Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Stalag Luft 2 Litzmannstadt  (Прочитано 2151 раз)

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 341
  • Skype: g_kushelev
Stalag Luft 2 Litzmannstadt
« : 09 Март 2011, 13:38:49 »
Номер записи в ОБД – 272159683. Корниенко Иван Георгиевич 18.05.1917 г.р. Офицер 204 вбор 1 ВДК, старший лейтенант. 17.07.1941 года пленён противником по Житомиром. Узник шталага № 2 для пленённых советских лётчиков с лагерным номером «82». Погиб в плену.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/013/123/1231697.jpg&id=272159682&id=272159682&id1=c9b61337a25ef7a65d01c17f496d2c6e
« Последнее редактирование: 06 Апрель 2017, 16:54:50 от Sobkor »
Записан

kzvalet

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
Re: Stalag Luft 2 Litzmannstadt
« Reply #1 : 01 Февраль 2015, 21:36:13 »
Stalag Luft 2 это в русском переводе шталаг-2, находившийся в подчинении Люфтваффе. На указанный период он дислоцировался в немецком городе Litzmannstadt/Лицманнштадт, который до немецко-фашисткой оккупации и после неё это польский Лодзь.
В шталагах, имевших приставку «Luft», содержались преимущественно пленённые авиаторы противника, причём не только лётчики, но и прочие представители ВВС.


« Последнее редактирование: 06 Апрель 2017, 17:26:59 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31 125
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Stalag Luft 2 Litzmannstadt
« Reply #2 : 26 Декабрь 2018, 17:54:05 »
Номер записи в ОБД – 272162016. Кралин Михаил Алексеевич 02.11.1914 г.р., лётчик 237 шап, младший лейтенант. Пленён противником 05.07.1943 года под Харьковом. Узник шталага № 2 Люфтваффе. Источник – ЦАМО: ф. Картотека пленённых советских офицеров. Ящик № 124, лл. 615 и 615об.

От Юрия Евгеньевича Николаева (г. Снежинск Челябинской области):

Весна 1938 года, новоиспечённый выпускник лётной школы Борисоглебского аэроклуба Михаил Алексеевич Кралин при знаках различия пилота запаса.
- КРАЛИН Михаил Алексеевич, офицер-фронтовик, бывший узник нацистских лагерей.
Родился 2 ноября 1914 года в пристанционном посёлке стации Алексиково, что в черте районного пгт Новониколаевский Волгоградской области.
Курсант-пилот первого набора 1937 года Борисоглебского аэроклуба, где закончил обучение в марте 1938 года.
Предположительно, в том же 1938 году был призван Борисоглебским РВК Воронежской области с направлением в ряды курсантов одного из военных училищ лётчиков.
К началу июля 1943 года – лётчик 237-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной (впоследствии – Павлоградская Краснознамённая) дивизия 9-го смешанного авиационного (впоследствии – Одесский) корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта (II ф), младший лейтенант по воинскому званию.
5 июля 1943 года не вернулся из своего самого первого боевого вылета. Подробности той драмы – строками статьи В.И. Петрова и О.В. Растренина «Штурмовик Ил-2» со страниц спецвыпуска журнала «Авиация-Космонавтика» (№№ 5-6 за 2001 год], http://www.airpages.ru/ru/il2_15.shtml: «Трагически сложился боевой вылет на уничтожение немецких самолётов на аэродроме Основа (6 км южнее Харькова) для летчиков 237-го ШАП 305-й ШАД 9-го смешанного авиакорпуса 17-й воздушной армии. По данным авиаразведки на аэродроме находилось до 150 немецких самолетов. Аэродром прикрывался 6 батареями зенитной артиллерии. В светлое время на аэродроме всегда находилась готовая к вылету дежурная группа истребителей. Бомбоштурмовой удар предполагалось нанести силами 16 Ил-2 в составе двух групп по 8 машин в каждой. Ведущим двух групп, он же ведущий первой группы, был назначен командир эскадрильи к-н Г.Я. Цыганков, ведущим второй группы – заместитель командира полка м-р Г.М. Карбинский.
Первая группа «Илов» должна была атаковать немецкие самолеты с высоты 1000-1200 м, а следующая за ней вторая группа – с бреющего полета. Предполагалось, что в этом случае система ПВО аэродрома будет дезориентирована и ее огонь будет не эффективным.
Боевая загрузка Ил-2 состояла из 500 кг фугасных и осколочных бомб, 4-6 РС-132 и полного боекомплекта к пушкам и пулеметам.
Штурмовиков прикрывали 10 Ла-5 из 31-го ИАП 295-й ИАД, две пары которых должны были за 3 минуты до подхода штурмовиков к аэродрому выйти вперед и блокировать аэродром.
Полёт до линии фронта выполнялся на высоте 400 м, затем на подходе к аэродрому первая группа набирала необходимую для атаки высоту, а вторая – снижалась до бреющего. Выход в эфир до пересечения линии фронта категорически запрещался, радиосвязь – только на приём.
Казалось бы, сделано все для обеспечения скрытности удара, но судьба распорядилась иначе. Подлетая к линии фронта, «Илы» и «Лавочкины» встретили несколько групп Не-111Н и Bf-109G, которые летели для нанесения бомбовых ударов по войскам Красной Армии. Ни советские летчики, ни экипажи люфтваффе в бой не вступали. Каждый решал свою задачу. Однако было совершенно очевидно, что и внезапного налёта на аэродром Основа не будет. Наверное, командованию 237-го ШАП или ведущему группы следовало бы прекратить выполнение поставленной боевой задачи и ударить по запасной цели на линии фронта, но этого не случилось...
На рубеже Старый Салтов немцы встретили советские штурмовики хорошо организованным трех-четырёх слойным зенитным огнём, а около 10 Bf-109G атаковали Ла-5. На высоте 1500 м завязался воздушный бой. В результате обе группы Ил-2 оказались без прикрытия и пошли к цели самостоятельно. Выделенная для блокирования аэродрома группа Ла-5 к этому времени также была связана боем с немецкими истребителями и прикрыть штурмовики над целью не могла.
На подходе к аэродрому Основа Ил-2 были перехвачены примерно 20 Bf-109G, которые парами и четверками атаковали (со стороны задней полусферы одновременно сверху и снизу) отдельные штурмовики (главным образом отставшие) группы Цыганкова, шедшей первой. В первые же минуты боя были сбиты младшие лейтенанты Городников (воздушный стрелок с-т Новицкий), Быков (без воздушного стрелка), Трусков (воздушный стрелок с-т Зорин) и Русакевич. Огневое взаимодействие в группе нарушилось. К аэродрому пробиться все же удалось. Однако вместо обещанных разведкой 150 самолетов на аэродроме экипажи обнаружили лишь две небольшие группы немецких машин: одна поменьше – на старте и вторая побольше – на северо-восточной окраине аэродрома. Одна пара Ил-2 ударила по первой группе, а другая пара – по второй группе немецких самолетов. Каждая пара штурмовиков бомбила и обстреливала свои цели самостоятельно. В результате удара несколько немецких самолетов загорелись. Во время атаки огнем МЗА был поврежден самолет ведущего группы к-на Цыганкова (сел на вынужденную в 5 км от аэродрома Основа). Оставшиеся штурмовики выходили из атаки разрозненно и безо всякого огневого взаимодействия, вследствие чего «Илы» младших лейтенантов Малышева и Кралина были сбиты «мессершмиттами». Самолеты упали в районе цели...
Группа м-ра Карбинского вышла к цели в полном составе и парами атаковала немецкие самолеты на северо-восточной окраине. Во время и на выходе из атаки огнем МЗА были сбиты Ил-2 м-ра Карбинского (воздушный стрелок с-т Рушенцев) и мл. лейтенантов Соболева (воздушный стрелок с-т Клевковский) и Балабанова (без воздушного стрелка). Самолеты командира эскадрильи капитана Силенберга и комзвена мл. л-та Шмидта были сбиты Bf-109-ми на отходе от цели и места их падения никто не наблюдал.
На свой аэродром (Покровское) на изрешеченном самолете вернулся лишь экипаж ст. л-та К. Шакурского. По воспоминаниям очевидцев, старший лейтенант долго плакал в кабине, а воздушный стрелок с-т Черняк от перенапряжения никак не мог освободиться от парашюта. Это был их первый боевой вылет. Лейтенант И. Данильченко (воздушный стрелок с-т Зайков) на поврежденном Ил-2 сел на соседнем аэродроме в Уразово и после дозаправки и мелкого ремонта перелетел на свой аэродром. Его «Ил» имел большие и малые повреждения. Данильченко доложил, что наблюдал на аэродроме Основа, до 17 горящих немецких самолетов на северо-восточной окраине, где последние стояли скученно. Позже вернулись сбитые над аэродромом к-н Цыганков, мл. л-т Трусков вместе со своим воздушным стрелком сержантом Зориным (в бою ранен в руку) и мл. л-т Соболев (попал в плен, но вскоре освобожден).
Таким образом, общие потери, понесенные 237-м штурмовым авиаполком в ударе по аэродрому Основа составили: 13 самолетов, 10 летчиков и 11 воздушных стрелков. Из них 9 Ил-2 потеряны от воздействия истребительной авиации противника и 4 машины – от огня зенитной артиллерии. При этом, в первой группе штурмовиков (группа Цыганкова) из 8 машин 6 Ил-2 были сбиты истребителями люфтваффе и только 1 Ил-2 сбит немецкими зенитчиками. Во второй группе (группа Карбинского) 3 самолета сбиты зенитной артиллерий и 3 «Ила» - истребителями.
Воздушный бой истребителей 31-го ИАП закончился в пользу советских летчиков. Два Bf-109G записал на свой счет л-т Горбинов и по одному «мессершмитту» сбили комполка м-р П.Ф. Муташев и л-т П.И. Якубовский. Своих потерь полк не имел.
Анализ показывает, что причинами случившегося являются как плохая подготовка летного состава к ведению боевых действий в составе групп самолетов, так и плохое планирование боевого вылета групп полка со стороны командования 305-й ШАД (командир – п-к Н.Г. Михевичев) и 9-го САК (командир – генерал-майор О.В. Толстиков).
Летный состав 237-го ШАП, по сути, не был готов к выполнению такой сложной боевой задачи, как удар по аэродрому противника. Лёетчики полка были обучены боевым действиям лишь в составе пар самолетов. Боевой опыт на Ил-2 из всего полка имели только два пилота – к-н Цыганков и м-р Карбинский, один боевой вылет был у мл. л-та Дъяченко. Много воевал лейтенант Данильченко, но на У-2. Остальные летчики полка и воздушные стрелки 5 июля выполняли свой первый боевой вылет.
Собственно, во всем корпусе только 672-й ШАП из 306-й ШАД имел боевой опыт. Другие полки хотя и участвовали в боях в 1941-42 гг., но из-за потерь и полной замены личного состава боевого опыта не имели. Молодежь 305-й ШАД за время учебы в 1-й ЗАБ не выполнила в полном объеме 2-й раздел программы боевой подготовки – боевое применение. Многие летчики нуждались в большой лётной тренировке и в обучении ведению групповых и индивидуальных воздушных боев с истребителями противника.
В результате в условиях сильного противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии атака целей экипажами 237-го ШАП выполнялась в составе пар самолётов, которые действовали по отдельным целям. Это совершенно не обеспечивало как надежного подавления целей, так и огневого взаимодействия во время атаки истребителей противника. Кроме того, прикрытие 16 штурмовиков Ил-2 всего десяткой истребителей Ла-5 нельзя признать достаточным и соответствующим степени защищенности цели.
Именно по этим причинам немцы, сразу же введя в бой крупные силы своих истребителей, смогли отсечь истребители 31-го ИАП от сопровождаемых ими штурмовиков, а затем разгромить обе группы Ил-2, уничтожая отдельные пары штурмовиков. К тому же, с началом воздушного боя наращивание сил своих истребителей командованием корпуса и 295-й ИАД организовано не было».

Не вернувшийся с боевого задания младший лейтенант М.А. Кралин был признан пропавшим без вести 05.07.1943 года. Его жена, Кралина Нина Леонидовна, в это время проживала в Борисоглебске: по улице Сенной, 77.
Как выяснилось позже, М.А. Кралин не погиб в этом бою. Он был захвачен в плен и в конце июля доставлен в лагерь для военнопленных «шталаг Луфтваффе-2» в Лицманнштадте (после начала оккупации Польши так назывался польский город Лодзь).
В аду нацистских лагерей чудом, но выжил. По состоянию на 1945 год офицер М.А. Кралин после репатриации на Родину проходил спецпроверку, после чего был демобилизован.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »