Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)  (Прочитано 877 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)
« : 21 Февраля 2019, 09:28:05 »

Фрунзенский аэроклуб (Киргизия):
В предвоенный период Центральный совет Осоавиахима Киргизской ССР имел в своём составе один аэроклуб – Фрунзенский, открытый в апреле 1934 года.
Фрунзенский аэроклуб по состоянию на 1939 год: категория – 4-я; задание на 1939 год подготовить: пилотов – 66, механиков – 0, «тренировка пилотов запаса» – 24; аэродром 1000х1000 м («осваивается»); ангаров нет, но имеет 8 самолётов; бензотара – на 40 т; сведения о наличии учебных аудиторий и бензотары отсутствуют; выполнение плана: за 1936 год – на 90 %, за 1937 год – на 100 %, за 1938 год – в документе не указано.
Среди воспитанников Фрунзенского аэроклуба – будущий дважды Герой Советского Союз Талгат Якубекович Бегельдинов (1922-1914) и Герой Советского Союза Николай Михайлович Рудь (1922-1978).
В рядах инструкторов-лётчиков Фрунзенского аэроклуба трудился Касым Ормокоев. Про него здесь: http://www.foto.kg/galereya/3056-istoricheskie-lichnosti-kasym-ormokoev.html «Касым родился в селе недалеко от Фрунзе. В 6 лет он лишился родителей, и его взяла в свою семью старшая сестра Зуура, которая была замужем за состоятельным столичным купцом Акматом Асанбаевым. Касым с детства отличался от сверстников: тянулся к книгам, а больше всего любил мастерить бумажные самолётики. Предприимчивый Акмат Асанбаев сообразил, что из мальчишки выйдет толк, поэтому не стал возражать, когда педагоги из Москвы решили забрать одарённого ребенка в интернат. Так Касым попал в Москву. Домой он приехал погостить в сопровождении воспитательницы только спустя семь лет на каникулы. Мальчик хорошо выглядел и был опрятно одет, но вот беда, говорил только по-русски и не понимал своих многочисленных братьев и сестёр. Родственникам это не понравилось, поэтому незадолго до отъезда они спрятали Касыма. Воспитательнице пришлось вернуться в Москву без него. Однако родичи одумались и сами привезли подростка к началу занятий. С тех пор каждое лето он самостоятельно приезжал на родину и выучил кыргызский язык.
В 1927 г. Касым окончил Московское авиационное училище. Его направили в Украину. В Харькове он познакомился с девушкой-кыргызкой Азизой… Сам он вернулся на родину только в 1934 г. Ему в числе первых специалистов предстояло развивать отечественную авиацию. Фрунзенские энтузиасты в свободное от работы и учебы время строили аэроклуб. На учебном самолёте УТ-2 учились летать, прыгали с парашютом. Комсомол направлял сюда лучших из лучших. До войны здесь прошли подготовку более тысячи летчиков и парашютистов. Касым Ормокоев работал в аэроклубе инструктором, подготовил многих профессионалов. Среди его воспитанников был и Исмаилбек Таранчиев.
Когда началась война, Касыма направили на фронт в полк ночных бомбардировщиков… В августе 1942 г. в небе над Сталинградом погиб младший лейтенант Ормокоев. Посмертно его наградили боевым орденом Красной Звезды. Имя Касыма Ормокоева увековечено на Мамаевом кургане в Волгограде. В селе Чон-Арык в память о нём названа одна из улиц».

В 1941 году этот аэроклуб был изъят из оборонного общества в пользу советских ВВС: на его базе была развёрнута школа первоначального обучения пилотов. По утверждению историков из Кыргызстана «на её базе в начале войны было создано три полка лёгких ночных бомбардировщиков. Семеро выпускников военной школы стали Героями Советского Союза: М. Афанасьев, М. Бабкин, Т. Бегельдинов (дважды Герой), Е. Мазков, Н. Мирошниченко, Н. Рудь, И. Таранчиев)».


1937 год, инструктор-лётчик и учлёт-планерист Ошского аэроклуба (Киргизия). Инструктор в форме образца 1936 года со знаками различия среднего начсостава Осоавиахима, но при этом почему-то не при эмблемках авиации Осоавиахима, а при эмблемках советских ВВС.

1938 год, столица Киргизии город Фрунзе (ныне – Бишкек), лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба Касым Ормокоев (он справа) с одним из учлётов:


1941 год, Фрунзенский аэроклуб:
 

1 мая 1960 года, воспитанник Фрунзенского аэроклуба дважды Герой Светского Союза Талгат Якубекович Бегельдинов (1922-2014) в мундире руководящего работника Аэрофлота:


1944 год, воспитанник Фрунзенского аэроклуба Герой Советского Союза старший лейтенант Николай Михайлович Рудь (1922-1978):
« Последнее редактирование: 17 Августа 2021, 18:47:43 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)
« Reply #1 : 17 Августа 2021, 14:01:19 »
Из Киргизии от коллеги-журналиста Кадырбека Абдраева:
- Уважаемый Юрий Петрович, ведя работу по восстановлению биографии нашего земляка лётчика Касыма Ормокоева, погибшего 21 августа 1942 года под Сталинградом, я наткнулся на ваши материалы по выпускникам Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима. Дело в том, что основную часть своей недолгой жизни Касым Ормокоев провёл за пределами нашей республики. Подробности его жизни у нас мало известны. В 6-летнем возрасте его как одаренного ребенка и сироту забрали в столицу СССР город Москву. Там он окончил семь классов. После этого его направили на Украину. Только недавно мы установили, что он учился в Херсонской инструкторской авиационной школе Осоавиахима.
В 1934 году он был направлен на Родину в город Фрунзе, столицу Киргизской ССР. В том же 1934 году во Фрунзе для подготовки лётных кадров открыли аэроклуб и Касым Ормокоев стал работать в нём инструктором. До войны здесь смогли подготовить более тысячи человек. Среди воспитанников Ормокоева дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов, Исманбек Таранчиев, Михаил Мардвинцев, Сергей Шаповалов. С началом войны  Касыма Ормокоева как опытного лётчика, отправляют на фронт.
Мы не знаем, как получить сведения о годах его обучения в Херсонской инструкторской авиационной школе Осоавиахима за период ориентировочно 1927-1933 гг. Сохранились ли архивы тех лет?  Все наши попытки сделать это по Интернету не имели успеха.
Что бы Вы могли нам посоветовать. Как нам добраться до архивов, кому писать? Всё, что я написал о нём выше, собрано за несколько лет.
Мы стараемся сделать все, чтобы ни одно имя участника Великой Отечественной войны не было забыто. Надеемся на Ваше понимание и помощь!

Мой ответ:
- Коллега, моё искреннее почтение! Осоавиахимовское личное дело Касыма Ормокоева ищите в Ваших местных архивах – в фондах республиканского совета Осоавиахима (но, возможно, – в фондах Фрунзенского областного совета Осоавиахима и Фрунзенского аэроклуба, но при условии, конечно, что такие фонды архивистами были сформированы). В тех же фондах должны храниться и приказы по личному составу, а это, напомню, документы, которые тоже позволяют достаточно подробно реконструировать служебные будни работника, в отношении которого, собственно, и ведётся поиск.
Личное же дело как на военного лётчика – в ЦАМО и там же персональная УПК, при этом последняя уже в свободном доступе на сайте Министерства обороны РФ паматьнарода.ру. А вот чтобы получить копии с личного дела, запрос надо оформить от имени какой-либо из ваших национальных госструктур, но лучше – от имени вашего оборонного ведомства.
Кроме того, сделайте запрос в Центральный архив ДОСААФ России (адрес такой же, как и у ЦК данного оборонного общества), поскольку не исключено, что здесь также могло осесть личное дело Касыма Ормокоева, но как выпускника Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима.
Кстати, должностей инструкторов в пилотских школах аэроклубов не было: правильно – «инструктор-лётчик»!..
Что касается самой Херсонской ИАШ Осоавиахима. Она была открыта в 1936 году в Полтаве и там же, в Полтаве, в декабре 1936 года состоялся самый первый выпуск её курсантов. Но с 1937 года – в Херсоне.
29 ноября 1940 года решением Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР Херсонская ИАШ была передана в подчинение Военно-воздушных сил СССР, где в свою очередь была реорганизована в военно-авиационную школу по подготовке пилотов для истребительной авиации.
Согласно выложенной на памятнарода.ру персональной УПК, Касым Ормокоев закончил эту школу в 1937 году. Таким образом, он курсант второго набора ещё Полтавской ИАШ Осоавиахима… Жму руку,
« Последнее редактирование: 18 Августа 2021, 17:17:01 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)
« Reply #2 : 17 Августа 2021, 19:06:11 »

Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 104 от 29 апреля 1940 года среди других новоиспечённых выпускников Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима звания «лётчик-инструктор Осоавиахима» была удостоена и Екатерина Владимировна Гноевых, которая тем же приказом была назначена во Фрунзенский аэроклуб Отдела авиации Центрального совета Осоавиахима Киргизской ССР. К сожалению, дальнейшая судьба этой девушки-лётчицы пока неизвестна.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)
« Reply #3 : 21 Августа 2021, 21:01:52 »
Версия, дополненная благодаря заинтересованному содействию со стороны Кадырбека Абдраева, моего проживающего в столице Киргизии городе Бишкеке многоуважаемого коллеги-журналиста:


Не ранее второй половины апреля 1941 года, украинский областной город Кировоград, младший лейтенант Касым Ормокоев в первые дни своей действительной военной службы.

ОРМОКОЕВ Касым (1915-1942), лётчик самолёта-истребителя марки «Як-1» 2-го истребительного авиационного полка ПВО 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО Сталинградского района ПВО Сталинградского фронта (I ф), лейтенант (удостоен посмертно).
Родился в 1915 году в Киргизии – в селе Орто-Сай Чон-Арыкского поселкового окмота Ленинского района столицы Киргизии города Бишкек. Киргиз. Служащий из крестьян. Партийность: в 1930-е гг. – член ВЛКСМ, а с 1940 года – кандидат в члены ВКП(б).
Был женат с 1937 года: супруга – Аписа Сагынбаева, на момент замужества проживала под украинским городом Херсоном, а с 1937 года – в столице Киргизии; кроме того известно, что близкие родственники военного лётчика Касыма Ормакоева по состоянию на 1968 год проживали по адресу: Киргизская ССР (ныне – Киргизская Республика), город Фрунзе (ныне – Бишкек), улица Такмагула (но правильно, очевидно, – улица Токтогула), 43.
Образование (по неполным данным):
- общее – неполное среднее: предположительно, в 1930 году – семь классов одной из московских городских школ II ступени;
- авиационное профессиональное: осенью 1936 года – пилотскую школу одного московских городских аэроклубов Осоавиахима, а в самом конце декабря 1937 года – Херсонскую инструкторскую авиационную школу Осоавиахима.
Согласно официальным материалам, «в 6 лет он лишился родителей, и его взяла в свою семью старшая сестра Зуура, которая была замужем за состоятельным столичным купцом Акматом Асанбаевым. Касым с детства отличался от сверстников: тянулся к книгам, а больше всего любил мастерить бумажные самолётики. Предприимчивый Акмат Асанбаев сообразил, что из мальчишки выйдет толк, поэтому не стал возражать, когда педагоги из Москвы решили забрать одарённого ребенка в интернат. Так Касым попал в Москву. Домой он приехал погостить в сопровождении воспитательницы только спустя семь лет на каникулы. Мальчик хорошо выглядел и был опрятно одет, но вот беда, говорил только по-русски и не понимал своих многочисленных братьев и сестёр. Родственникам это не понравилось, поэтому незадолго до отъезда они спрятали Касыма. Воспитательнице пришлось вернуться в Москву без него. Однако родичи одумались и сами привезли подростка к началу занятий. С тех пор каждое лето он самостоятельно приезжал на родину и выучил киргизский язык». Источник: http://www.foto.kg/galereya/3056-istoricheskie-lichnosti-kasym-ormokoev.html
Вероятней всего, с лета 1930 года и январь 1937 года – в городе Москве сначала как учащийся одной из школ ФЗО, а затем как промышленный рабочий, при этом без отрыва от производства прошёл обучение в пилотской школе одного из столичных аэроклубов, где по выпуску удостоился звания «пилот запаса».
В декабре 1936-декабре 1937 гг. – курсант Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима, по выпуску из которой приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР удостоился звания «лётчик-инструктор Осоавиахима» с распределением на должность инструктора-лётчика во Фрунзенский аэроклуб Отдела авиации Центрального совета Осоавиахима Киргизской ССР, а приказом НКО СССР за № 1929 от 21 июля 1938 года – присвоенного в качестве первичного военного (в современной терминологии – воинское) звания «младший лейтенант запаса».
Как командир авиации оборонного общества в период с января 1938 года и по май 1941 года в стенах Фрунзенского аэроклуба подготовил из учлётов-новобранцев несколько десятков хорошо обученных технике пилотирования самолёта У-2 лётчиков, в том числе среди его воспитанников значится и Герой Советского Союза (с 1991 года, посмертно) Исмаилбек Таранчиев (1923-1944). При этом в коллективе сотрудников аэроклуба заслуженно слыл ударником, за что в свою очередь неоднократно озвучивался на страницах республиканской прессы.
Приказом НКО СССР за № 01035 от 15 апреля 1941 года посредством призыва Фрунзенским РВК Киргизской ССР зачислен в кадровый состав ВВС Красной Армии, при этом в стаж действительной военной службы младшему лейтенанту Касыму Ормокоеву был целиком зачислен стаж его службы в авиации Осоавиахима, начиная с декабря 1936 года. И к лету 1941 года – в рядах переменного состава 160-го резервного авиационного полка (Кировоградский авиагарнизон) ВВС Одесского военного округа, где проходил подготовку как пилот самолётов-истребителей И-16 и И-153 «Чайка». И в последнем качестве с 22 июня 1941 года – в боях и сражениях Великой Отечественной войны.
Вероятней всего, с 10 июля 1941 года в связи с переформированием 160-го резервного авиационного полка в 11-й запасной истребительный авиационный полк ВВС Северо-Кавказского военного округа – представитель лётно-подъёмного состава последнего, а с августа (в том числе и по состоянию на 5 октября) 1941 года – нового сформированного в Днепропетровской области Украинской ССР (ныне – Украина) и вооружённого истребителями И-16 и И-153 «Чайка» 437-го истребительного авиационного полка, в том числе осенью 1941 года в составе данного полка убыл в Подмосковье на усиление группировки ВВС Московской зоны обороны, где к весне 1942 года наряду с другими однополчанами освоил технику пилотирования самолёта-истребителя ЛаГГ-3. А с 25 мая 1942 года, будучи по-прежнему пилотом всё того же 437-го истребительного авиационного полка, – вновь в составе действующей армии, но только на сей раз уже на последовательно в составе ВВС 28-й армии (II ф) и (с 29 мая 1942 года) 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта (I ф).
С 18 июня 1942 года – пилот 2-го истребительного авиационного полка 220-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта (I ф), в том числе в период 6-26 июля 1942 года в состав данной в/ч в районном городе Урюпинске на тот период Сталинградской, а ныне современной Волгоградской области проходил переучивание с самолёта ЛаГГ-3 на самолёт Як-1.
С 27 июля 1942 года – в своём последнем качестве.
Погиб смертью героя 21 августа 1942 года, «участвуя в неравном воздушном бою в составе 3-х самолётов Як-1 против группы вражеских самолётов – 10-ти Ме-109ф и 6-ти Ю-88». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4839, л. 30.
Место захоронения неизвестно.
Осенью (но не позднее 27 октября) 1942 года командованием 2-го истребительного авиационного полка представлен к награждению орденом Красного Знамени: «В составе 2-го иап [истребительный авиационный полк] участвовал с 18 июня по 21 августа 1942 года. За этот период проявил себя как смелый, мужественный и находчивый лётчик-истребитель. Не раз сражался с превосходящими силами противника. За время пребывания в полку произвёл 62 успешных боевых вылета, из них 45 на прикрытие своих войск и военных объектов г. Сталинграда, 15 успешных разведок и 2 вылета на сопровождение своих штурмовиков. В 11 воздушных боях лично сбил два самолёта противника тира Ме-110 и в групповом бою – два самолёта и три подбил.
21 августа 1942 года, участвуя в неравном воздушном бою в составе 3-х самолётов Як-1 против группы вражеских самолётов – 10-ти Ме-109ф и 6-ти Ю-88, погиб смертью храбрых…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4839, л. 30.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войска 8-й воздушной армии за № 4 /н от 2 февраля 1943 года: от имени Родины посмертно удостоился ордена Отечественной войны 2-й степени. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4839, лл. 6, 6об и 31.
Кроме того, приказом по войскам Московского военного округа за № 02081 от 31 августа 1942 года де-факто посмертно ему было присвоено очередное воинское звание – «лейтенант».
Из списков советских Вооружённых Сил исключён приказом ГУК Министерства обороны СССР за № 18 от 12 апреля 1968 года, но с одним искажением – как якобы младший лейтенант, а не лейтенант по воинскому званию
Увековечен в:
- Книге Памяти Киргизской Республики – т. 1, стр. 327, но почему-то без указания воинского звания и с одним искажением – как якобы призванный 12-го, а не 15 апреля 1941 года, и плюс – с бездоказательным утверждением, что якобы был похоронен в Сталинграде;
- в настенном списке павших героев, размещённом в Зале Воинской Славы, что в Волгограде на Мамаевом кургане.
Кроме того, имя героя носит одна из улиц родного пгт Чон-Арык Ленинского района столицы Киргизии города Бишкек.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

1938 год, Касым Ормокоев как командир авиации Осоавиахима при должностных знаках различия инструктора Осоавиахима и, в том числе, и в паре с молодой супругой:
 

1938 год, столица Киргизии город Фрунзе (ныне – Бишкек), лётчик-инструктор Фрунзенского аэроклуба Касым Ормокоев (он справа) проводит предполётный инструктаж в адрес учлёта:

Хранящаяся в ЦАМО персональная Учётно-послужная карточка лейтенанта Касыма Ормокоева:
   

Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 4839, лл. 30-31об.
   

Скан с 327-й страницы 1-го тома Книги Памяти Киргизской Республики:
« Последнее редактирование: 09 Сентября 2021, 11:22:11 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15 870
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Фрунзенский аэроклуб (Киргизия)
« Reply #4 : 10 Сентября 2021, 11:51:06 »
Вчера родственники героя-лётчика Касыма Ормокоева (1915-1942) через моего киргизского коллегу-журналиста Кадырбека Абдраева передали ещё несколько довоенных снимков, которые отыскались в семейных альбомах. Речь об виньетке с портретами курсантов учебной лётной группы инструктора-лётчика В.Н. Шатунова, в которой в 1938 году Херсоне обучался Касым Ормокоев, а также о портрете, сделанном не ранее весны 1939 года, и на нём Касым Ормокоев запечатлён как командир авиации оборонного общества при должностных знаках различия инструктора Осоавиахима. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что курсанты-выпускники 1938 года Херсонской инструкторской авиационной школы Осоавиахима облачены в парадной френч советских ВВС образца 1935 года при петлицах представителей среднего комсостава «без звания», что, вероятней всего, объясняется тем фактом, что по выпуску все они как резервисты лётных частей ВВС РККА были представлены к званию «младший лейтенант запаса»…

   
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »