Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Навигатор  (Прочитано 27421 раз)

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #160 : 28 Ноябрь 2017, 21:08:26 »


Кобыльских Сергей Максимович 1895 г.р.: с 28 марта 1939 года – капитан 1 ранга, что соответствовало армейскому комбригу, а по состоянию на июль 1944 года – уже капитан 1 ранга, что соответствовало армейскому полковнику. Когда был переаттестован с воинского звания «образца» 1935 года, на одноимённое, но неравнозначное «образца» 1940 года – неизвестно, однако, предположительно, – уже после откомандирования из Центрального совета Осоавиахима обратно в ряды личного состава НКВМФ СССР.
Записан

Nick-69

  • Нет литературы художественней, чем документ
  • Модератор
  • Участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 722
  • Роман Никитин
Re: Навигатор
« Reply #161 : 28 Ноябрь 2017, 21:59:39 »
Опубликовался вот в сборнике, изданном... войсковой частью. Впрочем, и конференцию, где прозвучал мой доклад проводила та же в/ч. (Привет тем, кто путает войсковую часть с воинской. Здесь номер есть (пятизначный), просто... сами увидите.)  ;)
Полный текст доклада - в теме по ссылке, но выше:
http://voenspez.ru/index.php?topic=78815.msg410794#msg410794 
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #162 : 05 Декабрь 2017, 20:02:14 »
На правах эксклюзива: http://voenspez.ru/index.php?topic=89756.msg411287#msg411287


Имя легендарного Алексея Петровича Маресьева (он под № 710) в списке выпускников 1937 года аэроклуба города Комсомольска-на-Амуре:





1934-1937 гг., город Комсомольск-на-Амуре, Алексей Петрович Маресьев (он в центре) среди товарищей. Оригинал данного фото хранится в фондах Муниципального учреждения культуры города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края «Городской краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 7406109; номер по ГИК (КП) – КП ОФ-2.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #163 : 09 Декабрь 2017, 19:36:36 »
Исключительно-уникальный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=89756.msg411581#msg411581

Дзюба Пётр Петрович (1915-1965), Герой Советского Союза (1 ноября 1943 года).

Пётр Петрович Дзюба как выпускник апреля 1937 года Инструкторского отделения Объединённой школы пилотов и авиамехаников Осоавиахима СССР (г. Ульяновск).


Автобиография от 26 декабря 1937 года:


Зима 1940/1941 гг., районный город Васильков Киевской области Украинской ССР, пилот самолёта И-16 из состава 2-го истребительного авиационного полка 36-й истребительной авиационной дивизии ПВО ВВС Киевского особого военного округа младший лейтенант Пётр Петрович Дзюба.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #164 : 10 Декабрь 2017, 13:40:15 »
Эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=89898.msg411623#msg411623

Романюк Василий Григорьевич (1910-1993), первый из парашютистов-испытателей кавалер Золотой Звезды Героя Советского Союза, полковник в отставке, заслуженный мастер спорта СССР (1948), заслуженный тренер СССР по парашютному спорту, автор книги военных мемуаров «Заметки парашютиста-испытателя».

Звания «Мастер парашютного спорта СССР» был удостоен осенью 1938 года по линии Осоавиахима, доказательством чему вот эта учётная карточка, хранящаяся ныне в Центральном архиве ДОСААФ России. Сканировано с архивного подлинника:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #165 : 14 Декабрь 2017, 17:59:16 »


Воспитанник Пролетарского аэроклуба города Москвы младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин в августе 1941 года уже после совершённого им в ночном небе Подмосковья воздушного тарана.

Сегодня наконец-то отыскал имя легендарного лётчика-Героя Виктора Васильевича Талалихина в списке выпускников 1937 года Пролетарского аэроклуба города Москвы. Он в поимённом списке к приказу начальника ВВС РККА № 98 от 14 апреля 1938 года под номером «1469», но при этом, однако, с искажением фамилии – как якобы Талалижинов, а не Талалихин:




Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #166 : 28 Декабрь 2017, 13:07:53 »
Исключительный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=90853.0

Одесская школа гражданской авиации Осоавиахима имени наркомвоенмора К.Е. Ворошилова – совершенно забытое в отечественной истории военно-авиационная школа!
Создана, предположительно, распоряжением Одесского городского совета Осоавиахима от 29 ноября 1930 года.
Начальник школы – Н.С. Иващенко: назначен распоряжением Одесского городского совета Осоавиахима от 28 декабря 1930 года.
Дата начала формирования школы – 1 января 1931 года.

« Последнее редактирование: 29 Декабрь 2017, 19:57:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #167 : 18 Январь 2018, 12:13:23 »
Исключительный эксклюзив нашего уважаемого Форума – тема «Люди-легенды: генерал-майор-инженер в отставке Сергей Васильевич Капалкин»: http://voenspez.ru/index.php?topic=91578.0

КАПАЛКИН Сергей Васильевич (1922-1994), ветеран советской военной разведки, генерал-майор-инженер в отставке.


Рубеж 1940-х-1950-х гг., майор-инженер Сергей Васильевич Капалкин в закрытом повседневном кителе образца 1943 года при погонах старшего офицерского состава инженерно-авиационной службы.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #168 : 09 Февраль 2018, 17:38:18 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=1895.msg415950#msg415950

Уважаемые коллеги, кого заинтересует, напишите мне mu-ramspas@yandex.ru Хочу помочь англичанам найти тех, кто занимается 13 гв. сд в России. Достойная группа! Возможно, кого-то заинтересует группа англичан, которые восстанавливают для себя историю 13 гв. сд. Очень рекомендую посмотреть их сайт, который начинается с гимна СССР: https://www.13thguardspoltavaskaya.com/
Вот такое получил письмо от руководителя группы: «Привет из Соединенного Королевства! Спасибо за то, что связались со мной. Меня зовут Джон Гиббон, меня направил мой добрый друг из Москвы Сергей Викторович Ларионов. Я основатель и координатор клуба «13-я гвардейской стрелковая Полтавская дивизия». Наш клуб здесь, в Великобритании, занимается реинтеграцией в отношений событий Великой Отечественной войны.
Наш клуб существует с 2005 года. В настоящий момент в его рядах 35 активистов. Мы особенно любим реконструирловать фронтовой подвиг воинов 42-го гвардейского стрелкового полка.
Цель нашего клуба – точно изобразить образ солдата Красной Армии и хранить память о жертвах народов России и бывших государств СССР во время войны, как здесь, в Великобритании, так и в странах НАТО.
Сам я изучаю боевой 13 гв. сд.
Кроме того, в нашем клубе есть танк T-34-85 образца 1944 года, который мы используем в наших реконструкциях в качестве танка 13-й отдельной гвардейской танковой бригады 4-го гвардейского танкового корпуса.
Я также изучаю тактические символы, которые применялись у советских танкистов в период с середины 1944 года до конца войны. И буду рад, если кто-то мне подскажет таковые из летописи 4 гв. отбр! Hello, Alexander».

Мой друг-реконструктор ездил в гости к своим английским коллегам. Он восхищении! Вот его фотоотчёт:












« Последнее редактирование: 09 Февраль 2018, 21:36:31 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #169 : 09 Февраль 2018, 17:52:00 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=91437.msg415973#msg415973


Не ранее середины мая 1936 года, основоположник советского парашютизма Михаил Георгиевич Забелин (1904-1939) с должностными знаками различия краскома ВВС.

КОГДА ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ – НЕ ПРЕДЕЛ!
В отличие от имён целой когорты его соратников, для многих из которых он являлся мудрым командиром и наставником, имя этого выдающегося советского авиатора почему-то отсутствует в энциклопедиях и военно-энциклопедических словарях. Но, к счастью, при всём этом оно не забыто. Так, в частности, до сих настольными книгами наших начинающих спортсменов-парашютистов являются написанные им в самом начале 1930-х учебники по парашютному делу. Безынтересно, что до «нулевых» годов двадцатого века уцелевшие экземпляры передавались представителями старшего поколения юным с наставлением хранить, как зеницу ока, а ещё чаще тиражировались новичками для личных нужд посредством «самиздата». И дело тут не якобы в мифическом дефиците соответствующей тематической литературы (а недостатка на самом деле в ней не было уже с предвоенного периода!), а именно в содержании, где сложные вещи изложены лёгким и понятным языком и при этом всё повествование – оно во многом соткано из личного опыта автора, от чего содержащиеся на правах прямых наставлений и поучений выводы и размышления, ещё доходчивее, а, значит, и ценнее.
Наступившая же эра «цифровых» технологий сделало всё это интеллектуальное наследие общедоступным даже для празднолюбопытствующих, поскольку «скачать» его можно бесплатно и прямо из Интернета!
Итак, пришло время назвать имя. И специально в силу важности момента сделаю это в стиле стандартной энциклопедической статьи: Забелин Михаил Георгиевич (02.11.1904-14.04.1939), начальник Всесоюзного парашютного центра Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева (он же по занимаемой должности – начальник парашютной авиации Осоавиахима), один из основоположников отечественного парашютизма, майор, мастер парашютного спорта СССР (его удостоверение за номером «3»)…
Михаил Георгиевич из поколения тех юных борцов за Советскую власть, которые самоотверженно защищали её в годы Гражданской войны с оружием в руках, – он ровесник Николая Островского и Аркадия Гайдара и по масштабу своей личности во многом им ровня! Вот только происхождение, если судить с позиций большевистской идеологии, «подкачало» – из семьи личного дворянина, который служил вдобавок чиновником в судебных органах царской России и который к тому же изначально являлся выходцев из зажиточных слоёв донского казачества. Плюс в «метриках» имелся ещё один «ущербный недостаток» – родился мальчонка в столице всегда подспудно мятежного к России Польского генерал-губернаторства – городе Варшаве. Позже, когда уже в страшные годы Большого террора выпала горькая участь полнить собой ряды невинных жертв сталинского режима, всё это бескомпромиссно в строках приговора суда вылилось в аббревиатуру «ВМН»: «Высшая мера наказания». Но не станем, однако, забегать вперёд…
Революция октября 1917-го Михаила Георгиевича застала в городе на Неве, где в тот момент времени он учился в стенах одного из двух столичных кадетских корпусов. Новая власть сначала сняла погоны со старой армии, а затем и распустила её. Как печальный итог – судьба обездоленного беспризорника на холодных улицах голодного Петрограда. Спасибо сердобольные люди заметили доходягу, подобрали и принудительно отвели в приют.
Казалось бы, подросток должен был обозлиться на весь белый свет за порушенные на самом взлёте мечты и помыслы. Но этого, к счастью не произошло. Напротив, уже в детдоме Миша Забелин проникся глубокой симпатий к Советской власти, по причине чего 5 мая 1920 года в неполные мальчишеские шестнадцать лет добился зачисления добровольцем в ряды Красной Армии. Правда, в отправке на фронт ему всё же отказали, причём в категоричной форме: мал, мол, ещё – подрасти малёхо!..
Первое место его службы – военный оркестр 8-х Петроградских пехотных командных курсов РККА, а с августа 1920 года он уже трубач также дислоцировавшейся в Петрограде Высшей кавалерийской школы. Одновременно в 1922 году экстерном сдал экзамены за девятый класс общеобразовательный школы, что приравняло его к лицам, имевшим среднее образование. И в том же 1922 году сослуживцы оказали ему высокое доверие, приняв в ряды комсомола.
С 15 мая 1922 года и по 1 августа 1924 года – курсант 2-й Борисоглебско-Ленинградской (до конца января 1924 года – Борисоглебско-Петроградская) кавалерийской командной школы. По выпуску произведён был в краскомы с назначением на должность командира взвода 20-го кавалерийского Сальского полка 4-й кавалерийской Ленинградской дивизии Ленинградского военного округа, при к этом к осени 1927 года – там же, но уже в статусе Врид командира сабельного эскадрона.
Нет ничего удивительного в том, что его, человека с богатырской внешностью, непревзойдённого среди сослуживцев рубаку и джигита, вышестоящее командование осенью 1927 года выдвинуло на учёбу в Высшую военно-педагогическую школу физобразования, которая находилась в Ленинграде, и оно, начальство, надо сказать, не ошиблось в своём выборе, ибо именно стезя командира-физрука в конечном итоге и привела Михаила Георгиевича на вершину советского парашютизма. Впрочем, краскомом-десантником он стал не сразу – ещё три году кряду после окончания озвученной выше школы послужил в красной коннице: с 1 августа 1928 года и по 1 октября 1931 года – руководитель физической подготовки в стенах родной для себя Борисоглебско-Ленинградской кавалерийской школы. А потом резкий поворот в судьбе, выразившейся в неожиданной смене рода оружия – из кавалерии в… авиацию: как высококвалифицированный специалист своего дела был переведён из Ленинграда в Москву – в центральный аппарат оборонного ведомства, где ему доверили должность помощника инспектора по физподготовке Управления ВВС РККА. Вот здесь в порядке выполнения служебных обязанностей вплотную и столкнулся с парашютным делом. А к этому времени, напомним, парашюты уже стали неотъемлемым атрибутом военных лётчиков в ходе выполняемых теми полётов. Плюс – с 1929 года в Красной Армии существовали первые в/ч войск, которые впоследствии будут именоваться военно-воздушными…
Увлёкся да так, что в мае 1932 года добился зачисления в ряды курсантов созданных в крымском городе Евпатория пятимесячных Курсов инструкторов парашютного дела ВВС РККА. И по выпуску был назначен помощником начальника парашютного сектора всё того же УВВС РККА. По последней должности – и это, обратите внимание, в неполные тридцать! – носил в петлицах «номенклатурные» три «шпалы», которые, начиная с осени 1935 года, официально присваивались только полковникам и им равным!
В том же 1932 году совершил своей первый прыжок с парашютом из череды «рекордных высотных прыжков без кислородного прибора»: покинул борт самолёта на высоте, равной высоте Монблана, – 6200 метров! Смертельно опасным испытанием тогда стало и то, что воздушные потоки непредсказуемо отнесли парашютиста аж за 50 километров от аэродрома, на который он планировал изначально приземлиться. Уже на земле, в безлюдной местности пришлось вспоминать навыки ориентирования и выживания. Справился. И через два дня к ликованию боевых побратимов, мысленно уже записавших его в погибшие, благополучно прибыл в лётную часть. При этом большую часть пути добирался пешком и только последние километры – на попутной крестьянской подводе…
10 августа 1934 года в ходе авиационного праздника в Тушино, на котором присутствовал и И.В. Сталин, было публично оглашено постановление Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР о присвоении звания «Мастер парашютного спорта СССР» первым четырнадцати лучшим парашютистам страны. Третьим в том списке значилась фамилия краскома ВВС М.Г. Забелина как «совершившего 112 прыжков и выполнившего рекордные высотные прыжки без кислородного прибора».
Он же «за развитие парашютизма в стране» Указом ЦИК СССР от 5 мая 1935 года был удостоен ордена Красной Звезды. А уже 15 мая 1935 года краском ВВС М.Г. Забелин руководил группой девушек-парашютисток, которые в ходе коллективного десантирования продемонстрировали находившему в Москве с официальным визитом французскому министру иностранных дел Пьеру-Жан-Мари Лавалю предельно высокий уровень советского парашютизма. Сам Лаваль наблюдал за действом с земли в сопровождении наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова. И этот «французский» эпизод из военной биографии Михаила Георгиевича меньше чем через месяц получил продолжение: в июне 1935 года в Москву для изучения практического опыта Рабоче-Крестьянской Красной Армии прибыла очередная французская военная делегация, часть которой в лице капитана ВВС Фредерика Жея, капитана ВВС Андре Дюрьё и майора кавалерии графа Пешо Шалюе дю Рью была направлены в Тушино для приобщения к азам военно-десантного дела. В частности, капитан Ф. Жей в течение месяца под руководством мастеров парашютного спорта СССР М.Г. Забелина и Я.Д. Мошковского (а оба также – краскомы ВВС РККА) прошёл здесь интенсивный курс парашютной подготовки и, в частности, он совершил десять парашютных прыжков – восемь с У-2 и два с Р-5, в том числе один при коллективном десантировании с группы самолетов плюс – три затяжных прыжка. В итоге капитан Фредерик Жей стал первым среди французов парашютистом, и к тому же единственным на тот момент в Третьей Республике, чья квалификация была подтверждена официально – советским свидетельством парашютиста-инструктора! По возвращении на родину этот офицер сформировал и возглавил первую французскую десантную часть, где как как единственный в своей стране «дипломированный» специалист подготовил группу из пятидесяти парашютистов-инструкторов. Впоследствии дослужился до звания полковника. Его имя теперь почитается на родине на правах отца-основателям французских ВДВ!
Но вернёмся, однако, к повествованию о Михаиле Георгиевиче Забелине. В том же 1935 году он поставил ещё один рекорд в мировом парашютизме – совершил ночной прыжок с высоты в 4500 метров, в ходе которого, специально подчеркнём, парашют раскрыл только на высоте 900 метров. Таким образом, 3600 метров – это дистанция свободного падения, при этом из-за кромешной ночной мглы парашютист не имел возможности ориентироваться в пространстве и времени. Успех же был предопределён отточенным мастерством парашютиста, в том числе его точным и хладнокровным расчётом.
А 8 октября 1935 года Михаила Георгиевича в приказном порядке откомандировали на военную службу в систему Осоавиахима. Здесь он сначала возглавил парашютный сектор Управления авиации Центрального совета, а в 1937 году – находившейся в подмосковным Голицыно Всесоюзный парашютный центр. Это именно под его руководством и наставничеством в стране началась по-настоящему массовая и интенсивная подготовка хорошо подготовленных парашютистов из числа военнообязанных граждан и, в первую очередь, представителей допризывной молодёжи.
Приказом НКО СССР за № 888/п от 14 мая 1936 года в качестве первичного он был удостоен военного (в современной терминологии – воинское) звания «капитан», а на рубеже1937/1938 гг. очередного – «майор».
Из Аттестационного листа «на присвоение военного звания «майор» начальнику парашютной авиации Осоавиахима капитану ЗАБЕЛИНУ Михаилу Георгиевичу»: «Грамотный, волевой командир; имеет большой опыт в парашютной работе. Парашютно-десантное дело знает и любит.
Тов. ЗАБЕЛИНЫМ написаны основные учебники и руководства по подготовке парашютистов.
Работает много.
Недостатком является то, что работает по всем вопросам сам, поэтому слабо выращивает кадры».
К слову сказать, данный документ был составлен и подписан первыми лицами руководства Центрального аэроклуба СССР имени А.В. Косарева, а утверждён лично председателем Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР полковником Павлом Сидоровичем Горшениным.
По состоянию на 21 апреля 1937 года Михаил Георгиевич имел на своём лицевом счету 166 прыжков с парашютом и являлся автором целого ряда учебников, наставлений и научно-популярных книг и, в частности, «Парашютное дело. Учебник для лётных школ и строевых частей ВВС РККА» (М., Госвоениздат, 1934. – 88 с., с илл. 75000 экз.), «Прыжок с парашютом» (М., Молодая гвардия, 1933. – 62 с., с илл. 35000 экз.) и «Парашютный кружок» (М., Молодая гвардия, 1935).
Кроме того, в 1930-х гг. на достижения майора М.Г. Забелина как выдающего советского спортсмена-парашютиста много и часто ссылались в своих печатных трудах ведущие советские учёные, в том числе такие светила передовой научной мысли, как физик и мировед Я. Перельман и профессор Ю. Фролов.
21 мая 1938 года – чёрная дата в судьбе Михаила Георгиевича: он был необоснованно арестован органами госбезопасности по ложному обвинению «в участии в военно-фашистском заговоре». Следствие длилось почти год и 13 апреля 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР неправедно приговорила его к высшей мере наказания, в связи с чем уже на следующий день, 14 апреля 1939 года, он был расстрелян.
Считается похороненным на «расстрельном» полигоне НКВД «Коммунарка».
Посмертно реабилитирован 5 января 1957 года Военной коллегией Верховного суда СССР.
Сведения же о судьбе членов его семьи – супруге Рите Фёдоровне, сыне Игоре, предположительно, 1926 года рождения и дочери Мариане, предположительно, 1934 года рождения – в доступных источниках, увы, отсутствуют. Однако хочется верить, что этот очерк, воскрешающий заслуги майора-авиатора М.Г. Забелина перед Родиной, позволит отыскать его родных и близких, которые в свою очередь наверняка помогут пополнить фонды Центрального архива ДОСААФ России новыми уникальными документами о Михаиле Георгиевиче как об одном из самых ярких основоположников отечественного парашютизма…
Юрий РЖЕВЦЕВ.


Лето 1935 года, Тушинский аэродром, советские парашютисты-инструкторы М.Г. Забелин (стоит вторым справа) и Я.Д. Мошковский (сидит справа) среди своих «подопечных» французских коллег: стоят слева направо капитаны Андре Дюрьё и Фредерик Жей, сидит – майор кавалерии граф Пешо Шалюе дю Рью. Крайний справа (стоит) – неизвестный по имени советский военный переводчик.


1938 год, майор Михаил Георгиевич Забелин как подследственный сталинских органов госбезопасности.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #170 : 13 Февраль 2018, 22:04:55 »

Майор Яков Давидович Мошковский. Портрет со страниц советской библиографии.

В Центральном архиве ДОСААФ России отыскал личное дело и учётную карточку такого пионера советского парашютизма, каким являлся Яков Давидович Мошковский (1905-1939). Остаётся лишь сожалеть, что какой-то варвар когда-то выдрал из личного дела фотопортрет этого героя Отечества.
На днях сделаю обстоятельную энциклопедическую статью об Якове Давидовиче, а сейчас же и так сказать сугубо затравки ради и на правах уникального эксклюзива нашего уважаемого Форума – несколько сканов:





« Последнее редактирование: 14 Февраль 2018, 06:57:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #171 : 16 Февраль 2018, 19:51:20 »
Уникальный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=90541.0

Авиация Осоавиахима в 1941 году (по материалам ГАРФ):
План на 1941 год: подготовить пилотов первоначального обучения для школ ВВС Красной Армии общим числом 45000 человек, бойцов-парашютистов – 9190 человек, бойцов-планеристов – 3850 человек. При этом «программа обучения пилотов включала теоретический курс 272 часа и практическую лётную подготовку. Средний налёт на курсанта – 30 часов (КУЛП-41)».
К установленному сроку (к 15 декабря 1941 года) план объективным причинам не был выполнен = «36.066 пилотов, что составляет 80,1 % к заданию».

В мае-июне 1941 года Осоавиахим передал в состав ВВС Красной Армии «48 аэроклубов с 1.218 самолётами и 1.956 моторами, а также некоторые авиамастерские». При этом «1. При передаче 48 аэроклубов УВУЗ ВВС КА было передано самолётов У-2 1.218 и моторов М-11 – 1.956.
2. С началом военных действий по приказам командования фронтов было передано из аэроклубов для нужд фронтов самолётов У-2 – 219 и моторов М-11 – 340.
3. По решению Государственного Комитета Обороны передано частям Красной Армии 960 лучших самолётов У-2 М-11 с наличием ресурса до очередного ремонта не менее 40-50 %».


К началу войны авиация Осоавиахима «располагала 180 аэроклубами и 37 планерными клубами».

В ноябре 1941 года Осоавиахим передал в советские ВВС «значительную часть самолётов, моторов и лётно-технического состава, в связи с чем мощность авиации Осоавиахима резко уменьшилась».

В 1941 году по мобилизации «из 113 АК [аэроклубов] призвано в ряды Красной Армии 573 чел».

В августе-декабре 1941 года Осоавиахим, согласно Постановлению ГКО СССР, из своих аэроклубов и мастерских передал в состав ВВС Народного комиссариата Военно-Морского Флота СССР 1200 авиамоторов.

В ноябре-декабре 1941 года Осоавиахим дополнительно передал в состав ВВС Красной Армии 960 самолётов У-2 с моторами и лётно-технический состав.

Так же по решению ГКО и распоряжению заместителя председателя СНК СССР А.Н. Косыгина «для строительства аэросаней передано аэроклубами моторов М-11:
заводам наркомморфлота – 384;
-//- наркомречфлота – 43;
-//- наркомлеса – 28;
авиаремонтным мастерским Осоавиахима для производства ремонта с последующей отправкой заводам наркомморфлота - 745. Итого – 1200 моторов М-11»
.

В 1941 году Осоавиахим утратил (учтены переданные и списанные): самолётов У-2 – 2582, самолётов УТ-1 – 59, самолётов УТ-2 – 61. Моторов М-11 – 4781.

В начале июня 1941 года при Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова (Тушинский аэродром) Осоавиахимом ввиду большого некомплекта инструкторов-парашютистов» были открыты соответствующие Курсы, на которые «для развития парашютизма в новых советских республиках из Латвии и Эстонии были вызваны кандидаты на курсы». Однако «с объявлением мобилизации занятия были прекращены и слушатели в большинстве своём были мобилизованы в армию».

С началом Великой Отечественной войны Ереванский, Куйбышевский Ленинградский, Новосибирский и Ташкентский аэроклубы получили или по линии военкоматов, или же по линии штабов военных округов «специальное задание для подготовки бойцов-парашютистов… Задания выполнили полностью. Контингент направлен по специальному назначению».

По состоянию на начало 1942 года подготовка бойцов-парашютистов была поручена Осоавиахимом 64 аэроклубам, при этом сама учёба – она уже «с отрывом контингента от производства» и «с заданием выпустить подготовленного бойца для действий в составе частей воздушно-десантных войск Красной Армии».

По состоянию на октябрь 1941 года Осоавиахим имел в своём распоряжении 1593 единицы «годных тренировочных парашюта».
Согласно распоряжению СНК СССР, было передано в ВДВ 687 парашютов плюс также в ВДВ «ушли» 550 парашютов, «предназначенные Осоавиахиму из ВВС». При этом озвученная выше убыль к 1942 году была покрыта только 150 новыми парашютами, полученными от промышленности.
К началу 1942 года Осоавиахим имел в наличии: «годных тренировочных парашютов – 1.056, требующих ремонта тренировочных – 156; парашютов лётчика годных – 326, требующих ремонта – 45; парашютов других типов – 145».

По состоянию на январь 1941 года Осоавиахим имел 36 планерных клубов, а по состоянию на июнь того же года – уже 50.
Первоначальный план Осоавиахиму в отношении подготовки в 1941 году бойцов-планеристов – 5 тысяч человек, но в связи с началом Великой Отечественной войны он был снижен до 2980 человек. Однако «закончило полностью программу на 1.XII.1941 г. 1009 человек или 34 % годового задания».
В связи с начало Великой Отечественной войны «программа на 1941 г. была пересоставлена в соответствии с новым требованием подготовки не только планеристов, но и бойцов. Военная часть программы имела 107 часов. Занятия проводились без отрыва от производства».
По сетованию руководства Осоавиахима, «многие из окончивших курсантов по специальности никуда не направлялись и не использовались.
Вновь организованное Управление воздушно-десантных войск Красной Армии призвало через военкоматы большую часть инструкторов-планеристов для работы по специальности, но от курсантов оказалось»
.

1 июня 1941 года Центральная Кременецкая планерная школы произвела первый в своей истории выпуск инструкторов-планеристов. Всего было выпущено 54 человека, что составило только 70 % от плана.
Во время комплектования второго набора – эвакуация, по причине чего школы оказалась влитой в структуру Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (Тушинский аэродром), где в свою очередь «в связи с мобилизацией постоянного состава совершенно прекратила подготовку инструкторов».

Лучшие в 1941 году планерные клубы Осоавиахима: Барнаульский (выполнил план на 100 %), Молотовский и Кудымкарский Молотовской области (выполнили план на 158 %), Слободской Кировской области (выполнил план на 126 %), Чапаевский Куйбышевской области (выполнил план на 101 %) и Ярославский (выполнил план на 133 %).

По состоянию на январь 1941 года Осоавиахим располагал следующим числом планеров: марки «УС-5» – 102 единицы, марки «Ш-10» – 70 и марки «Г-9» – 93. Однако «более 50 % планеров требовали капитального ремонта в условиях мастерских и к полётам были не пригодны».
В связи с началом Великой Отечественной войны СНК СССР своим распоряжением предписал Осоавиахиму передать в распоряжение Главного управления воздушно-десантных войск Красной Армии 50 планеров, однако «полностью ВДВ планеры не приняло из-за трудности перевозки их. Передано планеров Саратовскому училищу ВДВ  всего 25 штук».
Общее число планеров по состоянию на январь 1941 года – 160 единиц, «из которых 50 % требуют капитального ремонта, часть подлежит списанию».
В 1941 году Осоавиахим утратил своей единственный планерный завод, поскольку последний оказался переданным в состав наркомата авиационной промышленности. «НКАП отпускает Осоавиахиму в первом полугодии [1942 года] всего лишь 25 учебных планеров и 10 многоместных», что не могло удовлетворить потребности Осоавиахима, в связи с чем Осоавиахим в 1942 году развернул на базе своей авиаремонтной мастерской «постройку планеров как учебных, так и новых типов».
Кроме того, в начале 1942 года Осоавиахим начал подготовку бойцов-парашютистов в 22 планерных клубах, при этом учёба велась без отрыва от производства. План на 1942 год – выпустить 1760 человек. Плюс – в 500 человек план подготовки при Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова по программе, предусматривавшей учёбу с отрывом от производства, пилотов-буксировщиков многоместных планеров для частей ВДВ.

Кроме того, в 1-м полугодии 1941 года Осоавиахим имел в составе своих органов снабжения 24 авиаремонтные мастерские, предназначавшиеся для капитального ремонта принадлежавших аэроклубам самолётов и авиамоторов. Однако по состоянию на 1 января 1942 года таких мастерских уже насчитывалось только одиннадцать, так как «9 были переданы ВВС по решению вышестоящих органов, одна мастерская осталась на временно оккупированной врагами территории и три перешли из хозрасчётных в аэроклубные».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

Главснабосоавиахим в 1941 году (по материалам ГАРФ):
К началу Великой Отечественной войны Управление производственных предприятий Главснабосоавиахима имело одиннадцать заводов:
- № 1 – в подмосковном Голицыно, производил учебные планеры;
- № 2 – в Ленинграде, производил санитарные носилки и телефонные катушки;
- № 3 – так же в Ленинграде, но только здесь производилось авиамодельное имущество, плакаты и наборы предметов для обучения тактике;
- № 4 – в Днепропетровске, производил «деревянные ружья»;
- № 5 – во Львове, производил учебные и спортивные планеры;
- № 6 – в Москве, производил малолитражные моторчики для авиамоделизма и учебно-стрелковые приборы;
- № 7 – в Ворошиловграде (ныне – Луганск), производил учебно-стрелковые приборы;
- № 8 – так же в Москве, но только здесь производилась отрава для мышей плюс – расфасовка нафталина и других порошков бытовой химии;
- № 9 – в Киеве, производил индивидуальные пакеты и различное медико-санитарное имущество;
- № 10 – в Ростове-на-Дону, производил учебные наглядные пособия;
- № 11 – в Горьком, производил учебные наглядные пособия и жидкий клопомор.
Те же самые заводы, но уже по состоянию на самый конец 1941 года:
- завод № 1 (Голицыно) – решением ГКО СССР по обстоятельствам военного времени изъят из состава Осоавиахима с переподчинением наркомату авиационной промышленности;
- ленинградские заводы №№ 2 и 3 – «переключились на увеличенный выпуск телефонных катушек, санитарных носилок и кровооснавливающих жгутов, сборку противогазов. Кроме того, выполняли отдельные задания местных органов обороны»;
- заводы № 4 (Днепропетровск) и № 5 (Львов) – утрачены как оставшиеся на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории СССР;
- завод № 6 (Москва) – «перешёл на выпуск агрегатов для выверки авиационных приборов АК-1 и производство деталей для гранат ГС»;
- завод № 7 (Ворошиловград) – частично был эвакуирован на станцию Соло-Тюбе, которая находилась в Кзыл-Ординской области Казахской ССР, «но в основном остался на месте и выполнял отдельные задания для нужд фронта»;
- завод № 8 (Москва) – «прекратил выпуск целого ряда продуктов бытового характера и полностью перешёл на увеличение производства спецкарандашей и ремонт противогазов»;
- завод № 9 (Киев) – был благополучно эвакуирован в Горький, где «обосновался на расширенной базе завода № 11»;
- завод № 10 (Ростов-на-Дону) – его эвакуировать не успели, после первого по счёту освобождения Ростова-на-Дону находился в стадии восстановления;
Л. 120.
- завод № 11 (Горький) – «вместо жидкостей и прочей продукции бытового характера стал производить сансумки, кровоостанавливающие жгуты и индивидуальные пакеты».
Кроме того, по состоянию на 1 января 1942 года система Главснабосоавиахима располагала 87 мастерскими по ремонту противогазов и иных средств противохимической защиты и одной мастерской по ремонту оружия. В этих мастерских на штатной основе трудилось 1175 рабочих и служащих. Места дислокации мастерских по ремонту противогазов – Москва, Ленинград и Баку.
Кроме того, в 1-м полугодии 1941 года Главснабосоавиахим имел в своём составе 24 авиаремонтные мастерские, предназначавшиеся для капитального ремонта принадлежавших аэроклубам самолётов и авиамоторов. Однако по состоянию на 1 января 1942 года таких мастерских уже насчитывалось только одиннадцать, так как «9 были переданы ВВС по решению вышестоящих органов, одна мастерская осталась на временно оккупированной врагами территории и три перешли из хозрасчётных в аэроклубные».
Юрий РЖЕВЦЕВ.

«Справка что дал Осоавиахим армии и фронту в 1941 г.» (из материалов ГАРФ):
Винтовок: боевых – 1288, боевых снайперских – 1137; учебно-выхолощенных – 72547 (в том числе 651 самозарядных), продольно разрезных – 3635; малокалиберных – 2679.
Пулемётов различных систем: боевых – 1426, учебно-выхолощенных – 1913, продольно разрезных – 848.
Кавалерийских шашек – 8.705. Патронов винтовочных: боевых – 6900000, малокалиберных – 2263209. Патронов револьверных – 119075.

Вещевое имущество: фуражки летние х/б – 39069, гимнастёрки летние х/б – 82251, брюки летние – 69169, ботинки и сапоги яловые – 34004 (но не указано – штук или пар?), рубахи нательные – 94418, кальсоны – 87844, одеяла – 47263, простыни – 135760, наволочки тюфячные – 60861, наволочки подушечные – 162.945, полупальто на вате и телогрейки – 22821, палатки лагерные – 2950.

Авиационное имущество: самолёты У-2 – 2397, авиамоторы М-11 – 3256, парашюты – 687, аэродромы – 59.

Аппаратура, санимущество и принадлежности: сирен унифицированных – 8800, сирен моторных – 3000, санитарных носилок – 26800, телефонных катушек – 19700, жгутов кровоостанавливающих – 500000, агрегатов К-1 для проверки авиаприборов – 490, спецкарандашей для очков противогазов – 13000000.

Кроме того, – имущество 48 аэроклубов, переданных в мае-июне 1941 года в ВВС Красной Армии Плюс Осоавиахим за свои средства и на своей производственной базе отремонтировал 670 авиамоторов, предназначенных для установки на аэросанях.
Всего Осоавиахимом в 1941 году было передано вооружения на сумму 18,6 млн рублей и ещё на 13,2 млн рублей – вещевого имущества.

Военные кадры, подготовленные Осоавиахимом в 1941 году для пехоты:
- ворошиловские стрелки 1-й степени – 1198781, а 2-й степени – 212799;
- наводчиков: ручных пулемётов – 27903, станковых пулемётов – 16724;
- снайперов – 4780;
- младших командиров-инструкторов стрелковых подразделений – 450000;
- младшего начсостава запаса – 2883;
- среднего начсостава запаса – 263;
- старшего начсостава запаса (переподготовленного) – 137;
- истребителей танков, миномётчиков, автоматчиков – 13000. Итого – 1939035.

Кавалерийские кадры:
- ворошиловских всадников 1-й ступени – 20945, а 2-й степени – 2423;
- младших командиров-инструкторов кавалерийских подразделений – 726;
- младших лейтенантов конницы – 100;
- ковочных кузнецов – 213. Итого – 24407.

Автомотокадры: шофёров 3-го класса – 12018, мотоциклистов – 4620, бойцов танковых экипажей – 1775. Итого – 18.413.

Кадры связи: радисты-коротковолновики – 18485, радисты-операторы – 4910, радиотелеграфисты-морзисты – 3325, телефонисты – 5670, младшие командиры-инструкторы-радисты – 2090, вожатые служебных собак – 1259, инструкторы по разведению служебных собак – 508, постовые голубеводы – 2900, младшие командиры-инструкторы-голубеводы – 503. Итого – 39.650.

Военно-морские кадры: допризывники (по программе военно-морской допризывной подготовки) – 19217, общественные инструкторы военно-морской подготовки – 5660. Итого – 24877.
Всего подготовлено – 2046382.

Из Осоавиахима в НКО СССР с началом Великой Отечественной войны убыло 1891 человек «из числа командиров и политработников кадра РККА». Из них: представителей высшего начсостава – 2 человека, старшего – 362, среднего – 1617.
Кроме этого, были переданы вместе с материальной частью 607 человек представителей авиации Осоавиахима, в том числе 340 лётчиков и 267 авиатехников.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #172 : 16 Февраль 2018, 20:07:09 »
Уникальный эксклюзив нашего уважаемого Форума: http://voenspez.ru/index.php?topic=90205.msg416503#msg416503

Из материалов ГАРФ: письмо за Исходящим № 812 от 11 апреля 1939 года за подписью Союза Осоавиахима СССР и РСФСР комдива П.П. Кобелева в адрес председателя Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотова. Отпечатано было в двух экземплярах 9 апреля 1939 года. Вот полный текст:
«Решением Совнаркома ССР № 7/III-39 г. Планерный завод № 3, входящий в систему Осоавиахима, передан наркомату судостроительной промышленности.
Планерный завод по характеру выпускаемой им продукции являлся не только единственным в СССР, но и за пределами Советского Союза.
Если даже не вся продукция Планерного завода была хорошей, то это объясняется тем, что враги народа прикладывали к этому делу свою руку, всячески стремясь подорвать планеростроение.
За период своего существования завод накопил большой опыт, создал квалифицированные кадры и выпускал продукцию, давшую возможность СССР держать ряд мировых рекордов.
Создавшееся положение с планеростроением на заводе к моему приходу было исключительно тяжёлым, планерное дело окончательно развалено в стране и не было оставлено ни единого планерного центра в СССР. В связи с передачей завода положение ещё более ухудшилось и ведёт к полной ликвидации планеризма в СССР.
Кадры из-за перехода завода на другой профиль остались не у дел и переход\т в другую отрасль промышленности, многолетний накопленный заводом опыт распыляется, затраченные на его приобретение средства пропадают.
Директива Комитета обороны от 5/IV-39 г. за № 23374/с на основе Постановления от 7/III-38 года за № 56/с не даёт реального выхода из сложившегося положения, т.к. снятием 20 шт. катеров, которые освобождают слишком незначительную площадь на заводе им. Каракозова, дадут возможность только закончить часть недоделанной продукции.
Подготовка массовых кадров парителей из-за отсутствия материальной части становится невозможной, Советский Союз может выйти из числа стран, могущих держать и впредь мировые рекорды и бороться за дальнейшее их завоевание.
Центральный совет Осоавиахима, не считая возможным допустить ликвидацию планеризма в нашей стране, при всё увеличивающемся интересе к этому ввиду воздушного спорта, дающему весьма значительные результаты в ускорении подготовки лётных кадров для УВВС РККА, просит Совнарком СССР вернуть Осоавиахиму основные оборотные средства быв. Планерного завода за счёт лимитов наркомата судостроительной промышленности на предмет срочной организации новой производственной базы планеростроения при Остафьевском аэродроме».
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 011
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Навигатор
« Reply #173 : Вчера в 07:30:42 »
Отсюда: http://voenspez.ru/index.php?topic=92821.0

В сентябре 2017 г. мой товарищ из г. Калининграда, командир поискового отряда «Совесть» Руслан Хисамов (его общественный пост в последние годы именуется: председатель региональной общественной организации поисковиков Калининградской области «Совесть»; он также является членом совета при губернаторе области по увековечению памяти погибших при защите Отечества) прислал материалы о поднятии отрядом в начале августа обломков самолета-штурмовика Ил-2 с останками летчиков.
Попросил найти родственников стрелка-радиста гв. старшины Дмитриенко Василия Сергеевича, так как он «ваш, из Ставропольского края».
Совсем скоро такую же просьбу Руслан Рафитович высказал и по пилоту гв. лейтенанту Тарасову Петру Николаевичу, поскольку надежда на помощь каких-нибудь поисковиков на его родине в г. Орехово-Зуево Московской области не оправдалась.
Подобную помощь отряду, с которым раньше несколько лет подряд работал в Калининградской области, как на «Вахтах памяти», так и в поиске утраченной братской могилы моего родственника, оказывать уже приходилось. Например, лет 5 назад нашел в одной деревне близ московского Домодедово родственников сержанта-пулеметчика Орлова Василия Николаевича из 358 сд, останки которого Руслан и его ребята подняли в 2012 г. в Калининграде на улице ГСС сержанта Мишина (материал об этом публиковался на одном форуме).
Это телевизионные репортажи с места раскопок. В работе поисковиков на местности принял личное участие губернатор области Алиханов А.А. (в те дни – врио губернатора), который давно поддерживает поисковиков.
http://vesti-kaliningrad.ru/poiskoviki-obnaruzhili-razbivshijsya-vo-vremya-vostochno-prusskoj-operacii-samolet-pryamoe-vklyuchenie/
http://www.ntv.ru/video/1494300/ или http://www.ntv.ru/novosti/1897858/
Здесь он озвучил первичную версию поисковиков об экипаже: «украинец и грузин». Первоначально, с учетом места обнаружения самолета и имеющихся данных о потерях нашей авиации в этом районе (юго-запад области, ок. 30 км от Калининграда, близ поселка Пятидорожное, бывший немецкий н.п. Бладиау), предполагалось, что это был Ил-2 из 956 шап 311 шад 1 ВА.
Странички предполагавшихся воинов на калининградском сайте Prussia39, который создал и ведет с группой энтузиастов Д.А. Востриков, также член названного общественного совета при губернаторе области:
- мл. лейтенант Гальченко Николай Сергеевич: http://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128153
- мл. сержант Чубинидзе Шотта Нестерович: http://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=128154
Но когда на обнаруженных при раскопках узлах и деталях отмыли номер мотора и потом установили номер самолета, стало ясно: другой экипаж, из 136 гв. шап 1 гв. шад 1 ВА:
- гв. лейтенант Тарасов Петр Николаевич: http://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=121217
- гв. старшина Дмитриенко Василий Сергеевич: http://www.prussia39.ru/memory/warrior.php?wid=121260
Тарасов Петр Николаевич 1918 г.р., уроженец г. Орехово-Зуево. Призван в 1940 году Орехово-Зуевским ГВК Московской области. Офицер 1 гв. шад, гвардии лейтенант. Погиб 19.03.1945 года: Восточная Пруссия, Кёнигсбергский округ, Хайлигенбайльский район, г.дв. Попляукен. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 11458 д. 742. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=57332215

Дмитриенко Василий Сергеевич 1921 г.р., уроженец села Маруха Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики. Призван в 1940 году Черкесским ГВК. Воин 1 гв. шад, гвардии старшина. Погиб 19.03.1945 года: Восточная Пруссия, н.п. Владиау (БЛАДИАУ – прим. Г.П.), западнее, г.дв. Попляукен. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18003, д. 544. https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=4277848

Фотографии с места обнаружения самолета и раскопок:

Номер двигателя на обнаруженных узлах.


Нацарапанные на штурманской линейке-транспортире инициалы «ТП»: подходит «Тарасов Петр».

Забегая вперед: родственников я нашел. Одних – за три дня до Нового года, других – через неделю после его наступления. Родных пилота гв. лейтенанта Тарасова П.Н. – в г. Москве, г. Орехово-Зуево Московской области, г. Киеве, а родных воздушного стрелка-радиста гв. старшины Дмитриенко В.С. – в г. Черкесске, КЧР (ранее автономная область в составе Ставропольского края), г. Невинномысске Ставропольского края.
Это родные племянницы погибших – дочери их братьев, также фронтовиков, а также дети и внуки этих племянниц. С обеих сторон нашлось по нескольку человек, желающих приехать в Калининград на перезахоронение останков их родных, которое, насколько известно, намечается в мае или июне 2018 г. на мемориале в поселке Пятидорожное.
В последние дни на страничках воинов сайта Prussia39 помещены отсутствовавшие прежде фотографии Тарасова и Дмитриенко, их мне прислали родственники.

Снимок осени 1941 г. Сержант П.Н. Тарасов как выпускник Тбилисской военно-авиационной школы пилотов (ВАШП).


П.Н. Тарасов Дата снимка неизвестна.


Сержант В.С. Дмитриенко, при петлицах и шевроне курсанта военно-авиационного училища/школы военных пилотов. Дата снимка неизвестна.


В.С.Дмитриенко в центре. Дата снимка неизвестна.

(Продолжение следует.)
Записан
Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 [9]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »