочие требовали повышения зарплаты, улучшения рабочих и жилищных условий. Бастовали больше недели. В итоге организаторы забастовки были арестованы, однако хозяева, напуганные волнением рабочих, пошли на некоторые уступки: зарплату увеличили на полтора-два рубля, выдавали ссуды на строительство жилых домов. Скоро Памфиловы совместно с богачами и жителями Успенска построили новое кирпичное здание пожарного депо с каланчой, которое было крайне необходимо, так как частые пожары приносили большие бедствия жителям. Взрослых мужчин стали вовлекать в «Успенскую добровольную пожарную дружину».
После 1910 года в связи с раздачей кредитов на строительство домов рабочим финансовое положение Памфиловых пошатнулось. Вскоре за большие долги фабрика перешла к московскому фабриканту Заславскому. Сначала он собирался расширить производство, но произошла революция, и он эмигрировал за границу. Фабрика отошла к правлению «Глуховской мануфактуры».

 


1930-е гг., пожарные подмосковного Ногинска.

« Последнее редактирование: 05 Апреля 2021, 10:47:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Село Бисерово. Оно впервые упоминается в документах начала XVI века как вотчина Спаса-Андроньева и Донского монастырей. Здесь процветали монастырские подворья, которые специализировались на рыбной ловле.
По одной из версий, деревянная Богоявленская церковь подверглась осквернению во время Отечественной войны 1812 года. Она была превращена французами в конюшню и сожжена вместе с лошадьми. Так или иначе, официальные документы говорят о том, что новый каменный храм Богоявления Господня с колокольней был возведён в Бисерово в 1814 году стараниями прихожан. При этом храм имел три престола: летний главный в честь Богоявления Господня и два теплых – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя преподобного Сергия Радонежского.
Во второй половине ХIХ века настоятель Богоявленского храма священник Петр Алексеевич Никольский открыл церковно-приходскую школу, бесплатный приют для бедных детей и учредил общество трезвости.
При Советской власти в храме служили два священника и один из них, Василий Зерчанинов, впоследствии был репрессирован. Он скончался по дороге домой из мест отбытия наказания.
В январе 1939 года храм был закрыт по причине смерти последнего священника – Константина Цветкова, однако церковь не была разорена. Часть икон хранились у местных боголюбивых прихожан церкви. Храм вернули верующим в 1989 году. С тех пор ведется активная деятельность по восстановлению церковной жизни.

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- В годы Великой Отечественной войны более 37 000 жителей Ногинска были мобилизованы на фронт, более 15 000 из них не вернулись. Среди тех, кто ушёл сражаться за Родину, был Сергей Михайлович Извеков - будущий Патриарх Пимен. В мае 1942 года Извеков оказался на Южном фронте, участвовал в печально известной Харьковской операции. В рассказах людей, знавших патриарха Пимена, сохранились свидетельства о том времени: «Во время войны полк, где воевал будущий патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?». У иеромонаха была запрятанная икона Божией Матери, и под огнем он слезно молился перед ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством: все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся».
В июле 1942 Сергей Извеков получил контузию, но весной 1943 года снова оказывается на фронте, становится адъютантом командира дивизии из войск 7-й гвардейской армии. В составе Воронежского фронта переходит в наступление, но после завершения операции по взятию Харькова в списках личного состава Извекова уже нет: его посчитали погибшим.
В ноябре 1944 года милиция задерживает Сергея в Москве. Обвинение: «Скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Приговор: 10 лет лагерей. Однако 7 июня 1945 года публикуется указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии для участников войны, и 18 сентября 1945 год иеромонах Пимен выходит на свободу. Впоследствии с Сергея Извекова были сняты все обвинения, ему вернули воинское звание, и он получил документы ветерана войны. Сохранился документ о его исключении из списка безвозвратных потерь: «Причина выбытия: жив».
Пережив страшные годы испытаний, совершив свой воинский подвиг, Сергей Михайлович Извеков – иеромонах Пимен – вернулся к главному подвигу своей жизни – молитве.



 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Доможирово – это микрорайон Ногинска. Бытует мнение, что название его произошло от словосочетания «Дом у Жирова», подразумевая под этой фамилией какого-то местного богатея. Вполне возможно. Тем более, что в книге М. Горбаневского «В мире имён и названий» есть такое толкование. «Доможиров – фамилия, образованная на базе отчества от прозвища Доможир. Фамилия старинная, в памятниках письменности встречается ещё в конце XV века. «Доможир» означает домовитый хозяин, ныне – исчезнувшее слово. А значит, можно предположить, что этот район существовало давно и, пожалуй, является ровесником села Рогожи.
В архиве Ногинского горисполкома был обнаружен план уездного города Богородска 1855 года. На нём отмечен «огород этапной команды». Он находился на правом берегу Клязьмы, между рекой и Большой Владимирской дорогой, которая проходила через город по Рогожской улице. Здесь, в Доможирове, располагалось помещение кандального этапа, на котором после Москвы останавливались гонимые по Владимирке в Сибирь партии ссыльнокаторжных. Для «чистых» путешественников была в центре Богородская почтовая станция с тройками лошадей, а в Доможирове находился ещё постоялый двор для купцов, едущих из первопрестольной на Нижегородскую «Макарьевскую» ярмарку.
Во второй половине 19 века в Доможирове была бумаготкацкая фабрика богородского купца Андрея Скороспелова. А в 1857 году Сидор Шибаев покупает участок земли на правом берегу Клязьмы между сельцом Истомкино и селом Доможирово и начинает строительство фабрики. Прежде всего был возведён двухэтажный каменный корпус, где разместили ткацко-механическое, красильное и ситценабивное производства. К 1873 году на фабрике было 782 самоткацких станка, 6 печатных одно- и четырёхколерных машин, 20 красильных барок, 5 паровых машин, 1500 человек рабочих, выпускающих до 230 тысяч кусков тканей на сумму 2 миллиона рублей. В 1880 году Шибаев купил находящуюся рядом фабрику купца Скороспелова и расширил производство. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз.
На фотографиях – окрестности микрорайонов Доможирово и Истомкино, сделанные в период с 1950 года по 1967. На первом фото – Истомкинская текстильная фабрика, на втором – гуляния на улице Горького, на третьем – улица 3-Интернационала, во дворе дома, на четвёртом – мужчина с добычей на 2-м Речном проезде.

     
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- Не стану ввязываться в дискуссию по спорным вопросам истории стромынского Успенского монастыря, а озвучу наиболее распространенную версию. Так, согласно Никоновской летописи, Успенский стромынский монастырь был основан около 1380 года (но фигурируют также даты от 1378 до 1381 гг.) по велению великого князя Дмитрия Ивановича или самим преподобным Сергием Радонежским, или же его ближайшими учениками. Тот, как говорит предание, дал обет построить монастырь в случае победы над татарами. «Того же лета повелением великого князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на стромыни и постави в нём церковь Успения Пречистая Богородицы…».
В XVII веке монастырь был разорен поляками. По преданию, уцелевший стромынский монах Варлаам основал на реке Воре Свято-Николаевскую Берлюковскую пустынь. Монастырь на месте нынешнего сельского кладбища существовал примерно с 1380 по 1764 год. Его историческим и духовным преемником и является Успенский придорожный храм.
Судя по всему, в селе (называвшемуся тогда Коровицыно) в конце XVIII века уже был деревянный приходский Никольский храм, а к 1827 был выстроен каменный – в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1877 устроена трапезная с Никольским и Сергиевским приделами. В ней и находилась древняя Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери, по местному преданию – благословение преподобного Сергия Радонежского. Именно эта икона особенно прославилась множеством чудес и исцелений.
Накануне Великой Отечественной войны храм закрыли. После войны он действовал, однако в хрущевскую «оттепель» был вновь закрыт. Святыню храма, чудотворную Кипрскую икону, во время гонений на Церковь в течение почти 30 лет хранили местные жительницы. В год 1000-летия Христианства на Руси Успенский храм был возвращен верующим.
В Географическом словаре Российского государства, в части, опубликованной в 1807 году Л.М. Максимовичем и А.М. Щекатовым, в описании Стромынской дороги написано: «В 50 верстах от Москвы есть село Стромынское, по которому она и прозвана и в котором находился уничтоженный в 1764 году Стромынский монастырь».
Село дало название Стромынской дороге, а та, в свою очередь, улице Стромынке в Москве и одноимённой улице в Суздале.

Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- Село Новосергиево. Ранее на его месте находилась пустошь Погостище. Во времена реформ Петра I, история села Погостище стала связана с родом промышленников Демидовых. Правнук Никиты Демидова Николай стал полноправным владельцем села Погостище. Он был весьма деятельным человеком. В 1812 году из своих крестьян снарядил и вооружил отряд и отправил его в Богородск для вооруженной борьбы с французскими войсками маршала Нея.
Сын Николая Демидова Анатолий (1812-1870) приобрел в Италии земли княжества Сан-Донато и женился на племяннице Наполеона Матильде. Тогда в селе Погостище стояли роскошные барские хоромы, окруженные деревьями и цветниками европейских газонов. В них текла насыщенная событиями жизнь. Тщанием зажиточных жителей в 1839 году в деревне Погосте была заложена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Село стало называться Ново-Сергиевским погостом. В 1845 году церковь освятили. Основным благотворителем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Федотович Макин. В 1840 он основал в селе ручное ткачество бархата, став родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Петрович Федотов, в конце 19 века стал купцом 1-ой гильдии и крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотов, когда-то имел пять шелкоткацких светелок. На их месте внук в 1898 году построил каменную двухэтажную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда.
В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево. В 1937 году храм был закрыт. Он, как и многие другие церкви в нашей стране, подвергся разорению и опустошению. Здание постепенно ветшало и приобретало запущенный вид.
В 1991 году храм преподобного Сергия Радонежского был возвращен православной Церкви. В нём возобновили богослужения и начали реставрационные работы. Постепенно храм был восстановлен.

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- Ямкино. К 1820-м годам возникла необходимость в построении в Ямкино новой, более вместительной церкви, так как возрастала численность прихожан. В церковной ведомости за 1846 год говорится, что каменный храм с колокольней был построен в Ямкино в 1826 году, тщанием священника и прихожан. Стоял он на новом месте и освящён был также во имя Рождества Христова. Причина расположения новой церкви на другом, отдалённом месте, становится понятной из прошения священника Герасима, написанного им в сентябре 1824 года на имя архиепископа Московского и Коломенского Филарета: «... Место то оказалось неудобно к построению на нём каменной церкви, по причине слизкости земли, и построена каменная церковь на особом, возвышенном, ничем не застроенном месте, в поле».
Прихожанами храма Рождества Христова в Ямкино, согласно упомянутой ведомости за 1846 год, являлись жители села Ямкино, деревень Соколово и Починки помещика корнета Николая Ивановича Иохемзина, а также деревень Молзино и Жилино, принадлежавших князьям Долгоруким. На данный год общее число дворов, приписанных к Ямкинской церкви – 144, число жителей мужского пола – 693, женского пола – 775.
К концу XIX века Ямкино было достаточно большим селом и центром Ямкинской волости, одной из волостей Богородского уезда. Здесь располагались крупные шелковые фабрики – Канаева в деревне Пашуково, Соловьевых в деревне Авдотьино. Заметное место в производстве этих фабрик занимал бархат, который стали производить со времён Крымской войны, когда прекратился привоз из Франции лионского бархата. Русский промышленник немедленно отреагировал на это. И оказалось, что бархат фабрики Соловьёва, по мнению специалистов, был не хуже лионского.
В 1930-е гг. каменную и деревянную церкви в Ямкино постигла судьба многих церквей России в те годы. Деревянный храм растащили тракторами. А каменный закрыли. Службы в нём не совершались. В 1941 году, в начале войны, в храме сделали склад завода грампластинок, находившегося в Ногинске. После войны там был склад зерна: стоял трактор, веялка, тюки сена. Открыли храм Рождества Христова в 1990 году, с этого времени там начали вновь совершаться богослужения.

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- Деревни Соколово. Время её возникновения достоверно не установлено, но она обозначена на старинных картах, когда была в составе Черноголовской волости. Можно предположить, что название произошло из-за того, что окрестные леса были местом «соколиной охоты», однако документальных свидетельств тому нет.
В «Списке населенных мест Российской империи 1859 года»: владельческая деревня 2-го стана Богородского уезда Московской губернии по правую сторону Троицкого тракта (из Богородска в Сергиеву Лавру) с 46 дворами и 330 жителями.
После 1917 года в деревне был избран Соколовский сельский Совет, построены школа, сельский клуб с библиотекой, магазин. Председателем Соколовского (а после объединения в 1937 году - Починковского) сельсовета был Савин Андрей Иванович. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года в деревне проживало 738 человек, насчитывалось 143 хозяйства.
В 1932 году в Соколово был создан колхоз «15 лет Октября», который успешно развивался: были построены конный двор, коровник, свинарник, мастерские, кузница, теплица, заложен фруктовый сад, приобреталась техника. Председателем колхоза – Матвей Павлович Белухин. В деревне были три улицы: Колхозная, Кооперативная и Октябрьская, на которых в свою очередь 152 дома.
В начале 1950-х годов колхозы деревень Починки, Соколово и села Ямкино были объединены в один под названием «Ленинский путь», который в ходе дальнейших объединений (в начале 60-х годов) вошёл в состав совхоза имени Чапаева.
На фотографиях – семья Савиных, которая проживала в деревне, известная потому, что Павел Андреевич Савин много лет был директором завода РТИ, жители деревни и ученики Соколовской школы.
История деревни изложена по материалам Виктора Агафонова – потомка коренной деревенской семьи, который занимается краеведением, а также восстанавливает полный список жителей деревни Соколово из числа участников Великой Отечественной войны…

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского городского округа Московской области:
- На фотографиях 1986, 1993 и 2007 годов – православный храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в Обухове… Когда на месте слияния двух рек – Клязьмы и Шаловки – появился первый храм, неизвестно. Древняя летопись лишь упоминает, что задолго до Смутного времени он здесь уже был. Со временем деревянная церковь, о которой говорится в летописи, обветшала. В 1755 году статский советник, президент юстиц-коллегии Борис Федорович Щербаков испросил у Консистории разрешения построить вместо неё новую деревянную церковь на новом месте (недалеко от прежней) с тем же наименованием. К 12 июня 1757 года церковь была построена.
В 1892 году в Богородском уезде началась страшная эпидемия холеры. В двух деревнях в продолжении не более 10-11 дней умерло от холеры 82 человека. Целые семьи вымирали в 1-2 дня. Ужас овладел всеми. Умерших и заболевших бросали в доме и бежали, боясь заразы. Чтобы избавить людей от болезни, протоиерей Николай предложил обратиться за помощью к Господу, Пресвятой Богородице и великомученику Пантелеймону. В день памяти великомученика после богослужения был проведён крестный ход с молитвословиями святому вокруг Обуховской Подгородной Слободы и прилегающих к ней деревень. После крестного хода в означенной местности не было случая заболевания холерой. В благодарение Господу было установлено совершать крестный ход в день целителя Пантелеймона ежегодно.
С 1917 года начался самый тяжелый период в истории Церкви – безбожные гонения. Их было несколько этапов. Продолжались они и в 1930-х. Много священников были репрессированы в эти годы. В 1938 храм закрыли. По воспоминаниям очевидцев, закрывали его «торжественно». Согнали народ. Под звуки оркестра сбросили колокола. Из храма выносили иконы и золоченые детали иконостаса и бросали в котлы для выпаривания с них золота, после чего сжигали.
Здание храма передали совхозу, который использовал его в качестве хранилища. Во время Великой Отечественной войны в храме стояла военная часть. Бойцы тренировались в стрельбе, стреляя по изображениям апостолов на барабане купола.
Возрождение храма началось в 1989 году. Началось чудесным образом. Одна старушка, жившая в Обухово, Мария Семеновна Галочкина часто ходила на кладбище, убирала заброшенные могилки, сажала цветы около храма. И вот 12 июля 1989 года она встретила около храма двух батюшек, и они ей сказали: «Скоро у вас здесь начнутся службы, храм будет открыт». Мария Семеновна спросила: «А как вас зовут?» Они ответили: «Мы апостолы Петр и Павел. Охраняем храм с тех пор, как его закрыли». Сказав это, они стали невидимыми. Мария Семеновна пришла к иеромонаху Николаю (Кошелеву), рассказала о случившемся и просила похлопотать об открытии храма. После этого отец Николай вместе со своими сестрами Полиной и Любовью стали собирать людей. Образовалась община. Под обращением о возвращении храма поставили свои подписи 185 человек. Вскоре храм передали верующим и началось его возрождение.

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Деревни Следово и Гаврилово. Есть народная версия, что название «Следово» появилось потому, что в давние времена люди ходили к реке Шерне за водой. Проложили тропинку – след. А затем стали здесь селиться. Деревню же так и назвали. Но это только народная топонимика.
В далекие времена деревни входили административно в дворцовую Куньевскую волость. С образованием Богородского уезда они вошли в состав Буньковской волости.
По данным 1872 года в обеих деревнях было менее, чем по 30 дворов, но в 1878 году в Следове их стало 80 с 539 жителями, а в Гаврилове – 65 при 373 жителях.
Ещё в XIII веке в Следове и Гаврилове возникло шёлково- и бумаготкачество. Самыми первыми на здешнем фабрикантском поприще являлись гавриловские крестьяне, братья Елагины, Фёдор и Тимофей. Они в 1812 году открыли в своей деревне ткацкое производство, сначала платков и жилетной материи, затем марселина и атласа. Вскоре они стали купцами третьей гильдии, имея 55 простых и 10 жаккардовых станков, с общим числом наемных ткачей 76 человек.
После смерти Фёдора, его сын Анисим Елагин в 1845 году перенёс производство отца в Богородск и развил дело, став родоначальником богородской династии фабрикантов Елагиных.
Из следовских фабрикантов выделялись Залогины Иван Митрофанович и Василий Иванович, производство которых основалось в 1840-х годах. В 1900-х годах в Следове значилось одиннадцать местных фабрикантов, в Гаврилове – семь.
На первой фотографии – общий вид города, на второй – богадельный дом Елагиных, на третьей – Анисим Фёдорович Елагин.

   
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Храм Вознесения Господня, который недавно был снова открыт в Воскресенском. История последнего насчитывает более трёхсот лет. Церковь была построена по личному указу Петра I взамен сгоревшего в 1705 году храма. Сначала он носил название в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но после строительства рядом с ним новой каменной церкви, в 1833 году, был переосвящён и получил название в честь Вознесения Господня. В советский период храм был закрыт и разграблен, но многие иконы удалось спасти и перенести на хранение в каменную церковь.
К началу 1990-х годов храм Вознесения Господня был практически утрачен. Почти полностью сгнил сруб, разрушилась стропильная часть кровли, провалились полы. Тогда было принято решение о его реконструкции- воссозданию в первоначальном виде. Гнилой сруб разобрали и, по сохранившимся старинным чертежам, изготовили заново.
Храм является ярким примером русского деревянного зодчества периода конца XVII-начала XVIII веков. Уникальность храма Вознесения Господня заключается в том, что сруб собран без единого гвоздя, а сама церковь имеет неповторимый интерьер и иконостас, выполненный в стиле нарышкинского барокко. Характерными для этого стиля являются яркий фон иконостаса и множество сложных резных элементов, покрытых сусальным золотом. Крайне редко стиль нарышкинского барокко применялся в интерьерах деревянных церквей того времени, что делает храм Вознесения Господня чуть ли ни единственным деревянным храмом, построенным в петровские времена в таком стиле.

         
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Деревня Большое Буньково. О древности существования этого селения историография умалчивает. Предполагают, что возникло оно не ранее начала ХVI века в связи с появлением почтово-торгового Владимирского тракта и с учреждения на этом месте почтово-ямской станции.
Положение Большого Бунькова, как транзитного пункта, благоприятствовало его экономическому развитию. Ещё в семнадцатом веке близ деревни существовал стекольный завод, который позже послужил базой для кирпичного. Он был построен в 1868 году помещиком Рюминым. На базе же этого завода уже в советское время возник Буньковский завод керамических изделий.
В 1773 году Буньково состояло из 50 дворов при 297 жителях. Уже в эти годы там начало развиваться шелкоткачество: было 5 ткацких станков, 4 из которых принадлежали крестьянину Гавриле Герасимову. На них вырабатывали шелковые ленты, платки и тафту. К 1794 году число жителей возросло до 426 человек.
Одним из первых промыслов (возможно самым первым) в Бунькове было изготовление красивой ременной конской упряжи, унизанной бубенцами набором блестящих металлических блях и звёздочек. Эта упряжь славилась на всю Россию и называлась «буньковскою упряжью». Можно полагать, что именно от этих бубенцов произошло название деревни: бубенцы бунькают (звенят).
В 1871-1881 годах в деревне было 915 жителей, 11 бумаго- и шёлкоткацких светелок с 234 станами, не считая станов, которые находились в избах крестьян. Было два химических, два красильных заведения, хлебный магазин, постоялый двор, шесть торговых лавочек и два питейных заведения. Самым богатым деревенским фабрикантом был А.Я. Миронов, имевший два дома – деревянный и каменный. На него работали 47 крестьян.
Через Большое Буньково проезжали выдающиеся русские деятели науки, культуры и пламенные борцы за народное дело. Останавливался здесь Александр Николаевич Радищев, изгоняемый Екатериной II в 1790 году в сибирскую ссылку и при своём возвращении в 1797 году. В начале 1830-х проезжал Пушкин, который направлялся в своё родовое имение в Болдино, а затем через три года, когда ехал в Поволжье и Заволжье, собирать материалы о Пугачевском восстании. В эти же годы проезжал здесь друг Пушкина, автор знаменитого Толкового словаря Владимир Даль. В 1838 году через Буньково из владимирской ссылки ехал за своей невестой в Москву Александр Иванович Герцен. И ещё много политических деятелей и борцов против царского самодержавия прошагало и проехало здесь в своих кибитках в дальние сибирские остроги и каторжные тюрьмы…

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- Село Кудиново. Название его, как предполагают, происходит от имени, вероятно, одного из первых владельцев деревни Анкудинова.
В 1597 году в деревне находился двор вотчинников и три двора крестьянских и бобыльских. Уже была деревянная церковь. 7 сентября 1779 года архиепископ Московский Платон подписал грамоту на строительство новой деревянной церкви. Спустя год храм был освящен. В приходе в 1782 году состояли 172 двора, 619 мужчин и 587 – женщин.
В 1815 году село Кудиново переходит к новому владельцу – князю Юрию Владимировичу Долгорукову. При князе Долгорукове было решено строить каменную Покровскую церковь. В 1827 году была достроена колокольня, а церковь была выстроена к 1831 году.
В начале XIX века в Кудинове начал развиваться кирпичный промысел. Вокруг села были залежи белой глины. С 1840 по 1900 год было открыто 18 кирпичных заводов, которые вырабатывали белый кирпич разных сортов, метлахскую плитку и лещадь (каменные бруски).
Опыт в отыскании мест залегания глины приобретался в течение длительного времени. Он передавался из поколения в поколение. Подмечалось всё: рельеф, близость воды, растительность. Добывали глину рытьём. Начинали с осени. Этой работой занимались мужчины, так как она была очень тяжёлой и небезопасной. Места выработки назывались «глиняными ямами». Эти ямы появлялись после копки небольших шахточек. По мере выемки глины в шахточках в процессе работы образовывался свод, который зимой промерзал и, если пространство под землёй было небольшим, до определённого времени мог держаться без какого-либо дополнительного укрепления. Весной он оттаивал и, в конце концов, обрушивался. При обрушении свод иногда накрывал глинокопальщиков.
По весне приступали к выделке кирпича. Высушенную морозами глину увлажняли и разминали. Работы по формовке, сушке и обжигу кирпича заканчивались к осени.
По железной дороге кирпич отвозили в Москву, Павловский Посад, Богородск. Продавали не только кирпич, гончарные изделия, но и сырую глину. Спасительная глина кормила, одевала и обувала, обеспечивала существование людей.
Что касается храма, то после Октябрьского переворота 1917 года начались гонения на Церковь и Православие. У храма конфисковали землю и изъяли ценности. В 1938 году прекратились службы. В сентябре 1941-го храм временно передали колхозу для хранения зерна. А в 1989-м он был возвращен верующим в почти развалившимся состоянии. Сегодня полностью восстановлен.

 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 13 614
  • Ржевцев Юрий Петрович
От Игоря СУХИНА, главы администрации Богородского округа Московской области:
- С началом одного из самых почитаемых праздников ислама – Курбан-байрам расскажу о Ногинской общине «Аль-Ихсан» и Соборной мечети нашего города. Ногинская община «Аль-Ихсан», что в переводе с арабского означает «богоугодное дело, искреннее служение», была зарегистрирована в 1994 году. Ещё до революции в Богородске (прежнее название Ногинска) и на прилегающих к нему территориях поселились мусульмане. По словам ногинского краеведа Евгения Николаевича Маслова, «край заселили: с запада – белорусы, поляки, литовцы, а с востока – татары». Согласно данным Московского губернского статистического комитета, в 1903 году в Богородском уезде была самая многочисленная мусульманская колония в Московской губернии: 314 человек.
После революции 1917 года, в период раскулачивания и голода многим семьям из Поволжья пришлось покинуть родные места. Часть татар приехала в Ногинск в послевоенное время.
В октябре 2010 года благодаря неоценимой материальной помощи и труду членов общины, упорству Рушана хазрата Аббясова и Риона Юнусовича Мулюкова свершилось долгожданное событие – была открыта Ногинская Соборная мечеть.
Для удобства верующих в Московской области утром 20 июля будет организована онлайн-трансляция праздничных богослужений в прямом эфире на телеканалах, официальных сайтах религиозных организаций, а также в социальных сетях.
Прямая трансляция праздничного богослужения из Ногинской Соборной мечети будет транслироваться с 07.00 на телеканале «360».

       
Записан
Страниц: 1 [2] 3   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »