Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: НКПС – Народный комиссариат путей сообщения  (Прочитано 11047 раз)

poltergeist

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Здравствуйте! Прошу помощи уважаемых экспертов: мой дед, Герасимов Владимир Николаевич, согласно полученным сведениям из РГАЭ (фонд МПС 1884), до июня 1943 года был младшим стрелочником РЗД Туркестано-Сибирской железной дороги, затем был отправлен на пятимесячные курсы при технической школе станции Аягуз той же ТСжелдор. Через месяц направлен на ст. Выгоничи Белорусской железной дороги дежурным по станции, а с декабря 1944 года по октябрь 1945 года он – начальник станции Баркалабово Белорусской железной дороги. Возникает вопрос: относились ли упомянутые места службы моего дедушки к каким-либо военным частям? Из ЦАМО ответа нет давненько, а хочется найти сослуживцев деда! Спасибо всем заранее!

НКПС на тот момент времени было военизированным ведомством, но к армии, тем не менее, не относилось, за исключением обслуживавших фронт паровозных колонн...
« Последнее редактирование: 06 Февраля 2021, 22:09:41 от Sobkor »
Записан

PUH

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5
Уважаемая Poltergeist, я не эксперт, но хочу Вам помочь. Итак, эксплуатацию фронтовых и прифронтовых ж.д. дорог осуществляли: линейные ж.д. предприятия, военно-эксплуатационные формирования НКПС (первые созданы уже в конце 1941г и в ходе войны) и железнодорожные эксплуатационные полки железнодорожных войск.
Ваш дедушка работал на линейном ж.д. предприятии младшим стрелочником РЗД (РЗД – это, вероятно, разъезд) службы Д (то есть движения). Весной 1943 года ГКО СССР принял решение и НКПС стал военизированной организацией. Затем Ваш дедушка был отправлен на 5-ти месячные курсы при технической школе (предположительно, речь идёт об ускоренных курсах при ШКОЛЕ ВОЕННЫХ ТЕХНИКОВ) и, может быть, даже получил ведомственное звание техник-младший лейтенант (звание в прямой зависимости от должности – дежурный по станции). Началось освобождение Белоруруссии и в составе Военно-эксплуатационного отделения (ВЭО №...) Ваш дедушка начал работать на станции Выгоничи. ВЭО №... – это большой состав с вагонами, где жил комсостав (иногда с семьёй), просто личный состав и размещались различные мастерские (сапожная, кузница ну и т.д.), клуб, банно-прачечные комплекс (но не путать с банно-прачечными поездами – ВОСО), гауптвахта ну и т.д., и т.п. Несколько ВЭО входили в состав Военно-эксплуатационного управления (ВЭУ №...), которое занималось эксплуатацией железной дороги( в данном случае наверное части Белорусской ж.д.). В составе ВЭУ были службы – Д (движения), Т (тяги), П (пути), Ш (СВЯЗЬ, но никто не знает почему Ш), В (вагоны), насчет Э (электроснабжение) не знаю, политотдел (обычно с газетой), 1-й отдел и многое другое. В ВЭО были уже отделы и 1-й сектор, а линейные предприятия назывались ДС (станция), ПЧ (путейцы, но не путать с тупейшим сериалом на одном из ТВ-каналов), ТЧ (локомотивное депо), ШЧ (дом связи), ВРД (вагоноремонтное депо, в том числе и осмотрщики вагонов, которые тогда входили в их состав). Еще были колонны паровозов особого резерва ОРКП №..., Вагоно-ремонтные колонны ВРК №..., ВОДРЕМ №… (ремонт водоснабжения), ГОРЕМ №… (головной ремонтно-восстановительный поезд), ПОДРЕМ №… (поезд по ремонту подвижного состава) и УВВР №...(управление военно-восстановительных работ) – это единственные. которые шли сразу за войсками «с винтовкой за спиной и путейским молотком в руках» хотя были в составе НКПС…
Станции Баркалабово по атласу 1943 года в составе Белорусской ж.д. пока не нашел…
Хоть сейчас ОАО РЖД переходит на работу без отделений, но есть «отделенческие»  и «дорожные» ведомственные архивы с прекрасными фондами.Н апример архив ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ж.д. ОАО РЖД-Фонд НКПС-есть ЭО№ 6,16,19;ОРКП№ 5, 13, 49; ВРК № 28; ВОДРЕМ № 4;УВВР № 5;ПОРЕМ№ 20; ГОРЕМ №39; годы с 1942 до расформирования; архив Забайкальской (в части дороги им. Молотова) – ВЭО № 31 - в апреле-мае 1944 года находился в Гомеле, в июле 1944 года – в Слуцке, в 1946-м вернулось на место формирования в Читу. Если дедушка вместе со своим ВЭО вернулся на Туркестано-Сибирскую ж. д., то всё в Казахстане. Если остался в Белоруссии – это уже лучше – структура организации желдорог почти такая же как в России.
Теперь за американца: по ленд-лизу к нам шло не только вооружение и еда, но и средства связи для железных дорог (например, декадно-шаговые АТС системы Строуджера), паровозы, станки... Нужны были переводчики, монтажники, наладчики и т.д. В 35 км от Выгоничей стоит Брянск – крупный промышленный город…
Предлагаю Вам еще две версии про иностранцев в Белоруссии и на железной дороге.
По линии Коминтерна в СССР жили люди разных национальностей – от испанцев до китайцев… Некоторые воевали, а почему бы некоторым и не поработать в НКПС? Как насчет гражданства у них-не знаю.
Вторая: в партизанском движении Белоруссии принимали участие МОРРИС ШУЛЬМАН и его жена ФЕЙ, которая на является единственным известным еврейским партизанским фотографом:-www.waralbum.ru/27270/ В 1948 году они иммигрировали в Канаду.
Может, знакомый Вашего дедушки имел подобное имя и фамилию, был гражданином СССР, работал в НКПС и потом иммигрировал. Успехов Вам и удачи! С уважением, Повстяной Дмитрий Валериевич.
« Последнее редактирование: 14 Мая 2022, 22:40:13 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
Первый лист приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года о награждении боевыми орденами и медалями большой группы смоленских и белорусских железнодорожников из системы НКПС СССР: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000004.jpg&id=36505489&id=36505489&id1=3add05de5e3ce61430389624a20926cd


Начальник штаба МПВО станции Вязьма Западной железной дороги Антон Иванович Кучинский: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000333.jpg&id=36505993&id=36505993&id1=d7f7441927ce337388c8de26da243764 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000334.jpg&id=36505994&id=36505994&id1=a61cdccda39368f3cb7724af69152586
 

Начальник штаба МПВО Смоленского узла Западной железной дороги Николай Яковлевич Перепечко. Был ранен на боевом посту: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000179.jpg&id=36505839&id=36505839&id1=80e80a1d2d7a54d76b0b2650f144a48a http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000180.jpg&id=36505840&id=36505840&id1=d2a3208959065f8d62f4cd255499a54e
 

Иван Иванович Репов – кавалер именных часов от ОГПУ. По состоянию на лето 1944 года – ревизор движения Смоленского отделения Западной железной дороги. Приказом по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года удостоен медали «За боевые заслуги»: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000347.jpg&id=36506007&id=36506007&id1=f5824e6d1b37982fc5c769e45c674f85 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000348.jpg&id=36506008&id=36506008&id1=9e90a15351619d66719f66150b07f29a
 

Сущенко Тимофей Никитович – погибший на боевом посту под вражескими бомбами советский железнодорожник. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977528, д. 116, л. 11. http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/010/058-0977528-0116/00000014.JPG&id=72479129&id=72479129&id1=e7668527ddcd38ea111e753aab988955

ХОРОШЕНКОВ Кузьма Тихонович (1904-1973), заслуженный ветеран системы путей сообщения.
Родился в 1904 году. Русский. Партийность: к лету 1944 года – член ВКП(б).
Военную службу не проходил. С довоенного периода и до выхода на заслуженный отдых – профессиональный железнодорожник.
С осени (предположительно, с конца сентября) 1943 года – начальник Рославльского отделения движения Западной железной дороги, персонального звания не имел, не имел также наград, ранений и контузий.
11 августа 1944 года начальником Западной железной дороги генерал-директором тяги II ранга В.П. Егоровым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «После освобождения Рославльского отделения от немецких захватчиков в короткий срок сумел восстановить разрушенное хозяйство, обеспечив движение поездов по всему отделению.
В трудные моменты при неоднократных налётах вражеской авиации лично руководил движением поездов, рассредоточением на станции грузов, х быстрейшим отправлением оперативно-важных транспортов и своевременным продвижением их по отделению». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, л. 124.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, лл. 2, 8 и 124об.
Впоследствии за трудовую доблесть был удостоен ещё двух орденов – Ленина и Трудового Красного Знамени.
Скончался в 1973 году.
Похоронен в городе Рославле Смоленской области: могила расположена на Вознесенском кладбище, справа от входа на мемориал жертвам фашизма.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Памятник на могиле К.Т. Хорошенкова на Воскресенском кладбище смоленского Рославля. Фото сделано 9 ноября 2013 года, его автор – шумячский поисковик Николай СЕМЁНОВ:


Наградные документы на К.Т. Хорошенкова, на основании которых он был удостоен ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, лл. 2, 8, 124 и 124об. http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000004.jpg&id=36505489&id=36505489&id1=3add05de5e3ce61430389624a20926cd http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000011.jpg&id=36505594&id=36505594&id1=79d6bdc361f0fffbe4029dbd21a35a5a http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000239.jpg&id=36505899&id=36505899&id1=cd555cecbff814d6284eb60d0e8c8da4 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000240.jpg&id=36505900&id=36505900&id1=de9a8ea2ca2c4ad4d8498e4c50952901
     

Рабочий летучки связи № 3 МПВО Смоленского узла связи Западной железной дороги Кузьма Афанасьевич Чекашкин: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000359.jpg&id=36506019&id=36506019&id1=b33a52187c50f767b6ab16b41e54b210 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000360.jpg&id=36506020&id=36506020&id1=dc68555575566bc6d5ba5a6ea35f491d
 

Один из ныне забытых героев обороны Смоленска в июле 1941-го: рабочий-железнодорожник Сергей Яковлевич Яковлев: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000249.jpg&id=36505909&id=36505909&id1=0a1bd3082e92c9434f1ca9e2802cdc32 http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000250.jpg&id=36505910&id=36505910&id1=ca56e020a289d57fe07966471e165531
 
« Последнее редактирование: 14 Мая 2022, 22:52:00 от Sobkor »
Записан

DOBROVOLEZ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Здравствуйте! Прошу помощи! Разыскиваем информацию о жене солдата Великой Отечественной – Абрамовой Тамаре Ивановне. Работала она во время войны по адресу: 1-я дис. служба пути, восстановительная поездная колонна № 2, 90-№ 38, вагон № 9. Писали в архив РЖД – и в Москву, и в Каширу. Ответы гласят, что для поиска нужна более полная информация…

DOBROVOLEZ, здравствуйте! Поиск и вправду невозможен, поскольку в адресе отсутствует главная составляющая – название железной дороги...
Добрый вечер! В донесении указано, что это Западная железная дорога (ныне Московская). Проживала разыскиваемая по адресу: город Москва, улица Большой Грузинский вал, 35. Это недалеко от Белорусского вокзала. К сожалению, дом снесён, а домовая книга утеряна..

В таком случае Вам лично надо «лопатить» в архивах фонды Западной железной дороги, ибо по запросу архивисты этим заниматься не станут.
« Последнее редактирование: 08 Мая 2022, 19:03:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
Эдуард Навогонский продолжает придерживаться мнения, что бригада «черного» паровоза «Щ» была оршанская. Возможно.

От белорусского кинодокументалиста Эдуарда НАВОГОНСКОГО:
- 23 февраля 2019 года Олег Автушенко, директор музея локомотивного депо г. Орша, нашёл среди различных материалов и записи о судьбе работников депо в годы войны, сделанные неизвестно, когда и кем. Но, вероятно, со слов еще живых работников предприятия. В этом скорбном списке значится Пётр Иосифович Севрук. Напртив его фамилии пометка: «Машинист, погиб на бронепоезде на ст. Приямино при исполнении служебных обязанностей».
Да, это не архивное подтверждение, но это весомое косвенное свидетельство в пользу того, что бригада машинистов 76-го учебного бронепоезда войск НКВД СССР была укомплектована работниками Оршанского паровозного депо! И, вероятнее всего, мы нашли ещё одного героя боя БЕПО-76 с фашистской танковой колонной.
А буквально уже на следующий день,24 февраля, Олег Автушенко, прислал уточнения по Севруку такого содержания: «Составлялись списки в 1982-1986 гг. При сборе информации для нового музея депо опрашивались почти все наши ведомственные ветераны их числа участников Великой Отечественной войны. Пометка в отношении машиниста П.И. Севрука сделана рукой Владимира Ивановича Блюма – первого общественного директора музея депо. Как видно из документа, сведения в отношении машиниста Севрука Петра Иосифовича сообщили Канунов, Колдушко и Совицкий.
Документ этот завизирован подписями десяти членов комиссии по установлению погибших в годы войны работников паровозного депо г. Орша. А вот по Ковалеву почему-то сведений в этом списке нет. Но, возможно, он упоминался в одной из довоенных публикациях газеты. Правда без имени и отчества»


Сканы с озвученных выше документов:


Записан

alex1960

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 74
1936 год, дальневосточный город Свободный, руководство Амурской железной дороги в группе передовиков Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская, при этом: в первом ряду вторым слева – начальник Амурской железной дороги Аркадий Михайлович Рутенбург, в первом ряду третим слева – начальник политотдела Амурской железной дороги Фёдор Григорьевич Вдовин, а в первом ряду четвёртым слева – заместитель начальника Амурской железной дороги Дмитрий Алексеевич Александров:

1936 год, дальневосточный город Свободный, Евсей Семёнович Никонов [1905-1938] – орденоносец, начальник Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская:[/b]

1936 год, дальневосточный город Свободный, Иван Васильевич Сосунов [1909-1938] – почётный железнодорожник, начальник стахановского вагоно-сборочного цеха Вагоно-ремонтного завода станции Михайло-Чесноковская:

1946 год, сотрудник Транспортного отдела МГБ СССР по Амурской железной дороге М.П. Лобанов (он стоит крайним справа) в группе работников станции Свободный:


15 ноября 1949 года, город Свободный Амурской области, руководители, преподаватели и выпускники школы паровозных машинистов станции Михайло-Чесноковская Амурской железной дороги. Представители кадрового состава железнодорожного ведомства облачены в форму НКПС-МПС СССР образца 1943 года:
« Последнее редактирование: 14 Мая 2022, 21:01:50 от Sobkor »
Записан

Л.В.Логинов

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Ищу любую информацию о своем дедушке – Федоткине (Федотко) Кузьме Алексеевиче 1900 г.р., уроженце Место рождения посёлка Лебедевский Боготольского района Красноярского края. Его супруга (и соответственно моя бабушка) – Варвара Максимовна, урожденная Мишута. До войны работал на железной дороге на станциях Шира, Июс, Копьево, Учум и Ужур. Во время Великой Отечественной направлен в путевую колонну, призванную восстанавливать в прифронтовой полосе железнодорожные пути. По детской памяти припоминаю рассказы о строительстве рокады около Сталинграда, польский Краков и Германию. Потом его колонную передислоцировали на Восток, но в конце 1945 года вернулся к мирному труду.
Являлся кавалером орденом Трудового Красного Знамени за № 162456 (с 1951 года) и наградного знака «Отличный путеец». На пенсию вышел в 1968 году с должности мастера пути Ужурской дистанции пути.

Л.В.Логинов, здравствуйте! В Вашем случае следует сделать запрос в архив Красноярской железной дороги!
« Последнее редактирование: 10 Апреля 2021, 21:54:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович

От фейсбуковского участника под ником «Музей железных дорог России»:
- 7 февраля 1943 года на Финляндский вокзал осаждённого Ленинграда прибыл первый поезд с продовольствием с Большой земли. Это стало возможным после прорыва блокады и строительства магистрали «Дорога Победы». Первый поезд в Ленинград привела лучшая бригада паровоза Эу-708-64 депо Волховстрой в составе старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Дятлева и кочегара Ивана Антонова. В пути состав был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замёрзшего рукава, соединявшего бак с резервной цистерной с водой. В тот же день от пятой платформы Финляндского вокзала отправился первый поезд на Большую землю. На платформах лежали заготовленные в блокадном Ленинграде отливки орудийных стволов для дальнейшей их обработки на одном из заводов Урала. Состав вёл старший машинист паровоза Эм-721-83 Павел Фёдоров.

   
« Последнее редактирование: 08 Мая 2022, 19:01:40 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
ПРОХОРОВ Михаил Иванович, ветеран советско-японской войны из числа секретных сотрудников органов закордонной разведки пограничных войск НКВД СССР.
Родился в 1919 году в деревне Снегирёвка Снегирёвского сельского поселения Шумячского района Смоленской области. Служащий. Партийность: к 1945 году – член ВКП(б), в связи с чем имел на руках партбилет образца 1936 года за № 4636835. По состоянию на осень 1945 года был холост.
Образование (по неполным данным) – среднее; военного же образования не имел.
В предвоенный период (и, вероятней всего, по окончанию железнодорожного техникума как молодой специалист) уехал с родины в Читу, где трудоустроился в качестве работника из управленческих структур Железной дороги имени В.М. Молотова (она же с 15 сентября 1943 года – Забайкальская железная дорога), в том числе, по состоянию на лето 1943-лето 1945 гг., являлся сотрудником одного из представительств НКПС СССР в таком соседнем к Советскому Союзу государстве, как Маньчжоу-го (оно же – «Великая Маньчжурская империя» и «Государство Маньчжурия»). И одновременно с 1943 года – состоявший в статусе офицера «без звания» секретный сотрудник 5-го (закордонная разведка) отдела Управления пограничных войск НКВД Забайкальского округа и в последнем качестве 9 августа-3 сентября 1945 года – непосредственный участник советско-японской войны.
7 сентября 1945 года начальником 5-го (закордонная разведка) отдела УПВ НКВД Забайкальского округа полковником Ф.С. Просекиным представлен к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени: «До начала военных действий на Дальнем Востоке тов. ПРОХОРОВ проводил работу по особому заданию командования в Маньчжурии. Благодаря личной инициативе, самоотверженности и точному выполнению инструкции, последний во многом содействовал ряду подготовительных мероприятий для момента непосредственных войсковых действий на территории противника.
С началом войсковых действий оказал большую практическую помощь по вылавливанию отдельных скрывающихся солдат и офицеров противника, а также выявил целый ряд лиц, состоящих на службе у японских разведывательных и контрразведывательных органов, которые были успешно изъяты специальными оперативными группами КРО «Смерш» и представителями военной комендатуры.
За отличные действия на территории противника до момента и в момент начала военных действий на территории противника заслуживает представления к ордену ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1-й СТЕПЕНИ». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2269, лл. 45 и 45об.
Данное представление получило реализацию в строках приказа Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке за № 025/н от 22 сентября 1945 года: от имени Родины удостоился своей самой первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2269, лл. 1 и 3.
А впоследствии ему же командованием УПВ НКВД Забайкальского округа была вручена медаль «За победу над Японией».
В послевоенный период проживал в Чите, где до окончательного выхода на заслуженный отдых продолжал трудиться в управленческих структурах железнодорожного транспорта.
Точная дата кончины пока не установлена.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Лето 1943 года, группа железнодорожных служащих из Читы, находившихся в заграничной правительственной командировке в Маньчжоу-го. Крайним справа сидит Михаил Иванович Прохоров, являвшейся к тому же ещё и секретным сотрудником 5-го (закордонная разведка) отдела Управления пограничных войск НКВД Забайкальского округа:


Так же лето 1943 года и так же территория Маньчжурии. Крайним справа стоит Михаил Иванович Прохоров:
 

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 2269, лл. 45 и 45об.
 

Двое из боевых побратимов Михаила Ивановича Прохорова за период их совместного пребывания в заграничной правительственной командировке в Маньчжоу-го:
 
Неизвестный техник-лейтенант службы движения, что условно соответствовало армейскому младшему лейтенанту.

 
Неизвестный техник-лейтенант службы тяги, что условно соответствовало армейскому младшему лейтенанту.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
Со страниц мартовской  (№ 3) за 1936 год книжки журнала Центрального совета Осоавиахима СССР «Химия и оборона»:


1939 год.


Не позднее лета-осени 1940 года, рядовой боец Красной Армии Григорий Иванович Куприй 1918 г.р. и его сестра, Куприй Анна Ивановна, – рядовой по своему служебному статусу работник железнодорожного транспорта (трудилась проводницей вагона пассажирского поезда). На девушке форменная тужурка образца 1932-1934 гг. НКПС СССР:

Слева – образец петлицы образца 1932-1934 гг. представителей рядового состава НКПС СССР.

Один из малоизвестных героев лета-осени 1941 года – советский железнодорожный служащий А.И. Отто. К сожалению, дополнительных сведений о нём, как не старался, не отыскал, увы. Текстовка же гласит: «Железнодорожники прифронтовой полосы. Дежурный по депо Н-ской станции А.И. Отто, организовавший под обстрелом фашистов бесперебойную отправку паровозов».

От друга нашего уважаемого Форума Юрия Алексеевича Потапова – кандидата юридических наук, доцента Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, полковника полиции в отставке, выпускника журфака ЛВВПУ 1985 года:
- На представленном фото – мой дедушка по материнской линии: Шобухин Родион Григорьевич. Он родился 17 апреля 1894 года в селе Торговое Талызино Ардатовского уезда Симбирской губернии. Ныне это территория современного Сеченовского района Нижегородской области. Воевал против немцев в 1-ю Мировую. После демобилизации, которая последовала в 1918-м  в связи с роспуском большевиками старой Русской армии, с семьёй переехала в Забайкалье, где затем долгие десятилетия (но уже после того, как Красная Армия разгромила в тех краях белых!) трудился на железнодорожных предприятиях Читы и станции Хилок. И, в частности, в годы Великой Отечественной войны – на ответственных постах в Хилокском отделении Забайкальской железной дороги, а в послевоенный период здесь же, но как ревизор и начальник технической конторы.
Кавалер ордена Ленина и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также многочисленных дисциплинарных поощрений, в том числе и от министра путей сообщения СССР.
Скончался дедушка в 1981 году.


1943 год, американский сержант даёт прикурить экипажу советского локомотива, задействованного в перевозке грузов по ленд-лизу через так называемый Персидский коридор:


Плакат, который ниже, с высоты нашего времени ценен тем, что на нём хорошо прорисованы особенности зимней формы одежды НКПС-МПС СССР образца 1943 года. В данном конкретном случае на железнодорожнике (а это, вероятней всего, машинист) знаки различия инженер-лейтенанта тяги:


Лето 1945 года, работники 7-й колонны НКПС СССР, доставившей советскую делегацию на проводившуюся в Берлине Потсдамскую конференцию руководителей трёх союзных держав – СССР, США и Великобритании. В том числе втором слева в нижнем ряду стоит кочегар паровоза латыш Янис Рудольфович Иршейнс:


1949 год, город Москва, депутат Верховного Совета РСФСР Е.Д. Мишина на правах старшего машиниста депо «Северное» Московского метрополитена проводит занятия с молодыми сотрудниками из числа членов локомотивных бригад по особенностям эксплуатации немецким электропоезд метрополитена серии «В». Все запечатлённые – в форме железнодорожного ведомства образца 1943 года. Автор снимков – выдающейся советский фотохудожник Анатолий Сергеевич Гаранин (1912-1990):
 

Начало 1950-х, посёлок Лобва Новолялинского района Свердловской области, работник железнодорожного транспорта инженер-старший лейтенант службы движения А.М. Суслопарова в закрытом кителе образца 1943 года и при трудовых наградах – ордене Трудового Красного Знамени и медали «За трудовую доблесть». Оригинал хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры Новолялинского городского округа «Историко-краеведческий музей» Свердловской области: номер в Госкаталоге – 13594085; номер по ГИК (КП) – ЛИКМ ОФ-3374.


Не ранее лета 1951 года, старший сержант в отставке Иван Петрович Макаров (1902-1962) в летней повседневной форме НКПС-МПС СССР образца 1943 года, украшенной погонами техника-тяги 2 ранга (условно соответствовало армейскому старшему сержанту), и при государственных наградах – ордене Ленина, ордене Славы 3-й степени (награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР за № 209/853 от 30 мая 1951 года), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Отсюда: https://archportal.nso.ru/dokumenty-i-fayly/trubnikov-mikhail-ignatevich/?c=5030

Трубников Михаил Игнатьевич – кавалер ордена Ленина, ветеран трудового коллектива станции Баган, которая расположена в черте одноимённого районного села Новосибирской области: с 1 мая 1916 года и по 1 октября 1930 года – ремонтный рабочий, а затем долгие годы (в том числе и по состоянию на вторую половину 1940-х гг.) – стрелочник. На представленном архивном снимке Михаил Игнатьевич облачён в форму НКПС-МПС СССР образца 1943 года, но только почему-то без погон:


1957 год, Южный желеезнодорожный вокзал города Калининграда:
« Последнее редактирование: 15 Мая 2022, 18:09:28 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
Башарат Тулягановна Мирбабаева (1916-20.03.2010), уроженка казахстанского города Алматы (но тогда это был казачий город Верный), – первая в Узбекистане женщина-машинист паровоза (в 1937 году) и она же – первая среди узбечек женщина-машинист тепловоза (со второй половины 1940-х гг.) плюс – первая в Узбекистане активистка парашютного спорта! На верхнем из представленных снимков (а он был сделан в 1935 году на ташкентском аэродроме Осоавиахима) Башарат запечатлена рядом со своей бабушкой, которая пришла посмотреть на воздушное шоу, в которым должна принять участие её прославленная внучка. Данное фото в том же 1935 году сначала было опубликовано на страницах газеты «Правда», а затем (причём многократно и в разные годы!) – в печати оборонного общества.
Башарат Тулягановна являлась кавалером ряда государственных наград, в том числе медали «За доблестный труд», званий «Почётный железнодорожник СССР» и «Заслуженный работник физической культуры и спорта Узбекской ССР» и она же избиралась земляками депутатом Верховного Совета СССР и депутатом Верховного Совета Узбекской ССР.
Башарат Тулягановна Мирбабаева скончалась 20 марта 2010 года в Ташкенте на 95 году жизни.
Материалы, посвящённые Башарат Тулягановне Мирбабаевой, в настоящий момент экспонируются в стенах работающего в столице Узбекистана городе Ташкенте Музея железнодорожной техники...
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Предвоенный период, Башарат как новоиспечённый кавалер медали «За трудовую доблесть». Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 16379475; номер по ГИК (КП) – ГЦМСИР ГИК 31652/2041.


Портрет Башарат Мирбабаева как машиниста тепловоза на обложке 20-го номера за май 1951 года журнала «Огонёк». Башарат облачена в закрытый китель МПС СССР образца 1943 года при погонах инженера-лейтенанта тяги:
 

Один из послевоенных портретов Башарат Тулягановны Мирбабаевой. Однако художник явно что писал кистью образ этой прославленной женщины-труженицы с чёрно-белой фотокарточки, по причине чего в силу своей же личной некомпетентности в тематике истории железнодорожного мундира облачил Башарат Тулягановну в защитную военную форму, а не в повседневную синюю, которая была украшена погонами во многом армейского образца и в которой работники союзного НКПС-МПС щеголяли в 1943-1955 гг.:


Из экспозии работающего в столице Узбекистана городе Ташкенте Музея железнодорожной техники:
« Последнее редактирование: 15 Мая 2022, 18:04:00 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 16 302
  • Ржевцев Юрий Петрович
Не ранее весны 1951 года, машинист паровозного депо станции Алатырь Казанской железной дороги инженер-капитан тяги Павел Иванович Казяев как избранный 18 февраля 1951 года по Московскому избирательному округу № 89 города Алатырь Чувашской АССР депутат Верховного Совета Чувашской АССР. Он же Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1950 года был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Формулировка: «В связи с тридцатилетней годовщиной Чувашской АССР и достигнутыми успехами в развитии промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и искусства». Оригиналы хранится в фондах Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чувашский национальный музей» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики:
 


В кругу сослуживцев стоит вторым слева.


В кругу депутатов Верховного Совета Чувашской АССР стоит крайним справа.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »